Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития
Можно выделить ряд и других важнейших аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников. Однако, анализ психологической литературы позволил удостовериться в том, что специфика проявления познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития
- 1. 1. Состояние проблемы родительско-детских отношений в семьях младших школьников с задержкой психического развития в коррекционной психологии
- 1. 2. Специфика формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития в зависимости от родительско-детских отношений в коррекционной психологии
- 1. 3. Постановка проблемы исследования. Гипотезы, задачи, методы, этапы и методики исследования
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи родителько-детских отношений и познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития
- 2. 1. Программа констатирующего эксперимента
- 2. 2. Специфические особенности родительско — детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с задержкой психического развития, выявленные по результатам констатирующего эксперимента
- 2. 3. Особенности познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР
- Выводы по главе
- Глава III. Программа и результаты формирующего эксперимента
- 3. 1. Программа формирующего эксперимента. мирующего
- Выводы по третьей главе
Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Смена приоритетов в системе коррекци-онио — развивающего обучения, переориентация с авторитарной на личност-ноориентированную модель, привела к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим основной задачей школы становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для максимальной самореализации каждому ученику. Особое внимание должно быть уделено исследованиям в области образования и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста, так как на этом этапе психического развития закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения на основе специфического восприятия мира и учебнопознавательной деятельности. При этом важно стремиться к обеспечению оптимальных условий в общеобразовательной школе, где они обучаются, для становления младшего школьника с ЗПР как субъекта учебной деятельности.
Для постановки проблемы нашего исследования значимыми явились труды Л. И. Божович, 1968; А. К. Дусавицкого, 1989; EJ1. Ильина, 2000; П. Я. Гальперина, 1985; А. К Марковой, 1983; Н. Г. Морозовой, 1979; В.Н. Мясище-ва, 1962; C. J1. Рубинштейна, 1989; Г. И. Щукиной, 1971 и других авторов, работающих прежде всего в области педагогической психологии. Они отмечают, что развитие познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в процессе обучения обеспечивает осознание ценности учебной деятельности, мотивационную направленность на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на ее процесс и результат.
В числе психологических условий формирования познавательного интереса у младших школьников исследователи выделяют зависимость от усвоения теоретического предметного содержания (В.В. Давыдов, 1986), формирование отдельных элементов учебной мотивации в процессе учебной деятельности (А.К. Маркова, 1983), посторенние активных взаимоотношений учителя и учащихся в ходе учебного процесса (Г.И. Щукина, 1971) и другие.
Можно выделить ряд и других важнейших аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников. Однако, анализ психологической литературы позволил удостовериться в том, что специфика проявления познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях (Э.А. Баранова, 2006; И. М. Дмитриева, 2003;Т. Н. Князева, 2005). Мы полагаем, что без решения этой задачи невозможно формирование личности, способной к постоянному самообразованию и саморазвитию, к самостоятельной деятельности на последующих этапах онтогенеза.
Необходимо также отметить, что изучение психологических особенностей развития познавательного интереса у младших школьников с ЗПР является важной, но не единственной задачей, требующей пристального внимания ученых. В конечном итоге ее решение устремлено на реализацию остроактуальной проблемы практического плана-создание условий формирования познавательного интереса, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Мы исследовали проблему психологических особенностей формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в зависимости от специфических особенностей родительско-детских отношений и особенностей психического развития ребенка этой формы дизонтогенеза.
Значительная практическая ценность этой проблемы и отсутствие прямых работ, которые исследовали бы формирование познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР и его зависимость от особенностей родительско-детских отношений, позволяют нам определить выбранную тему диссертационной работы как остроактуальную.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности взаимосвязи родительско-детских отношений и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: познавательный интерес как мотив учебной деятельности младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: разработка и реализация программы изучения взаимосвязи родительско-детских отношений и их влияния на формирование познавательного интереса к учению младших школьников с ЗПР. Создание и апробация программы оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, обусловливающих формирование у детей познавательного интереса. Гипотезы исследования:
1. Индивидуальнотипические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР зависят от ряда социопсихологических характеристик и типов родительского отношения и особенностей дефекта психического развития.
2. Родительскодетские отношения могут негативно влиять на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через снижение познавательной активности и темпа формирования общей способности к учению из-за недостаточной психологопедагогической осведомленности и обедненности микроклимата семьи.
3. Оптимизация родительскодетских отношений позволит при определенных психологических условиях целеустремить и активизировать формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР, а следовательно, позитивно повлиять на успешность их учебной деятельности.
В соответствии с целью, предметом, гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, сравнить полученные данные с результатами изучения нормально развивающихся сверстников.
3. Выявить индивидуально — типические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.
4. Систематизировать данные об особенностях влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.
5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по оптимизации развивающего влияния родительско-детских отношений на познавательный интерес детей с ЗПР.
6. Проследить динамику влияния коррекционно-развивающей программы на формирование познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.
Методологические основы исследования определили:
— положения JI.C. Выготского об объективных законах нормального и отклоняющегося развития ребенка, основы которых заложены в созданной им теории культурно-исторического понимания развития психики. С позиций этой теории неполноценное психическое развитие ребенка может быть обусловлено как отклонениями в функционировании центральной нервной системы, так и неблагоприятной социальной средой;
— теория J1.C. Выготского о культурно-историческом формировании высших психических функций. Познавательный интерес, как и любая другая психическая функция, подчиняясь закону развития высших психических функций, формируется первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества со взрослым и лишь затем становится индивидуальным достоянием самого ребенкав связи с этим в становлении познавательного интереса ключевую роль играет общение с окружающими людьми, в частности, с родителями;
— положение У. В. Ульенковой о роли субъектной активности ребенка как фактора психического развития и саморазвития. По мнению автора, ребенок является субъектом деятельности, осуществляя планирование деятельности, операциональную и оценочно-контрольную ее компоненты, ребенок формируется как личность;
— концепция В. Н. Мясищева о личности, рассмотренной в системе отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения до конца жизни. Формирование личности человека происходит в результате восприятия им на сознательном уровне сущности социальных и объективно существующих отношений в условиях его микробытия.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеметеоретико-прикладное моделирование программы исследованияиндивидуальный констатирующий эксперимент, направленный на изучение взаимосвязи родительско-детских отношений и познавательного интереса в структуре общей способности к учению в основной и контрольных группахкачественный анализ собранных фактических данныхметоды математической обработки полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые в коррекционной психологии в качестве предмета специального исследования выступили специфические особенности взаимосвязи родительско-детских отношений в их влиянии на формирование познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития: -получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, в частности, о влиянии типа родительских отношений в семьях на процесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР;
— дан сравнительный анализ социально-экономических и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся младших школьников и младших школьников с ЗПР;
— выявлены негативные аспекты родительского влияния на познавательную активность;
— выявлены как общие особенности познавательного интереса в структуре формирующейся общей способности к учению, так и характерные для нормально развивающихся младших школьников и детей с ЗПР.
Полученный массив фактических данных позволил их конкретизировать по основным аспектам деятельности практического психолога, определить возможные направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, их родителями и педагогами с целью интенсификации формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в работе психологических служб воспитательно-образовательных учреждений с младшими школьниками с ЗПР и их родителямипсихологами и коррекционными педагогами при разработке коррекционных мер, направленных на формирование у детей познавательного интересапреподавателями педагогических вузов при подготовке специалистов по коррекционной психологии и педагогике.
Апробация работы. Основные теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы и в целом результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (ШГПИ) — общеинститутских научно-практических апрельских конференциях, проводимых в рамках дней науки в ШГПИ (2005,2006) — научной студенческой конференции «Наука и современность» (г. Шадринск, 2004) — третьих психолого — педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» на базе научной лаборатории и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии (Шадринск, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65- летию Шадринского государственного института «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования" — межрегиональной научнопрактической конференции «Социальнопсихологические аспекты формирования личности» ШГПИ (март 2004 года) — второй международной научнопрактической конференции «Психология родительства и семейного воспитания» (Курган, 2004).
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР обусловлена с одной стороны спецификой дефекта, а с другой стороны неблагоприятным воздействием родительскодетских отношений.
2. Нарушения развития психической сферы у младших школьников с ЗПР, сочетаясь с неблагоприятными особенностями родительскодетских отношений, приводят к специфическому снижению познавательной активности и их общей способности к учению.
3. Выявление и анализ особенностей родительскодетских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с ЗПР, выступающих фактором формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у этих детей, позволяют наметить важнейшие направления коррекционно-развивающей работы практического психолога с родителями по оптимизации родительскодетских отношений с целью интенсификации психологических механизмов, определяющих формирование у детей познавательного интереса.
Структура работы. Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, список литературы (188 наименований, в том числе 4 на иностранном языке), 6 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 17 таблицами, 7 гистограммами.
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.
Экспериментальные данные, полученные в контрольном эксперименте, который был проведен по окончании третьего блока занятий, позволили зафиксировать следующую динамику:
1. Во всех экспериментальных классах произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса при актуализации мотивацион-ной, интеллектуальной и регуляционной составляющих общей способности к учению. Дети, находившиеся ранее на низких уровнях сформированности познавательного интереса (на 3-м, 4-м, 5-м), в большинстве случаев улучшили свои показатели. Самым массовым для младших школьников с ЗПР стал второй уровень (продуктивно — поисковый) сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению (61,1%), который требует некоторой стимуляции извне.
Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов выявили значительное отставание в формировании познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, находящихся в типичных условиях семейного воспитания, от учащихся, чьи родители прошли специальное обучение.
2. Фактором, снижающим позитивный эффект реализуемой программы, также можно считать стиль взаимодействия педагога с учащимися, основанный на жесткой регламентации поведения и деятельности детей, непризнания их интересов и потребностей, перенос критичной оценки с конкретного поступка на личность ребенка, неиспользования приемов, предполагающих активизацию умственных усилий ребенка.
Определенное воздействие негативного характера на темп и качество формирования познавательного интереса отмечается и со стороны личностных особенностей ребенка, в частности, повышенной его тревожности — в этом случае тревога, беспокойство по поводу собственных возможностей в достижении объективного результата, сдерживают проявления его активности, инициативности, самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности, что приводит к снижению познавательной активности. В снятии этих негативных проявлений, несомненную помощь детям могут оказать родители.
Заключение
.
Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования родительско-детских отношений как фактора формирования познавательного интереса младших школьников с ЗПР подтверждают и конкретизируют наши исходные гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Нормальное и отклоняющееся развитие происходит на основе общих закономерностейпроцесс формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР идет по тем же законам, что и у их сверстников с НУР. Выявлено, что у всех младших школьников (с НУР, и с ЗПР) недостаточно хорошо сформирован высший уровень (субъектнопоисковый): фиксируется у НУР (27,3%), и у детей ЗПР (1,4%). Этому уровню присущи острая, достаточно устойчивая заинтересованность в осуществлении познавательной деятельности, относительно высокая степень интенсивности проявления познавательного интереса во всех структурных составляющих общей способности к учению, позитивная модальность испытываемых в связи с интеллектуальной деятельностью эмоций, потребность в умственном напряжении, поисковая устремленность и действенность по отношению к объекту мысли, активность и самостоятельность в поиске решения, в организации собственной деятельности.
2. Получил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтвержден факт влияния родительского отношения на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР:
— сравнительный анализ социальных и психологических характеристик семей, воспитывающих нормально развивающихся детей и детей с ЗПР, показал, что семьи младших школьников с ЗПР имеют худшие жилищно-бытовые условия: 79,2% проживают в частном неблагоустроенном секторе (НУР — 45,5%). Уровень образования родителей младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у родителей нормально развивающихся сверстников. В семьях младших школьников с ЗПР преобладает социальный статус рабочих (53,8%) и нетрудоустроенных (39,3%), где неработающими являются оба родителя, одинокие матери в том числе;
— доминирующими типами родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ЗПР, являются авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, эмоциональное отвержение ребенка, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», что негативно сказывается на формировании познавательного интереса младших школьников с ЗПР: снижает познавательную активность и темп формирования общей способности к учению;
— в большинстве семей (90,3%), воспитывающих младших школьников с ЗПР (НУР 63,6%), наблюдаются неблагоприятные типы отношения родителей к детям и детей к родителям.
Таким образом, родительско — детские отношения в семьях младших школьников с ЗПР носят негативный характер. Они выступают фактором, осложняющим формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.
3. Исследуя индивидуальнотипические особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению младших школьников с ЗПР, мы выявили:
— наиболее характерным для младших школьников с ЗПР оказался инактив-ный, репродуктивный тип познавательного интереса, характеризующийся чертами, иллюстрирующими с негативной стороны все компоненты познавательного интереса: эпизодичностью его проявления в зависимости от формы и ситуации предъявления задания, отсутствием инициативности и неспособности к самостоятельному поиску решения задачи, ориентацией на оказываемую извне помощь, устремленностью на формальное достижение результата, ограниченными регуляционными возможностями, не позволяющими автономно от взрослого осуществлять поисковые действия;
— у подавляющей части детей с ЗПР в период обучения потенциал развития познавательного интереса остается нереализованным, соответственно не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, что, безусловно, не обеспечивает внутренних условий для их субъектного вхождения в учебную деятельность- - с возрастом динамика параметров познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с ЗПР проявляется в незначительном повышении уровня сформированности познавательного интереса в составе общей способности к учению.
4. Зависимость уровня сформированности познавательного интереса от родительскодетских отношений доказывает также наличие корреляционной связи между типом родительского отношения и уровнем сформированности познавательного интереса младших школьников с ЗПР. Это подтвердило наше предположение о том, что благоприятные родительско-детские отношения являются необходимой предпосылкой и фактором формирования познавательного интереса младших школьников как с ЗПР, так и нормально развивающихся.
5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную теоретическую гипотезу о возможности оптимизации родительско-детских отношений с целью интенсификации механизмов формирования познавательного интереса у детей в специально созданных психологических условиях проведения коррекционной работы. Реализация программы осуществлялась по этапам: 1) информационному- 2) собственнокоррекционному- 3) закрепляющему.
6. Анализ результатов реализации программы психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР через родительско-детские отношения позволяет констатировать существенные положительные изменения во всех структурных единицах познавательного интереса: в мотивационной направленности, в операционно-технических возможностях осуществления поисковой деятельности, в регуляции ребенком собственной познавательной деятельности, что отражает внутренние условия становления младшего школьника с ЗПР как субъекта познавательной деятельности. Таким образом, реализация коррекционно-развивающей программы с целью интенсификации психологических механизмов формирования данного психического образования, разработанной с позиции рассмотрения его как интегративного свойства способности, обеспечила создание эффективного психологического механизма повышения субъектности ребенка в осуществлении им познавательной деятельности.
7. Выполненное исследование продемонстрировало эффективность психологической помощи по нивелированию негативного влияния родительско-детских отношений на формирование познавательного интереса младших школьников с ЗПР.
Список литературы
- Аксенова Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших дошкольников на занятиях по развитию речи// Актуальные проблемы практической психологии- Н. Новгород, 1994 с. 93−94
- Альраххаль, Дертам Иосеф. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автор, дисс. Канд. Псих, наук.- М., 1992.- 23с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 19 826, — Т.2.-288с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПБ.: Речь, 2005.- 128с.
- Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дисс. доктора психол. наук. -Н.Новгород, 2006
- Барцалкина В.В. Познавательная ценность и условия ее формирования// Вопросы психологии.- 1977а- с. 111−114
- Барцалкина В. В. Формирование ценности познавательной деятельности у дошкольников// Новые исследования в психологии.- 19 776, — № 2. (17). с. 67−70.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителей.- Екатеринбург, 1997.-185с.
- Белопольская Н.Л. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР: Автор, дисс. канд. псих, наук.- М., 1976.- 21с.
- Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.-М., 1999
- И. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2001- 136с.
- Бодалев А.А. Личность и общение.: 1995.- 328с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968- 464с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с ЗПР: Авт. Дисс.канд. псих, наук: М., 1983- 15с.
- Брайтфельд В.М. Мотивация учебной деятельности младших подростков с ЗПР: Автор, дисс. канд. псих, наук.- М., 1999.= 23с.
- Быков А.К. Методы активного социально- психологического обучения: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 160с.
- Варга А. Я. Системная семейная психология. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001 .-141с.
- Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к близким взрослым и сверстникам.- М., Дисс. канд псих, наук- Н. Новгород, 1991- 190с.
- Васягина Н.Н. Диагностика детско- родительских отношений. Шад-ринск: Изд-во шадринского пединститута, 1999.- 49с.
- Введение в детскую психологию / Сост. Э. А. Баранова. СПб.: Речь, 2006, — 176с.
- Ветчинская P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с детьми как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф.дис. канд.пед.наук, — Хабаровск, 1997, — 20с.
- Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР//Дефектология.- 2005.- № 2.- с57−65
- Власова Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития)// Дети с нарушениями: Хрестоматия/ Сост. В. Астапов.- М., 1995.- с 73−81
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии-М., 1971.- 173с.
- Володько Н.В. Диалогическое общение как фактор преодоления дезадаптации к школе: Дис. канд псих. Наук.- Н. Новгород, 1999.- 176с.
- Выготский JI.C. Детская психология// Собр. Соч.: В 6 т.М., 1984 Т.4. 433 с.
- Выготский JI.C. Проблемы развития психики// Собр. Соч.: В 6 т.М., 1983 Т.3.369 с.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения детей//Психология личности. Тексты под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер- М., 1982
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512с.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольни-ков//Вопросы психологии.- 1984.-№ 1.- с43−40
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.- 239с.
- Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир//Дошкольное воспитание, — 2000.-№ 2- с 91−100
- Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной- науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1984.- 256с.
- Джумалиева Ж.М. К проблеме формирования познавательного интереса дошкольников в процессе общения//Вопросы педагогики и психологии общения, — Фрунзе, 1975.- Вып.1.-с.86−90
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: пособие для педагогов, психологов практиков, родителей.- М.: АРКТИ, 2005.-68с.
- Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003
- Дружинин В. Н Психология семьи.-М., 1996. -156с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.-М., 1991.-230с.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.- 176с.
- Ермашенков И.Э. Влияние детей с ЗПР на социально психологический климат семьи.- Дисс. канд. псих. наук. -М., 2001
- Жаренкова Г. И. Воспитание детей в процессе коррекции учебной деятельности на уроках труда//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения/ Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М., 1981.-с 19−36
- Жуйков С.Ф. К проблеме диагностики обучаемости дошкольни-ков//Вопросы психологии.- 1971.-№ 5.- с85−98
- Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого- педагогического обследования детей медико- педагогических комиссиях 2-е изд. М., 1985−45с- приложения: 240с.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.-М., 1988,-96с.
- Зайкова С.А. Психологические особенности негативного влияния семьи на психическое развитие детей дошкольного возраста и условия его преодоления. Дисс.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.О М.: Просвещение, 1986.- 128с.
- Защиринская О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития//Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии.- СПб: Речь, 2003- с.223−229
- Земленухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте// Возрастные особенности психического развития детей, — М., 1982
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб: Изд-во «Речь" — «ТЦ Сфера», 2001.- 400с.
- Иванова Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения/ на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов: Автореф. дис. канд. псих, наук.- М., 1979.- 26с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.- 512с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А. Алексеевой.- М., 2002.- 92с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981, 200с.
- Капустина Н.Г. Соотношение стилей семейного воспитания и механизмов психологической защиты в младшем школьном возрасте//Материалы международной научно- практической конференции «Семья и будущее России», — Екатеринбург, 2005. с66−68
- Карабанова О.А. Психология отношений и основы семейного консультирования: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2004.- 320с.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР.- Екатеринбург, 1995-с67.
- Клюшенкова Е.В. Программа и содержание занятий по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР средствами ознакомления с природой.- Н. Новгород, — 1998.- 52с.
- Князева O.JI. Особенности познавательной активности дошкольников при решении наглядно- действенных задач// Вопросы психологии, — 1987,-№ 5.- с 86−93
- Князева Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР: Дис.канд. псих. Наук.- Н. Новгород, 1994.- 177с.
- Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду. Автореф. дисс.. доктора псих, наук.- Н. Новгород, 2005
- Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР. -дисс.канд. псих, наук.- Н. Новгород, 2002
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Дисс.докт. псих. наук. -М., 1997- 323с.
- Котырло В.К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников// Вопросы психологии.-1991.-№ 2.- с50−60
- Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями.- Псков: ПОИПКРО, 2002- 118с.
- Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование.- СПб.:КАРО, 2004.-224с.
- Кузнецова JI.B. Особенности мотивационно- волевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению: Автор, дисс. канд. псих, наук.- М., 1986.-16с.
- Кузнецова JI.B., Староверова М. С. Типология школьной неуспешности в аспекте психолого- педагогического сопровождения неуспешных в учебной деятельности младших школьников // Спец. психология.- 2004, № 1, с.33−39
- Кулагина И.Ю. О возможности формирования учебной мотивации у детей с ЗПР// Дефектология, 1982, № 6, с.6−10
- Куликова Т.В. О воспитании у детей познавательных интересов// Дошкольное воспитание.- 2000.- № 3.- с40−45
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики ЗПР// Актуальные проблемы диагностики и ЗПР- М., 1982, — с 5−21
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2003−144с.
- Левицкая Ю.Л. Формирование общей способности к учению у детей 57 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. Наук, — Н. Новгород, 2004.-23с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика/ И. Ю. Левченко.-М.: Академия, 2000.- 231с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984,-80с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.- 143с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии.-1982.-№ 4.- с 18−35.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей//Дефектология.-1971., № 6- с. 16−17
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М., 1978.- 224с.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., 1989 104с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974, — 172с.
- Лях. Т. И. Формирование у школьников личностно- значимого учебно-познавательного интереса: Дисс. канд. псих. Наук. -М., 1981.- 192с.
- Макеева Е.А. Особенности мотивации учения у младших школьников с ЗПР: Автор, дисс. канд. псих, наук.- Н. Новгород, 2004−24с.
- Мамайчук И.И. Ильина М.Н Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб.: Речь, 2006.- 352с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2003.-400с.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.- 220с.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей// Дошкольное воспитание.- -1973.- № 11. С. 26−29льное воспитание.- -1973.- № 11. С. 26−29
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М., 1983.-96с.
- Маркова JI.C. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР: метод. Пособие. -М: Айрис- пресс, 2005- 160с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико нейроп-сихологическая диагностика)-М., 1993.- 198с.
- Марковская М.И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми,— СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 150с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред В. И. Селиверстова.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 408с.
- Мастюкова К. С. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.- 95с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.-144с.
- Мельникова Н.В. Психолого- педагогические основы проблемы отношений «взрослый- ребенок». Монография.- Шадринск.: ШГПИ, 2001.- 247с.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды/ Под ред. Е. Д. Божович.-М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.- 512с.
- Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы успеваемости школьников//Психологические проблемы неуспеваемости школьника/Под ред. Н. А. Менчинской,-М., 1971.-c.8−31
- Метиева Л.А. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: Автор, дисс. канд. псих, наук.- Н. Новгород, 2003−24с.
- Методика оказания социально- психологической помощи семье и де-тям./Под ред. Н. Г. Осуховой.- М.: Педагогика, 2002
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно личностных отношенийсо взрослыми у детей первого полугодия, воспитывающихся в домах ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания, — М., 1979.- с. 123−126
- Монина Г. Б., Лютова -Роберте Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПБ.: Изд-во «Речь», 2006−224с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968 -223 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., «Просвещение», 1969. -с.280
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей// Склонности и способности.- Л., 1962.- сЗ-14.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии/ Психология личности: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1991.- с.300
- Надточий Ю.Б. Формирование личностно- ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников: Дис.канд. пед. наук.- М., 2002, — 171с.
- Никишина В, Б, Социально психологические детерминанты ЗПР у подростков: Дисс. канд псих, наук., ЯрГУ, 1999
- Никулина В.Д. Игровые задания для работы в детско- родительской группе. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2002.
- Обухова Е.А. Средства развития учебно-познавательных интересов у младших школьников/ на примере развития интереса к математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1994.- 20с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы.- М., При-вола.-1995.-368с.
- Овчарова Р.В. Психология родительства.- М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.- 368с.
- Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.- 320с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. Н. Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 328с.
- Основы специальной психологии/Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Изд-кий центр «Академия», 2003.- 480с.
- Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: Атореф. дис.канд. пед. наук, — Улан-Удэ, 2001, — 196с.
- Певзнер М.С. Значение работ Л.С. Выготского для разработки проблемы аномального детства// Псих.: Респ. Межвед. Науч. Сб. Выпуск 10: Психологические проблемы воспитания и обучения в свете идей Выготского Л. С. Минск, 1990, — с.158−167
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР// Дефектология, 1972, № 3, с.3−9
- Переслини Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержки психического развития// Дефектология.- 1993, № 5- с. 3−10
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Основы дефектологии. М., 1992
- Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодолева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой.- М.: Флинта: Московский Психолого- социальный институт, 1998.- 400с.
- Популярная психология для родителей/ Под ред. А. С. Спиваковской -СПб.: Союз, 1997.-304с.
- Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой.- СПб.: «Речь», 2001.- 256с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. уч. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Изд. центр «Академия», 1998.- 160с.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция/Под ред. Проф. У. В. Ульенковой.-СПб.: Питер, 2007.- 304с.1. Питер, 2007, — 304с.
- Раку А.И. О взаимодействии школы и семьи в социальной адаптации учащихся//Дефектология, — 1983.- № 2.- с.35−40
- Рогов Е.А. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- -Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррек-ционные приемы и упражнения. -480с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн.2.- 480с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М., 1989а.-Т. 1,488с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М., 19 896.-Т2.- 329с.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994
- Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии// Дефектология.- 1990.- № 4. с.75−80
- Самойленко Е.В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с задержкой психического развития в условиях депривации отцовского влияния: Дисс.канд.психол. наук.-Н. Новгород, 2005.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М: Аспект Пресс, 2001−460с.
- Селевко Г. К. Научи себя учиться. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 128с.
- Семаго М.М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. -М.: АРКТИ, 2005.- 336с.
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития//Дефектология, 2000.-№ 1.- с.66−75
- Семья в психологической консультации/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М., 1989
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.-Спб.: Социально- психологический центр, 1996.-348с.
- Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. -22с.
- Славина JI.C. Знать ребенка чтобы воспитывать. М. Знание, 1976.-64с.
- Слепович Е.С. Детская психология. Учеб. Для студ. высш. спец. учеб. заведений. М.: Гуман. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003- 368с.
- Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. A.M. Прохоров.- 4-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1986.-16 000с.
- Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. М., 1977, — 22с.
- Сорокина И.С. Влияние стресса на семейную ситуацию// Материалы международной научно- практической конференции «Семья и будущее России».- Екатеринбург, 2005. с Л 23−126
- Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений.: Дисс.канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2005
- Специальная психология/ Под ред. В. И. Лубовского М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.- 464с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 200с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. Том2 ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999.- 464с.
- Столин В., Шмелев А. Семейные трудности. Какие и почему// Семья и шк., 1985.- № 3.-с. 32−35
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности,— М.: Мысль, 1987.-351с.
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений- М.: Изд-во Гном и Д, 2000.- 160с.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном — экспресс, 2000.
- Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Дисс. доктора психол. наук. -Н.Новгород, 2005
- Токарева Ю.А. Зависимость личностного развития дошкольников от взаимоотношений в семье и ее социально экономического статуса: Дисс. .канд.психол. наук.-Казань, 2000.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н. Новгород: НГПУ, 1994.-230с.
- Ульенкова У.В. Индивидуально- типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности 6-тилетних детей//Учебное пособие к спецкурсу для студентов пед. фак-та по специальности «Дошкольная педагогика и психология».- Куйбышев, 1984
- Ульенкова У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольни-ков//Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии.- СПб: Речь, 2003-с.344−357
- Ульенкова У.В. Психологические особенности шестилетнего ребенка как субъекта мыслительной деятельности// Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении.- Горький, 1986, — сЗ-18
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Академия, 2002.- 175 с.
- Ульенкова У.В., Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков подростков с ЗПР//Дефектология, 2006, № 4,с.29−37
- Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: Дисс.докт. псих, наук.-М., 1996−327с.
- Филютина Т.Н. Теоретические подходы к определению психологического здоровья ребенка.// Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2002.- с37−42.
- Филютина Т. Н. Формирование самостоятельности у детей двух трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Дисс. канд пед. наук.- Екатеринбург, 1999.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.2.2-е изд., стер, — М.: Генезис, 2001, — 160с.
- Фромм А. Азбука для родителей.- Екатеринбург: Литур, 2004, — 352с.
- Харькин В., Гройсман А. Психолого- педагогические тренинги.- М, 1995.- 124с.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. пед. Учеб. Заведений.- М.: Изд-кий центр «Академия», 2003- 176с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1−4).- М.: Генезис, 2004.- 303с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы.-М.: Просвещение, 1993, — 109с.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Изд-во ВЛА-ДОС — ПРЕСС, 2003. -272с.
- Чибисова М.Ю., Пилипко Н. В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе).- М.: генезис, 2004.- 136с.
- Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы. Дисс. доктора псих, наук, — М., 1999
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми./ В. Б. Шапарь.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 432с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология.- М.: Гардарики, 2004, — 349с.
- Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР: Автор. дисс. канд. пед. наук.- М., 1982, — 16с.
- Шипицына JI.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб. «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М.: Знание, 1990−80с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1979.- с. 160
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов важный фактор совершенствования обучения//Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М., 1984.-176с.
- Эйдимллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. JL: Медицина, 1989.- 192с.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников// Вопросы психологии. 1980.- № 2. — с83−92.
- E.S. Shaeffer, R.A.Bell Development of a parental attiude research instrument //Child Develops. -1958. Vol.29.- N 3.- P339−361.
- Weber K. Psychologie. H/ Keup, Hamburg, 2001.- s 166−173
- Benda C. Die Oligophrenien // Psychiatrie der Gegenwart. — Berlin- Heidelberg, 1960. -Bd. 11.
- Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and remediation. — Urbana, 1971.