Социальное обслуживание семей с детьми в регионе: социологический аспект
В целом субъективные оценки сотрудников учреждений позволяют не только оценить внутренние ресурсы социального обслуживания, но и сформулировать предложения по их дальнейшему развитию. В отличие от мнений клиентов, мнения специалистов выходят за рамки личного опыта и включают суждения о системе социального обслуживания семей с детьми в целом. В то же время обращает на себя внимание склонность… Читать ещё >
Содержание
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа социального обслуживаниямьи и детей. 10 1.1 .Социальное обслуживаниемейдетьми как категория развивающегосяциального института 10 1.2.Теоретические аспекты оценки результативности социального обслуживания семьи и детей
Глава II. Современное состояние социального обслуживания семейдетьми в регионе: циологический аспект.
2.1. Социологическая оценка потребности семей с детьми вциальном обслуживании.
2.2. Мнения клиентов иециалистов оциальном обслуживаниимейдетьми.
Социальное обслуживание семей с детьми в регионе: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Системный кризис советского общества в постсоветский период наибольшим образом коснулся семей с детьми. Многие семьи, лишившись прежней государственной помощи, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, кардинально ухудшилось качество их жизни.
Более трети российских семей по-прежнему остается за чертой бедности. Это влечет за собой снижение рождаемости, увеличение разводов, рост беспризорности и безнадзорности детей.
Государство предпринимает попытки формирования семейной политики, одним из направлений которой является развитие сети учреждений социального обслуживания семей с детьми. Их численность за последние десять лет выросла более чем в 22,5 раза. В настоящее время они функционируют во всех субъектах Российской Федерации.
В то же время, как показывают статистические данные Минздрава и социального развития РФ, целый ряд регионов России далек от оптимальной сети учреждений социального обслуживания семей с детьми.
Так, различия отдельных субъектов почисленности учреждений социального обслуживания населения доходят до 30 раз.1.
Московская область занимает одно из ведущих мест по количеству названных учреждений. В то же время качество социального обслуживания семей с детьми нуждается в улучшении. В связи с построением вертикали по выполнению Федерального закона от 22.08.04 г. № 122 система учреждений социального обслуживания семей с детьми требует оптимизации, перехода на уровень программно-целевого финансирования.
Совершенно очевидно, что продвижение к улучшению социального обслуживания семей с детьми затруднено без опоры на данные.
1 См.: Межведомственное взаимодействие по улучшению социального обслуживания семьи и детей и критерии его эффективности / Под ред. Л. В. Топчия. — М., 2003. С. 9. социологических и экономических исследований, без изучения реальных потребностей различных категорий семей с детьми.
В условиях формирования нового законодательно-нормативного поля особое значение имеет объективное определение критериев оценки социального обслуживания семей с детьми, результативности пособий, льгот и субсидий для социально ослабленных семей с детьми.
Решение этих проблем представляется весьма сложным, как с точки зрения теоретического обоснования подходов и определений критериев оценки социального обслуживания, так и с точки зрения методик социального обслуживания семей с детьми.
Известно, что применение показателей результативности социального обслуживания, ориентированных на семью с детьми, является особенно важным при реформировании экономики и резком изменении уровня жизни населения.
Все это свидетельствует об актуальности исследуемой темы и необходимости разработки критериев оценки деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми.
Степень научной разработанности проблемы.
Сущность социальной политики, роль социальных институтов, определяющих социальную устойчивость общественных структур и мобильность населения изучали Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Ю. Хабермас, Р. Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи1. В их работах изложено представление о социальном институте как совокупности относительно устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Неоднократно обращались к исследованию проблем социальной политики российские ученые: И. А. Григорьева, И. Г. Зайнишев, В. И. Жуков, С.В.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1998; Самоубийство. — M., 1997; Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992; Роулз Дж. Теория справедливости / Пер. с англ. — Новосибирск, 1995; Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. — Frankfurt a. M., 1985.
Кадомцева, В. М. Капицин, Г. И. Осадчая, С. В. Устименко, Е.И. Холостова2. Проблемы, касающиеся особенностей социального обслуживания населения, развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, рассматриваются в работах Архангельского В. Н., Дармодехина С. В., Капустиной С. В., Мирсагатовой М. Н., Манукяна Э. А, Смирновой Е. Р., Топчия J1.B.
Существующие подходы к оценке деятельности учреждений в непроизводственной сфере оставляют недостаточно изученными целый ряд важных направлений деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми.
В ходе реформ центр тяжести социального обслуживания переместился в регионы Российской Федерации, поэтому органы социальной защиты, хозяйственного и административного управления, как никогда, нуждаются в оперативной и достоверной социологической информации. Полученные научные результаты позволяют выявлять наиболее социально значимые проблемы, разрабатывать и осуществлять адекватные меры социального обслуживания для действительно нуждающихся семей с детьми, совершенствовать управление социальным обслуживанием семей с детьми в регионе.
Остается актуальным изучение социального обслуживания семей с детьми как категории социального института. Фрагментарная разработанность этих вопросов, небольшое количество социологических публикаций по проблемам социального обслуживания семей с детьми обусловили выбор темы данной диссертации, ее объекта, цели и задач.
Объектом исследования является социальное обслуживание семей с детьми.
Предметом исследования выступает деятельность учреждений социального обслуживания семей с детьми в регионе.
1 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-е годы. — СПб., 1998; Жуков В. И. Российские реформы: социология, экономика, политика. — М., 2002; Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. — М., 1996; Капицин В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимосвязь. — М., 1998; Холостова Е. И. Социальная политика. — М., 2001.
Основной целью диссертационного исследования является социологический анализ проблем функционирования системы социального обслуживания семей с детьми в регионе и разработка теоретико-методологических основ оценки ее деятельности. Для реализации этой цели в диссертационной работе поставлены следующие задачи:
— проанализировать социальное обслуживание семей с детьми как категорию социального института;
— определить понятие и сущность результативности социального обслуживания семей с детьми;
— изучить социально-экономическое положение семей с детьми в регионе и изучить потребности населения в социальном обслуживании;
— проанализировать представления специалистов о возможностях удовлетворения потребностей семей с детьми в социальном обслуживании;
— выработать критерии оценки деятельности системы учреждений социального обслуживания семей с детьми в регионе.
Научная новизна диссертации:
1. Расширены представления о социальном обслуживании семей с детьми и выстроена система показателей, описывающих исследуемую проблему.
2. Выявлены и проанализированы критерии оценки социального обслуживания семей с детьми, раскрывается их структура.
3. Намечены пути совершенствования социального обслуживания семей с детьми на основе мнений индивидов и оценок специалистов.
4. Проведено социологическое исследование в регионе, которое позволило дать оценку социального обслуживания семей с детьми.
5. Разработаны критерии оценки деятельности системы учреждений социального обслуживания семей с детьми в целях совершенствования и прогнозирования ее развития.
6. На основе анализа обслуживания семей с детьми в регионе сформулированы предложения по повышению результативности работы учреждений.
При подготовке диссертационной работы использовались методы конкретного социологического исследования: обзор и анализ научной и публицистической литературы и официальных документов, анкетный опрос, интервью с экспертами, анализ юридических документов и статистических материалов, математическая обработка эмпирических данных.
Эмпирическая база.
Эмпирическая база исследования представлена репрезентативным фактологическим и аналитическим материалом. По специально разработанной анкете в сентябре 2005 года под руководством автора и при его личном участии был проведен опрос клиентов и специалистов учреждений социального обслуживания семей с детьми в Московской области. В общей сложности было опрошено 3500 человек. Выборка репрезентирует население региона по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивались репрезентативным объемом выборки, рассчитанным в соответствии с рекомендациями Жукова В. И., Осадчей Г. И. и др., статистико-математической обработкой первичных данных с > помощью ПЭВМ и использованием современных методов социологического, исторического, аналитического, статистического, экспертного, графического моделирования и экономического анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальное обслуживание семей с детьми в современной России приобретает признаки социального института наравне с семьей, образованием, культурой. Уже сегодня оно обладает основными признаками системы и способно адекватно реагировать на потребности самых разных социально-демографических групп.
2. Автор предлагает следующее определение результативности социального обслуживания семей с детьми: «Результативность социального обслуживания семей с детьми измеряется степенью удовлетворения социальных потребностей населения при оптимальных затратах».
3. Для дальнейшего развития и совершенствования системы учреждений социального обслуживания семей с детьми необходим комплексный анализ существующей практики и новаций в двух аспектах: используемые государственные ресурсы (качественный и количественный аспекты) и соответствие социального обслуживания социальным потребностям семей с детьми (заявляемым и прогнозируемым).
4. В работе предлагаются два типа оценки социального обслуживания семей с детьми. «Затратная» оценка, характерная для экономического анализа производственной деятельности, в социальной сфере применима для оценки результативности государственных ресурсов, выделяемых на социальное обслуживание семей с детьми. «Целевая» оценка позволяет сравнить достигнутые результаты с намеченными и возможными в конкретных условиях.
5. Выявленные проблемы в уровне подготовки, организации труда и работоспособности специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания семей с детьми, требуют развития системы профессиональной подготовки и психологической реабилитации кадров.
6. Внедрение разнообразных технологий является безусловным успехом системы социального обслуживания семей с детьми, однако это требует более точной «затратной» и «целевой» оценки.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его теоретические и практические положения могут служить основой планирования и организации работы учреждений социального обслуживания семей с детьми. Сформулированные автором критерии оценки деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми, а также полученные выводы использовались при разработке Закона Московской области о социальном обслуживании семей с детьми, в подготовке региональных целевых программ, программы развития сети учреждений социального обслуживания семей с детьми в регионе.
Апробация диссертации осуществлялась на межрегиональных научно-практических конференциях в 2002;2006г, Отдельные положения диссертационной работы представлены на заседаниях коллегии Министерства социальной защиты населения Московской области, использованы при подготовке материалов к ежегодным докладам «О положении детей в Московской области за 2003;2004 гг.», на «XIII социологических чтениях «Качество социальной жизни в изменяющейся России», Зимних научных чтениях «Информационные технологии и коммуникационные ресурсы XXI века в социальной сфере», Третьем Международном Конгрессе «Российская семья». Материалы диссертации отражены в 16 публикациях (общий объем 28 п.л.).
Заключение
.
Социологический анализ социального обслуживания семей с детьми как категории развивающегося социального института показал, что в современных российских условиях продолжается рост числа учреждений социального обслуживания семей с детьми, развивается номенклатура оказываемых услуг. Разработана нормативно-правовая база по многим аспектам социального обслуживания семей с детьми. В стадии становления находится социально-нормативное регулирование взаимоотношений в этой сфере: контакты клиента и обслуживающих специалистов, профессиональная этика социальной работы, выделение категорий обслуживаемых индивидов и групп, мотивация обращения за помощью в государственные учреждения и развитие самопомощи.
Развитие сети учреждений социального обслуживания семей с детьми идет как в количественном, так и в качественном отношении. Особенно много появилось социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В то же время учреждений социального обслуживания семей с детьми в нашей стране по-прежнему не хватает. Представляется, что для корректировки государственного социального обслуживания семей с детьми необходимо взвешенное решение, опирающееся на результаты научных исследований: каковы должны быть характер и степень государственного вмешательства в семейное воспитание. Следует ли уповать на социальную реабилитацию детей в условиях государственных учреждений либо необходимо усилить меры по социальному обслуживанию семей с детьми и сохранению детей в семейном окружении, а также, какие формы семейного устройства детей оправдывают себя — как по затратам, так и по достигаемым результатам. В аспекте изучаемой нами проблемы эти задачи могут быть исследованы с точки зрения сравнительной результативности различных видов и форм социального обслуживания семей с детьми.
9 Подытоживая сказанное, необходимо подчеркнуть два принципиальных момента: во-первых, несмотря на незавершенность формирования системы социального обслуживания семей с детьми, мы вправе говорить именно о системе, ибо социальное обслуживание семей с детьми уже сегодня обладает основными признаками системы: развивается в определенной средеобладает целостностьюявляется внутренне организованнымимеет разнообразные тесно взаимосвязанные составные части.
Во-вторых, социальное обслуживание семей с детьми прошло важнейшие этапы институционализации — создание системы учреждений и нормативно-правовой базы регулирования. Бесспорно, предстоит еще немало сделать, чтобы данный институт работал эффективно на всех уровнях. На наш взгляд, осталось самое трудное — оформление специфических, устойчивых и целесообразно ориентированных стандартов поведения участников этого процесса в типичных ситуациях.
Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы:
— понятийный аппарат социального обслуживания семей с детьми представляет собой слабо проработанную область теоретического знания, в то же время объективные потребности практики обусловили создание развернутой системы учреждений социального обслуживания семей с детьми, удовлетворяющей потребности различных категорий семей с детьми;
— социальное обслуживание семей с детьми как развивающийся социальный институт подвергается социальному нормированию, которое частично зафиксировано в юридических документах и оформлено в официальных распоряжениях по созданию и функционированию сети государственных учрежденийметоды оценки практической деятельности по социальному обслуживанию семей с детьми нуждаются в дальнейшем совершенствованиив распространенных методах оценки результативности в социальной сфере преобладает экономическая составляющая, отражающая ресурсный, затратный подход, в то время как рассматриваемый нами феномен связан с качественной оценкой результатов проведения семейной политикианализ социального обслуживания семей с детьми выявил специфические, повторяющиеся и устойчивые признаки социального взаимодействия индивидов в обществе, которое можно описать с помощью многоуровневой и разветвленной системы показателейпредложенная нами система показателей для оценки социального обслуживания семей с детьми на уровне отдельного учреждения нуждается в дальнейшей разработке и коррекции силами научного сообщества. Однако уже сейчас она позволяет накапливать научную и оперативную информацию в качественной и количественной форме, описывающую отдельный акт удовлетворения запроса, систему обслуживания группы клиентов, работу отдельного учреждения и управление социальным обслуживанием на территории. Очевидно, что предложенная система показателей создает возможности для оценки качественных и количественных параметров социального обслуживания с использованием разнообразных социологических методов: анализ документов, опрос мнений, экспертные оценки и др. При этом отмечается необходимость сочетания разнообразных методов, т.к. каждый из них имеет свои ограничения.
Проведенный анализ научных и практических результатов развития социального обслуживания семей с детьми в регионе (на примере.
Московской области) позволяет констатировать, что в различных муниципальных образованиях проблемы жизнеустройства лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, решаются соответственно имеющимся ресурсам, но в рамках единой концепции, зафиксированной соответствующими законодательными актами. В Подмосковье создана и развивается система учреждений социального обслуживания семей с детьми, которая отрабатывает методики выявления социального неблагополучия при участии специалистов разных ведомств.
Исследование выявило, что все виды социального обслуживания семей с детьми, предлагаемые государственными учреждениями, востребованы населением в разной мере. Среди учреждений наиболее «популярными», продуктивными и работающими по широкому спектру проблем являются центры социальной помощи семье и детям. Сравнительно мало развитыми являются кризисные центры, предназначенные для помощи, в первую очередь, жертвам домашнего насилия. Анализ криминальной статистики и социально-психологических исследований, а также отчетности учреждений социального обслуживания семей с детьми подчеркивает значительную, латентность этого вида трудной жизненной ситуации. Однако учреждения, оказывающие этот вид социального обслуживания, не встречают адекватного спроса у семей. Причины, как и в иных случаях, могут лежать в информированности об услугах и в осознании собственных потребностей.
В некоторых территориях региона апробируются виды обслуживания, которые со временем займут свое место в арсенале привычных методик реабилитации социально уязвимых категорий семей с детьми.
Применяемые в социальном обслуживании методы включают как посредничество в распределении материальной и натуральной помощи, так и активизацию ресурсов семьи.
Исследование выявило объективные предпосылки развития системы учреждений социального обслуживания семей с детьми в Московской области, описало структуру и основные характеристики этой системы.
Выявлены специфические группы (типы) семей с детьми, нуждающиеся или могущие нуждаться в конкретной форме социального обслуживания.
Прояснены некоторые аспекты потребности в обращении в учреждение социального обслуживания семей с детьми, включая информированность о самом их существовании, а также мотивации к такому обращению. Исследование субъективных потребностей случайно отобранной категории семей с детьми, не входящей в число клиентов социальных служб, выявило ее самодостаточность, стабильность и отсутствие ориентиров на обращение за государственной помощью. В то же время эта группа оценила собственное материальное положение как неудовлетворительное и обнаружила мотивированное стремление к достижению более высокого уровня социальной обеспеченности за счет собственных усилий.
Более детально изучены показатели индивидуального и коллективного труда социальных работников. Получены субъективные оценки значимости некоторых характеристик системы социального обслуживания семей с детьми. Недостаточное отражение, на наш взгляд, получили вопросы информационной и методической оснащенности специалистов и учреждений. Этот недостаток мы намерены преодолеть в дальнейшей работе. Особый интерес представляют вопросы мотивации труда и организации повседневной работы, которые указывают на возможности расширения потенциала сотрудников.
В целом субъективные оценки сотрудников учреждений позволяют не только оценить внутренние ресурсы социального обслуживания, но и сформулировать предложения по их дальнейшему развитию. В отличие от мнений клиентов, мнения специалистов выходят за рамки личного опыта и включают суждения о системе социального обслуживания семей с детьми в целом. В то же время обращает на себя внимание склонность работников учреждений социального обслуживания семей с детьми опираться на собственные личностные ресурсы в разрешении трудных ситуаций и слабую вооруженность апробированными научными методиками, а также организационно зафиксированными алгоритмами взаимодействия с другими учреждениями.
9 Продолжает оставаться не очень высокой доля квалифицированных специалистов в учреждениях. Невысока доля работников, в течение года повышающих свою квалификацию. Отмечается также противоречие между необходимостью в кадрах с профильной подготовкой (а это связано с молодостью работников) и спецификой профессии, требующей использования кадров зрелого возраста, с пониманием относящихся к проблемам неблагополучной семьи, к трудностям воспитания подростков и т. д. Вместе с тем, квалификация работника учреждения по социальному обслуживанию семей с детьми может быть повышена за счет внутренних ресурсов учреждения путем вовлечения членов коллектива в обсуждение системных проблем социального обслуживания, развития форм обмена опытом между сотрудниками, изучения передового опыта и развития наставничества.
Сфера социального обслуживания семей с детьми как наиболее перспективной группы населения может, таким образом, способствовать более полной реализации семейной политики, ориентированной на воспроизводство и поколений, и социального опыта, и социальных ресурсов. Она является немаловажным фактором социальной стабильности общества и потому требует внимания научной общественности и сообщества практических работников.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 1993. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 Ш22-ФЗ. М, 1995.
- Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.Инфра. М., 2005, 368 с.
- Антология социальной работы. В 5 Т.Т. 1−3. М., 1994−1996.
- Антология социальной работы. В 5-ти тт./ Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогь, 1995.
- Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политики и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России. М, 1994, № 1.
- Барнз Д. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Пер. с англ.- Центр общечеловеческих ценностей, 1993, 170 с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993,240 с.
- Великие реформы в России 1856−1874: Сборник /Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклера, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992, 336 с.
- Государственная политика и социальные условия. Региональный мониторинговый доклад N 1 ЮНИСЕФ. Siena, Италия, 1994, 105 с.
- Воробьева Э.Л. Социальное развитие сферы социального обслуживания. Саранск, 2003, 46 с.
- Влиневский А.Г. Демографические процессы в России. М., 1994.
- Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб, 1998.
- Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003, 216 с.
- Давыдов И.В. Социологические измерения эффективности социального обслуживания населения в регионе (на примере Астраханской области). Астрахань, 1998, 134 с.
- Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. М., 1998.
- Де Гольжа В., Бонетти М., Фресс Ж. Социальная инженерия / Пер. //Общественная мысль за рубежом. 1991, N8. 112 с.
- Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации/Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 272 с.
- Доклад о положении детей в Московской области. М., 2005, с. 152
- Доклад о положении семей в Российской Федерации. М.:ГОСНИИ семьи и воспитания, 2005, 208 с.
- Жуков В.А. Совершенствование систем управления в строительстве. М.: Стройиздат, 1989, 192 с.
- Жуков В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. -М., 2002.
- Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения /Под ред. В. Б. Корняк, A.M. Панова, Н. Н. Стрельниковой и др. М.: Институт социальной работы, 1994, 66 с.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995, 325 с.
- Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы. М., 1998, № 8.
- Качество населения Санкт-Петербурга /Под. ред. Б. М. Фирсова. СПб.: Институт социологии, 1993,238 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990, 736 с.
- Ковалев К.Н. Социология социальной сферы. М., 1993.
- Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995,208 с.
- Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.: Московский лицей, 1996, 368 с.
- Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М. Наука, 1991,240 с.
- Кристофферсен X. Социальная политика в Дании /Пер. с дат.// Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» 1997, N4. 126 с.
- Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования. М.:МГП Информрекламиздат, 1992, 244 с.
- Кюнле С. Государство всеобщего благосостояния. Норвежская модель / Пер. с норв. М.: Прогресс-Культура, 1994, 288 с.
- Луков В. А. Концептуальные основы социальной службы как организационной формы социальной работы // Социальная работа. 1992, № 5. 155 с.
- Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М, 1995.
- Малый энциклопедический словарь. В 4-х т. Т.4 /Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ефрока. М.: Терра, 1994, с.
- Манукян Э.А. Социальное обслуживание семьи и детей: социологический характер — М., 2000.
- Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995, № 3−4.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1992, 702 с.
- Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Под ред. Н. М. Медведева, А. И. Ракитова, А. Ю. Федорова и др. М.: Юрид.лит., 1994, 80 с.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. / Под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. М.: Наука, 1990, 456 с.
- Микульский К. И. Проблемы эффективности социалистической экономики. М.: Наука, 1972.283 с.
- Мир управления проектами / Под ред. X. Решке, X. Шелле / Пер. с англ. М.: Алане, 1993, 304 с.
- Мирсагатова М.Н. Управление системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. М., 2002.
- Мониторинг социально-экономического потенциала семей (статистический бюллетень за II квартал 1996 г.) / Под ред. В. Б. Корине, В. JI. Соколина. М.: Госкомстат России, 1996, 1996. 317 с.
- Непроизводственная сфера СССР /Под ред. М. В. Солодкова. М.: Мысль, 1981,351 с.
- Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.: Союз, 1993, 31 с.
- Ниссинен И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность пользования / Пер. с фин. М.: Экономика,. 1988, 192 с.
- Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей. М., 1997.
- Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии./Пер. с нем. М.: Ава-Эстра, 1993, 272 с.
- Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания /Пер. с нем. М.: Прогресс-Академия, 1996, 352 с.
- Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы/Пер. с англ. М. :Республика, 1992, 415 с.
- Орлов А. С. Социология рекреации М.: Наука, 1995,148 с. 50.
- Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. -М., 1996.
- Осипов Г. В. Социология: основы общей теории М., 1996,460 с.
- Положение детей в мире ЮНИСЕФ, ООН, 1997.
- Попов В.Г. Эффективность социальной работы общий взгляд // Российский журнал социальной работы. 1997, N 1. 194 с. 1.
- Примерная методика оценки эффективности деятельности отделений территориальных центров социального обслуживания населения. Казань, 2004,42 с.
- Правдин Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973, 301 с.
- Пригожий А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1983, 176 с.
- Проблемы семьи и детства в современной России // Материалы научно-практической конференции. г. Ульяновск, декабрь 1991 г. М.: Прометей, 1992, 270 с.
- Прогнозное социальное проектирование. Кол. авт. М.: Наука, 1994, 304с.
- Проектирование развития учреждений социального обслуживания / Под ред. В. Б. Корняк, Н. Н. Стрельниковой, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996, 99 с.
- Производительность труда «белых воротничков» / Пер. с англ./Под ред. В. В. Зотова. М.: Прогресс, 1989,248 с.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М.:Наука, 1989, 207 с.
- Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. М., 1996.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Введение, а менеджмент организаций и управления.: Высшая школа предпринимательства, 1995, 195 с.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.: Наука, 1995, 69 с.
- Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т./ Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997, 768 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991, 224 с. т
- Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М.: Институт социальной работы, 1994, 144 с.
- Свенсон Р. Социальное планирование в градостроительной практике / Пер. с швед. М.: Стройиздат, 1991, 112 с.
- Семейная политика в странах Европейского Союза. Краткий справочник // Сост. О. Б. Осколкова. М.: ИНИОН РАН, 1995, 130 с.
- Семья в изменяющемся мире. Вып. 1,2./ Кол. авт. М.: Российская академия управления, 1993, 411 с.
- Семья в кризисном обществе /Под ред. М. С. Мацковского. М.: Институт социологии, 1993, 94 с.
- Семья в процессе развития (материалы И-й Всероссийской научно-практической конференции). М, 1999.
- Семья и социальная политика в регионе поиск ориентиров // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Астрахань, 1994, 86 с.
- Семья XX века. Калининград, 2004, 496 с.
- Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
- Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989, 528 с.
- Система социальной защиты населения в Федеративной Республике Германии. Обзор / Под ред. JI.H. Пуденковой. М.: ЦНИИ атоминформ, 1993, 46 с.
- Скаржинский М.И. Труд в непроизводственной сфере. М.: Мысль, 1968, 126 с.
- Совершенствование организационных структур управления предприятий и производственных объединений. Межотраслевые методические рекомендации. М.: Экономика, 1991, 111 с.
- Соловьев В.Н. Управление предприятием бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1990, 192 с.
- Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т. М.: Наука, 1993,1135 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992, 543 с.
- Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.
- Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы. М., 1998.
- Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы // Материалы российско-шведского семинара. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1994, 221 с.
- Социальная работа в Германии и Австрии / Под ред. И. А. Зимней // Социальная работа. 1992, N 4. 127 с.
- Социальная работа с семьей / Настольная книга специалиста. М, 1996.
- Социальная работа и социальная философия (материалы методологического семинара) / Под ред. Т. Е. Демидовой. М.: Институт социальной работы, 1996, 59 с.
- Социальная работа в Европейских странах. Ульяновск, 2004, 186 с.
- Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Под ред. Б. Н. Боденко, В. Б. Корняк, A.M. Панова и др. М.: Институт социальной работы, 1994, 79 с.
- Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под ред. Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990,448 с.
- Социально-экономическое положение семей Астраханской области (материалы обследования в январе 1995 года). Департамент социальной защиты населения Администрации области. Астрахань, 1995, 125 с.
- Статистика эффективности производства и производительности труда /Под ред. Т. В. Рябушкина. М.: Наука, 1985.
- Статистико-экономическое исследование эффективности промышленного производства (предприятие, отрасль, район)/ Под ред. П. Я. Октябрьского. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983, 167
- Струмилин С. Г. Избранные произведения. М.: Экономика, 1968, 480 с.
- Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М.: Госполитиздат, 1957, 735 с.
- Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990, 159с.
- Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М.: Журнал Контроллинг, 1991,104 с.
- Тенденции и факторы повышения эффективности общественного производства (Под ред. В. И. Рыбина, Л. М. Смышляевой. М.: Наука, 1984, 275 с.
- Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования (материалы российско-шведского семинара). // Социальная работа. 1992, N 1. 190 с.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х тт. / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993, 850 с.
- Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования / Сост. В. Б. Корняк и др.М., 1995.
- Территориальные учреждения социальной помощи семье и детям (документы и материалы) / Под ред. Э. А. Манукяна. М.: Минсоцзащиты России, 1993,105 с.
- Тичи Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: (Из опыта американских корпораций) / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990,204 с.
- Тодчук Ю.Н., Турчанинова И/Б. Социологическая служба в регионе Социологические исследования. 1995, N1. 160 с.
- Толковый словарь по управлению / Под ред. Б. В. Позднякова. М.: Алакс, 1994,252 с.
- Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы, 1997, 128 с.
- Топчий JI.В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе //Семья в России. 1998, № 2.
- Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994, 384с.
- У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. / Под ред. Э. Б. Корицкого. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990, 336с.
- Уотермен Р. Фактор обновления. / Пер. с англ. М.- Прогресс, 1988. 368 с.
- Управление по результатам / Под ред. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, 1988, 320 с.
- Управление это наука и искусство: А. Фаиоль, Г. Эмерсон, Р. Тэйлор, Г. Форд. М. Республика, 1992,351 с.
- Управленческое консультирование. В 2-х тт. / Пер. с англ. М.: СП Интерэксперт, 1992., 669 с.
- Формирование социально-структурных общностей городского населения / Под ред. З. Т. Голенковой. М.: Институт социологии, 1994. 59 с.
- Черняк Е.М. Социология семьи. М., 2003, 247 с.
- Хачатуров Т. С. Интенсификация и эффективность в условиях развитого социализма. М.: Паука, 1978, 352 с.
- Хачатуров Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979, 335 с.
- Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М.: Институт социальной работы, 1995, 85 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа. М. Дашков, 2004, 686 с.
- Хомелянский Б.П. Экономический эффект социального планирования. Социально-экономическая инфраструктура в воспроизводственном процессе. М.: Мысль, 1980. 260 с.
- Цендлер Э. Практика управления / Пер. с нем. Обнинск: Титул, 240 с.
- Шампань П., Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии / Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996, 240 с.
- Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. М., 2004, 204 с.
- Шеляг Т.В. (с соав.) Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе //Семья в России. 1998, № 2.
- Шеляг Т.В. Идеология оценки эффективности социального обслуживания // Эффективность социальной работы. М., 1997.
- Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. М., 1999.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996,416 с. 39.
- Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ. М.: Экономика, 1992, 216 с.
- Энциклопедия социальной работы. В 3-х т./ Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, 1385 с.
- Эффективность и качество управленческой деятельности. Государственно-правовой аспект / Под ред. В. В. Цветкова. К.: Наукова думка, 1980,308 с.
- Эффективность капитальных вложений. Вопросы теории и практики/ Под ред. Б. П. Плышевского. М.: Экономика, 1992, 247 с.
- Эффективность капитальных вложений // Сборник утвержденных методик. М.: Экономика, 1983, 126 с.
- Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. М. Институт социальной работы, 1999, 54 с.
- Эффективность деятельности учреждений социальной помощи семье и детям. М., 1997.
- Эффективность социальной работы. М., 1997.
- Юферев О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры. М.:Экономика, 1990, 128 с.
- Ядгаров Я.С. Бытовое обслуживание: экономика и культура сервиса. М.: Экономика, 1990, 206 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара.: Самарский университет, 1995, 331 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998, 596 с.
- Якобсон JI. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996, 319 с.
- Znaniecki F. Cultural Sciences. Urbana: Univ. of Illinois, 1952 — P 238 260.
- Merton R.K., Fiske M., Kendal P.L. The Focused Interview.-Glencoe (II). Free Press, 1956.
- Centron N.J., Ralph C.A. Industrial Applications of Thechnological Forecasting. -N.Y.: Witey, 1971
- Kelly G. Th Psychology of Personal Constructs. N. Y • Norton 1955.
- Kerzner H. Project Managment: A System Approach to Planning Scheduling and Controling. 4th ed. — N. Y.: Van Noatrad Renhold, 1992.• • •• ••
- Материалы обработки анкет. Массив: «Клиент социального обслуживания». (№ = 1000 человек). Линейные распределения в % от опрошенных.
- Соответствуют ли предоставляемые услуги Вашим потребностям?21. соответствуют полностью 69,122. соответствуют частично 26,323. не соответствуют 1,124. затрудняюсь ответить 2,5
- Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг (отметьте по каждому пункту):
- Покупка и доставка на дом п родуктов питания
- Вполне доволен 89,3
- Частично доволен 6,61. Не доволен
- Затрудняюсь ответить 0,2
- Помощь в приготовлении пищи
- Вполне доволен 40,5
- Частично доволен 25,41. Не доволен 1,1
- Затрудняюсь ответить 3,3
- Покупка и доставка на дом п ромышленных това. ров
- Вполне доволен 85,9
- Частично доволен 7,41. Не доволен 0,3
- Затрудняюсь ответить 0,6
- Сдача вещей в ремонт, химчистку, обратная доставка
- Вполне доволен 48,4
- Частично доволен 13,71. Не доволен 1,3
- Затрудняюсь ответить 3,6
- Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений
- Вполне доволен 56
- Частично доволен 23,91. Не доволен 3,1
- Затрудняюсь ответить 1.1
- Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг
- Вполне д доволен 88,5
- Частично доволен 5,41. Не доволен 0,2
- Затрудняюсь ответить 0,5
- Оказание помощи в написании писем
- Вполне доволен 68,4
- Частично доволен 81. Не доволен 0,5
- Затрудняюсь ответить 1,9
- Содействие в предоставлении медицинской помощи
- Вполне доволен 70,2
- Частично доволен 161. Не доволен 1•f • &diams-Шф
- Затрудняюсь ответить 0,5
- Содействие в проведении медико-социальной экспертизы
- Вполне удовлетворяет 39,3
- Частично удовлетворяет 15,5
- Не удовлетворяет 2,7
- Затрудняюсь ответить 8,8
- Содействие в обеспечении лекарственными средствами
- Вполне доволен 79,8
- Частично доволен 9,71. Не доволен 2,7
- Затрудняюсь ответить 1.2
- Помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение
- Вполне доволен 45,1
- Частично доволен 13,81. Не доволен 4.9
- Затрудняюсь ответить 6,4
- Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи
- Вполне доволен 36,6
- Частично доволен 16,61. Не доволен 5,9
- Затрудняюсь ответить 7.7
- Содействие в получении установленных мер социальной помощи
- Вполне доволен 69,8
- Частично доволен 11.91. Не доволен 1.6
- Затрудняюсь ответить 1.6
- Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения
- Вполне доволен 78.1
- Частично доволен 101. Не доволен 0.5
- Затрудняюсь ответить j 0,9
- Оцените, пожалуйста, работу сотрудника, который оказывает Вам социальные услуги: оцените его качества в баллах) • • ••^,^51. професионализм 1. Отлично 62,51. Хорошо 27
- Удовлетворительно 3,11. Неудовлетворительно
- Внимание к клиенту, к его мнению1. Отлично 71,81. Хорошо 23,1
- Удовлетворительно 1,51. Неудовлетворительно
- Терпеливость, умение общаться с клиентом1. Отлично 74,41. Хорошо 20,4
- Удовлетворительно 1.51. Неудовлетворительно
- Понимание нужд клиента, сочувствие1. Отлично 70,21. Хорошо 22,1
- Удовлетворительно 2,71. Неудовлетворительно 55. Честность, искренность 1. Отлично 73,31. Хорошо 19,9
- Удовлетворительно 1,51. Неудовлетворительно
- Умение решить проблему клиента1. Отлично 571. Хорошо 31,2
- Удовлетворительно 4,11. Неудовлетворительно
- Умение подбодрить клиента, поверить в себя1. Отлично 501. Хорошо 33,5•, f••,
- Удовлетворительно 4,9
- Неудовлетворительно 0,1
- Практичность, разумный выход из положения1. Отлично 57,61. Хорошо 28,2
- Удовлетворительно 5,7
- Неудовлетворительно 0,1
- Привлекательность, обаяние1. Отлично 60,41. Хорошо 28,2
- Удовлетворительно 1,81. Неудовлетворительно
- Взаимодействие с другими специалистами1. Отлично 53,91. Хорошо 26,4
- Удовлетворительно 3,71. Неудовлетворительно
- Другие качества, которые важны для В ас в социальном работнике1. Отлично 41. Хорошо 1,1
- Удовлетворительно 0.21. Неудовлетворительно
- Достаточно ли Вам социальных услуг, оказываемых бесплатно?91. вполне достаточно 63,592. не вполне достаточно 2293. скорее недостаточно 3,294. затрудняюсь ответить 8,2
- Социальные услуги Вам предоставляются (отметьте нужное):101. бесплатно 69,3103. на условиях полной оплаты 7,8
- Если Вы оплачиваете социальные услуги, то устраивает ли вас размер оплаты?111. да 17,9112. нет 30,3
- Согласны ли вы с тем, что граждане должны платить за дополнительные социальные услуги?121. да 16 122. нет 64,1123. затрудняюсь ответить 14,8124. другая оценка (напишите)
- Если вы считаете, что социальные услуги должны предоставляться за плату, то какой размер оплаты должен быть (например, в месяц)?
- Сейчас планируется передача учреждений социального обслуживания из городского подчинения в областное.
- Как Вы считаете, каковы будут последствия этого решения?141. учреждения станут работать лучше 32,8142. все останется по-прежнему 43,8143. будет хуже 9,5144. другая оценка (напишите) 0,4
- Что, на Ваш взгляд, может измениться после передачи учреждений социального обслуживания в подчинение
- Материалы обработки анкет. Массив: «Сотрудник учреждения социального обслуживания семьи и детей» (№ = 300 человек). Линейные распределения в % от опрошенных.
- Кем Вы работаете в настоящее время и в каком типе учреждения социального обслуживания?11. должность 12. тип учреждения
- Соответствует ли Ваша нынешняя должность полученному Вами образованию?2.1, соответствует полностью 19,222. соответствует частично 21,223. не соответствует 9,924. затрудняюсь ответить 6
- Каков стаж Вашей работы в сфере социального обслуживания?31. менее одного года 632. от одного года до трех лет 11,933. от трех до пяти лет 9,334. от пяти до десяти лет 15,235. более десяти лет 14,6
- Имеете ли Вы возможность повышать свою квалификацию?71. да, имею 23,272. в принципе, да 16,673. пракгиче ски нет 674. затрудняюсь ответить 6
- Повышали ли Вы свою квалификацию за последние три года?81. да 22,582. нет 27,2
- Специальные профессиональные журналы104.1. регулярно 0,7104.2. иногда 5,9104.3. редко 6,6
- Методические материалы, издаваемые в Министерстве106.1. регулярно 23,8106.2. иногда 11,3106.3. редко 5,3
- Можете ли Вы сказать о себе, что в настоящее время:121. полностью и качественно выполняете возложенные обязанности 43 122. не всегда полностью выполняете обязанности 7,3123. редко полностью выполняете обязанности 2,6
- Насколько Вас удовлетворяют те или иные cmot ионы вашей работы:1. Заработная плата
- Вполне удовлетворяет 4
- Частично удовлетворяет 19,9
- Не удовлетворяет 27,2
- Затрудняюсь ответить 3,31. Нормирование труда
- Вполне удовлетворяет 16,6
- Частично удовлетворяет 20,5
- Не удовлетворяет 13,9
- Затрудняюсь ответить 4,61. Материальные поощрения
- Приходится ли Вам выполнять поручения руководства, которые не входят в круг
- Ваших прямых обязанностей?151. приходится постоянно 21,9152. приходится периодически 20,5153. приходится, но редко 9,9154. не приходится 4
- Какова, по Вашему мнению, загруженность Ваша и Ваших коллег?1. Моя
- Чаще перегружена, чем недогружена 22,5
- Загружена оптимально 23,2
- Чаще недогружена, чем перегружена 21. Моих коллег
- Чаще перегружены, чем недогружены 13,9
- Загружены оптимально 21,9
- Чаще недогружены, чем перегружены 1.3
- Кате отношения сложились у Вас:1. С товарищами по работе
- Вполне хорошие 39,7172. Сносные 9,9173. Плохие 4,6
- Трудно сказать 2
- С непосредственным руководителем
- Вполне хорошие 31,8176. Сносные 12,6177. Плохие 4,6
- Трудно сказать 3,3
- Имеете ли Вы возможность принимать участие в решении производственных вопросов в учреждении?5mW S" %201. могу в полной мере 17,2202. могу, но незначительно 20,5203. практически не могу 14,6
- Оцените, пожалуйста, качество услуг, предоставляемых Вашим учреждением?221. предоставляются качественно и в полном объеме 31,8222. предоставляются не полностью, не всегда качественно 9,3223. предоставляются плохо 2,6
- Что, на Ваш взгляд, может измениться после передачи учреждений социального обслуживания семей с детьми в подчинение
- Считате ли Вы достаточным установленный набор гарантированных социальных услуг?261. вполне достаточным 13,9262. не вполне достаточным 12,6263. скорее недостаточным 6,6264. затрудняюсь ответить 11,9
- Готово ли Ваше учреждение к предоставлению дополнительных платных социальных >слуг?271. полностью готово 6,6272. скорее готово, чем не готово 14,6273. не готово 11,9274. затрудняюсь ответить 17,9
- Согласны ли Вы с мнением, что граждане должны оплачивать предоставление дополнительных социальных услуг?281. да 22,5282. нет 10,6283. затрудняюсь ответить 15,2284. иное (напишите) 4,6