Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠšΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π‘. Π“. АнаньСва

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Научная ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ позиция Π²Ρ‹Π²Π΅Π»Π° АнаньСва Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ психологии. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмС классификации Π½Π°ΡƒΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ исходил ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, изучая ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈΡ… ΡΡ‚ановлСния Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΡ‹ Ρ„актичСски ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ. Он Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΠ» ΠΈ Ρ†ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ французского философа ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ дСятСля П. ВСйяра Π΄Π΅ Π¨Π°Ρ€Π΄Π΅Π½Π°, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π‘. Π“. АнаньСва (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ΠΊΠ»Π°Π΄ Бориса ГСрасимовича АнаньСва Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ отСчСствСнной психологии Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… областях: институциализация психологии Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской России; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСста психологии Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ; созданиС авторской структурно-гСнСтичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π‘. Π“. АнаньСв — ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ЛСнинградской психологичСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской России ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ — Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚Π° психологии ΠΏΡ€ΠΈ ЛСнинградском государствСнном унивСрситСтС (Π½Ρ‹Π½Π΅ Π‘ΠŸΠ±Π“Π£) Π² 1966 Π³. Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ создатСлСм Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚Π° психологии, АнаньСв ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊ ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ сотрудников ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… Π›Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Ρ€Π°Π΄Π°, срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π›. М. Π’Π΅ΠΊΠΊΠ΅Ρ€, И. М. ПалСй, Π’. А. Π“Π°Π½Π·Π΅Π½, Н. А. Π’ΠΈΡ…, Н. А. Π ΠΎΠ·Π΅, Π•. Π€. Π Ρ‹Π±Π°Π»ΠΊΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€. Π‘Π°ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚, Π΅Π³ΠΎ сотрудников ΠΈ ΡΡ‚ΡƒΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ рассматривал ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΠ½ эмпиричСских исслСдований Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° («ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… людСй»), Π³Π΄Π΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π» ΠΈ Ρ€ΡΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ участником («ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ») ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… взглядов Π‘. Π“. АнаньСва происходило ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Π’. М. Π‘Π΅Ρ…Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этапах своСго становлСния Π² Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ВлияниС Π‘Π΅Ρ…Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Π° ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π΅ обоснования психологичСского знания ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ систСмС ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ². НаучныС прСдставлСния АнаньСва ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ структурно-гСнСтичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°3 Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ анализируСтся ΠΊΠ°ΠΊ слоТно организованная трСхуровнСвая систСма: ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚риваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ свои свойства Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ.

ЀизиологичСский Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠ·ΠΌ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ярко прСдставлСн Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°-ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°. Π­Ρ‚Π° ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ. ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ объСм Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π³Π»Π°Π², посвящСнных Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅, составляСт Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 50% тСкста основной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π‘. Π“. АнаньСва «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ познания» (1968). Вторая систСма Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚ психики Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ личности. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ части своих ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π‘. Π“. АнаньСв Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠ°: «Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — общСствСнный ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ историчСского процСсса»[1].

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ-ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ систСма Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π±ΠΈΠΎ-социо-гСнСтичСской чСловСчСской психики ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄Π²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ систСмы взглядов. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ достигаСт Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Ρ‹ своСго развития ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ свойства, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, пройдя ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ своСго онтогСнСтичСского ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития — ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ГСнСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· с Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π»ΠΎΠ½Π³ΠΈΡ‚ΡŽΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° исслСдования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ИдСя ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ основной Ρ†Π΅Π»ΠΈ чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ сблиТаСт ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ с ΠΈΠ΄Π΅ΡΠΌΠΈ прСдставитСлСй гуманистичСской психологии. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ†Π° Π‘. Π“. АнаньСва ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π° Н. А. Π›ΠΎΠ³ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π° ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ АнаньСва состоит Π² Π΅Π΅ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚очСнности Π½Π° Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях пСрСплСтСния ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ цСлостного ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π°. Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π²Π° ряда АнаньСв ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ личности»[2][3]. Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ писал: «Π•ΡΠ»ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — „Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Π°“ всСй структуры чСловСчСских свойств, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — „Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π°“ личности».

Для Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ

ΠžΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ свойства ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, «ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡΡΡŒ» Π½ΠΎ ΡΡ‚упСням Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Π΄Ρ‹ «ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ — Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ»?

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π‘. Π“. АнаньСва, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологичСской школС. Он Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π» ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ классификации ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² психологичСского исслСдования ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡΠ΄Ρƒ с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ психофизиологичСского ΠΈ Π°Π½Ρ‚ропомСтричСского исслСдования использовал ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… участник ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ свои состояния ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ процСсса интроспСкции (личностныС опросники). ИмСнно Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ АнаньСва Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ использовались тСст ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π”. ВСкслСра, 16-Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ опросник Π . ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π»Π°, ВАВ Π“Π΅Π½Ρ€ΠΈ ΠœΡŽΡ€Ρ€Π΅Ρ ΠΈ Π΄Ρ€. АнаньСв ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠ³Π°Π» ΠΊΠΎΠΌ;

плСксныС эмпиричСскиС исслСдования, основанныС Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π°Ρ…, Π²Π²Π΅Π» Π² ΠΎΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ статистичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° эмпиричСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, использовал ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·. Π•Π³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ содСрТат ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ статистичСскиС Π²Ρ‹ΠΊΠ»Π°Π΄ΠΊΠΈ. Π­Ρ‚Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ярко ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… прСдставитСлСй отСчСствСнной психологии Π΅Π³ΠΎ поколСния.

Научная ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ позиция Π²Ρ‹Π²Π΅Π»Π° АнаньСва Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ психологии. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмС классификации Π½Π°ΡƒΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ исходил ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, изучая ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈΡ… ΡΡ‚ановлСния Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΡ‹ Ρ„актичСски ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ. Он Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΠ» ΠΈ Ρ†ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ французского философа ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ дСятСля П. ВСйяра Π΄Π΅ Π¨Π°Ρ€Π΄Π΅Π½Π°, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ «Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ„Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Π² ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡƒΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ образовался ΠΌΠΈΡ€ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ» ΠΈ «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ познания это ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅»[4]. НазваниС основной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ познания» явно навСяно идСями Π΄Π΅ Π¨Π°Ρ€Π΄Π΅Π½Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΎΠΉ «Π€Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°».

  • [1] АнаньСв Π’. Π“. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ познания. Π›., 1968. Π‘. 276.
  • [2] Π›ΠΎΠ³ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π° Н. А. ΠžΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ психичСского развития Π‘. Π“. АнаньСва // ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π». 2014. Π’. 35. № 2. Π‘. 91 — 102.
  • [3] АнаньСв Π‘. Π“. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ познания. Π‘. 329.
  • [4] ВСйяр Π΄Π΅ Π¨Π°Ρ€Π΄Π΅Π½ II. Π€Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. М.: Айрис-прСсс, 2002. Π‘. 327.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ