Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Танцевальная культура Кореи: История и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Культура Кореи — одна из богатых и древних мировых культур. Ее место и роль в комплексе культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока всегда были значительны. Современная Корея продолжает играть важную роль в политической, экономической и культурной жизни региона, растет ее вес и значение в жизни мирового сообщества в целом. Со второй половины XX в. к Корейскому… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.'
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ
    • 1. 1. История культуры Кореи: основные этапы и особенности развития
    • 1. 2. Традиционная танцевальная культура Кореи: художественное своеобразие и социокультурный контекст
  • ГЛАВА 2. ТАНЕЦ КАК ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗРЕЛИЩЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕИ
    • 2. 1. Сценический танец в культуре Кореи первой половины XX века
    • 2. 2. Северокорейский сценический танец: идеология и творческая практика. Г)-^
    • 2. 3. Южнокорейский сценичее^ир-та (йец

Танцевальная культура Кореи: История и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культура Кореи — одна из богатых и древних мировых культур. Ее место и роль в комплексе культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока всегда были значительны. Современная Корея продолжает играть важную роль в политической, экономической и культурной жизни региона, растет ее вес и значение в жизни мирового сообщества в целом. Со второй половины XX в. к Корейскому полуострову все чаще привлекается внимание не только политиков, бизнесменов, но и ученых, исследователей в связи с экономическими и культурными достижениями Южной Кореи, ее стремительным развитием, так называемым «корейским чудом». Причины и корни этих достижений — не только в политических и экономических реалиях XX в., но и более глубокие, уходящие в глубь веков, связанные с многовековыми культурными традициями корейского народа. Вместе с тем история и культура Кореи в российском востоковедении представлены менее широко и обстоятельно, чем культуры Индии, Китая, Японии. Особено недостает исследований корейской культуры XX в., в которых реалии обоих корейских государств не только учитывались бы, но и освещались бы объективно, без неизбежных в прошлом идеологических перекосов. В связи с этим актуальной является задача нового осмысления связи и взаимоотношений традиционной и современной культуры Кореи, исследования того, как оба корейских государства, каждое по-своему, претворяет национальные культурные традиции. До недавнего времени учет культурных достижений как Южной, так и Северной Кореи, исследование корейской культуры второй половины XX в. как единой по духу и традициям и в самой Корее был невозможен из-за сохраняющегося разделения страны на два различных по экономическому укладу и идеологии государства. И лишь наметившаяся в последние годы тенденция к политическому и гуманитарному диалогу между севером и югом страны открывает перспективу нового, современного осмысления национальных традиций и их связи с современностью.

Неотъемлемой составляющей корейской культуры, воплощением национального духа корейского народа является искусство танца. Танец на протяжении веков оставался одним из стержневых элементов корейской культуры. Будучи искусством синтетическим, объединяющим слово, движение, музыку, сценографию, танец вбирал в себя религиозные представления, особенности уклада жизни и обычаев народа, живо откликался на важнейшие политические события. Именно танец концентрировал в себе основные особенности национальной культуры «страны утренней свежести», в значительной мере определял ее лицо. Танец и сегодня остается важнейшей составляющей корейской культуры, зеркалом, отражающим и ее традиции, и современные идеологические установки и эстетические вкусы. Не удивительно, что корейский танец всегда был и остается сегодня предметом интереса исследователей, как корейских, так и зарубежных. К настоящему времени изучены отдельные исторические периоды его развития, проанализированы его техника, выразительные особенности и другие элементы. Но последовательного изложения основных тенденций исторического развития танцевального искусства Кореи, от зарождения до настоящего времени, учитывающего культурный и политический контекст, развитие и особенности танцевальной культуры как Южной, так и Северной Кореи, к настоящему времени нет.

Сказанным определяется актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является танцевальная культура Кореи, предметом — ее характерные особенности, закономерности исторического развития и современное состояние в контексте корейской культуры.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт становления корейского профессионального искусства танца привлек внимание культурологов, искусствоведов, театроведов в Корее и за ее пределами. Опубликованные труды позволяют составить определенное впечатление о современном корейском танцевальном и балетном искусстве. В работах корейских и других зарубежных авторов даны описания становления сценического танцевального искусства Кореи, истории становления «новых танцев», освещено творчество отдельных выдающихся балерин и танцовщиков (Цой Сын Хи, Чо Тэк Вон, Ан Чже Сын, Им Бён Хон, Ким Се Ден, Пан Чо Сон и др.), внесших существенный вклад в развитие корейского профессионального танца.

В трудах Ан Бён Хон, Ли Э Сун, Сон Су Нама, Хен Би Хо, В. Л. Бурмейстера, О. Н. Глухаревой, Р. А. Захарова, В. С. Латова, Н. А. Рыженко, Е. Я. Суриц и др. содержится разносторонний искусствоведческий анализ корейской танцевальной культуры.

В диссертационных исследованиях Им Ок Суна, Санг Куинг Ким, Санг Хил Хо, Сон Син Чжуна и др. рассматривались отдельные составляющие корейского искусства танца, оценивалась их впечатляющая способность, зрелшцность. Однако имеющиеся исследования отличаются разобщенностью в тематическом отношении, искусствоведческий анализ ограничивается описанием творческой биографии отдельных исполнителей. Театроведческие характеристики редко поднимаются выше зрительских впечатлений. Объективному анализу мешает и одностороннее влияние социально-политической разделенности страны на север и юг полуострова. Нередко, когда на севере танцевальные представления неправомерно восхваляются, на юге подвергаются уничтожающей критике и наоборот. Дискуссии часто подменяются взаимным неприятием из-за идеологических разногласий, снижая их продуктивность.

Все это делает актуальным проведение исследования, в котором историческое развитие танцевального искусства Кореи и его современное состояние было рассмотрено в связи с историей и культурой страны.

Методологической основой исследования послужили принципы системного, междисциплинарного и исторического подходов, получивших широкое распространение и признание в современном гуманитарном знании, изложенные, в частности, в работах М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, представителей «школы Анналов» (Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа и др.). Феномен танцевального искусства Кореи рассматривается в комплексе его составляющих, во взаимодействии музыки и хореографии, в процессе исторического развития: от зарождения до XX в., в контексте политических событий, религиозных и философских идей, традиций и обычаев корейского народа. Учитывалось также постоянное взаимодействие корейской культуры с культурами Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Европы.

В диссертации были привлечены исторические исследования процесса развития хореографии, работы теоретиков танцевального искусства: В. М. Красовской, Ж. Ж. Новера, Ю. И. Слонимского, Е. Я. Суриц, М. М. Фокина, Цой Сын Хи, Кан И Ханъ, Ким Че Кёна, Сон Су Нама, Ким И Муна и др.

Цель исследования: Выявление основных особенностей и закономерностей исторического развития корейской танцевальной культуры. Цель определяет следующие задачи:

Определение и аналитическое описание основных этапов и особенностей развития истории культуры Кореи.

Исследование своеобразия и социокультурного контекста традиционной танцевальной культуры Кореи.

Изучение феномена сценического танца в культуре Кореи первой половины XX века.

Раскрытие идеологии и творческой практики северокорейского сценического танца.

Определение особенностей, путей и перспектив развития южнокорейского сценического танца.

Научная новизна диссертации состоит в том, что данное исследование является первым опытом комплексного историко-культурологического анализа корейского танцевального искусства в его историческом развитии.

В диссертации впервые дается обобщение корейского художественного стиля с точки зрения его этнокультурной специфики, выражающейся в приверженности принципу «кореанизма» как основного идеологического кредо. Дается обоснование и описание творческой роли выдающихся танцовщиков и постановщиков в деле становления и развития корейского национального искусства танца.

В исследовании системно рассмотрены составляющие традиционного и сценического танцевального искусства и выявлены их национально-специфические особенности.

Новизна диссертационного исследования состоит также и в том, что в диссертации история танца показана в контексте политических событий, идеологии, религиозных учений и верований, как воплощение менталитета и национального характера корейского народа. Автор предлагает новое осмысление северокорейского танца с точки зрения влияния социалистической идеологии и проводимой правительством Северной Кореи культурной политики на развитие танцевального искусства.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный в диссертации и подвергнутый культурологическому анализу обширный материал по истории корейского танцевального искусства может быть использован в практической постановочной работе профессиональных танцевальных коллективов. Материал, теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории культуры Кореи, истории танцевального искусства Кореи. Работа может представлять интерес для российских 8 специалистов разного профиля, деятельность которых предполагает политические и культурные контакты с Северной и Южной Кореей.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования были доложены на заседании кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ (2001 г.), двух аспирантских конференциях, проведенных СПбГУКИ в 1999 и 2000 году. Тезисы выступлений опубликованы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, краткого заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Корейская танцевальная культура узнаваема не только в странах Запада. Она имеет свое лицо и на Востоке, среди культур и государств, прилегающих к границам страны территориально: в Китае, Японии, Монголии, в странах Юго-Восточной Азии. Общность верований: буддизм, шаманизм, конфуцианство, даосизм несколько сблизили эстетическое своеобразие танцев этого культурного региона, Китая или Японии, но принцип кореанизма всегда позволял сохранять своеобразие корейского танца. Такая недоступность внешним влияниям является не только предметом гордости корейцев, но и стимулом для сохранения и умножения этнокультурной специфики корейского танца.

Задача данного исследования состояла в том, чтобы объяснить это уникальное явление в истории мирового танца, указать на его особенности, определить факторы, повлиявшие на формирование этнокультурного своеобразия, обозначить источники некоторых неудач и указать на возможные перспективы.

Формирование корейского балета в конце уходящего века было подготовлено всем ходом исторического развития в предшествующий период, заполненный драматическими событиями оккупации страны почти на полвека. Корейская культура танца вышла из этих исторических испытаний существенно ослабленной, но дух ее сломлен не был благодаря несгибаемости творческой воли его сподвижников и сподвижниц. Его спасение преимущественно оказалось возложенным на плечи корейских балерин.

Однако последствия оккупации еще не стали достоянием истории. Страна разделена. На Севере страны искусство балета вопреки историческим традициям сошло в сторону со стратегического пути своего развития. Принцип кореанизма дискредитирован в угоду мистической идее.

Потенциальные возможности развития корейского балета еще предстоит реализовать. Основу неиспользованных возможностей составляют традиционные народные танцы, корейский фольклор с его богатейшими сюжетами, в которых ярко выражен корейский характер, плодотворный опыт модернизации корейского танца в деятельности Цой Сын Хи, Ким мин-а и др.

Этим потенциальным возможностям мешает реализоваться в Южной Корее последствия американизации культуры, смещение культурных запросов населения в сторону потребительской психологии, массовой культуры. Информационная и электронная революция рождает тенденции универсалиции культуры и одновременным охлаждением интереса к уникальному духовному наследию национальной культуры. Особенно контрастно она проявляет себя в Республике Корея. В условиях массовизации культуры и наблюдающегося мультикультурализма корейскому балету предстоит выдержать жесткую конкуренцию на подмостках мирового балета. Предшествующая история его развития настраивает нас на мысль, что в искусстве танца Кореи сложился достаточный запас прочности для преодоления предстоящих возможных испытаний.

История корейского сценического танцевального искусства имеет богатый опыт выживания в экстремальных условиях. Во всех исторических испытаниях, при разделении страны на три, на два государства, при подавлении созидательной воли народа иноземной оккупацией, корейское искусство танца не теряло своей этнокультурной идентичности.

Нам представляется, что в современной истории Кореи на рубеже тысячелетий отчетливо проявляется тенденция к объединению двух государств, снятия искусственно созданных барьеров в угоду политическим и идеологическим амбициям политиков. Объединение усилий означало бы сложение богатого опыта двух составляющих единой корейской культуры. Результаты проведенного нами исследования показывают, что ни один из двух вариантов развития корейской танцевальной культуры на данный момент не может претендовать на роль истины в последней инстанции.

Результатом такого объединения могло бы стать избавление северокорейских танцев, в которых эстетическая истина искажена подавлением художественной правды в угоду идеологии, от своего нынешнего творческого недуга. Искусство северокорейского танца сможет вернуться в русло испытанного веками корейского стиля, ярко и колоритно очерчивающего его неповторимое национальное очарование. Освобожденный от диктата идеологии творческий дух северокорейских танцев воспрянет, умножаясь творческим гением его исполнителей. Танцы не станут больше выполнять роль агитплаката и начнут пробуждать в народе добрые чувства созидания, традиционного корейского дружелюбия.

Южнокорейские танцы, зачарованные зарубежным опытом, перестанут бесконечно оглядываться на Запад и существовать на иждивении у гениальных композиторов прошлых эпох. В свое время концерты Цой Сын Хи были запрещены японским оккупационным режимом с мотвировкой «за распространение местных настроений». Она восстанавливала традиционные корейские танцы, «склеивая осколки разбитого стекла». Ни Им Сен Нам, ни другие его коллеги в Сеуле не утруждают себя подобными поисками, берут готовое, апробированное, и на этом, похоже, делают свой бизнес. Этот род деятельности мало что вносит в историю культуры корейского балета. В результате корейский балет похож на кинотеатр. Идет прокат западных балетов. Разумеется, подобная практика не лишена смысла. Но ее смысл ограничивается просветительскими и развлекательными функциями. Собственно корейский балет не получает каких-либо ощутимых «дивидендов». В результате подобного «проката» у корейского зрителя формируется понимание того, что такое балет. И не более. Но корейский балет и корейские сценические танцы могли бы рассчитывать на большее.

Весь ход исторического развития и современное состояние культуры обеих корейских государств свидетельствует, что корейский танец и корейский балет стоят на пороге значительных творческих свершений!

Итоги проведенного исследования могут быть кратко сформулированы в виде следующих положений, которые выносятся на защиту:

1. Танец является квинтэссенцией корейской культуры, концентрированным воплощением ее духа. Корейский танец как синтетическое искусство: единство танца, пения с инструментальным сопровождением, костюма, сценографии, вобрал в себя глубокий философский смысл корейской культуры и ментальные особенности корейского народа, говоря одним словом — кореанизма.

2. Идейная, религиозно-философская составляющая корейского танца включает в себя шаманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство. Влияние этих идеологических систем до сих пор ощутимо как в северокорейском, так и в южнокорейском танце.

3. В течение веков, особенно в годы иноземных завоеваний, именно танцевальное искусство Кореи сыграло роль хранителя национальной культуры, национальной идентичности.

4. Национальное своеобразие корейской культуры в первой половине XX в., с концом эпохи «закрытых дверей», открылось Европе и Америке именно через танец, в первую очередь — благодаря гастролям ансамбля Цой Сын Хи.

5. Во второй половине XX в. в условиях раздела страны на два государства развитие танцевальной культуры Кореи шло разными путями. При всех успехах северокорейского танца, связанных прежде всего с деятельностью гениальной Цой Сын Хи и государственной поддержкой танцевального искусства, подчинение последнего революционной идее нарушило сложившиеся в ходе многовековой истории особенности и принципы эстетики корейского танца, существенно ограничило возможности его развития, привело к противоречию с духом «кореанизма». Игнорирование Северной Кореей достижений западноевропейского и русского балетного искусства задержали процесс модернизации северокорейского танца.

6. Южнокорейский танец, активно осваивающий опыт русского и западноевропейского балета, опирающийся на традиционный корейский танец, не чуждый экспериментам в духе постмодерна, находится в процессе обновления, поиска своего пути.

7. Будущее корейского танца — в объединении опыта исторического развития танцевальной культуры двух корейских государств, в прорыве к синтезу достижений традиционного корейского танца и классического европейского, в том числе русского, балета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Одухотворенное искусство / А. Алупина // Сов. Россия. -1957,-9 янв.
  2. Ан Сой Хи. Корейский танец / Ан Сой Хи. М.: Искусство, 1956.148 с.
  3. В. 77. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия / В. П. Андросов. М.: Вестком, 2000. — 200 с.
  4. O.A. Принцип взаимосвязи музыки и танца: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / О.А.Астахова- СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1993. — 30 с.
  5. А.Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни: Автореф. дис.. канд. искусствоведения /А.Б.Афанасьева. -Л., 1984.- 19 с.
  6. М.Ш. Народные музыканты в музыкальной культуре Узбекистана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / М.Ш.Ахмедов- ЛИТиМ.-Л., 1985.-30 с.
  7. Балет: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. -623 с. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н.Бачинская. -М.: Искусство, 1951. — 130 с.
  8. Л.Д. Классический танец: История и современность/ Л. Д. Блок. -М.: Искусство, 1987. 320 с.
  9. Л.Д. Русская школа танцев от истоков зарождения до Фокина и современности / Л. Д. Блок. М.: Искусство. 1998. — 350 с.
  10. Г. Ф. К вопросу о классификации русских народных танцев / Г. Ф. Богданов // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе.1. M., 1980.-С. 129−135.
  11. Г. Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Г. Ф.Богданов- МИТ и И. им. А. В. Луначарского. -М., 1988. 25 с.
  12. Ю. Эстетика / Ю. Борев. М.: Искусство, 1975. — 510 с.
  13. ЕЛ. История мировой культуры / Е. П. Борзова. СПб.: Лань, 2001.-672 с.
  14. Буддизм: Словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др. М.: Республика, 1992.-287 с.
  15. В.Л. Народный балет Кореи / В. Л. Бурмейстер // Лит. газета. 1957. — 12 янв. — С. 10.
  16. ЕЛ. Системный подход в обучении мужскому классическому танцу: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Е. П. Валукин. М., 1992. -17 с.
  17. И.И. Из архива балетмейстера / И. И. Вальберх. М.: Искусство, 1948. — 320 с.
  18. Ван Мин. Даосизм / Ван Мин, Фын Ю-Лань // Философская энциклопедия. М., 1960. — Т. 1. — С. 429.
  19. В.В. Балет / В. В. Ванслов, Е. Я. Суриц // Балет: Энциклопедия. -М&bdquo- 1981.-С. 506−507.
  20. Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. -М.: Искусство, 1970. 320 с.
  21. Л.С. История религий Востока / Л. С. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 416 с.
  22. М. Танец / М.Васильева. М.: Искусство, 1968. — 180 с.
  23. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. М.: Искусство, 1963. — 250 с.
  24. Н. История хореографии всех времен и народов / Н.Вашкович. М., 1908. — 150 с.
  25. П. Ранние балеты Стравинского / П.Вершинина. М.: Искусство, 1967. — 240 с.
  26. Н.А. Искусство стран Дальнего Востока / Н. А. Виноградова, С. Н. Николаева. М. :Искусство, 1979. -372 с.
  27. С. В. Ранняя история буддизма в Корее: (Сангха и государство) / С. В. Волков. М.: Наука, 1985.- 152 с.
  28. А. Л. Книга ликований / А. Л. Волконский. Пг., 1926.320 с.
  29. М.В. Древняя Корея: Историко-археологический очерк / М. В. Воробьев.- М.: Наука, 1971, — 162 с.
  30. Героический танец. -М.: Искусство, 1968. 120 с. Глухарева О. И. Корея / О. Н. Глухарева, Е. С. Дубовский, Р. Н. Джарылгасинова и др. // Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия. — М., 1965. — Т. 2. — С. 471−485.
  31. О.Н. Искусство Кореи: с древнейших времен до конца XIX в. / О. Н. Глухарева. М.: Искусство, 1982. — 255 с.
  32. А.П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский. -М.: Искусство, 1940. 240 с.
  33. К.Я. Образы русской народной хореографии / К. Я. Голейзовский. -М.: Искусство, 1964. 367 с.
  34. Т.П. Дао и логос: (Встреча культур) / Т. П. Григорьева. М.: Искусство, 1992. — 240 с.
  35. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Наука, 1993.-240 с.
  36. В.И. Корейская проблема: Пути урегулирования: 70−80-е годы / В. И. Денисов. М.: Междунар. отношения, 1988. — 144 с.
  37. Р.Ш. Древние когурёсцы. М.: Наука, 1972.— 273 с. Дудинская Н. Жизнь в искусстве: Воспоминания. Статьи / Н. Дудинская. — СПб.: Искусство, 1999. — 320 с.
  38. Ежегодник МХАТ. 1945. Т. 1. -М.- Л.: Искусство, 1948. 430 с. Еремеев А. Ф. Диалог культур как реальность межнациональных отношений / А. Ф. Еремеев // Возрождение культуры России. — Л., 1996. — С. 3−15.
  39. Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская.-М.: Искусство, 1975. -439 с.
  40. Р. Красочное представление / Р. Захаров // Правда. 1957.9 янв.
  41. Им Ок Сун. Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Им Ок Сун- РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2000. — 18 с.
  42. Г. Национальные традиции и балет / Иноземцева Г., Левкоева Н. // Сов. балет. 1987. — № 5. — С. 12−24.
  43. Ю. В. Шаманство в Корее (XIX начю XX в.) / Ю. В. Ионова // Символика культуов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980. -С. 4−35.
  44. История Кореи. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974.-Т. 1−2.
  45. М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С.Каган-СПб.: Петрополис, 2000−2001. Кн. 1−2.
  46. Н. В театральной летописи с 1825 года / Н. Кадомцева // Балет. — 1995. — № 1−2. — С. 34−55.
  47. С.Ф. Танцы народов юга Дальнего Востока / С. Ф. Карабанова. -М.: Наука, 1979. 141 с.
  48. С. Ф. Традиционные и современные танцы малых народов Дальнего Востока СССР: Автореф. дис.. канд. истор. наук. / С.Ф.Карабанова- АН СССР. Ин-т этнографии. Л., 1979. — 22 с.
  49. Р.З. Ферганский танец / Р. З. Каримова. Ташкент: Знание, 1973.-223 с.
  50. Р.З. Хорезмский танец / Р. З. Каримова. Ташкент: Знание, 1975, — 114 с.
  51. Ким Еусик. Самсук Саги: Ист. записки трех государств. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра», 1995. — Кн. 1−2.
  52. Ким Тэ-хун. Пхансори и проблемы ее исполнения / Ким Тэ-хун. -СПб.: Б. и., 1996.-46 с.
  53. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.-573 с.
  54. Китайский танец. -М: Искусство, 1996. 120 с.
  55. A.A. Основы русского народного танца / А. А. Климов. М.: Искусство, 1981. — 270 с.
  56. Л. Р. Корейская музыка / Л. Р. Концевич, М. М. Яковлев // Музыкальная энциклопедия. М., 1974. — Т. 2 — Стлб. 943−950.
  57. Корейские предания и легенды (из средневековых книг). М.: Наука, 1980.-302 с.
  58. Корейское классическое искусство. -М.: Искусство, 1972. 240 с.
  59. Корея: Север и Юг. -М.: Наука, 1965. 263 с.
  60. Корея: Расчленение, война, объединение. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1995.-293 с.
  61. Э.А. Танец и художественная критика: От возникновения человека до первых великих цивилизаций / Э. А. Королева. Минск: Культура, 1997. — 140 с.
  62. С. М. Фарфор и бумага в искусстве Китая / С. М. Кочетова. -М.- Л.: Наука, 1956.-90 с.
  63. М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. СПб.: Лань, 1999. — 416 с.
  64. В.М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы / В. М. Красовская. Л.- М.: Искусство, 1965. -218 с.
  65. В.М. Русский балетный театр начала XX в. /
  66. В.М.Красовская. JI., 1971−1972. — Ч. 1−2.
  67. В.М. Западно-европейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVII века / В. М. Красовская. Л.: Искусство, 1979. — 420 с.
  68. М.Н. Китайский фарфор / М. Н. Кречетова, Э. Х. Вестфален. -Л., Б.и., 1947.-98 с.
  69. В.А. Эстетика даосизма / В. А. Кривцов. М.: Фабула, 1993.165 с.
  70. Д.М. Это больше, чем балет / Д. М. Кузнецов // Невское время. -1991.-7 февр. С. 4.
  71. И.К. Танцевальный учитель / И. К. Кускова. СПб.: Искусство, 1974. — 120 с.
  72. Лам То Ток. Традиция и современность во вьетнамской хореографии: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения / Лам То Ток- ВНИИ искусствознания. -М., 1988. -42 с.
  73. А.Н. Конфуцианские традиции и ментальность южнокорейского горожанина / А. Н. Ланькова // Восток. 1996. — № 3. — С. 36−50.
  74. B.C. Искусство свободной Кореи / B.C. Латов. М.: Искусство, 1955.-320 с.
  75. А. Старый и новый балет / А.Левинсон. М.: Первина, 1918. -50 с.
  76. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? / Ж. Ле Гофф // Соц. и гуманитар, науки. Отечеств, и зарубеж. лит-ра. Реф. журн. Сер. 5. История. М., 1995. — Вып. 1. — С. 266 289.
  77. А.Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. М.: Ганза, 1990. -240 с.
  78. Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 703 с.
  79. Е.К. Танец как предмет эстетического анализа: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Е.К. Луговая- СПбГУ. СПб., 1992. — 19 с.
  80. Львов-Анохин Б. Рука, простертая к мадонне / Б. Львов-Анохин // Балет. 1995. — № 2. — С. 52−54.
  81. К. Театр Восточной Азии / К. Маккерас // Иллюстрированная история мирового театра. М.: Бертельсман Медиа Москау АО, 1999. -445−482 с.
  82. В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока / В. В. Малявин. М.: Искусство, 1987. — 240 с.
  83. Е.М. О записи танца / Е. М. Марголис. М.: Искусство, 1950. -130 с.
  84. А. Корейское очарование. Гастроли балетной группы Хон Йон Хи в СССР/ А. Марков // Экран и сцена. 1991. — 11 июля (№ 28). — С. 2.
  85. Д. Корея: полуостров Чосон и остров Ханчук / Д. Минаев // Проблемы Дальнего Востока. 1999. — № 1. — С. 118−126.
  86. Музыка и хореография современного балета. Вып. 3. Л.: Искусство, 1979, — 150 с.
  87. Народный танец: Проблемы изучения: Сб. науч. тр. СПб.: НИИ искусствоведения, 1991. — 212 с.
  88. Народы Востока. Иркутск, 1921. — № 3.
  89. Нгуен ТхиХиен. Танцевальная культура Вьетнама: История и развитие: Автореф. дис. .канд. искусствоведения / Нгуен Тхи Хиен- ИТИ им. Луначарского. -М., 1982. 19 с.
  90. М. И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом / М. И. Никитина. М.: Наука, 1982. — 327 с.
  91. Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л.: Наука, 1971.544 с.
  92. .Ж. Письма о танце и балетах. Л.- М.: Искусство, 1965.360 с.
  93. Р. Быть артистом балета призвание / Р. Нуриев // Балет. -1993.-№ 1−3.-С. 38−39.
  94. Пан Хван Чжу. Корея: Краткие сведения. Пхеньян: Из-во лит. на иностр. яз., 1988.-389 с.
  95. O.A. Русская балетная критика второй половины XIX века /О.А.Петров. СПб.- Екатеринбург: Искусство, 1995. — 310 с.
  96. Е. Ярких танцев веера / Е. Петрова // Культура. 1993. — 20 февр. (№ 7). — С. 8.
  97. М. Русские сезоны в Париже / М.Пожарская. М.: Искусство, 1988. — 150 с.
  98. Положение женщины в Корее // Народы Дальнего Востока. Иркутск, 1991.-№ 4.-С. 8−18.
  99. Т.А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв.. / Т. А. Пострелова. -М.: Наука, 1976. -238 с.
  100. М.Ю. Русский балет за рубежом / М. Ю. Ратанова. М.: Искусство, 1991. — 240 с.
  101. Ритм и культура танца. Л.: Первина, 1926. — 120 с.
  102. Ритмика и основы хореографии. М.: Искусство, 1993. — 202 с.
  103. Н. Корейские впечатления (хореографическое искусство в КНДР, его национальные особенности) / Н. Рыженко // Сов. балет. 1986. -№ 5.-С. 61−65.
  104. С. Эстетические основы узбекского сценического танца / С.Салимова. Ташкент: Знание, 1983. — 21 с.
  105. A.M. Мифология Востока / A.M.Самозванцев. М.: Алетейя, 2000. — 384 с.
  106. Санг Куинг Ким. Северокорейские танцы: культурная политика и современное состояние: Дис.. канд. культурологии / Санг Куинг Ким- РГПУ им. А. И. Герцена.- СПб., 1998. 240 с.
  107. Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. M.: Искусство, 1989. — 294 с.
  108. A.A. Современный танец / А. А. Сидоров. -М.: Первина, 1922. -70 с.
  109. Симидзу Macao. Учимся искусству для народа / Симидзу Macao // Новая Корея. -1963. № 1. — С. 21−22.
  110. Г. Н. Бирюзовая книга Китая / Симкин Г. Н. Челябинск: Знание, 1992.-200 с.
  111. П.В. Что такое эмоция / П. В. Симонов. М.: Наука, 1966.150 с.
  112. Ю.И. Путь характерного танца. Основы характерного танца / Ю. И. Слонимский. М.: Искусство, 1939. — 241 с.
  113. Ю.И. Дидло. JL- М.: Искусство, 1958. — 140 с. Смирнова Н. Р. Русская школа становления танца: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Н.Р.Смирнова- ИТИ им. Луначарского. — М., 1992. -24 с.
  114. Современность в танце. М.: Сов. Россия, 1964. — 120 с. Сон Син Чжун. Корейская опера: Национальная идея и мировой опыт: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Сон Син Чжун- СПб. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. — СПб., 2000. — 18 с.
  115. Л.Г. Народные танцы / Л. Г. Степанова. М.: Сов. Россия, 1965, — 114 с.
  116. Е.Я. Корейский балет и его проблемы / Е. Я. Суриц // Зарубежный театр. 1957. — № 4. — С. 166−173.
  117. Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е. Я. Суриц. -М.: Искусство, 1979. -241 с.
  118. Е.Я. Русский балет за рубежом / Е. Я. Суриц // Русский балет: Энциклопедия. -М., 1997. С. 394−395.
  119. А.Б. Танцевальный быт деревни и местная фольклорнаятрадиция / А.Б.Сушко- МГК // Вестник СНО. 1979−1980. М&bdquo- 1980. — С. 2527.
  120. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. IV. М.: Наука, 1986.-453 с.
  121. Сюжетные танцы. М.: Россия, 1989. — 94 с.
  122. М. Уроки башкирского характерного танца / М. Тагирова, Ф.Ахметшин. Уфа: Башгосиздат, 1982. — 60 с.
  123. Танец Модерн // Балет: Энциклопедия. М., 1981. — С. 505−508. Те Реп Кур. Развитие и процветание корейского национального искусства / Те Реп Кур // Новая Корея. — 1956. — № 11. — С. 10−13.
  124. С.А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1990.-622 с.
  125. А.Ф. Корейские легенды о предках-основателях государств Тонмёне и Чумоне (из истории сюжетосложения) / А. Ф. Троцевич // Народы Африки и Азии. 1968. — № 2. — С. 125−138.
  126. А.И. О плясанье и танцах / А. И. Тургенев. // Вестник Европы. 1810. -№ 3.
  127. Г. Д. Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма / Г. Д. Тягай. М.: Мысль, 1971. — 302 с.
  128. A.M. Дагестанская народная хореография. Автореф. дис. канд. искусствоведения / А.М.Умаханова- ИТИ им. Луначарского. М., 1990.-16 с.
  129. Т.А. Русские танцы (записи по репертуару Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого) / Т. А. Устинова. М.: Искусство, 1955. — 263 с.
  130. Т.А. Русский народный танец / Т. А. Устинова. М.: Искусство, 1976. — 125 с.
  131. М. Против течения / М.Фокин. Л.- М.: Искусство, 1962.320 с.
  132. Фрески периода Когурё. Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 1979.96 с.
  133. Г. Р. Общие законы сценической хореографии и национальный образ танца: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Г. Р.Хамараева- Ташк. ин-т культуры. Ташкент, 1986. — 19 с.
  134. Характерный танец: судьба в современном театре, перспективы на будущую жизнь // Балет. 1994. — № 5. — С. 8−15.
  135. С.Н. История танцев: В 4 ч. / С. Н. Худяков. СПб., 1913−1914. -503 с.
  136. JI.C. Рассказы о танцах / J1.С.Школьников. М.: Искусство, 1966. — 128 с.
  137. М. Шаманизм: Архаическая техника экстаза / М.Элиаде. Киев: София, 2000. 472 с.
  138. The Ancient Art of Korea. Republic of Korea, 1972. — 223 p.
  139. Buddhism in the ealy Choson: Suppression and transformation / Ed. by Levis R. Lancaster- Chai-Shin Yu. Berkeley: Univ. of California, Inst, of East-Asian studies, Center of Korean Studies, 1996. — 211 p.
  140. The ceramic art of Korea / Ed. by Kim Choewon a. G. Gomertz. L., 1961.
  141. Chung Byung Ho. Coom sawi (Dance Movement). Seoul: Korean Arts Culture and Arts Foundation, 1981. — 320 p.
  142. Chung J.S. Korean Theatre, Past and Present / J.S. Chung // Korea Journal. 1980. — Vol. 20. -№ 3. — P. 19−23.
  143. The culture and arts of Korea. Seoul: Min of culture a. Sports of the Rep of Korea, 1994.-224 p.
  144. Chung J.S. Coomsawi (Dance Movement) / J.S. Chung. Seoul: Korean Arts Culture and Arts Foundation, 1981.
  145. Deutchler M. The Coniucian transformation of Korea: A study of society and ideology / M. Deutchler. Cambr.- L.: Harvard univ. press, 1992. — 439 p.
  146. Greskovic R. School for Style / R. Greskovic // Dance Theatre Journal. -1983.-Vol. 1. -№ 2. P. 23−26.
  147. Hahn Man-young. Kugak: Studies in Korean traditional musik / Hahn Man-young. Seoul: Tamgu Dang, 1990. — 251 p.
  148. Howard K. Bands, songs and shamanic rituals: Folk musik in Korean society / K. Howard- 2. Ed. Seoul: Asiatic soc., Korea branch, 1990. — 295 p.
  149. Howard K. Korean musical instruments / K. Howard. Hong Kong etc.: Oxford UP, 1995.-72 p.
  150. James R.B. The Cambride Guide to Asian Theatre / R.B.James. -Cambridge, 1993.
  151. Joe W.J. A Cultural History of Modern Korea. A History of Korean Civilization / WJ.Joe. Seoul, 2000.
  152. Kang J. My Love My Dance. Seung-hee Choi’s Autobiography / J. Kang, C.Kim. Seoul: Giyagsa, 1989.
  153. Kang J. Eds. Na-e Sarang Na-e Choom (My Love My Dance). Dance research Annual. XVI / J. Kang, C.Kim. N. Y.: COKD, 1983.
  154. Kim Chewon. Arts of Korea / Kim Chewon, Lee Lena Kim. Tokyo etc.: Kodaucha, 1974.-365 p.
  155. Kim Duk-Whang. A History of religion in Korea / Kim Duk Whang. -Seoul: Daeji Moonhwa-sa, 1988. 487 p.
  156. Kim Eun Mi. A Study on the history of educational Dance in Korea Hanyang University / Kim Eun Mi. Seoul, 1989.
  157. Kirstein L. Dance: A Shot History of Classic Theatrical Dancing / L.Kirstein.-N.-Y.: Dance Morizons, 1985. 133 p.
  158. Korean folk costume: Pyanang: Cutural relict publ. house, 1985. 70 p.1.e Kye-Ku. Essays on Korean traditional musik / Lee Kye-Ku. Seoul: Computer press, 1983. — 285 p.
  159. Park M.S. The Influence of Seung-hee Choi on Korean Modern dance. Diss. / M.S. Park. Seoul, 1996. — 250 p.
  160. Pratt K. L. Korean music: Its history and its performance / K. L. Pratt. -Seoul: Jung Eum Sa. 1987. — 279 p.
  161. The Rise of Neo-Confucianism in Korea. N. Y. etc.: Columbia univ. press, 1985.-551 p.
  162. Roy Basanta K. Sei Shoki: The Greatest Family Dancer / Roy Basanta K. -Tokio, 1939.
  163. Sang-Cheul C. Seung-hee Choi, Pioneer of Korean Modern Dance: he Life and Art under Japanese occupation 1910−1945. Diss. / Sang-Cheul C. N.-Y.: N.-Y.University, 1996. — 290 p.
  164. Scott A.C. The Theatre in Asia/ A.C.Scott. -N.Y., 1972.
  165. Shamanism: The spirit world comes to life. Seoul: Korea foundation, 1992.-69 p.
  166. Yeung Ick Lew. Korean art tradition: A historical survey / Yeung Ick Lew. -Seoul: Korea foundation, 1993. 200 p.
  167. Ан Бён Хон. Изучение корейского нового танца начального периода. Кодоуньсатиянь. «Цой Сын Хи» / Ан Бен Хон, Ан Чже Сын. Токио, 1981. — 185 с.
  168. Ан Чже Сын. Мир искусства Чо Тэк Вон: Критика искусства / Ан Чже Сын.-Сеул, 1990.- 183 с.
  169. Кан И Мун. Обзор корейского нового танца / Кан И Мун // Танец. -Сеул, 1976.-Т. 3.
  170. Кан и Ханъ. Танец жизни, танец любви / Кан и Ханъ, Ким Чэ Хён. -Чиянъса, 1986.
  171. Кан Ман Чилъ. История Кореи Нового времени / Кан Ман Чиль. Чаньчжоква Липхёнсы. Сеул, 1985.
  172. Кван Бён Рин. Музей корейской музыки: пропагандируя музыкальные традиции нации / Кван Бён Рин. Сеул, 1996.
  173. Кван Бён Рин. Танец-медитация в исполнении Хон Син Чжа / Кван Бён1. Рин. Сеул, 1994.
  174. Кван Бён Рин. Танцовщик Кук Су Хо знакомит мир с корейским танцем / Кван Бён Рин. Сеул, 1995.
  175. Ким Мин-A. Чант My. Танцевальный ансамбль с духом экспериментирования / Ким Мин-А. Сеул, 1997.
  176. Ким Чей Ир. Блестящее развитие национального искусства // Ким Чен Ир // Новая Корея. Пхеньян, 1958. — № 3.
  177. Ким Чен Ир. Теория танцевального искусства / Ким Чен Ир. -Пхеньян, 1990.-110 с.
  178. Ким Чон Хонъ. 600 лет истории Сеула / Ким Чон Хонь. Сеул, 1979.121 с.
  179. Ким Чэ Хён. Теория этнографии / Ким Чэ Хён. Мунхакква Чисонса, 1986.- 147 с.
  180. Ли Ду Хён. Введение в новое и современное изучение Кореи или «Историческая критика» / Ли Ду Хён. Сеул, 1989. — 150 с.
  181. Ли Ду Хён. История корейской драмы / Ли Ду Хён. Минужунъ сочван, 1975.
  182. Ли Э Сун. Особенности танцев Цой Сын Хи / Ли Э Сун. Токио: Кодоунь самнань, 1981. — 135 с.
  183. Пак Чо Сон. Корейские национальные танцы / Пак Чо Сон. Пхеньян, 1991.-210с.
  184. Пак Ын Си К. Кёюги пухьнимён сэн чоныль пудык / Пак Ын Си К // Coy.- 1906.-№ 2.
  185. Пан Хван Чжу. Корея: краткие сведения / Пан Хван Чжу. Пхеньян, 1982.- 120 с.
  186. Сон Су Нам. История корейского танца / Сон Су Нам. Сеул:1. Кымчван, 1989.-280 с.
  187. Танцевальные движения и размер. Пхеньян, 1981. — 150 с.
  188. Хан Че Сынъ. История нового танца / Хан Че Сынъ // 30 лет истории государственного театра. Сеул, 1970. — С. 100−220.
  189. Цой Сын Хи. Основы корейского национального танца / Цой Сын Хи. -Пхеньян: Госонесуль, 1958. -230 с.
  190. Цой Сын Хи. Движение, его техническое совершенствование и национальное своеобразие корейского танца / Цой Сын Хи. -Мунхэксинмун, 1991. 180 с.
  191. Цой Сын Хи. Основы корейского национального танца / Цой Сын Хи. -Сеул: Тонмунсон, 1991. 246 с.
  192. Чан Са Хун. Введение в корейский танец / Чан Са Хун. Сеул: Тэтванъ мунхва, 1984. — 150 с.
  193. Чан Чун Хон. Записки очевидца выступлений Пхеньянского творческого коллектива в Сеуле / Чан Чун Хон. Сеул: Чосонильбо, 1985.
  194. Чин Хек Ок. Ритуальная музыка, звучащая в Чонме / Чин Хек Ок. -Сеул, 1993.
  195. Чо Дон Хва. Современный танец: История корейской культуры и традиции / Чо Дон Хва. Сеул, 1975. — 153 с.
  196. Чо Тэк Вон. Танцевальное искусство / Чо Тэк Вон. Сеул, 1969.240 с.
  197. Чон Бён Хо. Корейские народные танцы / Чон Бён Хо. -Самсунчульпханса, 1992. 310 с.
  198. Чон Бён Хо. Корейские фольклорные танцы / Чон Бён Хо. Самсун чульпханса, 1992. — 180 с.
  199. Чон Гюбок. Исследования системы идеологического образования Северной Кореи / Чон Гюбок. Сеул: Ун-т Ёнсе, 1982. — 180 с.
Заполнить форму текущей работой