Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Признание медицинских и фармацевтических квалификаций как социальная проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия интегрировалась в мировое образовательное пространство в плане признания квалификации специалистов, присоединившись к трем европейским конвенциям — Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты (1953 г.), Европейской конвенции об эквивалентности университетских периодов обучения (1956 г.) и Европейской конвенции об академическом признании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Ю
    • 1. 1. Традиционный институциональный подход к Ю исследованию медицинской профессии
    • 1. 2. Социологическая проблематика исследований 23 медицинских профессий
  • Глава II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава III. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Основные положения признания квалификаций
    • 3. 2. Система постдипломной подготовки врачей-специалистов в 64 странах дальнего зарубежья
    • 3. 3. Сравнительный анализ систем образования стран СНГ, 78 ШОС и признания их квалификаций
    • 3. 4. Особенности признания квалификации в области 96 медицины в России (на материале фокус-группы)

Признание медицинских и фармацевтических квалификаций как социальная проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальная политика обозначена государством в качестве основного приоритета на ближайшую перспективу, что нашло свое отражение и в стратегии развития до 2020 года. И, несмотря на изменившиеся экономические условия, связанные с мировым финансовым кризисом, Правительство Российской Федерации постоянно подчеркивает, что вопросы образования и здравоохранения по-прежнему относятся к первоочередным и определяющим будущее страны.

Особое внимание при реализации этой политики должно уделяться подготовке квалифицированных кадров, способных на должном уровне решать все возрастающие по сложности задачи. Значительным резервом укрепления кадрового потенциала российского здравоохранения, как показывает опыт, является приток специалистов, получивших образование в иностранных образовательных учреждениях. Анализ статистики последних лет отчетливо демонстрирует нарастающую динамику, связанную как с увеличением финансирования, так и с реализацией ряда государственных программ, в частности, программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом [1]. В этой программе принимают участие несколько десятков субъектов Федерации, которые в результате во многом решают свои кадровые проблемы за счет прибывающих специалистов, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.

Приток иностранных специалистов, по предварительным прогнозам, будет увеличиваться и в первую очередь за счет молодых кадров. В этом и состоит главная привлекательность подобного кадрового пополнения для России, поскольку в настоящее время наблюдается чрезвычайно быстрое «старение» врачей, особенно тех, которые работают в первичном звене.

Совершенно очевидно, что главной проблемой при интеграции этих трудовых ресурсов является проблема соответствия компетентности прибывающих специалистов требованиям российских стандартов, как образовательных, так и профессиональных. При этом речь должна идти не 3 просто о соответствии или эквивалентности, а о признании, т. е. выявлении знаний, навыков и умений. И в этой триаде каждая составляющая должна играть значимую роль. Только при таком подходе справедливо и непредвзято может быть осуществим допуск к профессиональной деятельности на территории нашей страны.

Выявить основные тенденции, трудности и перспективы данного процесса можно в проблемном поле социологии медицины.

Цель исследования — определить социальные параметры и перспективы процесса признания медицинских и фармацевтических квалификаций как соответствия иностранных специалистов профессиональной роли врача, разработать рекомендации по оптимизации соответствующих процедур.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих научных задач:

• представить обзор социологической проблематики исследований медицинских профессий;

• дать социологическую интерпретацию основных положений признания квалификаций;

• описать систему постдипломной подготовки врачей-специалистов в странах дальнего зарубежья;

• провести компаративный анализ систем образования стран СНГ, ШОС и признания их квалификаций;

• на материале фокус-группы выявить особенности признания квалификации в области медицины в России.

Объект исследования — национальные системы подготовки медицинских кадров высшей квалификации.

Предмет исследования — процесс признания квалификаций специалистов-врачей.

Гипотеза исследования. В России сложилась определенная система признания квалификации специалистов, обучавшихся за рубежом. Эта система начала строится со времен СССР и, с течением времени, усложнялась в результате расширения образовательной базы, поливариантности форм и методов обучения в мире в целом.

Россия интегрировалась в мировое образовательное пространство в плане признания квалификации специалистов, присоединившись к трем европейским конвенциям — Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты (1953 г.), Европейской конвенции об эквивалентности университетских периодов обучения (1956 г.) и Европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.). Кроме того, существует и действует на международном уровне «Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах» (Хельсинки, 1997 г.). т. е. нормативная база достаточная.

При решении вопросов признания количественные параметры могут и должны играть роль вспомогательных, а основными становятся некие качественные факторы, порой даже не подлежащие формализации, например, такие, как престиж данной системы образования, рейтинг страны в мировой системе образования, рейтинг конкретного образовательного учреждения. Это ведет к тому, что вместо понятия эквивалентности повсеместно начинается использование принципа признания документов об образовании в качестве документа, дающего доступ к определенному виду деятельности. Признание квалификации становится признанием соответствия профессиональной роли, и, следовательно, предметом обсуждения в исследовательском поле социологии медицины.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые результаты интериоризации профессиональной роли врача проанализированы в контексте процесса признания квалификации как международного обмена деятельностью, разработаны рекомендации по оптимизации этого процесса.

Диссертант показал, что до сих пор, практически, не было социологических исследований, посвященных соотношению профессиональных ролей в медицине в разных странах, а именно здесь может быть выявлен инвариант профессии. Такой анализ всегда представляет известную трудность, поскольку в разных странах существуют большие различия и в подготовке специалистов-медиков, и в процедурах признания их квалификации — т. е., соответствия профессиональной роли. Поэтому компаративный анализ квалификационных процедур необходим для дальнейшего изучения профессиональных ролей в медицине и поиска путей их оптимизации.

Диссертант определил признание квалификации специалиста как легитимизацию его соответствия профессиональной роли врача или другой профессиональной роли в сфере медицины и здравоохранения в том объеме, который соответствует традициям и требованиям конкретного государства, в котором данное признание юридически оформляется. Таким образом, признание квалификации суть разрешение на выполнение профессиональной роли.

Диссертант доказал, что процесс взаимного признания квалификаций и допуска к профессиональной деятельности лиц, закончивших соответствующие программы за рубежом, представляет собой весьма сложную проблему из-за различий систем последипломной подготовки врача-специалиста в различных странах. Основными проблемами, затрудняющими взаимное признание медицинских квалификаций, являются различия продолжительности обучения, содержания образовательных программ и особенности номенклатуры специальностей. Для оценки реальных различий необходимо сопоставление программ обучения и объема усвоенных знаний, полученных навыков и умений в процессе последипломной подготовки врача-специалиста, а не только объема учебных часов и продолжительности практических занятий.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

1. Основными проблемами признания квалификации связаны с несоответствием наименований программ обучения, с отсутствием единой мировой номенклатуры медицинских специальностей и, наконец, с неэквивалентностью программ, реализуемых даже в одном и том же образовательном учреждении, но разнесенных по времени.

2. Дифференциация образовательных систем в области медицины в странах, ранее входивших в СССР и социалистический лагерь, обусловлена не изменениями медицинского содержания профессии, а социально-экономическими и политическими факторами. Интериоризация профессиональной роли врача остается инвариантной целью-ценностью высшего медицинского образования в России, странах СНГ и странах ШОС. Однако до сих пор положительный опыт, накопленный в мире и, особенно, в европейском регионе, на территории государств-участниц ШОС, и в первую очередь России, пока не используется. «.

3. В России сложилась определенная система подготовки к профессиональной роли врача и система ее обновления. Обе эти системы составляют содержание непрерывного медицинского образования, но его структура не совпадает с аналогичными структурами в других странах, что препятствует процессу признания квалификации иностранных врачей в России и российских врачей в других странах.

4. Существующие на сегодняшний день основные модели высшего образования (российская, немецкая, британская, американская, французская и др) существенно отличаются друг от друга. В то же время, несмотря на порой значимые различия в системах подготовки, существует признак, объединяющий образовательные программы по медицине различных стран, принципиально отличающий систему подготовки специалистов в области медицины от специалистов других сфер профессиональной деятельностиналичие этапа последипломной (в отечественной интерпретации) подготовке специалистов в области медицины.

5. Практические врачи в подавляющем большинстве (81% респондентов) удовлетворены системой своей постдипломной подготовки и переподготовки и в целом удовлетворены системой додипломной подготовки, хотя и видят пути ее совершенствования. Отечественные медики плохо информированы о западной системе медицинского образования, поэтому не могут отчетливо сформулировать свое отношение к процессу унификации высшего медицинского образования в мире. Хотя 16% считают необходимой стажировку российских студентов за рубежом, а 7% хотели бы именно там повышать свою квалификацию.

Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составили классические работы по социологии медицины и, прежде всего, идеи основоположника отечественной социологии медицины академика РАМН А. В. Решетникова («Социология медицины». М., 2002, Разделы I и IV). В работе использована методология кросс культурного исследования, общенаучные методы — структурно-функциональный анализ, системный подход, метод единства исторического и логического.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке принципов признания квалификации специалистов в области медицины, выявлении качественных и количественных показателей этой квалификации. Выводы работы целесообразно использовать для совершенствования нормативных документов в области признания квалификации, организации работы соответствующих ведомств (Рособрнадзор, Росздравнадзор и др.) и подразделений.

Материалы работы могут быть эффективно использованы в подготовке медицинских кадров, которые, как выявило исследование, плохо ориентированы в особенностях высшего медицинского образования в других странах. Внедрение в практику практических рекомендаций исследования позволит оптимизировать систему признания квалификаций как легитимизации соответствия профессиональной роли врача, как для иностранных специалистов, приезжающих на работу в Россию, так и для выпускников российских медицинских вузов, выезжающих на работу за рубеж.

Апробация диссертации проходила на научно-практических форумах разных уровней (Москва, 2008, 2009, 2010, Волгоград, 2010 и др.).

Диссертант принимал участие в разработке ряда документов Министерства здравоохранения и социального развития РФ по реформе высшего медицинского образования в России.

Методическое пособие автора «Признание квалификации специалистов-медиков» (Волгоград, 2009) рекомендовано слушателям факультета повышения квалификации врачей. По материалам исследования опубликовано 7 научных работ, в том числе в журнале, включенных в Перечень ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, включающего выводы и практические рекомендации, списка литературы (154 источника) и Приложения. Объем диссертации — 133 стр.

Выводы.

1. Практическая (а также необходимая теоретическая) дополнительная подготовка врача-специалиста до уровня, позволяющего ему осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность, проходит на втором (последипломном) этапе обучения. Это является инвариантом высшего медицинского образования во всех странах мира.

2. Практические врачи проявили большой интерес к вопросу о постдипломном образовании. Большинство из них выражает удовлетворенность существующей практикой (81%), хотя удовлетворенность эта — разной степени. 10% недовольных вполне могуть быть отнесены к группе неадаптировавшихся в новых для них условиях или испытывающих какие-то проблемы с отъездом из дома и расставанием с родными.

3. Наиболее часто практические врачи сталкиваются с трудностями при оплате обучения (27%) и с соблюдением графика повышения квалификации (22%), несмотря на то, что средства для этого выделяются регулярно и в полном объеме, а планы утверждаются поименные.

Большинство респондентов согласились с существующей регулярностью повышения квалификации в постдипломный период (48%), более того, 27% высказались за то, чтобы такие циклы проводились чаще.

Практическим врачам трудно сравнивать отечественную и зарубежную системы подготовки специалистов. Поскольку 36% респондентов затруднились с ответом, легко было предположить, что они не обладают достаточной информацией. Более того, 22% опрошенных считают, что отечественную и зарубежные системы вообще нельзя сравнивать. Это также свидетельствует о том, что они просто не знакомы с зарубежным опытом. Видимо, следует восполнить этот пробел и давать врачам хотя бы на курсах повышения квалификации (хотя лучше — еще в вузе) информацию об организации зарубежного здравоохранения в более полном объеме.

Абсолютно равное количество респондентов ратует за продление и за сокращение сроков обучения в медицинском вузе — по 11%. Большое количество тех, кто считает необходимым вернуть субординатуру — 36%. Это говорит о том, что приверженцев отечественной модели высшего медицинского образования у нас все же больше, чем защитников западных образцов обучения в высшей школе. Хотя достаточно большое число респондентов — 16% считают для современного студента-медика необходимой стажировку за границей.

Практические рекомендации.

1. Существование в настоящее время двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании документов об образовании с большинством государств-участниц ШОС и СНГ, позволяет утверждать, что формирование новых, эффективных и не перегруженных бюрократическими препонами процедур признания академических и профессиональных квалификаций медицинского и фармацевтического образования, полученных за рубежом, а также допуска иностранных специалистов к профессиональной деятельности является вполне реализуемой задачей. Для решения этой задачи необходим комплексный социологический анализ их практического действия, с целью выявить проблемные точки и совместными усилиями дать новый импульс взаимовыгодному сотрудничеству.

2. Существует настоятельная необходимость приведения во взаимное соответствие номенклатур медицинских специальностей, существующих в различных странах. В частности, целесообразно в России ввести специальность медицинского социолога. В свою очередь, эти специалисты могут быть использованы для работы по оптимизации системы признания квалификаций в медицинских профессиях.

3. С целью решения поставленной Президентов РФ задачи привлечения иностранных специалистов для работы в России, целесообразно упростить процедуру признания их дипломов, сформулировав инвариант высшего медицинского образования в мире в целом и классификацию его национальных моделей. Эту работу целесообразно поручить специально созданной при.

Министерстве здравоохранения и социального развития РФ экспертной группе.

4. В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ необходимо создать базу данных образовательных программ высших и средних медицинских учреждений стран СНГ и ШОС, что существенно облегчит деятельность по признанию дипломов в рамках заключенных двухсторонних договоров. Доступ к этой базе должны иметь все заинтересованные лица и, прежде всего, студенты и преподаватели медицинских вузов и колледжей.

5. В настоящее время отсутствует социальный прогноз по обмену кадрами медицинских работников, научных работников, преподавателей и студентов между Россией и другими странами. Для составления такого прогноза необходимо создать лабораторию социологических исследований при МЗ и СР РФ, которой был бы поручен мониторинг этой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // СОЦИС. 2005. — № 1(249). — С.54−66.
  2. В.Н. Профессиональный комплекс в социальной, структуре общества (по Парсонсу) // СОЦИС. 2005. — № 1(249). — С.54−66
  3. Д.А., Касымов А.И.Дегуманизация медицинского образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2006. № 1. — С.9−11.
  4. Р. Д. Процесс формирования профессиональной компетентности студентов // Мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Владивостокского базового мед.колледжа. — Владивосток, 1999. -С.81−83.
  5. Е.М. Общая социология. Минск, 2004.-640с.
  6. A.M. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред/А.М. Балло, A.A. Балло.-СПб.: «БиС», 2001.-374с.
  7. Дж. Карьера: способности и выбор: Тесты. Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 204 с.
  8. H.A., Карсаевская Т. В., Щербо А. П. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже XX—XXI вв.. // Российский биомедицинский журнал.2002.-Т.З-С.219.
  9. Э. Медицина, врачи и публика. Пер. с польск. М. Медицина. 1903. 51 с.
  10. И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонденотом.-М.: Высшая школа, 1989.-c.175.
  11. И.А. Организация прикладного социологического исследования.-М.:Тривола, 1998.-228с.
  12. .В., Воробьева Е. В., Иванова Т. А. О подготовке клиницистов // Высшее образование в России, 1999. № - 4 — С.36−38.
  13. И.В. Статус студента МГУ // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы межд. научно-практ. конф.(Воронеж, 24−25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центр.-Черноземное книжн. Изд-во, 2004. — С.6−8.
  14. Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности// Вопросы психологии, 2004, № 4, с.131−132.
  15. М.Е., Седова H.H., Чижова В. М. Междисциплинарные связи в преподавании биоэтики //Вестн. Волгогр. гос. мед. ун-та. -Волгоград, 2004.- № Ю
  16. , Д.Ф. Гилязетдтнов // Проблемы стандартизации в здравоохранении.-2003 .-№ 1 .-С.5 6.
  17. Н.И. Влияние образовательной системы университета на профессиональное развитие студента // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку:
  18. Сб. мат-лов межд. науч.-практ. конф. (Архангельск, 23−25 мая 2000 г.) Архангельск, 2000. С.61−63.
  19. З.Т. Социальная стратификация Российского общества Москва.- 2003. -С.73.
  20. М.Ю. Проблема формирования мировоззрения личности // Образование и гражданское общество. Сб. науч. иссл., СПб., 2002.С.30−34.
  21. В.Я. Врач, его призвание и образование. Харьков, 1921. С. 120.
  22. В.В. Социологические методы исследования в медицине.-Волгоград, 2002.
  23. Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья// Социс.-2003.-№ 11.-с.51−57.
  24. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение, М., 1995.
  25. В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. -2001. № 9. — С.77−82.
  26. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача.// Дис. канд. психол. наук: М.- 1990. — 213 с.
  27. Исакова И. А, Мурашко H.A. Тендерные особенности российского здравоохранения// Тендерные стереотипы и проблемы социализации молодежи в современных условиях полиэтнического взаимодействия.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
  28. А.И. Общая социология, Москва, 2001, 446с.
  29. С.Г. Медико-социологические аспекты профессионально-важных качеств врача: дис.канд. мед. наук, Волгоград, 2000.-160с.
  30. Н.В., Рейнальдо Перес Ловелле Психологические основы деятельности врача.-Москва, 1999.-202с.
  31. O.A. Формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста медика // Гуманитарное образование и медицина, Т. 62, выпуск 3, Волгоград, 2005, -с. 170−174.
  32. Лик Э. Врач и его призвание. Днепропетровск, 1928. — С.129.
  33. С.С., Сергеева Н. В. Можно ли считать Россию технологически развитой страной?, // Биоэтика. -2009.- № 2
  34. В.А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе // СОЦИС 2005. — № 1(249)-С.66−77
  35. В.А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации . российских врачей в реформирующемся обществе // СОЦИС 2005. — № 1(249) -С.66−77
  36. В.В. Проблемы высшего медицинского образования //
  37. Докл. Академии военных наук (поволжское отделение). Сарат.воен. ин-тут ВВМВДРФ. Саратов, 2001. № 7. -С.15−19.
  38. Т. Мотивация экономической деятельности //Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект. — 2000. -С.347.
  39. Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс. — 1998. — С.52−131
  40. В.И. Социальный статус врачаУ/Вестник Гиппократа.- 2002.-№ 1.-С.7−12.
  41. В.И., Седова H.H. Практическая биоэтика: Этические комитеты в России.-Москва: «Триумф», 2002.-192с.
  42. В.А. Мнения экспертов о вузовском образовании// Социологические исследования. 1994. — № 12. — С.51−52.
  43. A.B. Институциональные изменения социокультурного паттерна здоровья и болезни. Социология медицины. — 2005. -№ 2. — С.3−25
  44. A.B. С.А.Ефименко // Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. -М.:ГЭОТ АР-Медиа, 2007. 160 с.
  45. A.B. Социология медицины: учебник, Москва: ГЭОТАР-Медиа. — 2007. — 256 с.
  46. A.B. Эволюция и проблемы современной медицины // Экономика здравоохранения. -№ 5,6/45. 2000. С.64−66.
  47. A.B. Медико-социологический мониторинг: Руководство. М. Медицина, 2003. — 1048 с.
  48. Саад К. Р, Сергеева Н. В. Влияние антропологической компоненты этничности на выбор модели врачевания // Вестн. Морфологии. Винница. 2007.-№ 13(2).
  49. H.H. Личность врача как фактор доверия к нему пациента: Методические рекомендации по курсу психологии для студ. мед. вузов.-Волгоград, 2000.-С.30−35.
  50. H.H. Правовые основы биоэтики. М.: «Триумф». 2004.
  51. H.H., Сергеева H.B. Нужно ли идти по пути дегуманизации высшего медицинского образования? / // ALMA MATER.-2010, — № 6.
  52. Седова Н. Н, Чеботарева O.A. Социология патернализма и Российская медицина// Социология медицины реформе здравоохранения: сб.науч.тр-Волгоград, 2004.-С.30−36.
  53. Н.В. Институализация медицинского права как научной специальности / H.H. Седова, Н. В. Сергеева //Мед. право. 2007.-№ 3.
  54. Н.В. Проблемы преподавания биоэтики в медицинских вузах // Организация работы с молодёжью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы междун. науч.-прак. конф. Воронеж, 2004.
  55. И.В. О состоянии нравственного самосознания врачебного сообщества // Биоэтика.- 2008. № 1. — С.11−15.
  56. Л.М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологические аспекты // Гиг. и сан. 2000. — № 1. — С.48−52.
  57. Н.Д., Волковая В. В. Психология развития профессионала.// М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000, 160 стр. С.86
  58. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов // Вестник Евразии, 2002. № 3. — С.28−50.
  59. В.А. Стили профессиональной деятельнсоти. Москва, — 2000. — С.121−148.
  60. Ю.В. Проблемы психологии профессий в США // Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С. 176.
  61. Т.К. К вопросу о формировании профессионального самоопределения личности студента мед.вуза // Вестник BMA. Волгоград, 2000. — С.243−244.
  62. М. Рождение клиники. Москва: Смысл. — 1998. — С.64−68
  63. O.A., Сергеева Н. В. Особенности преподавания биоэтики иностранным учащимся в медицинском вуз //Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.- Волгоград.: Изд-во Волгогр. гос. мед. ун-та.-2006 Т. 63. Вып.1.
  64. Ю.Н. Хороший или плохой врач: Что и как определить?// Сибирский медицинский журнал.-2000.-№ 3−4.-С. 122−124.
  65. О. П. Структурные преобразования в здравоохранении: Монография. М.: Рарогъ, 1997. — 224 с.
  66. О. П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. -М., 1983.
  67. B.JI. Во главе угла профессионализм и интересы клиентов // Стоматология для всех, 2000, № 2.-с.60−62.
  68. Этический кодекс российского врача (утв. 4-й Конф. Ассоц. Врачей России, Москва, ноябрь 1994 г.): Права человека. -М., 2002.
  69. Parsons Т. Professions.// International Encyclopedia of the Social Sciences., The Macmillan Company & The Free Press. 1968. — p.536−547.
  70. Parsons T. Propaganda and Social Control., Psychiatry 5, 1942. p.551−572.
  71. Parsons T. Remarks on Education and the Professions., The International Journal of Ethics. 1937. -p.365−381
  72. Parsons T. Sociology of healtf and illness and related topics. / Action Theory and the Human Condition., New York, The Free Press. 1978. — pi 1−82.
  73. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualification. /Official Journal L 255, 30/09/2005. P.0022−0142
  74. ERTCExtSearch SearchValue 0=ED067909&ERICExtSearchSearchType0=no&accno=ED067909
  75. H. 'The Nature of a Profession' // National Society for the Study of Education (ed) Education for the Professions. Chicago: University of Chicago, 1962.
  76. Hughes E. Professions // Daedalus. 1963. № 92, 655−68.
  77. M. 'Professionalism and Health Care' // Field D. and Taylor S. (eds) Sociological Perspectives on Health, Illness and Health Care. Oxford: Blackwell Science, 1998.
  78. Braverman H. Labour and Monopoly Capital: the Degradation of Work in the Twentieth Century. N. Y.: Monthly Review Press, 1974
  79. Poulantzas N. Classes in Contemporary Capitalism. L.: Left Books, 1975.
  80. G. 'Diagnosis and Therapy' // Esland G. and Salaman G. (eds) The Politics of Work and Occupations. Milton Keynes: Open University Press, 1980.
  81. Saunders P. Urban Politics: a Sociological Interpretation. L.: Hutchinson, 1983.
  82. Foucault M. Madness and Civilization. L.: Tavistock, 1973.
  83. Foucault M. Discipline and Punish: the Birth of the Prison. Harmondsworth: Penguin, 1979.
  84. Arney W. Power and Profession of Obstetrics. L.: University of Chicago Press, 1982.
  85. Nettleton S. Power, Pain and Dentistry. Buckingham: Open University Press, 1992.
  86. T. 'Governmentality and the institutionalisation of Expertise' // Johnson T., Larkin G. and Saks M. (eds) Health Professions and the State in Europe. L.: Routledge, 1995
  87. C., Porter R. (eds) Reassessing Foucault: Power, Medicine and the Body. L.: Routledge, 1994.
  88. Parkin F. Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. L.: Tavistock, 1979.
  89. Freidson E. Profession of Medicine. N. Y.: Dodd, Mead & Co, 1970.
  90. Johnson T. Professions and Power. L.: Macmillan, 1972.
  91. Larkin G. Occupational Monopoly and Modern Medicine. L.: Tavistock, 1983. i
  92. M. 'Professions, Markets and Public Responsibility' // Dent M., O’Neill M., Bagley C. (eds) Professions, New Public Management and the European Welfare State, Stoke-on-trent: Straffordshire University Press, 1999.
  93. Krause E. Death of the Guilds: Professions, States and the Advance of Capitalism, 1930 to the present. New Haven: Yale University Press, 1996.
  94. Moran M., Wood B. States, Regulation and the Medical Profession. Buckingham: Open University Press, 1993.
  95. Moran M. Governing the Health Care State: a Comparative Study of the United Kingdom, the United States and Germany. Manchester: Manchester University Press, 1999.
  96. Starr P. The Social Transformation of American Medicine. N. Y.: Basic Books, 1982.
  97. R. 'Changing Conceptions in the Sociology of the Professions' // Burrage M., Torstendal R. (eds) Professions in Theory and History: Rethinking the Study of Professions. L.: Sage, 1990.
  98. Waddington I. The Medical Profession in Industrial Revolution. L.: Gill & Macmillan, 1984.
  99. Halmos P. Professionalization and Social Change. Keele: University of Keele, 1973.
  100. J. 'Professionalism: the Sociologist’s Decoy' // Sociology of Work and Occupations. 1974. № 1, 6−23.
  101. Saks M. Professions and the Public Interest: Medical Power, Altruism and Alternative Medicine. L.: Routledge, 1995
  102. Allsop J. Health Policy and the NHS. L.: Longman, 1995.
  103. Allsop J., Mulcahy L. Regulating Medical Work: Formal and Informal Controls. Buckingham: Open University Press, 1996.
  104. B. 'Some Problems in the Sociology of Professions' // Daedalus. 1963. № 92, 669−88.
  105. Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. L.: Sage, 1992.
  106. Bynum W. Science and the Practice of Medicine in the Nineteenth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  107. Department of Health. A First Class Service. L.: the Stationery Office, 1998.
  108. Department of Health. The NHS Plan. L.: the Stationery Office, 2000.
  109. General Medical Council. Changing Times, Changing Culture: a Review of the GMC since 1995. L.: General Medical Council, 2000.
  110. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.
  111. W. 'Encroachment, charlatanism and the emerging profession: psychology, sociology and medicine' // American Sociological Review. 1960. № 25, 902−14.
  112. E. 'Attributes of a Profession' // Social Work. 1957. № 2, 45−55.
  113. Macdonald К. The Sociology of Professions. L.: Sage, 1995.
  114. Millerson G. The Qualifying Associations. L.: Routledge & Kegan Paul, 1964.
  115. M. 'Professionalization, Politics and CAM' // Kelner M., Wellman В., Pescosolido В., Saks M. (eds) Complementary and Alternative Medicine: Challenge and Change. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 2000.
  116. Salter B. Medical Regulation and Public Trust: an International Review. L.: King’s Fund Publishing, 1999.
  117. Sinclair S. Making Doctors: an Institutional Apprenticeship. N. Y.: Berg, 1997.
  118. R. 'The Future of the GMC: an Interview with Donald Irvine, the New President' // British Medical Journal. 1995. № 310, 1515−1518.
  119. Smith R. Medical Discipline: the Professional Conduct of the GMC 18 581 990. Oxford: Oxford University Press, 1994.
  120. Stacey M. Regulating British Medicine: the General Medical Council. Chichester: Wiley & Sons, 1992.
  121. The Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS) — http://www.cpc. unc.edu/rlms.
  122. Директива Европейского Союза по признанию регулируемых квалификаций 2005/36/ЕС- Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы от 21 декабря 1979 г-
  123. Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.) —
  124. Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты (1953 г.) —
  125. Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения (1956 г.) —
  126. Инструкция о порядке проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом, утвержденной Приказом МЗ РФ № 284 от 26.07.2000г-
  127. Конституция Российской Федерации Текст. М.: Ось-89. — 2008. — 48 с.
  128. Постановление Правительства № 119 от 07.02.1995 г. (новая редакция — Постановление № 49 от 01.02.2005).
  129. Приказ руководителя Росздравнадзора № 411-ПР/07 от 26.02.2006 г-
  130. Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана от 16 декабря 1983 г-
  131. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования (Шанхай, 15 ИЮНЯ 2006 Г.) http://www.eduweek.ru/index26 n. html
  132. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.
  133. ФЗ РФ «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании" —
  134. ФЗ РФ «Закон об образовании" —
Заполнить форму текущей работой