Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие выразительности речи младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель воспитания выразительности речи третьеклассников, которая построена с учетом условий: 1) обогащение знаний о средствах выразительности звучащей (как говоримой, так и озвученной) речи, основано на осознанном усвоении их детьми- 2) систематическая работа как над выразительностью речи, так и над выразительностью чтения, то есть осознании взаимосвязи и возможности переноса выразительности речи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Выразительность речи в языковедческих и педагогических исследованиях. Ю
    • 2. Историко-логичеекий анализ проблемы воспитания выразительности речи младших школьников
    • 3. Историко-логический анализ использования фразеологизмов в начальной школе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Особенности выразительности речи младших школьников основные принципы организации экспериментальной работы)
    • 2. Технология воспитания у младших школьников выразительности речи
    • 3. Критерии эффективности опытной работы

Развитие выразительности речи младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития общества характеризуется требованием новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня общество нуждается в образованной и культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа — задача первостепенной важности. Хранилищем народной культуры является язык народа.

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Вместе с тем следует констатировать, что огрубение нравов нашего общества повлекло за собой заметное снижение выразительности и культуры речи граждан. Это выражается в увеличении объема лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблении слов, находящихся за пределами литературного языка, в невыразительности интонации и др. Нельзя надеяться, что ребенок овладеет красивой и правильной речью без специальной планомерной работы.

Значение обучения средствам выразительности устной речи подчеркивают многие ученые. Обучение правильному интонационному оформлению высказывания способствует более точной передаче мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действиюспособствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.

Овладев теми или иными средствами выразительности, человек научается слышать различные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей, ^'читать" приказание при обращении «я прошу Вас сделать это», «читать» удивление, просьбу и т. п.

Обучение выразительности речи готовит детей к восприятию стиля художественных произведений, учит оценивать произведения, созданные мастерами слова (Л.Е.Архипова). Интонационная неразвитость учащихся может оказаться причиной слабого, неверного понимания текстов (и не только художественных) (М.Т.Баранов, И. С. Чудинова, Б. Н. Головин и др.).

Изучение литературных источников показало, что в них в основном решались задачи воспитания правильной речи детей. Объектом работ ученых служило слово (Ш.В.Журкина, В. П. Канакина, Н. М. Неусыпова, Т. М. Рогожникова, Н. Ф. Титова и др.), грамматический строй речи младших школьников (Е.П.Акимова, А. Н. Гвоздев, Л. А. Калмыкова и др.), обучение детей связной письменной и устной речи (Т.А.Ладыженская, М. Р. Львов, Р. Н. Никольская, И. С. Рождественский, Н. С. Черноусова и др.).

Процесс овладения младшими школьниками выразительной речью до настоящего времени исследован недостаточно полно.

Изменение ориентиров развития системы воспитания и образования требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития навыков выразительной речи младших школьников в направлении поиска благоприятных условий данного процесса.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью овладения навыками выразительной речи младшими школьниками — и отсутствием научно-обоснованной технологии этого процесса.

Данное противоречие определило актуальность проблемы выявления условий, способствующих воспитанию первоначального развития выразительности речи младших школьников.

Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Актуальность проблемы, ее цель и практическая значимость позволили определить тему нашего исследования — «Развитие выразительности речи младших школьников» .

Объект исследования — процесс воспитания у младших школьников первоначальных навыков выразительности речи.

Предмет исследования — условия развития выразительной речи младших школьников,.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие выразительности речи младших школьников будет результативно при создании и соблюдении ряда условий. Такими условиями выступают:

— специально организованные виды деятельности;

— параллельная работа над говоримой и озвученной речью;

— опора на создание «ситуации успеха» ;

— система теоретических знаний о выразительности речи;

— наличие интереса к фразеологизмам;

— поэтапность процессов развития интонации и лексической выразительности речи младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике: определить понятийный аппарат, обслуживающий проблему, и выявить понятия, требующие уточнения в процессе исследования.

2. Разработать модель первоначального развития выразительности речи младших школьников.

3.Определить комплекс условий, способствующих повышению выразительности речи.

4.Произвести экспериментальную проверку технологий исследуемого процесса, подготовить рекомендации и апробировать их в практике работы учителей по теме проводимого исследования.

Методологической и теоретической основой исследования явились: общепсихологическая теория деятельности (В.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С.Л.Рубинштейн) — теория педагогической технологии (А.С.Белкин, В.П.Беспалько) — теория развития у младших школьников познавательных интересов (Л.С.Выготский, Н. Ф. Морозов, Н. Г. Морозова, Л. И. Божович, Г. И.Щукина) — психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н.Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, А.М.Шахнарович) — положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В.Виноградов, Б. Н. Головин, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Л.И.Сквор-цов, Е. Н. Ширяев и др.).

Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-методической литературы по проблеме исследования, а также программ и учебников для начальной школынаблюдения за ходом учебного процесса на урокахнаблюдения за деятельностью детей во внеклассной работебеседы и анкетирование учителей начальных классов, русского языка и литературы, учащихся третьих классовизучение читательских формуляров детей с целью определения круга их интересовпсиходиагностические задания для младших школьников и учителей начальных классовпедагогический экспериментматематическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой служили начальные классы школ № 31, 30, детский сад-школа № 78 г. Нижневартовска. В ходе исследования на различных этапах принимали участие 183 учащихся третьих классов, 75 учителей начальных классов, 42 учителя русского языка и литературы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1991;1993 годы) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе была разработана программа констатирующего эксперимента и диагностические задания для его проведения.

На втором этапе (1993;1995 годы) разрабатывалась гипотеза исследования, определялись задачи, отрабатывался понятийный аппарат. На этом этапе была составлена программа формирующего эксперимента, организована опытно-экспериментальная работа с целью выявления педагогических условий, определяющего влияния познавательного интереса на уровень культуры речи детей начальных классов, проводилась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Разрабатывались методические рекомендации для учителей начальных классов.

На третьем этапе (1995;1998 годы) был осуществлен анализ результатов экспериментального исследования, уточнены отдельные теоретические положения. На этом этапе проходила систематизация и обобщение результатов исследования. Завершено оформление материала диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана концептуальная модель первоначального развития выразительности речи учащихся начальной школы;

— определены наиболее эффективные условия функционирования выдвинутой концептуальной моделиэкспериментально подтверждены условия, обеспечивающие результативность выразительности младших школьников;

— выделены и обоснованы этапы процессов развития интонационной и лексической выразительности речи младших школьников.

Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования содержащихся в ней теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и предложенных рекомендаций в процессе совершенствования учебно-воспитательной работы с младшими школьниками:

— разработана и апробирована программа обучения третьеклассников выразительной устной речи;

— определен минимум теоретических сведений по выразительности речи в третьем классе и уровень требования к соответствующим умениям;

— обоснованы основные приемы работы над выразительностью речи третьеклассников, многие из которых основаны на элементах театральной педагогики.

Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах обучения студентов на педагогических факультетах и в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленных в диссертации проблем, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам работыпроведением эксперимента на достаточно репрезентативном уровневсесторонним анализом данных различных этапов экспериментальной работысочетанием качественного и количественного анализа материалапроведением эксперимента в контролируемых условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Содержание воспитания выразительности речи у младших школьников, основанное на элементах театральной педагогики.

2.Модель воспитания выразительности речи третьеклассников, которая построена с учетом условий: 1) обогащение знаний о средствах выразительности звучащей (как говоримой, так и озвученной) речи, основано на осознанном усвоении их детьми- 2) систематическая работа как над выразительностью речи, так и над выразительностью чтения, то есть осознании взаимосвязи и возможности переноса выразительности речи озвученной и говоримой- 3) стимулирование желания и деятельности детей по развитию выразительности речи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в начальных классах школ г. Нижневартовска. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры методик дошкольного воспитания Нижневартовского педагогического института и кафедры риторики и культуры речи Уральского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе» (Нижневартовск, 1994 г.), «Культура и образование» (Нижневартовск, 1995 г.). Материалы исследования использовались при чтении лекций по основам культуры речи для студентов Нижневартовского педагогического института и на семинарах по повышению квалификации педагогов Тюменской области.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

130 < ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполненное исследование доказывает, что развитие выразительности речи младших школьников должно стать самостоятельной педагогической задачей в процессе обучения детей родному языку. Без целенаправленной работы по развитию выразительности речи значительно ограничиваются возможности школьников в усвоении конкретных способов культуры речи.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в младшем школьном возрасте, в частности в третьем классе, развитие выразительности речи осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются основные компоненты выразительности речи: интонационный и лексический.

Ход исследования подтвердил, что развитие выразительности речи обеспечивается определенной последовательностью педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала: его неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.

Наше исследование позволило выявить в качестве необходимых следующие условия эффективного развития выразительности речи младших школьников:

— система теоретических знаний о выразительности речи;

— специально организованные виды деятельности;

— параллельная работа над говоримой и озвученной речью;

— опора на создание «ситуации успеха» ;

— наличие интереса к фразеологическим оборотам;

— поэтапность процессов развития интонационной и лексической выразительности речи младших школьников.

В целом, результаты исследования дают основание дня вывода о том, что разработанная и экспериментально обоснованная модель развития выразительности речи способствует формированию культуры речи младших школьников.

Данная модель построена с учетом следующих компонентов:

1. Обогащение знаний о средствах выразительности звучащей (как говоримой, так и озвученной) речи, основанное на осознанном усвоении их детьми.

2.Систематическая работа как над выразительностью речи, так и над выразительностью чтения, то есть осознании взаимосвязи и возможности переноса выразительности речи озвученной и говоримой.

3.Стимулирование желания и деятельности детей по развитию выразительности речи.

Перспективу данного исследования составляют проблемы воспитания общей и речевой культуры младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.
  2. Е.А., Карская Е. М. Выразительное чтение в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1953. 72 с.
  3. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970.
  4. С.А. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках чтения и во внеклассной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1960. 16 с.
  5. В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. М., 1974. 160 с.
  6. В.А. Психология речевой интонации: В 2-х ч. М., 1976.
  7. Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 240 с.
  8. A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Д.: Наука, 1970. 263 с.
  9. А. Общий способ учения, для всякого состояния свободных людей нужный. 1781.
  10. М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  11. К.Б. Живое слово в образцах и заданиях. /Харьков, 1924.
  12. К.Б. Развитие речи в начальной школе. /Харьков, 1934. 119 с.
  13. В.Г. Приобщение к искусству слова. Т.8. М.: АПН СССР, 1955.
  14. А.С. Ситуация успеха. Как создать ее: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 170 с.
  15. А.С. Педагогика детства (основы возрастной педагогики). /Институт развития регионального образования. Екатеринбург, 1995. 152 с.
  16. Ю.К. Темпо-ритм выразительного чтения. //Выразительное чтение в вузе. Иркутск, 1980. С.51−71.
  17. И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. М.: Учпедгиз, 1946. 200 с.
  18. И.Я. Интонация. //Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1963. С.263−265.
  19. М.М. Искусство изложения (чтение вслух, декламация, ораторская речь и проч.). /СПб., 1887,110 с.
  20. Ф.И. Учебник русской грамматики. М., 1913.
  21. Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1941. 248 с.
  22. Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. 190 с.
  23. А.В. Тембровая значимость речи и ее взаимодействие с фонетическим коннотативным значением: Дис. канд. филол. наук. Л., 1984. 23 с.
  24. А.Н. Основы культуры речи. М.: Рус. язык, 1990.
  25. Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1963. 120 с.
  26. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика./Феникс. Ростов-на-Дону, 1995. 573 с.
  27. В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения. //Вопросы языкознания. 1951. № 3. С.3−31.
  28. Вопросы методики чтения в начальной школе. Сост. В. Г. Горецкий,
  29. М.И.Оморокова. М.: Просвещение, 1964. 129 с.
  30. Выготский J1.C. Детская психология: Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
  31. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 419 с.
  32. С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. М.: Учпедгиз, 1963.151 с.
  33. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. 4.1. М.: АПН РСФСР. 267 с.
  34. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961 470 с.
  35. .Н. Основы культуры речи. Изд-е 2-е испр. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
  36. В.Е. Речь и этика. М., 1983.
  37. Н.А. Особенности монологической речи учащихся 1−3 классов: Дис. канд. психол. наук. /Киев, 1972.192 с.
  38. Л.А. Фразеологизмы в русском языке. //Начальная школа 1974. № 8.
  39. Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.: Просвещение, 1975.143 с,
  40. Jl.А. Первоначальные представления о выразительности речи и чтения. //Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 184−197.
  41. Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  42. В.Н. Фразеологические единицы в их соотнесенности с частями речи русского языка. //Русский язык в школе. 1981. № 3.
  43. Групповые занятия сценической речью. Л.: ЛГИК, 1983. 60 с.
  44. Ф.К., Иванова А. Н. Лексика и фразеология русского языка. /Киев: Рад. школа, 1982.
  45. В.А. Методические принципы и приемы обучения словесному действию основа выразительности чтения: Автореф. канд. пед. наук. М., 1980. 22 с.
  46. Гуро-Фролова В. Г. Работа над выразительными средствами речи. //Начальная школа. 1991. № 2. С.22−24.
  47. Л.Б. Развитие форм и функций речи детей 6−7 лет: Дис. канд. психол. наук. М., 1991. 331 с.
  48. Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка. М.: Аквариум, 1995. 400 с.
  49. Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. /Минск: Вышэйш. школа, 1978.
  50. А.В. Лексика и фразеология русского языка. М.: Просвещение, 1974. 320 с.
  51. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958.
  52. Жинкин Н. И, Психологические основы развития речи. //В защиту живого слова. М., 1984.
  53. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 157 с.
  54. В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение, 1978. 160 с.
  55. В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1967. 535 с. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1994, 431 с.
  56. Ш. В. Работа над навыками культуры речи учащихся в связи с изучение лексики и грамматики в 3−4 классах: Дис. канд. пед. наук. М., 1968.310 с.
  57. Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956. 144 с.
  58. Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. 203 с.
  59. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта-Наука, 1998. 200 с.
  60. Л.А. Преемственность в формировании грамматического строя речи дошкольников и младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. 16 с.
  61. .С. Текст как интонационная структура: Автореф. канд. филол.наук. М., 1968. 15 с.
  62. Н.П., Щербакова Н. А. Методика русского языка. Л.: Учпедгиз, 1941. 345 с.
  63. В.Б. Ударение и тон в языке и речевой деятельности Л., 1990. 248 с.
  64. Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 16 с.
  65. В.П. Современный русский язык. Часть 2: Лексика и фразеология, лексикография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 111с.
  66. И.С. Современный русский язык: Фразеология. Лексикография. /Минск: Высшая школа, 1970. 140 с.
  67. В.Д. Искусство выразительного чтения. /СПб., 1904. 156 с.
  68. В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960.
  69. А.Н. Образные сравнения и фразеологизмы. //Русский язык в школе. 1980. № 3.
  70. Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе. //Начальная школа. 1994. № 3. С.30−34.
  71. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975, 256 с.
  72. Леонтьева (Торсуева) И. Г. Функциональная теория интонации: Авто-реф. дис. канд. филол. наук., М., 1976. 15 с.
  73. А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 224 с.
  74. А.Р. О патологии грамматических операций. //Известия АПН РСФСР, 1946. Вып.З. С.З.
  75. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  76. М.Р. Методика развития речи младших школьников. Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  77. М.Р. О родном языке в начальной школе. //Нач. школа. 1993. № 8.С.5−8.
  78. Л.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 201 с.
  79. A.M., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи. //Развитие речи у детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. С.50−90.
  80. Н.Ф. Развитие навыков употребления фразеологизмов в речи учащихся. //Русский язык в школе. 1974. № 3. С.11−13.
  81. А.К. Психология усвоения языка как средства общения: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1974. 52 с.
  82. .А. Игра как средство воспитания техники сценической речи: Авторф. дис. канд. пед. наук. Д., 1971. 22 с.
  83. А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1809.
  84. Методика выразительного чтения (Б.С.Найденов и др.). М.: Просвещение, 1977.176 с.
  85. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. 14 с.
  86. Е.Н. Природа лексической и фразеологической антонимии. /Саратов, гос. ун-т. Саратов, 1990. 222 с.
  87. А.И. Основы фразеологии русского языка. М.: Наука, 1977. 283 с.
  88. .И. Искусство звучащей речи. М.: Совет. Росия, 1986. 126 с.
  89. М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1959. 92 с.
  90. Л.Н. Работа над произносительной культурой младших школьников (с учетом региональных особенностей Среднего Урала). /Институт развития регионального образования. Екатеринбург, 1994. 112 с.
  91. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961.224 с.
  92. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.
  93. .С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1963. 263 с.
  94. Начальные этапы голосоречевого тренинга. JL: ЛГИК, 1988. 30 с.
  95. Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980.
  96. Р.И. Содержание и методы обучения связному высказыванию типа рассуждения в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. 17 с.
  97. Р.И., Сорокина Г. И. Примерное планирование уроков речевой культуры. //Начальная школа. 1990. № 9.14 с.
  98. Ю2.Новиков Н. И. Избранные сочинения. М., Л., 1954. 744 с.
  99. ЮЗ.Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1978. 254 с. 10 406 ораторском искусстве. Хрестроматия. Сост. А.Толмачев. М.: Госполитиздат, 1958. 272 с.
  100. Ю5.0жегов С. И. Очередные вопросы культуры речи. Вып.1. //Вопросы культуры речи. М.: АН СССР, 1955. С. 5−33.
  101. Юб.Озаровский Ю. В. Музыка живого слова. /СПб, 1914. 319 с.
  102. Ю7.0синцева Ю. Н. Работа над выразительнотью речи и чтения в начальных классах. //Обучение чтению младших школьников. М: Просвещение, 1973. С.118−129.
  103. А .Я. Живое слово. /СПб, 1908,
  104. В. Выразительное чтение. М., 1916.187 с.
  105. Ю.Оморокова М. И. Пути обогащения словаря устной речи учащихся науроках чтения в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. 15 с. 111 .Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. М.:
  106. АРКТИ, 1997. 160 с. 112. Пархоменко Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами художественных произведений. JL: ЛГПИ, 1976. 68 с.
  107. З.Петрова А. Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову. //Культура сценической речи. М.: ВТО, 1979. С.9−158.
  108. В.И. Функционально-семантический аспект интонации. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1988. 191 с.
  109. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  110. Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. М.: Высшая школа, 1976. 200 с. Ш. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1984. 191 с.
  111. С. Письмо о порядках в обучении наук. //Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих. 1757.
  112. А.Н. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1949. 855 с.
  113. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 431 с.
  114. Речевое развитие младших школьников. Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.
  115. Речевые уроки. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1995.159 с.
  116. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990. 356 с.
  117. Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка: Автореф. дис. канд. филол. наук. /Саратов, 1985.14 с.
  118. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 703 с.
  119. А.Г. Проблема фразеологии. Лекции курса современного русского языка. Л., 1960. 39 с.
  120. Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика). /СПб., 1913. 292 с.
  121. Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. 352 с.
  122. Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: Просвещение, 1996. 158 с.
  123. Ш. Сладкопевцев В. В. Искусство декламации. /Петербург, 1918. 392 с.
  124. О.В. О понимании мини-текста или пословица век не сломится. //Вопр. психологии. 1996. № 1.
  125. М. Правила высшего красноречия. /СПб., 1884.
  126. И.И. Замечания об образовании слов из выжений. /СПб, 1860.61 с.
  127. Ш. Срезневский И. И. Замечания об образовании слов из выжений. /СПб, 1873.
  128. К.С. Собрание сочинений: В 8-ми т. Т. 2, 3. М.: Искусство, 1954.
  129. С.Б. Влияние выразительного чтения на развитие речи учащихся: Дис. канд. пед. наук, 1968. 215 с.
  130. В.Н. Что такое фразеология?. М.:Наука, 1968. 86 с.
  131. Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1960. 232 с.
  132. И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. 110 с.
  133. Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1971.176 с.
  134. К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1949. 591 с.
  135. М.И. Современный русский язык: Лексикология. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 256 с.
  136. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. 159 с.
  137. Л.К. Анализ речевой интонации. /Зинатне. Рига, 1974. 271 с. 147. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. М.: Просвещение, 1976. 175 с.
  138. А.П., Чудинова Е. А. Практическая риторика. /Екатеринбург, 1997. 106 с.
  139. А.П., Чудинова Е. А. Риторика: Сборник упражнений. /Екатеринбург, 1997.92 с. 148. Шанекий Н. М. Фразеология современного русского языка, Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 1985. 160 с.
  140. A.M. Семантика детской речи, психолинвистический анализ: Авторф. дис. д-ра филол. наук. М., 1985. 40 с.
  141. А.И. В лаборатории чтеца. М., 1960. 207 с.
  142. Е.Д. Работа по фразеологии в начальном обучении русскому языку: Дис. канд. пед. наук. JL, 1969. 373 с.
  143. В.П. Слово в защиту живого слова (с вопросом объяснительного чтения В. Шереметевского). М., 1886. 115 с.
  144. А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.17 с.
  145. А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка. //Начальная школа. 1995. № 9. С. 12.
  146. JI.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
  147. М.М. Сочинения.Т.2.
  148. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  149. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. 230 с.
Заполнить форму текущей работой