Социологические проблемы профессионального роста кадров промышленности в НРБ
Следует отметить, что в научной социологии обычно вопросы профессионального роста рассматриваются в связи с выяснением других процессов и явлений, имеющих отношение к трудовой деятельности. Прежде всего профессиональный рост связывается с многосторонним развитием личности, с ее полноценной трудовой реализацией, с повышением трудовой активности и др., т. е. выясняются только отдельные элементы… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА
- 1. Профессиональный рост как фактор оптимизации соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции
- 2. Профессиональный рост как фактор эволюции взаимодействия законов разделения и перемены труда
- Глава II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. Проявление профессионального роста в различных формах жизнедеятельности
- 2. Этапы профессионального роста
- 3. Направления профессионального роста
- Глава III. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
- 1. Профессиональная ориентация как исходный момент управления выбором основной сферы жизнедеятельности
- 2. Система образовательной и профессиональной подготовки в эпоху научно-технической революции
- 3. Повышение квалификации как условие улучшения качества работы
Социологические проблемы профессионального роста кадров промышленности в НРБ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях строительства развитого социализма в НРБ проблема качества человеческих ресурсов является особенно актуальной. Социалистическое производство и социалистический образ жизни требуют людей со всесторонне развитыми способностями и содействуют превращению трудящихся во «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных лкщей» .^ От качеств людей — профессиональных, общественно-политических, социальных, физических и духовных, подчеркивается в документах Болгарской Коммунистиче-^ ской партии, в основной зависит дальнейшее развитие^ страны и темпы прогресса социалистического^ обществу.
Разработанный ХП съездом Болгарской Коммунистической партии курс на «повсеместную интенсификацию' экономики и> других сфер жизни общества» ^ детерминирован объективными закономерностями социалистического строительства. Его реализация обеспечивается все более полным использованием средств труда, предметов труда и живого труда. Задача состоит в оптимальном применении всех интенсивных факторов, прежде всего, внедрения новейших достижений научно-технической революции и комплексного применения нового экономического подхода и экономического механизма. Первостепенное значение имеет повышение «подготовки, квалификации и переподготовки руководящих и исполнительских кадров, особенно молодого поколения» .
1) Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.
В кн.: Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, М., 1963, изд.5-е, с. 33.
2) Живков Т. Отчет на ЦК на БКП пред ХП конгресс на партията и предстоящите задачи на партията. С., Партиздат, 1981, с. 25.
3) Там же, с. 71.
Развитие профессиональных качеств человека — это не только фактор интенсификации производства, но и одно из главных направлений многостороннего развития социалистической личности. Конкретизируя экономическую и социальную стратегию, ХП съезд партии поставил задачу создать необходимые предпосылки для того, чтобы человек в процессе труда развил и реализовал свои способности более всесторонне и эффективно. Поэтому проблема исследования процесса профессионального роста, его сущности, социально-экономических детерминантов, направлений и тенденций дальнейшего совершенствования является особенно значимой.
В марксистско-ленинской социологии имеется некоторый опыт определения сущности профессионального роста кадров. К первым работам, касающихся проблем профессионального роста, относятся: вышедшая в 1961 г. монография «Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса» — коллективная монография московских и горьковских исследователей «Рабочий класс игохниче-ский прогресс» (1965) и исследование ленинградских социологов, опубликованное в 1967 г. в монографии «Человек и его работа». В болгарской социологии значимые результаты в области исследования проблемы профессионального продвижения получены К.Петковым. Разработанные этим автором основные элементы понятийного аппарата роста и мобильности и конкретные результаты исследования опубликованы в студии «Социологические аспекты трудовой карьеры» и в монографии «Профессия, доходы, личность». На основе этих исследований в марксистско-ленинской социологии описываются основные проблемы развития и непрерывно обогащается опыт теоретико-методологического выяснения процесса профессионального продвижения.
Следует отметить, что в научной социологии обычно вопросы профессионального роста рассматриваются в связи с выяснением других процессов и явлений, имеющих отношение к трудовой деятельности. Прежде всего профессиональный рост связывается с многосторонним развитием личности, с ее полноценной трудовой реализацией, с повышением трудовой активности и др., т. е. выясняются только отдельные элементы и аспекты развития. Самостоятельные исследования профессионального роста как целостного социального процесса почти отсутствуют. Между тем, комплексное изучение и анализ данной проблемы имеет очень существенное значение для развития теории, разработки механизмов и форм и создания условий для полноценной реализации социалистической личности в труде. Назревшая потребность в разработке вопросов профессионального роста рабочих кадров, а также недостаточное исследование этой проблемы обусловливают актуальность диссертации.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение профессионального роста, выяснение его сущности как целостного процесса, выявление основных тенденций и закономерностей развития рабочих и инженерно-технических кадров в промышленности, вскрытие противоречий и проблем в изучаемом предмете, разработка предложений о совершенствовании способов, форм и механизмов управления процессами профессионального развития. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
— определение понятия «профессиональный рост» как целостного процесса и выяснение механизмов его реализации;
— выяснение влияния социальных и личностных факторов на профессиональное развитие рабочих и инженерно-технических кадров;
— определение основных этапов профессионального роста и вскрытие главных проблем и противоречий роста на каждом* из них;
— обоснование основных направлений и форм профессионального развития кадров;
— уточнение задач и разработка предложений о совершенствовании систем профессиональной ориентации, а также образовательной и профессиональной подготовки в условиях научно-технической революции;
— разработка рекомендаций по совершенствованию квалификационного и профессионального развития кадров промышленности.
Объектом исследования являются рабочие и инженерно-технические кадры промышленности НРБ, их профессиональные качества, образовательный и квалификационный уровень, профиль профессиональной подготовки, активность, индивидуальные стрембления и перспективы развития в труде, социальные и личностные факторы, способствующие социально значимому профессиональному росту.
Теоретической и методологической основой диссертации явились труды Маркса, Энгельса, Ленина, директивные документы Болгарской Коммунистической партии и Коммунистической партии Советского Союза, решения Совета Министров НРБ и других государственных и общественных органов по вопросам профессионального развития и создания условий для многостороннего развития и полноценной реализации социалистической личности в труде. Теоретической базой работы послужили также труды советских и болгарских ученыхсоциологов, философов, экономистов, педагогов, статистиков и демографов.
В процессе разработки проблем профессионального роста использованы результаты четырех репрезентативных и одного монографического исследований, в подготовке и проведении которых диссертант принимал непосредственное участие. Описание методики исследования дано во второй главе диссертации.
Использована информация Центрального статистического управления НРБ, а также результаты исследований по этой же проблеме, опубликованные в болгарской и советской литературе.
Научная новизна работы состоит прежде всего в самой постановке проблемы. Профессиональный рост исследуется комплексным подходом, причем выявляется его роль как фактора оптимизации соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции, эволюции взаимодействия законов разделения и перемены труда, многостороннего развития личности.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:
— определены основные понятия, связанные с профессиональным ростом, и обоснована его роль как существенный элемент гармоничного развития личности;
— предлагается периодизация процесса профессионального развития, выясняются специфические особенности, проблемы и противоречия на каждом из следующих основных этапов роста: выбор профессии и подготовка к ней, адаптация и реализация в труде;
— разработаны содержательные аспекты профессионального роста, на основе которых обособляются три органически связанные направления развития в труде: интеллектуальное, должностно-функ-циональное и нравственно-ценностное;
— обосновывается необходимость профессиональной защиты каждой новой профессиональной позиции посредством доказанных личностных профессиональных качеств;
— раскрывается значение процессов профессионального продвижения по горизонтали и вертикали как стимул и оценка профессионального роста.
Практическая значимость диссертации характеризуется следующим:
— результаты исследований могут быть использованы при подготовке нормативных документов и методических материалов по вопросам кадровой политики и создания условий для гармоничного развития и полноценной реализации социалистической личности;
— как содержательные и методические выводы, так и выявленные тенденции профессионального роста могут быть использованы хозяйственными и профсоюзными кадрами для регулирования процессов наиболее рационального сочетания интересов и возможностей индивидов с потребностями коллектива и общества;
— рекомендации и предложения практического плана могут найти применение при актуализации встречных планов предприятий промышленности и совершенствования методики показателей планирования индивидуального роста и социального развития трудовых коллективов.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании сектора социологических проблем труда Института социологических исследований АН СССР. Разработанные автором и предложенные в диссертации выводы и идеи нашли применение при подготовке научно-практической конференции «Труд и свободное время молодых рабочих и специалистов» на химическом заводе им. П.Караминчева г. Русе. Основные положения исследования докладывались на Третьем конгрессе болгарской социологической ассоциации (197®)-, а также на международной конференции по проблемам трудового воспитания (1978) и на международных симпозиумах по социальным проблемам молодежи «Приморско-78» и «Приморско-79». Результаты исследований использованы при выполнении плановых научно-исследовательских работ Научно-исследовательского института по профсоюзным проблемам им. Г.Димитрова при ЦС БПС и приняты Ученым советом института. Основные концепции диссертации используются в процессе чтения лекций на международных курсах повышения квалификации профсоюзных деятелей, обучающихся в НРБ.
По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ общим объемом 6,5 печатных листов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На этапе построения развитого социалистического общества профессиональный рост рабочих и инженерно-технических кадров промышленности через противоречия идет в направлении социального прогресса. Выступая в качестве одного из главных элементов многостороннего и гармоничного развития личности, профессиональный рост содействует развертыванию научно-технической революции и дает простор развитию человекотворческой функции труда. На основе этого генерального вывода, полученного в результате исследования сущности, противоречий, этапов, направлений и тенденций роста, можно сформулировать ряд производных:
1. В процессе профессионального развития потребности и интересы социалистического труженика в основном совпадают с целями трудового коллектива и общества в целом.
2. Основные противоречия, которые выделяются в процессе роста — это противоречия между объективными потребностями общества в кадрах с определенной профессиональной подготовленностью и направленностью и индивидуальными жизненными и профессиональными планами.
3. Главное противоречие на этапе профессионального самоопределения состоит в том, что молодые люди, как правило, стремятся к творческой профессии и полноценной реализации в сфере трудовой деятельности, а обществу нужны и кадры, выполняющие функции физического, малосодержательного, низкоквалифицированного труда.
4. В мотивационной структуре молодого поколения при выборе профессии самое существенное значение имеют содержательные характеристики профессии и профессиональной области, а самое незначительное — размер материального вознаграждения.
5. Профессиональное развитие осуществляется в социально значимом направлении, когда профессия выбрана на основе реально оцененных личностных интересов, наклонностей и возможностей, учитывая при этом реальную профессиональную структуру и общественную необходим}сть в кадрах с определенной профессиональной направленностью.
6. Главное противоречие на этапе профессиональной адаптации — это противоречие между конкретно выполняемой работой и содержательными характеристиками профессиональной подготовки.
7. Для современных рабочих саше значимые элементы работы — это приятная рабочая среда, организация труда и материальное вознаграждение. Сравнительный анализ реального и желаемого состояния элементов работы показывает, что существует расхождение между ними. Субъективные желания в отношении самостоятельности работы, организации труда, экономических требований к рабочей среде и т. д. более высокие, чем реальные характеристики конкретно выполняемых трудовых функций.
8. Существует противоречие между оценочным отношением к профессии и к конкретно выполняемой работе. Рабочим и инженерно-техническим кадрам в большей степени нравится их профессия, чем их работа.
9. Существующие возможности для квалификационного развития, для занятия руководящей должности и для повышения зарплаты ниже, чем субъективные желания. Это противоречие особо характерно для инженерно-технических кадров и высококвалифицированных рабочих.
10. Стремление к интеллектуальному и квалифицированному совершенствованию зависит от характеристик и требований конкретно выполняемой работы.
11. Рабочие и производственно-техническая интеллигенция характеризуются на нынешнем этапе активной жизненной позицией и ответственным трудовым поведением.
12. Участие рабочих и особенно инженерно-технических кадров в различных формах управления предприятием ниже, чем их желание.
На основе выявленных тенденций и сформулированных выводов можно определить основные пути развертывания и стимулирования профессионального роста рабочих и инженерно-технических кадров в эпоху научно-технической революции:
1. Регулирование и управление процесса профессионального развития должно предусмотреть такие меры, которые в наибольшей степени учитывают и позволяют сочетать интересы индивида, коллектива и общества.
2. В диссертации доказано, что для того, чтобы выполнить свою социальную роль, профессиональный рост должен обеспечивать создание резерва интеллекта и квалификации.
3. В условиях построения развитого социалистического общества система профессиональной ориентации должна направить свою деятельность на оказание помощи молодым людям и их родителям при выборе профессии в соответствии с их действительными способностями и наклонностями и с перспективными потребностями общества в кадрах.
4. В целях социального прогресса социализма, система общеобразовательной и профессиональной подготовки должна дать молодым людям фундаментальные знания широкого профиля, определенный практический опыт и профессиональную подготовку для рабочей про> фессии.
5. На этапе подготовки к труду необходимо формировать у молодых дкщей социалистическое отношение к труду, потребность к: перемене труда и профессиональному развитию, высокоразвитые адаптивные способности.
6. Обогащение профессиональных качеств должно стать непрерывным процессом, охватывающим весь период активной трудовой жизни человека.
7. Наиболее существенной особенностью карьеры в условиях социализма должна быть профессиональная защита выполняемой позиции. Занятие и реализация каждой новой позиции должны являться результатом доказанных личностных качеств на предыдущей позиции и предпосылка занятия новой,.
В. Для совершенствования должностного продвижения необхо- ¦ димо ввести конкурсное начало для занятия руководящей должности.
9. Превращение трудового коллектива в стимулятор профессионального продвижения связано с совершенствованием системы показателей социального развития коллектива.
Исследование процесса профессионального роста в условиях строительства зрелого социализма и в эпоху научно-технического прогресса ставит перед социологией труда новые задачи, среди них:
1. Разработка методических указаний конкретного плана для трудового развития рабочих, инженерно-технических кадров и служащих.
2. Изучение возможностей и перспективы профессиональной карьеры новых слоев рабочего класса и их влияние для оптимизации интеграционных процессов между рабочим классом и интеллигенцией.
Решение этих задач и применение предложенных рекомендаций содействует превращению процесса профессионального роста кадров в стимулятор развития социалистической личности и в формирование социально однородного общества.
Список литературы
- Маркс К. Нищета философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65−186.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К, и Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е., т.4, с.322−339.
- Маркс К. Манифест коммунистической партии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
- Маркс К. Из рукописного наследства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709−741.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5−543.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е., т.20, с.343−679.
- Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5−787.
- Маркс К. Капитал, т.З. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, с.3−489.
- Маркс К. Письмо к Анненкову, 28 декабря 1846. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.401−412.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859, ч.1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.7−512.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859, ч.П. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч. П, с.5−359.
- Ленин В. И* К характеристике экономического романтизма. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.2, с.119−262.
- Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.25, с.111−114.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Науки логики». Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.29, с.77−218.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.35, с.195−205.
- Ленин В.И. Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.40, с.213−220.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
- Брежнев Л.И. Советские профсоюзы в условиях развитого социализма. М., Политиздат, 1978. 47 с.
- Живков Т. За развитието на образователното дело в НРБ. С., Партиздат, 1979. 141 с.
- Живков Т. Отчет на ЦК на БКП пред XII конгрес и предстоящите задачи на партията. С., Партиздат, 1981. 159 с.
- Живков Т. Учение и труд, жизнерадост и дръзновение. Писмо до ЦК на ДКМС. С., Народна младеж, 1979. 87с.
- Материали от Националната комсомолска конференция (24−25 декември 1979 г.). С., Народна младеж, 1980. 335 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. 223 с.
- Отчет на Цб на БПС пред IX конгрес и предстоящите задачи на профсъюзите. С., Профиздат, 1982. 97 с.
- Програма на БКП. С., Партиздат, 1971.1. Книги
- Аитов H.A. Научно-техническая революция и социальное планирование. М., Профиздат, 1978. 152 с.
- Аитов H.A. Советский рабочий. М., Политиздат, 1981. 158 с. Аитов H.A. Технический прогресс и движение рабочих кадров. М., Профиздат, 1972, 112 с.
- Активность личности в социалистическом обществе. М., Наука, 1976. 280 с.
- Александров Н. Духовный мир советского рабочего. Записки рабочего. М., Профиздат, 1975, 112 с.
- Амвросов A.A. Социальная структура советского общества. М., Политиздат, 1975, 120 с.
- Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. 2-е изд., доработ. и дод. М., Мысль, 1978. 295 с.
- Анализ на професиите за професионална квалификация с модули. С., ЦППР, 1980. 120 с. с табл.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., Моск. унивар., 1971. 152 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., Политиздат, 1972. 432 с,
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., Политиздат, 1975. 408 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981. 432 с.
- Ахиезер A.C. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М., Наука, 1974. 312 с.
- Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. (Изд. 2-е доп. и перераб.). М., Экономика, 1974, 383 с.
- Белашов Л. А. Экономические и социальные проблемы развития производительной силы труда в условиях технического прогресса. Киев, Наукова думка, 1975, 271 с. с табл.
- Еляхман Л.С. Человек в мире труда. Советские рабочие и интеллигенция в эпоху научно-технической революции. М., Прогресс, 1977, 270 с.
- Бляхман Л.С. и Шкартан О.И. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М., Политиздат, 1973, 320 с.
- Бокарев H.H. Расширение участия трудящихся в управлении производством. М., Наука, 1979. 223 с.
- Бородин В. А. Ориентация школьников на рабочие профессии промышленности. Минск, Изд. Народна асвета, 1977, 95 с.
- Бочкова З.В. США. Квалифицированные промышленные рабочие. М., Наука, 1976, 222 с. с табл. уева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., Московский унив., 1968, 268 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978, 216 с.
- Д/слов К.П. Социально-историческое развитие классов в СССР. Минск, Наука и техника, 1979, 344 с.
- Валитов М.Г., Мальцев В. А. Движение за коммунистическое отношение к труду. М., Профиздат, 1978, 112 с.
- Величкова С. Младият работник и производствената демокра-ция. (Научн.-попул. очерк). С., Профиздат, 1980, 132 с. с табл.
- Венедиктов Й. и Нутев А. Младият човек и трудат. Результата от социологически проучвания. С., Народна младеж, 1979, 104 с. с табл. и диагр.
- Волков Г. Н. Человек и НТР. М., Политиздат, 1972, 128 с.
- Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М., Политиздат, 1976, 336 с.
- Волков Г. Н, и Червяков D. Трудовой коллектив школа воспитания хозяев производства. М., Профиздат, 1977, 152 с. с табл.
- Вопросы методики и техники социологических исследований. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1975, 172 с.
- Воспитание всесторонне развитой личности в трудовом коллективе. М., ИСИ АН СССР, 1979, 54 с.
- Высшее образование в жизненных планах молодежи. (Сборник научных трудов). М., изд. ИСИ АН СССР, 1975, 139 с.
- Гелюта A.M. и Староверов В.И. Социальный облик рабочего-интеллигента. М., Мысль, 1977, 183 с.
- Глазачев A.A. и Молдован B.C. Труд и всестороннее развитие личности. М., Мысль, 1968, 118 с.
- Гордон JI.A. Единство многообразия: социальное развитие рабочего класса в странах социализма. М., Знание, 1981, 64 с.
- Гордон Л.А., Клопов Э. В. и Оников Л.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., Знание, 1977, 159 с.
- Градев Д. Социалната адаптация на личността. С., Военно издателства, 1976, 156 с.
- Грамов М.В. и Корытов К.Г. Управление трудовым коллективом. М., Политиздат, 1981, 288 с.
- Грамов М.В. и Корытов К.Г. Трудовой коллектив: проблемы развития. М., Политиздат, 1975, 192 с.
- Григорьян С.М. Карл Маркс и социально-экономические проблемы технического прогресса. М., Наука, 1973, 240 с.•: Грималюк В. А. «Общественное разделение^ труда и основное производственное отношение’социализма. М., Мысль, 1970, 134 с.
- Г^ревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., Наука, 1970, 272 с.
- Давидюк Г. П. Введение в прикладную социологию. Минск, Вышейшая школа, 1975, 200 с.
- Димитров Д. Текучеството работна сила — промишленост. С., Наука и изкуство, 1980, 143 с.
- Димов Д. Коммунистического възпитание на работническата класа. Същност и насоки. С., Профиздат, 1978, 264 с.
- Дичев Г. и Тарасов К. Проблемы адаптации и здоровье человека. М., Медицина, 1976, 260 с.
- Добрев К. Закономерности на социалистического строител-ство в НРБ. С., Партиздат, 1965, 244 с.
- Донев Р. Социологически аспектии на образованието при социализма. С., Народна просвета, 1975, 135 с.
- Дряхлов Н.И. Соци альные проблемы научно-технической революции. М., Изд. Моск. универ., 1972, 191 с.
- Дьяченко H.H. Профессиональное воспитание молодежи. М., Высшая школа, 1978, 216 с.
- Дьяченко М.И. и Абкандыбович Л. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, БГУ, 1976, 17 с. с табл.
- Ефремов С. Социалистическа дисциплина и социална отго-ворност. С., Партиздат, 1979, 188 с.
- Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология. Критический анализ. М., Мысль, 1974, 136 с.
- Зинченко Г. И. и Попов А.Н. Социологический труд и качество работы. М., Мысль, 1980, 192 с.
- Зрелияж социализъм проблеми и перспективи. С., Наука и изкуство, 1976, 327 с.
- Иванов В. Социалната структура (Изследование). Кн.2. Работницеската класа при изграждане на развито социалистическо общество. С., Профиздат, 1978, 159 с. с табл.
- Иванов В, Теоретико-методологически проблеми при изграж-дането на развито социалистическо общество. С., Профиздат, 1977, 173 с.
- Иванов Н.И. Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы (по материалам развитых капиталистических стран). М., Наука, 1978, 320 с.
- Иванов Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М., Наука, 1971, 283 с.
- Иванов П. Профессионално ориентиране и професионален подбор. С., Народна просвета, 1972, 189 с.
- Иванов Е. Профсоюзы в политической системе социализма. М., Профиздат, 1974, 240 с,
- Иванова 3. и Косев И. Личност и професия. С., Изд. БАН, 1976, 178 с.
- Иглицкий А. Советский рабочий класс в условиях научно-технической революции: критика буржуазно-реформистских концепций. М., Наука, 1978, 124 с.
- Кайдалов Д.П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека. М., Мысль, 1968, 319 с.
- Кайдалов Д.П. и Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. М., Экономика, 1974, 240 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974, 178 с.
- Клочков И.Д. Подготовка рабочих широкого профилен в средних профтехучилищах. М., Педагогика, 1979, 192 с.
- Князев Б. и Смирнов В. Труд: материальная заинтересованность и воспитание. М., Московский рабочий, 1976, 204 с.
- Ковалев А. Формирование социалистической личности. М., Мысль, 1980, 228 с.
- Козлова О.В. и Разу М.Л. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М., Знание, 1968, 64 с. Колесников Н. Е. Совмещение профессий важный резерв производства. Л., Лениздат, 1975, 95 с. со схем.
- Кон И. С. Открытия „Я“. М., Политиздат, 1978, 367 с.
- Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. Изд. 2-е испр. и доп. М., Мысль, 1979, 598 с.
- Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., Наука, 1977, 279 с.
- Крухмалев А.Б. Рабочий класс СССР. М., Политиздат, 1978, 120 с.
- Нугель С.А. и Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. M., 1971, 207 с. со схем.
- Нурман М.В. Движение рабочих кадров промышленного предприятия. М., Статистика, 1971, 152 с.
- Нуртиков Н.А. Социальный"объект управления коллектив. М., Московский рабочий, 1977, 200 с.
- Кучеренко М.М. Молодое поколение рабочего класса СССР. Процесс формирования и воспитания. I9I7-I979. М., Мысль, 1979, 192 с. с табл.
- Кюранов Ч. Социални класи и социална стратификация. С., Наука и изкуство, 1977, 308 с. с карт.
- Лапина Т.С. Этика социальной активности личности. М., Высшая школа, 1974, 117 с.
- Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат коллектива. М., Знание, 1976, 64 с.
- Македонска М. Разделението на труда и професиите. (Исследование). С., Профиздат, 1980, 140 с. с табл. 3 отд.табл.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М., Педагогика, 1972, 334 с. с портр.
- Малофеев Н.С. Рабочий класс ведущая сила советского общества. М., Профиздат, 1976, 80 с.
- Манолов А. Повишаване квалификацията на работниците в промишленаетта. С., Профиздат, 1978, 143 с. с табл.
- Манолов А. и Спасов С. Професионалните учебни центрове. С., Профиздат, 1980, 128 с.
- Мансуров В.А. и Бабакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М., Наука, 1981, 190 с.
- Марков Е. Научно-техническата революция. Някои социално-икономически механизми. С., Партиздат, 1979, 205 с.
- Маркво М. и Тасев Г. Организация и организираност на социалната система. С., Наука и изкуство, 1981, 252 с.
- Марков М. и Тасев Г. Общеетвени отношения, организация, личност. С., Изд. на Отечествен, фронт, 1978, 370 с.
- Марксистско-ленинская теория социального развития. М., Наука, 1978, 238 с.
- Методологически основи на прогнозирането на трудовите ресурси и на квалификацията на работната сила. (Известие). С., Научно-лзследователски институт по труда, 1979, 264 с. с табл.
- Методологические проблемы социалистического исследованиямобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1974, 318 с. со схем.
- СМикулский К. И. Классовая структура общества в странахсоциализма. М., Наука, 1976, 279 с.
- Минчев Г., Начев П. и Ставрев С. Подготовка и преподготовка на кадрите. (Изследоване). С., Партиздат, 1979, 94 с. с табл.
- Михайлов С. Емпиричното социологическо изследование. 2-е доп. издание. С., Партиздат, 1983, 389 с.
- Михайлов С. Ефект на микросредата. С., Наука и изкуство, 1980, 207 с.
- Мишева Н. и Манолов А. Планиране потребноетите и подгото-вката на квалифицирани работници. (Изследоване). С., Профиздат, 1976, 183 с. с черт, и табл.
- Мойсеев Л. Закон перемены труда в социалистическом производстве. М., Изд. Моск. унив., 1976, 142 с.
- Мокляк H.H. Социально-профессиональные перемещения на социалистическом предприятии. Киев, Наукова думка, 1977, 143 с.
- Молчанов В.И. Социальная информация и управление предприятием. М., Московский рабочий, 1977, 158 с.
- Научни трудове по проблемите на труда. Кн. XX. Трудови ресурси и квалификация. С., НИПП, 1978, 242 с.
- Научно-техническая революция и общество. М., Мысль, 1973, 480 с.
- Научно-техническая революция и строительство коммунизма. Ред. коллегия: В. Г. Лебедев и др., М., Мысль, 1976, 343 с.
- Научно-техническая революция: личность, деятельность, коллектив. Киев, Наукова думка, 1975, 344 с.
- Николов Л. Мотиви на поведение и социални структури. С., Наука и изкуство, 1974, 160 с.
- Образование и професионална подготовка на трудещите се в условията на НТР. (Материали от междунар.научн.семинар. София, 28−30.1Х.1976 г.). С., Профиздат, 1977, 209 с.
- Ночевник М.Н. и Подмарков В.Г. Профсоюзы СССР: автоматизация и рабочий класс. М., Профиздат, 1976, 128 с.
- Образование и социальная структура. Сборник научных трудов. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1976, 200 с.
- Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М., Наука, 1977, 184 с.
- Оценка качества подготовки специалистов. Л., Ленинградский университет, 1977, 96 с.
- Отавков Ж. Социологията като наука. С., Наука и изкуство, 1970, 336 с.
- Павленок П.Д. Становление и развитие социальной однородности закономерность коммунистической формации. М., Знание, 1981, 64 с.
- Павлов Я.А. Трудовой потенциал работника. (Вопросы теории и методологии). Кишинев, Штиинца, 1977, 64 с.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психол. проблемы. М., Политиздат, 1978, 240 с.
- Петков К. Професия, доходи, личност. (Икон.-социолог, из-следоване). С., Профиздат, 1975, 176 с. с табл.
- Пихтя Я. Социология на труда. С., Профиздат, 1980, 148 с.
- Планирование социального развития коллектива предприятия. Методические рекомендации. М., Профиздат, 1971, 207 с.
- Поведение и реализация на младая човек. С., Партиздат, 1980, 217 с.
- Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., Мысль, 1973, 318 с.
- Попоёа. И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. Киев, Наукова думка, 1976, 207 с.
- Прилагане на модулнате система за професионална квалификация, С., Изд. на ЦППР, 1980, 176 с.
- Примерна методика’и другие материалы за повишаване образованием и квалификацията на трудовата младеж. 1976, 31 с.
- Проблеми на развитието на работническата класа в условията на научно-техническата революция. С., Профиздат, 1976, 328 с. с табл.
- Проблемы развития социальной структуры общества в СССР и Польше. М., Наука, 1976, 231 с.
- Промишленото предприятие социалистическа система и трудова активност. С., Изд. БАН, 1978, 232 с.
- Професионално ориентиране на мледежта към работнически професии. С., Профиздат, 1979, 140 с.
- Профсъюзы и коммунистическое възпитание трудящихся. (По материалам Всесоюзной научно-практической конференции). М., Профиздат, 1975, 192 с.
- Рабочая книга социолога. М., Наука, 1977, 512 с.
- Рабочий класс в социальной структуре индустриально развитых капиталистических стран. М., Наука, 1977, 336 с. с табл.
- Развитие на системата за подготовка на работническате кадри. Изд. на НИИТ. С., 1372, 76 с.
- Разработане на модулей учебен материал за професионалнатаквалификация. С., Център за професионална подготовка на работ-ници, 1980, ПО е., с диагр.
- Речник по маркойстско-Ленинска социология. С., Наука и изкуство, 1972, 567 с.
- Речник по социалистически организация на труда. С., Проф-издат, 1979, 175 с.
- Руткевич М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. М, Политиздат, 1977, 96 с. (Развитой социализм),
- Руткевич М.Н. О понятии социальной мобильности. В кн.: Доклады к УП Международному социологическому конгрессу. Свердловск, 1970, 327 с.
- Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р, Социальные перемещения, М., Мысль, 1970, 253 с. с граф.
- Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М», Политиздат, 1981, 126 с.
- Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих, М., Политиздат, 1979, 207 с.
- Смирнов Г. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. Изд.2-е доп. М., Политиздат, 1973, 415 с.
- Соколова Г. Н. Труд и профессиональная культура. (Опыт социологического исследования). Минск, БГУ им. В. И. Ленина, 1980, 144 с.
- Соловьев А.В. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М., Экономика, 1979, 142 с.
- Социализъм и личность. М., Мысль, 1979, 557 с.
- Социалистический рабочий коллектив. Проблемы духовной жизни. М., Мысль, 1978, 284 с.
- Социалистическое соревнование. М, Наука, 1978, 280 с.
- Социальная активность трудящихся в развитом социалистическом обществе. Казань, Изд. Казан, унив., 1980, 168 с.
- Социальная структура развитого социалистического общества в СССР. М., Наука, 1976, 224 с.
- Социально-профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социализма. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1977, 155 с.
- Социально-психичният климат в коллектива. С., Наука и из-кусство, 1976, 232 с.
- Социально-психологический портрет инженера. М., Мысль, 1977, 231 с.
- Социальное развитие рабочего класса в социалистических странах. Сборник научных трудов. М., ИСИ АН СССР, 1978, 209 с.
- Социальное развитие рабочего класса в СССР. Рост численности квалификации, благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе. Ист. социолог, очерки. М., Наука, 1977, 288 с. с табл.
- Социальные аспекты развития личности. Использование информационных систем для его прогнозирования. (Материалы к IX ВСЮ. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1978, 182 с.
- Социальные проблемы труда в промышленных предприятиях. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1976, 2оо с.
- Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М., Профиздат, 1978, 263 с.
- Социальные резервы трудового коллектива. М., Профиздат, 1978, 328 с.
- Социальный облик рабочей молодежи. По материалам социологических исследований 1936 и 1972 гг. М., Мысль, 1980.
- Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1975, 124 с.
- Социологические проблемы научно-технической революции. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1975, 138 с.
- Социология на предприятием. Под ред. на Видершпил Станислав С., Профиздат, 1980, 311 с.
- Стефанов Н., Яхисл Н., Качаунов С. Управление, моделиране, прогнозиране. С., Изд. на БКП, 1970, 370 с.
- Струмилин С.Г. Очерки социалистической экономики СССР. М., Ростполитиздат, 1959, 538 с.
- Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., Изд. Наука, Ленингр. отделение, 151 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Второе издание. М., Политиздат, 1975.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., Мысль, 1975, 198 с.
- Томов П. Социалното планиране. С., Наука и изруство, 1980.
- Трендафилов Т. Научно-техническа и социална революция. С., Партиздат, 1973, 230 с.
- Труд как основа социалистического образа жизни. М., Изд. ИСИ АН СССР, 1979, 201 с.
- Трудовые ресурсы и научно-техническая революция. М., Шсль, 1974, 246 с.
- Т^рченко В.Н. Научно-техническая революция в образовании. М., Политиздат, 1973, 224 с. илишов Ф. Р. Социология образования. М., Наука, 1980, 198 с.
- Философские проблемы теории адаптации, М., Мысль, 1975, 277 с.
- Харчев А. Момов В. Социална среда и възпитание. С., Наука и изкуство, 1977, 248 с.
- Цыпин Б.Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. М., Наука, 1978, 168 с.
- Чангли И.И. Труд. М., Наука, 1973, 588 с.
- Чангли И.И. Философские аспекты труда. М., Знание, 1981, 67 с.
- Человек и его работа. М., Мысль, 1967, 392 с.
- Человек и профессия. Вып.2, Под ред.Е. А. Климова и др. JI., Лениздат, 1978, 158 с.
- Человек и профессия. Вып.З. Под ред.Е. А. Климова, Л., Лениздат, 1978, 150 с.
- Черкасов Г. Н. Социология труда и профсоюзы. М., Профиздат, 1970, 192 с.
- Черноволенко В.Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, Наукова думка, 1979, 214 с.
- Чуланов В.А. Современные рабочие: передовые черты и социальная активность. М., Мысль, 1980, 215 с.
- Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., Мысль, 1978,264 с.
- Шубкин В.И. Социологические опыты (Методологические вопросы социологического исследования). М., Мысль, 1970, 288 с. с диагр.
- Шухардин C.B. и Кузин A.A. Теоретические аспекты современной научно-технической революции. М., Наука, 1980, 142 с.
- Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности. Л., Ленинградский университет, 1976, 280 с.
- Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М., Политиздат, 1972, 232 с.- 187 -Статьи
- Димитров К. и Ерменов Б. Нов етал на международное сравни-телно изследване на социалното сближение между работническата класа и интелигенцията в социалистическите страни. Социологи-часки проблеми, 1980, Ш, с.29−43,
- Петков К, Социалната мобилност и възпроизводството на соци-ално-класовата структура в НРБ. Социологически проблами, 1981, М, с.8−43.
- Петков К. Социологически аспекти на трудовата кариера. В сб. Трудове по проблемите на труда и социалното дало. Кн. ХУШ, Серия трудови ресурси и квалификация. С., Изд. на НЦТСД, 1977, с.177−224.
- Програма на изследването «Характеристика на населението в НРБ." — Социологически преглед, 1980, ЖЕ, с.1−73.
- Руткевич М.Н. Сближение рабочего класса и инженерно-техническо: интеллигенции. Социологические исследования, 1980, М, с.25−34, Рябушкин Т. В. Показатели социального развития рабочего класса. — Социологические исследования, 1980, М, с. 19−24,
- Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в коллектива. -Социологические исследования, 1980, № 3, с.44−51.
- Степанян Ц.А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования. Вопросы философии, 1979, № I, с.49−60.
- Теоретичен модел на програмата за социологическото изследване «Основни тенденции в развитието на социално класовата структура на България при изграждането на зряло социалистическо общество». Социологически преглед, 1980, № 2, с.15−62,
- Титма М, Х. К вопросу о социальной дифференциации в развитом социалистическо обществе. Социологические исследования, 1980, № 3, с.35−40.
- Шкаратан О.И., Стаканова О. И., Филиппова О. В. Черты социального роста. Социологические исследования, 1977, Je 4, с.33−44.
- Шкаратан О.И., Филиппова О. В., Демидова Л. Н. Социальный слой и профессия. Социологические исследования, 1980, № 3, с.25−34.
- Чангли И.И. Отношение к труду б обществе социализма. Социалистическое соревнование, 1980, с.29−35.