Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование процесса творческого проектного мышления: На примере начального этапа высшего архитектурного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние разработанности вопроса в литературе. Тема творчества давно вышла за рамки искусства. В настоящее время существует большой объём научной литературы посвящённой этому вопросу. К нему обращаются исследователи из разных областей. Современный психологический подход в развитии творческой стороны мышления раскрывается в работах Дж. Айяна, Э. де Боно, Т. Вуджека, А. Б. Ваганди, В. Венгера и Р… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проектное мышление как часть творческой деятельности архитектора,
    • 1. 1. Проектное мышление в творческой деятельности архитектора
    • 1. 2. Сфера деятельности творческой составляющей проектного мышления
    • 1. 3. Теоретическая модель развития творческого проектного мышления
  • Глава 2. Моделирование процесса обучения
    • 2. 1. Моделирование творческого процесса
    • 2. 2. Теоретико-прикладная модель обучения творческому проектному мышлению
    • 2. 3. Анализ современных педагогических систем обучения творческому проектному мышлению в архитектурном образовании
  • Глава 3. Экспериментальная технология развития творческого проектного мышления на начальном этапе архитектурного образования
    • 3. 1. Особенности организации процесса обучения
      • 3. 2. 0. сновные закономерности педагогической технологии
  • З.З.Общая схема методического курса

Моделирование процесса творческого проектного мышления: На примере начального этапа высшего архитектурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время исследование некоторых возможностей управления творческим мышлением является достаточно значимой и весомой среди современных проблем, касающихся человека, его сущности, социально-духовного и культурного аспектов его развития. Актуальность настоящего исследования основывается на практически полном отсутствии научной информации в архитектурных кругах, касающейся этой общей проблемы. Исходя из этого, проявляется теоретическое значение данной проблемы исследования для всего высшего архитектурного образования. Оно складывается из адаптации многоаспектной современной научной информации по проблеме творчества к процессу архитектурного проектирования, касающейся принципов обучения творческому проектному мышлению. Кроме того, — тем что проблема исследования, связанная именно с творческой стороной проектирования, находит своё решение в создании практического инструментария путём выделения процесса творческого проектного мышления в самостоятельную единицу изучения и обучения.

Состояние разработанности вопроса в литературе. Тема творчества давно вышла за рамки искусства. В настоящее время существует большой объём научной литературы посвящённой этому вопросу. К нему обращаются исследователи из разных областей. Современный психологический подход в развитии творческой стороны мышления раскрывается в работах Дж. Айяна, Э. де Боно, Т. Вуджека, А. Б. Ваганди, В. Венгера и Р. Поу, Дж. И. Ниренберга, Р. ван Оих и т. д. Изучению особенностей творческого мышления посвящены труды психологов, занимающихся вопросами эвристики: В. Н. Пушкина, Г. С. Альтшулллера, Г. Буша, Ю. Н. Кулюткина, A.M. Столярова, О. Н. Тихомирова, JI.H. Ланда и многих других, а также —философов: А. Бергсона, Н. Бердяева, Ф. Кликса, И. Канта, Т. О. Бажутиной и т. д. Взаимосвязь и взаимовлияние творческой деятельности и мышления раскрывается в работах таких психологов как А. Г. Азарян, Д. Б. Богоявленская, П. Я. Гальперин, J1.JI. Гурова, К. К. Григорян, А. Н. Лук, H.H. Нечаев, А .Я. Пономарёв, И. М. Розет и др.

Несомненен интерес к этому вопросу в педагогике, который подтверждает многочисленность практических и теоретических исследований в области теории создания педагогических технологий. Это в первую очередь работы: B.C. Збаровского, Г. Г. Корзниковой, C.B. Рыжовой, JI.H. Шиловой, И. И. Тарадановой. Различные педагогические приёмы, принципы, подходы в обучении творческому мышлению и деятельности углублённо рассматриваются в работах В. И. Вислоушкина, С. И. Гудилиной, В. Д. Голикова, Т. Б. Донцовой, С. Н. Орловой, С. И. Мещеряковой и др. Психолого-педагогическим основам формирования творческого мышления уделяется большое внимание в трудах В. В. Клименко, С. И. Мельниковой, Л. Ю. Субботиной, В. П. Ушачёва, B.C. Шубинского и т. д.

В смежных с архитектурой областях, связанных с проектированием, к анализу профессиональной творческой деятельности в своих работах обращались О. Акин, Дж. К. Джонс, Дж. Диксон и др.

Все эти работы подводят к выводу, что главной задачей любого профессионального образования является максимально качественная и постоянно совершенствуемая система подготовки учащегося к будущей деятельности. Для высшей архитектурной школы это означает не только необходимость совершенствования преподавания в целом, но и углубление предметного содержания основных профилирующих дисциплин, которые определяют важнейшие стороны обучения профессиональному творчеству. В первую очередь, это касается архитектурного проектирования. Это, в свою очередь, и выявляет более локальную проблему, касающуюся повышения качества его обучения.

В XX столетии работа в данном направлении особенно интенсивно началась во времена расцвета двух школ — ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНа.

H.A. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский и др.) и Баухауза (В. Гропиус и др.). На базе МАрХи профессором Б. Г. Бархиным в 70-е годы была разработана и в 80-е годы внедрена повсеместно в учебный процесс архитектурного образования «Методика архитектурного проектирования». Она явилась наиболее полным фундаментальным трудом и позволила целостно охватить и впервые на научной основе решить обозначенную проблему в ВУЗах архитектурного профиля. Это было огромным шагом вперёд в данный период. Его «Методика.» позволила внедрить систему технологий архитектурного проектирования в учебный процесс.

Анализ более современных исследований и публикаций, посвященных проблемам архитектурного творчества и обучения ему (П.В. Капустин, В. И. Мальгин, Н. Ф. Метленков, А. В. Степанов и др.), выявил помимо перманентно присутствующей на первой ступени обучения проблемы качества подготовки молодых специалистов в системе высшей архитектурной школы и новую проблему, связанную с адаптацией учащихся в архитектурном ВУЗе.

Исследования архитекторов-педагогов JI.H. Зорина, ЮА. Зайцева, С. А. Малахова, Н. Ф. Метленкова, А. П. Скворцова, В. Р. Усова и других, направленные на решение указанных проблем, продемонстрировали, что, для осуществления базовой подготовки молодого специалиста именно на начальном этапе архитектурного образования, необходимо сформировать в короткие сроки определённую область умений и навыков (мыслительные процессы и внешние предметные действия). Их наличие создаст основу для дальнейшего профессионального развития в процессе обучения. До настоящего времени это осуществлялось в рамках двух дисциплин: «Основы архитектурного проектирования» и «Объёмно-пространственная композиция».

В ряде архитектурных школ такими авторами, как И. И. Богомолов, Ю. М. Винокуров, Н. П. Ждахина, В. И. Иовлев, Ю. И. Кармазин, С.А.

Малахов, Е. С. Пронин и др., предложены разработки и методики, направленные на совершенствование учебного процесса, связанного с архитектурным проектированием и композицией. Теоретической областью этих научных и методических исследований является проблема организации творческой деятельности и возможность целенаправленного влияния на данную сферу. Эта проблема интенсивно разрабатывается последние десятилетия в философии, психологии, педагогике и в науке о творчестве — эвристике.

Но отсутствие современных специальных исследований, посвященных анализу творческой стороны проектного мышления предопределило интерес автора диссертационного исследования к теме. А изучение новейших работ по проблеме творчества в других областях знания позволило составить целостное представление о единой методике обучения приёмам проектной деятельности. И — более точно сформулировать проблему исследования.

Проблема исследования. Основной проблемой, анализируемой в рамках данного диссертационного исследования, является вопрос о мере воздействия на процесс творческого проектного мышления и его зависимость от характера обучения архитектурной деятельности. И несмотря на несомненный интерес исследователей к выше означенной проблеме, тем не менее, следует констатировать, что специальных теоретико-прикладных исследований, посвященных конкретно эффективному и целенаправленному формированию у студента основ творческого проектного мышления, не проводилось.

Объектом исследования является совокупность репродуктивной и продуктивной сфер творческого проектного мышления как основной предпосылки архитектурной деятельности.

Предметом исследования выступает целостная система творческих методов, необходимых и достаточных для формирования и развития навыков творческого проектного мышления.

Рабочая гипотеза. Гипотезой исследования является предположение о том, что творческое проектное мышление можно эффективно и целенаправленно формировать через освоение группы профессиональных творческих внешних действий, основанных на единой системе (обобщённом наборе) дискретных, но разноуровнево-целостных теоретико-прикладных методов профессионального мышления на специально отведённых занятиях. Обучение этой системе должно опираться на эффективно действующую педагогическую технологию и, разработанную на её основе, программу практического обучения, которые предполагают методологию целостного решения обозначенной выше проблемы. Главная задача программы обучения творческому проектному мышлению — помочь студенту научиться преодолевать стереотипы мышления и овладеть методами творческой работы на наиболее важных стадиях проектирования, связанных с рождением и развитием идеи.

Цель исследования — выявление теоретических основ творческого проектного мышления и создание единой методики обучения путём синтеза различных приёмов и методов в единую систему процесса рождения, развития и оформления проектной идеи.

Задачи исследования:

1. Выявить структуру творческого проектного мышления и составить теоретическую модель развития этого процесса (деятельности), отвечающую современным общенаучным представлениям.

2. На основе вышеуказанной модели разработать гипотетическую критериальную модель обучения творческому проектному мышлению в предметной области архитектуры.

3. Сформулировать эффективно работающую, целостную педагогическую технологию развития творческого проектного мышления студентов-архитекторов, в той части учебного проектирования, где этот вид профессионального мышления наиболее востребован.

4. На примере начального этапа высшего архитектурного образования системно организовать общую схему методического курса «Основы творческих методов»), в процессе изучения которого у студента формируются основы репродуктивно-продуктивной системы творческого проектного мышления.

Границы исследования: круг стратегий, методов и приёмов профессионального творческого проектного мышления, адаптированных к учебному проектированию на начальном этапе высшего архитектурного образования.

Методы исследования опираются на сопряжение и интеграцию между собой современных научных подходов и научных работ по философии, психологии, синергетике и архитектуре, раскрывающих и подтверждающих универсальный характер общих законов саморазвития и самоорганизации. Синергетический подход в данном исследовании позволяет научно доказательно интегрировать современные представления о феномене творчества как о частично управляемом процессе.

Научная и практическая ценность диссертации заключается в систематизации и обобщении современных знаний, касающихся обучения основам творческого проектного мышления в архитектурном ВУЗе.

В процессе диссертационного исследования разработаны универсальная теоретическая модель развития творческого проектного мышления и авторский курс «Основы творческих методов», которые могут служить основой для методического обеспечения на любом этапе профессионального архитектурного образования. Полученные теоретические результаты исследования уточняют научно-методические подходы к обучению архитектурному проектированию (в том числе и на начальном этапе высшего образования). Они могут быть использованы для корректировки тех программ обучения, где основой является проектирование (в первую очередь, это касается архитекторов и дизайнеров), например, как раздел дисциплины «Основы проектирования».

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут служить методическим пособием для разработки любых других учебных курсов, нацеленных на обучение проектированию, а значит и — творческому проектному мышлению.

На защиту выносятся:

• теоретическая модель развития творческого мышления в процессе проектной деятельности;

• теоретико-прикладная модель обучения;

• система основных положений педагогической технологии развития творческого проектного мышления;

• общая система построения методического курса для начального этапа высшего архитектурного образования и как итог — сам курс «Основы творческих методов».

Апробация работы. Основные положения диссертации были опубликованы в печати и представлены в докладах на научных конференциях Новосибирской архитектурно-художественной академии, на II Международном конгрессе «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» под эгидой ЮНЕСКО, международной конференции «Stile and manner in the architectural education» / «Стиль и манера в архитектурном образовании» под эгидой европейской ассоциации архитектурного образования (ЕААЕ), проведённой Университетом Архитектуры и Градостроительства имени «Йона Минку» в Бухаресте.

Внедрение результатов исследования. Главные принципы педагогической технологии, полученные на основе разработанной теоретико-прикладной модели обучения творческому проектному мышлению, были внедрены в процесс обучения в виде прикладного курса «Основы творческих методов» и прошли экспериментальную проверку в течение 6-ти лет. Экспериментальная программа утверждена Методической комиссией Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

10 и используется в учебном процессе с 1994;95 учебного года. Данная дисциплина затрагивает ту частьпроектирования, которая наиболее проблемна и с трудом реализуема в учебном процессе для учащихся младших курсов — этап творческого поиска (рождение идеи и её развитие).

Основные принципы технологии были реализованы в учебных программах довузовской подготовки, на факультете повышения квалификации (послевузовское образование), на архитектурном и художественно-дизайнерском факультете с дневной формой обучения.

Структура работы&diamsДиссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:

1.В обучении творческому проектному мышлению на начальном этапе архитектурного образования необходимо соблюдать определённую системную последовательность. Она должна основываться на целенаправленном усвоении разноуровнево-целостных теоретико-прикладных способов репродуктивной и продуктивной мыслительной творческой проектной деятельности (обучение эвристическим стратегиям, методам, приёмам .— уровень ретроспективы) и параллельном постепенном интуитивно-рефлексивном самообучении и самопродвижении учащегося к истинному творчеству как поиску нового (расширение и формирование личносшо-индивидуальных принципов продуктивной мыслительной деятельности — уровень изобретательства). Эти два уровня должны присутствовать в обучении одновременно — последовательно (от освоения уровня ретроспективы к уровню изобретательства) и параллельно (взаимопрониконовение репродуктивной и продуктивной сфер друг в друга). А кроме того, предлагаемая система должна представлять собой независимый учебно-методический курс, т.к. необходима на начальном этапе фиксация учащегося на самом процессе творческого мышления, а не на его результатах.

2. На начальном этапе обучения творческому проектному мышлению освоение поискового принципа деятельности должно быть первым и основным, что поднимет и процесс достижения качественного результата на совершенно другой уровень. Согласно нашей теоретико-прикладной модели, каждому из её этапов соответствует обучение определённому стилю деятельности: I этапу — поисковыйП этапу — результативно-нормативныйШ этапу — результативный. Это будет способствовать алгоритмизация учебных заданий с движением от частично заданного к свободному алгоритму деятельности.

3. Помимо формирования творческой репродуктивной сферы проектного мышления студента через освоение целостной системы методов, приёмов и стратегий творческого проектного мышления, главными особенностями реализации нашей модели обучения на начальном этапе архитектурного образования должно стать: осознание творческого процесса, протекающего внутри насактивизация этого процессаподдержание егоготовность воспринять его результаты. Именно это будет способствовать развитию и расширению продуктивной сферы профессионального мышления студента во время прохождения курса обучения.

4. Развивая и дополняя позиции организации творческой работы и руководства, предложенные С. А. Малаховым, мы предлагаем совокупность принципов педагогической технологии, позволяющей целостно развивать проектное мышление студента на начальном этапе архитектурного образования. В неё входит не только последовательность технологических действий преподавателя, но и основные принципы организации обучения проектному мышлению: 1) от принципа «расчленения метода» к принципу «постепенной слитности" — 2) принцип «матричной вариативности" — 3) принцип «трёхуровневости». И кроме того — принципы педагогического руководства: 1) «установка на продуктивную работу" — 2) «минимум ограничений (запретов), максимум разрешений" — 3) «установка на осознание мыслительных действий" — 4) «импровизационный режим работы» (создание условий для быстрого продуцирования идеймногократное «прокручивание» в клаузурной форме творческого процесса) — 5) «акцент на отдельное действие внутри метода" — 6) «чёткость сформулированных требований к постановке оценки" — 7) «создание благоприятного психологического фона" — 8) «личное поощрение" — 9) «индивидуальный подход».

5. Используя методические разработки в архитектурном образовании Ю. М. Винокурова, Н. П. Ждахиной, В. И. Иовлева, И. И. Богомолова и ряда других авторов, а также работы западных авторов в других сферах обучения творчеству, мы развили систему внешнего стимулирования начала творческой деятельности при помощи наглядного материала. Нами обнаружено, что высокого результата, на стадии рождения идеи можно достигать и при использовании словесных комбинаций профессиональных терминов, слов, выражающих различные свойства формы и использующихся в профессиональной терминологии, или слов-архетипов. Они могут служить хорошим внешним «стимулом» для начала творческих действий и помогать более грамотно, с профессиональной точки зрения, «проявить» идею в наглядной форме.

6. Нами проведена классификация творческих, методов, сделана их адаптация к учебному архитектурному творческому процессу и предложена их систематизация, исходя из особенностей начального этапа высшего архитектурного образования и основных принципов развития проектного мышления. К основным методам мы отнесли: 1) матричный метод- 2) ассоциативный метод- 3) метод аналогий- 4) метод преобразований. Остальные методы являются синтезом или их интерпретацией: «графическая линия», «метод графической импровизации», «принцип Леонардо Да Винчи», «метод прототипов», «метод фокальных объектов», «метод слов-триггеров», «метод свободных ассоциаций», «метод цепочек ассоциаций», «карта решетки идей», «метод сценарного моделирования», «вживание в роль», «метод семантической интуиции», «метод противоположного подхода», «метод фраз стимуляторов».

Выше перечисленные методы распределены между тремя этапами обучения: 1) задания на освоение приёмов создания первоначального образа- 2) задания на сочетание между собой отдельных операций, различных приёмов, методов и на создание первоначального образа, и его преобразование и развитие: З^творческие задания. истинно творческого и. одновременно, профессионального. Этой цели должны служить соответствующие методы творческой проектной мыслительной деятельности, которые в будущем дадут студенту возможность демонстрировать целостность логико-интуитивного восприятия во всей полноте разнородных явлений природы, человеческой жизни и социума, а также позволят извлекать из глубин подсознания гармонично обобщённые представления и умозаключения и воплощать их в новых художественно-образных архитектурных формах. Осознание приёмов творческого проектного мышления, внесение их в свой личный опыт создает условия становления такой творческой профессиональной деятельности, в которой работа на границах пределов чувств и знаний открывает пути движения НОВАТОРСТВА КАК ВЫСШЕГО МАСТЕРСТВА ПРОФЕССИИ.

В настоящее время наука и искусство различными путями пытаются понять, как человек воспринимает мир и каковы возможности и границы его деятельности на границах культурных норм и традиций. Наступил момент необходимости подключения к этим процессам методологий и технологий образовательной деятельности как основных инструментов этого постижения. Для внедрения в практику обучения архитектуре этих инструментов, на наш взгляд, необходимы совершенно новые педагогические подходы к освоению профессии, основой которых должно стать целостное восприятие внешней и внутренней сторон архитектурной профессиональной деятельности, проявленное на стыке психологии, педагогики и архитектуры. Их синтез привёл к решению задач, выдвинутых в исследовании, в виде следующих основных выводов:

1. Исходя из последних научных исследований по философии творчества, архитектуре, педагогике и психологии, творческое проектное мышление является первоосновой процесса проектирования и содержит две неразрывно существующих сферы — репродуктивную и продуктивную, взаимодополняющее присутствие которых в ней обязательно. На основании положения этого автором была разработана теоретическая модель развития творческого мышления в процессе проектной деятельности. Она представляет собой репродуктивно-продуктивную систему, имеющую тенденцию к последовательному горизонтально-вертикальному расширению и спирально-циклично-уровневую направленность.

2. На базе модели репродуктивно-продуктивного развития творческого проектного мышления и психологического закона трансформации этапов развития явления в структурные уровни его организации, применённого к процессу творческого проектного мышления, автором построена теоретико-прикладная модель, показывающая различные соотношения продуктивного и репродуктивного творческого проектного мышления на каждом из трёх этапов образования. Эта модель даёт представление о последовательности развития творческого проектного мышления в виде трёх уровней: репродуктивного, репродуктивно-вариативного, творческого, соблюдение этапносги которых создаёт реальную возможность педагогического воздействия на каждом из уровней.

3. На основании представленной модели обучения творческому проектному мышлению в диссертации были сформулированы основные принципы педагогической технологии развития творческого проектного мышления у студентов: принцип «расчленения метода» и «постепенной слитности" — принцип «матричной вариативности" — принцип «трёхуровневости». Кроме того, предложен набор необходимых для достижения качественного результата обучения приёмов педагогического руководства: 1) «установка на продуктивную работу" — 2) «минимум ограничений (запретов), максимум разрешений" — 3) «импровизационный режим работы" — 4) «акцент на отдельное действие внутри метода" — 5) «создание благоприятного психологического фона" — 6) «личное поощрение" — 7) «индивидуальный подход" — 8) «установка на осознание мыслительных действий».

4. Автором разработан практический курс «Основы творческих методов» и составлена его общая методическая схема в виде последовательных упражнений с включением в нее четырёх основных, специально подобранных, творческих методов рождения и развития идеи (матричный, ассоциативный, аналогий, преобразований). Система курса, ориентируясь на нашу трёхэтапную теоретико-прикладную модель, имеет трёхступенчатую структуру заданий: 1) задания на освоение приёмов создания первоначального образа- 2) задания на сочетание между собой отдельных операций, различных приёмов, методов и на создание первоначального образа, и его преобразование и развитие- 3) творческие задания.

Решение задач, заявленных в исследовании, безусловно не должно ограничиться данной работой. Проблема познания и практического применения творческого проектного мышления в образовании давно интересует педагогов системы высшего архитектурного образования. Но, на наш взгляд, принципам обучения эвристической проектной деятельности, имеющим в настоящее время актуальное значение, уделяется ещё недостаточно внимания. Поэтому в исследовании нами намечен один из возможных путей формирования нового направления в архитектурной педагогике, который можно условно обозначить как архитектурную педагогическую эвристику. Она должна представлять собой учебное изложение основ творческого проектного мышления, т. е.

введение

в теорию и методику организации проектной эвристической деятельности через непосредственное практическое обучение. Но поскольку архитектурная педагогическая эвристика призвана всего лишь имитировать эвристическую деятельность на учебном материале, необходимо, чтобы её использование представляло именно системно и было связано непосредственно с практическим проектированием. Только при условии системного подхода данная технология может быть легко адаптирована к специальностям, в основе которых также присутствует проектная деятельность (например, «Дизайн»), а значит и творческое проектное мышление, что и показал проводимый нами учебно.

129 методический эксперимент. Границы проведённого исследования, ограниченные начальным этапом, сузили возможный набор методов, которые можно адаптировать к высшему архитектурному образованию вообще. Поэтому более сложные методы и стратегии, которые могут быть предложены к обучению на старших курсах, ещё ждут своего исследования. Начальный этап, являясь частью общей системы развития проектного мышления, позволяет лишь в перспективе сформировать своеобразную «вертикаль» обучения в зависимости от ставящихся задач архитектурного проектирования. Необходимость дальнейшего развития рассмотренной проблемы ставит задачи дальнейших научных теоретических и практических исследований, которые позволят более полно охватить обучение студента творческому проектному мышлению на всём протяжении освоения архитектурно-проектной деятельности в ВУЗе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС.1994.
  2. А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: Автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии. М. 1989.
  3. И.А. Творческий метод в архитектуре / Основы теории советской архитектуры (Первая редакция для обсуждения): Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры (Для служебного пользования). М., 1974.
  4. О. Психология архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1996.
  5. .Г. Человек как предмет познания— Л.: ЛГУ, 1968.
  6. .Г. Психология чувственного познания М., 1960.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.
  8. B.C. О методике определения творческих способностей студентов архитекторов. — Межвузовский сборник. (Материалы 34 научной конференции МАрхИ). — М., 1979.
  9. Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / Сост., выступ. Статья и примеч. Р. Г. Буровой, О. И. Ржехиной. М.: Искусство, 1980.
  10. Д. Эврика! -- СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  11. Т.О. Формирование культуры и творчества вантропосоциогенезе: Автореф. дис. доктора фил. наук: 09.00.11/институт философии и права Сиб. отд. РАН.- Новосибирск, 1995.
  12. М.Бажутина Т. О., Бажутин И. С. Философско-психологические основания интерпретации творческой деятельности: в ж. «Гуманитарные науки в Сибири», № 1, 1996.
  13. Т. О. Сергеев С.К. Психологические особенности обучения художественно одарённых студентов / использование средств психологии в обучении: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 1994.
  14. .Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-метод. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1982.
  15. П.Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб .-метод, пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1993.
  16. .Г. Эвристика и архитектурное творчество / Архитектурная форма и научно-технический прогресс: сб. ст. / ЦНИИТИА. М.: Стройиздат, 1975.
  17. М. Г. Метод работы зодчего: Из опыта советской архитектуры 1917−1957 гг.—М.: Стройиздат, 1881.
  18. С. Д. Грани творческого метода. Киев: Мистецтво, 1986.
  19. Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
  20. Р. Взгляд на современную архитектуру: Эпоха мастеров М.: Стройиздат. 1980.
  21. Л.Г. Эпистемология искусства— М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.
  22. Бердяев Николай Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: «Искусство», 1994.
  23. И.А. Как возможно творческое мышление? М.: Институт философии, 1993.
  24. Ван Ганди А. Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с анг. Мн.: 000"Попури", 1996.
  25. Л.В., Яралов Ю. С. М.А. Минкус. М.: Стройиздат, 1982.
  26. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Издательство «Лань», 1999.
  27. Г. Н. Профессиональная деятельность как основа формирования модели архитектора. Автореф. на соиск. учен. степ, канд. ар-ры. — М., 1985.
  28. Ван Оих Р. Психологические отмычки. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  29. Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 1993.
  30. Ю.М. От искусствометрии к активизации творческой деятельности.-Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1998.
  31. В.И. Мои уроки Экспресс-рисования: (Продолжение) / Коми. респ. центр нар. тв-ва. Сыктывкар: Б.и., 1993.
  32. В., Поу Р. Неужели я гений? ~ СПб.: Питер Пресс, 1997.40 .Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н. Е. Щурковой М.: Новая школа, 1998.
  33. Восприятие и воображение (эксперим. исследования) / под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1963.
  34. Вопросы психологии творчества: Методическая разработка. / Разраб.: И. В. Страхов. Саратов: Саратов, гос. пед. ин-тим. К. А. Федина, 1982.
  35. Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
  37. Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  38. Т. Тренировка ума. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  39. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
  40. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984.
  41. Гин А.А. приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-пресс, 1999.
  42. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц. М.: Мир, 1992.
  43. В.л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.
  44. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  45. К.К. Некоторые особенности процесса образного мышления: Автореф. на соиск. степени канд. психол. наук. — М., 1972.
  46. Гропиус Вальтер Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971.
  47. В.Л. Архитектурное творчество и организация архитектурного проектирования: Автореферат. М., 1978.
  48. В.Д. Использование алгоритма в процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.
  49. Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир», 1997.
  50. JI.JI. Исследования мышления как решения задач: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1976.
  51. А.Э. Мир архитектуры (Язык архитектуры). М.: «Молодая гвардия», 1985.61 .Дерзкие формулы творчества. Петрозаводск: «Карелия», 1987.
  52. Дей К. Места, где отдыхает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / Пер. с анг. В. Л. Глазычева. М.: МП «Ладья», 1994.
  53. A.A. Проектный анализ в системе архитектурного проектирования: Автореферат. М., 1985.
  54. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.
  55. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. ~ М.: «Мир», 1976.
  56. Дж. Проектирование систем. М.: «Мир», 1969.
  57. А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  58. В.Е. Чертёж антропокосмоса. М.: САМ, 1993.
  59. Как организовать и провести мозговой штурм: Метод, разр. подгот. канд. тех. наук Пугачёвым A.B. М., 1990.
  60. Как определить и развить способности ребёнка. / Сост. В. М. Воскобойников. -- СПб.: «Респекс», 1996.
  61. Ю.И. Методы формообразования в проектном моделировании: Учеб. пособие / Воронеж, гос. арх.-строит. акад. -Воронеж, 1999.
  62. Ю.И. Методологические основы и принципы проектного моделирования: Учеб. пособие / Воронеж, гос. арх.-строит. акад. -Воронеж, 1995.
  63. Ю.И. Структурно- системный метод в архитектурном проектировании. Средовой подход.: Учебное пособие / Воронеж, гос. арх.-строит. ин-т. Воронеж, 1993.
  64. П.В. Развитие представлений об объекте проектирования в процессах архитектурного мышления. Диссертация на соиск. учен, степ. канд. ар-ры. — М., Воронеж, 1999.
  65. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во института психологии Ран, 1997.
  66. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. / Сост. А. Стригалева и И. Кокинаки. М.: Искусство, 1985.
  67. БЗ.Корзникова Г. Г. Технология управления процессом обучения в школе: Теоретический аспект: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: УрГПУ. 1995.
  68. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Изд-во инт-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДОК», 1997.
  69. В.В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио, 1996.
  70. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.
  71. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и саморганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
  72. А.И. Исследование процессов творчества: Методические рекомендации-Кемерово: Кемер. гос. ин-ткульт., 1989.
  73. А.Д. и др. Художественно-проектное моделирование в начальном учебном проектировании: Учеб. пособие / А. Д. Куликов, H.H. Нечаев, 3.3. Сафин- Каз. гос. архит.-строит. акад. Казань, 1995.
  74. С. Творчество и алгоритмы в ж.: «Наука и жизнь», 1985, № 3.
  75. А.Н. Деятельность, сознание, личность-М., 1977.9 2. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1979.93Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  76. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.95Лук А. Н. Творчество. Наука и жизнь, 1973, № 1.
  77. В.В. Тайны ряда N. М.: Просвещение, 1995.
  78. С.А. Введение в творческий процесс проектирования на начальном этапе архитектурной подготовки. Дис. на соиск. ст. канд. арх-ры. М.: 1980.
  79. Мастера советской архитектуры об архитектуре: В 2-х т. — М.: Искусство, 1975.
  80. М. И. Формулы теории невероятности: Технология творческого мышления. Одесса: Полис, 1993.
  81. Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика). М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  82. Методические разработки. Образно-композиционное моделирование детского архитектурного пространства. / Сост. Н. П. Ждахина. -Екатеринбург: УралАрхИ, 1995.
  83. Ю2.Метленков Н. Ф. Архитектурное моделирование как метод проектной концептуализации: Теорет.-методол. анализ содержательных аспектов / Под ред. И. Г. Лежавы.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.
  84. ЮЗ.Метленков Н. Ф. Миронов Г. Ф. Метод архитектора: Теоретико-методологич. аспекты. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992.
  85. Ю4.Метленков Н. Ф. Основы теории учебного архитектурного моделирования: для студентов архит. фак. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983.
  86. Ю5.Метленков Н. Ф., Степанов A.B. О целях и методах архитектурного образования/ сб. Архитектурная наука в МАРХИ. Вып. З- М.: Издательство «Ладья», 1999.
  87. Юб.Метленков Н. Ф. Роль пространственного моделирования в интенсификации процесса обучения архитектурному проектированию: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх-ры: 18.00.01. -М., 1978.
  88. Ю7.Мельникова С. И. и др. Развитие творческих возможностей обучаемых: Учеб. Пособие. Харьков: ХГУ, 1990.
  89. Ю8.Мещерякова С. И. Акмеологические основы обучения методу моделирования.-Новосибирск, 1998.
  90. Ю9.Минкин B.C. и др. Сравнительный анализ репродуктивных и творческих видов деятельности в учебном процессе /B.C. Минкин, С. Г. Добротворская, М.Г. Рогов- Казан, гос. технолог, ун-т. Казань: АБАК, 1997.
  91. ПО.Мур Л. П, Вы умнее, чем вы думаете: Пер. с англ. Мн.: 000"Попури", 1996.
  92. Ш. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа покартинке). -Сб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  93. И. Эвристические методы в инженерных разработках: Пер. С нем.- М.: Радио и связь, 1984.
  94. ПЗ.Начала объёмно-пространственного формообразования: Учебн.-мет. пособие / Сост. Богомолов И. И. Пенза: Пенз. гос. арх. — стр. академия, 1995.
  95. Начала архитектурно- композиционных импровизаций: Учебн.-мет. пособие / Сост. Богомолов И. И. Пенза: Пенз. гос. арх. — стр. академия, 1997.
  96. Начала композиционной организации форм: Учебн.-мет. пособие / Сост. Богомолов И. И. — Пенза: Пенз. гос. арх. стр. академия, 1995.
  97. Начала образно-метафорического формообразования (сборник практических упражнений): Учебн.-мет. пособ. / Сост. Богомолов И. И. -- Пенза: Пенз. гос. арх. стр. академия, 1997.
  98. Начала архитектурной интерпретации объёмно-пространственных форм: Учебн.-мет. пособ. / Сост. Богомолов И. И. Пенза: Пенз. гос. арх. — стр. академия, 1997.
  99. Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Мн.: 000"Попури", 1996.
  100. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  101. H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность: (Психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: 19.00.07 /МГУ им М. В. Ломоносова, фак. психологии М. 1987.
  102. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
  103. H.H., Сулименко С. Д. Методы архитектурного творчества: Учеб. пособие. -- Ростов н/Д: РИСИ, 1988.
  104. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  105. Э. П. Введение в архитектурную композицию (Методика познания основ композиции). Тбилиси: Изд-во «Ганатлеба», 1988.
  106. В.А. Гносеологический релятивизм как метод научного познания. -М.: Новый центр, 1998.
  107. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во ак. пед. наук РСФСР, 1960.
  108. Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв, АН СССР, Ин-т психологии. -М.: «Наука», 1976.
  109. Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999.
  110. Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества в кн.: Психология процессов художественного творчества-Л.: «Наука», ленинградское отделение, 1980.
  111. Проблемы архитектурного образования (начальный этап обучения): Межвузовский сборник. ростов н/Д: Рост, архит. ин-т. 1992.
  112. Е.С. Комбинаторный практикум: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Ладья», 1997.
  113. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.
  114. Психология одарённости детей и подростков. -М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  115. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967.
  116. МО.Рагон М. О современной архитектуре. М.: ГСИ, 1963.
  117. Райт Франк Л. Будущее архитектуры. М.: Госстройиздат, 1960.
  118. О.И., Балашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А.К. Буров / Под общ. ред. М. Г. Бархина. М.: Стройиздат, 1984.
  119. .М. Пространственное воображение как одна из важных способностей к технической деятельности: Автореферат. М., 1966.
  120. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  121. Е.А. Художник в дизайне: Опыт работы Центр, учеб.-эксперимент. студии худож. проектирования на Сенеже- М.: «Искусство», 1974.
  122. И.М. Психология фантазии: Эксперементально-теоретические исследования внутр. закономерностей продуктивной умств. деятельности. Минск: Университетское, 1991.
  123. С.Л. Проблемы общей психологии М., 1973.
  124. С.К. Эвристические методы решения проблем современной архитектуры: Учеб. пособие. М.: ГУЗ, 1994.
  125. Симановский A3. Развитие творческого мышления детей: Попул. пособ. для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996.
  126. А.П. Изобразительные средства в формировании архитектурного образа. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ар-ры. — М., 1985.
  127. С.Д. Педагогика и психология высшего образования- от деятельности к личности: Уч. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.
  128. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. СПб.: «Дуэт», 1994.
  129. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1985.
  130. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.
  131. В.Ф. Средства интеллектуальной активности и мыслительные механизмы в кн.: Модели рефлексии. Новосибирск: ЭКОР, 1995.
  132. A.B. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов / A.b. Степанов, Г. И. Иванова, H.H. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993.
  133. A.B. и др Объёмно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова и др. М.: Стойиздат, 1993.
  134. A.M. Эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления. М.: ВНИИПИ, 1988.
  135. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония: Этюды креативной онтологии. М.6 ИФ «Логос», 1992.
  136. Л.Ю. Развитие воображения детей: Попул. пособ. для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996.
  137. И.И. Теория и технология развивающего обучения: Монография/ И.И. Тараданова- М-во общ. и проф. образования Р.Ф.: Ом. гос. пед. ун-тОмск, 1997.
  138. О. К. Структура мыслительной деятельности.- М., 1969.
  139. Трансформация образа проектируемого сооружения (на примере киоска): Метод, разработки. / Сост. В. И. Иовлев. ~ Екатеринбург: УралАрхИ, 1994.
  140. Ю.Н. Технология архитектурного и градостроительного проектирования: Учеб. пособие для вузов./ Рост. гос. архит. ин-т. -Ростов Н/Д: РАИ, 1994.
  141. В.Р. Вводные макетно-графические упражнения в курсе Основ архитектурного проектирования как средства развития простр. представлений: Дис. на соискание ст. канд. арх. М., 1980.
  142. Управление творческим мышлением и воображением: Метод, разработки. (Магнитог. гос. пед. ин-т Каф. психологии- Сост. М. В. Мусийчук.) Магнитогорск, 1992.
  143. В.П. Творчество в системе образования. М., 1995.
  144. Формирование творческих способностей: Метод, указания. / Разраб. Рябов В. Д. Л., 1989.
  145. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр./ Сверд. инж.-пед. ин-т- Редкол.: кан. фил. наук С. З. Гончаров отв. ред. и др. — Свердловск, 1990.
  146. П. А. У водоразделов мысли: Сборник статей-Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991.
  147. H.A., Чибизова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащегося: Учеб. пособие. Кемерово, 1995.
  148. Хан Магомедов С. О. Психоаналитический метод Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе ~ ВХУТЕИНе (Объединённые левые мастерские. Психотехническая лаборатория.). — М.: Архитектура, 1993.143
  149. ПЗ.Хан Магомедов С. О. Илья Голосов. — М.: Стройиздат, 1988.
  150. Хан Магомедов С. О. Константин Мельников. — М.: Стройиздат, 1990.
  151. В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М.: ИЧП «издательство Магистр», 1997.
  152. П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений. М.: Изд-во «Мир», 1973.
  153. В. Саморганизация и самореферентностъ сложных систем: ж. «СИБИРИКА-ПРЕСС», декабрь, 1997.178 .Шадрин А. А. Композиционная концепция И. А. Голосова (теория, практика, педагогика): Дис. на соиск. уч. ст. канд. арх. М., 1988.
  154. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. — М.: Народное образование, 1999.
  155. В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста.- СПб.: Союз, 1997.
  156. Ш. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся / B.C. Шубинский, канд. пед. наук. -М., 1988.
  157. М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта— Мн.: ООО «Попури», 1996.
Заполнить форму текущей работой