Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве заметного явления отечественной литературы фэнтези предстала именно в 1990;е гг., сразу обретя" широкую читательскую аудиторию, что при тяготении к активному использованию фантастических элементов > с неизбежностью предопределило, ее безусловное причисление к массовой культуре. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением писателя и литературного критика В. Каплана относительно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вершитель и творец как модусы Героя русской фэнтези 1990-х гг.: художественное исследование возможностей человеческого духа
    • 1. Герой-вершитель: аспекты самосовершенствования личности
    • 2. Герой-творец мифологическое и творческое мироощущение как альтернатива религиозному и рациональному мышлению
  • Глава II. Искатель и богоискатель: отражение идейно-художественных поисков 1990-х гг. в модусах Героя русской фэнтезиб
    • 1. Герой-искатель: антицивилизационные концепции личности и мира
    • 2. Герой-богоискатель: своеобразие религиозного сознания в фэнтези
  • Глава III. Воин и хранитель как модусы Героя русской фэнтези 1990-х гг.: специфика воплощения нравственной проблематики
    • 1. Герой-воин: национальное и общечеловеческое содержание
    • 2. Герой-хранитель и проблема утраты духовных ценностей

Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX в. русская литература оказалась в* критическом состоянии. Установка на развлекательность. стала едва ли не единственным" критерием отбора произведений' для книжных издательств. Определяемые спросом объемы выпускаемой массовой литературы1 достигли таких размеров, что игнорировать ее существование как требующего пристального внимания факта литературного процесса стало невозможным.

В советском литературоведении отношение к массовой литературе всегда было однозначно негативным. Она противопоставлялась литературе «высокой», «серьезной», определялась как «низовая». С середины 1990;х гг. (значительную роль здесь сыграло активное изучение популярной книги зарубежными исследователями [126- 132- 244]) оценки этого пласта литературы утрачивают прежнюю категоричность. Обосновывая закономерность и насущность такого рода перемен, JL Гудков на страницах «Нового литературного обозрения» в 1996 г. справедливо" замечает: «Согласитесь — все-таки это странная наука о литературе, которой не интересно, которую не занимает 97% литературного потока, то, что называют „литературой“ и что читает подавляющее большинство^ людей. Подступающий рынок, опосредующий интересы и всевозможные запросы образованной публики, начинает выдвигать собственные критерии интеллектуальной работы и ее значимости и качества. В этой ситуации позиция дидактического просвещения и хранения культуры, опирающаяся на дихотомию высокого и массового в искусстве, типичная для большинства литературоведов, поневоле мыслящих государственно, теряет свою социальную обеспеченность и культурную твердость» [99, с. 79−82].

1 «Массовая литература — многозначный термин, имеющий несколько синонимов: популярная, тривиальная, пара-, бульварная литературатрадиционно этим термином обозначают ценностный „низ“ литературной иерархии — произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдокультура» [200, с. 514].

Позже исследователь H. Мельников, сопоставляя массовую литературу с классической, приходит к примечательному выводу: «.Критерии художественности, эстетической значимости, в соответствии с которыми „высокую“, „серьезную“, „большую“ литературу отличают от. „массовой“, „тривиальной“, исторически подвижны и не абсолютны. Нередко они кардинально меняются со сменой историко-культурных эпох, в каждой из которых господствует совершенно особый тип художественного сознания, своя система ценностей» [200, с. 515].

Подмеченная исследователем тенденция к синтезу «высокого» и развлекательного делает нецелесообразным «сортировочный» подход к литературному процессу. Об искусственности и недостатках такого разделения пишет литературовед С. Дмитренко: «.Высокомерное отделение так называемой классики от беллетристики возникало (да и возникает) лишь в теоретических построениях критиков и литературоведов» [111, с. 83]. Эта мысль находит убедительное развернутое подтверждение в диссертации Д. Крюкова «О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве» [162], а также в работах В. Березина [50], И. Гурвича [100], В. Мясникова [213], Т. Струковой и С. Филюшкиной [248] и других.

Наиболее ярким воплощением тенденции к слиянию формально-содержательных особенностей «большой» литературы и развлекательной является фэнтези, в частности, русская фэнтези 1990;х гг. — объект нашего исследования.

Всестороннее осмысление культурно-исторических особенностей рубежа XX—XXI вв. предполагает внимание к фэнтези, составляющей значительный пласт современной русской литературы — это обусловливает актуальность ее изучения. Насущность такой работы определяется также востребованностью фэнтези молодым поколением и, следовательно, способностью оказывать известное влияние на его мировосприятие. Каков вектор этого влияния — важный вопрос для общества, задумывающегося о своем «завтрашнем дне».

В качестве заметного явления отечественной литературы фэнтези предстала именно в 1990;е гг., сразу обретя" широкую читательскую аудиторию, что при тяготении к активному использованию фантастических элементов > с неизбежностью предопределило, ее безусловное причисление к массовой культуре. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением писателя и литературного критика В. Каплана относительно стереотипов научного отношения к фантастической литературе: «Будь, автор сколь угодно талантливбудь в его книгах и глубина мысли, и блестящий язык, и отсвет душевного жара — все равно клеймо „фантаста“ отлучит его от „большой“ литературы, все равно в глазах множества людей его творчество останется в лучшем случае* успешной-беллетристикой, а в худшем — способом заработать.» [141, с. 156]. Несомненно, отечественная фэнтези, как и западная, включает произведения, художественный уровень которых колеблется от коммерческих проектов до-истинного искусства. В связис этим считаем* необходимым при исследовании русской фэнтези рассматриваемого периода ориентироваться на вершинные ее образцы, к числу которых литературоведы А. Д. Гусарова, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич, И. В. Черный относят романы — «Стоящий у солнца» (цикл «Сокровища Валькирии») и «Волчья хватка» С. Алексеева, «Моя жена — ведьма» А. Белянина, «Рыцарь из ниоткуда» (цикл «Сварог») А. Бушкова, «Овернский клирик» А. Валентинова, «Посмотри в глаза чудовищ» А. Лазарчука и М. Успенского, «Искатели неба» С. Лукьяненко, «Святой Грааль» Ю. Никитина, «Волкодав» М. Семеновой, «Вершитель» М.' Фрая и. «Мракобес» Е. Хаецкой.

На формирование отечественной фэнтези оказали опосредованное (через зарубежную фэнтези) влияние мифологии разных стран, фольклорная волшебная сказка, средневековый рыцарский роман, а также традиции романтизма и оккультно-мистическая литература XIX и начала XX в. [93, стб. 1161]. Классическими произведениями западной фэнтези большинством исследователей признаются «Конан» (1932 г.) Р. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950;1956 гг.) К. Льюиса, «Властелин колец» (19 361 949 гг., опубликована в 1954 г.) Дж. Р. Р. Толкиена, цикл произведений о «Вечном герое» (1956;2000 гг.) М. Муркока, цикл «Колдовской мир» (1963;2005 гг.) А. Нортон, цикл «Волшебник Земноморья» (1968;1990 гг.) У. Ле Гуин, трилогия о Мерлине (1970;1979 гг.) М. Стюарт, «Хроники Амбера» (1970;1991 гг.) Р. Желязны.

Первоначальные попытки рассмотрения фэнтези как исключительно детского чтения оказались несостоятельными. Авторы и исследователи сегодня единодушны в том, что адресат фэнтези — разновозрастной читатель. «.В волшебной сказке [так именует фэнтези Дж. Толкиен — Е. Ч.] читатель находит. простор для полета фантазии, возможность восстановления душевного равновесия и способ бегства от действительности, утешительную концовку и т. п., то есть именно то, в чем дети, как правило, нуждаются куда меньше, чем взрослые» [304, с. 459 460]. На западе фэнтези стала своеобразным средством абстрагирования* от антигуманной реальности. В России 1990;х гг. потребность в фэнтези (сначала переводной, затем собственной) усиливалась особыми социально-историческими и, как следствие, психологическими причинами.

Несмотря на то, что со времени создания-трилогии Толкиена прошло более полувека, полноценного и общепризнанного определения фэнтези в западном литературоведении до сих пор не сложилось. Попытки его формулирования предпринимались неоднократно, но должного результата не принесли. Большая часть определений отличается пространностью и описательностью. Характеризуя основные позиции зарубежных исследователей в интерпретации сущности фэнтези, А. Николаева отмечает: «Спрэг де Камп пишет, что литература, относимая к жанру фэнтези, базируется на сверхъестественных идеях или предположениях и содержит такие элементы, как демоны, колдуны, духи и магические заклинания. Питер Николе (редактор самой авторитетной „Энциклопедии научной фантастики“) считает фэнтези одним из поджанров научнои фантастики, а Дарко Сувин (канадскийфантастолог югославского происхождения) — в противоположность, ему, определяет научную фантастику как: малуючасть, фэнтези: Более или менее объединяет, эти точки зрения К. Н. Мэнлав, утверждающий, что фэнтезивсегда можно отличить от других жанров* благодаря1 широкому использованию? сверхъестественных и порой невозможных элементов» [224, с. 17].

В отечественном литературоведении выделяется несколько группе определений. Ряд интерпретаций базируетсяна специфике художественной реальности фэнтези;

В начале 1990;х гг. исследователи ИЭйдемиллер и Л. Лебедев, обозревая набирающий силу ноток переводной фэнтези, предприняли попытку описания? новой литературы: «Мир фэнтези — этопропущенные-через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды^ сказания:. Это альтернативные или забытые периоды истории человечества. Это летописи почти: сказочных королевств. Это комедия условного средневековья и трагедия мира, навсегда покидаемого эльфамигномами» [353, с. 201].

Писатель С. Логинов рассматривает фэнтезийную картину мира с философской точки зрения: «Фэнтези — часть фантастической литературы, занимающаяся конструированием миров, построенных, исходя из положений объективного идеализма» [180, с. 107]. Дополнение писателя — это взгляд, на предмет «изнутри», что повышает его исследовательскую ценность.

Фэнтези изучается и в сравнении с жанрами, научное осмысление которых уже. состоялось. Комплекс определений соотносит ее со сказкоймифом или эпосом. Еще: в работе 1970 г. С. Лем квалифицировал фэнтези как сказочное ответвление: «Когда „детерминистский оптимизм“ судьбы превращается в „детерминизм, потрепанный стохастикой случайностей“, классическая сказка превращается в фэнтези» [174].

С. Кошелев в диссертации 1983 г. «Философская фантастика в современной английской литературе (романы— Дж. Р. Р. Толкина, У. Голдинга, К. Уилсона. 50−60-х гг.)», опираясь на работы В: Ироппа, обнаружил в фэнтези элементы волшебной сказки [159]. Подобный анализ фэнтези представлен и в работе А. Гусаровой 2009 г. «Жанр фэнтези» в русской литературе 90-х гг. двадцатого века, проблемы поэтики" [104]. Роль средневекового культурного материала исследователем минимизируется, при этом абсолютизируется фольклорно-мифологическая основа данной литературы: «. средневековые реалии лежат чаще всего, на поверхностном уровне мира фэнтези: Мы убеждены,. что сверхъестественность любого типа мира в фэнтези имеет другой источник, а именно фольклорный „чужой мир“, с образом которого происходит в русской фэнтези глобальная литературная игра» [103, с. 14]. Однако польский по происхождению и европейскийпо признанию писатель А. Сапковский убедительно возражает против сказочных корней фэнтези: «Англосаксы, доминирующие в фэнтези и создавшие сам жанр, имеют в своем распоряжении намного лучший материал: кельтскую мифологию. Артурианский. миф у англосаксов живет вечно, он крепко врос в культуру своим архетипом. Ш вот почему архетипом, прообразом ВСЕХ произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола» [282, с. 224].

М. Мещерякова в работе 1997 г. охарактеризовала фэнтези как неомиф: «."Авторский^ мифологизм», специфическая замкнутая-целостная картина мира, объединеннаятипом мирочувствования* и миропонимания писателя, которая-нередко сопровождается воссозданием* мифосинкретических структур мышления. В основе его — своеобразное сращение сказки-, фантастики и приключенческого романа в. единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа, а также формированию нового мифа в ее границах" [201, с. 295]. Ценность этой концепции — в отказе от абсолютизации мифологической составляющей фэнтези, учете синтетической природы явления.

Значительный корпус определений основан на разграничении* научной фантастики и фэнтези. В отечественном литературоведении одной из первых (в 1985 г.) попыталась вычленить фэнтези Т. Чернышева: «Деление самоценной фантастики на два типа произведений совершенно очевидно. Их и называют обычно fantasy и science fiction, „просто“ фантастикой и научной фантастикой. Естественной основой для такого деления является не тематика и не материал, который используется в этих двух типах произведений, а структура самого повествования. Назовем их пока 1) повествованием со многими посылками* и 2) повествованием с единой фантастической посылкой» [336, с. 50].

Концепция фантастоведа Е. Ковтун корректирует определение Т. Чернышевой: «.в отличие от рациональной фантастики, fantasy не нуждается в мотивации ввода и снятия посылки. f-посылка опирается на присутствующие в каждом человеке и не требующие доказательств некие единые, хотя и весьма смутные, сущностные представления о мире — в данном случае не важно, составляют они врожденный подсознательный опыт или незаметно впитываются человеком из культурного контекста эпохи»" [145, с. 114]. Конкретизация понятия в 1998 г. стала возможной благодаря учету особенностей зарубежной и отечественной фэнтези. На противопоставлении фэнтези и научной фантастики базируется также определение В. Переверзева [237, с. 70−72].

Одна из наиболее полных характеристик фэнтези, в основных положениях опирающаяся на работу Т. Чернышевой, представлена в 2001 г. «Литературной энциклопедией терминов и понятий»: «.Вид фантастической литературы. основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет „логической“ мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Для фэнтези важен. романтический принцип двоемирия. а также романтический герой, как правило, одинокий, отверженный, в одиночку противостоящий выпадающим на его долю бесчисленным испытаниям. Герой обречен совершать Квест (от англ. Quest — „путь“, „поиск“), представляющий собой не столько перемещение в пространстве с определенной целью, сколько путь в пространстве души в поисках себя и обретения внутренней гармонии» [93, стб. 1161−1162].

Определенные уточнения, касающиеся формально-содержательных особенностей и функционирования исследуемого явления, вносит в 2005 г. А. А. Торшин: «.Вид фантастической литературы, основанный на иррациональных сюжетных посылах и представляющий извечные проблемы бытия преимущественно в формах инобытия, способных вызвать у читателя иллюзию реальности картин фантастического вымысла» [309, с. 219].

Если на этапе возникновения фэнтези смешивалась с мифом, сказкой и научной фантастикой, то в настоящее время она воспринимается преимущественно в качестве самобытного жанра. Но такой подход не является безусловным, ведь фэнтези имеет разные жанровые воплощения: летописи, хроники, поэмы, романы, притчи, комедии. Кроме того, фэнтези охватывает разные виды искусства: литературу, живопись, графику, кино, музыку. В этой связи ее целесообразно рассматривать как направление. На такой точке зрения настаивает, в частности, «Первый толковый большой энциклопедический словарь» под редакцией С. М. Снарской: фэнтези — «Направление в литературе, кино, компьютерных играх и т. п., включающее произведения разных жанров, герои которых существуют в условной социальной и природной среде, сотворенном воображением автора „вторичном мире“, для создания которого может использоваться весь арсенал сказок, легенд и мифов разных народов.» [236, с. 1939]. В пользу данного подхода свидетельствует также обладание фэнтези присущими направлению качествами: конкретно-историческим характером, специфическим методом и наличием внутренних течений [358- с. 605] - героического, христианского, сатирического и других.

Ключом к пониманию формально-содержательной специфики фэнтези, на наш. взгляд, может стать системное изучение проблемы Героя как основного носителя авторской концепции. По справедливому мнению большинства, исследователей, константными характеристиками Героя рассматриваемого направления являются обладание уникальными, чаще магическими способностями, постоянное пребывание в жизненном поиске и противостоянии злу. Однако в конкретных художественных текстах Герой фэнтези является в различных своих ипостасях, отвечающих волнующим писателяпроблемам. В связи с этим особыйинтерес в, качестве предмета, исследованияпредставляют модусыГероя русской фэнтези последнего десятилетия XX в. в. их соотнесении с актуальными проблемами современности.

Понятие модус используется, в философии, логике, культурологии, искусствознании, филологии. В литературоведческих исследованиях [129- 241- 266] привлекаются значения термина, которые так или иначе восходят к работе Н. Фрая «Анатомия критики» (1957 г.) и трудам разных лет В. Тюпы (1988;2001 гг.). Если Н. Фрай связывает модусы в первую очередь с литературными жанрами (мифом, сказанием, легендой, сказкой, эпосом, трагедией, комедией и т. д.) [322, с. 232−263], то В. Тюпа понимает их более широко, как общеэстетические типы художественности: «Модус художественности — это всеобъемлющая характеристика художественного целого, это тот или иной род целостности, стратегия* оцельнения, предполагающая не только соответствующий тип героя и ситуации, авторской позиции и читательской рецепции, но и внутренне единую систему ценностей, и соответствующую ей поэтику» [311, с. 154]'. Исследователь выделяет героический, сатирический, трагический, комический, идиллический, элегический, драматический и иронический модусы. Непосредственно в приложении к литературному герою термин «модус» до настоящего времени не применялся.

Классифицируя литературных персонажей, исследователи избирают различные основания. В работе М. М. Бахтина «Автор и герой' в эстетической деятельности» (1920;е гг.) за основу «формально-содержательного определения видов героя» взято отношение автора к герою, в соответствии с которым выделяются 1) герой, завладевающий автором: писатель смотрит на предметный мир глазами героя, «не может найти убедительной и устойчивой ценностной точки опоры вне героя" — 2) автор завладевает героем: «отношение автора к герою становится отчасти отношением героя к себе самому" — 3) «герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь эстетически, как бы играет роль» [41, с. 88−101].

Н. Фрай в работе «Анатомия критики» (1957 г.) в качестве основы дифференциации героев избирает их способность к действию, «которая может быть большей, меньшей или приблизительно равной нашей собственной» [322, с. 232]. Помещенный в эту систему герой способствует жанровой идентификации произведений: о божестве рассказывает миф, о герое — легенда и сказка, о вождях — эпос и трагедияобычный человек-«принадлежит» комедии или реалистическому повествованию, а «низкий» герой — ироническому [322, с. 232−233].

О классификации личности как результативном способе ее познания" пишет Л. Гинзбург в книге «О литературном герое» (1979 г.). Герой произведения представлен в совокупности различных формул узнавания: физических, метафорических, социальных, морально-психологических [84, с. 15]. Тип героя диктуется жанром, литературным направлением и их развитием [84, с. 18−26]. Анализ психологических и культурно-исторических классификаций характера (начиная с древнейших и заканчивая современными) приводит исследователя к выводу:

Характерологические системы друг другу противоречат, но знаменательно. что в них варьируются. несколько основных типов: эмпирический (практический), чувственный, эмоциональный, активный, интеллектуальный, идеологический, эстетический и проч." [84, с. 147].

В. Хализев в монографии «Ценностные ориентации русской классики» (2005 г.) рассматривает сверхтипы как «надэпохальные и наднациональные» культурные явления, а типы — как их модификации [318, с. 146] и в соответствии со спецификой системы ценностей героев противопоставляет два доминирующих в истории литературы сверхтипа: авантюрно-героический и житийно-идиллический. Через их сравнение выясняется направление развития литературы: «.От позитивного' освещения-' авантюрно-героических ориентаций — к их критике и ко все более ясному разумению и художественному воплощению ценностей житийно-идиллических» [325, с. 156−157].

Специфика фэнтези ориентирует исследователей на систематизацию персонажей, в основу которой положена функциональная доминанта. Принцип функциональности детально представлен в труде «Морфология волшебной сказки» (1928 г.) В. Проппа, выделившего среди сказочных действующих лиц антагониста, дарителя, помощника, искомого персонажа, отправителя, героя-искателя или героя-жертву, ложного героя [251, с. 25]. В приложении к мифологии этот принцип реализован в книге американского исследователя Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (1948 г.). Сравнительное исследование жизнеописаний мифологических героев позволило автору проанализировать собирательный образ Героя и выделить его «метаморфозы»: воин, любовник, правитель, спаситель, святой, а также универсальные этапы его становления (пути): исход (преодоление мира данности), инициация (испытание) и возвращение (перерождение в новом качестве) [167]. При вычленении указанных форм жизнедеятельности Кэмпбелл опирался на две основные функции героя: преобразовательную и связующего звена между миром данности и миром высшим.

Принцип функциональности позволил И. Надажевской в статье «„Недостойный богатырь“ (О герое русской литературы фэнтези)» (2003 г.) перечислить основных персонажей фэнтези: Воин, Маг/Чародей, Владыка, Путник/Чужой [214, с. 103−104].

Вупоминавшейся диссертации А. Гусаровой, исследующей фольклорно-мифологические истоки образа героя русской фэнтези, также рассматриваются его функции. Однако сведение сложной, нелинейной* психологической и духовной эволюции фэнтезийного характера преимущественно к этапам обряда инициации и похоронного ритуала8 представляется не вполне правомерным, поскольку признаками обряда4 посвящения, безусловно присутствующими в жизнедеятельности Героя русской фэнтези, его содержательнаяглубина не исчерпывается.

Отметим, что существующие классификации персонажей нацелены либо на разграничение литературных типов как образов, представленных в значительном обобщении, в наиболее выдающихся чертах, либо на дифференциацию характеров как художественных индивидуальностей, носителей системы ценностей. Мы же видим необходимость в разграничении ипостасей Героя как позитивно ориентированного действующего лица, образующего центр персонажного мира произведений фэнтези. Именно для обозначения этих ипостасей вводим термин «модус» в его философском значении: «свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, — в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета)» [227, с. 643]. Применение данного понятия в приложении к литературному Герою" предполагает наличие у него выраженного доминирующего качества или устремления при сохранении константных характеристик.

Очевидно, что модусы Героя фэнтези ввиду тождественности их константных характеристик не могут быть четко выделены на основании функционального принципа, как это делалось в большинстве ранее рассмотренных классификаций. Однако это представляется возможным сделать, исходя из особенностей целеполагания1, свобода выбора которого присуща Герою русской фэнтези 1990;х гг.

Целью работы закономерно становитсявыявление основных модусов Героя русской фэнтези последнего десятилетия" XX в., отражающих духовные поиски рубежной эпохи: Для достижения* поставленной цели потребуется решение ряда задач:

1. определить доминанты целеполагания героев русской фэнтези указанного периода как основу их дифференциации;

2. охарактеризовать своеобразие модусов Героя, наиболее убедительно заявивших о себе в исследуемый период развития русской фэнтези;

3. выявить специфику использования архетипических образов, символики, пространственно-временной организации, игрового начала и других средств раскрытия модусов Героя русской фэнтези 1990;х гг.;

4. проанализировать круг социально-исторических и этико-философских проблем, связанных с отдельными модусами Героярусской фэнтези «рассматриваемого периода.

К выбранным в качестве материала исследования произведениям применимы методы классического литературоведения. Необходимость классификации модусов Героя, определения-литературных, культурных и философских истоков образа Героя, рассмотрения предмета изучения в его детерминированности текущим историко-культурным процессом, а также сопоставление образов персонажей, сюжетных конструкций и пространственно-временных структур фэнтези с различными* мифологическими системами, национальным фольклором,.

1 Термин «целеполагание» употребляется нами в его общепринятом значении: «мысленное представление той картины, которая должна стать реальностью спустя определенное время и в результате определенных действий. Целеполагание представляет из себя „положение“ сформированных целей на реальность. Побудительными силами в механизмах целеполагания выступают потребности и мотивы, которые направлены на целесообразное преобразование окружающего мира» [57]. произведениями отечественной и мировой литературы обусловливает применение типологического, структурно-генетического, историко-культурного и сравнительно-исторического методов. Методологическую1 основу исследования составили работы теоретиков литературы. М. Бахтина, А. Веселовского, В. Жирмунского, Б. Кормана, Ю. Лотмана, Bt Тюпы, В. Шкловскоготруды исследователей литературной фантастики и-фэнтези В. Березина, В. Гопмана, А. Гусаровой, В. Каплана, Е. Ковтун, С. Кошелева, С. Лема, М. Мещеряковой, А. Осипова, Ц. Тодорова, К. Фрумкина, Т. Чернышевойисследования по мифологии и фольклору Л. Леви-Брюля, Е. Мелетинского, В. Проппа, В. Топорова, Т. Щепанскойпо-проблемам литературногогероя и его системного изучения К. Юнга, Л. Гинзбург, Дж. Кэмпбелла, Н. Фрая, В. Хализевафилософские теориизН. Бердяева, Т. Карлейля, О. Шпенглеранаучные труды по эзотерике1 Е. Колесова, Л. Дж. Лейтона, В. Назарова.

Специальные исследования^ фэнтези в отечественной науке малочисленны и представляют социально-философские работы- [243], педагогические [64] или лингвистические [203]. Литературоведческие исследования посвящены либо зарубежной фэнтези [159- 249- 296], либо фольклорно-мифологическим истокам русской фэнтези [104]. Научная новизна нашей работы предопределяется попыткой системного исследования Героя русской фэнтези 1990;х гг. в модусном аспекте. Впервые дифференцируются и подвергаются специальному исследованию основные модусы Героя в их соотнесении с актуальными проблемами современности.

Структура работы определяется поставленной целью* и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Каждаяглава состоит из двух параграфов, посвященных исследованию-отдельных модусов Героя русской фэнтези 1990;х гг.

Заключение

.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. сложилась парадоксальная и в то же время закономернаяситуация: в эпоху, названную постгуманизмом, появилась литература, актуализирующая-нравственные ценности. В-то время как постмодернизм исследует постчеловека, фэнтези выдвигает протест против, давно начавшегося культурного процесса «преодоления человека». Она во многом взяла на себя роль, которую ранее успешно выполняла реалистическая литература — воспитание личности.

Вопреки заключению исследователя М. Ремизовой («Не творец и преобразователь, не воин в широком смысле, а мягкая игрушка, в руках судьбы — вот наши литературные герои» [263, с. 15]), Герой в современной литературе есть. Как подтверждает осуществленное нами исследование, он принадлежит фэнтези, поскольку героизм для, современности — явление скорее фантастическое, чем реалистическое. Жизнеспособность-Героя, как духовного ориентира объясняется неослабевающей потребностью читателя в образцах. Возрождая понятие героического, фэнтези вступает в скрытую полемику с постмодернизмом, отрицающим моральные авторитеты. Т. Карлейль писал: «Если бы погибли все традиции, все организации, веры, общества, какие только человек создавал когда-либо, почитание героев все-таки осталось бы. Уверенность в томчто существуют героиниспосылаемые в наш мир, наша способность почитать их, необходимость, которую мы испытываемв этом отношении, — все это сияет, подобно Полярной звезде, сквозь густые облака дыма, пыли, всевозможного разрушения и пламени» [142, с. 91−92]. Эту глубинную потребность в полной мере удовлетворяет литература фэнтези.

Герой, константные характеристики которого регулярно воспроизводятся в романах русской фэнтези 1990;х гг., воплощается в шести основных модусах, дифференцируемых по целеполаганию: вершитель (самосовершенствование и преобразование мира), творец (сотворение новых вселенных, или искусство), искатель (поиск Истины), богоискатель (поиск Бога), воин (защита мира от Зла), хранитель (сохранение истинных ценностей). Определяющими ввыборе, модуса Героя стали: проблемно-тематические предпочтения. авторов! русской: фэнтези указанного периода;

Герой-вершитель, стремящийся активно участвовать в судьбе мира и своей? судьбесвязанной! с нимпозволяет актуализировать, проблему нереализованностичеловека в ее соотнесении} с проблемой власти. Всемогущество вершителя (символом которого выступает магия) достигается не властью, а способностью отказаться от условностей, пойти против! течения" логики, не* допускающей: вероятность. несбыточного, и нравственными установками. Активно привлекаемыйв связи с героем-вершителем образ? дома предстает вдвух противоположных ракурсах, знаменующих качественное, изменение* мировоззрения* героя: от абсолютного* отождествления, домас обыденностью — до обретения? истинного «дома» — новой' области, применениясил, места, где герой? является незаменимым.

Творец — это* не только художник, но и любая, творческая? индивидуальность, желающая* и способная самостоятельно^ по-новому увидеть мир. Иное видение мираприравниваетсяавторами к созидательному акту. Мифологическое: мышление творца проявляетсяв неприобретеннойорганичной вере в сверхъестественное и приданий^ Слову мистического значения, и предопределяет развитие творческого миропонимания: героев: Наиболее важными в связи: с героем-творцом становятся проблема ответственности художника и идея созидательности воображениястирающего границы между реальностью^ вымыслом: Игра, пронизывая" все уровни художественнойструктуры рассмотренных произведений, не исчерпывает своего назначения развлекательностью, становится, важнейшим средством раскрытия? модусов* Героя: русской фэнтези 1990;х гг. — вершителя и особенно творца, атакже моделирования испытывающих героя ситуаций.

Искатель, предстающий в системе этико-философских образов дома (значение которого расширяется/ до истории человечества и беспредельного мира) и Пути (символизирующего духовные исканияи внутреннюю эволюцию), открывает перспективы, процесса самопреодоления и объективизации сознания: Поиск Истиныопределяет развитие антицивилизационной направленности мышления.

Герой-богоискатель, востребованный авторами в связи с вопросами веры, религии, церквиактуализирует христианские, ценности как базовые для человека и общества, пребывающих в поиске нравственных основ: жизни. Важным средством создания характеров искателя и богоискателя становится изображение внутреннего мира человека (повествование от первого лица, пространные внутренние монологи, психологические детали и т. д.).

Воинявляется наиболее характерным модусом фэнтезийного Героя. Привлечение русской фэнтези 1990;х гг. этого модуса объясняется! художественным поиском «ориентира» — героям с выраженнымиморальными: принципами, отсутствующего в современности, и необходимостью: «оживления» патриотических, идей. Функция защитникав русской фэнтези значительно расширилась по сравнению с зарубежной: воин становится заступником традиций рода: природы и экологии, самобытной национальной культуры и истории, гуманистических идей.

Герой-хранитель отечественной фэнтези демонстрирует способы познания мира как целого и человека как органичной его части, восстановления внутренней гармонии и воплощает актуальную мысль о необходимости сбережения духовных ценностей.

Сформировавшиесямодусы, отражают авторский поиск нового Героя, который может открыть читателю способы, приятия жизни через альтернативное существующему понимание и обновление мира. Критика-объективной реальности, обычная для современной литературы, в фэнтези является конструктивной: авторы предлагают разные пути развития взамен преобладающего научно-прогрессивного и меркантильно ориентированного как наименее перспективных.

Охват проблематики в рассматриваемых романах свидетельствует о стремлении писателей удержать вечные ценности в их высоком статусе. Авторы, убеждают в том, что в мире и в, человеке независимо от эпохи существуют моральные константы, незыблемые величины, благодаря" которым и продолжается жизнь. Оригинальное воплощение отечественными авторами модусов Героя фэнтези позволяет «вдохнуть жизнь» в ключевые бытийные понятия, вернуть им первозданную глубину и красоту. В эссе «О волшебных историях» Дж. Толкиен писал: «Восстановление душевного равновесия. — это возобновление и обострение ясного видения мира» [304, с. 471]. В. Шкловский назвал этот прием «остранением»: «Целью-искусства является-дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание. Вывод вещи из. автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами.» [344, с. 15]. Как показывает предпринятый анализ романов 1990;х гг. отечественных авторов, фэнтези успешно справляется5 с целью, обозначенной, литературоведом, благодаря привлечению определенных модусов Героя.

Выявленные особенности содержания и поэтики отечественной' фэнтези свидетельствуют о наличии у нее точек соприкосновенияс русской литературной традицией. В то время как «авторы массовой литературы эксплуатируют лишь поверхностный слой „культурной памяти“ современника» [337, с. 381], рассмотренные романы фэнтези. поднимают читателя с уровня развлекательного на качественно более высокий, философский, обнаруживают новые грани традиционной проблематики, стимулируют читательский интерес к различным областям человеческого знания, обращают к культурным, историческим и философским первоисточникам.

После двадцати лет ассимиляции фэнтези в русской литературе интерес исследователей от обзорно-ознакомительного переходит в область аспектного анализа, что свидетельствует о развитии новой литературы и постепенном накоплении знаний о ней [67- 68- 96]. Несмотря на это, по-прежнему актуальными остаются проблемы научного определения и классификации фэнтези. Исследователи выделяют фэнтези героическую, эпическую (или, по определению англоязычной критики, «высокую»), философскую, женскую, детскую, славянскую (по уточнению С. Логинова — этнографическую), приключенческую, городскую, романтическую, христианскую, мистическую (оккультную), технофэнтези, историческую и юмористическую (ироническую). Очевидно, что предпринятые попытки классификации фэнтези требуют единого основания. Эта потребность, а также необходимость полноценного доказательства отнесения фэнтези к литературному направлению открывают перспективы ее научного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Волчья хватка : роман / С. Алексеев. М.: ACT, 2009. -479 с.
  2. , С. Волчья хватка 2 : роман / С. Алексеев. — М.: ACT, 2009. -351 с.
  3. , С. Россия : мы и мир: роман-эссе / С. Алексеев. М.: ACT, 2008. — 252 с.
  4. , С. Сокровища Валькирии : Стоящий у солнца: роман / С. Алексеев. М.: OJIMA-Пресс, 1998. — 783 с.
  5. , А. Моя жена ведьма : фантастический роман / А. Белянин. — М.: АРМАДА: Альфа-книга, 2005. — 476 с.
  6. , А. Меч Без Имени- Свирепый ландграф- Век святого Скиминока / А. Белянин. М.: Армада: Альфа-книга, 2005. — 798 с.
  7. , А. Рыжий рыцарь : роман / А. Белянин. М.: Альфа-книга, 2010. — 480 с.
  8. , А. Рыцарь из ниоткуда / А. Бушков // Бушков, А. Сварог: Рыцарь из ниоткуда. Летающие острова / А. Бушков. М.: Олма Медиа Групп, 2009. — С. 7−307.
  9. , А. Овернский клирик / А. Валентинов // Валентинов, А. Тропа отступников / А. Валентинов. М.: Эксмо, 2004. — С. 297−614.
  10. , Ю. Хранитель древностей / Ю. Домбровский. М.: Сов. Россия, 1966.-255 с.
  11. , Р. Хроники Эмбера : Девять принцев Эмбера- Ружья Авалона / Р. Зилазни / пер. с англ. М. Гилинского. СПб.: Северо-запад, 1992. -416 с.
  12. , А. Посмотри в глаза чудовищ / А. Лазарчук, М. Успенский // Лазарчук, А. Посмотри в глаза чудовищ. Гиперборейская чума / А. Лазарчук, М. Успенский М.: Эксмо, 2003. — С. 5−491.
  13. Jle Гуин, У. Волшебник Земноморья. Могилы Атуана / пер. с англ. Л. Ляховой / У. Ле Гуин. Ижевск: РИО Квест, 1993. — 376 с.
  14. , С. Земные пути : роман / С. Логинов. СПб.: Северо-запад, 1999.-432 с.
  15. , С. Искатели неба : Холодные берега. Близится утро: романы / С. Лукьяненко. М.: ACT, 2006. — 704 с.
  16. , К. С. Хроники Нарнии / К. С. Льюис. М.: Эксмо, 2002. — 992 с.
  17. , Ю. Святой Грааль / Ю. Никитин. М.: Эксмо, 2007. — 544 с.
  18. , М. Истовик-камень. Волкодав / М. Семенова. М.: ACT, 2005. — 672 с.
  19. , М. Полые холмы. Последнее волшебство: романы / пер. с англ. И. Бернштейн / предисл. В. Ивашевой / М. Стюарт. М.: Радуга, 1988.-800 с.
  20. , Дж. Р. Р. Возвращение государя: летопись третья из эпопеи «Властелин колец» / Дж. Р. Р. Толкин- пер. с англ. В. Волковского, В. Воседого. М.: ACT- СПб.: Terra fantastica, 2002. — 553 с.
  21. , Дж. Р. Р. Две твердыни: летопись вторая из эпопеи «Властелин колец» / Дж. Р. Р. Толкин- пер. с англ. В. Волковского и др. М.: ACT- СПб.: Terra fantastica, 2002. — 555 с.
  22. , Дж. Р. Р. Дружество кольца: летопись первая из эпопеи «Властелин колец» / Дж. Р. Р. Толкин- пер. с англ. В. Волковского и др. М.: ACT- СПб.: Terra fantastica, 2002. — 559 с.
  23. , М. Вершитель / М. Фрай. СПб.: Азбука, 1997. — 416 с.
  24. , М. Лабиринт Менина / М. Фрай. СПб.: Азбука, 2000. — 416 с.
  25. , Е. Мракобес / Е. Хаецкая. СПб.: Северо-Запад, 2005. — 480 с.
  26. А что, если бы? Альтернативная история: сб. статей / пер. с англ. В. Волковского. М.: ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 606 с.
  27. , М. Этот виртуальный мир / М. Адамович // Новый мир. -2000. № 4. — С. 193−207.
  28. , С. Поле выбора / С. Алексеев // Сакральная фантастика. -М., 2004. Вып. 5. — С. 534−535.
  29. , С. Фэнтези — развитие жанра в России / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. 1997. — № 1. — С. 83.
  30. , Дж. Энциклопедия фэнтези / пер. с англ. / Дж. Аллен. М.: Росмэн, 2005. — 144 с.
  31. , Н. Феномен Набокова / Н. Анастасьев. М.: Сов. писатель, 1992. — 320 с.
  32. Антология культурологической мысли / авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 352 с.
  33. , Т. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. Апинян. СПб.: СПбГУ, 2003. — 400 с.
  34. , Р. Изысканный бродит жираф : О романе А. Лазарчука и М. Успенского «Посмотри в глаза чудовищ». 1997. / Р. Арбитман // Кн. обозрение. 1997. — № 22. — С. 16.
  35. , Т. Художественная условность как эстетическое явление / Т. Аскаров. Фрунзе, 1984. — 197 с.
  36. , Д. Искатель чудес / Д. Байкалов // Если. 2002. — № 9. — С. 237−244.
  37. , А. Мифологическое мышление толкинистов / А. Баркова // Круглый стол" Толкиновского общества Санкт-Петербурга. Режим доступа: http ://www.tolkien.spb .ru/articles/rggu 15 .htm.
  38. , А. Типология характера и личности / А. Батаршев. М., 2005.- 112 с.
  39. , В. Вступление к «Физиологии Петербурга» / В. Белинский // Белинский В. Собр. соч. в 9 т. Т. 7: Статьи, рецензии-и заметки / ред. Н. Гей и др. / В. Белинский. С. 127−136.
  40. , Н. Духовный кризис интеллигенции / Н. Бердяев. — М.: Канон +, 1998.-400 с.
  41. , Н. Самопознание / Н. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  42. , Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. Бердяев // Бердяев, Н. Философия свободы. Смысл творчества / Н. Бердяев. -М.: ACT, Харьков: Фолио, 2004. С. 15−334.
  43. , Н. Философия свободного духа / Н. Бердяев // Бердяев, Н. Диалектика божественного и человеческого / Н. Бердяев. М.: ACT, 2007.-С. 13−338.
  44. , В. Беллетристика / В. Березин // Октябрь. 2001. — № 4. — С. 186−189.
  45. , В. Фэнтези / В. Березин // Октябрь. 2001. — № 6. — С. 185 188.
  46. , М. Фантазия и реальность / М. Беркинблит, А. Петровский. М.: Политиздат, 1968. — 128 с.
  47. Е. П. // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- под ред. А. П. Алексеева / 2 изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби- Проспект, 2004. С. 34−35.
  48. , Е. Тайная Доктрина : синтез науки, религии и философии: в. 3 т. / Е. Блаватская. М.: Эксмо, 2001. — Т. 1: Космогенезис. — 877 е.- Т. 2: Антропогенезис. — 942 е.- Т. 3: Эзотерическое учение. — 748 с.
  49. Большой толковый словарь / под ред. В. Чернышева. М.: Глобус Стиль, 2009. — 1500 с. — Режим доступа: http://www.e-slovar.ru/about/.
  50. , Г. Религия утраченных дней : Джон Рональд Руэл Толкин: Русский опыт прочтения / Г. Бондаренко // Ex libris НГ. 2001. — № 7. -С.З.
  51. , К. Падчерица эпохи : избранные работы о фантастике / К. Булычев. М.: Международный центр фантастики, 2004. — 368 с.
  52. , Г. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. Вайзер //Психологический журнал. 1998. — № 5. — С. 3−14.
  53. , П. Смерть героя / П. Вайль // Знамя. 1992. — № 11. — С. 223 233.
  54. , А. Богоискательство, революция и социализм в России : взаимосвязь культурных практик / А. Венгеров // Вестник РГГУ. -2009. № 15: Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». — С. 86−96.
  55. , А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высш. школа, 1989. — 408 с.
  56. В зоне масскульта. Новый мир. — 1997. — № 11. — С.'211−226.
  57. , С. Эзотерика^ и ценностный мир молодого человека в современной ¡-России / С. Волков // Социально-гуманитарные знания. — 2003.-№ 1.-С. 296−306.
  58. , Н. Человек в мире фэнтези : Опыты приложения метафизики к социальной реальности / Н. Володина // Философия человека. Омск, 2004. — С. 478−492.
  59. , Д. Забытый дом и шумный перекресток / Д. Володихин // Если. 2001. — № 9. — С. 269−278.
  60. , В. У истоков русской фэнтези / В. Волчонок // Уральский следопыт. 1999: — № 11. — С. 56−57.
  61. , В. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте / В. Воронин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 168 с.
  62. , Н. Неомиф в духовной культуре современной России :этнонациональный? аспект: дис:.канд. фил ос: наук: 24.00:011 / Ш
  63. Воронова. СПб.: РШУ им: А. Герцена-'2007. — 270? с.:
  64. Гаков- В. Мудрая" ересь фантастики / В. Гаков // Другое- небо: с б: заруб: НФ: М-: Политиздат, 1990. — С. 8−42.
  65. , М. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины писательницы) / М. Галина // Общественные науки и современность. — 1998. — № 6. — СМ61-Ь70:
  66. Галина- М! В «поисках чуда: 0> фантастике религиозно-христианской: тематики.7 М^ Галина- В: Каплат// Если! 20 031 — № 6. — С1 252−2581
  67. , М. Валькирия русской фэнтези / М- Галина // Лит. газ. 1997. -№ 28.-С. 11.
  68. , М. Образ врага: Положительный герой и его вечный антагонист / М. Галина // Реальность фантастики. — 2004. № 4 (8). -С. 173−178.
  69. , Э. Фантастика — 1997 : что показало вскрытие / Э. Геворкян // Лит. обозрение. 1998. — № 1. — С. 86−92.
  70. , А. Вавилонская башня (Искусство настоящего времени): авт. сборник / А. Генис. М.: Александра, 1996. — 180 с.
  71. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной., — СПб.: Алетейа, 2004.-278 с.
  72. , В. Конан наг переломе эпох / В. Гончаров // Уральский следопыт. 1997, — № 7. — С. 57−59.89'» Гончаров- Ве Рождение игры. — Еслш — 2001. № 2*. — С. 154−166г
  73. Гончаров,. В- Русская фэнтези выбор- пути^/ В. Гончаров // Если- -1998.-№ 9.-С. 216−223. .
  74. , В. Толпа у открытых ворот / Гончаров В-, Мазова Н. П Если. 2002: — № 3. — С. 257−270.
  75. , А. Романтические традиции в прозе русского, фэнтези / А. Грязнова // PR03A: Тезисы междунар. научной конференции «Поэтика прозы». Смоленск: СГПУ, 2003. — С. 105−108.
  76. Грязнова- А. Текстообразующая функция устойчивых выражений в русском" ироническом? фэнтези: (Нш: примере анализа трилогии М: Успенского- о Жихаре) / А. Грязнова // Актуальные проблемы совр. филологии: Языкознание.- Киров, 2003: 4(2- - С. 70−73.
  77. Губайловский, В: Обоснование счастья: о природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. Губайловский // Новый мир. 2002. — №" З.-С: 174−185- '
  78. , В. Человек в трех измерениях / В. Губин, Е. Некрасова. М.: РГГУ, 2010. — 321 с. Р
  79. Гуревйч- Г., Карта страны фантазий / Г. Гуревич. М.: Искусство, 1967. — 176 с. —, 102: Гуревич- А. Я. Категории, средневековой культуры / А. Я. Гуревич., -М.: Искусство, 1972. 318 с.
  80. , А. Игровая природа фэнтези : / А. Гусарова. — Мировая словесность для детей и о детях: матер. XI Всеросс. науч.-практ. конфер. / под ред. И. Г. Минераловой. М.: МПГУ, УНФЦ, 2006. — С. 112−116.
  81. , С. Сущность жанра «фэнтези» и его особенности / С. Давыдова // Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. Барнаул, 2001. — С. 97−103.
  82. Дей, Д. Путеводитель по миру Толкиена: Расшифрованный «Властелин колец»: словарь-справочник / пер. с англ. А. Муравьева / Д. Дей. М: Эксмо- Яуза, 2004. — 368 с.
  83. , А. Феномены человеческого бытия / А. Демидов. Минск: Экономпресс, 1999. — 180 с.
  84. , В. Реализм и художественная условность / В. Дмитриев. -М.: Сов. писатель, 1974. 279 с.
  85. ИЗ. Добин, Е. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е. Добин. -JI.: Советский писатель, 1981. 432 с.
  86. Дозор как симптом: культурологический сборник // под ред. Б. Куприянова и М. Суркова. М.: Фаланстер, 2006. — 416 с.
  87. , А. Бессилие Зла. Толкиен и христианство / А. Ермаков // Религия-РЖ: интернет-проект. 2002. — № 2. — Режим доступа: http://religion.russ.ru/ideas/20 020 204-ermakov.html.
  88. , О. Читаю ладони твои, как Библию (о женском) / О. Жакова. -Режим доступа: http://www.skiminok.ru/ICritica.asp7razdeH3.
  89. , И. Глобализация культуры / И. Зорин // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2009. — № 2. — С. 23−26.
  90. Иванова, Н. Ultra-fiction, или фантастические возможности русской словесности / Н. Иванова // Знамя. 2006. — № 11. — С. 3−7.
  91. Игровое пространство культуры: материалы форума, 16−19 апр. 2002 г. / сост. Е. Э. Сурова- гл. ред. В. В. Чубарь- СПбГУ, Музей антропологии и этнографии РАН- Рос. христиан, гуманитар, ин-т. — СПб.: Евразия, 2002. 383 с.
  92. История фэндома: архив материалов о движении любителей фантастики в России. Режим доступа: http://www.fandom.ru/index.htm.
  93. , А. Феномен Гарри Поттера / А. Кавторина // Культура. -2001.-№ 7.-С. 4.
  94. , М. Вчерашнее завтра. Книга о русской и нерусской фантастике / М. Каганская и др. М.: РГГУ, 2004. — 325 с.
  95. , Ю. Что бредится и что сбудется / Ю. Каграманов // Новый, мир. 1998. — № 11. — С. 192−197.
  96. , А. Богоискательство / А. Казарян // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 5. — М.: Православная энциклопедия, 2007. — С. 447−453.
  97. Каменкович,' М. Троянский конь / М. Каменкович // Палантир: журнал Толкиновского общества Санкт-Петербурга. 1994. — № 10, 11, 14, 15. — Режим доступа: http://www.tolkien.spb.ru/.
  98. , Ф. Неомиф и его трансформация в прозе конца XX в. / Ф. Капица // Русская проза конца XX века: уч. пособие / В. Агеносов и др. / под ред. Т. Колядич. М.: Академия, 2005. — С. 34−53.
  99. , Ф. Тайны славянских богов / Ф. Капица. — М.: РИПОЛ классик, 2007. — 416 с.
  100. , В. Заглянем за стенку. Топография современной русской фантастики / В. Каплан // Новый мир. 2001. — № 9. — С. 156−170.
  101. , Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль // Антология культурологической мысли / авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996. — С. 90−93.
  102. , И. Толкин в зеркале Кастанеды / И. Карпова // Шалтай-Болтай: фант, журнал. — 2003. № 18. — Режим доступа: http ://shaltay .mars-x.ru/18/pindex.htm.
  103. , С. Кризис и дом / С. Климова // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. матер, конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 35−38.
  104. , Е. «Истинная реальность» fantasy / Е. Ковтун // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1998. — № 3. — С. 106−115.
  105. , Е. Рождение фэнтези : трансформация посылки в российской фантастике конца XX столетия / Е. Ковтун // Словенска научнафантастика. Београд: Институт за юьижевност и уметност, 2007. -С. 305−327.
  106. , Е. Тринадцать врат эзотерики : История эзотерических: учений от Адама до наших дней / Е. Колесов., — Пенза .: Золотое сечение, 2009. 244 с. — - ¦
  107. , А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей: Круглого Стола / А. Комаринец. М:: АСТ, 2001. — 464 с. /
  108. , К. О кузнецах и кольцах / К. Королев //. Толкин, Дж. Сильмариллион: статьи? и письма / Дж. Толкин. М.: АСТ- СПб:: ТеггаТа^аБйса, 2002. — С. 573−589. V
  109. , К. Толкиен и его мир : энциклопедия / К. Королев. М. : — Локид, 2005. — 494 с.. —, , ^
  110. , О. В мире меча и магии : Фантазии на тему фэнтези / О: Котова //Лит. газета. 2003- - № 19−20. — С. 8158. Кошелев,.С. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р. Р. Толкина
  111. , Е. Связь всего со всем : о романе Ю. Домбровского" «Хранитель древностей» / Е. Красикова // Русская речь. — 1997. № 5. -С. 22−281
  112. , Я., Клайв С. Льюис / Я. Кротов // Льюис, К. За пределами Безмолвной планеты- Переландра: романы / К. Льюис. С. 5−20.
  113. Кузнецов, В'. Философия фантастики: специфика исследовательской программы / В. Кузнецов // Русская фантастика"на'перекрестье эпох и" культур": материалы Междунар. науч. конфер. (21−23 марта 2006 г.). -М.: МГУ- 2007. С. 267−277.
  114. Кузнецов, Hi Конфликт «роли» и «личности» в русской прозе первой* половины, XX столетия / И: Кузнецов // Рус. словесность. 2007. — № 1.-С. 7−11.
  115. , Т. Толкин в зеркале русской фэнтэзи / Т. Кухта // Сверхновая американская фантастика: Fantasy & Science Fiction. М., 1994. — № 6. — С. 236−242.
  116. , Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. М.: РЕФЛ-бук, 1997.-384 с.
  117. , Т. Фэнтези : Краткий обзор основных разновидностей жанра / Т. Лазарева // Вестник Дальневосточ. гос. науч. б-ки. Хабаровск, 2002. — № 21 — С. 87−99.
  118. , А. «Видел я, как зло красиво, как занудливо добро» / А. Латынина // Новый мир. 2007. — № 4. — С. 166−173.
  119. , О. Про людей и нелюдей / О. Лебедушкина // Дружба народов. -2006. № 1.-С. 190−198.
  120. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / пер. с фр. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 608 с.
  121. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. Книга 1 / С. Лем / пер. с пол. В. Борисова. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/124 257/read.
  122. , М. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): монография / М. Липовецкий. Екатеринбург, 1997. — 317 с.
  123. , Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. I
  124. , Д. Заметки о русском- 2 изд., доп / Д. Лихачев. М.: Сов. Россия, 1984. — 64 с.
  125. Лица фэнтези / пер. с англ. А. Лисогора // Развитие личности. 2005. -№ 1. — С. 221−232- № 2. — С. 233−240- № 3. — С. 224−246.
  126. , С. Русское фэнтези новая Золушка : стенограмма выступления на семинаре Б. Стругацкого / С. Логинов // Империя: фант, журнал. — Киев: Канберра-Клен, 1998. — С. 105−113.
  127. , А. Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Ле Гуин: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / А. Ломакова. М., 2005. — 228 с.
  128. , Ю. Заметкиш- художественном пространстве / Ю. Лотман // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 720. Труды по знаковым системам. -Тарту, 1989. С. 25- 43.
  129. Лотман, ТО. Символические пространства / Ю. Лотман // Семиосфера.- СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 297−334.
  130. Лотман, Ю: Структура художественного текста / IO. Лотман // Лотман, ТО. Об искусстве / Ю. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. -С. 14−285.
  131. ,. К. Развенчание власти / К. Льюис / пер. с англ. Д. Афиногенова // Толкин, Дж. Сильмариллион: статьи и письма / Дж. Толкин. М-: ACT- СПб: Terra fantastica, 2002. — С. 543−548.
  132. , К. Чудо : эссе / К. Лыоис / пер. с англ. // Лыоис, К. Собр. соч. в 8 т. Т. 7: Кружнойшуть, или*Блуждания паломника. Чудо- Настигнут радостью? (духовная" автобиография) — / К'. Льюис. М:: Фонд-им. А. Меня, 2006. — С. 145−272.
  133. , К. Вероятность невероятного / К. Любутин // Урал. 1993. -. № 3. — С. 3−16.
  134. Макаричев- Ф. В. Динамическая типология героев Ф. М.. Достоевского: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Ф. В: Макаричев.-Магнитогорск, 2002. 172 е. ' •
  135. , Ю. «Властелин колец» и христианство / Ю. Максимов // ПравославиеЛи-: Интернет-журнал. Режим доступа: http://wvw.pravoslavie.ru/jurnal/28.htm.
  136. , Б. Магия, наука и религия/ пер. с англ. / Б: Малиновский. М.: Еефл-бук, 1998- - 304 с.
  137. , Н. Христианство и «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса- / Н: Мамаева // Библия и национальная культура. Пермь, 2004. — С. 116.. 120, «'. ^ «¦-«-¦••.' .•--¦.¦' /
  138. , В. Они не знали друг друга : 0-сходстве мистического опыта и культурных систем Д- Андреева иг Дж. Толкиена / В- Махнач, // Урания. 1994. — № 2. — С. 7−10. .
  139. , М. Русская детская, подростковая и юношеская проза II половины XX века : проблемы поэтики: монография / М. Мещерякова. ~ М.: Мегатрон, 1997. 380 с. .
  140. , М. Лингвистические особенности аномального художественного- мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов : дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / М. Мисник. Иркутск: Иркутский гос. лингвистич. ун-т, 2006. — 159 с. .
  141. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / под ред. С. Токарева. -М.: Большая Росс, энциклопедия, 2003. Т. 1: А — К. — 671 с — Т. 21: К — Л.-719 с. ' «' «. ¦ ¦ :
  142. , А. Из истории характера / А. Михайлов // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990- - С. 4372. V'. ' ' ¦ «. • ' .
  143. , О. Феномен фэнтези и критерии оценки жанра в эпоху постмодерна / О. Мончаковская // Проблемы истории, филологии, культуры / под ред. М. Абрамзон и др. Выпуск XIX. — М. Магнитогорск — Новосибирск, 2008. — С. 342−349.
  144. , И. Сакральная фантастика / И. Москвин // Знамя. 2005. — № 1.-С. 225−228.
  145. , В. Фэнтези и проблема бытия личности / В. Мухина // Развитие личности. М., 2005. — № 1. — С. 219−221.
  146. , В. Историческая беллетристика : спрос и предложение / В. Мясников // Новый мир. 2002. — № 4. — С. 141−155.
  147. , В. Н. Введение в эзотерику / В. Н. Назаров. М.: Гардарики, 2008.-303 с.
  148. , Б. Наше фэнтези : чисто русская разновидность / Б. Невский //Мир фантастики (М.). 2004. — № 7 (11). — С. 28−31.
  149. , Б. Умные сказки : Фэнтези для интеллектуалов / Б. Невский // Мир фантастики (М.). 2004. — № 9 (13). — С. 26−27.
  150. , Е. Волшебно-сказочные корни научной фантастики : Монография / Е. Неелов. JI.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 200 с.
  151. , Е. Сказка. Фантастика. Современность / Е. Неелов. — Петрозаводск: Карелия, 1987. 126 с.
  152. , А. Триграмма сознания человека. / А. Никитин // Наука и религия. 1995. — № 2. — С. 42−45.
  153. , А. О волшебной истории / А. Николаева // Наука и жизнь. -2002.-№ 5.-С. 78−84.
  154. , А. Принципы моделирования фантастического мира (на примере английской фантастики второй половины XX века) / А. Николаева. Липецк: Крот, 2008. — 48 с.
  155. , А. Сослагательное наклонение истории / А. Николаева // Наука и жизнь. 2005. — № 1. — С. 50−55.
  156. , И. Типология характеров в «Конармии» И. Бабеля / И. Ничипоров // Слово: Православный образовательный портал. -Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/40 186.php.
  157. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. Грицанов / 2 изд., перераб. и доп. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. -1280 с.
  158. , В. Меч как артефакт : на примере фэнтези / В. Ночкин // Ночкин, В. Меняла: роман / В. Ночкин. СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 367−380.
  159. , У. В поисках героя / У. Оден / пер. с англ. Д. Афиногенова // Толкин, Дж. Сильмариллион: статьи и письма / Дж. Толкин. М.: ACT- СПб.: Terra fantastica, 2002. — С. 549−572.
  160. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет. М.: ACT, 2003. — 272 с.
  161. , А. Основы фантастоведения / А. Осипов. М., 1989. — 127 с.
  162. , А. Фантастика от «А» до «Я» : Основные понятия и термины: краткий энциклопедический справочник / А. Осипов: М.: Дограф, 1999.-352 с.
  163. Парнов- Е. Фантастика в век НТР: очерки современной научной фантастики / Е. Парнов. М.: Знание- 1974. — 192 с.
  164. Первушина- Е. Война, полов- современной фантастике / Е. Первушина // Анизотропное шоссе: крит.-публицист. фэнзин. СПб., 1998.-№ 1.-С. 10−15.
  165. Первый толковый большой энциклопедический словарь / гл. ред. Снарская С. М. М.: Рипол Классик, 2006: — 2144 с.
  166. , Е. Современный русский историко-фантастический роман / Е. Петухова, И: Черный. М.: Мануфактура, 2003. — 136 с:
  167. , Н. А. Сатирический.модус человека и мира, в творчестве М- А. Булгакова: на материале повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита»: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Н. А. Плаксицкая. -Елец, 2004.- 199 с.
  168. Плахов- В. Герои и, героизм. Опыт современного осмысления-вековой, проблемы: монография / В. Плахов: СПб.: КАРО, 2008. — 240 с.
  169. , Н. Фэнтези и социализация личности : социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Н. Помогалова. Омск, 2006. — 157 с.
  170. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред. А. Грицанов, М. Можейко.* — Минск: Интерпрессервис- Кн. дом, 2001. 1040 с.
  171. , А. Слово и миф / А. Потебня. М.: Правда, 1989. — 624' с.
  172. , Г. Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Одоевского до Б. Штерна / Г. Прашкевич. — Новосибирск, 2007. 600 с.
  173. Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики / под ред. Т. Струковой, С. Филюшкиной. Воронеж, 1996. — 211 с.
  174. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп / сост., науч. ред., текстолог, коммент. И. Пешкова. М.: Лабиринт, 2004. — 332 с.
  175. , В. Я. Функции действующих лиц / В. Я. Пропп // Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2005. -С. 25−56.
  176. , В. Я. Сказка и смежные жанры / В. Я. Пропп // Пропп, В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2005. — С. 26−45.
  177. , Н. Приглашение к бегству / Н. Прохорова // Знание-сила. -1997.-№ 8-С. 150−157.
  178. , И. Фантазия и неправда : заметки о книгах М. Семеновой / И. Пруссакова // Нева. 1999. — № 5. — С. 175−180.
  179. , В. Свято и тать. Современная проза между сказкой и мифом / В. Пустовая // Новый мир. 2009. -№ 3.-С. 149−168.
  180. , К. Глобальная и/или массовая? / К. Разлогов // Общественные науки и современность. 2003. — № 2. — С. 143−156.
  181. , Е. Дом. Экзистенциальное пространство человека / Е. Разова // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Вып. Г. СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2002. — С. 206−220.
  182. , Е. Реальность нереального / Е. Разова // УеЬ-кафедра! философской антропологии. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/razova/real.html.
  183. Разова, Е. Fantasy: возвращение человеческого мира? / Е. Разова // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Вып. 3. СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2003. — С. 233−243.
  184. Раш, К. Витязи Господни / К. Раш // Слово. 2008. — № 6. — С. 27−41.
  185. , В. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны / В. Ревич. М., 1998. — 384 с.
  186. , М. Детство героя. Современный повествователь в попытках самоопределения / М. Ремизова // Вопр. лит. 2001. — № 2. — С. 3−20.
  187. , Н. Семь томов счастья / Н. Ример // Анизотропное шоссе: крит.-публицист. фэнзин. СПб., 1998. — № 3. — С. 14−17.
  188. , Т. Беллетристическая книга последней трети XVIII века : диалог повествовательных практик: монография / Т. Рожкова. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. 186 с.
  189. , В. В мире неясного и нерешенного / В. Розанов. М.: Республика, 1995. — 462 с.
  190. Розанов- В. Религия и культура: сб. статей / В. Розанов. М.: ACT, 2001.-640 с.
  191. , И. Психология фантазии / И. Розег. Минск: БГУ, 1977. — 311- с ' «¦ ',.. «¦¦•¦ ¦272: Розин, В. Природа и особенности эзотерического познания / В. Розин // Философские науки. -20 031- № 4. С. Л 44-Г57.
  192. , А. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века // А. Ройфе. М.: Международный центр фантастики, 2007. — 96 с.
  193. , А. Человек после эпохи гуманизма / А. Романовский // Независимая газета. 1999. — № 21? (44). — Режим доступа: religion.ng.ru/. ./1999−11−10/5posthuman.html.
  194. , В. Прочь от реальности (исследования, но философии, текста) / В. Руднев. М.: Аграф, 2000: — 432 с.
  195. Октябрь.-2001.-№ l l. C: 167−171. 280: Самохина, М. Из жизни сегодняшних российских библиотек: заметки библиотечного социолога / М. Самохина // НЛО: — 2005. — № 4. — С. 325−333:
  196. , М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно / М. Самохина // НЛО. 2001. № 51. — С. 327−340. ' '
  197. , А. Вареник, или Нет золота в серых горах / А. Сапковский / пер. с пол. Е. Вайсброт // Если. 1997. — № 12. — С. 220 244.
  198. , П. Феномен героизма : монография / П. Сапронов / изд. 2, испр. и доп. СПб.: Гуманитарная Академия, 2005. — 512 с.
  199. Семина, С. Фольклорный языковой пласт в романах жанра «фэнтези»
  200. A. Белянина / С. Семина // Фольклор: традиции и современность. -Таганрог, 2003. Вып. 2. — С. 75−81.
  201. , А. Нравственные искания русских писателей / сост. Е. Покусаева / А. Скафтымов. М.: Худ. лит., 1972. — 543 с.
  202. , О. К кому едет ревизор? Проза «поколения next» / О. Славникова // Новый мир. 2002. — № 9. — С. 171−181.
  203. , О. Я люблю тебя, империя! / О. Славникова // Знамя. -2000. -№ 12.-С. 188−197.
  204. , В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий /
  205. B. Соколов // Философия и общество. 1998. — № 5. — С. 50−103.
  206. , А. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения: эссе / А. Солженицын // Солженицын, А. Публицистика: в 3 т. / А. Солженицын. Т. 1. — С. 538 — 598.
  207. , К. Тупики^ и» выходы. Фэнтези 2004. Фэнтези — 2005 / К. Строева//НЛО.-2005.-№ 1 (71).-С. 399−405.
  208. , М. Постмодернизм.в фантастике / М: Суэнвик / пер: с англ. А. Черткова // Суэнвик, Mi Вакуумные цветы*/ М. Суэнвик. М:: ACT- СПб.: Terra Fantastica, 1997. — С. 431−472.
  209. , Дж. Избранные письма / Дж. Р. Р. Толкин / пер. с англ. К. Королева // Толкин, Дж. Сильмариллион: статьи и письма / Дж. Толкин- М: ACT- СПб.: Terra fantastica- 2002. — С. 527−542.
  210. , Дж. О волшебных историях : эссе / Дж. Толкин / пер: с англ. С. Кошелева // Толкин, Дж. Сильмариллион: статьи и письма / Дж.•, Толкин. М.: ACT- СПб, Terra fantastica- 2002. — С. 419−4971
  211. , Д. Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези / Д. Толстиков // Омский. научный вестник / т. 63. 2008. — № 1.-С. 73−74.
  212. , В. Модусы художественности-(конспект цикла лекций) / В. ' •' Тюпа7/ Дискурс.- -1−9981Ш5г6- С', 163,1(73>
  213. Успенский^ Б. «Точка зрения» в плане пространственно-временной характеристики / Б. Успенский // Успенский, Б. Поэтика композиции. Структура художественного. текста и. типология композиционной формы / Б! Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — С. 100−138.
  214. , П. Новая модель Вселенной / П. Успенский. М.: ФАИР-ГРАНД, 2002. — 560 с.
  215. , Б. Неоязычество / Б. Фаликов // Новый мир. 1999. — № 8. -С. 148−168.
  216. , Н. Возможна ли мировая культура? / Н. Федотова // Философские науки. 2000. — № 4. — С. 58−68.
  217. , А. Под знаком льва / А. Филозов. Режим доступа: http://mvw.krotov.info/librmiiT/21i7fil/osofovand.htm.
  218. , JI. Иное будущее. Картина будущего у российских фантастов: смена тенденций / JI. Фишман // Censura: независимый философский проект философского факультета МГУ. Режим доступа: censura.ru.
  219. , JI. Фантастика и гражданское общество / JI. Фишман. — Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 168 с.
  220. , П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. -М.: Прогресс, 1993.-321 с.
  221. , П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. М.: Искусство, 1995.-256 с.
  222. , К. Философия и психология фантастики : монография / К. Фрумкин. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 240 с.
  223. , Е. Возможна ли христианская fantasy / Е. Хаецкая // ПитерЬоок плюс. 2002. — № 4. — С. 47.
  224. , В. Типология персонажей и «Капитанская дочка» / В. Хализев // Хализев, В. Ценностные ориентации русской классики: моногр. / В. Хализев. M: Гнозис, 2005. — С. 146−160.
  225. Хёйзинга, Й. Homo ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга / пер. с нидерл. и сост. Д. В. Сильвестрова / 2 изд., испр. М.: Айрис-Пресс, 2003. — 496 с.
  226. , А. В чем грех библейской экзегезы? : Размышления о том, как ее бранил К. С. Льюис / А. Хирон // Страницы = Pages. М., 1997. — N 1.-С. 120−132.
  227. , Е. Человек / Е. Хомич // Новейший философский словарь / сост. А. Грицанов. Минск, 1998. — С. 906.
  228. , К. Истина мифа / К. Хюбнер / пер. с немецкого И. Касавина. М.: Республика, 1996. — 448 с.
  229. , В. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / В. Чернейко // Философские науки. 1994. -№ 2.-С. 58−70.
  230. , Т. К вопросу о жанре фэнтези / Т. Чернухина, А. Чернухин // Язык и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д., 2003. — С. 114 119.
  231. , И. Криптоистория Андрея Валентинова / И. Черный // Валентинов, А. Небеса ликуют: роман / А. Валентинов. — М.: Эксмо, 2000. С. 380−394.
  232. , И. Рыжий Дон Кихот / И. Черный // Книжное обозрение.2001.-№ 35.-С. 17.
  233. , Т. А. Природа фантастики / Т. А. Чернышева. Иркутск, 1984.-336 с.
  234. Е: Чудйнова // Ианорама^читающешРоссии: 2003: — №й31 — 1,7−18! 340: Чумаков, В. Фантастика и- ее виды / В. Чумаков // Вестник Моск. ун-•>: та--:Филология^ Ш74/- № 2/- е. У68!- 741:
  235. , С. Еще раз к вопросу о картографии вымысла/ / С. Чуприниш// Знамя: 2006: — Ж 1 Т. — С. 171−184.
  236. , Д. Как создаются миры / Д. Шкаев // Вестник Российского филос. общества. 2004. — № 2 (30): — С. 106−107,
  237. , В. Искусство как прием / В. Шкловский // Шкловский, В., О теории прозы / В1 Шкловскир--М!: &euro-ов: писатель, 1984/- 9−25:
  238. , В. Проблема времени вг искусстве /, В. Шкловский. // Шкловский- В: ©-«теориишрозы'. М-: Сов., писатель, 1983:.- С. 242 346. Шкловский, И: Вселенная, жизнь, разум / под.ред. Н. Кардашева и В.
  239. Мороза/6изд., дот/И1 Шкловский/- М!: Наука- 1987у-320-с: ,
  240. Шнирельман, В1 Миф: о- сверхчеловеке возрождается в России, / В- Шнирельман// Новое время: 1997.-ЖТЗ-- С. 37−381
  241. Эзотеризм: энциклопедия / сост. и гл. ред. А. А. Грицанов. — Минск: Интерпрессервис и др., 2002. 1040 с.353: Эйдемиллер, И. Мир фэнтези: Лит. обзор., / И. Эйдемиллер, А. Лебедев // Звезда. 1993. — № 10. — С. 201−205.
  242. Элиаде, Ml Аспекты мифа / М. Элиаде / пер. с фр. М.: Академический проект, 2005. — 224 с.
  243. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / под ред. В. Гакова. Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 с.
  244. , М. Слово и молчание в российской культуре / М. Эпштейн // Звезда. 2005. — № 10. — С. 202−222.
  245. , М. Философия возможного / М. Эпштейн. — СПб.: Алетейя, 2001.-334 с.
  246. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг / пер. с нем. и предисл: А. Руткевича- примеч. В: Бакусева. М.: Знание, 1994. — 340 с.
  247. Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг / пер. с нем. С. Лорие / под ред. В. Зеленского. СПб.: Ювента- М.: Прогресс — Универс, 1995. — 716 с.
  248. Clute, J. The Encyclopedia of Fantasy / JI Clute, J. Grant. London»: Orbit, 1999.- 1076 p.
  249. Colebatch, H. Return of the heroes: The Lord of the rings, Star wars and contemporary culture / H. Colebatch. Perth, W.A.: Australian Institute for Public Policy, 1990. — 103 p.
  250. Levitsky, A. Worlds Apart: An Anthology of Russian Science Fiction and Fantasy. New York: Overlook Press / Duckworth, 2007. — 656 p.
  251. Rottensteiner, F. The fantasy book: an illustrated history from Dracula to Tolkien / F. Rottensteiner. New York: Collier Books, 1978. — 160 p.
  252. Fantasy // Webster’s Online Dictionary with Multilingual Thesaurus Translation. Режим доступа: http://www.websters-dictionary-online.net/definition/english/fa/fantasy.html.
  253. Fredericks, S. C. Problems of Fantasy / S. C. Fredericks // Science Fiction Studies. Режим доступа: http://www.depauw.edu/sfs/backissues/14/firedericksl4art.htm.
Заполнить форму текущей работой