Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе квалиметрической модели

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на наличие достаточно большого числа научных работ по оценке профессиональной подготовки в системе высшего технического образования, не получили должного развития методические основания оценки кадрового обеспечения радиоэлектронного комплекса страны, профессиональной компетентности выпускников высшей технической школы. Таким образом, возникает научная задача, имеющая важное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Состояние и проблемы профессиональной подготовки инженерных кадров в условиях модернизации радиоэлектронного комплекса России
    • 1. 1. Концептуальные составляющие модернизации радиоэлектронного комплекса России и роль высшей школы в формировании кадрового потенциала

    1.2 Общероссийская система обеспечения качества высшего инженерного образования как инструмент реализации государственной политики и анализ состояния подготовки специалистов для радиоэлектронного комплекса России. 12

    1.3 Профессиональная компетентность специалистов как основа формирования инновационного потенциала модернизации современного радиоэлектронного комплекса России. 23

    1.4. Структура и составляющие профессиональной компетентности специалистов для радиоэлектронного комплекса России. 28

    1.5 Требования к профессиональной компетентности специалистов для радиоэлектронного комплекса России. 38

    1.6 Методы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для радиоэлектронного комплекса России. 45

    Выводы. 51

    2 Система комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России

    2.1 Принципы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для радиоэлектронного комплекса России. 53

    2.2 Организационная структура системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России. 57

    2.3 Функции элементов системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России. 61

    Выводы. 63

    3 Квалиметрическая модель комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России

    3.1 Образовательная квалиметрия как инструмент комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России. 65

    3.2 Модель квалиметрической оценки профессиональной компетентности специалистов для РЭК. 67

    3.3 Показатели и критерии профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.80

    3.4 Метод оценки компетенций специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.92

    3.5 Метод комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.101

    3.6 Апробация метода комплексной оценки и градация уровней сформированное&trade- профессиональной компетентности специалистов дляРЭК.106

    Выводы.108

    4 Нормативно-методическое обеспечение системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России

    4.1 Структура, состав и функции нормативно-методического обеспечения системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов.110

    4.2 Документированная процедура измерения компетенций специалистов.113

    4.3. Документированная процедура комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов.123

    4.4 Документированная процедура принятия решений по результатам комплексной оценки компетентности специалистов.135

    4.5 Апробация системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.144

    Выводы.147

Система комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе квалиметрической модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью активизации процессов перевода предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на инновационный путь развития, отмеченного в качестве одного из важнейших направлений стратегии социально-экономического развития государства.

Главной особенностью в организации и управлении наукоемкими предприятиями и организациями радиоэлектронного комплекса (РЭК) России становится интеграция системы подготовки профессиональных инженерных кадров и наукоемкого радиоэлектронного производства. Динамизм современной социальной и экономической жизни, возрастающие требования к будущим специалистам заявленных отраслей обуславливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса в высшей технической школе, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия личностного потенциала и непрерывное формирование его профессиональной компетентности.

Необходимость разработки комплексной оценки профессиональной компетентности для эффективного функционирования системы подготовки специалистов для наукоемких высокотехнологичных отраслей приобретает особую значимость. В частности, предпосылкой для совершенствования системы оценивания результатов является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на основе компетентностного подхода и удовлетворение требований системы менеджмента качестварезультативность процесса «Человеческие ресурсы» (раздел 6.2 ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 15.002−2003), назначение которогоуправление обеспечением предприятия персоналом в необходимом количестве и с соответствующим уровнем квалификации. Результатом обучения студента в техническом вузе должен стать прогнозируемый уровень сформированности его профессиональной компетентности. Данные о его достижении на разных этапах обучения также чрезвычайно важны для будущей профессиональной деятельности специалиста: они дают возможность преподавательскому корпусу сделать обоснованный выбор дальнейших методических и технологических путей обучения и контроля, дифференциации и индивидуализации профессионально-образовательных программ.

Несмотря на наличие достаточно большого числа научных работ по оценке профессиональной подготовки в системе высшего технического образования [1−8], не получили должного развития методические основания оценки кадрового обеспечения радиоэлектронного комплекса страны, профессиональной компетентности выпускников высшей технической школы. Таким образом, возникает научная задача, имеющая важное народнохозяйственное значение в условиях модернизации и диверсификации радиоэлектронного производства — задача исследования современного состояния подготовки профессиональных инженерных кадров и разработки системы измерения общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций и комплексной оценки профессиональной компетентности.

Целью диссертационной работы является разработка комплекса подходов, методов, моделей и инструментария системы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для РЭК России.

Для достижения поставленной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:

— анализ современного состояния и проблем оценки качества профессиональной подготовки инженерных кадров в условиях модернизации радиоэлектронного комплекса;

— разработка структуры и составляющих профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций РЭК России;

— выявление и систематизация специфических особенностей образовательной системы подготовки профессиональных инженерных кадров для наукоемких организаций и предприятий РЭК;

— формирование системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций РЭК России;

— разработка квалиметрической модели комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций РЭК России;

— апробация и внедрение разработанной системы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров в техническом университете в логике квалиметрии образования.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки инженерных кадров для предприятий и организаций РЭК России.

Предметом исследования являются система подходов, методов и моделей измерения компетенций и эффективной комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.

Методология и методика исследования. В основу работы положен системный подход, использованы методы функционального и информационного моделирования, теория управления предприятием, прикладные методы моделирования сложных динамических систем. Для решения поставленных в исследовании задач задействована методология анализа и синтеза, теории множеств, а также нормативно-правовые документы в области разработки систем комплексной оценки качества производства и образовательной деятельности.

Выводы.

Разработанное в ходе диссертационного исследования нормативно-методическое обеспечение системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций РЭК включает следующие документированные процедуры:

1. Стандарт измерения общекультурных и профессиональных компетенций.

2. Стандарт комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля.

3. Документированную процедуру предупреждающих (ПД) и корректирующих (КД) действий.

Все разработанные нормативные документы устанавливают требования, ответственность должностных лиц, призванных измерять и оценивать уровень профессиональной компетентности, порядок их взаимодействияопределяют методическое обеспечение комплексной оценки профессиональной компетентностидифференцируют систему показателей и критериев ее оценкиалгоритмизируют процедуру интерпретации и обработки полученных квалиметрических данныхопределяют уровень сформированности профессиональной компетентности специалиста.

Результативность разработанной системы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для наукоемкого производства определяется логикой построения и реализации ее нормативно-методического обеспечения.

Преимущество предложенной методики комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для наукоемкого радиоэлектронного производства заключается в том, что она позволяет дать не только комплексную оценку качества подготовки студента на любом этапе его формирования как специалиста радиоэлектронного комплекса России, но и оценить всю совокупность его компетенций, а также профессиональную компетентность как комплексную сбалансированную совокупность отдельных компетенций в процессе и результате подготовки в вузе и в последующей профессиональной деятельности.

Заключение

.

Результаты выполненной диссертационной работы позволяют сделать вывод об актуальности и целесообразности проведенного исследования, итогом которого стали новые научные результаты:

1. В ходе анализа современного состояния и проблем профессиональной подготовки инженерных кадров в условиях модернизации радиоэлектронного комплекса России выявлены нерешенные проблемы в действующей системе подготовки специалистов, в частности — отсутствие системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для отраслиопределены направления деятельности для их преодоления.

2. Дифференцированы специфические черты образовательной системы подготовки профессиональных инженерных кадров для наукоемких радиоэлектронных отраслей.

3. Определены требования к составу и содержанию общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций специалистов для наукоемких высокотехнологичных ортаслей в условиях их диверсификации, опирающиеся на компетентностную парадигму как основу формирования инновационного потенциала модернизации современного радиоэлектронного производства.

4. Сформулирована концепция системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для наукоемкой радиоэлектронной отрасли.

5. Разработана структура и составляющие профессиональной компетентности инновационных инженерных кадров в логике составляющих общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

5. Для реализации разработанной концепции разработана организационная структура, принципы деятельности и функции элементов системы комплексной оценки профессиональной компетентности выпускников технического университета.

6. Разработаны методы и средства системы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для РЭК, интегрирующие:

— квалиметрическую модель и критерии системы оценки общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций, составляющих профессиональную компетентность современного специалиста с высшим техническим образованием;

— метод оценки совокупности компетенций на основе требований, заложенных во ФГОС ВПО по направлению подготовки;

— алгоритм мониторинга сформированное&tradeпрофессиональной компетентности на этапе учебно-производственной деятельности при участии всех заинтересованных сторон.

7. Разработаны методы оценки результативности разработанной системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.

Достигнутые результаты позволили обеспечить достижение поставленной в диссертационном исследовании цели — разработать систему комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе квали-метрической модели.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России разработаны:

— концепция, принципы, система, методы и средства комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе квалиметриче-ской модели;

— требования к общекультурным, общепрофессиональным и профессионально-специализированным компетенциям специалистов, необходимым для продуктивной профессиональной (проектно-конструкторской, научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной) деятельности на предприятиях и организациях радиоэлектронного комплекса;

— методы измерения компетенций специалистов для предприятий и организаций РЭК;

— система комплексной оценки пофессиональной компетентности в совокупности оценки общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций и прогнозируемый уровень ее сформированности на разных этапах обучения специалистов;

— методы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России в логике прогнозирования конкурентноспособности специалистов по радиоэлектронным системам;

— квалиметрическая модель комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России;

— нормативно-методическое обеспечение системы комплексной оценки профессиональной компетентности выпускников инженерного профиля (в системе менеджмента качества МИРЭА разработаны стандарты измерения профессиональных компетенций и комплексной оценки профессиональной компетентности, документированные процедуры корректирующих и предупреждающих действий);

— методы оценки результативности системы комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций РЭК.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработанная концепция, принципы, методы, модели и средства комплексной оценки уровня профессиональной компетентности специалистов для предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России на основе адаптивно-динамической диагностики являются универсальными и могут быть распространены на другие направления подготовки профессиональных кадров для различных как гражданских, так и оборонных отраслей промышленности.

Применение разработанных методов обеспечит объективность оценочных процедур, их мониторинг, осуществление корректирующих и предупреждающих действий в системе профессиональной подготовки для ее совершенствования, что, в итоге, позволит обеспечить высококвалифицированными компетентными специалистами предприятия и организации РЭК России.

Разработанные методы оценки общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций специалистов по радиоэлектронным системам позволяют повысить объективность оценивания при аттестации, конкурсном отборе на должности при трудоустройстве, при необходимости и целесообразности повышения квалификации или перепрофилирования в условиях модернизации и диверсификации отрасли.

Метод оценки результативности позволит дать объективную оценку проектно-конструкторской, научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной деятельности специалиста в логике менеджмента качества образовательного учреждения и предприятия.

Разработанная квалиметрическая модель системы комплексной оценки профессиональной компетентности инженерных кадров нашла свое применение в ходе формирования СМКО МИРЭА в форме разработанных стандартов и других документированных процедур.

Результаты диссертационного исследования продуктивно используются в НИУ «Ядерный университет „МИФИ“», НИТУ «МИСиС», технических университетах МИЭМ и МИРЭА в части комплексной оценки профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля с целью развития систем менеджмента качества, что подтверждено актами внедрения.

Разработанные методы и модели комплексной оценки качества объектов образовательной системы профессиональной подготовки инженерных кадров для наукоемких радиоэлектронных отраслей, уровня их профессиональной компетентности являются универсальными и могут быть трансформированы на другие направления подготовки профессиональных кадров для различных как гражданских, так и оборонных отраслей промышленностирезультат их применения проявится, в итоге, в повышении эффективности инновационной научно-производственной деятельности предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Теория и практика диагностики гуманитарной подготовленности студентов технических специальностей: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 210 с.
  2. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад/ Н. А. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
  3. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Издание официальное. М.: Издательство стандартов, 2001. — 26 с.
  4. Russel С. Jones. Global Accreditation Trends", Proceedings of the International Conference on Engineering Education, July 2003, Valencia, Spain.
  5. Russel C. Jones. Accreditation and Quality Assurance. Special issue of the International Journal of Engineering Education. 11 papers on quality assurance. Published as volume 16, number 2, 2000.
  6. Russel C. Jones. Guidelines for Definition of Necessary Basic Knowledge in Engineering Education. Ideas. WFEO Committee on Education and Training, No. 8, November 2001.
  7. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы ква-лиметрии)/Г.Г.Азгальдов. -М.: Экономика, 1982.-256 с.
  8. О.Андрианов Ю. М. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении/ Ю. М. Андрианов, А. И. Субетто. — JL: Машиностроение, 1990. — 216 с.
  9. O.A. Менеджмент качества: анализ основных определений/ O.A. Горленко// Методы менеджмента качества. 2004. — № 12. — С. 34−36.
  10. М.Г. Управление качеством: учебное пособие/ М. Г. Миронов. -М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2006. — 228 с.
  11. В.М. Управление качеством : учебное пособие для вузов/ В. М. Мишин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.
  12. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Издание официальное. М.: Издательство стандартов, 2001. — 26 с.
  13. A.B. Профессиональная компетентность как основа формирования инновационного потенциала модернизации производства в условиях его диверсификации". // Наукоемкие технологии. М.: Радиотехника. № 1. Том 12. 2011.-С. 28- 32.
  14. A.B., Чернов A.B. Оценка эффективности системы менеджмента качества. Материалы Международной научно-технической конференции «ПОЛИМАТЕРИАЛЫ-2003″, Москва, 2003 г. С. 397−400.
  15. Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы/ Л. О. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. -192 с.
  16. План мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002−2010 гг.: Сайт Министерства образования Российской Федерации http://www.edu.gov.ru.
  17. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской федерации. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I). (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.fepro.ru/. 26.11.2006.
  18. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.fepro.ru/. 26.11.2006.
  19. Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. „О ключевых компетенциях обучения в течение жизни“ (2006/962/ЕС).
  20. A.B., Сидорин В. В., Чернов A.B. Мониторинг качества обучения. Труды III —го Международного симпозиума „Новые технологии в образовании“. Салоники, Греция, 2002 г. С. 57−60.
  21. A.B., Сидорин В. В., Чернов A.B. Внутренний аудит и оценка эффективности системы менеджмента качества обучения. Труды Международной конференции по проблемам образования. Салоники, Греция, 2002 г. С. 18−22.
  22. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. Published by: Ministry of Science, Technology and Innovation, Bredgade 43, DK-1260 Copenhagen K, 2007.
  23. Australian Qualifications Framework. Implementation Handbook. Third Edition, 2002.
  24. Послание президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации. Российская газета от 13 ноября 2009 № 214 (5038).
  25. В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Монография.- Великий Новгород, 2005. — 216 с.
  26. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
  27. Bologna Seminar Council of Europe Higher Education Forum on Qualifications Frameworks. Directorate General IV: Education, Culture and Heritage, Youth and Sport. Council of Europe Headquarters, Strasbourg, 11 -12 October, 2007.
  28. Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2006/07. National Trends in the Bologna Process, EURYDICE, Brussels, 2007.
  29. National Qualifications Frameworks: Development and Certification / Report from Bologna Working Group on Qualifications Frameworks, May, 2007.
  30. Bethany S. Oberst and Russel С. Jones. Megatrends in International Engineering Education, 2003. ASEE Annual Conference & Exposition Proceedings. American Society for Engineering Education, Washington DC.
  31. Russel C. Jones and Bethany S. Oberst. Capacity Building: Engineers for Developing Countries,» 2003 ASEE Annual Conference & Exposition Proceedings, American Society for Engineering Education, Washington DC.
  32. Russel C. Jones. Developments in Engineering Education and Accreditation in the United States, Societe europeenne pour la formation des ingenieurs (SEFI), Annual Meeting Proceedings, Paris, France, 2001.
  33. Burton L.M. Mwamila and Erik W. Thulstrop. Foreign Adaptation of US Engineering Models. Engineering and Technology for Sustainable Development: Proceeding of a Regional Meeting, Bagamoyo, Tanzania (2001).
  34. В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва, 2005. — 68 с.
  35. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 160 с.
  36. JI.M. Индикаторы образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 160 с.
  37. Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. Челябинск: ЧГАУ, 2004. 192с.
  38. Mary Besterfield-Sacre. Defining the Outcomes: A Framework for EC-2000″, IEEE Transactions on Education, Vol. 43, No. 2, May 2000.
  39. Barbara M. Olds. Effective Strategies to Assess the Impact of e-Learning. Proceedings of’e-Technologies in Engineering Education', United Engineering Foundation Conference, Davos, Switzerland, August 2002.
  40. Gloria M. Rogers and Julia M. Williams. Electronic Portfolios as a Tool for Assessing Student Outcomes. Proceedings of 29th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference, November 1999, San Juan, Puerto Rico.
  41. Russel C. Jones and Bethany S. Oberst. It’s Time to Rethink Engineering Education Conferences. The Renaissance Engineer of Tomorrow, Societe europeenne pour la formation des ingenieurs (SEFI), Annual Meeting Proceedings, Florence, Italy, 2002.
  42. A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал «Эйдос», 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/122.htm.
  43. Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe by Christian Tauch and Andrejs Rauhvargers. European University Association, European Commission- Directorate General for Education and Culture. September, 2002.
  44. Э.М. Управление качеством образования/ Э. М. Короткое. — М.: Академический Проект: Мир, 2006. 320 с.
  45. Е.В. Оценка качества образования с учетом требований потребителей/Е.В.Красильникова, Т.С. Ванеркина// Экономика образования.-2006.- № 1. — С. 50.
  46. Образование за рубежом: сб. ст. М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. -112 с.
  47. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/ под ред. М. М. Поташника. — 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 448 с.
  48. Г. Ш. Теоретическое обоснование комплексной оценки качества продукции/ Г. Ш. Рубин// Совершенствование организации производства на предприятиях: тез докл. респ.науч.-техн. конф. Свердловск, 1981. — С. 41−46.
  49. А.И. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика: материалы Второго симпозиума. От квалиметрии человека — к ква-лиметрии образования (генезис)/ А. И. Субетто. М., 1993. — Кн. 2. 4.1. -242 с.
  50. В.К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции: учебное пособие/ В. К. Федюкин. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. 296 с.
  51. И.Ф. Квалиметрия и управление качеством. — М.: изд-во ВЗПИ, 1992.-255 с.
  52. Е.В. Внутривузовское управление качеством образования: монография/ Е. В. Яковлев. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. 390 с.
  53. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб., ООО «Речь», 2004. — 350 с.
Заполнить форму текущей работой