Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнерства на основе программно-целевого педагогического менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Ф. Талызина, В.В. Сериков) — теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — теория формирования личности в процессе различных видов деятельности (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Занков, Д.В. Эльконин) — исследования по проблеме интеграции содержания профессионального образования (Г.П. Корнев, Ю. А. Кустов, В. Н. Михелькевич, Н. П. Бахарев, В. И… Читать ещё >

Содержание

  • Введшие
  • Глава 1. Научные основы проектирования педагогического менеджмента в системе социального партнерства профессиональных учебных заведений
    • 1. 1. Социальное партнёрство как один из приоритетов развития профессионального образования
    • 1. 2. Анализ внешних факторов, влияющих на необходимость создания системы социального партнёрства профессиональных заведений (на примере
  • Губернского колледжа г. Сызрани)
    • 1. 3. Программно-целевой педагогический менеджмент как основа совершенствования системы социального партнёрства образовательных учреждений
  • Глава 2. Концептуальные основы совершенствования системы социального партнёрства рынков труда и образовательных услуг на основе программно-целевого педагогического менеджмента
    • 2. 1. Программно-целевой подход как основа совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнёрства
    • 2. 2. Концепция совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнёрства рынков труда и образовательных услуг
    • 2. 3. Моделирование инновационного процесса по совершенствованию педагогического менеджмента в системе социального партнёрства учреждений
  • Глава 3. Реализация программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнерства рынков труда и образовательных услуг

3.1. Психолого-педагогические условия инновационной деятельности в области педагогического менеджмента преподавательского состава и административно — управленческого персонала в системе социального партнерства образовательных учреждений.

3.2 Реализация программно-целевого педагогического менеджмента в инновационной деятельности системообразующих служб.

3.3 Участие социальных партнёров в развитии образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование эффективности программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнёрства рынков труда и образовательных услуг

4.1. Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы

4.2. Диагностика уровня готовности руководителей колледжа к реализации педагогического менеджмента в системе социального партнёрства

4.3. Динамика профессионального и личностного развития студентов

Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнерства на основе программно-целевого педагогического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние национальной экономики, неутешительные прогнозы экономистов, социологов и политиков относительно сохранения негативных тенденций экономического развития страны в ближайшей перспективе, в первую очередь, вызванных процессами оттока квалифицированных кадров из реального производства, ставят на повестку дня острейшую проблему согласованного, эффективного взаимодействия трех заинтересованных и определяющих качество экономического роста социальных институтов: государства-образования — бизнеса.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что образование действительно является выгодной сферой предпринимательства, сферой выгодных инвестиций. Знания и информация однозначно рассматриваются стратегическим товаром, от которого зависит уровень и качество экономики любого государства. На федеральном уровне в последние годы принят-ряд важнейших документов, определяющих приоритеты в образовательной политике России, рассматривающих образование как средство и условие развития экономического потенциала страны. Взаимная заинтересованность педагогического и бизнес — сообществ в том, как подготовить современного специалиста, способного конвертировать знания в собственный успех и тем самым обеспечить успешное развитие экономики страны, приобретает все большую актуальность.

Советы и союзы работодателей регионального и федерального уровней, озабоченные сложившейся ситуацией в экономике, вынуждены сегодня выступать инициаторами необходимых, вызванных жизнью, изменений в сфере профессионального образования. В аналитической справке «Качество трудового потенциала и экономический рост в России» Всероссийской конференции бизнес — сообщества, которая прошла в сентябре 2005 г., состояние трудового потенциала оценивается как неадекватное возможностям долгосрочного экономического развития России.

Профессионально — квалификационная структура деформирована и не совпадает с потребностями производства. Ухудшается качество профессионального образования. Предприятия вкладывают значительные средства в переобучение выпускников профессиональной школы, создают альтернативы государственному первоначальному профессиональному обучению. Дефицит квалифицированных кадров стал реальностью. Конкуренция за профессиональные кадры нарастает. Экономика несёт большие потери из-за состояния здоровья и преждевременной смертности работников. Потери ресурсов труда в предстоящее десятилетие, вызванные «демографическим ударом», обострят дополнительные риски для бизнеса и страны в целом".

Таким образом, в современных условиях преобразования социально-экономических отношений в нашей стране актуализируется проблема профессиональной подготовки рабочих кадров. Появление принципиально новых технологий, возникновение не существующих ранее профессий, необходимость несколько раз на протяжении жизни менять содержание профессиональной деятельности — все это ставит весьма сложные задачи переориентации содержания образования, совершенствования методов обучения и воспитания, пересмотра роли и места мастера производственного обучения в учебно-воспитательном процессе. Актуализируются задачи перехода к многопрофильной и многоуровневой подготовке, развития кооперации с производством, с различными социальными институтами, бизнесом, совершенствования региональных и альтернативных структур, типов учебных заведений, адаптации учреждений начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда. И здесь одним из путей повышения качества функционирования системы профессионального образования является создание системы социального партнёрства, являющейся особым типом взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленной на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Национальная Доктрина образования объявляет развитие социального партнерства в области профессионального образования приоритетным направлением развития системы образования, что станет реальным стимулом к началу нового этапа развития социального партнерства в нашей стране.

Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования диктует необходимость решения ряда вопросов, касающихся институционального статуса социального партнерства, его нормативного и правового обеспечения, основных направлений развития социального диалога, механизмов привлечения работодателей к профессиональному обучению и подготовке кадров (например, введение налоговых льгот, привлечение специалистов предприятий к преподаванию в учебных заведениях профессионального образования и др.), к систематизации взаимодействия предприятий с учебными заведениями профессионального образования, в том числе за счет осуществления активной маркетинговой деятельности.

Современные процессы развития системы социального партнерства на рынке труда и сфере образовательных услуг диктуют необходимость заменить методы и формы традиционного директивного управления эффективным педагогическим менеджментом, который включает целый комплекс методов, организационных форм и технологических приемов управления в системе социального партнерства на рынке труда и сфере образовательных услуг. В настоящее время социально-образовательная сфера во многих образовательных учреждениях характеризуется самостоятельным поиском путей и механизмов управления развития системы социального партнерства, что требует, в свою очередь, новых знаний и умений по управлению образовательными учреждениями с позиции науки управления (менеджмента) и новых инновационных технологий управления, где педагогический менеджмент становится инструментом грамотной стратегии и эффективной тактики разрешения социально-педагогических, экономических проблем.

Поскольку менеджмент — это управление коллективным трудом, а педагогический менеджмент — процесс управления социальным институтом подготовки и включения людей в различные сферы жизнедеятельности общества, их приобщения к культуре данного общества, то это предопределяет повышенную сложность и разнообразие управленческих процессов по обеспечению реализации экономических, правовых, социальных, педагогических, психолого-педагогических, учебных и воспитательных функций педагогического менеджмента в системе социального партнерства на рынке труда и сфере образовательных услуг.

Отмечая несомненную ценность проведённых исследований по проблемам управления образовательными системами (С.Т. Шацкий, А. К. Шкляр, И. Д. Багаева, И. Т. Абрамова, М. М. Поташник, А. А. Тюнич, Р.Х. Шакуров) — формирования и развития системы социального партнёрства в учреждениях профессионального образования (Н.М. Гайворонский, Е. В. Богатырёва, Г. В. Борисова, С. А. Иванова, В. И. Митрохин, Д.М. Жураковский) — разработки организационно-педагогических основ подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы (В.И. Тютрин, А. И. Рытов, Г. Рудик, Д.М. Жураковский) — менеджмента, маркетинга и экономики образования (А.П. Павлов, А. П. Егоршина, М. Альберт, Ф. Хедоури, М. Мескон) — научного, методического, информационного и технического обеспечения современного педагогического менеджмента (С.А. Кирия, С. В. Киктев, В. П. Симонов, Т. И. Шамова, В. В. Дубников, О. С. Виханский, А. И. Наумов, Б. Е. Железовский, Т. А. Капитонова, М.Е. Шнейдер), следует признать, что современный этап развития среднего профессионального образования требует глубокого анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей эффективных механизмов финансового, материально-технического, информационного, учебно-программного, научно-методического, кадрового и нормативного обеспечения инновационной деятельности по совершенствованию системы социального партнерства на рынке труда и в сфере образовательных услуг.

Предварительный анализ состояния проблемы совершенствования системы социального партнерства позволил выявить следующие недостатки:

— на уровне учебных заведений: недостаточная материально-техническая база, отсутствие маркетинговых служб, недостаточная реакция на изменение спроса на специалистовнизкий уровень оплаты труда работников;

— на уровне отдельных видов профессионального образования: ведомственная разобщённость учебных заведений, недостаточная координация деятельности и дублирование специальностей и профессий при подготовке квалифицированных кадров;

— на уровне системы образования в целом: автономность функционирования отдельных её подсистем, отсутствие единой системы: школа — ПТУ (лицей) — техникум (колледж) — вуз;

— в системе отношений «учебные заведения — работодатели»: отсутствие социального партнёрства в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров, нерешённость вопросов переподготовки кадров, низкий уровень кадровых служб предприятий и низкий уровень аналитической работы в них;

— во взаимоотношениях «система подготовки квалифицированных кадров — городская администрация»: недостаточная координация всех участников в процессе подготовки квалифицированных кадров.

Наряду с выделенными недостатками, система социального партнерства характеризуется и рядом противоречий между:

— необходимостью патронажа социальными партнёрами системы начального и среднего профессионального образования и нерешённостью проблемы поиска механизмов взаимодействия рынка образовательных услуг с производством, с социальными институтами, бизнесом;

— необходимостью совершенствования процесса управления социальным институтом подготовки и включения людей в различные сферы жизнедеятельности общества и отсутствием новых инновационных технологий управления, которые приходят на смену современному директивному управлению;

— необходимостью изучения преподавательским и административно-управленческим персоналом колледжа теоретико-методологических основ, практики организации и обеспечения функционирования эффективного педагогического менеджмента и недостаточной разработанностью теоретической, методической и законодательной базы дополнительного профессионального образования преподавательского состава в области организации и руководства процессом совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнерства на рынках труда и образовательных услуг.

Перечисленные недостатки и выявленные противоречия на научно-методологическом уровне позволили сформулировать проблему исследования: как, и при каких условиях можно совершенствовать педагогический менеджмент в системе социального партнерства на рынке труда и сфере образовательных ресурсов.

Объективные требования к совершенствованию педагогического менеджмента в системе социального партнёрства, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических, организационно-методических основ её развития, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнерства на основе программно-целевого педагогического менеджмента».

Цель исследования: повышение качества профессиональной подготовки специалистов на основе программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнерства в сфере рынка труда и образовательных услуг.

Объект исследования: система социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг в условиях средних и малых городов России.

Предмет исследования: педагогический менеджмент в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс функционирования системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг будет эффективен, если:

— систему социального партнёрства проектировать на основе программно-целевого педагогического менеджментана уровне целевого и управляющего компонентов согласовывать достижение различных целей в рамках единого учебно-воспитательного процесса, на уровне содержательного и контролирующего компонентов обеспечивать эффективное управление многоуровневым многопрофильным образовательным комплексом, который составляет основу системы исследуемого социального партнёрства;

— реализацию программно-целевого подхода к педагогическому менеджменту осуществлять с учётом внешней и внутренней сферы функционирования субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг, нормативно-правовой базы, действующего типового положения об учебных заведениях непрерывного профессионального образования, их задач и прав;

— программно-целевое обеспечение педагогического менеджмента вводить в образовательную, учебно-методическую, маркетинговую, организационную, информационно-консалтинговую, хозяйственную деятельности;

— разработать комплекс методов, организационных форм и технологических приёмов по обеспечению экономических, правовых, социальных, психолого-педагогических, учебных, воспитательных функций педагогического менеджмента.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать состояние, тенденции развития системы социального партнерства на рынке труда и в сфере образовательных услуг, выявить особенности, которые диктуют необходимость совершенствования программно-целевого педагогического менеджмента.

2. Раскрыть роль и место педагогического менеджмента в совершенствовании системы социального партнёрства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг. Обосновать специфику педагогического менеджмента, способствующую разработке механизмов финансового, материально-технического, информационного, учебно-программного, научно-методического, кадрового и нормативного обеспечения инновационной деятельности по совершенствованию системы социального партнерства.

3. Обосновать концептуальные положения и спроектировать модель программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнерства.

4. Разработать модель участия бизнеса в развитии начального и среднего профессионального образования.

5. Разработать программно-целевое обеспечение условий для реализации задач педагогического менеджмента во всех формах инновационной деятельности: образовательной, учебно-методической, маркетинговой, организационной, информационно-консалтинговой, хозяйственной.

6. Реализовать комплекс методов, организационных форм и технологических приёмов программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнёрства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

Реализация поставленных задач потребовала привлечения различных методов исследования, а именно: изучение и анализ научно-педагогической, психологической, методической литературы по теме исследованияизучение учебных программ и пособий по ряду общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, исследований по проблемам совершенствования системы социального партнерства и менеджмента в образованиианализ структурно-логических схем профессионально-направленных курсовизучения механизмов патронажа социальными партнёрами образовательных учрежденийпроектирование системы совершенствования социального партнёрства субъектов рынка труда и сферы образовательных услугпедагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанных технологических подходов по реализации программно-целевого педагогического менеджмента в системе социального партнерства.

Методологическую основу исследования составили: общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, их преемственности в процессе непрерывного профессионального образования, единстве теории и практики, интеграции научно-теоретической, психолого-педагогической и практической подготовки специалиста к самостоятельной профессиональной деятельностисистемный подход к изучению проблемы организации и моделирования единого образовательного пространства, который позволяет обеспечить целостный характер анализа педагогических фактов и явлений, выделить главное из них, определить показатели и критерии эффективности подготовки специалистов. Основанием разработанной концепции постановки педагогического менеджмента в системе социального партнерства послужили: теория формирования содержания непрерывного профессионального образования (Ю.К. Бабанский,.

Н.Ф. Талызина, В.В. Сериков) — теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — теория формирования личности в процессе различных видов деятельности (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Занков, Д.В. Эльконин) — исследования по проблеме интеграции содержания профессионального образования (Г.П. Корнев, Ю. А. Кустов, В. Н. Михелькевич, Н. П. Бахарев, В. И. Столбов, А. Н. Ярыгин,), исследования по формированию системы социального партнерства в учреждениях профессионального образования (Н.М. Гайворонский, Е. В. Богатырёва, Г. В. Борисова, С. А. Иванова, В. И. Митрохин, Д.М. Жураковский) — исследования по разработке организационно-педагогических основ подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы (В.И. Тютрин, А. И. Рытов, Г. Рудик, Жураковский Д.М.) — исследования в области менеджмента сферы образования (С.А. Кирия, С. В. Киктев, В. П. Симонов, Т. И. Шамова, В. В. Дубников, О. С. Виханский, А. И. Наумов, Б. Е. Железовский, Т. А. Капитонова, М.Е. Шнейдер). Этапы исследования:

Подготовительный этап (1995 — 2002 г. г.) — изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике обучения, ее теоретическое осмысление. Применение методов теоретико-методологического анализа к научной литературе и конкретизация научных идей исследуемой проблемы, что позволило сформулировать гипотезу и определить цель, задачи, предмет, объект, методику исследования и методы экспериментальной работы.

Организационный этап (2002 — 2004 г. г.) — определение концептуальных положений, разработка теоретической модели системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг в условиях малых и средних городов, разработка модели участия бизнеса в развитии системы начального и среднего профессионального образования. Апробация теоретических решений в выступлениях и публикациях, разработка механизмов взаимодействия сферы образовательных услуг с субъектами рынка труда. Экспериментальное обучение студентов, выявление результативности разработанных технологических подходов в реализации основных направлений деятельности программно-целевого педагогического менеджмента: образовательного, консалтингового, маркетингового, учебно-методического, хозяйственного, организационного.

Функционально-распределительный (системообразующий) этап (20 052 006 г. г.) — корректировка гипотезы исследования, совершенствование механизмов патронажа социальными партнерами развития системы начального и среднего профессионального образования, включая механизмы финансового, материальнотехнического, научно-методического, кадрового и нормативного обеспечения инновационной деятельности по введению системы социального партнерства. Продолжение эксперимента, обработка результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые:

— предметом специального педагогического исследования выступает процесс создания системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг на основе программно-целевого педагогического менеджмента;

— обоснована необходимость совершенствования и изменения форм и методов традиционного директивного управления эффективным программно-целевым педагогическим менеджментом, включающим комплекс методов, организационных форм и технологических приемов;

— на основе программно-целевого подхода разработаны механизмы финансового, материально-технического, информационного, учебно-программного, научно-методического, кадрового и нормативного обеспечения инновационной деятельности по созданию системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг в условиях малых и средних городов России;

— разработано учебно-методическое и учебно-производственное обеспечение условий по реализации программно-целевого педагогического менеджмента системы социального партнерства;

— решена на научно-теоретическом и практическом уровнях проблема патронажа социальными партнерами системы начального и среднего профессионального образования;

— разработана теоретическая и методическая базы дополнительного профессионального образования административно-управленческого и преподавательского состава в области организации и руководства процессом совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

— разработана системная диагностика дифференциальных показателей, определяющих уровень эффективности педагогического менеджмента системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём:

— обоснована возможность использования программно-целевого подхода при реализации основных направлений педагогического менеджмента, как одного из главных условий функционирования системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг;

— выявлены теоретические предпосылки и разработаны концептуальные положения, на основе которых осуществлено системное проектирование всех компонентов инновационной системы совершенствования педагогического менеджмента (целевого, управляющего, процессуального, содержательного и контролирующего);

— разработана модель участия бизнеса в развитии многоуровневого, многопрофильного образовательного комплекса;

— выявлены экономические, правовые, социальные, психолого-педагогические, учебные и воспитательные функции педагогического менеджмента в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг;

— выявлены психолого-педагогические условия инновационной деятельности в области педагогического менеджмента преподавательского и административно-управленческого персонала колледжа;

— определены основные направления инновационной деятельности в области программно-целевого педагогического менеджмента: образовательной, консалтинговой, маркетинговой, учебно-методической, хозяйственной, организационной.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: определены практические пути и дидактические условия, способствующие повышению эффективности системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг на основе программно-целевого педагогического менеджмента студентов в технических колледжахсоздана информационно-дидактическая база дополнительного профессионального образования административно-управленческого и преподавательского состава в области организации и руководства процессом совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услугразработаны механизмы взаимодействия рынка образовательных услуг с производством, социальными институтами, бизнесом, которые включают программно-целевое обеспечение условий по реализации модели участия бизнеса в развитии системы начального и среднего профессионального образования, технологические подходы по совершенствованию механизмов патронажа социальными партнерами многоуровневых, многопрофильных образовательных комплексов.

Разработанные в исследовании технологические подходы могут быть использованы при проектировании инновационных технологий управления, обеспечивающих совершенствование системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг в условиях малых и средних городов России.

Достоверность и научная обоснованность обеспечивалась адекватностью методов исследования его целям и задачамвыявлением методологических, психологических, социологических и дидактических предпосылок выполненного педагогического проектирования, методологической обоснованностью теоретических позиций, интеграцией научного поиска с практической деятельностью и ориентацией ее на разработку диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследованиярепрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данныхиспользованием результатов исследования в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Тема диссертационного исследования выполнена в рамках программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Реформа системы образования» по направлению «Разработка модели реструктурирования сети учреждений начального и среднего профессионального образования Самарской области». Работа по апробации и внедрению выдвигаемых в диссертации положений выполнялась в ходе экспериментальных исследований, проводимых на базе Губернского колледжа г. Сызрани, который является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования г. Москвы (№ 674 от 06.09.2005). Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы по совершенствованию педагогического менеджмента используются в Волгоградском государственном колледже профессиональных технологий, экономики и права, Воронежском государственном промышленно-экономическом колледже, Самарском социально-педагогическом колледже, Сибирском профессионально-педагогическом колледже, Уфимском государственном профессионально-педагогическом колледже.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры «Педагогика и управление социальными системами» филиала Самарского технического университета г. Сызрани.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований были представлены на научно-практических конференциях разного уровня: на Международных научно-практических конференциях: «Развитие через качество» (Москва-Тольятти, 2000 г.) — «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1997, 2000 г. г.) — «Образование. Экология. Экономика. Информатика» (Астрахань, 2003 г.) — «Управление качеством в современной организации» (Пенза, 2006 г.), «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2006 г., МК-46−16) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» (Москва-Сызрань, 2001 г.) — «Современные проблемы непрерывного профессионального образования» (Тольятти, 2001 г.) — «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» (Тольятти, 2002, 2004, 2004 г. г.) — «Проблемы создания профессионального образования населения в малых городах"(Самара, 2003 г.) — «Инновационные технологии управления, обучения и воспитания студентов в многоуровневом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Самара, 2005 г.) — «Гражданское воспитание» (Москва — Сызрань, 2005 г.) — «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, 2006 г.) — «Проблемы и перспективы современного социального партнерства В России» (Пенза, 2006 г.) — на Региональных научно-практических конференциях: «Проблемы региональной экономики в условиях кризиса» (Самара, 1990 г.) — «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1995 г.) — «Актуальные проблемы начального профессионального образования» (Самара, 1997 г.) — «Роль и место системы образования в развитии малых и средних городов» (Самара, 2000 г.) — «Информатизация общества и компьютерные технологии в народном хозяйстве» (Самара, 2003 г.) — «Современные тенденции компетентностно-ориентированного образования в подготовке выпускников педагогических специальностей» (Тольятти, 2006 г.), «Развитие межрегионального сотрудничества и научного обеспечения инновационных процессов в профессиональном образовании» (Чебоксары, 2006 г.).

Публикации. Основные результаты опубликованы в двух монографиях, шести учебных пособиях, 61 научной статье, опубликованных в центральных журналах, в сборниках научных работ, в материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, 9 из них в изданиях, рекомендованных Высшей Аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Основные положения исследования:

1. Концепция функционирования системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг на основе программно-целевого педагогического менеджмента. В основу концепции положен программно-целевой подход, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями.

2. Разработанная в целевом, содержательном, процессуальном и организационном аспектах инновационная дидактическая система по совершенствованию управленческих процессов обеспечивает реализацию экономических, правовых, социальных, психолого-педагогических, учебных и воспитательных функций педагогического менеджмента в системе социального партнерства субъектов рынков труда и сферы образовательных услуг.

3. Программно-целевое обеспечение условий для реализации педагогического менеджмента во всех формах инновационной деятельности: образовательной, учебно-методической, маркетинговой, организационной, информационно-консалтинговой, хозяйственной.

4. Технологическое обеспечение процесса совершенствования педагогического менеджмента. Исходя из концептуальных положений и программно-целевого подхода, определена ориентировочная основа технологического обеспечения системы педагогического менеджмента, включающая целый комплекс методов, организационных форм и технологических приемов управления в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

5. Разработанная информационно-дидактическая база дополнительного профессионального образования административно-управленческого и преподавательского состава в области организации и руководства процессом совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

6. Системная диагностика качества технологических подходов по совершенствованию программно-целевого педагогического менеджмента. Разработанная системная диагностика дифференциальных показателей уровней готовности руководителей и преподавателей колледжа к работе в режиме многомерного управления качеством профессионального образования, профессионального и личностного развития обучающихся, конкурентоспособности выпускника, состояния правонарушений, выпуска и трудоустройства специалистов, успеваемости и качества знаний, определяет уровень эффективности педагогического менеджмента системы социального партнерства субъектов рынка труда и сферы образовательных услуг.

Структура работы обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка литературы из 171 наименований,.

9 приложений, содержит 118 рисунков и 63 таблицы. Общий объём составляет 408 страниц машинописного текста.

Выводы по 4 главе.

1. При организации опытно-экспериментальных исследований были учтены требования, предъявляемые к проведению педагогических экспериментов. Они заключались в следующем:

• наличие экспериментальной базыподготовка коллектива колледжа к проведению опытно-экспериментальной работы;

• выбор методики экспериментальных исследований;

• определение приоритетных составляющих системы, подлежащих проверке;

• предэкспериментальная разработка показателей, критериев, измерителей, карт, регистрационных бланков, анкет и т. п. для оценки эффективности влияния разработанной системы на результаты повышения уровня функциональных умений и личностных качеств студентов;

• однородность состава испытуемых экспериментальных и контрольных групп;

• разносторонний подход к проверке эффективности спроектированной системы;

• обеспечение достоверности получаемых экспериментальных данных;

• обоснованность возможности переноса полученных результатов по приоритетным составляющим спроектированной системы на всю систему в целом;

• соответствие полученных опытно-экспериментальных данных выдвинутой гипотезе исследования.

2. Для определения уровня сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности использовались следующие показатели:

— критерий факта (наличие системы);

— критерий качества (уровня её развития и эффективности).

Данный подход использовался для описания достигнутых результатов по следующим направлениям: выпуск и трудоустройство работников квалифицированного труда и специалистов колледжа, успеваемость и качество знаний, результаты итоговой аттестации, рейтинг учреждения по реализации социальных функций, состояние правонарушений студентов, социальные партнеры образовательных учреждений, эффективность воспитательной системы.

3. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной апробации технологических подходов по реализации педагогического менеджмента в системе социального партнёрства рынков труда и образовательных услуг на основе программно-целевого подхода показали эффективность выдвинутой гипотезы, общепедагогическую значимость сформулированных в работе выводов, научных положений и практических рекомендаций.

Заключение

.

1. На основе анализа состояния, тенденций развития системы социального партнерства на рынке труда и образовательных услуг выявлены особенности, которые диктуют необходимость совершенствования программно-целевого педагогического менеджментараскрыта роль и место педагогического менеджмента в совершенствовании системы социального партнёрства рынка труда и сферы образовательных услугобоснована специфика педагогического менеджмента, способствующая разработке механизмов финансового, материально-технического, информационного, учебно-программного, научно-методического, кадрового и нормативного обеспечения инновационной деятельности по совершенствованию системы социального партнерства.

2. Обоснована концепция в основу которой положен программно-целевой подход, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями.

3. Разработано программно-целевое обеспечение условий для реализации педагогического менеджмента во всех формах инновационной деятельности: образовательной, учебно-методической, маркетинговой, организационной, информационно-консалтинговой, хозяйственной.

4. Исходя, из концептуальных положений и программно-целевого подхода, определена ориентировочная основа технологического обеспечения системы совершенствования педагогического менеджмента, включающая целый комплекс методов, организационных форм и технологических приемов управления в системе социального партнерства рынков труда и образовательных услуг.

5. Разработана информационно-дидактическая база дополнительного профессионального образования административно-управленческого и преподавательского состава в области организации и руководства процессом совершенствования педагогического менеджмента в системе социального партнерства рынков труда и образовательных услуг.

6. Разработанная системная диагностика дифференциальных показателей уровней: готовности руководителей и педагогов колледжа к работе в режиме многомерного управления качеством профессионального образования, профессионального и личностного развития обучающихся, конкурентоспособности выпускника, состояния правонарушений, выпуска и трудоустройства специалистов, успеваемости и качества знаний, определяет уровень эффективности педагогического менеджмента в процессе совершенствования системы социального партнерства рынка труда и сферы образовательных услуг.

7. Результаты опытно-экспериментальной апробации технологических подходов по реализации педагогического менеджмента в системе социального партнёрства рынка труда и сферы образовательных услуг на основе программно-целевого подхода показали эффективность выдвинутой гипотезы, общепедагогическую значимость сформулированных в работе выводов, научных положений и практических рекомендаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .З. Управление процессом развития и функционирования профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики: Авторск.дис. канд. пед. Наук. М., 1997.
  2. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 35−39.
  3. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 35−39.
  4. Т. Училище-регион // Профессионал.-1996, — № 3−4.
  5. Г. Г. Определение ситуации оценивания качества // Стандарты и качество. 1995. — № 9. — С.56−58.
  6. Н.Н., Бевз С. Н. Разработка системы показателей для контроля качества подготовки специалистов //Вестн. Киев, политехи, ин-та. Научно-метод. серия. -1988.-№ 12.-С. 32−37.
  7. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран. Советская педагогика, 1998, № 8.
  8. Н.А. Концепция эффективности работы школы.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.1.- 230с, Т.2.- 280с.
  10. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1953.- № 2. -С.23−35.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Д.: ЛГУ, 1965.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань.: КГУ, 1996.
  13. В.Е., Пактина П. С. Методологические основы разработки модели специалиста// Советская педагогика. М.&bdquo- 1977. -№ 5.
  14. О.С. Исследования по педагогической инноватике и культуре педагогического мышления. М.: 1991.
  15. О.С. Методическая версия катафиального аппарата психологии. «Новгород, 1990.
  16. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М. Экономика, 1991.
  17. О.С. Методология, функция, сущность, становление. М.-
  18. О.С. Основы методологического мышления. М.: 1989.
  19. О.С. Педагогическая концепция последипломного образования. -М.: 1994.
  20. О.С., Комраков Е. С., Чернушевич В. А. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. М., 1990.
  21. О.С., Охрименко В. А. и др. Системно деятельностные принципы разработки методического обеспечения практической подготовки студентов. — Николаев, 1982.
  22. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань: 2001. — 256с.
  23. П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функционирования системы. М., 1978.
  24. В.А. Диалог в профессиональном самоопределении. Автореферат дисс. канд. психол. наук М., 1990.
  25. В.Н. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах как основа самоопределения. В сб.: Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.
  26. В.Н. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах как основа самоопределения. В сб.: Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.
  27. А.Г. Методика исследования содержания образования в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1991.
  28. JI. Общая теория систем. 1969.
  29. JI. Роботы, люди и сознание. 1967.
  30. JI. Современная теория развития. 1929.
  31. В.П. О критериях качества подготовки специалиста. // Вестник В. Ш., 1988. № 1
  32. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1988.
  34. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.
  35. Ф., Лейзерсон А. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
  36. А.А. Выбор профессии. М., Педагогика, 1989.
  37. Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. Мальковой З. А., Фульфсона Б. Л. М., 1984.
  38. И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Изд-во «Ось-89». 2001−224с.
  39. В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1986.
  40. Вестник Самарского государственного технического университета. Выпуск 3, под. ред. Бекренева А. Н., серия «Педагогика Высшей школы», 1995.
  41. А.Н. Основы дидактики интенсивного обучения. Одесса. 1989.
  42. А.С. Развитие высших психологических функций. М.: Педагогика, I960.
  43. А.Г., Татарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов: СВВКИУ РВ, 1994.
  44. А.Г., Татарский Ю. И., Калинников О. Е. Развивающее обучение:
  45. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования учебных действий и понятий. М., Советская педагогика, 1965.
  46. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии. 1977. -№ 4.
  47. И.И. Проблемы обучения в ПТУ. М.: Высшая школа, 1979.
  48. В.А. Кто поможет преподавателю? // Профессиональнотехническое образование, 1990.
  49. Н.Н. Педагогические особенности профессионального становления учащегося лицея (на примере профессии «Слесарь КИПиА»), Дисс. канд, пед.наук. Екатеринбург, 1997. С. З
  50. Давыдов В. В, Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986.
  51. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — с. 168.
  52. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск, 1975.
  53. М.И., Железовская Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. -Саратов: СГУ, 1991.
  54. М.И., Железовская Г. И. Педагогические основы формирования диалектического мышления у студентов. ВСб, Современное университетское образование: проблемы и перспективы. Саратов: СГУ, 1994.
  55. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.-Педагогика, 1982, — 160с.
  56. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.424с.
  57. JI.B. Обучение и развитие. / Под ред. Занкова JI.B. -М.: Педагогика, 1975, 440 с.
  58. Э.Ф., Карнова Г. Н. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ. Свердловск.: СИТУ, 1989, — 46 с.
  59. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. «М.: Наука, 1978.
  60. Зеер Э. Ф, Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во гос. проф. пед. ун-та, 1998.-126с.
  61. С.Н. Дидактические условия производственного обучения по интегрированной группе профессии коммунального хозяйства в профессиональном лицее. Дисс. канд. пед. наук. Сиб., 1996. — 13, 17, 23 с.
  62. С.Н. Профессиональная школа нового типа. // Профессиональная педагогика. 1992. 14 — 17 с.
  63. Интеграция в педагогике и образовании. /Под ред. Ю. А. Кустова. -Самара: 1994.
  64. О.Я., Нечаев Н. Н., Резницкая Г. И. Опыты применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе // Обзорная информация НИИВШ. М., 1989.
  65. О.Б. Концепция многоуровневой профессиональной педагогической деятельности. В сб. Трансформация российской экономической системы в процессе реформирования. Саратов: СГТУ, 1995.
  66. О.Б. Об оценке знаний, умений и навыков в современном вузе. В сб. Материалы XVII научно практической конференции училища. -Саратов:СВВКИУ РВ, 1993.
  67. З.К. Модельный подход к технологии подготовки педагогических кадров в условиях университетского образования. В сб. Современное университетское образование: практика и перспективы.
  68. Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. СПб: Питер. 2001. — 224с.
  69. Г. Н. Введение нового материала как элемент суггестопедагогической структуры учебного процесса. В сб. Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1973.
  70. Т.Н. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Русский язык, 1992.
  71. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева М.: Проспект, 1997.
  72. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л.: 1974.
  73. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: ЛГУ, 1970.
  74. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.
  75. Ю.А. Приоритетные направления совершенствования профессионального образования. // Инновации в профессиональном образовании.
  76. Тез. докл. конф. Тольятти, 1996.
  77. B.C., Афанасьев Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.,
  78. К. Темп перемен и расслоение коллектива. Журнал «Директор школы», № 3, 2002.
  79. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1994.
  80. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.,
  81. С.Н. Методы опережающего обучения. М.: Просвещение, 1998.
  82. Т. А. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах ПТО.-М., 1983.
  83. К., Энгельс Ф. Сочинения.
  84. Материалы Генеральной конференции Юнеско. М., 1968.
  85. М.И. Методы обучения и их содержание. Материал для эксперимента исследовательской системы методов проблемно-развивающего обучения в ПТУ. Казань: 1981 № 9
  86. М.И. Методы проблемного развивающего обучения в средних ПТУ. (Методические рекомендации). — М., 1983.
  87. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977
  88. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985
  89. М. и др. Основы менеджмента. М.: издательство «ДЕЛО», 1998. -701с.
  90. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
  91. Методы обучения учащихся в СПТУ. (Методические рекомендации). М., 1982.
  92. Н. Н. Алгоритмы развития. М.- Наука, 1987. 232с.
  93. В.Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся. ВСБ.:
  94. О.В. Переход на многоуровневое образование как важнейшее направление перестройки системы профессиональной подготовки. //
  95. Методические рекомендации. М., 1988.
  96. М.В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. -М.: 2004. 198с.
  97. A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М., НИИ Трудового обучения, 1973.
  98. A.M. Научно экспериментальная работа образовательном учреждении. М., 1996.
  99. A.M. Общее и профессиональное образование. // Профессиональное образование. 1995. — № 9. Новиков П. М. Опережающее профессиональное образование. Взгляд на проблему. // Профессиональное образование. — 1997. — № 1.
  100. О. Введение в общую дидактику. М., Высшая школа. -1990.
  101. А. П. Лекции по курсу «Менеджмент». М., 1999.
  102. В.Г. Интегративно-модульный подход к производственному обучению наладчиков станков с ЧПУ в профессиональном лицее. Сиб., 1996.
  103. .М. Основы педагогической психологии. М., Высшая школа, 1985.
  104. И. На пути обновления // Профессионал. 1996. — № 5−6.
  105. В.В. Автоматизированная система интенсивного обучения. -М., Высшая школа, 1987.
  106. В.В. Подготовка преподавателя к занятиям по специальной технологии в средних профтехучилищах. Л.: ВНИИПТО, 1985.
  107. И.П., Малашевич В. В. Организация и методика обучения в ПТУ. М., Высшая школа, 1972.
  108. М.М. Освоение методики оптимизации учебно-воспитательного процесса в средних ПТУ. М., высшая школа. -1984
  109. Н.М. Управление качеством образования. М.: 2000. — 448с.
  110. Программно-целевое управление развитием образования. М.: 2001. — 256с.
  111. Профтехобразование России. Сборник нормативных документов. Т 2. Под редакцией И. П. Смирнова. М.: ИРПО. 1999.- 814с.
  112. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Дело, 2003. — 160с.
  113. НЗ.Решетова З. А. Психологические основы профессионального образования. М., Высшая школа, 1974.
  114. Н. Графический профиль организационной культуры / Директор школы, 2001, с. 33−38.
  115. А.И., Рудик Г. Пути повышения эффективности системы профессионального образования в средних городах России (на примере г. Орска Оренбургской обл.). Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.
  116. Г. Система без тупиков / Учительская газета 1993, 30 марта.
  117. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссенен Й. Х. Управление по результатам. М., 1993.
  118. В.П. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986
  119. А.П. Пути формирования личности будущих рабочих. Фрунзе, 1976.
  120. Т.А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия (методически рекомендации). М.: 2000. — 84с.
  121. А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. М.: Ассоциация учителей физики. 2000. — 48с.
  122. П. В. Междисциплинарная концепция человека. М.- Знание, 1989. -386с.
  123. Ю., Ушаков К. М. Управленческая команда как способ самореализации руководителя / Директор школы. N 6, 2003. с. 6−9.
  124. В.А. Методические рекомендации по разработке частных методик по специальным и общественным предметам. М., Высшая школа, 1979.
  125. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов вучилищах профтехобразования. М., Высшая школа, 1983.
  126. М.М. Методология методика педагогических исследований. Педагогика, 1989
  127. И.П. Человек, образование, профессия, личность. М.: 2002. -419с.
  128. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. 1989. -№ 2
  129. Справочник менеджера образования. Составитель B.C. Гиршович. М.: 1995.-Т 2.-400с.
  130. Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся. Дисс. докт. пед. наук. М., 1985.
  131. Н.М. Основы человековедения. Казань, 1994.
  132. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. М., 1996.
  133. Ю.С. Производственно технические ситуации в учебном процессе СПТУ. Методические рекомендации. — М., 1997.
  134. В. И Организационно педагогические основы подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы. Дисс. док. пед. наук. -М, 1997.
  135. В.И. Основы психологических исследований. М.: УМК «Психология» 2002. — 207с.
  136. А.И. Системный подход и общая теория систем. -М., Мысль, 1978.
  137. Учебно-методическая работа в транспортных училищах. М., ПРОФТЕХИЗДАТ, 1963.
  138. Учитель, который работает не так. / Под ред. А. Н. Тубельского. М., 1996.
  139. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990.
  140. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990.
  141. К.М. Источник сопротивления организационная культура / Директор школы. N 7. 2002, с. 3−7.
  142. К.М. «Ресурсы управления школьной организацией» / «Директор школы, 2000, № 4).
  143. В.Ф. Учебно-воспитательная работа в училище. М., Высшая школа, 1980.
  144. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1988.
  145. Философско-психологическая проблема развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981
  146. Л.И. Как не надо управлять школой. — М.: «Сентябрь». 2000. -160с.
  147. К. Создание команды. -М.: Генезис. 2002. 400с.
  148. О.Б. Проблемы профессионального образования понимание и консенсус. // Профессиональное образование. -1995. -№ 2 (42)
  149. A.M. История образования в портретах и документах. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 2000. — 272с.
  150. Ю.К., Щипанов В. В. Качество. Культура. Образование. Терминологический словарь. Тольятти: Изд-во ТолПИ. 2000. — 24с.
  151. М.А. Теория и технология проблемно модульного обучения в профессиональной школе. Дисс. докт. пед. наук. — Казань, 1996
  152. Э.С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих. М., Высшая школа, 1979/
  153. В., Ващенко В. Концепция реформирования начального профессионального образования. // Профессиональное образование. 1997№ 2.
  154. В.Я. Воспитание субъективности учащихся в условиях профессионально технического образования. Дисс канд. пед.наук. -Екатеринбург, 1996
  155. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы. Минск: НМЦЕНТР, 1995
  156. Н.Е. Когда урок воспитывает. М., Педагогика, 1981
  157. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников). Методическое пособие, -М., Моск. Ин-т повыш. квалификации работников образования, 1992
  158. Г. П. Избранные труды. М.: 1995. — 800с.
  159. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. -М., Просвещение, 1984
  160. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971 161.Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебнойдеятельности. Вопросы обучения и воспитания. Киев, 1961
  161. Д.Б. Психология игры. М., 1978
  162. В.Н. Особенности профессиональной мотивации у курсантов на различных этапах обучения в высшем училище ПВО. Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. М., МВИИЗРУ ПРО, 1985.
  163. Competency, Assessment, Research and Evaluation. A. Report of a National Conference, Mach 12−15, 1974.
  164. National Conference, Mach 12−15, 1974.
  165. Correa H. Quantitative Methods of Educational Planning Scranto, 1969.
  166. Freinet Celestin. Die moderne franzosische Schule. 2. aufl.: Padeborn, 1979
  167. Heinemann P. Didaktik als Theorie. Reich Thomas Stuttgart Klett: 1976
  168. White W.F., Burke C.M. Effektive teaching and beyond // J. Instructional Psychol. Y.20, 2, 1993.
  169. Yank, M., Meyer H. Didaktiche Modelle. Frankfurt a/M, Kornelsen Scriptor, 1991
Заполнить форму текущей работой