Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методов и инструментов оценки качества механизмов электронного участия на сайтах электронного правительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электронное участие (ЭУ) Электронное участие — использование информационно-коммуникационных технологий с целью привлечения различных групп граждан в публичную политику и развития новых эффективных форм взаимодействия с органами власти. Электронное участие подразумевает двусторонний обмен информацией между гражданами (бизнес-сообщество, экспертное сообщество, гражданское общество в целом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Внедрение электронного правительства, подходы и методы 11 оценки
  • Глава 2. Процедура оценки сайтов электронного правительства РФ: 40 индексы, алгоритмы, методы
  • Глава 3. Методические материалы для проведения экспертизы
  • Глава 4. Исследования электронного правительства РФ: прикладные 108 результаты

Разработка методов и инструментов оценки качества механизмов электронного участия на сайтах электронного правительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Начиная с 2000 года внедрение новых принципов управления государством с широким использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — один из стратегических приоритетов развития многих стран. В частности, Европейского Союза, США и других. Активно используется понятие «электронное правительство» (далееэ-правительство, ЭП). Переход на качественно новый уровень государственного управления — одна из целей Административной Реформы в РФ. В рамках данной реформы внедряется ФЦП «Электронная Россия» (2002;2010) [47].

Теоретические основы и практические аспекты применения ИКТ в государственном управлении и создания ЭП разрабатывались в работах Т. Беккера [54], К. Беллами [76], Дж. Тейлора [80], Д. Гарсона [63], Дж. Фоунтейн [62], Д. Норриса [71], Е. Панопулу [75], Т. Ундхайма [59] и др., а также в рамках проектов ООН [56, 83−86], Всемирного банка [78,82], Gartner [53], Microsoft [69], Процесс Консалтинг [14]. Среди отечественных ученых, внесших вклад в комплексное изучение различных аспектов ЭП, можно отметить работы В. И. Дрожжинова [7], А. Е. Шадрина [51], О. Голубицкого и Е. Шевчука [3], Ю. В. Ирхина [10], Л. В. Сморгунова [40], А. Н. Кулика [15], Д. С. Черешкина, Г. Л. Смоляна и В. Н. Цыгичко [50], А. В. Данилина [5], A.B. Павроза [34], Т. И. Жуковой [9], Ю. С. Попкова [45], О. Б. Пака [74], В. Г. Матюхина [30] .

Концепция э-правительства обобщается в работе на три ключевых постулата: открытость или публичность, электронное участие (э-участие, ЭУ) и онлайн-транзакции. В зарубежных разработках более-менее сбалансировано реализуются все три аспекта. Однако, при реализации Федеральной программы «Электронная Россия» наименьшее внимание было уделено вопросам разработки и применения инструментов э-участия. Это обусловило разрывы обратных связей между создателями сайтов ЭП и пользователями. Между тем, именно постулат инструментов э-участия является весьма значимым для распространения современных методов государственного управления и развития гражданского общества.

Реализация принципов и процедур э-участия зависит, во-первых, от того, как при разработке сайтов министерств и ведомств достигается простота и доступность инструментов ЭУ для пользователей (граждан, объединений, бизнес-структур и ведомств), во-вторых, от степени активности применения этих инструментов пользователями и, в-третьих, тем, как организован учет мнений при разработке значимых социально-экономических решений. Очевидно, что недостаточное внимание, уделяемое разработке инструментов э-участия, сказывается негативно на эффективности деятельности ЭП.

При изучении публикаций и анализе сайтов ЭП не было выявлено метода, который позволял бы систематическим образом оценивать наличие понятных и эффективных инструментов ЭУ и механизмов обратной связи (механизмов ОС), а также «дружелюбность» сайтов ЭП по отношению к пользователям. Под инструментами ЭУ и механизмами ОС здесь понимаются такие способы взаимодействия пользователей с представителями органов власти в рамках ЭП, как методы получения мнений различных групп граждан органами государственной власти, методы участия граждан в принимаемых решениях, методы контроля деятельности, методы получения пользователями необходимой информации от представителей министерств и ведомств.

Отсутствие методики оценки и мониторинга состояния сайтов ЭП с точки зрения ОС не способствует рационализации работы ЭП в целом. Отметим, что наличие такого «измерительного» инструмента не было выявлено при изучении работ зарубежных ученых.

Объект исследования: системы и процедуры отношений между разными группами пользователей и федеральными министерствами и ведомствами, строящиеся в виде инструментов ЭУ и механизмов ОС, действующих в рамках информационных ресурсов (сайтов) ЭП РФ.

Остановимся подробнее на описании объекта исследования. Управляющая система ФОИВ (87 ведомств и министерств) имеет ряд потребностей и обязательств по отношению к объектам управления — гражданам и юридическим лицам. Определены системы отношений и процедур отношений между ФОИВ и тремя группами: граждане, компании, иные социально-экономические институты. Последняя группа включает в себя региональные, муниципальные органы исполнительной власти, НКО, исследовательские организации и др. Реализация взаимодействия объектов и субъектов управления в данной системе организована с помощью приемных, телефонных центров (call-centers), письменных запросов по почте, обращений граждан к представителям ФОИВ. Эти механизмы без использования ИКТ ориентированы на мало-интенсивный диалог с гражданами.

На первый взгляд, создание электронного правительства подразумевает упрощение отношений с указанными группами с помощью механизмов обратных связей на сайтах ФОИВ, а также расширение функций ФОИВ и привлечение к диалогу ранее неактивных групп граждан [87] с помощью внедрения процедур электронного участия. Это показано на рис 1.

ТЛ стандартные компоненты и процедуры включение" э-участия.

— приемные.

— запросы информации.

— жалобы.

— обращения.

Рис. 1 Изменение модели взаимодействия в системе управления с внедрением электронного участия.

В целом, обзор мирового опыта внедрения электронного участия позволяет сделать следующий вывод. Внедрение электронного участия, в том числе с использованием инструментов Web 2.0, приводит не только к увеличению стандартных групп, дающих обратную связь в управляющую систему, но и:

• создает возможности для формирования активных подгрупп по тому или иному вопросу;

• увеличивает шансы межгруппового взаимодействия в процессе оценки инициатив и принятия решений;

• ускоряет обработку предложений и «прохождение импульса» от заинтересованных лиц к лицам, принимающим решения;

• увеличивает доверие к управляющей системе (см., например, [65]).

Как было отмечено выше, ЭУ нуждается в инструментах оценки качества и эффективности. Создание инструментов для одновременной оценки качества-механизмов ЭУ и инструментов ОС является задачей данной работы. Применение инструментов оценки позволит принимать управленческие решения по дальнейшему развитию, как отдельных сайтов, так и э-правительства в целом.

Предмет исследования: методы, инструментарий и алгоритмы оценки полноты и качества механизмов ОС и инструментов э-участия на сайтах ЭП.

Дополняя и обобщая введенные выше определения, введем основные понятия и обозначения в работе.

Электронное правительство (ЭП) — внедрение Интернет-технологий в государственное управление. Инициатива правительства, направленная на совершенствование деятельности государственных учреждений и создания принципиально новых форм взаимодействия правительства и общества.

Электронное участие (ЭУ) Электронное участие — использование информационно-коммуникационных технологий с целью привлечения различных групп граждан в публичную политику и развития новых эффективных форм взаимодействия с органами власти. Электронное участие подразумевает двусторонний обмен информацией между гражданами (бизнес-сообщество, экспертное сообщество, гражданское общество в целом) и представителями государственной власти всех уровней компетенции. Государственные услуги рассматриваются только в аспекте предоставления информации. Существует набор механизмов или инструментов ЭУ.

Обратная связь (ОС) имеет ряд аспектов: это метод получения мнений различных групп граждан органами государственной власти, метод участия граждан в принимаемых решениях, метод контроля деятельности государственных учреждений, а также метод получения информации любым гражданином от представителей электронного правительства. Существует набор механизмов ОС. Эффективно работающие механизмы обратной связи приводят к реализации электронного участия механизмы или инструменты электронного участия.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ): (термин конституционного права), (англ. federal executive bodies) — в РФ органы, исполнительной власти, осуществляющие исполнительную власть в от имени Федерации в соответствии с их компетенцией. В систему ФОИВ входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные ФОИВ: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры. России, а также Управление делами Президента РФ. Перечень ФОИВ утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в нее вносятся изменения). Web 2.0 (определение Тима О’Рейли, введенное в 2006 году, [72]) — методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Существует ряд инструментов Web 2.0.

Пользователь — это конкретное лицо, которое входит в интернет-пространство и использует возможности электронного правительства для выполнения определенных задач или функций.

Сайт ФОИВ — совокупность баз данных, программного обеспечения, инструментов взаимодействия с пользователями, расположенных по определенному адресу в сети Интернет, работающих с единой целью и логически являющихся частью одной системы федеральных органов исполнительной власти.

Цель работы — разработка и исследование количественных методов и алгоритмов оценки полноты набора и качества инструментов электронного участия (ЭУ) и механизмов обратных связей (ОС) на сайтах электронного правительства РФ, обеспечивающих учет мнений пользователей при управлении социально-экономическими системами.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

• Системный анализ текущего состояния исследований в области ЭП, базовых моделей развития, структуры ЭП в РФ, понятия обратных связей в нем, существующих систем оценки и мониторинга.

• Разработка принципов построения системы оценки и мониторинга состояния механизмов обратных связей и инструментов ЭУ на сайтах ЭП, включая методику межстранового экспресс-сравнения вариативности инструментов э-участия, индексы оценки полноты набора и качества инструментов взаимодействия на сайтах ЭП, алгоритмы расчета значений и визуализации индексов.

• Описание процедур проведения мониторинга (формирование групп экспертов, определение критериев оценки, построение шкал, разработка инструкций для экспертов и организация их работы) и обработки информации.

• Исследование информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (сайтов ЭП) с использованием разработанных методов и алгоритмов. Выработка вариантов управленческих решений по совершенствованию функционирования ЭП.

Методы исследования.

В данной работе использованы методы многокритериального анализа, методы сбора и обработки экспертных суждений, методы теории принятия решений. «При проведении прикладных работ использовались методы контент-анализа, методы опроса экспертов и экспертные процедуры, социологические и социометрические методы получения и обработки информации. Выявление совокупностей инструментов э-участия на сайтах ЕС проводилось с использованием поисковых систем ассоциации Epractice. eu и DEMO-net. ПО для расчета индексов основывалось на использовании языков программирования MS Visual Basic, С++.

Научная новизна.

В диссертационной работе предложен метод оценки полноты набора и качества инструментов ЭУ и ОС на сайтах ЭП РФ, основанный на применении разработанных автором двух субиндексов: Индекса полноты набора* инструментов ЭУ (моделируется как функция булевой переменной) и Индекса оценки их качества (формализуется в виде аддитивной свертки на множестве критериев).

Предложен алгоритм построения композитного индекса оценки полноты и качества инструментов ЭУ, использующего расчетные значения обоих субиндексов.

Предложен метод формирования эталонного набора инструментов э-участия и механизмов ОС для развития сайтов ЭП РФ.

Разработана и реализована проблемно-ориентированная модель и программное обеспечение для графической визуализации результатов оценивания по двум субиндексам в двумерном пространстве.

Разработаны методические основы оценки и мониторинга объектов ОС на сайтах ЭП, включающие определение подмножества сайтов, на которых целесообразно проводить оценку полноты и качества ОС, правила формирования групп экспертов, разработку анкет для экспертного оценивания, инструкции для экспертов, формирование групповых оценок и визуализацию результатов оценивания.

Предложена процедура формирования альтернативных вариантов решений по совершенствованию деятельности сайтов ЭП с использованием методов ТПР: с учетом индексных оценок и имеющихся ограничений по финансовым и трудовым ресурсам. Практическая ценность работы.

Разработанные модели, методы и индексы были использованы при оценке состояния механизмов ОС и инструментов ЭУ на сайтах ЭП РФ в течение 20 072 010 гг. В 2007;2008 гг. проводились пилотажные исследования с целью отработки основных методик.

При анализе деятельности совокупности действующих сайтов ЭП РФ проверялись и были подтверждены следующие гипотезы:

— на большинстве сайтов ЭП РФ реализован минимальный набор из общего числа всевозможных инструментов ЭУ и механизмов ОС.

— на сайтах, где реализовано и доступно пользователям небольшое число инструментов ЭУ, качество их работы выше.

— существует необходимость включения механизмов ЭУ, использующих сервисы Web 2.0.

На основе полученных результатов выработаны практические рекомендации по совершенствованию управления развитием информационных ресурсов э-правительства РФ.

Сформулированы принципы построения системы мониторинга.

Результаты исследования качества механизмов ЭУ «в среднем», т. е. при нормировке ИК на количество инструментов на данном сайте, вкратце охарактеризуем так: более «сложные» в реализации инструменты в сравнении с более «простыми» получили меньшие оценки за качество.

Проблемы и рекомендации.

Проанализировав результаты исследования, обобщим ряд причин сложившейся ситуации.

Проблемы организационного характера: отсутствие нормативной базы, централизованных программ и политик по развитию ЭУ в РФ. Оказание государственных услуг руководители ведомств делают приоритетной задачей, в то время как ЭУ зачастую не развиваетсяконцептуально ЭУ, как метод взаимодействия между представителями бизнес-сообщества, гражданами и государственными служащими, в РФ не воспринимается.

Причины «социального» характера: невысокий уровень доверия к представителям ведомств, и, как следствие, пониженная активность граждан для участия в дискуссиях на официальных сайтах- «Цифровое неравенство» -разный уровень владения ИКТ разными группами граждан.

Методологические причины: проблема вовлечения гражданского общества в процесс управления государством посредством ИКТ и технологий ЭП мало изучена научным сообществомотсутствие достаточного взаимодействия в развитии методологии ЭП между «практиками» и «учеными».

Установлено, что информационные ресурсы не развиваются в соответствии с концепцией э-правительства и э-демократии. Более того, развитие ведущих ресурсов ФОИВ РФ слабо соответствует уровню сайтов электронного правительства, например, стран ЕС.

Определение размеров ресурсных ограничений, требуемых для развития опций э-участия (финансовые, временные и др.) для каждого из ведомств и решение задачи многокритериального выбора приоритетных механизмов э-участия в рамках имеющихся ограничений — задачи дальнейших исследований.

Заключение

.

В диссертации проведен анализ комплекса задач, связанных с системами и процедурами отношений между разными группами пользователей и федеральными министерствами и ведомствами, строящихся с использованием инструментов ЭУ и механизмов ОС, действующих в рамках информационных ресурсов (сайтов) ЭП РФ.

Для сайтов ЭП России разработана и апробирована методика оценки, позволяющая комбинировать количественный и качественный подходы к решению задач оценки полноты набора и качества инструментов электронного участия на сайтах. Разработанная методика дает возможность вести оценку и мониторинг развития индивидуальных сайтов ЭП' внутри страны, сравнивать их показатели и разрабатывать стратегии развития. Основные научные результаты работы.

1. Разработаны основы построения системы оценки и мониторинга состояния инструментов ЭУ и механизмов обратных связей на сайтах ЭП, включая принципы создания системы, методику межстранового экспресс-сравнения вариативности инструментов э-участия, метод отбора ключевых параметров, индексы оценки полноты набора и качества инструментов взаимодействия на сайтах ЭП, алгоритмы расчета значений и визуализации значений индексов для совокупности исследованных сайтов.

2. Разработаны процедуры и алгоритмы оценки и мониторинга инструментов ЭУ на сайтах ЭП, включающие правила формирования групп экспертов, разработку анкет для экспертного оценивания, инструкции для экспертов, формирование групповых оценок, программную реализацию композитного индекса.

3. Предложен метод исследования множества полученных оценок сайтов по двум субиндексам, включающий разбиение оценок на парето-слои и определение представительских точек с целью формирования рекомендаций по совершенствованию функционирования сайтов ЭП.

4. Предложена процедура формирования альтернативных вариантов решений по совершенствованию деятельности ЭП в условиях имеющихся ограничений. Прикладные результаты.

Научные результаты использованы в качестве базы для оценки электронного правительства РФ, в частности для:

— сравнительного анализа полноты реализации механизмов ЭУ на сайтах ЕС и РФ, мониторинга изменений сайтов в связи с реструктуризацией ФОИВ;

— применения методики композитного индекса оценки качества и полноты обратных связей (КИ ОС) на всем множестве сайтов ЭП РФ;

— исследования множества оценок в пространстве двух субиндексовформирования рекомендаций по развитию э-участия в РФ.

Впервые предложенная автором методика аналитической оценки множества композитных оценок сайтов обеспечила возможность формирования рекомендаций как для отдельных ведомств, так и для э-правительства в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А., Барышников Ю. М., Борзенко В. И., Кемпнер JI.M. Многокритериальная оптимизация. Математические аспекты —М.: Наука, 1989. -128 с.
  2. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М: «Экономика», 1976. — 79 с.
  3. О., Е. Шевчук. Технология e-Government. — Киев: 2001. Электронный ресурс. http://www.capri.ustu.ru/e-government/e-government.htm, дата посещения 12 апреля 2008.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 2020 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р).
  5. В. Исследование: «Новые бизнес модели для электронного правительства в Российской Федерации». — М.: EuropeAid/126 204/SER/RU Проект G2C по поддержке э-правительства Российской Федерации. Сентябрь 2010 г.-94 с.
  6. Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука, 1986. — 295 с.
  7. Т. И. Электронное правительство диалог с властью?//Труды ИСА РАН. Т. 26 -М.: Издательство ЛКИ, 2006. — С.41−55.
  8. H.H. Групповые экспертные оценки. — М: Знание, 1975. — 64 с.
  9. A.B. Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов / A.B. Клименко, А. Б. Жулин // Вопр. гос. и муницип. упр. 2009— № 1 .— М: ГУ-ВШЭ, 2009. СС. 123−150.
  10. Компания «Процесс Консалтинг» отчет об исследовании. — 2005. Электронный ресурс. http://www.processconsulting.ru
  11. , А.Н. Электронное государство в «суверенной демократии» /А.Н.-Кулик // Технологии информ. общ-ва — Интернет и соврем, общ-во: Труды X Всерос. объед. конф. СПб. 23−25 октября 2007 г. СПб.: Изд-во филолог, фак. СПбГУ, 2007. — СС.212−216.
  12. О.И. Объективные модели и субъективные решения. — М: Наука, 1987. 143 с.
  13. М.В. Построение системы мониторинга эффективности сайтов Федеральных органов исполнительной власти. Индекс качества // Труды МФТИ том 2 № 1 (5).-М.: Изд-во МФТИ, 2010. 115. СС. 98−101.
  14. M.B. Инструменты «электронного участия» в России: оценка и перспективы //Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. Том 6. № 3. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — 300. СС. 232 — 239.
  15. М.В. Оценка и пути развития «электронного участия» в РФ// Человек. Сообщество. Управление. № 4, 2010 г. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2010. ISSN 1179−5629.
  16. Леонова М. В, Якимец В. Н. Индексы оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти.// В сб. «Инновации в общественной сфере/Под ред. Б. В. Сазонова. Труды ИСА РАН Т.34. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. СС.351−363.
  17. .Г. Проблема группового выбора. — М: Наука, 1974. —-256 с.
  18. В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. — М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2002. — 144 с.
  19. В.М., Гафт М. Г. Методология решения дискретных многокритериальных задач // Многокритериальные задачи принятия решений. — М.: Машиностроение. 1978.—СС. 14−47.
  20. А.Б. Метод „маска“ для групповой экспертной классификации многопризнаковых объектов». Доклады академии наук, 2010, том 431, № 1,—М:РАН, 2010 —СС. 27−31.
  21. Положение об общероссийском государственном информационном центре (утверждено приказом Мининформсвязи от 11 марта 2008 г. N 32.
  22. Приказ зарегистрирован в Минюсте 21 марта 2008 г, регистрационный N 11 394).
  23. Проблемы современного государственного управления в России./Под.ред. В. И. Якунина. Выпуск № 3(17). Проблемы систематизации и развития нормативно-политических и нормативно-правовых оснований государственного управления. —М.:Научный эксперт, 2008. — 112с.
  24. Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в 2009 году. Институт развития свободы информации. Электронный ресурс. http://www.svobodainfo.org/ru/node/24
  25. Рейтинг уровня использования технологий электронного правительствана федеральном и региональном уровнях. — М.: ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ. Электронный ресурс. http://www.hse.ru/data/359/821/1235/Bull Index printA4 n3 EG. pdf
  26. Рыков А. С Модели и методы системного анализа: принятие решений и оптимизация. — М.:МИСиС, 2005. — 352 с.
  27. М.Е. О задаче линейного программирования с векторным критерием качества// Автоматика и телемеханика, 1972, 5. — М.:1972. — СС.99−105.
  28. М.А. Терминология российского некоммерческого сектора. — М: Институт проблем гражданского общества, 2007. — 167 с.
  29. В. И. Тищенко, Ю. С. Попков «Сетевая инфраструктура сетевых сообществ» //Труды ИСА РАН. Т. 26 М.: Издательство ЛКИ, 2006. — СС.165−215.
  30. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 403).
  31. Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации. Раздел об электронном правительстве Электронный ресурс. http://www.pvti.ru/
  32. И.Г. Методы принятия решений СПб: БХВ-Петербург, 2005.-416 с.
  33. Д.С. Смолян Г.Л, Цыгичко В. Н. Информационное развитие России путь к информационному обществу. // Федеральный справочник «Связь в Российской Федерации». — М. 2005 — СС.39 — 48.
  34. А.Е. Проблемы стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий.: Препринт WP5/2002/05 — М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -48 с.
  35. Электронное государство: Насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти. Аналитический доклад. М.: Ассоциация Менеджеров, 2009. — 36 с.
  36. Baum С., Maio A. Gartner’s four phases of e-government model. -Stamford:Gartner Group Inc., 2000. — 168 p.
  37. Berman V.P., Naumov G. E. Podinovski V.V. Intervalvalue tradeoffs methodology and techniques of multicriteriadecision analysis. //User-oriented methodologyand techniques of decision analysis and support. -Springer-Verlag, Berlin, 1993, PP. 144−149.
  38. Buyiikozkan G. Evaluating Government Websites Using a Multi-Criteria Decision Making Approach. //Proceedings of 9th European Conference on e-Government. London: Academic conferences, 2009 ISBN: 978−906 638−33−7. PP. 190−199.
  39. Camp J., Chein Y.T. The Internet as a public space: Concepts, issues, and implications in public policy // Computers and society. — On-line journal, 2000. N 4. Электронный ресурс. http:// www.computersandsociety.org.
  40. Codagnone C., Undheim T.A. Benchmarking eGovernment: tools, theory, and practice. European Journal of ePractice. No 4. ISSN: 1988−625X. August 2008 r. Электронный ресурс. www.epracticejournal.eu
  41. DEMO-net. Introducing eParticipation. DEMO-net booklet series № 1.5 31, 2007. Электронный ресурс. http://www.demo-net.org
  42. Garson G. David. Digital Government: Principles and Best Practices — IGI Global, 2003 ISBN-10: 1 591 401 224 ISBN-13: 978−1 591 401 223. 394 p.
  43. M., Meehan A. «Attaining Social Value from Electronic Government.» Electronic Journal of e-Government Volume 6 Issue 1, 2008. — pp. 31 42. Электронный ресурс. www.eieg.com.
  44. Hayat A. A Collaboration Pattern Language for e-Participation: A Strategy for Reuse. //Proceedings of 9th European Conference on e-Government. — London: Academic conferences, 2009 ISBN: 978−906 638−33−7. PP. 29−38.
  45. Kampen J., Snijkers K. E-Democracy. A critical evaluation of the ultimate E-dream // Social science computer review. — Los Angeles, CA, USA, London, UK et al., 2003. Vol.21, N 4 — P. 492.
  46. Leonova M. New Index for measuring Feedback and e-Participation effectiveness of EGovernment in Russia. //Proceedings of 9th European Conference on e-Government. — London: Academic conferences, 2009 ISBN: 978−906 638−33−7. PP.445−450.
  47. Microsoft. Роль современных информационных технологий в социально-экономическом развитии. Информационный бюллетень. Выпуск 29. Май 2006. -М.: Microsoft, 2006. 50 с.
  48. Ndou V. E-Government for Developing Countries: Opportunities and Challenges//The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. ISSN: 1681−4835 Электронный ресурс. www.ejisdc.org, vol.18−2004.-PP. 1−24.
  49. Norris D. E-government Research: Policy and Management. — IGI Publishing: 2007. ISBN-10: 1 599 049 139 ISBN-13: 978−1 599 049 137. 300 P.
  50. O’Reilly, T. «Web 2.0 Compact Definition: Trying Again.» Электронный ресурс. ttp://radar.oreilly.com/archives/2006/12/web20compact.html.
  51. Osmo D. Benchmarking eGovernment in the Web 2.0 era: what to measure, and how. European Journal of ePractice, 2008 Электронный ресурс. ww.epracticejoumal.eu.
  52. Panopoulou Е., Tambouris Е., Tarabanis К. eParticipation initiatives: How is Europe progressing? //European Journal of ePractice № 7, March 2009, 1988−625X S Электронный ресурс. www.epracticejournal.eu.
  53. Raab С., Bellamy С. Electronic democracy and the 'mixed polity': symbiosis or conflict? //Electronic democracy: mobilisation, organisation and participation via new ICTs. — London: Routledge, 2000. pp. 17−42.
  54. Rowe G., Frewer, L. J. Public Participation Methods: A Framework for Evaluation. — Science, Technology, & Human Value, 25(1), 2000. pp. 3−29.
  55. R. (ed). E-Development: From Excitement to Effectiveness. -Washington DC: World Bank Group, 2005. 168 p.
  56. Smith S., Dalakiouridou E. Contextualising Public (e)Participation in the Governance of the European Union //European Journal of ePractice, № 7, March 2009, ISSN: 1988−625X, pp. 1−11 Электронный ресурс. www.epracticejournal.eu
  57. Taylor J. Governing in the information age. Open University Press, 1998. ISBN 335 194 516.- 196 p.
  58. The Economist Intelligence Unit’s Index of Democracy 2008 Электронный ресурс. http://a330.g.akamai.net/7/330/25 828/20081021185552/graphics.eiu.com/PDF/Demo cracy%20Index%202 008.pdf
  59. The International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank. Information and Communications for Development 2009: Extending Reach and1. creasing Impact. ISBN:978−0-8213−7605−8. 1818 H Washington, DC: World Bank Group, 2009.- PP 83−102.
  60. UN Global E-government Readiness Report 2003// United Nations, New York -2003.Электронный ресурс. http://www2.unpan.org/egovkb/globalreports/03servey.htm.
  61. UN Global E-government Readiness Report 2005// United Nations, New York -2005. Электронный ресурс. http://www2.unpan.org/egovkb/global reports/05report.htm.
  62. UN Global E-government Readiness Report 2008// United Nations, New York 2008. Электронный ресурс. http://www2.unpan.org/egovkb/globalreports/08report.htm.
  63. UN E-Government Survey 2010 Leveraging e-government at a time of financial and economic crisis// United Nations, New York 2010. Электронный ресурс. http://www2.unpan.org/egovkb/global reports/1 Oreport. htm
  64. West D.M. An Assessment of City Government Websites/Brown University Urban E-government. 2001
Заполнить форму текущей работой