Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коренные изменения, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, охватывают и военную сферу, так как Вооруженные Силы Российской Федерации составная и неотъемлемая часть нашего общества. Обеспечение безопасности Российского государства было и остается одной из приоритетных его задач. В таких условиях жизненно важное значение приобретает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ .Л О
    • 1. Л. Понятия мотивации и мотива в психологии
      • 1. 2. Сущность, содержание и типы мотивации выбора профессии
      • 1. 3. Факторы и условия формирования профессиональной мотивации
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА, КАК ОБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Психологические особенности воинской деятельности
    • 2. 2. Психологическая характеристика профессии офицера
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 3. 1. Методика социально-психологического исследования
    • 3. 2. Исследование социально-пс^Х^бй^ческих условий формирования у старших школьников мотивации выборД1рофессии офицера

    3.3. Исследование содержания мотивации выбора профессии офицера у современной молодежи. Сравнительная характеристика социально-психологических условий формирования у юношей адекватного и компенсаторного типов мотивации выбора профессии офицера.

    3.4. Исследование зависимости изменения структуры содержания мотивации выбора профессии офицера у молодежи от изменения социально-психологических условий.

Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения, происходящие в настоящее время в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни России, охватывают и военную сферу, так как Вооруженные Силы Российской Федерации составная и неотъемлемая часть нашего общества. Обеспечение безопасности Российского государства было и остается одной из приоритетных его задач. В таких условиях жизненно важное значение приобретает необходимость проведения военной реформы, успех которой зависит прежде всего от качества и эффективности ратного труда военнослужащих. Реформирование ВС РФ предъявляет повышенные требования к кадровому составу армии, диктует необходимость разработки новых подходов к комплектованию офицерского корпуса. Общество заинтересовано в привлечении в военные учебные заведения юношей, имеющих не только высокий уровень общеобразовательной подготовки, но и мотивированно определившихся в выборе профессии офицера.

Актуальность проблемы формирования у молодежи мотивации выбора профессии офицера обусловлена прежде всего важностью функций, которые офицер выполняет в современном обществе, значение их образно можно определить так: без офицера нет армии, без армии нет государства.

Во-вторых, обществу должно быть далеко не безразлично то, какими мотивами руководствуется сегодня молодежь, выбирая профессию офицера, т.к. завтра эти юноши будут иметь дело со сложной боевой техникой, с современным вооружением, обладающими огромной разрушительной силой.

В-третьих, кризисные процессы в экономической, политической и духовной сферах жизни российского общества не могли не повлиять на содержание мотивации выбора профессии офицера у современной молодежи. Об этом можно судить по противоречивым тенденциям в сфере военного образования: с одной стороны — значительное увеличение конкурса в военные учебные заведения за последние годы, с другой — большой процент отчисляемости курсантов во время учебы (от 30 до 45% в различных военных учебных заведениях).

133−23]. Военные психологи [153] в качестве основных причин отчисляемо-сти курсантов из военных учебных заведений выделяют неустойчивые профессиональные намерения, разочарование в выборе профессии, несоответствие юношеских представлений о службе ее реальному содержанию в училище, т. е. отсутствие у молодежи устойчивой военно-профессиональной мотивации.

В-четвертых, проблема является актуальной и с экономической точки зрения. Если учесть, что на обучение в военном вузе только одного курсанта государство затрачивает сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов в год [73], то проблема формирования военно-профессиональной мотивации у молодежи из узковедомственной перерастает сегодня в проблему общегосударственную.

И, наконец, в-пятых, данная проблема, имеющая государственную значимость, научно слабо разработана, серьезному исследованию на уровне диссертационной работы в прямой постановке она еще не подвергалась. Так, В. В. Алешкин (1991) обращается к этой проблеме, рассматривая ее в контексте вопросов формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся, Л. Ф. Железняк (1968) — в рамках решения проблемы формирования военно-профессиональной направленности курсантов военных училищ, ВН. Лоскутов (1994) рассматривает военно-профессиональную мотивацию, как одно из условий психологической подготовки молодежи к военной службе и т. п. Вопросам формирования мотивации различных сторон воинской деятельности посвящены диссертационные работы В. В. Селезнева (1978), В. В. Богуславского (1989), Ю. В. Шереметы (1990), В. Б. Павельчука (1992), Г. А. Волковицкого (1994) и др. Однако, в прямой постановке они не решали проблемы формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера. В связи с этим возникает необходимость специального изучения условий формирования мотивации выбора профессии офицера для научного объяснения этой реальности и выработки рекомендаций по управлению ею. В этом плане представляется значимым исследование преобладающих мотивов выбора профессии офицера у юношей, выявление ведущих типов военно-профессиональной мотивации и изучение условий влияющих на их формирование.

Таким образом, исключительная актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у старшеклассников мотивации выбора профессии офицера послужили основанием выбора темы диссертации.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и экспериментально-опытной работы раскрыть сущность и содержание мотивации выбора профессии офицера у выпускников средних школ, выявить социально-психологические условия, способствующие формированию различных ее типов в современной общественно-экономической ситуации.

Объект исследования: мотивация выбора профессии офицера в динамике ее развития и формирования.

Предмет исследования: социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание мотивации выбора профессии офицера у современной молодежи, определить ведущие ее типы.

2. Выявить социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера.

3. Обосновать основные направления и пути формирования у старшеклассников адекватного типа мотивации выбора профессии офицера.

В качестве рабочих гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1. В современных условиях у выпускников средних школ, выбирающих профессию офицера, формируется такая мотивация выбора профессии, в которой адекватный тип мотивации, т. е. направленный на содержание военно-профессиональной деятельности, не является ведущим.

2. Выявление наиболее существенных социально-психологических условий формирования адекватного типа мотивации выбора профессии офицера, их учет в процессе работы по военно-профессиональной ориентации молодежи на профессию офицера, позволит частично компенсировать дестабилизирующее влияние социально-экономических условий и повысить среди кандидатов в военные учебные заведения долю лиц с адекватным типом мотивации.

Научная новизна исследования:

1. На основе общепсихологической теории мотивации определена сущность, содержание и психологическая типология мотивации выбора профессии офицера.

2. Выявлены ведущие типы мотивации выбора профессии офицера, формирующиеся у старших школьников в современных условиях.

3. Выявлены социально-психологические условия, способствующие формированию у них адекватного типа мотивации выбора профессии офицера.

Личный вклад автора состоит в анализе сущности и содержания мотивации выбора профессии офицера у старшеклассниковвыделении психологической типологии мотивации выбора профессии офицера у старших школьниковразработке бланка анкеты «Выбор профессии офицера» — создании методики исследования, позволяющей выявлять социально-психологические условия формирования у современной молодежи адекватного типа мотивации выбора профессии офицера.

На защиту выносятся следующие положения:

— сущность и понятие мотивации выбора профессий офицера определяются, как формирующаяся в конкретных социально-экономических и социально-психологических условиях система побуждений к занятию военно-профессиональной деятельностью, выражающая потребности личности, связанная с ее целями и осмысленная в аспекте определенных социальных требований;

— содержание мотивации выбора профессии офицера представляет собой совокупность побуждений выбора профессии офицера, находящихся между собой во взаимосвязи и иерархической соподчиненности, различающихся отношением личности к военно-профессиональной деятельности и позволяющих выделить по данному основанию типы мотивации выбора профессии офицера;

— в психологическом механизме формирования мотивации выбора профессии офицера выделены два функционально-взаимосвязанные компонента: а) содержательный, — связанный с характером военно-профессиональной деятельностиб) динамический, — связанный с индивидуально-психологическими особенностями личности;

— процесс формирования у старших школьников того или иного типа мотивации выбора профессии офицера представляет собой логически последовательный, диалектический процесс, обусловленный сложным и неоднозначным взаимодействием личностных и ситуационных детерминант;

— в ходе исследования выявлены социально-психологические условия, реализация которых устойчиво влияет на формирование у старшеклассников адекватного типа мотивации выбора профессии офицера .

Практическая значимость исследования состоит в том, что учет, выявленных в исследовании психологических механизмов, противоречий, динамики основных тенденций и путей формирования и развития у выпускников средних школ мотивации выбора профессии офицера позволит скорректировать работу по военно-профессиональной ориентации молодежи в современных условиях, улучшить качество подбора кандидатов для высших военных учебных заведений, уменьшить отчисляемость курсантов в процессе учебы по причине разочарования в выборе профессии, снизить материальные затраты, повысить профессионализм офицерского состава.

Методологическую основу диссертационного исследования составили положения отечественной психологической науки о психологической структуре личности как целостном, устойчивом и стройном образовании, формирующимся в конечном итоге во взаимодействии с внешними условиями деятельности и общения.

Исследование осуществлялось с позиций культурно-исторического и дея-тельностно-личностного подходов к истолкованию психических и социально-психологических явлений и процессов, разработанных в трудах Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, ЛИ. Зинченко, Н.Д. Ле-витова, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова, СЛ. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других отечественных психологов. Непосредственной опорой в исследованиях диссертанту послужили труды В. В. Алешкина, Г. А. Волковиц-кого, Л. Ф. Железняка, В. Н. Лоскутова, Ю. В. Шереметы, В. Н. Селезнева, В. В. Богуславского, В. Б. Павельчука и других военных психологов по проблемам подготовки молодежи к военной службе и мотивации различных сторон воинской деятельности.

В исследовании учитывались специальные мотивационные концепции зарубежных исследователей, представленных в. трудах К. Левина, Д. Макклелан-да, Дж. Аткинсона, X. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др.

Основной эмпирический материал получен в результате социально-психологического исследования, проведенного соискателем в 1995;1999 годах.

Научному анализу и обобщению подвергались данные, полученные на общей выборке 1023 человек.

Исследование проводилось четыре года поэтапно:

Первый этап (1995;1996) — выбор и уточнение направления диссертационного исследования, анализ научной литературы по проблеме, выбор объекта и определение предмета научного исследования, выбор гипотезы, разработка процедуры и методов исследования.

Второй этап (1996;1998) — проведение социально-психологического исследования, апробация результатов исследования, разработка практических рекомендаций.

Третий этап (1997;1999) — подготовка публикаций по исследуемой проблеме и оформление диссертации.

Методика исследования построена на основе системного анализа, носит комплексный характер и предусматривает психологический анализ военно-профессиональной деятельности офицера, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, применение личностных опросников, анализ результатов деятельности, проведение экспертного опроса.

Результаты эмпирического исследования подвергнуты математико-статистической обработке с использованием ПЭВМ.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием проверенных на валидность и надежность компьютеризированных вариантов психологических методик, репрезентативной исходной выборкой испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа, применением экспериментальной и контрольной групп.

Реализация результатов исследования.

Результаты исследования были использованы в ряде докладов и сообщений по проблеме формирования военно-профессиональной мотивации у старшеклассников на заседаниях Ученого Совета Кемеровского филиала Военного университета связи, на методических семинарах со специалистами групп профессионального психологического отбора высших военных учебных заведений связи МО РФ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Кемеровском кадетском корпусе радиоэлектроники, специализированных классах средних школ N7 и 54 города Кемерова и профильном военном классе средней школы N10 города Юрги Кемеровской области.

Обьем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Учитывая сложность мотивационной структуры личности и накопленный в психологии опыт изучения профессиональной мотивации, для исследования социально-психологических условий формирования мотивации выбора профессии офицера целесообразно использовать комплексную методику, включающую в себя:

— психологический анализ содержания военно-профессиональной деятельности;

— анкетирование;

— тестирование, применение личностных опросников;

— констатирующий и формирующий эксперименты;

— проведение экспертного опроса;

— анализ результатов деятельности.

2. Каждый второй юноша, из поступающих в военный вуз, не имеет намерений приобрести профессию офицера и заниматься в дальнейшем военно-профессиональной деятельностью.

3. Мотивация выбора профессии офицера у современной молодежи формируется в условиях недостаточной информированности о содержании профессии офицера, о требованиях, которые эта профессия предъявляет к их личным качествам. Не имея достоверной объективной информации о содержании профессии офицера, юноша не в состоянии правильно оценить соответствие своих интересов, склонностей, индивидуально-психологических особенностей требованиям профессии.

4. Исследование содержание мотивации выбора профессии офицера у молодежи позволяет утверждать, что современные социально-психологические условия, складывающиеся в большей мере стихийно, не способствуют формированию адекватного типа военно-профессиональной мотивации. Ведущим типом военно-профессиональной мотивации у юношей, изъявляющих желание в настоящее время приобрести профессию офицера, является компенсаторный тип мотивации.

5. Решение проблемы формирования адекватного типа военно-профессиональной мотивации у юношей в современных социально-экономических условиях мы видим в активизации социально-психологического фактора, создания условий, которые позволили бы подростку познать самого себя, как субъекта военно-профессиональной деятельности, познать свои интересы, склонности, способности и соотнести их с требованиями профессии, конкретной специальностью профессии офицера.

6. Проведенный нами социально-психологический, эксперимент показал, что формированию адекватного типа мотивации выбора профессии офицера способствует обеспечение следующих социально-психологических условий:

— наличие в личном профессиональном плане юноши (мысленном представлении им своего профессионального будущего) намерений заниматься военно-профессиональной деятельностью;

— сформированность у молодого человека адекватной информационной модели проблемной ситуации, возникающей в связи с выбором профессии, включающей в себя информированность молодого человека о содержании военно-профессиональной деятельности и необходимых для ее выполнения профессионально-важных качествах;

— соответствие индивидуально-психологических особенностей молодо о человека требованиям профессии офицера;

— сформированность у старшеклассников профессиональных интересов и склонностей к военно-профессиональной деятельности;

— положительное отношение со стороны ближайшего окружения юноши (родители, родственники, друзья, учителя) к выбору им профессии офицера.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В целях совершенствования работы по военно-профессиональной ориентации старшеклассников, формирования у них адекватного типа мотивации выбора профессии офицера предлагается:

1. Восстановить в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего и среднего профессионального образования обязательную подготовку обучающихся к военной службе, предусматривающую получение ими знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение необходимых навыков в области гражданской обороны и начальной военной подготовки.

2. Развернуть широкую сеть образовательных учреждений (в том числе негосударственных) с военной направленностью обучения (специализированные военные классы, учебные центры, военные лицеи, кадетские корпуса). Программы подготовки юношей в этих учреждениях в обязательном порядке должны согласовываться с органами военного образования.

3. Создать при военных комиссариатах консультационные пункты с введением должности консультант по вопросам военно-профессиональной деятельностив дальнейшем при переходе к профессиональной армии данные пункты могли бы послужить основой для развертывания системы вербовочной службы.

4. В областных центрах профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения ввести должность консультанта по вопросам военно-профессиональной деятельности.

5. Организовать в высших военных учебных заведениях центры военно-профессиональной консультации.

6. Подготовить и издать справочник профессии офицера, в котором изложить в форме, доступной для школьников, профессиограммы и психограммы военных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  2. В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся:Дис.,. канд.психол.наук. -М., 1991.-268 с.
  3. А.А. Специфика потребности у человека //Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции.-Тбилиси, 1974.
  4. М. Психология счастья. -М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.- С.6−155.
  6. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  7. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. — 186 с.
  8. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М. :Просвещение, 1988.
  9. Н.Х. Актуальная потребность и отдаленное мотивационное поведение //Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции.-Тбилиси, 1974.
  10. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1997.
  11. В.В., Копань Т. В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. -1995.-№ 6.-С. 96−103.
  12. Р. Развитие Я концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  13. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование изменений в системе социальных потребностей //Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции.- Тбилиси, 1974.
  14. П.П. Выбор профессии. Изб. пед. соч. М. :АПН РСФСР, 1961.-С.518.
  15. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Дис.:.канд.психол.наук.-М., 1989.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М. :Просвещение, 1968.
  17. В.П. Военные училища школа подготовки офицерских кадров. -М.: Знание, 1982.
  18. В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русских этносов // Психол. журнал.-1998.-Т. 19.-№>5.-С.60−70.
  19. В.Л. Юридическая психология .-М.:Юрид. лит., 1991.- 464с.
  20. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием .-М.:МГУ, 1991.-С. 107−140.
  21. А.В. Личность как предмет психологической науки //Вопр.психол.- 1956.-N1.
  22. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Вопр.психол.- 1997.-N3.-С. 12−22.
  23. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации.-М., 1986.-С.48−94.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М., 1990.-С.11.
  25. Г. В. Социально-психологические проблемы подготовки молодежи к труду.- Кишинев.-'ШГИИНЦА", 1991.- С. 18−19.
  26. Военный энциклопедический словарь .-М.:Воениздат, 1983.-С.530.
  27. Н.Ю. Проблема «мотивов» поведения и ее изучение / Психология, -Т.2,вып.2.-М.-Л., 1929.-С.227−253.
  28. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук: -М., 1994.
  29. Выпускник перед выбором пути: Социал.- нравств. облик /Е.М.Бабосов, С. А. Шавель, С. В. Кузьмин и др.-Под ред. Е. М. Бабосова.-Мн. :Нар.асвета, 1988. -С.191.
  30. А.Н. Психологическая характеристика профессии командира мотострелкового взвода.// Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении. Материалы Всеармейского учебно-методического сбора.-М. :МО, 1990.-С.69−79.
  31. Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека, как бойца.- СПБ., 1907.
  32. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитательная концепция профессиональной ориентации).-М.:Педагогика, 1979.-158 с.
  33. В.В. Методика изучения профессии в целях организации профессиональных проб школьников.-М.:АПН СССР, 1991.- 70 с.
  34. И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих. // Вопр. психологии.- 1985.-№ 4.
  35. М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ .Сер.7,философия.-Ы2.-1988.
  36. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности //Теоретические проблемы психологии личности.-М.:Наука, 1974,-С.148.
  37. .И. Структура и динамика мотивов деятельности //Вопр.психол.-1984.- N4.
  38. Е.А., Сохань Л. В., Тихонович В. А. Формирование разумных потребностей личности. Социальный и психический аспекты.-Киев, 1984.
  39. К.И. Исследование душевного состояния воинов в разных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904−1905 г.г. -СПБ., 1910.
  40. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. -М.:ВПА, 1974.
  41. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: «Хэл тон», 1998.399 с.
  42. .И. Проективный авиационный тест в профессиональной диагностике.// Вопросы психологии.- 1987. -№ 2.
  43. Т.Г. Психология.-М.:Воениздат, 1952.
  44. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ.-М., 1968.
  45. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.- М.:ВПА, 1979.-С. 17−26.
  46. Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности // Образ в регуляции деятельности: Тезисы докладов.-М., 1997.
  47. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М., 1986.
  48. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности//Психол.журн.-1997.-Т. 18. N6.-C.3 5−44.
  49. В.П. Образование, культура, сознание / Философия образования для XXI века (ред.-состав Н. Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов) -М.: Логос, 1992.- С.87−104.
  50. В.А. К сущности волевого поведения //Психол.журн.-1985.-T.6.N3.
  51. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 142 с.
  52. П.И. Общая психология.-Ташкент, 1967.
  53. Н.В. Потребности социалистической личности.-М., 1986.
  54. В.П. Сущность и структура мотива // Психол. ж-л.-1995.-Т.16.
  55. И.В. Проблема полимотивации поведения. // Вопросы психологии.-1984.-N 6.
  56. Йовайша J1.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников.-М.: Педагогика, 1983. -128 с.
  57. С.Б. О психологической классификации потребностей. // Вопросы психологии. 1987. -N 5.
  58. Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов. Дис. на соиск. уч.ст. канд.псих. наук.-М.:ВПА, 1982.-316 с.
  59. Р.Б., Эбер Г. В. Руководство по проведению и оценке теста 16 РР.-Братислава:Психодиагностика, 1968.
  60. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта// Научн.тр. ВНИИ профтехобразования.- Л., 1976.- Вып.32.- С. 5−25.
  61. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.:3нание, сер."Педаг.и психол.", 1983.- N2.- 95 с.
  62. Е.А. Введение в психологию труда. М.:Изд-во МГУ, 1988.-199 с.
  63. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 57 с.
  64. Е.А. Психология профессионала.-М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400 с.
  65. Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.-512 с.
  66. С. Профессиональные Вооруженные Силы: опыт и перспективы развития//Ориентир.-1998.-№ 12.-С.53.
  67. В.И. К проблеме мотивов //Психол.журн.-1981 .-T.2.-N1.
  68. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптация рабочих. // Психол. ж-л, — 1985.-№ 6.
  69. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М. :Наука, 1988. -192 с.
  70. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. -М.:МО СССР, 1983.-С. 141.
  71. Коган J1.H. Человек и его судьба. -М.Мысль, 1988.- 283 с.
  72. Кого направляем в полки? //Красная Звезда.-1997.-3 сентября.
  73. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. -367 с.
  74. Кон Й.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.-М.:Политиздат, 1984. -335 с.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  76. В.Н., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятель-ности.-Киев, 1986.
  77. С.И. Управление формированием профессиональных интересов. // Вопр. психологии.-1985.- № 3.
  78. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976.-128 с.
  79. Ю.С. Гордое звание.-М.: ДОСААФ, 1976.
  80. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции.-М.:Из-во МГУ, 1971.-С. 14.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981.-548 с.
  82. В.Г. О природе, структуре и функциях мотива //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции.- Новосибирск, 1985.- С. 29−30.
  83. В.Г. Социально-психологические условия формирования мотивации учения //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной итрудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции.-Новосибирск, 1985.- С. 58.
  84. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования.// Вопр.псих. .-1995.-№ 1.-С.97−110.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии.-М. :Наука, 1984.
  86. В.Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в ВС РФ: Дис. д-ра психол. наук:-М., 1994.-399 с.
  87. Г. Д. Психология.-М.:Воениздат, 1960.
  88. Г. Д., Платонов К. К. Психология.- М.: Воениздат, 1964.
  89. Р.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
  90. B.C. Потребности и психология социальной деятельности лич-ности.-Л., 1983.
  91. А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов //Психол.журн.-1998.-Т. 19.-N2.-C. 15−26.
  92. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке (под ред. Фролова). М.: Политиздат, 1991.- С.8−21.
  93. А.К. Психология профессионализма. М.:Межд.гуманитарн.фонд «Знание», 1996.-308 с.
  94. А. Психология бытия.-М.:Рефл-бук, 1997.
  95. Ю.В. Мотивация воинской службы: (Сущность, противоречия и тенденции формирования. Соц.- филос. анализ):Дис. канд. филос. наук:-М., 1993.-190 с.
  96. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., Наука, 1969.
  97. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности //Вопр. психол.-1982.-N5.
  98. В.Э. Рабочая, мотивация и удовлетворенность трудом. // Психол. ж-л.- 1985.-№ 5.
  99. В.Э. Производительная и потребительская мотивация. // Психол. ж-л.- 1988.-№ 1.
  100. Л.М. Личностное ипрофессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопр.психол. -1997. -N4. -С.28−38.
  101. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Ю. Сьюпера// Вопр. психол.- 1975.- N5.- С. 110−122.
  102. В.Г., Залевский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор// Психол. ж-л.-1999.-Т.20.-С.73−81.
  103. В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе.- М.: Экономика, 1972.-254 с.
  104. И.Н. Профориентация между прошлым и будущим // Школа и производство.-1997.- N1.-C.89−96.
  105. И.Н. Выбор профессии как решение пробле-мы.//Профессиональная ориентация и консультация молодежи.-Киев., 1966.-С.331.
  106. К. Потребности и их классификация //Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюзной конференции.-Тбилиси, 1974.
  107. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской федерации.-М.:Военное издательство, 1994.-С. 17−20.
  108. А.Б. Склонность и профессия.-М., 1981.
  109. Основы военной психологии и педагогики.-М.:Военное издательство, 1981.-С.150−163.
  110. Офицеры Советской Армии: Сб. под ред. Л. Н. Жукова.-М. :3на ние, 1986.
  111. В.Б. Формирование у экипажа корабля положительной мотивации как условие качественного выполнения задач длительного плаванья: Дис. канд.психол.наук.-М.:ГАВС, 1992.
  112. Л.В. Мотивы выбора профессии. -Мн. :Нар.асвета, 1986.-56 с.
  113. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи.-М.:МО СССР, 1988.- 220 с.
  114. В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии (Как найти работу уволенным из Вооруженных Сил).Советы психоло-га.-М.: 1993 .-С.54−62.
  115. Р.А. Мотивация спортивной деятельности.-М.:ФиС, 1984.1. С. 12.
  116. К.К. Человек в полете.-М.:Воениздат, 1946.
  117. К.К. Психология летного труда .-М.:Воениздат, 1960.
  118. К.К., Адаскин Б. И. «Об изучении и формировании личности учащихся».-М., 1966.
  119. К.К. Необходимые уточнения о методологических проблемах профессионального отбора и профессиональной ориента-ции.//Социалистический труд.- 1970.- N 10.- С. 95.
  120. В.А. Профессия летчик: Псих, аспекты.-М. :Воениздат, 1985.
  121. В.В. Психологические факторы адаптации личности к слу-жебно-боевой деятельности: Автореф. дисс. канд. псих. наук.-Новосибирск, 1999.-23 с.
  122. Профессиональная консультация молодежи, готовящейся к поступлению в вуз: Методические рекомендации преподавателям вузов /Сост. Зуева С.П.- Кемерово, 1986.
  123. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ: Методические рекомендации.-М.:МО РФ, 1994.
  124. Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство.- 1993.- N4.- С.20−22.
  125. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- С.34−35.
  126. Психология /Под ред. А. Г. Ковалева, А. А. Степанова.-М. :Просвещение, 1966.
  127. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.-М. Политиздат, 1990.-С.219.
  128. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. В 5-ти частях. Ч. 1.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.
  129. Психологическая служба школы.: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др /Под ред.И. В. Дубровиной.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.-222 с.
  130. Психологический словарь. М. :Педагогика, 1983.- С. 199.
  131. С. Наша задача укрепить веру лейтенанта в свой маршальский жезл //Ориентир, ж-л МО России.-1996.-N9.-C.23.
  132. Рабочая книга школьного психолога. /Департ. обр-я администр. Обл. ИУУ, КГУ-(Авт. сост. С. П. Зуева, В. П. Михайлова, Е. Л. Касаткина и др. Под ред. Н. Э. Касаткиной, С.П.Зуевой).-Кемерово, 1995.- 233 с.
  133. С.Х. Потребности общества и потребности личности //Проблема потребностей в этике и эстетике.-Л., 1976.
  134. Н.И. Два взаимодополняющих подхода к классификации потребностей //Проблемы формирования социогенных потребно-стей.Материалы 1 Всесоюзной конференции.-Тбилиси, 1974.
  135. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.-Мн.:Высш. шк., 1984.- 176 с.
  136. С.Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса // Сов.психотехника.- 1934.-T.7.-N1.- С.3−20.
  137. С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.:Наука, 1969.-С.348.
  138. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С.365.
  139. С.Jl. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  140. П.А. Психология .-М.:Госиздат, ФиС, 1974.
  141. Н.А. Социальные аспекты профессионального самоопределения школьников //Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов.- Уфа: Башкирский пед. институт, 1985 109 с.
  142. В.П. Воспитание на основе потребностей человека //Педагогика.-1993.-№ 2.
  143. В.Ф. Психология самоопределения личности.- Свердловск: Свердл.пед.институт, 1986.- 142 с.
  144. В.В. Мотивы деятельности военных моряков в автономном плаваньи и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовности корабля: Дис. канд.психол.наук.-М., 1978.
  145. В.И. Психология волевой активности .-Рязань, 1974.
  146. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М., 1984.
  147. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М., 1987.-С. 43−60.
  148. И.А. Профессия Родину защищать.-М.:ДОСААФ, 1986.142 с.
  149. Социальная и военная психология. /Под ред.Н. Ф. Феденко.-М.:ВПА, 1990.-386 с.
  150. Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.-С.90.
  151. Г. В. Основы математической статистики для психоло-гов.-М.Д972.-345 с.
  152. Ю. Индивидуальность подростка и выбор профессии.-Таллин:Валгус, 1988.-С. 16.
  153. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -450 с.
  154. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Автореф.дисс.канд.псих.наук.- М., 1972. -22 с.
  155. А. А. Мотивационная саморегуляция личности.-Ташкент, 1987.
  156. Н.Ф. Лекции по военной психологии.-М., 1963.
  157. .А. Психологические и методологические основы проф-ориентационной работы с учащимися. Киев: Киевский гор. ин-т усовер-шенств. учителей, 1979. -23 с.
  158. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной-Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. -М.: Педагогика, 1987.-184 с.
  159. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В.Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1989.- 168 с.
  160. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  161. Ю. Психофизиология военного труда в РККА.1. М. :ГоспеДиздат, 1930.
  162. Э. Человек для себя. Мн.:"Коллеггиум", 1992. — 253 с.
  163. Г. Основы военной психологии.-М.:Госиздат, 1929.
  164. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т./под ред.Б. М. Величковского. М.:Педагогика, 1986.
  165. Человек и мир профессий. /Под ред. М. Н. Сулейманова.- Сверд-ловск:Изд-во Урал. ун-та, 1990.-С. 17.
  166. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Псих, ж-л.-1999.-Т.20.-№ 3 .-С.81 -92.
  167. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии.-1996.- № 3.-С.116−132.
  168. С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования// Школа и производство.- 1989.-N8. -С.12−15.
  169. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.-М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.-C.3−10.
  170. Э.С. Связь профессиональной Мотивации и творческой активности инженеров // Вопр. психологии .-1986.- № 7.
  171. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипи-рованности от «внешнего» и «внутреннего"// Психол. журнал.-т. 16.-1995.-N2.-С. 15−26.
  172. Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности //Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.
  173. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов: (Психол.исслед): Дис. канд.психол.на ук.-М., 1990.-249 с.
  174. Э. Два вида психологии /Хрестоматия по истории психологии/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.-М.:МГУ, 1980.-С.286−300.
  175. Г. Е. Психика командиров в опасности .//Русский инвалид. -1911.-№ 50.
  176. П.Г. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  177. А. Мотивы научного исследования. Собр. научных трудов, Т.4.-М. :Наука, 1967.-С.39−41.
  178. Я и моя профессиональная карьера. Под общ. редакцией С. Н. Чистяковой.-Кемерово: Кем.обл. институт усоверш. учителей, Институт проф. самоопределения молодежи РАО, 1994.-С. 15.
  179. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения че-ловека.-М.:Просвещение, 1969.-317 с.
  180. В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся 6−10 классов общеобразовательной школы: Дис. канд.психол.наук.-Киев, 1975.-184 с.
  181. Allport G.W. Personality. A psychological interpretation. N.Y., 1937.
  182. Buck R. Prime theory: an integrated view of motivation and emotion // Psychol, rev.1985. V.92. N3.
  183. Harlow H.F. Motivation as a factor in the acquisition of new responses //Current theory and research in motivation. A symposium. Lincoln, 1953.
  184. Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham (Mase)% Braisdell, 1966.-P. 110−116.
  185. Kozielecki J. Koncepcja transgresyjna czlowieka. Analiza psyc hologiczna. Warszawa, 1987.
  186. Nuttin I.R. The future time perspective in human motivation and learning// Acta psychol. 1964. V.23.
  187. Maslow A.H. A theory of human motivation //Psychol, rev. 1943. V.50.1. N4.
  188. Maslow A.H. Motivation and personality. 2.ed. — New York e.a.: Harper &. Row, 1970. — XXX, 369 p. — Bibliogr.: P.329−353. — Ind.:P. 355−369.
  189. Super D.E. Synthesic: Or is it distillation// The personnel and gudance journal. 1983. — Vol.61, N8. -H.508−512.
  190. Super D.E. Self-realization through the work and leisure ro les// Edueational and vocational guidance. 1985. — N 43. -P.l-8.
Заполнить форму текущей работой