Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Их соотношение и взаимодействие
![Диссертация: Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Их соотношение и взаимодействие](https://gugn.ru/work/2503456/cover.png)
Исследования. Происходящие в мире кардинальные изменения многих сторон социальной жизни индивидов, обществ и государств привели к серьезной трансформации политико-правовых основ взаимоотношений государств и народов и всей системы международных отношений в целом. Невиданные ранее по своей интенсивности процессы всемирной интернационализации международной жизни, политико-экономической интеграции… Читать ещё >
Содержание
- список основных сокращений
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ ПУБЛИЧНЫЙ ПОРЯДОК И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
- 1. 1. Публичный порядок в праве: история вопроса
- 1. 2. Понятие публичного порядка в правовых системах государств
- 1. 2. 1. «Публичный порядок» во внутреннем законодательстве государств (на примере России и Франции)
- 1. 2. 2. Доктринальные толкования концепции публичного порядка
- 1. 3. «Публичный порядок» в международной правовой системе
- 1. 3. 1. Предпосылки и особенности формирования международноправовой категории «публичный порядок»
- 1. 3. 2. Место и роль публичного порядка в системе международного права
- 1. 3. 2. 1. Понятие «м еждународный публичный порядок»
- 1. 3. 2. 2. Содержание понятия «международный публичный порядок»
- 1. 3. 3. Международная защита прав человека — определяющий фактор формирования международного публичного порядка
- 1. 3. 4. Содержание международных публичных интересов в области прав человека
- 2. 1. Формирование европейского публичного порядка и европейского правового пространства
- 2. 1. 1. «Европейский публичный порядок» и ЕКПЧ
- 2. 1. 2. «Европейское правовое пространство» и ЕКПЧ
- 2. 2. Европейская конвенция о защите права человека и основных свобод — базовый системообразующий акт публичного порядка и правового пространства Европы
- 2. 2. 1. Намерения сторон и обязательный характер ЕКПЧ
- 2. 2. 1. 1. Право на межгосударственную жалобу
- 2. 2. 1. 2. Право на индивидуальную жалобу
- 2. 2. 2. Роль интерпретационной деятельности ЕСПЧ
- 2. 2. 2. 1. Принцип реальности и эффективности прав
- 2. 2. 2. 2. Принцип консенсуальной интерпретации
- 2. 2. 2. 3. Правозащитный стандарт и роль судебного прецедента
- 2. 2. 1. Намерения сторон и обязательный характер ЕКПЧ
- 2. 3. 1. Нормы ЕКПЧ в контексте европейского публичного порядка
- 2. 3. 2. Практика ЕСПЧ в контексте европейского публичного порядка
- 2. 4. 1. Государства «старой демократии»
- 2. 4. 2. Государства «новой демократии» (на примере Российской Федерации)
- 3. 1. Эволюция правовых основ ЕС в области защиты прав человека
- 3. 1. 1. Присоединение к международным конвенциям
- 3. 1. 2. Судебный путь закрепления основных прав человека
- 3. 1. 3. Нормативная база по правам человека
- 3. 1. 3. 1. Различия между Маастрихтским и Амстердамским договорами в правовом регулировании гарантий прав человека
- 3. 1. 3. 2. Хартия ЕС об основных правах
- 3. 2. 1. Выделение коммунитарного публичного порядка
- 3. 2. 2. Коммунитаризация внутреннего публичного порядка
- 3. 2. 3. Особенности коммунитарного правопорядка
- 3. 2. 3. 1. Верховенство и прямое действие коммунитарного права
- 3. 2. 3. 2. Обязательный характер коммунитарных правозащитных норм
- 3. 2. 3. 3. Система судебных гарантий
- 3. 3. 1. Коммунитарные тексты в контексте коммунитарного публичного порядка. ¦ 153"'
- 3. 3. 1. 1. Конституционные принципы Европейского Союза
- 3. 3. 1. 2. «Мягкое интегрирование» ЕКПЧ в коммунитарный договор
- 3. 3. 1. 3. Нормы Хартии ЕС об основных правах в контексте коммунитарного публичного порядка
- 3. 3. 2. Коммунитарная судебная практика
- 3. 3. 3. Характер взаимодействия двух публичных порядков
Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Их соотношение и взаимодействие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Происходящие в мире кардинальные изменения многих сторон социальной жизни индивидов, обществ и государств привели к серьезной трансформации политико-правовых основ взаимоотношений государств и народов и всей системы международных отношений в целом. Невиданные ранее по своей интенсивности процессы всемирной интернационализации международной жизни, политико-экономической интеграции, сближения и унификации правовых систем в корне изменили многие привычные формы внутренней и международной общественной жизни и наши представления о них. Широко распространенными стали такие понятия как «мировой порядок», 1 «международный порядок», «международный публичный порядок», «новый международный порядок», 4 «публичный экономический порядок», 5 «новый с 7 экономический порядок», «новый коммерческий порядок», «новый экологический порядок"8 и другие, появление которых в научном обороте отражает современные закономерности развития мирового сообщества в эпоху глобализации. Появление данных понятий подтверждает факт формирования у мирового сообщества государств целого ряда общих интересов, которые в силу своей особой значимости создают «новую публичность"9 в рамках межгосударственных отношений.
В ряду таких «судьбоносных» изменений находятся и происходящие в Европе в последние десятилетия радикальные социально-политические преобразования, приведшие к коренной трансформации политического и правового ландшафта.
1 См. об этом, например: Шахназаров Г. Х. Грядущий миропорядок. М., 1981.
2 См. об этом, например: Международный порядок: политико-правовые аспекты. М., 1986.
3 См. об этом, например: QUADRI R. Cours general de droit international public. // Recueil des cours de l’Academie de droit international. La Haye. 1964. T. 3.
4 CORTEN O., DELCOURT В., HERMAN P., KLEIN P., PAYE O., REMACLE E., ROBERT E., SALMON J. A la recherche du nouvel ordre mondial. (2 Vol.). Coll. «Interventions». Paris. Ed. Complexe. 1993; Rosenau J. N., Czemp? l E. O. Governance without Government: Order and Change in World Politics // Cambridge Studies in International Relations. Cambridge University Press. 1992.
5 Предпринимательское право Российской Федерации Под. ред. Губина Е. П., JIaxho П.Г. М., 2003. См. также: Farjat G. L’ordre public economique. Paris. Ed. L.G.D.J. 1963.
6 См. об этом, например: Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. М., 2003.
7 Brault D. Droit de la concurrence compare / Vers un ordre concurrentiel compare. Paris. Ed. Economica. 1995. См. также: KhavandF.A. Le nouvel Ordre commercial mondial / Du GATT a l’OMC. Paris. Ed. Nathan. 1995.
8 Ferry L. Le nouvel ordre ecologique. Paris. Ed. Grasset. 1992.
9 Тихомиров Ю. А. Публичное право. M., 1995. С. 266−270. европейского континента. Именно Европа в силу целого ряда объективных и субъективных факторов выдвинулась в центр мировых социально-политических поисков, экспериментов и реформ, став своего рода «экспериментальной площадкой» для многих глобальных политических проектов и мировой «законодательницей политических и правовых мод». Во многом благодаря европейскому новаторству в политический лексикон и в юридическую науку были введены и новые понятия и категории. С началом глубокой структурной и содержательной перестройки межгосударственных отношений в Европе появились и новые понятийные обозначения происходящих процессов: «общеевропейские публичные интересы», «общеевропейский публичный порядок», «общеевропейское правовое пространство», вызвавшее, однако, неоднозначное восприятие в политических и научных кругах и среди широкой европейской общественности.
Автор акцентирует внимание на прогрессивном, по его мнению, характере данных явлений, становление которых охватывает лишь относительно небольшой промежуток времени. Данный факт ограничивает в определенной степени возможности анализа, является причиной недостаточного внимания к данной проблеме, но в то же время свидетельствует и об актуальности избранной проблематики исследования.
Степень исследования темы.
1. В российской юридической науке практические и теоретические проблемные вопросы, касающиеся понятия и содержания таких категорий и явлений как «европейский публичный порядок» и «европейское правовое пространство», их соотношение и взаимодействие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ), еще не подвергались специальному исследованию.
Сам термин «европейское правовое пространство» как юридический аспект общеевропейского процесса и часть формирования «общеевропейского дома», появившись в ходе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 19 731 975 гг., применялся вначале для обозначения гуманитарных разделов Заключительного акта СБСЕ: VII принципа (уважение прав и свобод человека) и «третьей корзины» (сотрудничество в гуманитарной сфере). Этим и объясняется тот факт, что те редкие журнальные статьи в советской печати, которые были посвящены этому вопросу, представляют собой изучение данной проблемы, прежде всего, в рамках хельсинского гуманитарного процесса.10 К сожалению, журнальная форма работ обусловила их чисто обзорный характер, с преобладанием скорее интродуктивного подхода, не сопряженного с глубоким анализом правовой сущности этих явлений. Кроме того, появление данных работ приходится на специфический временной промежуток, когда в 90-е годы XX века, в результате известных событий в центральной и восточной частях Европы, с особой остротой встал вопрос о будущем развитии «старого» континента. Этот факт объясняет одномоментное акцентирование внимания к данному вопросу. Последовавшее за этим охлаждение интереса к этой проблематике может быть объяснено чисто объективными причинами. По мнению автора, сам тезис формирования европейского правового пространства изначально был рассмотрен с позиций, не позволивших в полной и доказательной форме его обосновать. Основным событиям, побудивших автора реанимировать эту проблематику, еще только предстояло произойти. Речь, как можно догадаться, идет о значимом расширении состава Совета Европы (его членами стали почти все европейские государства) и присоединении его государств-членов к базовым основополагающим правовым актам и жесткому контрольному механизму данной международной организации, подтвердивших тем самым свою заинтересованность в развитии европейского публичного порядка. Специфика правозащитного механизма, установленного в рамках именно Совета Европы, позволяет, по мнению автора, наиболее полно приблизиться и к изучению концепции «европейского правового пространства». К сожалению, лишь немногочисленные.
10 См.: Беляев С. А. О концепции «европейского правового пространства» // Советское государство и право. 1991. № 7. С. 120−124- резник a.B. Формирование европейского правового пространства: некоторые проблемы // Советский журнал международного права. 1991. № 1. С. 46−50- архилкж В. Европейское правовое пространство: действительность и перспективы // Закон и жизнь. Кишинев, 1991. № 9. С. 53−54- Саидов А. Х. Концепция «европейского правового пространства»: проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 1992. № 3. С. 59−92- смирнов и.а. «Общеевропейский дом» и европейское правовое пространство // Московский журнал международного права. 1992. № 3. С. 93−106- Лесаж М. Права человека, правовое государство и европейское правовое пространство /¡-Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. работы последних лет11 восприняли представившуюся возможность развить то рациональное зерно, которое было заложено в первых попытках анализа вышеуказанной концепции.
2. Слабая научная исследованность в российской науке проблем европейского публичного порядка и правового пространства во многом объясняется парадоксальностью сложившейся традиции. «Публичный порядок», являясь категорией публичного права, в законодательстве и юридической практике традиционно используется прежде всего в контексте частно-правовых проблем применения «оговорки о публичном порядке» к коллизионным ситуациям с иностранным элементом. Отсутствие исследований публичного порядка учеными публичного права создало в этом вопросе научный вакуум. Поэтому, несмотря на то, что данная законодательная оговорка отсылает всех правоприменителей (включая и ученых) к публично-правовому институту «публичный порядок», в литературе категория «публичный порядок» традиционно исследуется в рамках науки международного частного права при анализе особенностей использования коллизионных норм и связанной с ними «оговорки о публичном порядке». Это, безусловно, ограничивало исследовательский охват проблемы и не могло не сказаться на состоянии ее исследования и широте восприятия категории «публичный порядок» (поэтому многими она ошибочно воспринимается как л категория частного права).
3. Во французской, как и в целом в западноевропейской, правовой науке данные вопросы нашли самое широкое отражение. Ограничиваясь только рамками французской доктринальной школы, отметим следующие закономерности исследования вопросов европейского публичного порядка и правового пространства. Наряду с традиционным восприятием публичного порядка как института международного частного права, 12 существует целый ряд исследований, в которых публичный порядок уже рассматривается как самостоятельная категория в п См., например: Горшкова С. А. Интегрирование России в европейское правовое пространство (О выполнении Россией правовых обязательств перед Советом Европы) // Московский журнал международного права. 2000. № 4. С.152−164.
12 См. например: PlLLET A. De l’ordre public en droit international prive. Paris. Ed. L. Larose et Forcel. 1890- malaurie Ph. Les contrats contraires a l’ordre public (Etude de Droit civil compare: France, Angleterre, U.R.S.S.). Th. Reims. Ed. Madot-Braine. 1953; Mayer P. Droit international prive. 5e ed. Paris. Ed. Montchrestien. 1994.
1 я рамках международного публичного права. Существует также целый ряд работ, в которых анализируется собственно европейский публичный порядок.14 Нельзя не отметить и те исследования, в которых анализ публичного порядка происходит одновременно с позиций права Совета Европы (СЕ) и права Европейского Союза (ЕС).15 И, наконец, есть отдельные работы, в которых публичный порядок рассмотрен в рамках коммунитарного правопорядка ЕС.16 Применительно к «европейскому правовому пространству» можно выделить две основные тенденции. Первая характеризует подход к исследованию данного пространства лишь в рамках.
17 права ЕС. Вторая тенденция связывается с более широкими доктринальными подходами, в которых вопросы европейского правового пространства рассматриваются в рамках права СЕ. Одним из последних ярких тому примеровкнига двух французских авторов, изданная Советом Европы в 2005 г. под названием — «Право Совета Европы — к созданию панъевропейского правового пространства». 18 Источниковедческой базой исследования послужили международные нормативно-правовые и судебные материалы, а также правовая доктрина.
Нормативно-правовые и судебные материалы: учредительные договоры Европейских Сообществ и ЕС и нормативные акты их институтовучредительные и другие основные нормативные акты СЕконституции й законодательство государств-членов СЕ. С учетом приоритета, отданного в работе гоучению механизма гарантий прав человека, главный акцент был сделан именно на анализ.
13 См. например: slbert M. Traite de droit international public. Paris. Ed. Dalloz. 1951; Quadri R. Cours general de droit international public. // Recueil des cours de l’Academie de droit international. La Haye. 1964.
14 См. например: Andriantsimbazovina J. L’elaboration progressive d’un ordre public europeen // C.D.E. 1997; sudre F. Existe-t-il un ordre public europeen? Il Quelle Europe pour les Droits de l 'Homme? Ta vernier P. (dir.). Bruxelles. Ed. Bruylant. 1996.
15 См. например: picheral C. Recherches sur une notion complexe en droit communautaire et en droit europeen des droits de l’Homme. Th. Montpellier I. 1999.
16 См. например: Karydis G. L’ordre public dans l’ordre juridique communautaire: un concept a contenu variable. Il Revue Trimestrielle de Droit europeen. 2002. № 1- sousse M. Etat de droit, Communaute de droit et Union de droit face a l’ordre public et a l’insecurite interieure. // De la Communaute de droit a l’Union de droit / Continuites et avatars europeens. Rideau J. (dir.). Paris. Ed. L.G.D.J. 2000.
17 См. например: CONSTANTINESCO L.-J. Federalisme — constitutionalisme ou fonctionnalisme? (Reflexions sur la methode de l’integration europeenne). Il Melanges Fernand Dehousse. Paris-Bruxelles. Ed. Nathan-Labor. 1979, BOULOUIS J. Droit Institutionnel de l’Union europeenne. 5e ed. Paris. Ed. Monchrestien. 1995.
18 BenoIT-Rohmer F, Klebes H. Le droit du Conseil de l’Europe: vers un espace juridique paneuropeen. Strasbourg. Conseil de l’Europe. 2005. судебной практикивсестороннему анализу были подвергнуты судебные решения и консультативные заключения международных судебных учреждений.
Доктринальные источники: в ходе исследования диссертант опирался на теоре-тические и практические положения и выводы, сформулированные в трудах таких известных ученых-юристов как дореволюционного (А.Н. Макаров,.
A.Н. Мандельштам, Ф. Ф. Мартене, М.М. Сперанский), так и советского и российского периодов: И. Н. Барциц, М. М. Богуславский, JI.H. Галенская,.
B.А. Карташкин, С. Ю. Кашкин, А. И. Ковлер, В. Н. Лихачев, JI.A. Лунц,.
C.А. Малинин, С. Ю. Марочкин, А. П. Мовчан, Т. Н. Нешатаева, И. Б. Новицкий, А. Н. Талалаев, О. И. Тиунов, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Г. И. Тункин, Л. М. Энтин, М. Л. Энтин и др.
Большое значение сыграли и работы таких видных представителей западной правовой науки как III. де Вишер, В.-Ж. Гансхов Ван дер Меерсш, М. Делмас-Марти, Л. Дюбуа, Ж. П. Жаке, Б. Зимма, Р. Колб, Л.-Ж. Константинеско, Ж. Кохен-Джонатан, П. Майер, Ж. Малинверни, Ф. Малори, М. Ориу, П. Пескаторе, А. Пилпет, П. Рейтер, Ф. Риго, П. Рубье, Ф. Сюдр, Ж.-Ф. Флосс, А. Эйсмен и др.
В процессе исследования использовались материалы из библиотечного фонда и информация на электронных носителях Санкт-Петербургского государственного университета, Российской Государственной библиотеки, Парижской библиотеки им. Ф. Миттерана, Парижской библиотеки права CUJAS, библиотек университетских центров Франции (Страсбурга, Ренна, Нанси), Бельгии (Брюссель, Лёвен), а также библиотечных фондов Европейской Комиссии в Брюсселе и Люксембурге, Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
Весьма полезной для данного исследования стала стажировка в Европейской Комиссии в Брюсселе, которая сделала возможным как знакомство с материалами ЕС, так и общение с ведущими специалистами-практиками в области европейского права.
Научная новизна работы состоит в следующем:
— впервые в комплексном виде исследованы правовые основы формирования «европейского публичного порядка» и «европейского правового пространства» и раскрыты их содержание, концепции и тенденции развития;
— изучение данных процессов происходит не в изолированном правовом контексте функционирования автономных европейских объединений, а построено на их многоаспектном исследовании как взаимосвязанного единого комплексного явления, которое характеризует в настоящее время динамику и приоритеты межгосударственного сотрудничества в современном мире;
— впервые Европейская конвенция о правах человека рассмотрена как системообразующее ядро европейского публичного порядка и правового пространства;
— обозначен принципиально новый подход к оценке «человеческого измерения» на региональном уровне как к решающему фактору, определяющему глубинный смысл, субстанцию интеграции и кооперации в Европе.
Объектом исследования являются материально-правовая и доктринально-правовая сферы европейского межгосударственного сотрудничества.
Предметом исследования стали «европейский публичный порядок» и «европейское правовое пространство» как новые правовые явления и их формирование и развитие во взаимодействии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в общем контексте соотношения международного и внутреннего правопорядков.
Цель и задачи исследования
Основная цель исследования — изучение проблем, связанных со становлением «европейского публичного порядка» и «европейского правового пространства» в контексте общих международно-правовых тенденций формирования единого мирового правопорядка.
Вышеуказанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
— Обосновать необходимость пересмотра устоявшихся подходов и оценок категории «публичный порядок»;
— Обосновать объективность существования и охарактеризовать содержание публичного порядка в межгосударственной среде;
— Обозначить основные признаки и содержание европейского публичного порядка и европейского правового пространства;
— Обосновать роль ЕКПЧ как системообразующего ядра европейского публичного порядка в рамках европейского правового пространства;
— Выделить основные признаки и содержание коммунитарного публичного порядка ЕС;
— Раскрыть характер и сущность взаимодействия межгосударственных объединений в Европе в контексте общего европейского публичного порядка.
Методы исследования. Диссертант руководствовался следующими методами и приемами познания: диалектическим, формально-логическим, проблемно-теоретическим, системно-структурным и методом сравнительно-правового анализа. Следует особо отметить значение трех последних из них.
Проблемно-теоретический метод позволил диссертанту разрешить ряд проблем, связанных с неразработанностью или слабой разработанностью многих принципиальных аспектов исследуемой тематики.
Научно-познавательные возможности метода системно-структурного анализа позволили автору исследовать взаимоотношения между сложными организационно-правовыми компонентами в рамках европейского правового пространства, хотя и объединенных в исследовании вокруг механизма защиты прав человека, но в .то же время отличающиеся друг от друга как по своей структурной организации, так и по механизму осуществления поставленных перед ними задач.
Метод сравнительного анализа сыграл в работе наиболее значительную роль. При обращении к нему диссертант руководствовался двумя основными правилами. Во-первых, сравнительно-правовой анализ основывался на оперировании исключительно правовыми нормами соседних или сопредельных институтов, отраслей или правовых систем, правовая общность которых определялась наличием общего объекта правового регулирования. Во-вторых, при рассмотрении взаимодействия различных независимых субъектов европейского правового пространства анализ строился, исходя из наличия общей точки взаимодействия или общего предмета правового регулирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного анализа международно-правовых документов и международной судебной практики, а также теоретических разработок российских и западноевропейских авторов выявлены новые подходы к рассмотрению целого ряда категорий и явлений как внутригосударственного, так и международного права в сфере общеевропейского сотрудничества, по новому поставлен и рассмотрен целый ряд важных концептуальных проблем.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы юристами, специализирующимися по международному публичному и европейскому праву, а также проблемам международного частного права. Особое внимание было уделено освещению вопросов, малоизвестных в научных и академических кругах. Таким образом, материалы диссертации могут найти применение при чтении курсов международного публичного, частного и европейского права.
Ряд элементов исследования имеет практическую значимость для законодателя при приведении национального правового массива в соответствие с нормами ЕКПЧ. Фактологический материал и примеры из судебной практики Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) могут быть использованы в конкретных делах представителями защиты и индивидуальными заявителями, а также непосредственно национальными судами.
Основные выводы и предложения, выносимые на защиту.
1. Многовековые идеи и предложения об объединении государств Европы, включая и известные проекты «Соединенных Штатов Европы», начали находить конкретные практические воплощения во второй половине XX века. Возлагавшиеся в 70-е — 80-е годы XX века надежды на активную и эффективную объединительную роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в создании «общеевропейского дома» и формировании «единого европейского правового пространства» не оправдались. На рубеже XX — XXI вв. объективно в ведущую международную организацию Европы и Северной Азии на огромном евразийском пространстве от Гренландии до Чукотки превратился Совет Европы. Этому способствовали: детально разработанные учредительные и правоустанавливающие акты СЕзакрепление в правовых актах СЕ общих общеевропейских стандартов по широкому спектру прав и свобод человекадействующий уникальный правозащитный механизм политического и судебного контроля в рамках СЕширокая и глубокая имплементационная деятельность государств СЕ по внедрению конвенционных норм СЕ и прецедентной практики ЕСПЧ в свои правовые системывсе расширяющийся и углубляющийся процесс сближения правовых систем государств-членов СЕ и унификации их законодательства и правоприменительного процесса.
Все это, по мнению диссертанта, и обусловило выдвижение СЕ на ведущую роль в формировании качественно новых международно-правовых феноменов — единого европейского публичного порядка и единого европейского правового пространства.
2. Объективно возникновение и признание государствами Европы наличия у них общих публичных интересов экономического, политического, финансового, экологического, информационного, культурного, правового и т. п. характера привело к постепенной выработке ими единых правил взаимного поведения — стал формироваться общий европейский публичный порядокв свою очередь, становление и развитие единого европейского публичного порядка обусловило возникновение и развитие единого европейского правового пространства, юридическую основу которого составили основополагающие принципы и нормы европейского публичного порядка. Ядром этих правовых феноменов стал правозащитный механизм Совета Европы.
3. Активное действие европейского публичного порядка требует уточнения самого понятия и содержания категории «публичный (или общественный) порядок». Нуждается в существенной корректировке сложившееся в правовой теории и практике восприятие публичного порядка как явления, категории и объекта преимущественно частно-правового характера. По своему назначению, названию и существу «публичный порядок» — это явление и категория публичного права. Однако, зародившись в начале XVIII века в частно-правовой среде лишь в терминологической формуле для обозначения возникшего тогда нового отсылочного правового института — «оговорки о публичном порядке» — публичный порядок с сих пор традиционно затрагивается практикой и рассматривается доктриной в рамках частного права, что, с одной стороны, не соответствует его природе, существу и функциям, а, с другой, — не позволяет глубже понять и исследовать его в качестве сложного, противоречивого, но уникального социального феномена.
4. Публичный порядок («ordre public» во Франции, «offentliche Ordnung» в Германии, «public policy» в Великобритании, «offentlig orden» в Голландии, «ordine publico» в Италии, «ordino publico» в Испании и т. д.) является необходимой составляющей правопорядка любого государства. Но законодательство государств прямо не раскрывает его понятие и содержание. Используемые в законодательствах формулировки, связанные с категорией «публичный порядок» -«общественная безопасность», «добрые нравы», «основы общественного строя», «правовые основы» и т. п. — весьма расплывчаты, неконкретны, носят в основном явно выраженный морально-политический оттенок, субъективны в их восприятии, а поэтому чрезвычайно трудны для объективного и точного использования административными и судебными органами государств в реальных правоприменительных ситуациях.19 По мнению диссертанта, на этом фоне значительно предпочтительней выглядит позиция российского (советского) законодательства, в котором stot вопрос нашел более приемлемое (хота далеко и не совершенное) решение путем использования иной терминологической формулировки — «публичный порядок (основы правопорядка)», — грамматическое и логическое толкование которой позволяет сделать вывод, что суть публичного порядка России — это основы правопорядка страны.
5. Требует, по мнению автора, нормативно-правового разрешения сложившаяся во внутригосударственном и международном правотворчестве и юридической практике уникально-парадоксальная ситуация, когда конвенции, законодатель и суды по публично важным вопросам и спорам отсылают к правовой норме — публичному порядку, не определив при этом ее понятие, состав,.
19 Весьма образно охарактеризовал сложившееся положение с использованием категории «публичный порядок» французский ученый Ф. Малори: «Никто не может определить его существо, каждый — в полном неведении, но все его используют.» // Malaurie Ph. Les contrats contraires a l’ordre public (Etude de Droit civil compare: France, Angleterre, U.R.S.S.). Th. Reims. Ed. Madot-Braine. 1953. P. 3. признаки и другие необходимые характеристики, оставляя все это на субъективное восприятие и усмотрение судей или других уполномоченных правоприменителей. Выходом из этого могло бы стать законодательное закрепление или судебное толкование содержания данной правовой категории.
6. Переход и на внутригосударственном, и на международном уровнях от понимания категории «публичный порядок» как морально-политико-правовой к ее пониманию (и, что особенно важно — к административному и судебному применению) как к юридической категории соответствует общемировым тенденциям по юридизации управления общественными отношениями, к формированию правовых государств и международных правовых сообществ, в которых проблема соотношения права и политики, принятия решений с учетом «политической целесообразности» или на основе «требований права» решается в сторону верховенства права. А сам термин «публичный порядок» — это дань традиции.
7. По своему происхождению «публичный порядок» — категория внутреннего права государств. Однако объективные факторы, обусловившие появление в XX веке у государств общих международных интересов, создание и формирование реализующих их нормативно-правовых и организационно-правовых форм, привели к возникновению и международного публичного порядка, призванного при помощи политических и правовых норм и механизмов целенаправленно воздействовать на международные общественные отношения и упорядочить взаимоотношения между всеми участниками мирового сообщества государств и народов с целью более эффективного управления международными процессами в интегрирующемся и глобализирующемся мире.
8. Особенностью становления европейского публичного порядка и европейского правового пространства является то, что их базовым содержательным ядром стали гуманитарно-правовые нормы, а организационно-правовым каркасом и системообразующими актами — Совет Европы, его Устав и ЕКПЧ. Уникальную, не имеющую аналогов, роль в обеспечении публичных интересов европейских государств играет Европейский Суд по правам человека, а в последние годы — и Суд Европейских сообществ. Это выражается в признании, подтверждении и усилении роли и высокой юридической значимости всей совокупности прав и свобод человека. Вышеуказанные суды в своей деятельности подтвердили существование общеевропейских публичных интересов государств и основанного на этих интересах европейского публичного порядка.
9. Дифференциация и содержание публичных интересов европейских государств, объединенных в разных институционных формах, обусловили также выделение на региональном уровне двух форм надгосударственного публичного порядка. В рамках СЕ — это общий европейский публичный порядок (ЕПП). Возникший в рамках ЕС коммунитарный правопорядок характеризуется наличием собственной формы публичного порядка — коммунитарного публичного порядка (КПП). Выделение КПП уникально в силу особых характерных черт самого коммунитарного права ЕС, а именно: верховенство, обязательный характер и прямое действие правовых норм, судебный механизм, гарантирующий их выполнение. Судебные гарантии, в свою очередь, подкреплены механизмом политического контроля, действующего в отношении государств-членов ЕС.
10. Беспрецедентные роль, значение и правовая сила воздействия на государства ЕКПЧ в контексте европейского публичного порядка и правового пространства и соотношения с нормами внутреннего права государств обусловлены субсидиарным характером Конвенции, юридической четкостью и обязательностью ее норм, четким контрольным механизмом. На сегодня все государства Европы признали за Конвенцией высшую императивную силу на общеевропейском правовом поле и во внутреннем праве государств-участников. Это находит свое подтверждение и в практике ЕСПЧ, прямо «признавшего ЕКПЧ в качестве «конституционного инструмента европейского публичного порядка». Уникальный характер ЕКПЧ вытекает из самой ее правовой природы, в основе которой лежит отказ от условий взаимности обязательств государств взамен признания приоритета общеевропейских обязательств государств и обеспечение ее соблюдения широкими совместными коллективными гарантиями.
11. Высокая степень правового взаимодействия европейских государств подтверждает концепцию единого правового пространства в Европе. В его основеосновополагающие правовые акты и организационно-правовые механизмы СЕ, объединившие европейские государства. Само европейское правовое пространство в контексте его рассмотрения с позиций права СЕ предстает, таким образом, как единое пространство общего наследия европейских государств, вне зависимости от их принадлежности к тем или иным общеевропейским организациям или интеграционным объединениям. Реальными физическими рамками европейского правового пространства являются не просто географические показатели, а, прежде всего, правовыесейчас оно включает в себя правовое пространство в границах всех 46 государств-участников СЕ и ЕКПЧ.
12. Формирование и обеспечение эффективного функционирования «европейского публичного порядка» и «европейского правового пространства» проходит в сложных условиях согласования позиций и координации действий европейских государств, находящихся под воздействием различных внутренних и внешних факторов объективного, а часто и субъективного характера. Однако в исторической перспективе концепции «европейского публичного порядка» и «европейского правового пространства» носят ярко выраженный прогрессивный характер, отражая общие тенденции мирового развития, юридически обеспечивая значительно более благоприятные условия для развития государств, народов и индивидов, совместного решения существующих’и вновь возникающих проблем индивидуального или коллективного характера.
Структура диссертации обусловлена объектом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав (включающих параграфы и подпараграфы), заключения, списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование, по мнению автора, позволило выявить несколько принципиальных моментов, важных для понимания состояния и перспектив развивающегося общего правового пространства в Европе и его неотъемлемого элемента — общего публичного порядка.
Стремительность меняющейся политической и правовой картины Европы поразительна и беспрецедентна. Сегодня Европа совершенно не та, какой она была даже 15 лет назад, не говоря уже о 25 и тем более о 50 годах тому назад. Объективные процессы общественного развития в конце XX — начале XXI веков вызвали к жизни необходимость ускоренного осуществления в Европе интеграционных процессов, объединения усилий государств в решении общих, совпадающих или близких для них проблем, более четкого формулирования общих для многих государств интересов в области экономики, финансов, политики, коммуникаций, информатизации, социальной сферы, экологии, противодействия преступности, появившимся новым вызовам и угрозам. Постепенное возрастание в международной деятельности государств удельного веса общих для всех государств интересов за счет уменьшения удельного веса собственных, своекорыстных и индивидуальных интересов — так называемых публичных интересов — привело к расширению и укреплению общего европейского публичного порядка.
Характерной особенностью европейского публичного порядка явилось то, что его системообразующим ядром стал сформировавшийся в Европе уникальный и не имеющий аналогов в мире общеевропейский правозащитный механизм.
В Европе, достигшей колоссальных успехов в развитии науки, техники и культуры, занявшей передовые позиции по уровню цивилизации, в то же время были развязаны две катастрофические по своим антигуманным последствиям мировые войны и жесточайший балканский кризис конца XX века с невиданными по масштабам нарушениями прав человека. Поэтому вопрос защиты прав человека и основных свобод прочно занимает одно из центральных мест в общей массе национальных и международных публичных интересов государств Европы.
Приоритетное внимание к правозащитной проблематике прослеживается как на уровне внутреннего, так и на уровне международного правопорядков.
Более полувека здесь развиваются процессы по сближению государств, их объединению вокруг ценностей, составляющих общее европейское наследие. Главными составляющими данного наследия являются права и основные свободы человека, а также связанные с ними принципы демократии и верховенства права. Одними из основных субъектов европейского объединительного процесса являются Совет Европы и Европейский Союз.
Расширение плодотворного сотрудничества европейских государств, в независимости от их принадлежности к тем или иным межгосударственным организациям и объединениям, невозможно без надежной правовой основы. В связи с этим одним из приоритетных направлений объединительных процессов в Европе является установление единого европейского публичного порядка и основанного на нем европейского правового пространства.
Исследование позволяет прийти к выводу о том, что и «европейский публичный порядок», и «европейское правовое пространство» могут и должны быть охарактеризованы с позиций их соотнесения с ЕКПЧ. Данная Конвенция закрепляет общие для различных европейских государств высокие правовые стандарты в правозащитной области. Данные стандарты объективно существуют и подкреплены эффективным механизмом своего обеспечения. Само соотнесение ЕКПЧ с европейским правовым пространством и с европейским публичным порядком — не случайно. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. может быть по праву признана одним из наиболее успешных международно-договорных актов в области защиты прав человека. Одним из достоинств Конвенции является то, что ее положения постоянно развиваются и дополняются, а соответственно, будут развиваться и крепнуть и связанные с ней новые правовые категории — общий европейский публичный порядок и единое европейское правовое пространство.
Список литературы
- Международные нормативно-правовые и иные официальные акты
- Венская Конвенция о праве международных договоров (23 мая 1969 г.) И Международное публичное право. Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК. 1996.
- Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) И Международные акты о правах человека. Сб. документов. Сост. КАРТАШКИН В.А. и ЛУКАШЕВА Е.А.М.: Норма. 2002.
- Декларация основных прав и свобод ЕЭС (12 апреля 1989 г.) // JOCE, п° С 120/52, 16.5.1989.
- Декларация Парламента, Совета и Комиссии ЕЭС (5 апреля 1977 г.) И JOCE, п° С 103/1,27.4.1977.
- Декларация тысячелетия ООН (8 сентября 2000 г.). Резолюция № 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН. // Resolutions et decisions adoptees par l’Assemblee generale au cours de sa cinquante-cinquieme session. Vol. I (suppl. № 49).
- Директива № 64/221/CEE (25 февраля 1964 г.) Il JOCE, n° 56/850,4.4.1964.
- Договор, учреждающий Конституцию для Европы. // JO, п° С 310, 16.12.2004.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.) II С.З. РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
- Женевские Конвенции о защите жертв войны (12 августа 1949 г.) // Международные акты о правах человека. Сб. документов. / Сост. КАРТАШКИН В .А. и ЛУКАШЕВА Е.А. М.: Норма. 2002.
- Коммуникация Комиссии ЕС «La nature de la Charte des droits fondamentaux de l’Union europeenne"Il Com. (2000) 644.
- Коммуникация Комиссии ЕС „Vers un espace de liberte, de securite et de justice“ // Com. (1998) 459.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) // Международные акты о правах человека. Сб. документов. / Сост. КАРТАШКИН В .А. и ЛУКАШЕВА Е. А. М.: Норма, 2002.
- Меморандум Комиссии ЕЭС (3 мая 1979 г.) // Bull. С.Е. suppl. 2/79.
- Раппорт Комиссии ЕЭС (4 февряля 1976 г.) „La protection des droits fondamentaux lors de la creation et du developpement du droit communautaire“ II Bull. C.E. suppl. 5/76.
- Резолюция Парламента ЕЭС (22 апреля 1979 г.) И ЮСЕ, п° С 127,21.5.1979.
- Резолюция Парламента ЕЭС (29 октября 1982 г.) II ЮСЕ, п° С 304,22.11.1982.
- Резолюция Парламента ЕЭС для межправительственной конференции (13 марта 1996 г.) // Doc. РЕ А4−0068/96.
- Устав Организация Объединенных Наций (26 июня 1945 г.) // Действующее международное право в 3-х томах. Т. 1. М., 1999.
- Хартия ЕС об основных правах (7 декабря 2000 г.) // ЮСЕ, п° С 364/1, 18.12.2000.
- Хартия об основных социальных правах ЕЭС (9 декабря 1989 г.) // Com. (89) 471 final.1. Нормативные акты Российской Федерации
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 г. // С.З. РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
- Гражданский Кодекс РФ 2001 г. (часть 3) // С.З. РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
- Гражданско-процессуальный кодекс РФ 2002 г. // С.З. РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338−1 „О международном коммерческом арбитраже“ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1240.
- Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Официальный текст. М., 2004.
- Семейный кодекс РФ 1995 г. // С.З. РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
- Федеральный Закон „О международных договорах РФ“ 1995 г. // С.З. РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
- Гражданский Кодекс Германии 1896 г. (BGB) // Burgerliches Gesetzbuch. Deutscher Taschenbuch Verlag. 1987.
- Гражданский Кодекс Франции 1804 г. II Code Civil des Francais. Paris. Ed. Imprimerie de la Republique. 1804.
- Конституция Франции (4 октября 1958 г.) // La Constitution de la republique francaise. Analyses et commentaires luchaire f., conac g. (dir.). 2e ed. Paris. Ed. Economica. 1987.
- Основной закон Германии 1949 г. (Bonner Grundgesetz) // Maunz/Durig/Herzog. Grundgesetz-Kommentar. Munich/Berlin. 1985.1. Словари, справочники и комментарии
- Большой энциклопедический словарь. Под. ред. прохорова А.М. СПб., 1999.
- Большой юридический энциклопедический словарь. Сост. и автор вст. ст. барихин а.б. м., 2003.34. буше-сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права. М., 2004.
- КАШКИН С. Ю. Хартия ЕС об основных правах / Комментарий. М., 2001.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный). Под. ред. ануфриевой Л.П. М., 2004.
- Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. Под. ред. туманова В а., энтина JIM. m., 2002.
- Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского Кодекса РФ. Под общ. ред. эрделевского А.М. М., 2001.
- Право Европейского Союза: Документы и комментарии. Под. ред. КАИЖИНА С.Ю.М., 1999.
- Юридическая энциклопедия. Под. ред. тихомирова М.Ю. М., 2000.
- Dictionnaire de droit international public. Bruxelles. Ed. Bruylant. 2001.42. frowein j., peukert W. Kommentar zur EMRK. 2.A. Kehl/Strassburg/Arlington.
- La Constitution de la republique francaise. Analyses et commentaires luchaire F., conac G. (dir.). 2e ed. Paris. Ed. Economica. 1987.
- La Convention europeenne des droits de l’homme. Commentaire article par article. imbert P.-H., Ретпп L.-E., Decaux E. (dir.). 2e edition. Paris. Ed. Economica. 1999.45. maunz/durig/herzog. Grundgesetz-Kommentar. Munich/Berlin.
- Munchener Kommentar/Sonnenberger. BGB.
- Vocabulaire juridique. Association Henri Capitant. cornu. G. (dir.). Paris. Ed. P.U.F. 1992.1. V. Диссертационные работы
- Claps-LienhartM. L’ordre public Essai. Th. Lyon. Ed. BOSC Freres, M. & L. Riou. 1934.
- HOLLINGER J. das Kriterium des Gegensatzes zwischen offentlichen Recht und Privatrecht. Th. Zurich. 1904.55. japiot R. Des nullites en matiere d’actes juridiques. Th. Dijon. 1909. r
- MALAURIE Ph. Les contrats contraires a l’ordre public (Etude de Droit civil compare: France, Angleterre, U.R.S.S.). Th. Reims. Ed. Madot-Braine. 1953.57. monesiter J. Le moyen d’ordre public. Th. Toulouse. 1965.
- Ануфриева Л.П. Международное частное право. М., 2000. Т. 1. Общая часть.62. барциц и.н. Правовое пространство России / Вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
- Бобров P. JL, МалининС.А. Организация Объединенных Наций. Л., 1959.
- БОГУСЛАВСКИЙ М. М. Международное частное право. М., 2004.
- Брун М.И. Публичный порядок в международном частном праве. Пг., 1916.66. галенская JI.H. Международное частное право. Л., 1983.67. галенская л.н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. л., 1978.
- Глобализация и развитие законодательства (очерки). Под. ред. ТИХОМИРОВА Ю.А., ПИГОЛКИНА A.C. М., 2004.
- ГЛОТОВ С.А., ПЕТРЕНКО Е. Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. М., 2000.70. горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.71. даниленко Г. М. Международная защита прав человека. М., 2000.
- Де САЛЬВИА М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004.73. дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2002.
- Европейское право. Под. ред. энтина Л.М. М., 2000.
- КОВЛЕР А. И. Антропология права. М., 2002.80. кудашкин в.в. Правовое регулирование международных частных отношений. СПб., 2004.
- Курс международного права в семи томах. М., 1989. Т. 2.82. лихачев В. Н. На стезе права и справедливости. М., 1997.
- ЛУКАШУК И. И. Нормы международного права в правовой системе России М., 1997.84. лукьянцев Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2000.
- ЛУНЦ Л. А. Курс международного частного права. М., 1973. Общая часть.
- МАКАРОВ А. Н. Основные начала международного частного права. М., 1924.
- МАНДЕЛЬШТАМ А. Н. Гаагские конференции о кодификации международного частного права. СПб., 1900. Т. I.
- МАРТЕНС Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1905. Т. П.
- Международный порядок: политико-правовые аспекты. М., 1986.
- МОВЧАН А. П. Международная защита прав человека. М., 1958.
- МОВЧАН А. П. Международный правопорядок. М., 1996.
- МОВЧАН А.П. ООН и мирное сосуществование. М., 1957.
- НЕШАТАЕВА Т. Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М., 1998.
- Перетерский И.С. Очерки международного частного права РСФСР. М., 1925.
- ПЕТЗЛИН Ф. Универсальный ordre public в хозяйственном праве как принцип упорядочения внутреннего права. Мюнхен, 1985.
- ПИЛЕНКО А. Очерки по систематике частного международного права. СПб., 1911.
- Права человека. Отв. ред. ЛУКАШЕВА Е.А. М., 2003.
- Право Европейского Союза. Под. ред. КАШКИНА С.Ю. М., 2002.
- Предпринимательское право Российской Федерации. Под. ред. ГУБИНА Е.П., ЛАХНО П.Г. М., 2003.
- РУБАНОВ A.A. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984.
- САИДОВ А. Х. Международное право прав человека. М., 2002.
- ТАЛАЛАЕВ А. Н. Международное право и современность. М., 1984.
- ТИХОМИРОВ Ю. А. Публичное право. М., 1995.
- ТИХОМИРОВ Ю. А. Теория компетенции. М., 2004.105. топорнинб.н. Европейское право. M., 1998.
- ТУМАНОВ В. А. Европейский Суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М., 2001.
- ТУНКИН Г. И. Теория международного права. M., 1970.
- ЧЕРНИЧЕНКО C.B. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
- Шахназаров Г. Х. Грядущий миропорядок. M., 1981.
- ЭНТИН M.JI. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.
- Энтин M. J1. Право на дерогацию в практике применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 1991.
- Benoit-Rohmer F., Klebes H. Le droit du Conseil de l’Europe: vers un espace juridique paneuropeen. Strasbourg. Conseil de l’Europe. 2005.
- Blanquet M. L’article 5 du Traite CEE / Recherches sur les obligations de fidelite des Etats membres de la Communaute. Paris. Ed. L.G.D.J. 1994.
- Esmein A. Elements de droit constitutionnel. Paris. Ed. L. Larose. 1896.122. farjat G. L’ordre public economique. Paris. Ed. L.G.D.J. 1963.
- FERRY L. Le nouvel ordre ecologique. Paris. Ed. Grasset. 1992.
- Flour J., Aubert J.-L. Droit civil. Les obligations. 6e edition. Paris. Ed. A. Collin. 1994. T. 1.
- HABERMAS J. Citizenship and National Identity, Conditions of Citizenship. London. Sage Publications. 1994.
- HAURIOU M. Principes de Droit Public. 2e ed. Paris. Ed. Librairie du Recueil Sirey. 1916.
- KHAVAND F. A. Le nouvel Ordre commercial mondial / Du GATT a l’OMC. Paris. Ed. Nathan. 1995.
- L’ordre public a la fin du XXe siecle. Paris. Ed. Dalloz. 1996.
- Le noyau intangible des droits de l’homme II Actes du VII Colloque interdisciplinaire sur les droits de l’homme. Coll. „Interdisciplinaire“, vol. 20. serie „droits de l’homme“ № 8. Ed. Universitaires Fribourg. Suisse. 1991.
- LOUIS XV. Remontrances du Parlement. Coll. „documents inedits Histoire de France“. Paris. 1895. T. 1.
- PlLLET A. De l’ordre public en droit international prive. Paris. Ed. L. Larose et Forcel. 1890.
- Rosenau J.N., CZEMPIEL E.O. Governance without Government: Order and Change in World Politics. Cambridge Studies in International Relations. Cambridge University Press. 1992.
- ROSENSTIEL F. Le principe de supranationalite / Essai sur les rapports de larpolitique et du droit. Paris. Ed. Pedone. 1962.
- ROUBIER P. Theorie generale du droit (Histoire des doctrines juridiques et philosophie des valeurs sociales. 2e edition. Paris. Ed. Librairie du Recueil Sirey. 1951.
- SlBERT M. Traite de droit international public. Paris. Ed. Dalloz. 1951. T. 1.
- SUDRE F. Droit europeen et international des droits de l’homme. 6e ed. Paris. Ed. P.U.F. 2003.
- Terre F., Simler Ph., Lequette Y. Les obligations. 5e edition. Paris. Ed. Precis Dalloz. 1993.
- ZOTIADES B. Jus cogens international / Contribution a l’etude de la nature des normes du droit international. Athenes. 1968.1. VIL Статьи
- АРХИЛЮК В. Европейское правовое пространство: действительность и перспективы // Закон и жизнь. Кишинев, 1991. № 9.
- БАХИН C.B. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998. № 4.
- БЕЛЯЕВ С.А. О концепции „европейского правового пространства“ // Советское государство и право. 1991. № 7.
- ГОРШКОВА С. А. Интегрирование России в европейское правовое пространство (О выполнении Россией правовых обязательств перед Советом Европы) // М.Ж.М.П. М., 2000. № 4.
- ДАНИЛЕНКО Г. М Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1995. J4» 11.
- ИВАНЕНКО B.C. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 4.
- ИГНАТЕНКО Г. В. Договоры Совета Европы и правовая система России // Р.ЮЖ. 1997. № 1.151. карташкин в.а. Права человека в глобализирующем мире. // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». М., 2004.
- КОВЛЕР А. И. Практика Европейского Суда по правам человека и ее значение для Российской Федерации. // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003.
- KOBJIEP А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Ж.Р.П. 2004. № 3.
- КРЮГЕР Х.-К. Два шага по пути к Конституции Европы. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Хартия основных прав Европейского Союза. // Российская юстиция. 2001. № 10.
- КУДАИЖИН В. В. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве как правовая форма, опосредующая содержание публичного порядка // Законодательство и экономика. 2004. № 3.
- ЛАПТЕВ П. А. Значение Конвенции о защите прав человека и основных свобод для правовой системы России. // Актуальные проблемы международного гражданского процесса. СПб., 2003.
- ЛЕСАЖ М. Права человека, правовое государство и европейское правовое пространство // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
- ЛИХАЧЕВ В. Н. Об эффективности применения международно-правового принципа универсальности // Вопросы универсальности и эффективности международного права. Свердловск, 1981.
- ЛИХАЧЕВ В. Н. Международное правотворчество и национальное законодательство. // Международное право и советское законодательство. Казань, 1991.
- ЛУКАШУК И. И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации //Ж.Р.П. М., 2002. № 3.
- ЛУКАШУК И. И. Мировой порядок XXI века // Международное публичное и частное право 2002. № 1.
- МАЛИНИН С. А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности. // Правоведение. 1994. № 3.
- МАРОЧКИН С. Ю. Нормы и источники международного права в правой системе Российской Федерации // Правоведение. 1997. № 3.
- МАРОЧКИН С. Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе России И Р.ЮЖ. М., 1997. № 2.
- МУРАНОВ А. И. Проблема подписания внешнеэкономических сделок и публичный порядок Российской Федерации (по материалам одного из решений Верховного Суда России) // М.Ж.М.П. М., 1998. № 3.
- НЕШАТАЕВА Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Хозяйство и право. 2004. № 5.
- ПИГОЛКИН A.C. Пути развития права в эпоху глобализации // Глобализация и развитие законодательства (очерки). Под. ред. ТИХОМИРОВА Ю.А., ПИГОЛКИНА A.C. М., 2004.
- РАХМАНИНА Т. Н. Влияние европейских стандартов на законотворчество и систематизацию законодательства в России. // Глобализация и развитие законодательства (очерки). Под. ред. ТИХОМИРОВА Ю.А., ПИГОЛКИНА A.C. М., 2004.
- РЕЗНИК A.B. Формирование европейского правового пространства: некоторые проблемы // Советский журнал международного права. 1991. № 1.
- САИДОВ А. Х. Концепция «европейского правового пространства»: проблемы и перспективы // МЖ.М.П. М., 1992. № 3.171. смирнов и. а. «Общеевропейский дом» и европейское правовое пространство. МЖ.М.П, М., 1992. № 3.
- СОБАКИН В. К. Правовые аспекты внесения на ратификацию многосторонних международных договоров // МЖ.М.П. М., 1997. № 3.
- ТИУНОВ О. И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Р.Е.М.П. 1995. СПб., 1996.
- ТИУНОВ О.И. Международно-правовые стандарты как фактор глобализации правового пространства. // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». М., 2004.
- ТИХОМИРОВ Ю. А. Природа интеграции в правовой сфере. // Глобализация и развитие законодательства (очерки). Под. ред. ТИХОМИРОВА Ю.А., ПИГОЛКИНА A.C. М., 2004.
- ТИХОМИРОВ Ю. А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Ж.Р.П. М., 2002. № 11.
- ТИХОМИРОВ Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Ж.Р.П. М., 2001. № 5.
- ТУНКИН Г. И. Международное право: наследство XX века // Р.Е.М.П. СПб., 1994.
- УСЕНКО Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // МЖ.М.П. 1994. № 4.
- ЧИРКИН В. Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2.
- ЧХИКВАДЗЕ В. М. Всеобщая декларация прав человека и ее историческое значение // Советское государство и право. 1988. № 12.
- Энтин M.JI. Межгосударственный контроль за исполнением решений Европейского суда по правам человека. // Актуальные проблемы международного гражданского процесса. СПб., 2003.
- ANDRIANTSIMBAZOVINA J. L’elaboration progressive d’un ordre public europeen // C.D.E. 1997. chron. P. 655.
- BONTEMPI R. L’adhesion de la Communaute a la Convention europeenne des droits de l’homme II Au nom des peuples europeens. Un catalogue des droits fondamentaux de l’Union europeenne. BIEBER R. et a. (dir.). Baden-Baden. Nomos. 1996. P. 68−81.
- BORNER В. Droits fondamentaux allemands et droit communautaire / A propos de la decision de la Cour constitutionnelle federale du 29 mai 1974 II Melanges FERNAND DEHOUSSE. Vol. 2. P. 193−203.
- BRIMO A. Les principes generaux du droit et les droits de l’homme // Archives de philosophie du droit. Paris. Ed. Sirey. 1983. T. 28. P. 264.
- CASSIN R. La Declaration universelle et la mise en? uvre des droits de l’homme // R.C.A.D.1.1951. № 2. P. 294.
- CHALTIEL F. L’ordre public devant la Cour de Justice des Communautes europeennes / A propos de l’arret Olazabal du 26 novembre 2002 II R.M.C.U.E. 2003. № 465. P. 121.
- COHEN-JONATHAN G. L’adhesion de la Communaute europeenne a la Convention europeenne des droits de l’homme II J.T. Dr. eur. 17 mars 1995. № 17. P. 49−53.
- COHEN-JONATHAN G. L’affaire Loizidou devant la Cour europeenne des droits de l’homme. Quelques observations //R.G.D.I.P. 1998. № l.P. 123−144.
- COHEN-JONATHAN G. La conception des droits de l’homme // Rapport au colloque sur L’actualite de la pensee de Rene Cassin. C.N.R.S. 1980. P. 59−65.
- COHEN-JONATHAN G. Universalite et singularite des droits de l’homme II R.T.D.H. 2003. № 53. P. 4−7.
- CONSTANTINESCO L.-J. Federalisme constitutionalisme ou fonctionnalisme? (Reflexions sur la methode de l’integration europeenne) II Melanges FERNAND DEHOUSSE. Paris-Bruxelles. Ed. Nathan-Labor. 1979. Vol. 2. P. 22.
- Delmas-MARTY M. La mondialisation du droit: chances et risques II D. 1999. chron. P. 43−48.
- DUBOUIS L. Le role de la Cour de justice des Communautes europeennes dans la protection des droits fondamentaux: objet et portee de la protection // R.I.D.C. 1981. № 2. P. 601−623.
- DUMON F. Conflits entre les normes resultant des traites ayant institue les Communautes europeennes et celles des droits nationaux des Etats membres/
- Application des articles 85 et 86 du traite C.E.E. par les tribunaux nationaux // R.I.D.C. 1965. № 1. P. 27.
- DUPUY R. J. L’ordre public en droit international II L’ordre public Polin R. (dir.). Academie des sciences morales et politiques. Fondation Singer-Polignac. Colloque de Paris des 22 et 23 mars 1995. Paris. Ed. P.U.F. 1996. P. 103−116.
- FLAUSS J. F. Actualite de la Convention europeenne des droits de l’homme (novembre 2001-avril 2002) Il A J.DA. 2002. № 6. chron. P. 501.
- FLAUSS J. F. La competence civile universelle devant la Cour europeenne des droits de l’homme IIR.T.D.H. 2003. № 53. P. 156−175.
- Gilliaux P. L’arret Union de Pequenos Agricultores: entre subsidiarite juridictionnelle et effectivite H C.D.E. 2003. P. 177.213. healy Th. h. Theorie generale de l’ordre public II R.C.A.D.I. 1925. IV. P. 411−550.
- KARYDis G. L’ordre public dans l’ordre juridique communautaire: un concept a contenu variable // R. T.D.E. 2002. № 1. P. 13−21.216. kolb R. Theorie du ius cogens international // R.B.D.I. 2003. № 1. P. 8−54.
- Labayle H. Un espace de liberte, de securite et de justice // R.T.D.E. 1997. № 4. P. 855.
- Larralde J.-m. La liberte d’expression du fonctionnaire europeen II R.T.D.H. 2002. № 50. P. 385−405.
- Mirkine-Guetzevitch B. L’CXN.U. et la doctrine moderne des droits de l’homme (Theorie-Technique-Critique) II R. G.D.I.P. 1951. № 2. P. 163.223. picheral C. Ordre public et droit communautaire // J.-Cl. (Europe). 2002. fasc. 452. p.3.
- PlPKORN J. La Communaute europeenne et la Convention europeenne des droits de l’homme// R. T.D.H. 1993.№ 14. P. 221−241.226. poillot-peruzetto S. Ordre public et droit communautaire HD. 1993. chron. p. 178.
- ReuterP. Principes de droit international public IIR.C.A.D.1.1961. № 2. P. 466−467.
- REUTER P. Quelques reflexions sur le vocabulaire du droit international II Le developpement de l’ordre juridique international /Ecrits de droit international. Coll. «Droit international». Paris. Ed. Economica. 1995. P. 21.
- RIDEAU J. Le role de la Cour de justice des Communautes europeennes dans la protection des droits fondamentaux: techniques de protection II R.I.D.C. 1981. № 2. P.583−599.
- VERESHCHETIN V. New Constitutions and the Old Problem of the Relationship between International Law and National Law // E.J.I.L. 1996. № 1. P. 29.
- VlSSCHER P. La Communaute europeenne du charbon et de l’acier et les Etats membres // Actes Officiels du Congres international d’Etudes sur la Communaute europeenne du charbon et de l’acier. Milan-Stresa. 31 mai-9 juin 1957. vol. H. P. 31−32.
- WACHSMANN p. L’avis 2/94 de la Cour de justice relatif a l’adhesion de la Communaute europeenne a la Convention de sauvegarde des droits de l’homme et des libertes fondamentales IIR.T.D.E. 1996. № 3. p. 467−492.
- Waelbroeck D. La protection des droits fondamentaux a l’egard des Etats membres dans le cadre communautaire II Melanges FERNAND DEHOUSSE. Paris-Bruxelles. Ed. Nathan-Labor. 1979. Vol. 2. P. 333−335.