Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль телевидения в развитии социалистической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б работе обосновывается, что телевидение является одним из важнейших социальных институтов, выполняющих основные задачи культурной политики КПСС. При этом осуществляя пропагандистскую, организационную и информационную функции в области реализации культурной политики, телевидение способствует формированию нового, коммунистического типа личности. Б работе доказывается, что наибольшее воздействие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ. U
    • I. Телевидение е системе социалистической культуры
    • 2. Роль телевидения в процессе производства духовных ценностей
    • 3. Телевидение как средство распределения и потребления продуктов духовного производства
  • Глава II. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ
    • I. Основные задачи телевидения в реализации культурной политики КПСС
    • 2. Телевидение как фактор развития личности

Роль телевидения в развитии социалистической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях совершенствования развитого социализма непрерывно расширяется сфера деятельности средств массовой информации и пропаганды, «Средства массовой информации и пропаганды — действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинная всенародная трибуна» -'-. Воздействуя на многомиллионную аудиторию ежедневно и на протяжении всей жизни, средства массовой информации имеют огромные возможности в формировании Г, ' • личности, приобщении каждого человека к ценностям социализма. «Строить новый мир — это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте»- отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко. Именнона решение этой задачи направлена деятельность социалистических средств массовой информации.

По мере совершенствования средств массовой информации — как технического, так и организационного, непрерывно возрастают возможности удовлетворения потребностей населения во всех типах информации. Сейчас уже практически все население нашей страны охвачено не только прессой и радио, но и телевидением. При этом увеличивается и совершенствуется и «пропускная» способность каналов информации (прежде всего за счет спутниковой связи% Тем самым повышается значение системы средств массовой информации во всех.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 43. '.

2 Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 г. М., 1984, с.16−17. областях жизни социалистического общества и прежде всего — в культуре. Не случайно на съездах, пленумах КПСС, в выступлениях руководителей партии и Советского государства уделяется большое место средствам массовой информации, телевидению — в частности.

На ХХУ, ХХУ1 съездах КПСС, в постановлениях ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» (1974 «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров» (1975 г. «О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды» (1977 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы»1979 О, «О дальнейшем улучшении деятельности городских и районных газет» '1984 г. «О развитии в 1984;1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в стране» (1984 г. в постановлении июньского '1983 г.^ Пленума ЦК КПСС определены основные направления повышения эффективности средств массовой информации в совершенствовании развитого социализма, роста их эффективности в идеологической работе партии. При этом особо выделяется телевидение, которое в силу своей специфики играет все возрастающую роль в формировании нового человека. •.

Развивая способности, потребности, обогащая знаний, навыки, умения человека, телевидение является инструментом формирования и развития социальных сил человека, важнейшим средством функционирования и развития социалистической культуры. При этом роль телевидения в системе культуры не ограничивается регуляцией потребления и распределения ценностей культуры, оно уже завоевало признание и как средство созидания культурных ценностей. Универсальность телевидения прослеживается не только в динамическом (производство — распределение — потребление культурных ценностей), но и в статистическом аспекте: телевидение выступает как механизм приобщения личности практически ко всем видам культуры (если рассматривать ее вертикальный срез) — политической, экономической, художественной, физической, экологической и т. д.

Телевидение выступает важнейшим механизмом регуляции основных функций культуры и прежде всего ключевой — человекотворчес-кой функции формирования адекватного социалистической социальной системе типа личности.

Поэтому очень актуальным представляется осмысление в рамках теории научного коммунизма роли телевидения в функционировании и развитии культуры общества совершенствования развитого социализма. Значимость такого исследования определена и самим развитием теории научного коммунизма: при общем признании важности рассматриваемой темы и обилии работ, посвященных теоретическим проблемам культуры — с одной стороны, и роли телевидения в тех или иных областях общественной жизни — с другой, этот важнейший аспект функционирования телевидения остался фактически вне поля зрения исследователей.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — с позиций теории научного коммунизма показать универсальную роль телевидения в функционировании и развитии культуры развитого социалистического общества. Для реализации этой цели в работе ставятся следующие задачи:

— показать роль телевидения в функционировании основных видов (подсистем) культуры;

— раскрыть механизм реализации телевидением основных функций культуры;

— показать место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды, обусловившее его универсальность;

— рассмотреть изменение роли телевидения в процессе духовного воспроизводства социалистического общества;

— проанализировать особенности реализации телевидением культурной политики партии;

— выявить роль телевидения в осуществлении основной цели культурной политики, совпадающей с сущностной основной социалистической культуры — всесторонним и гармоническим развитием личности;

— дать конкретные рекомендации, направленные на повышение роли телевидения в производстве, распределении и освоении ценностей социалистической культуры.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составляют положения классиков марксизма-ленинизма о сущности культуры и механизмах ее функционирования -.с одной стороны, и о роли средств массовой информации в жизни общества — с другой (в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса это — положения о печати, в работах В. И. Ленина — о печати и радио). В ходе анализа широко использованы материалы съездов и пленумов КПСС, прежде всего, ХХУ1 съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, в которых выдвинуты основополагающие принципы развития средств массовой информации и пропаганды в нашей стране.

Положения диссертации основаны на анализе проблем культуры, разработанной в монографиях и статьях Э. А. Ешгера, Ю. Р. Вишневского, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, М. Т. Иовчука, Э. Иона, Л. Н. Когана, М. С. Кагана, В .К.Келле, М.Я.Ко— вальзона, В. М. Межуева, Э. В. Соколова, З. И. Файнбурга, В.Б.Чурбано-ва, О. В. Хановой и других.

В советской литературе уже подробно изучены место и роль телевидения в жизни общества, характер его психологического воздействия на зрителя, язык телевидения, его эстетическая природа, вопросы повышения эффективности влияния телевещания на массы, критикуются буржуазные теории телевизионной коммуникации. Можно выделить следующие подходы к анализу телевидения как социального •явления (не учитывая многочисленных журналистских работ):

1. Социологический. Анализируется социальная природа телевидения, составные элементы телевизионной коммуникации, предпосылки возникновения и пути развития, соотношение с другими социальными институтами. Сюда же относится и критика буржуазных социологических теорий телевидения. Имеются в виду работы Э. Г. Багирова, В. Й. Волкова, Ю. П. Буданцева, В. В. Егорова, А.В.1аворонкова, Й.Г.Ка-цева, В. С. Коробейникова, Л. Н. Когана, П. К. Курочкина, В.А.Лосенко-ва, З. Г. Мешковой, Т. И. Тереховой, Б. М. Фирсова, Н. Н. Цветаевой и др.

2. Эстетический. Выявляется эстетическая природа телевидения, ч его изобразительно-выразительные средства, влияние на другие виды искусства. Этим вопросам посвящены работы Ю. А. Богомолова, А. Н. Вартанова, В. М. Вильчека, Ю. В. Воронцова, Р. Н. Ильина, Р.Д.Копыло-вой, Вл. Саппака, Т. В. Тюкаловой, Л. Я. Юровского и др.

3. Информационно-управленческий аспект. Изучается механизм информационного врздействия на личность, его роль в управлении обществом. К этому направлению можно отнести работы В. Г. Афанасьева, В. П. Лихолая, Л. А. Рукавишникова, В. Д. Симеонова, А.В.Сосновско-го, А. Д. Урсула и др.

4. Социально-психологический. Исследуется влияние телевидения на индивидуальную и общественную психологию, психологический механизм восприятия телевизионной информации. В этом направлении успешно работают советские психологи В. Л. Артемьев, Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, Ю. А. Шерковин и др.

Работы же, посвященные месту телевидения в системе культуры, немногочисленны.

Степень разработанности темы. В рамках эстетического подхода работ, посвященных роли телевидения в культуре, значительно больше, но в них телевидение рассматривается только как инструмент художественной культуры. Этим проблемам посвящена статья Э. Г. Багирова «Телевидение как средство массовой информации и художественной культуры». — Б сб.: Проблемы телевидения. (М., 1976) — работа В. М. Вильчека и Ю. В. Воронцова «Телевидение и художественная культура» (М., 1977) — коллективная монография «Средства тесовой коммуникации и современная художественная культура» (М., 1983) и некоторые другие работы.

Реже встречаются исследования, посвященные роли телевидения в функционировании и развитии других видов культуры. Среди них можно выделить диссертационную работу А. М. Воробьева «Система средств массовой информации как фактор формирования политической культуры личности» (Свердловск, 1981).

Наконец, среди работ, рассматривающих соотношение телевидения и культуры в целом, можно назвать лишь статью П. С. Гуревида «Массовая информация как фактор культурных изменений» , — В сб.: Социологические проолемы образования, культуры, науки. (М., 1978) — статью Л. Н. Когана «Телевидение и духовная культура социалистического общества». — В.сб.: Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. (Свердловск, 1973) — диссертационную работу Е. П. Михайловой «Телевидение в системе духовной культуры социалистического общества» (Свердловск, 1972) и статью H.H. Цветаевой «Телевидение как фактор потребления культуры». — В сб.: Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. (М., 1979).

Ни в одной из названных выше, работ, однако, не содержится анализа телевидения как механизма функционирования и развития культуры. Наиболее полная и фундаментальная попытка дать соотношение системы культуры и системы средств массовой информациидиссертация Е. П. Михайловой — посвящена в основном процессу духов-' ного производства и роли в нем телевидения без детального описания «вклада» телевидения в каждый из видов культуры.

Основными источниками эмпирических данных" широко используемых для обоснования позиции автора, стали материалы социологических исследований. Из них при участии и под руководством автора проведены следующие:

1. «Сравнительный анализ популярности передач Центрального телевидения и Свердловской студии телевидения». Исследование проведено социологической лабораторией Уральского госуниверситета при участии автора в 1976;1977 гг. На основе районированной выборки было опрошено 1020 свердловчан.

2. «Всестороннее развитие личности и образ жизни трудящихся на примере исследования проблем организации телевизионного вещания». Исследование проведено сектором социологии культуры Института экономики УНЦ АН СССР совместно с научно-исследовательским сектором Свердловского института народного хозяйства при участии автора в 1978;1980 гг. Б работе использованы данные по г. Свердловску, где было опрошено 908 человек по районированной выборке.

3. «Эффективность деятельности сельскохозяйственной редакции телевидения и радиовещания Свердловской области». Исследование проведено социологической лабораторией Уральского госуниверситета под руководством и при участии автора в 1983 г. По квотной выборке было опрошено 863 сельских жителя Свердловской области, проведен контент-анализ текстов телепередач.(микрофонных папок) за год, опрошены эксперты (журналисты, партийные работники, руководители хозяйств).

4. «Направленность зрительских интересов школьников». Исследование проведено социологической лабораторией Уральского госуниверситета и лабораторией изучения общественного мнения Свердловского городского комитета ВЛКСМ под руководством и при участии автора в 1983;1984 гг. По квотной выборке было опрошено 594школь.

— 10 пика 4−10 классов г. Свердловска.

5. «Наставничество». Экспресс-опрос общественного мнения проведен социологической лабораторией Уральского госуниверситета и лабораторией изучения общественного мнения Свердловского ГК ВЛКСМ совместно с газетой «Вечерний Свердловск» в 1984 г. под руководством автора. По районированной выборке опрошено 100 рабочих, проведен контент-анализ 64 писем в редакцию газеты.

6. «Теленеделя». Экспресс-опрос проведен социологической лабораторией Уральского госуниверситета и лабораторией изучения общественного мнения Свердловского ГК ВЛКСМ под руководством автора в 1984 г. По районированной выборке было опрошено 174 рабочих, служащих и студентов г. Свердловска.

7. Контент-анализ программ Центрального телевидения за 1961, 1971 и 1981 гг., проведенный автором.

Научная новизна работы. В работе сделана попытка показать универсальную роль телевидения в функционировании и развитии культуры общества развитого социализма.

В частности, телевидение впервые рассматривается как механизм реализации основных функций культуры — человекотворческой, передачи социального опыта, гносеологической и регулятивной. При этом анализируется воздействие телевидения на функционирование основных видов (подсистем) культуры — политической, экономической, художественной, нравственной, — экологической, физической.

Анализируя телевидение как механизм духовного воспроизводства, диссертант, используя материалы контент-анализа телепрограмм, показывает, что телевидение из средства, преимущественно распространяющего ценности культуры, превратилось в средство их производства, что обусловлено все более широким использованием специфики телевидения при подготовке программ.

Показывая роль телевидения в распределении продуктов духов.

— II .него воспроизводства, автор разводит понятия распространения как создания оптимальных условий для потребления культурных ценностей 'различными социальными и демографическими группами и распределения, включающего, кроме того, учет потребностей той или иной группы. Рассмотрение особенностей потребления посредством телевидения ценностей социалистической культуры с использованием данных социологических исследований позволяет автору выделить основные особенности этого процесса. Среди особенностей, связанных с характером потребления, — систематичность, избыточность, соответствие потребляемой информации целям реципиента, а особенности, определяемые условиями потребления, — домашний характер, восприятие в’малой группе, совмещение просмотра с другими видами деятельности.

Б работе обосновывается, что телевидение является одним из важнейших социальных институтов, выполняющих основные задачи культурной политики КПСС. При этом осуществляя пропагандистскую, организационную и информационную функции в области реализации культурной политики, телевидение способствует формированию нового, коммунистического типа личности. Б работе доказывается, что наибольшее воздействие на личность оказывают непрерывность потребления телеинформации и раннее включение в него человека, доминирование телесмотрения в структуре культурной деятельности, универсальность, компенсаторность и домашние условия потребления. Автор делает вывод, что наиболее полное использование возможностей положительного воздействия телевидения на личность и максимальное исключение отрицательного воздействия (формирования пассивности, рекреационных установок, ориентаций на опросредованное массовое общение в противовес непосредственному межличностному, «мозаично-сти» в потреблении культуры) возможно лишь при одновременном совершенствовании телевизионной коммуникации и последовательном фор

— 12 мировании культуры телесыотрения у зрителей.

Практическая значимость работы состоит в разработке и практическойапробации методологических принципов исследования роли телевидения в социалистической культуре. Работа может быть использована для разработки методологии и методики социологических исследований проблем телевидения, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по ряду разделов теории коммунистического строительства.

Теоретические положения и практические рекомендации, предложенные автором, нашли отражение в отчетах по ряду темотчеты по социологическим исследованиям «Сравнительный анализ популярности передач Свердловской студии телевидения и Центрального телевидения», «Эффективность деятельности сельскохозяйственной редакции телевидения и радиовещания Свердловской области», а также результаты экспресс-опроса «Теленеделя» утверждены Свердловским государственным комитетом по телевидению и радиовещанию соответственно в апреле 1978 г., мае и декабре 1983 г. Рекомендации внедрены в деятельность редакций комитета.

Кроме того, выводы работы используются в разработке программ регулярных социологических исследований по долгосрочному договору о творческом содружестве между Уральским госуниверситетом и комитетом по телевидению и радиовещанию.

Апробация работы. Основные положения работы апробированы в докладах на: Третьих Уральских социологических чтениях «Социологические проблемы развитого социализма» (Оренбург, 1980) — Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды» (Минск, 1981) — Четвертых Уральских социологических чтениях «ХХУ1 съезд КПСС и акту- ' альные проблемы социальной политики партии» (Пермь, 1982) — Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы организации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи» (Ростов Великий, 1982) — I Всесоюзных социологических чтениях молодых ученых (Москва, 1982) — Всесоюзной теоретической конференции «Актуальные проблемы художественной культуры» (Москва, 1983) — П Всесоюзных социологических чтениях молодых ученых (Москва, 1983) — 1У философских чтениях молодых ученых «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (Москва, 1984).

По теме диссертации имеется 8 публикаций в печати.

— 14.

Результаты исследования, проведенного Институтом экономики УНЦ АН СССР показывают, что ориентация значительной части людей на массовое общение превалирует над ориентацией на непосредственное межличностное общение. Так, 35,7 $ свердловчан в случае прибавления к недельному досугу нескольких часов предпочли бы использовать их для просмотра передач и только 25,9 $ - для Естреч с товарищами, друзьями, родственниками, а для воспитания детей, игр и занятий с ними — 26,3 $. При этом прослеживается четкая зависимость между уровнем образования и ориентацией на массовое общение: чем ниже образовательный уровень респондента, тем чаще он предпочитает массовое общение межличностному (отказались бы от включения телевизора, хотя идет интересная передача, ради встречи с друзьями 38,6 $ опрошенных с высшим и только 21,2 $ - с неполным средним образованием).

С другой стороны, телевидение может влиять на межличностное общение и в плане его стимуляции. Посмотрим, насколько часто обсуждаются телепередачи жителями г. Свердловска в различных кругах общения.

— 146 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В условиях совершенствования развитого социализма телевидение — составной элемент системы средств массовой информации и пропаганды. Телевидение в сравнении с другими средствами массовой информации обладает такими специфическими качествами, как аудио-, визуальность, «мгновенность», «импровизационность», «интимность». Особенности телевидения обусловили его универсальную рйль в функционировании и развитии социалистической культуры.

Телевидение выступает как механизм реализации основных функций культуры — человекотворческой, гносеологической, передачи социального опыта, регулятивной, приобщая массы в той или иной степени ко всем видам культуры (политической, экономической, нравственной, эстетической, физической, экологической и т. д.). Телевидение, участвуя во всех фазах духовного воспроизводства — производстве, распределении и потреблении духовных ценностей, не только делает возможными регуляцию и контроль над этими фазами, но и впервые объединяет существовавшие ранее в двух формах продукты духовного производства (неотделимые от акта творения и способные сохранять свое существование в промежутках Бремени между производством и потреблением) — одновременно приобщает многомиллионную аудиторию к идентичным духовным ценностям^ в этом заключается переворот, совершенный телевидением всспособах духовного воспроизводства.

При этом телевидение на первых этапах своего развития из средства, преимущественно распространяющего ценности культуры, превращается по мере совершенствования и развития его специфических качеств и в важнейшее Средство производства духовных ценностей.

Играя важнейшую роль в реализации составной части социальной политики — культурной политики Коммунистической партии, телевиде.

— 147 ние выполняет задачу формирования нового. человека, влияя на его идейно-политический и нравственный облик, в ходе реализации культурной политики телевидение выполняет пропагандистскую, информационную и организационную функцию.

Однако эффективно реализовать эти функции, воздействовать на личность в плане всестороннего, гармонического развития, исключить возможность такого отрицательного воздействия, как формирование преимущественно рекреационных установок на потребление передач, пассивности, мозаичности в потреблении культурных ценностей можно только при учете специфических особенностей телевидения и целенаправленном формировании культуры телесмотрения.

Исходя из сказанного, можно предложить следующие практические рекомендации:

По совершенствованию телевещания.

— увеличение времени вещания;

— совершенствование программирования (увеличение числа сериалов и циклов с постоянным названием, ведущим, временем выхода в эфир и тематикой при сведении к минимуму «разовых» передачисключение одновременной передачи по разным каналам однотипных передач);

— уменьшение дублирования в содержании (и в элементах содержания) информационных сообщений нехудожественного типа;

— увеличение меры аксиальности передач, т. е. числа передач, имеющих конкретный адресат;

— увеличение контроля за качеством художественной информации, транслируемой по телевидению (прежде всего наиболее популярнойкинои телефильмов, эстрады и спектаклей);

— увеличение числа цикловых постепенно усложняющихся передач, посвященных популяризации различных видов искусства;

— использование при трансляции сложных для восприятия неподготовленным зрителем произведений искусства (например, классичес.

— 148 ких музыкальных произведений) комментариев квалифицированных искусствоведов;

— увеличение числа специальных передач, посвященных нравственности и морали;

— создание цикла регулярной передачи информационного характера о новостях культурной жизни в стране и за рубежом;

— увеличение доли документального материала в передачах, пропагандирующих экономическую культуру, а также более широкое использование выступлений рядовых тружеников, сопровождающихся практическими рекомендациями в таких передачах;

— увеличение общего числа развлекательных программ, включающих развивающие элементы при некотором уменьшении числа трансляции спортивных соревнований;

— подготовка передач с учетом специфики телевидения: большее использование документального материала, «игровых передач», показа «локальных» объектов (небольших коллективов, отдельных личностей), широкое использование синтетической и «коллажной» природы телевидения в подготовке передач, сочетающих различные типы информации;

— увеличение числа передач с непосредственным и опосредованным участием зрителей;

— организация регулярной обратной связи коммуникатора и реципиентов прежде всего за счет более широкого использования социологических исследований (как фундаментального характера, так и постоянных зондажей и экспресс-опросов) — по формированию культуры потребления телеинформации.

— более широкое использование телевидения в учебных. целях в вузах, школах, в университетах марксизма-ленинизма и т. д.;

— регулярное чтение лекций для родителей и учителей по формированию у детей культуры телесмотрения (прежде всего — избирательности);

— использование системы средств массовой информации (в т.ч. телевидения) для формирования культуры потребления телеинформации (например, регулярное напоминание родителям о необходимости контроля за просмотром телепередач детьми) и создание условий этого (широкая информация о передачах и рецензирование их). даже частичный учет этих рекомендаций во многом мог бы способствовать выполнению указаний КПСС по увеличению эффективности телевидения, повышению содержательности и оперативности, боевитости и авторитета как действенного инструмента идеологической работы партии*.

Предлагаемая работа — одна из попыток осмысления универсальной роли телевидения в сложнейшем общественном явлении — культуре — конечно, носит поисковый характер. Положения, выдвинутые в диссертации, нуждаются в дальнейшей разработке и развитии, прежде всего, в направлениях:

— детального анализа роли телевидения в производстве, распределении и потреблении духовных ценностей в нехудожественных видах, культуры:

— политической, экономической, нравственной, физической и т. д.;

— подробного рассмотрения механизма реализации телевидением каждой из функций культуры;

— характеристики изменения под влиянием телевидения интенсивности, характера потребления, способов и результата восприятия других элементов системы средств массовой информации и видов искусства;

— изучения способов повышения эффективности телевизионной.

I См.: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г., с. 74, 75- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС.М., 1979"с.10−11.

— 150 пропаганды с учетом организационной структуры комитетов по телевидению и радиовещанию, т. е. наличия их деления на редакции;

— анализа влияния различных типов телеинформации на личность в зависимости от ее социально-демографических характеристик и культурного уровня;

— детализации типологии аудитории;

— разработки путей формирования культуры потребления телевидения.

Роль телевидения в общественной жизни и в культуре, в частности, непрерывно возрастает, поэтому в дальнейшем будет возрастать и значение теоретических исследований роли телевидения в культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Штериалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.-256 с.
  2. Штериалы Ш1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  3. Штериалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  4. Штериалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 е.
  5. О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС, от 31 марта 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 14 с.
  6. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 15 с.
  7. О развитии в 1984—1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в стране. Правда, 1984, 18 авг.
  8. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с. 46, 47.
  9. Шркс К. Речь на юбилее «The peoples paper „e №ркс к#
  10. Ф. Соч., т.12, с. 4.
  11. К. Дебаты шестого рейнского ландтага. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.65т 78.
  12. К. Из рукописного наследства. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с. 718.
  13. К. Рукописи 1857−59 гг. Введение.-Шркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с. 715, 718.
  14. К. Теории прибавочной, стоимости. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, с. 420, 421.
  15. К. Экономические рукописи 1857−58 гг. Шркс К., — 152
  16. Ф. Соч., т.46, ч.1, с. 29, 255.
  17. К. Эконошческо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с. 122, 123.
  18. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., т.41, с. 406, 407.
  19. Ф. Принципы коммунизма. Шркс к., Энгельс Ф. Соч., т.4, с. 336.
  20. В.И. Аграрный вопрос и „критика“ Маркса. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.5, с. 151.
  21. В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских депутатов. Заключительное слово по докладу, о мире. -Полн.собр.соч., т.35, с. 21.
  22. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с, 304.
  23. В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, с. 232.
  24. В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с. 329.
  25. В.И. О характере наших газет. Полн.собр.соч., т.37, с, 91.
  26. В.И. Первоначальный вариант статьи „Очередные задачи Советской власти“. Полн.собр.соч., т.36, с. 147.
  27. В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов.- Полн.собр.соч., т.44, с. 350.
  28. В.И. Седьмой экстренный съезд РКП(б). Полн. собр.соч., т.36, с. 53.
  29. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с. 364.- 153
  30. .И. Речь на Всероссийском совещании полит просветов. Полн.собр.соч., т.41, с. 406, 407.
  31. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.99−100.
  32. В.И. С чего начать? Полн.собр.соч., т.5,с.10,II.
  33. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. -М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1959.
  34. А.Н., Минакова С.ф. Массовая коммуникация и целостная личность (социологические размышления). В кн.: человек социалистического общества и средства массовой информации. -Будапешт-Л.: Изд-во АН СССР, 1980, с.167−181.
  35. В.П. Человек в системе духовной культуры развитого социализма (методолого-социологические аспекты). Киев: Вица школа, 1984. — 168 с.
  36. А.И. Духовный мир развитого социалистического общества. М.: Наука, 1977. — 479 с.
  37. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  38. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  39. БагироЕ Э.Г., Кацев И. Г. Телевидение. XX век. Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. — 303 с.
  40. Э.Г. В оценках зрителей и слушателей. Телевидение и радиовещание, 1983, В 6, с.30−32.
  41. БагироЕ Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-ео МГУ, 1976. — 119 с.
  42. БагироЕ Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. — 151 с.
  43. Э.Г. ТВ-репортер. М.: Изд-во МГУ, 1976.-206 с.
  44. БагироЕ Э. Г. Телевидение как средство массовой информа- 154 ции и художественной культуры. В кн.: Проблемы телевидения. -М.: Искусство, 1976, с.4−22.
  45. Э.Г. Телевизионная журналистика. Проблемы теории и методологии исследования. АЕтореф.докт.дисс. М., 1976. 48 с.
  46. Е.И. Коммуникативные барьеры и эффективность средств массовой информации. В кн.: Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды. Ч.П. — Минск: БГУ, 1981“ с.15−18.
  47. .Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971. — 294 с.
  48. Ю. Телевидение и проблемы художественного времени. В кн.: Проблемы телевидения. — М.: Искусство, 1976, с.72−94.
  49. P.A. Информационные жанры телевидения. Ы., 1961. 75 с.
  50. P.A. Телевизионная программа. М., 1967. 213 с.
  51. P.A. Телевизионная пропаганда. Проблемы методологии, методики, прогнозирования. Автореф.докт.дисс. М., 1975. -57 с.
  52. A.A. Коммуникация и семантика. Вопросы философии, 1972, К 4, с.40−47.
  53. A.A. О некоторых приложениях теории информации. В кн.: Кибернетика, мышление, жизнь. — М.: Шсль, 1967, с.318−325.
  54. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  55. Бюджет времени городского населения. М.: Статистика, 1971. — 248 с.
  56. ВартаноЕ Ан. Границы искусства и современное телевидение. -В кн.: Проблемы телевидения. М.: Искусство, 1976, с.23−40.- 155
  57. Ан. Умеем ли мы смотреть? Размышления у телеэкрана. Советская. культура, 1979″ 21 сент,
  58. А.Ю. Роль средств массовой информации и пропаганды в развитии демократии зрелого социализма. Автореф.канд. дисс. М., 1981. 13 с.
  59. В.М. Искусство и аудитория. м.: Знание, 1978. — 46 с.
  60. В.М. Контуры. Наблюдения о природе телевидения.-Ташкент: Фан, 1967. 212 с.
  61. В.М., Воронцов Ю. В. Телевидение и художественная культура. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  62. В.М. Телевизионная программа: социальные функции и эстетические особенности. Автореф.канд.дисс. н., 1972. 24 с.
  63. JI. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. — 278 с. 65. 1ришкин И. И. Понятие информации: логико-методологический аспект. М.: Наука, 1973. — 230 с.
  64. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения.М.: Знание, 1979. 64 с.
  65. П.С. Массовая информация как фактор культурных изменений. в кн.: Социологические проблемы образования, культуры и науки. — М.: Изд-во АН СССР, 1979, с.84−93.
  66. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1979. — 264 с.
  67. Г. П., Бобровский B.C. Проблемы „массовой культуры“ и массовых коммуникаций. Минск: Наука и техника, 1972.-201 с.
  68. В. Интервал тождества. В кн.: Проблемы телевидения. — м.: Искусство,. 1979, с.93−112.
  69. В. Первое лицо. М.: Искусство, 1977. — 286 с.
  70. Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. м.: Изд-во МГУ» 1979. — 281 с.
  71. C.B. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. м.: Наука, 1972. — 184 с.
  72. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. — 352 с.
  73. В.В. Телевидение в системе идеологической деятельности КПСС (1965−1975 гг.). Автореф.докт.дисс. M., 1975. 54 с.
  74. В.В. Телевидение и зритель.-М.: Мысль, 1977.-196 с.
  75. О.В. Роль социальной информации и математических методов е Еыработке управленческих решений. в кн.: Научное управление обществом. Вып.З. — М.: Шсль, 1969, с.220−266.
  76. ЖаворонкоЕ A.B. Аудитория средств массовой информации и пропаганды- социологический анализ. Автореф.канд.дисс. М., 1976. 19 с.
  77. ЖураЕлеЕ Г. Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М.: Мысль, 1973. — 157 с.
  78. ЖуравлеЕ Г. Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М.: №сль, 1980. — 252 с.
  79. Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы организации системы средств массовой информации и пропаганды. м.: Изд-во МГУ, 1975. — 334 с.
  80. С. Внутренняя торговля США тенденции и проблемы. — Мировая экономика и международные отношения, 1975, № 3, с.39−50.
  81. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 304 с.
  82. Зритель в театре (Социологические исследования театральной аудитории). М.: ВТО, 1981. — 336 с.
  83. Л.И. Шркс о потреблении как социальной катего- 157 рии. Философские науки, 1974, К I, с.31−39″
  84. Илизаров#Б.С., Козлов В. А. Развитие системы средств массовой коммуникации. В кн.: Культура развитого социализма — некоторые вопросы теории. — М.: Наука, 1978, с.401−429.
  85. Р.Н. Выразительные средства телевидения. М.: ВГИК, 1966. — 35 с.
  86. Р.Н. Изобразительно-выразительные средства экранных искусств (кино и телевидение). Автореф.докт.дисс. М., 1971.- 98 с.
  87. Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: ВГИК, 1976. — 107 с.
  88. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208 с. 91. №ган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
  89. м.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. — 15 с.
  90. Я.С., Гордон Л. А., Сазонов В. В., Федотова Л. Н. Культурное обслуживание в небольшом городе. В кн.: Труд, быт, отдых. — М.: Финансы и статистика, 1983, с.81−96.
  91. В.Ж., КоЕальзон М.Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1980. — 228 с.
  92. В.З. Информационное взаимодействие (Опыт анализа субъектно-объектных отношений). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1980.- 194 с.
  93. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. -М.: Знание, 1981. 63 с.
  94. Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Средне-Уральск.кн.изд-во, 1972.-169 с.- 158 98″ Коган JI.H. Социальные силы человека. Философские науки, 1981, К б, с.21−28.
  95. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  96. Кон И. О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-373с.
  97. р.д. Кинематограф плюс телевидение. Факты и суждения. М.: Искусство, 1977. — 133 .с.
  98. Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телеЕизион-ности. М.: Искусство, 1974. — 135 с.
  99. р. Параллели, телевидение ихудожественное мышление «технической эры». в кн.: телевидение: Ечера, сегодня, завтра. Вып.2. — М.: Искусство, 1982, с. П-27.
  100. B.C. Генезис и особенности духовного общения через средства массовой информации. Автореф.докт.дисс. М., 1977. 33 с.
  101. КоробейникоЕ B.C. Голубой чародей, телевидение и социальная система. М. :. Молодая гвардия, 1975. — 174 с.
  102. B.C. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба. м.: Политиздат, 1976. — 143 с.
  103. B.C. Идолы Еека. Средства массовой информации и капитализм. М.: Молодая гиардия, 1972. — 270 с.
  104. B.C. Редакция и.аудитория: социологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 255 с.
  105. Л.Г. Средства массовой информации и духовная культура. В кн.: Духовная культура и развитие личности в современном обществе. — Кишинев: Штинице, 1977, с.50−61.
  106. А.Н. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М.: Знание, 1981. — 63 с.
  107. Культура в свете философии. Тбилиси, Хеловнеба, 1979. — 321 с.- 159
  108. Культура и идеологическая борьба. М.: Мысль, 1979.- 192 с.
  109. Культура, человек, философия. К проблеме интеграции и развития. Вопросы философии, 1982, К I? с.33−51.
  110. А. Типология телевизионного.зрелища.- В кн.: Проблемы телевидения. М.: Искусство, 1976, с.41−54.
  111. П.К. Средства массовой информации и пропаганды и их роль в формировании нового человека. Проблемы современной идеологической борьбы, развития социалистической идеологиии культуры. М.: Политиздат, 1972, с.52−70.
  112. И.С. Любите ли Вы кино? М.:Искусство, 1978.- 254 с.
  113. Ленинизм и современная идеологическая борьба. м.: Наука, 1972. — 235 с.
  114. В.А. Социальная информация в жизни городского населения" Л.: Наука, 1983. — 102 с.
  115. Ю.А. Многогранная социалистическая культура. -М.: Мысль, 1977. 153 с.
  116. Ю. Зритель в мире кино и.телевидения. В кн.: Телевидение: вчера, сегодня, завтра. Вып.З. — М.: Искусство, 1983, с.164−178.
  117. В.А. Средства массовой информации как фактор воспитания личности в условиях развитого социализма. В кн.: Основные факторы воспитания личности в условиях развитого социализма. -М.: Наука, 1979, с.40−63.
  118. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования. м.: Политиздат, 1−980. — 446 с.
  119. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л.- Наука, 1981. — 166 с.- 160
  120. A.C. Избранные педагогические сочинения. В 4-х т. М.: Издгво АПН СССР, 1949.
  121. В.М. Культура и история. м.: Политиздат, 1977. — 197 с.
  122. МешкоЕая З. Г. Методологические проблемы социологического исследования средств массовой информации (на материалах социологического исследования). Автореф.канд.дисс, Свердловск, 1979., 20 0. I
  123. З.Г. Некоторые вопросы формирования социалис- ' тического типа личности средствами телевидения. В кн.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. — Свердловск: Изд-ние УрГУ, 1980, с.117−124.
  124. А.И., Черный А. Н., Гиляровский JI.C. Основы информатики. М.: Наука, 1968. — 756 с.
  125. Е.П. Телевидение в системе духовной культуры социалистического общества (на материалах социологического исследования сельской аудитории). Автореф.канд.дисс. Свердловск, 1972. 21 с.
  126. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -405 с. .
  127. А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М.: Мир, 1966. 351 с.
  128. В. Возможности и перспективы развития телевизионной, техники. В кн.: телевидение: вчера сегодня, завтра. Вып.З. — М.: Искусство, 1983, с.179−193.
  129. Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1976. — 256 с.
  130. .А. Страна читает, слушает, смотрит. М.: финансы и статистика, 1982. — 79 с.
  131. Народное хозяйство в СССР е 1982 г. М.: Финансы истатистика, 1983. 574 с.
  132. Е.А. Проблемы определения массовой коммуникации.- В кн.: Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. -М.: Наука, 1974. с. 147.
  133. Основы марксистско-ленинской теории культуры. Учебн. пособие. Под ред.А.И.АрнольдоЕа. М.: Высшая школа, 1976.-300 с.
  134. В.И. К вопросу о критерии эффективности средств массовой информации и пропаганды. 4.2. Минск: БГУ, 1981, с.8−12.
  135. Л.В. Шссовая коммуникация и искусство. Л.: Знание, 1971. — 19 с.
  136. Политическая культура социализма. Фрунзе: Илим, 1984.- 468 с.
  137. Проблемы социологии театра. М.: ВТО, 1974. — 302 с.
  138. Проблемы телевидения. М.: Искусство, 1976. — 135 с.
  139. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. -М.: Наука, 1974. 146 с.
  140. К.Э. Средства аудиовизуальной коммуникации и искусство. Вопросы философии, 1975, К 7, с.128−138.
  141. Роговин В, 3. Социальная политика в развитом социалистическом обществе: Направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1980. — 205 с.
  142. .А. Коммуникация как. социальное явление. -Ростов: Изд-ео Ростовск. ун-та, 1984. 144 с.
  143. Л.А. Телевидение коллективный организатор. Автореф.канд.дисс. Л., 1975, — 19 с.
  144. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979. — 231 с.
  145. В.Д. Средства массовой информации как инструмент научного управления обществом (на материалах НРБ). Автореф. канд.дисс. М., 1972. 21 с.- 162
  146. В.Д. Средства массовой информации и пропаганды как инструмент управления социалистическим обществом. -В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.1. М.: Мысль, 1972, с.252−281.
  147. Э.В. Свободное время и культура досуга. Д.: Лениздат, 1977. — 206 с.
  148. Социальная политика. М.: Прогресс, 1977. — 400 с.
  149. Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма. М.: Политиздат, 1979. — 432 с.
  150. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л.: Наука, 1982. — 189 с.
  151. Средства, массовой коммуникации и современная художест-. венная культура. 4.1. М.: Искусство, 1983. — 311 с.
  152. И. Взаимосвязь.между искусством и массовыми коммуникациями в свете социологии, Болгарский социологический журнал, 1981″ т.4, с.87−99.
  153. В.Ю. Микросреда личности и ее место в системе социальных связей. В кн.:.Философские проблемы общественного развития. — М.: Шсль, 1971″ с.124−171.
  154. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность, СвердлоЕСК: УНЦ АН СССР, 1973.- 140 с.
  155. В.Н. ЧеловЕк и информация. М: Наука, 1970. — 187 с.
  156. Т.В. Телевидение.в системе. искусства и массовой коммуникации. Автореф.канд.дисс. М., 1971. 18 с.• 161. Урсул А. Информация: Методологические аспекты. М.: Наука, 1971. — 231 с.
  157. А.Д. Отражение и информация. М.: Шсль, 1973. — 231 с.
  158. А.Д. Проблема информации в современной науке.1. M. s Наука, 1975. 287 с.
  159. Философский словарь. 2-е изд. Под ред.М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1968. — 432 с.
  160. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л.: Наука, 1977. — 186 с.
  161. .М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. — 191 с.
  162. Г. И. Место телевидения в системе массовых коммуникаций. М., 1966. 51 с.
  163. ХреноЕ Н. История публики как предмет изучения. Б кн.: Вопросы социологии театра. — М.: ВТО, 1982, с.123−147.
  164. H.A. Социально-психологические.аспекты взаимодействия искусства.и.публики. М.: Наука, 1981. — 303 с.
  165. И.И. Труд. Социологические аспекты и методологические исследования. м.: Наука, 1973. — 588 с.
  166. н.Г. Духовное производство и культура. Автореф. канд.дисс. Свердловск, 1974. 22 с.
  167. H.H. Телевидение как фактор потребления культуры. В кн.: Социологические проблемы общественного. мнения и средстЕ массовой информации. — М.: ИСИ, 1979, с.69−74.
  168. .А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Шсль, 1973. — 213 с.
  169. И.Е. Динамика культуры.-Минск:БГУ, 1980, НО с.
  170. А.Я. Телевидение поиски-и решения. Очерки по теории и истории советской телевизионной журналистики. — М.: Искусство, 1975. — 183 с.
  171. ЮфероЕ Б. А. Массовое общение и духовные интересы личности. Автореф.канд.дисс. Свердловск, 1970. 26 с.
  172. .Д. Духовная культура развитого социализма.1. Л.: ЛГУ, 1981. П8 с.7Ö-. Daehne VI. Massenmedien als, MatM-fUkW Ein Kdi4 1980/ Л/3>. — S. 623-&36.
Заполнить форму текущей работой