Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самоменеджмент персонала государственной службы как фактор развития конструктивных основ духовной жизни общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный государственный служащий реализует себя как личность лишь развивая в себе душевную духовность, т. е. способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывдав^^.ш^^жвощъ,. готовность прийти на помощь к другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг. Служащему с духовно развитыми качествами не Ж свойственно всякое исключительнре отстаивавде толысд Жшй личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Самоменеджмент как феномен социологии духовной 12 жизни
    • 1. Системный характер самоменеджмента
    • 2. Синергетический подход к проблеме самоменеджмента
    • 3. Самоменеджмент в методологии мягких систем
    • 4. Самоменеджмент с позиций саморегуляции и социальной 41 регуляции динамических процессов духовной жизни общества
  • ГЛАВА II. Пути развития профессионализма служащих как 56 условие формирования конструктивных основ духовной жизни общества
    • 1. Качества, способности эффективного служащего
    • 2. Эффективный служащий как элемент персонала
    • 3. Процессуально-технологический аспект самоменеджмета
  • ГЛАВА III. Исследование влияния технологий 83 самоменеджмета на конструктивные основы духовной жизни
    • 1. Характеристика методов исследования
    • 2. Особенности влияния технологий самоменеджмета на 88 профессионально важные личностные качества служащих
    • 3. Рекомендации по совершенствованию профессионально важных качеств самоменеджмента служащих

Самоменеджмент персонала государственной службы как фактор развития конструктивных основ духовной жизни общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях интенсивной трансформации социальной системы российского общества нарастают деструктивные тенденции духовной жизни, которые проявляются в росте социальных, социально-политических и психологических конфликтов в обществе. Деструктивные тенденции развития российского общества определили формирование феноменов деструкции в духовной сфере, которые нашли свое отражение в росте преступности, наркомании алкоголизме, в нарастании социальной агрессии у одних членов общества и аномии, у других.

Как показывают многочисленные социологические исследования, проведенные Институтом социологии РАН, социологическими службами регионов Сибири и Дальнего Востока, очень часто деструктивные явления духовной жизни обусловлены личностным фактором персонала государственной службы. Это дает основание представить фактор самоменеджмента персонала государственной службы как социологически значимый, определяющий характер и динамику духовной жизни общества. Проведенные автором социологические исследования среди персонала государственной службы Сибирского региона, показали что состояние самоменеджмента не адекватно социальной ситуации развития духовной жизни общества.

Специфика работы органов государственной власти, непосредственно осуществляющих социально-управленческие функции, сегодня такова, что с одной стороны, она связана с высокой ответственностью перед всем обществом, а с другой, требует принятия самостоятельных, инновационных и часто уникальных решений в отношении ранее неизвестных проблем в условиях неопределенности и конкуренции. Успешность принятия таких решений и их реализации в атмосфере нестабильности общественной ситуации определяется не только высокой квалификации специалиста, но уровнем его личностной зрелости, духовности, способностью переосмыслять стереотипы своего профессионального и личностного опыта, понимать смысл и содержание протекающих вокруг процессов. В такой социальной ситуации становится актуальной проблема профессиональной подготовки персонала государственной службы в формировании конструктивных основ духовной жизни общества.

Управление профессиональным развитием персонала государственной службы является одним из приоритетных направлений дальнейшего становления государственной службы как социальной подсистемы управления динамикой духовной жизни общества. На современном этапе преобразований предъявляются высокие требования к профессионализму и социальной ответственности персонала государственной службы за состояние духовной жизни конкретных регионов России, так как профессионализм аппарата государственных служащих является фактором формирования конструктивных основ духовной жизни общества.

В этой связи особенно актуальной становится проблема самоменеджмента. Ни способности, ни опыт, ни знания не смогут сделать профессионала эффективным до тех пор, пока он не научится самоменеджменту (управлению собой). В каждой системе существует так называемый управленческий вакуум, который неуправляем иерархически, но актуален для самоменеджмента. Проблема концептуализации самоменеджмента сложна, определяется набором довольно многочисленных аксиом и принципов и может считаться недостаточно обоснованной методами и средствами по развитию новых возможностей человеческого фактора, повышения его организованности и управляемости. В своей предметной области, научной гипотезе самоменеджмент имеет многоаспектное содержание, неоднозначен, требует дополнительного обоснования, формирования новой методологии, новой этики, нового понимания роли и места человека управляющего.

В связи с этим цель исследования состоит в том, чтобы на основе междисциплинарного анализа современных отечественных и зарубежных концепций уточнить социологическую специфику самоменеджмента в условиях профессиональной деятельности государственных служащих, а также в построении концепции самоменеджмента, в которой будет отражена его роль в развитии профессионализма государственных служащих как основного условия формирования конструктивных основ духовной жизни.

Объектом исследования является процесс развития профессионализма государственных служащих как условие формирования конструктивных основ духовной жизни общества.

Предметом исследования избран механизм социального научения самоменеджменту для повышения уровня профессионализма государственных служащих в формировании конструктивных основ духовной жизни общества.

Теоретический анализ литературных источников, эмпирические исследования по данной проблеме и результаты социологических исследований позволили сформулировать следующую гипотезу:

1. Динамика профессионально важных личностных качеств служащих, в изменяющихся условиях духовной жизни общества и выполнения социальной деятельности, определяется как результат взаимодействия двух групп факторов: с одной стороны, объективно существующих организационно-управленческих факторов, (внешних по отношению к социально-психологическим, психологическим явлениям), с другой стороны, субъективных психологических факторов, внутренне присущих служащим. Интенсивность проявления этих факторов может быть различной.

2. Развивая с помощью технологий самоменеджмента способность управлять собой, служащий развивает социальные навыки управления динамикой духовной жизни общества в процессе реализации своих профессиональных функций. Самоменеджмент способствует поддержанию побуждения к выполнению и обеспечению эффективного социально-духовного результата деятельности.

3. Управление социальными системами духовной жизни общества возможно опосредовано методами самоменеджмента.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучил" современный опыт управленческой практики в государственных организациях с позиции оценки его влияния на динамику духовной жизни общества.

2. Исследовать существующие в литературе различные подходы к понятию «самоменеджмент», на основе чего провести феноменологический анализ и социологическое, психологическое уточнение данного понятая, выделить его диагностические признаки и обосновать его как феномен социологии духовной жизни общества.

3. Разработать концептуальные представления о самоменеджменте служащих как факторе формирования конструктивных основ духовной жизни общества. Определить место и роль самоменеджмента в контексте профессиональной деятельности и духовной жизни государственных служащих.

4. С помощью теоретического и эмпирического методов анализа раскрыть место и роль самоменеджмента в развитии профессионализма служащих как условие формирования конструктивных основ духовной жизни общества.

5. Раскрыть динамику профессионально важных личностных качеств служащих, необходимых для конструктивного управления духовной жизнью общества.

6. Разработать и использовать экспериментальную технологию самоменеджмента для государственных служащих как социальную технологию научения навыкам конструктивного управления динамикой духовной жизни общества. Обосновать социально диагностический инструментарий для диагностики состояния навыков самоменеджмента. Оценить социальную эффективность разработанной технологии для состояния динамики духовной жизни.

В соответствии с поставленными задачами нами было проведено четыре основных этапа исследования:

Первый этап. Теоретический анализ основных теорий и концепций, определяющих роль самоменеджмента в профессиональной деятельности.

Второй этап. Выделение и изучение индивидуальных особенностей служащих в процессе самоменеджмента.

Третий этап. Экспериментальное исследование процесса самоменеджмента, способствующего повышению эффективности психической деятельности.

Четвертый этап. Практическое исследование влияния самоменеджмента на профессиональную деятельность государственных служащих.

Степень разработанности проблемы. При разработке проблемы диссертационного исследования в разной степени использовались следующие концептуальные подходы, теоретические положения или отдельные результаты исследований: концептуальные представления социологии духовной жизни (Ж.Т.Тощенко, А. К. Уледов, Е.А.Яблокова) — исследование построено на принципах микросоциального анализа влияния социальной компетентности личности на духовные процессы в обществе (Дж.Морено, Э. Гоффман, Р. Блауберг, А. И. Аитов, И. С. Кон, Е. В. Руденский, В.А.Ядов) — применительно к анализу профессиональной деятельности использовались методологические положения комплексного и системного подходов в психологии, разрабатывающихся в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова и др.- в обосновании динамического подхода к исследованиям самоменеджмента положена теория психического как процесса, разработанная СЛ. Рубшшггейном, К. А. Абульхановой-С л авской, А. В. Брушлинским, Б. Ф. Ломовымпринцип деятельности в анализе психического, разработанный в общей теории психологии М. Я. Басовым, С. Л. Рубинпггейном, АН. Леотъевым, Б. Ф. Ломовым, В. Д. Шадриковым и др., а применительно к анализу социально-психологических явлении — Г. М. Андреевой, А. А. Деркачем, А. В. Петровским, В. В. Бойко и др.- концептуальные психологические представления С. Л. Рубинпггейна о субъекте, развитые исследованиями К.А.Абульхановой-Славской,.

A.В.Брушлинского и др.- в рамках теории социального управления в представлениях.

B.Г .Афанасьева, Э. А. Гансова, В. Д. Граждана, И. С. Ладенко, П. Н. Лебедева,.

A.И.Пригожина, В. А. Ядова;

И методологические положения о роли организационно-управленческих факторов (Ю.В.Забродин, А. Й. Китов, Р. Л. Кричевский,.

B.В.Новиков, В. Ф. Рубахин, А. Л. Свенцицкий, А.В.Филиппов) — для сравнения полученных результатов использовались данные исследований рефлексивной компетентности кадров управления, проведенных коллективом кафедры акмеологии РАГС под руководством ААДеркачапри обосновании актуальности проблемы исследования осуществлен вторичный анализ социологических исследований Регионального информационно-аналитического центра СибАГС.

Методологической основой исследования являются: общенаучные методы системного, синергетического подходов и структурно-функционального анализа, теорий символического Штеракционизма й МШфОСОЦИОЛОГИИ.

Методологическую базу исследования формируют научные положения философских, социологических, общепсихологических концешщй, тектологии, теории управления. В исследовании использовался комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, тренинг. Впервые тренинг используется в роли социально дидактической системы, обеспечивающей формирование навыков самоменеджмента.

Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, компьютерных программ.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

1. Самоменеджмент персонала государственного управления в исследовании впервые определен как фактор формирования конструктивных основ духовной жизни.

2. Выявлено влияние самоменеджмента персонала государственного управления на конструктивные процессы духовной жизни и тем самым впервые предложена перспективная адаптация личносшо-центрированного подхода, обоснованного Е. В. Руденским к исследованию социологических проблем духовной жизни.

3. Обосновано понимание тренинга как социально дидактической системы формирования навыков самоменеджмента в процессе групповой образовательной деятельности в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.

4. С теоретических позиций системного, синергетического подходов раскрыто интегральное содержание феномена самоменеджмента как феномена социологии духовной жизни общества.

5. Разработано теоретическое и практическое обоснование самоменеджмента в специфике профессиональной деятельности государственных служащих по регулированию конструктивных процессов духовной жизни общества.

6. Уточнено социологическое содержание понятия «самоменеджмент» применительно для профессиональной деятельности государственных служащих как субъектов духовной жизни общества.

7. Исследована модель профессионализма государственного служащего, включающая самоменеджмент как фактор формирования конструктивных основ духовной жизни общества.

8. Определены некоторые характеристики самоменеджмента, способствующие повышению эффективности профессиональной деятельности персонала государственной службы в формировании конструктивных основ духовной жизни общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологическая концепция самоменеджмента как фактора формирования конструктивных основ духовной жизни.

2. Характеристика функциональной роли самоменеджмента в конструктивном управлении духовными процессами.

3. Тренинг как социально дидактическая система формирования навыков самоменеджмента как фактора формирования конструктивных основ духовной жизни общества.

4. Социологический инструментарий диагностики состояния самоменеджмента персонала государственных служащих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что может представлять интерес для системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала государственной службы и социологической оценке микросоциальных факторов деструкции духовной жизни общества. Результаты исследования могут рекомендованы для широкого внедрения личностно-центрированного подхода:

1) в системе подготовки и переподготовки управленческих кадров;

2) в кадровой работе при аттестации, подборе и расстановке кадров;

3) для диагностики детерминант социальной напряженности и социальных конфликтови.

4) в оказании психологической и социальной помощи работникам государственного управления;

5) для подготовки профессиональных кадров социальных работников системы социальной защиты населения.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, выводов, заключения, списка литературы, включающего 325 наименований. В диссертационной работе имеется 21 таблица, 3 графика, 4 рисунка и приложение.

Результаты исследования показывают, что как у служащих, так и контрольной группы налицо все признаки эмоционального выгорания. У служащих особенно ярко это проявляется в неадекватном избирательном эмоциональном реагированииэмоционально-нравственной дезориентациирасширении сферы экономии эмоцийредукции (упрощении) профессиональных обязанностейэмоциональной отстраненности, личной отстраненности (деперсонализациии). Данные симптомы в конечном итоге приводит к серьезным психосоматическим и психовегетативным нарушениям, требуют серьезной психокоррекции, в том числе технологиями самоменеджмента.

У контрольной группы некоторые показатели менее выражены, чем у служащих, например: симптом эмоционально нравственной дезориентацииэмоционального дефицитарасширения сферы экономии эмоций. И как следствие — значительно меньше нарушений в психосоматической и психоэмоциональной сфере. Но здесь сильнее выражен симптом неадекватного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей. На наш взгляд это вполне объяснимо возрастными особенностями исследуемых контрольных групп.

Результаты нам наглядно показали, что именно эмоционально-волевая сфера является слабым звеном личности служащих, а также студентов. На наш взгляд именно эмоционально-волевая сфера должна стать объектом пристального внимания в процессе самоменеджмента.

Вторичный анализ социологического исследования социального портрета государственного служащего.

В целом наше исследование подтверждает социологическое исследование социального портрета государственного служащего, проводимого в период с 1995 по 1999 г. г. Региональным информационно-аналитическим центром СибАГС по руководством А. В. Новокрещенова (результаты социологического опроса приведены в приложении 8). Было обследовано в общей сложности 280 государственных служащих ЗападноСибирского региона.

Так, на вопрос «С какими чувствами Вы ходите на работу?» только 36,1% респондентов ответили, что «с радостью, моя работа доставляет мне удовольствие».

На вопрос «Кто контролирует Вашу работу?» только 47,5% всех респондентов ответили, что «мой контролер — моя совесть», из них таким же образом ответили руководители — 38,9%, подчиненные — 56,8%.

Остальные ответы всех респондентов распределись в основном так: «мой непосредственный начальник» — 64,6% (руководители — 68,8%, подчиненные — 59,8%) — «коллеги» — 11,8% (руководители — 12,5%, подчиненные — 10,6%) — «население» — 17,1% (руководители — 11,1%, подчиненные — 24,2%) — «вышестоящие инстанции» — 41,1% (руководители — 34,7%, подчиненные — 49,2%).

На вопрос «Предположим, Вас оскорбил Ваш руководитель. Каковы Ваши действия?» ответы распределились следующим образом: «отвечу тем же» -8,6% (руководители — 10,4%, подчиненные — 6,8%) — «промолчу, «плетью обухом не перешибешь» — 38,6% (руководители — 39,6%, подчиненные — 38,6%) — «такое даже невозможно предположить» — 32, 9% (руководители — 34.7%, подчиненные — 31,1%). От 0,7 до 8,9% респондентов либо не ответили, либо ответили, что «пожалуются вышестоящему начальству», «обратятся за поддержкой к коллективу», «подадут жалобу в суд», «уволятся».

При оценке морально-психологического климата в аппарате по 5-ти балльной шкале, выяснилось, что высоко (4 и 5 баллов) оценивают его только 44,3% опрошеннных.

На вопрос «Как Вы считаете, многое ли зависит от вашей работы в районе (городе)?» только 42,1% всех респондентов ответили, «да, очень многое». Остальные ответили, что не очень, либо ничего не зависит, либо не смогли ответить.

На вопрос «Верите ли Вы, что Россия станет великим процветающим государством?» утвердительно ответили только 47,9% опрошенных. 20,7% ответили, что не верят, 31,4% - не смогли ответить на этот вопрос.

На укрупненный вопрос «Оцените, пожалуйста по 5-ш балльной шкале степень удовлетворенности своей работой в целом и различными ее сторонами (1 — крайне неудовлетворен, 5 — очень удовлетворен) ответы распределились так: удовлетворен своей работой в целом только 58,6% всех респондентов оценили степень удовлетворенности на 4 и 5. 66,4% всех респондентов в основном высоко оценили отношения, складывающиеся в коллективе- 63,2% отношения со стороны непосредственного руководителя, 43,9% условия труда- 15,5% удовлетворены заработной платой- 53,5% отношениями со стороны населения. Возможности реально приносить пользу людям высоко оценили только 43,9% респондентовпримерно такой же оценку получила возможность реализовать свои способности — 44,6%.

Ответы на следующий вопрос подтверждают предыдущие. На вопрос «Как Вы оцениваете свою жизненную карьеру?» только 3,9% ответили, что достигли большего, чем могли рассчитывать- 30,7% достигли всего того, на что могли рассчитывать. Остальные ответили, что достигли меньшего, на что могли рассчитывать — 35%, либо не смогли ответить — 30,4%.

При анализе мотивов, побудивших респондентов стать госслужащими на вопрос «Какие мотивы побудили Вас стать госслужащими?», выяснилось следующее: была такая ситуация, что был рад любой работе — 31,8%- творческий характер работы — 19,6%- возможность реально что-то изменить в жизни людей — 15,7%- желание проявить свои организаторские способности — 14,3%- надежда на возможность служебного роста — 1,4%- хорошие условия труда — 13,9%- возможность быстро решить свои житейские проблемы (квартира, зарплата и т. д.)-9,6%.

На вопрос «Оправдались ли ваши надежды и ожидания?» «да» ответили лишь 29,6% респондентов, остальные лишь отчасти — 59,6%, либо — нет.

Интересны, на наш взгляд, мнения госслужащих по поводу профессиональных, личностных, духовных способностей как своих, так и коллег по работе.

Так, например, ответы на вопрос «Какими данными в Вашем аппарате должен обладать работник, чтобы успешно продвигаться по службе?», ответы распределились так: глубокие знания и профессионализм — 60%- большой опыт работы — 43,2%- организаторские способности -42,9%- порядочность — 40%- высокие результаты в работе — 21,4%- умение угодить — 17,1%- нравственные качества — 12,5%- «лапа» в вышестоящих инстанциях — 6,4%- подходящие анкетные данные — 6.4%- политические взгляды — 3.9%.

На вопрос «Некоторые люди стремятся занять высокую должность. Что их привлекает?» получены очень любопытные ответы. Более высокая зарплата — 58,2%- власть над людьми — 45,4%- большая возможность удовлетворения своих жизненных потребностей — 35.4%- большие возможности проявить себя — 28,6% (причем у руководителей — 20,8%, а у подчиненных — 37,9%) — быть замеченным и пойти дальше — 21,1%. И что особенно удручает: возможность приносить больше пользы людям -17,9%- большая ответственность — всего 3,6%.

Следующий крупный блок ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста по 5-ти балльной шкале, в какой степени большинству работников аппарата, в котором Вы работаете, свойственны следующие качества?» ответы распределились следующим образом. Высоко оценивают:

• развитость духовных интересов только 25% респондентов;

• осознание своей ответственности перед людьми — 46,1%;

• знание законов — 33.5%;

• соблюдение законов — 45,7%;

• честность, порядочность — 47,5%;

• культура поведения — 42,9%;

• профессионализм в работе — 53,6%;

• теоретическая подготовка — 33,6%.

В то же время не удовлетворены:

• ориентацией сотрудников «на верх» — 44,6%;

• стремлением к материальным благам и привилегиям — 40.3%;

• склонностью к коррупции — 57,1%;

• стремлением использовать служебное положение в личных целях — 54,6%.

При ответе на данные вопросы примерно 20% респондентов не дали никаких ответов).

При оценке уровня своего профессионализма ответы распределились следующим образом: высоко оценивают свой профессиональный уровеньвсего 15% респондентовболее высоко, нежели низко — 52,1%- остальныенизко оцениваюТсвой профессиональный уровень, либо не смогли оценить.

При оценке уровня профессионализма своих непосредственных руководителей ответы распределились таким образом: высоко оценивают -40.4%- более высоко, нежели низко — 42,9%- остальные низко, либо не смогли ответить.

Данные социологического опроса населения г. Новосибирска (700 респондентов), проведенного в 1998 г. Региональным информационно-аналитическим центром СибАГС показывают, что население низко оценивают профессионализм государственных служащих — 57%, а также нравственные качества. Большинство опрошенных считают, что государственные служащие служат себе, а не обществу.

При опросе госслужащих выяснилось также, какие знания особенно необходимы сотрудникам: знание законодательства — 67,9%- знание жизни вообще — 47,1- психологические знания — 36,4%- экономические знания.

33,6%- знания в области управления — 28,9%- социологические — 19,3%- в области финансов — 17,1%- политические — 11,8%.

Оказалось также, что лично не хватает опрошенным респондентам знаний в области: законодательства — 45,7%- экономики — 23.2%- психологии — 20%- управления — 16,1%- иностранных языков — 15,7%- финансов — 14,3%- социологии — 7,9%- политологии — 7.1%. Ответили, что знаний хватает- 11,4% респондентов.

Интересны ответы на вопрос «Изменились ли как-то ваши духовные потребности с тех пор, как вы пришли на работу в аппарат?». Ответы распределились следующим образом:

• нет, не снизились — 62,5%;

• да, выросли — 27,5%;

• да, снизились — 7,5%;

• не ответили — 2,5%.

Проанализировав эти ответы, приходим к выводу, что у 35% служащих духовные потребности не изменились, а у 7,5% даже снизились, т. е. 42,5% респондентов находятся в состоянии духовного застоя или даже упадка.

Косвенно подтверждают такое положение ответы на следующий вопрос: «Как Вы поступите, если ваше руководство поручит вам сделать то, что сильно противоречит Вашему мировоззрению, „идеологии“ вашей жизни?». Только 31,1% опрошенных ответили, что откажутся, даже если это повредит их карьере. Выполнят, хотя и очень расстроятся — 29,6% респондентоввыполнят без особых переживаний — 6,1%. Не смогли ответить на этот вопрос 33,2% служащих, и это также является своего рода показателем нравственности.

Проведенный вторичный анализ социологического исследования социального портрета государственного служащего показывает, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к работникам государственных структур ни по профессиональным качествам, ни по духовным, нравственным.

Анализ анкет «Ваше мнение о технологии самоменеджмента» и «Ваше отношение к курсу «Технология самоменеджмента». В анкете «Ваше мнение о психотехнике самоменеджмента» (приложение 6) предлагалось ответить на 37 вопросов и высказать мнение о примененных в процессе обучения психотехниках. Для этого предлагалось описать свои чувства перед началом занятий, во время занятий. Описать процессы, ощущения, протекающие во время занятий и какие чувства, ощущения остались после занятий. Результаты опроса (приложение 6) показали, что большинству испытуемых (более 70%) удалось расслабиться, создать заданные мыслеобразы. Сенсорные ощущения получили более 90% человек. Однако, видно, что концентрация внимания у испытуемых недостаточна. Только 37−49,8% смогли сконцентрироваться полностью, остальные частично, либо не смогли. Также можно судить о степени напряженности испытуемых по их способности расслабляться. До 24% участвующих в эксперименте так и не смогли полностью расслабиться. Возможно, поэтому возникли боли, усталость, неудовольствие (7−10%).

Полностью удовлетворены занятиями, хорошо отдохнули, почувствовали легкость, радость более 89% испытуемых. Хотели бы повторить занятия около 80% испытуемых, не хотят 5−9,5%, не знают 2,610%. Исходя из анализа самонаблюдений мы сделали следующие выводы: как у служащих (63,5%), так и у участников контрольной группы (51,2%) недостаточно развита концентрация внимания, что может неблагоприятно отразиться на их продуктивности. Неумение или невозможность расслабиться (8−24%) могут в конечном итоге привести испытуемых к серьезным перенапряжениям со всеми вытекающими последствиями. Результаты самонаблюдений также говорят о настоятельной необходимости эффективной работы над собой, в том числе, применяя технологии самоменеджмента.

Анкета «Ваше отношение к курсу «Технология самоменеджмента» (приложение 7) состоит из 17 вопросов с помощью которых были получены следующие мнения обучаемых о проведенном курсе: до 85% были в целом удовлетворены учебным курсом- 73% считают, что курс следует увеличить, дополнить- 78% рекомендовали бы этот курс для обучения своим друзьям, знакомым, коллегам. В целом все исследуемые группы удовлетворены предложенным курсом «Технология самоменеджмента», у многих возникла мотивация на продолжение самостоятельной работы с целью закрепления полученных навыков.

Таким образом, экспериментально подтверждено, что в процессе научения навыкам самоменеджмента существенно улучшаются показатели критериев профессионализма, значительно улучшаются характеристики эмоционально-волевой сферы служащих, повышается работоспособность, улучшаются показатели гетерономности, баланса личностных свойств, снижается уровень стрессового состояния. Обучающимися также достаточно высоко был оценен предложенный им курс научения навыкам самоменеджмента.

3. Рекомендации по совершенствованию профессионально важных качеств служащих.

Государство диктовало свой заказ на исполнителя, игнорируя при этом внутренние потребности, самобытость личности, в результате человек вообще переставал ощущать себя личностью, носителем самобытного и самодовлеющего духовного мира и стал без остатка безличным обладателем полезной для общества энергии — энергии, которая должна была принадлежать не ему, как его личное достояние, а только обществу в его задаче социального строительства. Таким образом игнорировались внутренние духовные силы человека, как источника, побудителя активности и тем самым снималась ответственность с человека за его деяния, образ жизни.

Современный государственный служащий реализует себя как личность лишь развивая в себе душевную духовность, т. е. способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывдав^^.ш^^жвощъ,. готовность прийти на помощь к другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг. Служащему с духовно развитыми качествами не Ж свойственно всякое исключительнре отстаивавде толысд Жшй личности, своей односторонней личной правды. Поэтому образование, подготовка и переподготовка государственных служащих должно быть направлено, в первую очередь, на изменение, совершенствование души человека, на духовное развитие служащего, который был бы сосредотощ! не на себе, а на других, умеющего соотносить свои интересы с интересами других людей. В конечном итоге социальное назначение такого образования — это создание новой профессиональной общности людей (государственных служащих), ориентированных на социально-духовные ценности, сознательно устремленных на их утверждение.

В связи с этим, проблема формирования и совершенствования профессионально важных личностных качеств служащих должна рассматриваться в свете понимания профессионального мастерства как целостного феномена и обязательно включать духовный аспект.

Проведенные нами исследования показывают, что внедрение и освоение технологий самоменеджмента, оказывает существенное влияние на развитие профессионально важных личностных качеств служащих, в том числе духовных. Но необходима, прежде всего, соответствующая личностная направленность служащего на получение долгосрочного эффекта, навыков. Служащему, стремящемуся к самосовершенствованию, духовному развитию важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели. Работа над собойэто внутренняя организация всей жизни служащего, стиль и содержание ее. Эта работа начинается с определения, выбора цели, идеала к которому нужно стремиться. Таким идеалом может стать профессиональный идеал, как своего рода эталон, перспектива, воплощающая его отдаленные цели и стремления.

Специалисты, занимающиеся проблемами становления, формирования новой профессии — профессии «государственный служащий», должны более четко определить требуемые для этой профессии духовно-нравственные качества личности служащего и, по возможности, разрабатывать и шире применять процедуру диагностики таких качеств, с тем, чтобы служащий эффективно смог выполнять свое социально-духовное предназначение. Возможно, это станет препятствием для проникновения на государственную службу духовно нечистоплотных людей, коррупционеров. г Следует согласиться с Е. Б. Мостовой (1993, с. 100) в том, что сегодня трудно, может быть даже невозможно, убедить большинство людей в том, что их развитие и самореализация — цель общественного процесса. Но для государственных служащих, которые так или иначе участвуют в управлении социальной, духовной жизнью общества, такие ориентиры на развитие духовности должны присутствовать и достигаться.

Для этого, нужен социальный заказ, который бы позволил быстрее внедрять различные перспективные технологии в систему подготовки и переподготовки государственных служащих. Эта потребность является тем социальным фактором, который обуславливает смену приоритетов в ориентации программ обучения, подготовки и переподготовки служащих, и вместе с тем — спрос на соответствующие технологии, их развитие и массовое распространение. В этом плане можно говорить о большой перспективности предлагаемых нами технологий самоменеджмента, нацеленных на развитие и совершенствование профессионально важных личностных и духовных качеств.

Имеющиеся сегодня программы подготовки и переподготовки специалистов государственной службы, а также требования к профессиональным качествам служащих, предъявляемых при отборе и аттестации кадров, на наш взгляд, скорее декларируют требования к духовным качествам личности служащего. В них основной акцент делается на интеллектуальные способности, организаторские, деловые и т. п. Но ориентация только на интеллект недостаточна при подготовке специалистов, участвующих в социальном управлении. В свое время Э. Фромм (1997) предупреждал, что научно-технический прогресс породил особый социальный тип «кибернетического человека», который и к окружающему миру, и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций. Этот подход сопровождается отсутствием эмоциональных реакций, притуплением чувств. В связи с этим требуются серьезные преобразования в системе подготовки госслужащих, которая должна стать не только профессиональной, но и личностно-центрированной, развивающей глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования, формирующей целостную личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира.

Таким образом, должна создаваться целостная система развития профессионализма служащих, включающая духовно-нравственное развитие. Такая система подготовки должна вбирать в себя, синтезировать и шире внедрять все то ценное, что было накоплено в мировой культуре в плане саморазвития, самосовершенствования, воспитания духовных качеств человека.

Но для этого необходимо свести в единую интегральную систему технологии профессионального самопознания, саморазвития, самореализации, самоменеджмента, адаптировать гуманитарно-технологические знания, личностные ресурсы к условиям профессиональной деятельности служащих конкретными техниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобальные преобразования, которые происходи во всех сферах социальной, духовной жизни, как никогда остро ставят проблему образования, подготовки и переподготовки кадров. Ориентация только на интеллект, преобладающая сегодня в системах образовании, не позволяет совершить решительный поворот к человеку, к его духовному, нравственному развитию. Принцип личностно-цешрированного подхода, обоснованного Е. В. Руденским к исследованию проблем духовной жизни продекларирован, но пока трактуется достаточно односторонне. В то же время проблема человека, его сущности, реальных возможностей его проявления должны стать стержневым компонентом в духовной жизни общества, поскольку социальная, духовная жизнь — это особые сферы, которые регулируются содержанием обобщенных идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, его свойствах и качествах, об отношениях между людьми.

Множество проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности государственных служащих связаны с недостаточной личностной, духовной зрелостью, порой даже отсутствием стремления к ней. Это подтвердил проведенный нами вторичный анализ социологического исследования социального портрета государственного служащего.

Нами было показано, что способность к самоменеджменту является одной из важнейших способностей служащего, его духовной способностью, поэтому научение навыкам еамоменеджменга государственных служащих должно стать актуальной проблемой в процессе развития их профессионализма как условия формирования конструктивных основ духовной жизни общества. Более того, самоменеджмент — это тот внутренний духовный стержень, который позволяет служащему достичь вершин профессионализма.

В духовном процессе самоменеджмента служащий интегрирует мир конкретной реальности, мир социальных ценностей и мир невыразимого внутреннего самосознания, создает и существует в различных виртуальных мирах, которые являются результатом творчества, полета его фантазии. Эта самотрансцендентность является не просто развитием своего духовного мира, а особым состоянием, т. е. выходом за границы своего бытия, расширением горизонта бытия, переходом от одной границы к другой, т. е. стремлением человека преобразовывать не только свой мир, но и мир окружающей реальности, тем самым влияя на духовную жизнь общества.

Выявлена и показана сложность проблемы концептуализации самоменеджмента как недостаточно обоснованной методами и средствами по развитию новых возможностей человеческого фактора, повышения его организованности и управляемости, ее многоаспектное содержание и неоднозначность, поэтому эта проблема требует дополнительного обоснования, формирования новой методологии, новой этики, нового понимания роли и места человека управляющего.

Приступая к исследованию проблемы самоменеджмента, мы обозначили круг понятий, который позволил нам характеризовать изучаемое явление. Такими понятиями стали: системность, синергетичность, самоорганизация, тектология, автопоэзис, кибернетика «второго порядка», саморегуляция, мягкость систем, неравновесность, неопределенность, виртуальность, двойственность, бифуркация, эмерджентность и т. д. Все это подтверждает необычайную сложность феномена самоменеджменга и трудность его научного изучения. Но именно синергетичность самоменеджмента позволяет соединить личностные, профессиональные, духовно-нравственные качества служащего и его ценностные ориентации в единую целостную, гармоничную систему.

В связи с этим на основе междисциплинарного анализа современных отечественных и зарубежных концепций нами сделана попытка построения концепции самоменеджмента, в которой были учтены теория систем, синергетика (социосинергетика, психосинегетика), тектология А. А. Богданова, автопоэзис, положения кибернетики «второго порядка», принципы саморегуляции. Важнейшими понятиями в описании концепции самоменеджмента считаем следующие:

1. Самоменеджмент двойственней, проявляется как свойство операционально-закрытой антропогенной системы, и как свойство открытых систем, поэтому может влиять на другие системы. Самоменеджмент двояко реализует проблему самоидентификации: как индивидуальное саморазвитие служащего в качестве личности профессионала и одновременно в качестве профессионала для работы в условиях самоорганизации на основе открытых отношений «субъект-субъект».

2. Самоменеджмент выступает как функция самоорганизации в неравновесных психических процессах в многоаспектных проявлениях.

3. Самоменеджмент корпоративен по своей природе, т.к. работает как внутри системы, так и вне самосозданных систем, использует управленческий вакуум.

4. Самоменеджмент виртуален по своей природе, может самопроявляться.

5. Самоменеджмент лишь формирует и обеспечивает процесс, не материализуя его результаты, соединяя в качестве синергетического катализатора личностные и профессиональные качества, ценностные ориентации и нравственность.

6. Идеальным состоянием системы следует считать ее целостность и гармоничность, т. е. духовность. Целостность служащего проявляется в его смысложизненной устремленности, в которой сходится в единое целое идеал и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. При этом основой целостности, гармоничности системы может пониматься такой результат самоменеджмента, как оптимальная структуризация, самоорганизация системы.

Такой подход, рассматривающий большой диапазон вопросов, позволяет более глубоко и лояльно оценить важность и перспективность распространения эвристических положений конкретных наук на современные задачи самоменеджмента.

Сложность и неоднозначность самоменеджмента требует синтетического подхода к его технологиям, включения в себя как традиционных, так нетрадиционных взглядов на сущность человека и управления, например использование восточных духовных практик самосовершенствования, т.к. это дает большие возможности в плане развития способностей, поддержания и укрепления психического и духовно-нравственного здоровья. Такой подход был учтен при создании программы курса «Технология самоменеджмента» и одноименного учебного пособия.

При исследовании модели профессионализма государственного служащего, включающей самоменеджмент, была уточнена его специфика в условиях профессиональной деятельности, отражена роль в развитии профессионализма государственных служащих.

В процессе теоретического и практического исследования нами было уточнено понятие «самоменеджмент» применительно для профессиональной деятельности служащих.

Самоменеджмент в общем виде — это управляющая деятельность, направленная на организацию внутренних и внешних ресурсов наиболее эффективным способом и саморазвитие служащего. Самоменеджмент предполагает сознательное воздействие на психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение и т. д. с целью поддержания заданного характера их функционирования. Самоменеджмент — это процесс самовоспитания, саморазвития, духовного возвышения личности служащего, поэтому он может стать интегральной технологической системой развития профессионализма служащего, способом оптимизации эффективности профессиональной деятельности.

Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что самоменеджмент способствует поддержанию побуждения к выполнению и обеспечению эффективного результата профессиональной деятельности (повышая динамику уровня критериев профессионализма).

Поскольку способность к самоменеджменту — интегративная, системная характеристика личности, то развивая ее как функцию самоорганизации личности, мы добиваемся развития других ее составляющих в той или иной степени: критериев профессионализма, составляющих психоэмоциональной сферы служащего (тревожность, конфликтность, стрессоустойчивость и т. д.), а также повышаем работоспособность, гетерономность (активность, лидерство и т. п.) — личность служащего становится более целостной, гармоничной (улучшается баланс личностных свойств) и т. д.

Нами предложена и использована технология самоменеджмента для государственных служащих, подобран инструментарий для изучения способности к самоменеджмешу, проведен теоретический и эмпирический анализ развития способности к самоменеджменту, оценена эффективность примененной технологии.

Служащий, владеющий технологиями самоменеджмента, достигает внутренней стабилизации и равновесия. Все это положительным образом, в конечном итоге, отразится на состоянии социально-психологического климата коллектива, совместной коллективной деятельности, организации в целом. Таким образом, самоменеджмент персонала государственных структур опосредовано способствует более эффективному управлению социальными системами.

Одним из направлений дальнейшего развития проблемы самоменеджмента является также исследование взаимовлияния некоторых так называемых «фоновых» социальных и социально-психологических явлений, характерных для организаций в целом (социально-психологический климат, организационная культура, управленческая культура и т. д.), которые оказывают принципиальное воздействие на содержательные, субъектные, организационные и другие особенности самоменеджмента и его динамику. Но и самоменеджмент опосредовано (в силу своей системности, синергетичности) может оказывать влияние на эти «фоновые» социальные и социально-психологические явления.

На наш взгляд требуется дальнейшая серьезная научная проработка проблем самоменеджмента и данная работа может быть использована в качестве научного материала. Разработанная нами программа учебного курса «Технология самоменеджмента» и учебное пособие может использоваться в процессе преподавательской работы в высшей школе, в системе подготовки и переподготовки управленческих кадров. Выявляя способность к самоменеджменту, как неотъемлемую черту служащего, особенно руководящего состава, данный подход поможет в кадровой работе при аттестации, подборе и расстановке кадров, при формировании кадрового резерва. Совершенно очевидно, что данный подход может также использоваться в психокоррекционной практике.

В диссертационной работе мы показали перспективы исследования самоменеджмента в контексте профессионального развития служащих, как они видятся нам сегодня, не претендуя при этом на их абсолютность, но опираясь на накопленный опыт исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин JIM. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 262 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности //Проблемы психологии личности. М., 1991. С. 92−98
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.- Наука, 1980. -334 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991. 301 с.
  5. Л.К. Личностный рост. Учебно-методическое пособие. -Новосибирск, СибАГС, 1998. 128 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 144 с.
  7. А.Й., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества /под ред. В А.Мансурова. М.: Наука, 1988.-176 с.
  8. О.М. Гармония и здоровье. М, 1993.
  9. Х.М. Эподы о саморегуляции. М.: Центр саморегуляции «Homo Futuras»: Тантра, 1993. — 157 с.
  10. Ю.Алимпиева Н. В., Рыбаков О. В. Государственная служба: оценки населения и госслужащих //Имидж госслужбы. Сб. Научных трудов. -Мл «ИДФ» ~ СПА Кансалтинг, 19%
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1996. — 376 с.
  13. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание учёной степени докт. психол. наук. М.: РАУ. — 86 с.
  14. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеояогии. М., 1995
  15. А.Й. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). -М, 1998. 360 с.
  16. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. -Минск, 1986. 205 с.
  17. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психол. Журнал. 1981. Т.2, № 2. с. 8−18
  18. Г. А. Математические методы в инженерной психологии. -Уфа, 1992
  19. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. Дис. в виде ученого доклада. докт. психол. наук. М., 1995. 46 с.
  20. Р. Психосинтез: теория и практика /пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1997. — 320 с.
  21. Р. Духовное развитие и нервные расстройства. -Новосибирск, 1993
  22. Г. В. Государственная служба как среда управления //Проблемы теории и практики управления. -1992. № 4.
  23. В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М., 1981.
  24. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1991.
  25. Е. «Двуликий Янус» (о природе творческой личности). М.: Магистр, 1996
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1996.-406 с.
  27. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995
  28. Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и поиски открытого общества в России. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 48 с.
  29. М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. -М., 197 830. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. /Редкол. Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989
  30. В.В., Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996
  31. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. -207 с.
  32. В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: РЕСПЕКС, 1994.-432 с.
  33. A.A. Личность в общении. М. Ледагогика, 1983. — 272 с.
  34. Т. Как улучшить управление организацией. М.: ИНФРА-М, 1995. — 204 с.
  35. Ю.А. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологический Центр. 1996. — 380 с.
  36. Борисова Е. М, Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопр. психологии. 1997. — № 2. — с. 112 -121
  37. A.B. Проблемы психологии субъекта. -М., 1994
  38. A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. — 191 с.
  39. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  40. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. — 336 с.
  41. Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М.: «МИФ» -«ЛОКИД», 1996. — 552 с. 43 .Варламов К. И., Карпичев B.C. Личная тектология (самоменеджмент): Курс лекций. М.: Российская академия управления, 1993.- 129 с.
  42. Г. Н., Зобов P.A., Келасьев В. Н., Балин В. Д. Самоорганизация: психо- и социогенез /Под ред. Келасьева В. Н. СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т, 1996. — 198 с.
  43. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  44. А.Б. Зависимость волевых усилий от характера внешней стимуляции. Автореферат дис. канд. психол. наук. Рязань, 1975. 24 с.
  45. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.-320 с.
  46. Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 2. М., 1982. — 504 с.
  47. Высшее сознание. Сборник /сост. С. Л. Удовик. М.: «REEL-book», 1995. — 384 с. (Серия «Актуальная психология»)
  48. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1996. — № 12. — С. 19−26.
  49. Н.М., Никитина H.H., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с.
  50. Д.М. Организация и управление. М., 1984.
  51. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. М., 1997. — 336 с.
  52. . Что такое психология: В 2-х томах /пер. с франц. М.: Мир, 1996
  53. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -175 с.
  54. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. -Киев, 1984. 208 с.
  55. В.А. К определению понятия «организованность» // Материалы третьей научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань. 1970. С. 27−29
  56. Г. Д. Учитесь управлять собой. Л., 1976
  57. A.A. Древо духовной жизни.-M.-.SvR- Аргус, 1994.-360 с. 63 .Государственная служба: теория и организация. /Отв. Ред.
  58. Е.В.Охотский. Ростов-на-Дону, 1998. — 640 с.
  59. Государственный служащий как человек и профессионал. Информационный бюллетень Центра социологического обеспечения подготовки госслужащих, № 2. М., 1996
  60. Г. А., Самсонова Е. Ю. Личность руководителя и стили руководства//Психологическое обозрение. № 1.1995. С. 14−20
  61. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Автореферат дис.канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995.-23 с.
  62. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. -М.: Политиздат, 1991. 320 с.
  63. Л.П. Магия биополя. М.: Республика, 1994
  64. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  65. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. — 504 с.
  66. С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М., 1997. — 256 с.
  67. С., Уилбер К., Маслоу А. И др. Внутреннее пространство. -М., 1996
  68. A.C. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996
  69. A.C., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М.: РАГС, 1996
  70. Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологии социального управления. Автореферат дис. докт. социол. наук. М., 1994. — 40 с.
  71. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы. // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996
  72. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М: Луч, 1993
  73. A.A., Дьячков В. М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996
  74. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии, М., 1993
  75. Д жамиольски Дж. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М., 1990.
  76. В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. Кишинев, 1990
  77. П., Мак-Кинлл Р. Поведение человека в организации. М., 1993
  78. Дичев, Тодор Адаптация и здоровье, выживание. М., 1994.
  79. М., Дмитриев О. Чему и как учить менеджера. -Новосибирск, 1992
  80. И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж, 1994.
  81. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  82. И.В. Мотивацнонная основа волевой регуляции психической деятельности. Автореферат дис. канд. психол. наук. -Новосибирск: НГПУ, 1997. 17 с.
  83. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. — 280 с.
  84. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Автореферат дис.канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997. — 23 с.
  85. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение /Пер. С франц. М.: Канон, 1995
  86. А.Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад. — 1998. — 236 с.96Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. -М., 1996
  87. A.B. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991
  88. А.М. Йога. Медитация. Психолого-физиологический тренинг. М., 1993
  89. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 132 с.
  90. Юб.Иванов Ю. М. Как управлять собой и влиять на других людей. -М., 1991.-271 с.
  91. Ю7.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991. 142 с.
  92. К.Е. Эмоции человека. М: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
  93. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1978
  94. Ю.Казначеев В. П. Феномен человека. Новосибирск, 1991. — 128 с.
  95. В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореферат дис. д.п.н. Тбилиси, 1989. 35 с.
  96. В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 46−56.
  97. ПЗ.Калинаускас И. Жить надо! СПб., 1995
  98. В.М. Сверхвозможности человека. Европейская концепция психической саморегуляции. СПб., 1997. — 352 с.
  99. Ю.Л. Исцеление через медитацию. СПб. Изд-во общества духовной и психической культуры, 1994. — 176 с.
  100. Пб.Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего (Сер. «Кибернетика: неогранич. возможности и возмож. ограничения»). М.: Наука, 1997. — 285 с.
  101. С. Измененные состояния сознания. М., 1998. 416 с
  102. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей /Пре. С англ. М.: Прогресс, 1989. — 714 с.
  103. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. — 220 с.
  104. Л.И. Психология профессиональной деятельности. М., 1997
  105. Л.И. Госслужащий как субъект профессиональной деятельности. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996
  106. В. Психология и феноменология расширенного состояния сознания. Ярославль, 1994. — 135 с. 126 .Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  107. Е.И. Системный подход к развитию персонала в социальной сфере //Управление персоналом, 1997. № 10 128,Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание М., 1987. -366 с.129КонИ.С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  108. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с.
  109. В.М. Займитесь собой //Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. М., 1996.
  110. Д. Современные буддийские мастера. Учебное пособие М.: Изд-во «Золотой век», 1993. — 200 с.
  111. А.Й. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999. — 384 с.
  112. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989. — 479 с.
  113. Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.:Дело, 1996. — 384 с.
  114. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -160 с.
  115. В.Н. Повышение психологической готовности кадров госслужбы к деятельности в стрессовых ситуациях. Автореферат дис. канд психол. наук. М.:РАГС, 1995. — 24 с.
  116. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1994
  117. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и теория саморегуляции. М.: Знание, 1983.
  118. Курс для высшего управленческого персонала. Сокр. пер. с англ. Науч. ред. Терещенко В. И. — М.: Экономика, 1970.
  119. И. Д. Практический менеджмент: Психотехника управления и самотренировки. М., 1 995 142. Лаптев А. П. Ваш режим дня. Каждый день в хорошей форме //Управление персоналом, 1997. № 12. С 87−91
  120. П.Н. Очерки теории социального управления. Л., 1976
  121. В. Искусство быть собой. М.: Знание, 1990. — 256 с.
  122. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993. — 123 с. 146 .Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  123. А.Н. Воля // Вестник МГУ. Сер. 14. 1993. № 2. С. 3−14.
  124. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2.-М., 1983. 320 с.
  125. В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск: НГПИ, 1992. 216 с.
  126. A.B. Законы организации и социальные алгоритмы. -Владивосток, 1989
  127. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. -Ленинград: Медицина, 1986. 280 с.
  128. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — с.64−93
  129. Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991
  130. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995
  131. Д. Социальная психология /Пре. С англ. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  132. В.Д., Веселый В. З. Понятие социального управления. -М., 1987
  133. В.А. Государственный служащий современного типа. -Н.Новгород, 1995
  134. М. Теория социального управления. М.: Просвещение, 1978
  135. М. Технология и эффективность социального управления. М. ¡-Прогресс, 1982
  136. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  137. Р.В. Социальное управление: Кадры и кадровая политика М., 1986
  138. С.Д. Профессионализм в управлении. JI, 1991
  139. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Автореферат дис.канд. психол. Наук. М.: РАУ, 1993. — 23 с.
  140. B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд-вл Уральского ун-та, 1990. 238 с.
  141. В.И. Высший административный персонал на пути к общеевропейскому дому: стратегия, организация, методы обучения и развития //Вестн. государственной службы. 1994, — № 2.
  142. В.И. Основные подходы к оценке эффективности обучения управленческих кадров //Сборник РАУ. М., 1994.
  143. Ю. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера//Управление персоналом, 1999. № 1. С. 94−96
  144. А. Система и личность. М., 1996
  145. B.C. Психология индивидуальности /Под ред. Е. А. Климова. М., 1996
  146. M.X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1992
  147. Н.И. Эподы о природе человека М., 1961.
  148. И.И. Эподы оптимизма. M., 1987.
  149. Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск. -Водолей, 1993.- 112 с.
  150. Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. -М., 1 958 176. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993
  151. Е.Б. Двойственность субъекта экономической деятельности. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 224 с.
  152. В.Н. Личность и неврозы. Л.:Изд-во ЛГУ, 1960−224 с,
  153. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. -М., 1995
  154. А.П. Агрессия, мораль и кризис в развитии мировой культуры (синергетика социального прогресса). М.: Книжник, 1995
  155. P.C. Психология. Учебник для студ. Высш. Пед. Уч. Заведений. Общие основы психологии. В 3-х кн. М., 1995
  156. В.Г. Социология личности: теория и опыт исследования. Красноярск, 1989
  157. А.К., Петров К. А. Психологическая саморегуляция. -Киев: Здоровье, 1995. 238 с.
  158. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. -192 с.
  159. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979
  160. Л.Ф. Самоорганизация мягких систем. М.: Экономика, 1992.187.0маров А. М. Предприимчивость руководителя. М., 1991
  161. А.М. Управление и человек. М.51 989 189,Орлов Ю. М. Изменение социогенных потребностей //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1 974 190.0сновы психодиагностики /Под. общ. ред. А. Г. Шмелева. М., 1996. — 544 с.
  162. A.C. А что у него в подсознании? М.:Дело, 1996.-272 с. 194 .Парапсихология. Учебный курс Мюнхенского Института Парапсихологии. М., 1992. — 671 с.
  163. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966
  164. З.А. Технология самоменеджмента. Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 1998. — 206 с.
  165. Ф., Гудмен П., Хеффермен Р. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гепггалытерапии. М.: Академия, 1997
  166. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
  167. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 254 с.
  168. A.B. Элита (Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры). Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра, 1995
  169. Практическая психология для менеджеров /отв. ред. М. К. Тутушкина. М.: «Филинъ», 1997. — 328 с.
  170. К. Язык мозга. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
  171. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.-296 с.
  172. А.И. Организация: системы и люди. М., 1983
  173. И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М.: Прогресс, 1994.
  174. Прикладная социальная психология. /Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1998. — 688 с.
  175. A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи.»: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996. — 144 с.
  176. Психологические основы буддизма. Новосибирск: «Наука», 1991
  177. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1996
  178. Психолого-педагогические технологии развития профессионализма кадров управления. /Под ред. Деркача A.A., Манушина Э. А. М., 1995
  179. А.Ц. Волевая подготовка в спорте. М., 1969. 24 с.
  180. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л. 1977,48 с.
  181. Рай К. Цветомедитация. М.: Интерэксперт, 1995. — 368 с.
  182. Дж. Как стать собственным психотерапевтом /пер. с англ. М.: КОФР, 1997. — 221с.
  183. Э. Могущество без пределов /Пер. С англ. м.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996
  184. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы /Пер. С франц. М., 1988
  185. К. К науке о личности. История зарубежной психологии. М., 1986
  186. К.Г. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  187. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
  188. Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. Новосибирск, 1997. — 205 с.
  189. Е.В. Психология стресса. Новосибирск, 1997. — 224 с.
  190. Руденский Е. В, Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. -224 с.
  191. Е.В. Введение в психосоциологию образования: концептуально-аналитический доклад. Новосибирск: Институт психологии личности, 1999. — 96 с.
  192. Е.В. Основы психологии социального функционирования адаптирующейся личности. Введение в психологию интерактивного развития личности. Научно-аналитический доклад. -Новосибирск: Институт психологии личности. 96 с.
  193. К. Групповая психотерапия. СПб., 1999. — 384 с.
  194. Ружичка, Иржи. Некоторые проблемы социальной психологии: психология работы с людьми /под ред. Ю.АШерковина. М.: Прогресс, 1981.-215 с.
  195. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. -М., 1996. 352 с.
  196. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. — 624 с.
  197. О.В. Нравственные характеристики современных кадров государственной службы: значимость, содержание: социол. аспект пробл. Автореферат дис. канд. социол. наук. М.: РАГС, 1997. — 19 с.
  198. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.АДдова. Л., 1979
  199. А.Л., Цалобанов В. В. Социально-психологические проблемы научного управления трудовым коллективом. М.: Знание, 1980.-48 с.
  200. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 176 с.
  201. В.И. Избранные психологические произведения. -Рязань, 1992. 576 е.
  202. Синергетика и психология: Материалы круглого стола, 10 марта 1997 г. /Отв. ред. БасинМ.А., Харитонов C.B. СПб., 1997. -147 с.
  203. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: 1996. — 428 с.
  204. А.П., Деркач А. А., Елпина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей. Прикладные психотехнологии. М., 1994
  205. П. Психология оценки и принятия решений. М., 1998. -368 с.
  206. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. — 800 с.
  207. И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный семантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М, 1995. — 416 с.
  208. .Н. О психологических механизмах волевых усилий // Проблемы психологии воли. Рязань. 1991. С. 53−56.
  209. В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности. Новосибирск: НГПУ, НГАС, 1997. 256 с.
  210. Современная зарубежная социальная психология /под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. -М.: МГУ, 1984
  211. B.C. Теория организации: Классификационное описание моделей управленческой деятельности. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. — 165 с.
  212. Э.Л. Поведение в экспериментальной ситуации //Управление персоналом, 1997. № 2, № 3
  213. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 156−189
  214. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л, 1979. — 288с.
  215. Социальная психология личности /Отв. Ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  216. Социальные проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976
  217. Социально-психологический тренинг- Сб. статей. /Под ред. Руденского Е. В. Новосибирск, 1995
  218. Социальные технологии. Толковый словарь. М., 1995
  219. Социология труда. Учебник /Под ред. Н. И. Дряхлова. М., 1993
  220. Н.И. Психологическая саморегуляция, движение, здоровье. Ставрополь, 1980,107 с.
  221. М.И. Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и беде //Управление персоналом, 1997. № 12. С. 51−57
  222. М.И. Самовоспитание дает больше, чем природное дарование //Управление персоналом, 1998. № 7
  223. М.И. Психомоторные способности управляющего //Управление персоналом, 1998. № 5
  224. Э.Е. Как управлять персоналом. — АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
  225. Э.Е. Менеджер и его время //Управление персоналом, 1997. № 4
  226. Э.Е. Время руководителя //Управление персоналом, 1997. № 7
  227. С.Ю., Полшцук O.A., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М.:РАГС, 1996.-81 с.
  228. В.И. Психическая саморегуляция деятельности: информ. Аспект. Автореферат дис. д-ра психол. наук. М.: АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии, 1991, — 46 с.
  229. Дж. Приручи своих драконов (Как обратить свои недостатки в достоинства). СПб.: Питер Пресс, 1996. — 480 с.
  230. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983
  231. Стресс, депрессия: 250 способов самозащиты без таблеток дома, в пути, на работе. М., 1998. 136 с.
  232. Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им: Сборник. -СПб., Лейла, 1994. 384 с.
  233. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих. Автореферат дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997. — 25 с.
  234. Теоретическая и прикладная социальная психология /отв. ред. Уледов А. К. М.: Мысль, 1988. — 333 с.
  235. P.A. Стресс и его значение для организма. М., 1993.
  236. .Т. Социология. Общий курс. М. Лрометей, 1994. -384 с.
  237. .Т., Харченко С. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. — 196 с.
  238. С.Е. Саморегуляция социальной общности: опыт социол. анализа стихийности и сознательности. Автореферат дис. канд. социол. наук. СПб.: Санкт- Петербург, гос. ун-т, 1995. — 20 с.
  239. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -334 с.
  240. А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  241. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. — 268 с.
  242. П.Д. Лекция о сверхчеловеке (Психология возмож. эволюции человека). М., 1997. — 141 с.
  243. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. /Общ. ред. Х. А. Бекова, Н. П. Володиной. М.: ВИПКэнерго, 1992
  244. Фанч, Флемминг. Преобразующие диалоги. Учебник по практическим техникам содействия личностным изменениям. Киев, 1997. — 384 с. — (Серия «Новейшая психология»)
  245. Фанч, Флемминг. Пути преобразования. Общие модули процессинга. Учебник по практическим техникам содействия личностным изменениям. Киев, 1997. — 368 с. — (Серия «Новейшая психология»)
  246. А.П. Организационное развитие: принцип синергетизма в управлении сложными системами. Автореферат дис. д-ра филос. Наук. Самара: Кам. политехи, ин-т, 1997. — 31 с.
  247. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994
  248. А.В. Психология изучения «человеческого фактора» в управлении //Психологический журнал, 1984. № 1
  249. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990
  250. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  251. Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. /Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 352 с.
  252. Формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы: проблемы разработки и реализации образовательных программ и технологий: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1997. — 256 с.
  253. В. Доктор и душа. СПб.: «Ювента», 1997. — 285 с. -(Библиотека зарубежной психологии).
  254. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990
  255. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1986, — 448 с.
  256. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997. -416 с.
  257. Э., Судзуки Д., Мартино де Р. Дзен-буддизм и психоанализ. М.: Издательство «Весь мир», 1997. — 240 с. — (Библиотека психоанализа).
  258. Э. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.-416 с.
  259. В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1999. -196 с.
  260. X. Мотивация и деятельность. Т.1, 2. М., 1986. 408 е., 392 с.
  261. В.Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент: Реферативный обзор. Новосибирск: НГТУ, 1993. — 43 с.
  262. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М&bdquo- 1993
  263. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб.: Лань, 1997. — 240 с.
  264. Э.А. Мастер самопознания. Или погружение в «Я». -СПб., 1995. 192 с.
  265. Э.А. В поисках утраченного «Я». Практическое пособие по гипнозу, самогипнозу и психоэнергетическому тренингу. СПб., 1997.- 112 с.
  266. Э.А. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния. СПб., 1997. — 112 с.
  267. Э. Великий менеджер или Мастер влияния. Кодекс оптимального поведения. СПб.: Лань, 1997. — 112 с.
  268. Э. Психономика или программируемый человек. СПб.: лань, 1998. — 192 с.
  269. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: 1988
  270. ЗОЗ.Чалдини Р. Психология влияния. СПб.:Питер Ком, 1999. — 272 с.
  271. А.Е. Беседы с Учителем. Философия и практика тибетского искусства воздействия. М.: Прометей, 1992
  272. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М., 1996. — 320 с.
  273. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1993. — 240 с.
  274. В.И. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М., 1996
  275. В.М. Управленческая психология. М., 1993
  276. А.А. Практическое мышление менеджера /Под общ. ред М. З. Бора. М.: Изд-во «Финпресс», 1998. — 224 с.
  277. ЗЮ.Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ., под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-пресс, 1996
  278. ЗП.Шуванов Социальная психология менеджмента. М., 1997. -256 с.
  279. Шри Чинмой. Медитация. М., 1992
  280. Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Часть 2. /Отв. Ред. С. В. Казначеев. -Новосибирск, 1998. 322 с.
  281. P.C. Мы побеждаем стресс /пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 224 с.
  282. А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер Ком, 1999.-288 с.
  283. Н. Преуспевать с радостью. М., 1993
  284. Р. Преодолеть невозможное. Искусство конструктивного мышления. СПб: Питер Пресс, 1997. — 256 с.
  285. Энциклопедия практического самопознания. /Сост. А. Н. Красило. М., 1994.
  286. Юнг К.Г. и современный психоанализ Хрестоматия по глубинной психологии. М.: ЧеРо, 1996. — 248 с.
  287. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. Сборник. СПб.: Университетская книга, 1997. — 544
  288. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
  289. В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994
  290. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. — 328 с.
  291. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1998. -596 с
  292. Т. Личность и общество. М., 1973
Заполнить форму текущей работой