Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-тренировочной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой (И.М.Бгажнокова, 1995; Н. Н. Малофеев, 1996). Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики -«обеспечение всестороннего и гармоничного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы развития двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ
    • 1. 1. Двигательная сфера умственно отсталого ребенка как объект педагогического воздействия
    • 1. 2. Принципы развития двигательных способностей средствами физического воспитания
    • 1. 3. Спортивно-тренировочная деятельность, как средство коррекции и дальнейшего психомоторного развития аномального ребенка
  • Глава 2. Принципы и организация занятий спортивно-тренировочной направленности учащихся старших классов вспомогательных школ
  • Методы исследования.~
    • 2. 1. Особенности организации процесса по физическому воспитанию в старших классах вспомогательной школы
    • 2. 2. Структура двигательной деятельности учащихся
  • Ш
    • 2. 3. Дифференциация учащихся на типологические группы
    • 2. 4. Принципы организации и проведения спортивно-тренировочных занятий.'
    • 2. 5. Работоспособность учащихся четырех типологических групп и дозирование физических упражнений
    • 2. 6. Планирование и проведение уроков физической культуры спортивно-тренировочной направленности
    • 2. 7. Соревнования в структуре спортивно-тренировочных занятий
  • Глава 3. Развитие двигательных способностей в процессе занятий спортивно-тренировочной направленности
    • 3. 1. Динамика показателей физического развития учащихся.~
    • 3. 2. Динамика показателей двигательных способностей учащихся
  • Выводы
  • Библиографический указатель

Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-тренировочной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой (И.М.Бгажнокова, 1995; Н. Н. Малофеев, 1996). Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики -«обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности», выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц, имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации. В олигофренопедагогике методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны. Они зависят от личностных качеств детей, имеющихся у них нарушений познавательной деятельности, особенностей психофизического развития. Поиск новых путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе и методических подходов коррекции существующих нарушений у умственно отсталых детей определяет олигофренопедагогику как самостоятельную науку, которая зиждется на фундаментальных научных исследованиях Г. Я. Трошина (1915) — Л. С. Выготского (1983) — А. Р. Лурия (1962) — В. П. Кащенко (1912) — М. С. Певзнер (1963) — В. И. Лубовского (1963) — Д. КАзбукина (1936,1943) — Е. А. Осиповой (1928) — А. Н. Граборова (1923,1961) и др.

Как показывают данные исследования, развитие сложных форм психической деятельности, в том числе интеллекта, тесно взаимосвязано с формированием двигательной сферы и психомоторики человека, становление коих неотделимо от познания мира. В этом случае немаловажное значение для социализации личности умственно отсталых детей имеет организация их двигательной деятельности в педагогическом процессе вспомогательных школ, в ходе которых преимущественно и осуществляется коррекция и развитие психомоторики и двигательной сферы учащихся.

В настоящее время процесс физического воспитания во вспомогательной школе строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Принципы организации двигательной деятельности учащихся, методы и средства проведения занятий по физическому воспитанию во вспомогательной школе преимущественно ориентированны на умственно отсталых детей априори с невысоким уровнем развития двигательных способностей. Однако, исследования В. И. Лубовского (1978), Б. И. Пинского (1985), В. М. Мозгового (1977), Н. П. Вайзмана (1976), Б. В. Сермеева (1990), Е. С. Черник (1966) и других показывают, что многие умственно отсталые школьники обладают значительными потенциальными двигательными возможностями. Следовательно, детям моторно-одаренным и детям с уровнем развития двигательных способностей выше среднего не всегда удается реализовать потенциальные возможности своей двигательной сферы.

Широкий спектр потребностей в оказании дефектологической помощи сводится, в конечном счете, к социальному адаптированию и интегрированию лиц с нарушениями умственного и физического развития, к обеспечению для них, с учетом их дефекта и его последствий, возможно более полноценного процесса социализации (Н.М.Назарова, 1992).

Одной из важных социальных задач образования детей с нарушенным интеллектуальным развитием является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности (М.О.Гуревич, Н. И. Озерецкий, 19ЭОВ.В.Воронкова, 1994; Х. С. Замский, 1995; Л. Г. Красовская, 1986). Это, в частности, зависит (Д.И.Азбукин, 1943; А. Н. Граборов, 1961; Г. М. Дульнев, 1971, В. М. Медведева в соавт., 1984) от уровня физической подготовленности учащихся.

С 1990 года наша страна является членом международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл», благодаря чему умственно отсталые дети получили возможность участвовать в спортивных соревнованиях. Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более, умственно отсталых детей в окружающем мире. Однако наряду с появившейся возможностью участия в спортивно-соревновательной деятельности возникает потребность в формировании научно-методической основы для организации и проведения спортивно-тренировочных занятий, а ряд ученых подчеркивает необходимость научного обоснования занятий спортом для инвалидов и лиц с отклонениями в умственном развитии.

В целях эффективного решения задач коррекции и развития двигательной сферы учащихся вспомогательных школ, представляется значимым исследование влияния различных подходов в системе физического воспитания, преимущественно перцептивно-двигательного развития, на формирование физической и психической сферы детей. Такие исследователи, как А. А. Дмитриев (1982/84/85/86), Н. А. Козленко (1962/96), i ,.

В.М.Медведева (1980), В. М. Мозговой (1977), С. Ю. Юровский (1971/83) рекомендуют использовать в программах по физическому воспитанию элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения на точность, координацию движений и др. Дети, занимающиеся в течение учебного года по авторским программам, имеют более наглядные успехи как в физическом, так и психическом развитии в отличие от детей, обучающихся по стандартной программе физической культуры для вспомогательных школ.

Основной контингент учащихся вспомогательной школы — это дети с последствиями диффузных, органических заболеваний ЦНС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся вспомогательных школ, необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, 1974; А. С. Самыличев, 1978/84- А. А. Дмитриев, 1985/86).

Мы полагаем, что контроль за состоянием двигательной сферы, как один из методов организации и проведения учебно-тренировочного процесса, позволяет не только учитывать характер и особенности нарушений в развитии детей, первичные и вторичные нарушения организма, возрастную периодизацию организма детей с проблемами в развитии в сравнении с нормальными детьми, но и корректировать уровень тренированности и роста спортивно-технического мастерства при строго дифференцированном подходе к каждому учащемуся.

Еще одним важным моментом является то, что для детей — олигофренов, характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы (В.Г.Петрова, 1994), а это в свою очередь накладывает негативный отпечаток на учебно-познавательную и трудовую деятельность и, в дальнейшем затрудняет интеграцию их в общество. Спортивно-тренировочные занятия являются прекрасным средством формирования эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушенным интеллектом.

Нам ' представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития.

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что часть занятий по физической культуре, особенно в старших классах вспомогательной школы, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и спортивно-тренировочной направленности.

Если целью коррекционных мероприятий является возможно полное устранение или компенсация имеющихся дефёктов у ребенка, то спортивно-тренировочная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психо-эмоциональную сферу.

Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания во вспомогательных школах, а также опыт работы с учащимися старших классов вспомогательной школы позволили выявить ряд противоречий:

• между признанием физической культуры и сцорта как части культуры общества и недостаточным проникновением умственно отсталого школьника в эту среду;

• между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствием должной физической, технической и теоретической подготовки;

• между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;

• между сложившимися традиционными формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками I для разработки новых подходов коррекции и совершенствования двигательных способностей учащихся вспомогательных школ:

Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:

1. нет научно-методического обоснования использования занятий спортивно-тренировочной направленности в педагогическом процессе вспомогательных школ как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с дугой стороны — развития двигательных способностей;

2. отсутствует разработанность научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре учебного года вспомогательной школы. Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ спортивно-тренировочных занятий как одного из возможных путей совершенствования процесса физического воспитания умственно отсталых учащихся.

Объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся восьмых и девятых классов вспомогательной школы.

Предметом исследования является содержание уроков по физической культуре спортивно-тренировочной направленности во вспомогательных школах и их влияние на развитие двигательных способностей умственно отсталых школьников VIII-IX классов.

Цель исследования — заключается в разработке научно-методических основ занятий спортивно-тренировочной направленности в системе физического воспитания учащихся старших классов вспомогательной школы, способствующих оптимальному развитию и совершенствованию их двигательных способностей.

Гипотеза исследования.

В основу гипотезы исследования было положено следующее. Совершенствование процесса физического воспитания во вспомогательной школе на современном этапе развитая специальной педагогики возможно при I глубоком анализе и обобщении научных исследований в области коррекции и формирования двигательной сферы лиц с нарушенным интеллектом.

Предполагается, что спортивно-тренировочные занятия, как одна из форм организации двигательной деятельности учащихся в процессе физического воспитания, будут способствовать оптимальному развитию физических качеств и двигательных способностей у учащихся старших классов вспомогательной школы.

Разработка научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре педагогического процесса вспомогательной школы позволит вооружить педагогов специального образования новыми теоретическими и практическими знаниями о коррекции и совершенствовании двигательной I сферы учащихся старших классов вспомогательной школы.

В соответствии с разработанной гипотезой и целью исследования были определены задачи исследования.

Задачи исследования.

1. Изучить структуру организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы.

2. Обосновать последовательность разделов программы по физическому воспитанию учащихся старших классов вспомогательных школ в целях повышения тренированности организма и их физического развития и структурировать этапы спортивно-тренировочных занятий.

3. Определить оптимально допустимые физические нагрузки при выполнении упражнений спортивно-тренировочной направленности на уроках физической культуры.

4. Разработать принципы, формы и методы спортивной тренировки умственно отсталых школьников старших классов в системе физического воспитания вспомогательных школ.

5. Изучить влияние занятий спортивно-тренировочного характера на коррекцию и развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательной школы. :

Теоретические и методологические основы исследования Теоретической и методологической основой нашего исследования являются фундаментальные научные знания:

• о физиологической природе произвош"ных движений (И.М.Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Введенский, А. А. Ухтомский, Н.А.Бернштейн);

• о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский);

• об общих психолого-педагогических принципах коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии (Л.С.Выготский);

• о физиологических механизмах утомления и восстановления (Г.В.Фольборт, I.

М.И.Виноградов, И. А. Аршавский, Н. В. Зимкин, В.С.Фарфель);

• Учение П. К. Анохина об ускоренном развитии функциональных систем организма, обеспечивающих выживание ребенка после рождения, что позволяет считать адаптацию к экстремальным факторам среды вневозрастным феноменом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые, в практике учебного процесса по физическому воспитанию во вспомогательных школах были использованы занятия спортивно-тренировочного характера как комплексная система коррекции нарушенных двигательных функций и физического развития умственно отсталых школьников, формирования и совершенствования их двигательных способностей, учета и контроля тренированности занимающихся и их адаптации к физическим нагрузкам.

Для достижения поставленной цели исследования изучена и усовершенствована структура организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы, обоснованы взаимосвязь этапов спортивно-тренировочных занятий и последовательности разделов программы по физическому воспитанию, влияние допустимых физических нагрузок в целях повышения тренированности школьников.

Выполненные исследования позволили систематизировать уже имеющиеся сведения о коррекции и развитии двигательных способностей лиц с нарушением интеллектуального развития, разработать новые подходы к процессу физического воспитания и содержанию уроков физической культуры, методические основы спортивной тренировки с учениками старших классов вспомогательной школы и научно обосновать положительное воздействие спортивно-тренировочных занятий на их психомоторную сферу.

Практическая значимость и реализация результатов исследования.

Результаты исследования позволяют:

• расширить и углубить знания об особенностях двигательной сферы учащихся, и возможных путях их физического развития, вооружить учителей новыми методическими подходами коррекции и тренировки двигательных способностей учеников VIII-IX классов вспомогательных школ;

• повысить эффективность процесса физического воспитания учащихся старших классов вспомогательных школ с помощью разработанных нами.

I, методических основ спортивно-тренировочных занятий на уроках физической культуры и внеурочных формах занятий;

• проведенные нами исследования уже позволили осуществить подготовку и проведение лекционных занятий со студентами института специальной педагогики и факультета физического воспитания Красноярского педагогического университета на более высоком профессиональном уровне по предмету «Спецметодика физической культуры».

Таким образом, результаты настоящей работы могут быть использованы при подготовке и переподготовке учителей физической культуры вспомогательных школ, специалистов в области коррекционной педагогики, а также в пособиях и методических рекомендациях по олигофренопедагогике, предназначенных для учителей и воспитателей, работающих во вспомогательных школах. Положения, выносимые на защиту.

1. Спортивно-тренировочные занятия представляют собой научно обоснованную комплексную систему коррекции и совершенствования физического развития и двигательных способностей учащихся VIII-IX классов вспомогательных школ, учета и контроля их тренированности.

2. Разработанные методические основы коррекции двигательной сферы, развития и совершенствования двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ в процессе занятий спортивно-тренировочной направленности, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены.

3. Учащиеся вспомогательных школ могут адаптироваться к высоким физическим нагрузкам без отрицательных последствий при соответствующем содержании физических упражнений, их дозировке, с учетом индивидуальных показателей развития, что способствует коррекции и развитию двигательных способностей.

Выводы.

• В целях реализации системного подхода к процессу коррекции и развития двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательной школы была изучена и модернизирована структура организации их двигательной деятельности. Это позволило нам определить место уроков спортивно-тренировочной направленности и их взаимосвязь с другими формами физического воспитания.

На основе характера воздействия на двигательную сферу и моторику умственно отсталых детей формы организации двигательной деятельности условно подразделяются на две основных группы. Это группа занятий коррекционно-оздоровительной и восстановительной направленности и группа занятий спортивно-тренировочного характера.

В группу коррекционно-оздоровительной направленности вошли занятия: до начала учебных мероприятий (утренняя I гигиеническая гимнастика, профессионально-прикладная гимнастика), коррекционно-оздоровительного характера (ЛФК, массаж, урок коррекционно-оздоровительной направленности, пешие прогулки, терренкуры), восстановительной направленности (физкультминутки, физкультпаузы, занятия во второй половине дня). Группа занятий спортивно-тренировочного характера состоит из занятий тренировочной направленности (урок спортивно-тренировочного характера, спортивные часы, соревнования, спортивные секции), мероприятия агитационного и просветительного характера (спортивные праздники, спортивные конкурсы), итоговые мероприятия (контрольные занятия, соревнования). В целях повышения тренированности и технического мастерства, оЬновы-ваясь на принципе оптимального увеличения физической нагрузки в ходе тренировочного процесса мы реконструировали следующие элементы программы по физическому воспитанию учащихся старших классов вспомогательных школ. Увеличили количество часов, отводимых на уроки физической культуры, до 112 в учебном году в 8-х и 9-х классах, определили последовательность разделов программы и обосновали этапы тренировочных занятий. Первый этап включает в себя тренировочные занятия по' легкой атлетике, второй этап — это спортивные игры, третий этап — лыжная подготовка, переходный этап наполнен соревновательно-игровой деятельностью, четвертый этап — гимнастика. Каждый этап состоит из разделов общей физической, специальной подготовки, спортивно-технической подготовки, теоретической подготовки, воспитательно-образовательных мероприятий и итоговых занятий. Для каждого раздела определены физические, специальные и спортивно-технические упражнения. Определены теоретические знания, которыми ученики должны овладевать. • Определение уровня физического развития и двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ, а также изучение их психолого-педагогических характеристик позволило нам выделить1 четыре типологические группы с характерной динамикой, работоспособности. Полученные нами данные в целом совпадают с исследованиями А. С. Самыличева (1983), А. А. Дмитриева (1989).

В первую типологическую группу вошли учащиеся с уровнем развития двигательных способностей выше среднего, не имеющие сопутствующих соматических заболеваний и имеющие «равномерный» тип динамики работоспособности. Во вторую группу отнесены учащиеся с уровнем развития двигательных способностей выше среднего, но имеющие средний уровень физического развития и «медлительный тип динамики работоспособности». Учащиеся третьей типологической группы, это ученики со средним и ниже среднего уровнем развития двигательных способностей, диспропорциональностью телосложения, со слабо развитой эмоционально-волевой сферой и с «быстрым» типомдинамики работоспособности. Учащиеся четвертой группы имели очень низкий уровень физического развития и двигательных способностей, низкий уровень работоспособности с вариативностью результатов в смежных попытках.

Выявление работоспособности в серии двигательных тестов позволило нам получить количественные значения допустимых) тренировочных нагрузок для выделенных четырех типологических групп. Основными критериями дозирования физических упражнений стали показатели двигательных способностей в серии попыток, частота сердечных сокращений, частота дыхания и латентный период простой двигательной реакции. • В результате изучения и анализа исследований в области организации процесса физического воспитания во вспомогательных школах, теории и методики физической культуры и спорта на основе общедидактических принципов и принципов специальной педагогики были разработаны научно-методические основы организации и проведения спортивной тренировки с учащимися старших классов вспомогательных школ. Разработаны воспитательно-образовательные мероприятия и средства контроля и проверки достижений учащихся.

Мы выделили следующие принципы-организации, управления и проведения спортивно-тренировочных занятий: 1) принцип комплексного подхода, который подразумевает не только воздействие на двигательную сферу, но и на сенсомоторную, эмоциональную, интеллектуальную сферы, развитие высших психических функций- 2) принцип индивидуального и дифференцированного подхода- 3) принцип дозирования физических нагрузок на основе распределения учащихся по типологическим группам и определения их работоспособности- 4) принцип коррекции и развития двигательных способностей на основе сохранных и хорошо развитых- 5) принцип систематичности (регулярности) тренировочных занятий- 6) принцип оптимальной трудности заданий и прогрессирования тренировочных нагрузок- 7) принцип разносторонней подготовки- 8)1 принцип приоритета развития двигательных способностей- 9) принцип учета и контроля тренированности и развития двигательных способностей.

При проведении занятий в основу был положен принцип сознательности и активности, осуществление которого подразумевало осознанное усвоение и осмысление учениками знаний и умений, а также понимание конечной цели своей деятельности. Данный принципактивизирует три типа деятельности учащихся: общественный, познавательный и двигательный.

Впервые научно обосновано разработано и доказано систематическое использование соревнований как составной части спортивно-тренировочных занятий с учащимися вспомогательных школ. С одной стороны, соревновательная деятельность имеет прямое отношение к повышению тренированности, с другой стороны — она является логичным завершением циклов, или этапов тренировочного процесса. Мы определили, что отсутствие или незначительное использование соревнований не приводит к стабильной тренированности учащихся. 48,8% учеников в соревновательных условиях не.

I ' подтверждали достигнутый ими результат на тренировочных занятиях. В целях повышения эффективности тренировочных занятий мы использовали разработанную нами систему подготовительных и итоговых соревнований. В результате количество учащихся, в среднем не подтвердивших свои спортивные достижения, снизилось-до 5,2%- 62,3% подтвердили, а 31,1% учащихся улучшили свои достижения.

Эксперимент показал, что занятия спортивно-тренировочной направленности значительно повышают эффективность работы по развитию и совершенствованию двигательных способностей учащихся при наличии соревновательной деятельности. Исследования показали, что занятия спортивно-тренировочной направI ленности не имеют отрицательных последствии на физическое развитие и состояние здоровья учащихся экспериментальной группы, зато оказывают положительное коррекционно-оздоровительное воздействие. Так, повторное сравнение топологических групп в конце эксперимента показывает изменение их состава. В восьмых и девятых классах произошло увеличение первой типологической группы на 16,1% и 13,4% за счет учащихся второй типологической группы, состав второй типологической группы также I изменился благодаря переходу в нее учеников третьей типологической группы 5,2% восьмого класса и 7% девятого класса. Состав четвертой типологической группы остался неизменным, однако, у них отмечается явное улучшение двигательной сферы и повышается качество выполняемых двигательных действий.

Доказано, что использование принципов спортивной тренировки, совокупность теоретических и методических положений коррекционной педагогики и физического воспитания, определение методов и средств тренировки, педагогических приемов включающих детей в активную деятельность и повышающих их заинтересованность и самостоятельность, помогают задействовать потенциальные возможности детей и реализовывать их. ,. ¦ '.

Практическое значение проведенного исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании необходимости и возможности повышения эффективности процесса физического воспитания посредством занятий спортивно-тренировочной направленности на уроках физической культуры. Наши исследования позволили пересмотреть государственную программу по физическому воспитанию в вспомогательных школах и дополнить ее содержание.

Практическая значимость проведенных исследований в целом определяется возможностью широкого использования полученных данных для организации и приведения тренировочных занятий с детьми старшего школьного возраста имеющих нарушения в умственном развитии, что будет способствовать укреплению их здоровья, максимальному развитию двигательных 1 способностей, готовности принять участие в спортивных соревнованиях, специальных олимпиадах и создаст оптимальные условия для социальной адаптации в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.И. Клиника олигофрении. М., Учпедгиз, 1936. 128с.
  2. Д.И. Физическое воспитание в специальной школе//Учебно1.Iвоспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1943. -Вып.1. — с.67−86.
  3. Айрленд. Идиотизм и тупоумие. Пер. с англ. СПб., 1880:
  4. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. 251 с.
  5. Н.В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: дисс.. докт. пед. наук. Омск, 1997. -313с.
  6. Н.В., Михалев В. И. «Лыжные гонки». Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей подростков, юношей и девушек с легкой степенью умственной отсталости). Омск: Сиб ГАФК, 1997.-60с.
  7. Н.В., Самыличев А. С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. Омск, 1997. -40с.
  8. Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1963. -203 с.
  9. Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М., 1977. — 72с.
  10. Р.Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1 I1977.-72 с.
  11. П.Бабенкова Р. Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы// Дефектология. 1980. — № 2.-С. 89−91
  12. Р.Д., Боброва Л. И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и сIцеребральными параличами)// Дефектология. 1983. — № 5.-С. 69−73.
  13. Н.Г. Коррекция недостатков двигательной сферы глухих школьников среднего возраста на внеклассных занятиях, но легкой атлетике// Дефектология. 1986. — № 3.-С. 39−43.
  14. И.М. Обоснование-изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 1995. — № 1-С.37−42
  15. Р.А. Исследование оптимальных интервалов отдыха у школьников при работе с субмаксимальной интенсивностью. / В сборнике: Мышечная деятельность в норме и патологии, стр. 13−14/, Горький, 1978.
  16. .В. Об опыте работы некоторых вспомогательных школ России //Дефектология.- 1994. -№ -С.48−53. '
  17. Э.П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1976. — № 4. — С. 29−32.
  18. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт. -1991.-288с.
  19. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966.
  21. В.В. Коррекция физического развития и двигательных нарушений у умственно отсталых дошкольников старшей группы средствамифизического воспитания. Дисс.. канд. пед. наук, Одесса, 1990. j)
  22. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, р 23. Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1984.
  23. Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста. В кн.: «развитие двигательных качеств школьников». М., «Просвещение», 1967.
  24. Е.Н. Развитие у школьников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981. — С.96.
  25. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. -104 с.
  26. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997,128 с.
  27. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1988.
  28. А.В. Система управления развития физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. Дисс. докт. пед.наук. -М., 1989. 38с.
  29. В.В., Мачихина В. Ф. О новых программах специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа)//Дефектология. 1986. — № 1. — С.40.
  30. В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной. отсталостью/ Дефектология, 1996, № 3-С. 19−24.
  31. И.Б. Моторика олигофренов (имбецилов и дебилов). «врачебная мысль», 1931, № 8/10.. -• 'Ф
  32. В.А. Исследование формирования точности движений и трудовых умений у школьников в связи с занятием спортом: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М., 1968. — 25с. J <
  33. А.Н. Вспомогательная школа. Москва-Петроград: Госиздат, 1923. — 328с.
  34. А.Н., Кузьмина Н. Ф. Новик Ф.М. Олигофренопедагогика. М., 1941.
  35. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961
  36. И.А. Изобразительная деятельность как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы: Дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1985.-468 с.
  37. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. 4.1 и 2. М., Госмедиздат. 1930.
  38. И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. М., 1. вышэйшая школа", 1985.
  39. Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Дефектология, 1996, № 2-С. 77−84.
  40. С.И., Кофман Л. Б. Спорт и американская школа. М.: ВНИИ физкультуры и спорта, 1995. — 160 стр.
  41. Ю.Н. Очерки физиологии физических упражнений. М., «Медицина», 1974.
  42. Г. В. Социально-педагогические аспекты развития «Массового спорта» в странах Западной Европы: Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1985.
  43. М.М. Исследование эффективности применения круговой тренировки в процессе изучения практического раздела курса баскетбола в ИФК: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979.
  44. А.А., Дергачев М. П. Влияние физических нагрузок на центральную нервную систему дётей-олигофррнов. / В сборнике: Мышечная деятельность в норме и патологии, стр. 60−61/, Горький, 1978.
  45. А.А. Влияние мышечной работы на температуру кожи учащихся вспомогательных школ // Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький: Горьковский пединститут, 1980.-С. 33−37.
  46. А.А. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1981. I5.-С. 46−50. ~
  47. А.А. Роль физических ~ нагрузок в адаптационных сдвигах терморегуляции у умственно отсталых школьников // Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке. Челябинск: Челябинский пединститут, 1981. — С. 74−78.
  48. А.А. Методика развития быстроты, скоростной и общей выносливости у учащихся вспомогательных школ // Физическое воспитание в специальных школах. Горький: Горьковский пединститут, 1983.-С. 3−10.
  49. А.А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. 1984. — № 5.-С. 36−38.
  50. А.А. Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания // Дефектология. 1986. — № 2.-С.35−40.
  51. А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. — 152с.
  52. А.А., Сермеев Б. В. Физическое воспитание учащихся1 Iвспомогательной школы. Красноярск: Красноярский пединститут, 1988. -86 с. ii
  53. Д.Д. Законы движения в спорте. (Очерки по теории структурности движений). М., «Физкультура и спорт», 1968.
  54. А.Я. Психологические основы формирования интереса подростков к физической культуре //Школа здоровья. 1996. — Т.З. — № 4 — С. 133−134.
  55. Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1971. — С. 3−10.
  56. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1981. 176с. I
  57. И.Г., Репа М. Ф. О, дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы//Дефектология. 1983. — № 2. -С.3−13.
  58. Е.Ю., Ерофеев В. Г. Школьные олимпийские игры / Физическая культура в школе. М., «нижняя палата», 1993, № 6 — С. 46−48.
  59. Д.К. Роль спорта в формировании всесторонне развитого человека. Автореф. Дис. канд. пед. наук. — Тарту. — 1975. — 27с.
  60. A.M. Нейрофизиологический анализ врожденных поражений мозга Экспериментальные модели и патогенез олигофрении. М., «Наука», 1966
  61. В.В. Кмплексный контроль в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
  62. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., «Просвещение», 1983.-223 с.
  63. В.А. Статическое равновесие у глухих учащихся и его изменения в процессе физического воспитания: дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. -134 с.
  64. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И.!а. Тестирование в спортивной медицине. М., «Физкультура и спррт» 1988., С.130−133.
  65. В.П. Исторический обзор и современное состояние воспитания и обучения дефективных детей в России // Дефективные дети и школа. М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1912.
  66. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение. — 1994.- 223с.
  67. Е.А. Сельскохозяйственный труд. М.: Просвещение, 1984. -239с.
  68. Н.А. Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы и коррекция их средствами физической культуры /на начальном этапе обучения/: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1962. — 23с.
  69. Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, «Рядянська школа», 1996.
  70. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М.: Педагогика, 1973.
  71. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  72. Л.Г. Некоторые проблемы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ//Дефектология. 1986. — № 5 — С.8−13.
  73. В.В. Силовая подготовкЖ спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970.
  74. Л.А. Структура двигательного анализатора (эволюция, связи и роль в патологии мозуа). Л., «Медицина», 1968.
  75. .В., Чикишева Т. А. Особенности роста и физического развития умственно отсталых детей школьного возраста// журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. — Т.85. Вып. 3. — С 398−404
  76. Я.Б. Тренировка. / В книге Физиологические основы физической культуры и спорта. пол ред. Проф. Н. В. Зимкина. — М.: «Физкультура и спорт», 1955.-С. 184−219.
  77. Н.Л., Астафьев Н. В., Коновалов В. Н. «Легкоатлетическое многоборье». Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умственной отсталости). Омск: Сиб ГАФК, 1997. 60с.
  78. В.И. Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формирований двигательных реакций у детей-олигофренов. Канд. дисс. М., 1955
  79. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология.-1976. № 61
  80. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., Изд-во МГУ, 1962.
  81. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1.М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  82. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — 96с. | ,
  83. Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. -М.: Педагогика, 1989 189с.
  84. С.С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. М.: Просвещение, 1973. — 135 с.
  85. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики//Дефектология. 1996. — № 1 — С.3−10.
  86. Н.А. Математико-статические методы в спорте. М., «Физкультура и спорт», 1974.
  87. Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 3−9.
  88. Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры в СССР //очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. Странам.: Физкультура и спорт, 1984.-е. 9−27
  89. Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
  90. В.М. Физиологическое обосновыание и пути оптимизации физического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1980. № 1. С. 34−38
  91. В.М., Дмитриев В. И., Иванова Е. С. Физическая культура в подготовке к профессиональному труду // Дефектология. 1984. — № 1.-С.47−51.
  92. М.Т. Гигиеническое обоснование физического воспитания с активным развитием функций значимых для трудового обучения школьников: Автореф. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1988 -24с.
  93. C.JI. Типологические группы учащихся вспомогательных школы в трудовом обучении// Тезисы докладов IX научной сессии по дефектологии. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1983. — с. 124−125.1.1
  94. СЛ. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях//Дефектология.-1994.-№ 4.С.З-8
  95. Могендович М.Р., K.JI. Гейхман. Пороги рефлекторных реакций в тренировочном процессе. / В сборнике: Мышечная деятельность в норме и патологии, С. 90−91/, Горький, 1978.
  96. В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1977. — 265 с.
  97. Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы1 Iпрофессиональной подготовки. Мт, 1992. — (163с.
  98. Н.М. Подготовка дефектологов за рубежом /Дефектология, 1993, № 2-С. 54−60.
  99. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Советский спорт, 1996. — 96 с.
  100. Е.А. К вопросу о конституциональных типах и особенностях двигательной сферы умственно отсталых детей. «Вопросы дефектологии», 1928, № 2
  101. И.П. Полное собрание сочинений. 2-ое изд. М.-Л.: АН СССР, 1951. — Т. З, ч. 1. — 390 е.- 4.2 — 345 с.
  102. М.С. Дети олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  103. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1968. — 158с.
  104. В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучения с нарушенным интеллектуальным развитием/Дефектология. 1995. — № 2 -С. 19−22.
  105. .И. Коррекционно-воспитательное значение труда дляпсихического развития учащихся вспомогательной школы. 1 М.: Педагогика, 1985. — 126с.
  106. А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры. Дисс.. .канд. пед4 наук. — Воронеж, 1975. — 21с.
  107. Положение о смотре-конкурсе на лучшую организацию спортивной, физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы среди коллективных членов специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга на 1995−1996 учебный год.
  108. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с. I
  109. Т.Н. Конференция «Проблемы физического воспитания аномальных детей»//Дефектология. 1986.7 № 5 — С.89−94.
  110. В.Н., Паламарчук С. Р., Чернобай С. А., Черников Ю. Т. Место спортивных игр в системе педагогических факторов физического воспитания инвалидов. / в сборнике: Физическая культура и спорт инвалидов. Стр. 67−68/. Одесса, 1989.
  111. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1986. — С. 252−305.
  112. Проект закона Российской федерации «О специальном образовании"//Дефектология. 1995. — С. 3−16.
  113. Т.А. Домашние задания// Физическая культура в школе. -1986.-№ 8.-С. 25−33.
  114. Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие, часть I, II, под редакцией Петровой В. Г. Красноярск, 1994.
  115. М.Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., «просвещение», 1988. I 1
  116. А.В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическоеIздоровье. Программа развития личности ребенка средствами физической активности в 1−4 классах. М.: ТЕИС, 1997.
  117. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986. — 190 стр.
  118. Г. А. Воспитание выносливости у умственно отсталых подростков в процессе внеклассной работы. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1992 192с.
  119. А.С. Развитие двигательной функции у учащихся вспомогательных школ. // Мышечная деятельность в норме и патологии. Горький, 1976. с. 78−79., J
  120. А.С. Индивидуальные особенности динамики работоспособности учащихся вспомогательной школы при выполнении скоростно-силовых упражнений /В сборнике: Мышечная деятельность в норме и патологии, стр. 124−125/. Горький, 1978.
  121. А.С. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры.-Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -22 с.
  122. А.С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры // Дефектология. -1985. -№ 3.- с. 25−31.
  123. А.С. Подготовка, специалистов: учитель физической культуры дефектолог ./Дефектология, 1995, № 3 — С. 86−87.
  124. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб., 1903. | >
  125. .В. Методика диагностирования стадий утомления //Мышечная деятельность в норме и патологий. Горький: Горьковский пединститут, 1974.-С.З-8.
  126. .В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький: Горьковский пединститут, 1976. — 84с.
  127. .В. Физическое воспитание инвалидов с детства. //Физическая культура и спорт инвалидов. Одесса, 1989, С. 3−7.
  128. .В. Первая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания и спорта инвалидов//Дефектология.-1990.-№ 4.- С.90−93
  129. .В. Пути повышения эффективности физического воспитаниядетей с отклонениями в развитии//Дефектология.-1990.-№ 4.- С.7−14.i
  130. И.М. Очерки работ по движениям человека. М.: Изд-во МГУ, 1906.
  131. Словарь-справочник по дефектологии: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 99 с.
  132. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. М.: Просвещение, 1966.-224 с.
  133. И.Б. О применении статических напряжений в физическом воспитании школьников/ Третья республиканская научно-теоретическаяконференция по физическому воспитанию и спорту детей и молодежи. -Ташкент: Фан, 1967. с.40−44.
  134. Тренажеры и специальные упражнения в j легкой атлетике/ Под общей ред. В. Г. Алабина и М. П. Кривоносова. М.: Физкультура и спорт, 1976.
  135. Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. 1−2. Пг., 1915.
  136. В.М. Исследование возрастных изменений работоспособности и методик ее развития у девочек школьного возраста. Автореферат дисс.-.к.п.н. -М., 1972. -20с.
  137. Л.П., Трубачева Т. П. Принципы и методы здоровье развивающего обучения учащихся вспомогательной школы/ Дефектология, 1995, № 3-С. 31−35.
  138. Учение о тренировке: составлено коллективом авторов Под общей редакцией доктора Дитриха Харре. М., «Физкультура и спорт», 1971.
  139. B.C. управление движениями в спорте. М., «Физкультура и спорт», 1975. ¦
  140. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1974.
  141. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1972. 175 с.
  142. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980., -224 с.
  143. Е.С. О переносе выносливости при спортивной тренировке у учащихся вспомогательных и массовых школ. «Специальная школа», 1966, № 3
  144. JI.B. Об управлении движениями человека. М., «Физкультура и спорт», 1970.
  145. С.Ю. Развитие пространственной точности движений уучащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания:1
  146. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. -М, 1971. — 18 с.
  147. С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы// Дефектология. 1980. — № 3. — с. 33−37.
  148. С.Ю. Использование физических упражнений с учащимися вспомогательной школы // Тезисы докладов IX научной сессии по дефектологии. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1983. — с. 139.
Заполнить форму текущей работой