Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексный подход к оценке психосоматического здоровья и личностно-ориентированные методы его коррекции у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследований представляют интерес для психофизиологов, л эндокринологов и физиологов, занимающихся изучением влияния экологических факторов среды на состояние здоровья детей и подростков и поисками новых путей адаптации, а также специалистов в области физической культуры, психологов, медицинских работниковпозволяют рекомендовать для систематического элементарного самоконтроля, а также… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ
  • РЕГИОНАХ
    • 1. 1. Влияние антропогенных факторов на состояние здоровья населения, проживающего в различных регионах .>
    • 1. 2. Состояние здоровья школьников, проживающих в неблагоприятных экологических условиях
      • 1. 2. 1. Физическое развитие подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах
      • 1. 2. 2. Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных регионах
      • 1. 2. 3. Особенности состояния психики и центральной нервной системы у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных условиях
    • 1. 3. Реадаптивные и корригирующие методы восстановления здоровья школьников
      • 1. 3. 1. Научно-методические аспекты влияния средств физической культуры на состояние здоровья школьников
      • 1. 3. 2. Применение экстракта солодки голой с целью реадаптации организма к экологически неблагоприятной окружающей среде
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы выявления резервных возможностей адаптационных систем организма
      • 2. 2. 1. Тест МПК как метод оценки резервных возможностей адаптационных систем у подростков
      • 2. 2. 2. Методика определения адаптационного потенциала системы кровообращения
      • 2. 2. 3. Методика определения жизненной ёмкости легких
    • 2. 3. Метод исследования регуляторных механизмов системы кровообращения
    • 2. 4. Методы исследования функционального состояния центральной нервной системы
    • 2. 5. Индивидуальная минута как критерий адаптации и эндогенной организации ритмов
    • 2. 6. Психологические методики экспериментального исследования
      • 2. 6. 1. Методика определения уровня невротизации и психопатизации
      • 2. 6. 2. Методика определения уровня тревожности
    • 2. 7. Методы определения функционального состояния гипоталамогипофизарно-адренокортикальной и гипоталамо-гипофизарногонадной систем
      • 2. 7. 1. Методика определения уровня кортизола в слюне
      • 2. 7. 2. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне
    • 2. 8. Методы статистической обработки результатов
  • Глава 3. ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
    • 3. 1. Физическое развитие школьников, проживающих в экологически неблагоприятном районе
    • 3. 2. Особенности функционирования дыхательной и сердечнососудистой систем у школьников, проживающих в экологически неблагоприятном районе
    • 3. 3. Функциональные возможности организма учащихся, проживающих в химически загрязненном районе
    • 3. 4. Особенности психического статуса и функционального состояния центральной нервной системы школьников, проживающих в экологически неблагоприятном районе
    • 3. 5. Функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной и гипоталамо-гипофизарно-гонадной систем у школьников, проживающих в экологически неблагоприятном районе
  • Глава 4. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОМ РАЙОНЕ
    • 4. 1. Использование экстракта корня солодки голой для коррекции
    • 4. 2. Коррекция средствами физической культуры
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Комплексный подход к оценке психосоматического здоровья и личностно-ориентированные методы его коррекции у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В России около 15% территорий представляют собой зоны экологического бедствия, 30% населения проживают в экологически неблагоприятных регионах (Вельтищев Ю.Е., 1994). Все это вместе с социальными потрясениями привело к тому, что в России в 1993 году, впервые в мирное время, на 68 территориях, где проживает 93% населения, детей родилось меньше, чем умерло людей, то есть идет процесс депопуляции (Венедиктов Д.Д., 1994). Синдром депопуляции зарегистрирован и в Ставропольском крае (О состоянии окружающей среды., 1997; Батурин В. А. и др., 1998).

В последние десятилетия появляется большое количество научной информации о влиянии экологически неблагоприятной среды на физическое развитие и функциональное состояние детского организма (Казначеев B. JI, 1980; Агаджанян Н. А., 1994; Антропогенные изменения окружающей ., 1995; Вельтищев Ю. Е., 1994; Бутова О. А., 1999; Губарева Л. И., 2001; Стрельцов А. Б., 2002). Раскрыты общие закономерности адаптационных изменений организма к воздействию средовых факторов различной природы, рассматриваются данные о том, что каждая экологическая ситуация способствует формированию определенного фенотипа (Ахвердова О.А., 1994; Ахвердова О. А., Боев И. В., 2001; Ахвердова О. А. и др., 2001; Губарева Л. И., 2001; Лысенко Л. В., 2003).

Важно отметить, что отрицательные факторы антропогенного воздействия способствуют снижению резервов здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, нарастанию степени психофизиологического и гигиенического напряжения, росту специфической патологии, появлению новых форм экологических болезней (Вельтищев Ю.Е., Фокеева В. В., 1996; Гичев Ю. П., 2002). Синдром экологического напряжения приводит к тому, что в группах практически здоровых лиц диагностируются симптомы хронического стресса, отмечается раннее возникновение болезней адаптации гипертонии, атеросклероза, остеохондроза, аллергических реакций и многих других). При этом у лиц в репродуктивном возрасте на фоне относительной стабилизации функционального состояния наблюдается повышение активности различных физиологических систем по типу хронического стресса (Агаджанян Н.А., 1994; Антропогенные изменения окружающей ., 1995; Вельтищев Ю. Е., 1994; Бутова О. А., 1999; Козуб И. Э., Губарева Л. И. 2001; Козуб Н. Э., 2001; Гичев Ю. П., 2002; Стрельцов А. Б., 2002; Ахременко Я. А. и др., 2002).

Тем не менее, количество исследований и публикаций, посвященных нарушениям состояния здоровья детей и подростков вследствие влияния загрязнителей окружающей среды не столь велико, несмотря на то, что детский организм является наиболее чувствительным индикатором степени экологического неблагополучия (Немых В.Н., и др., 1996; Губарева Л. И. 2001; Гичев Ю. П., 2002). Имеются единичные данные о личностно-ориентированных методах специализированной психологической помощи подросткам, проживающим в условиях экологического неблагополучия (Лысенко Л.В., 2003; Ахвердова О. А., 1994). В то же время, по мнению Ю. Е. Вельтищева (1994), функциональный биологический мониторинг и выявление детей с повышенной чувствительностью к химическим агентам представляется более важным, чем расширение программ экологического мониторинга концентрации различных химических агентов.

Выявление маркера психосоматических нарушений будет способствовать своевременному формированию групп риска, а своевременная коррекция — предотвращению экообусловленных патологий и сохранению здоровья, что обусловливает актуальность исследований в данном направлении.

В настоящее время все больше осознается значимость влияния состояния окружающей среды на психические расстройства. Вслед за экологической иммунопатологией, экологической пульмонологией, экологической геопатологией и т. д. обсуждается новое направление экологической медицины — экологическая психиатрия. В рамках этого направления психическое и душевное состояние людей расценивается как чувствительный и важный маркер экологических нарушений (Александровский Ю.А., 1995, 1996, 1999; Дереча В. А., 1995) и как важный индикатор экологического благополучия и здоровья района (Ахвердова О.А., Боев И. В., 2001; Гичев Ю. П., 2002; Cappon D., 1990). Психофункциональные нарушения и механизмы их формирования изучаются и в рамках экологической психофизиологии (Губарева Л.И., 2001; Волоскова Н. Н., 2003; Лысенко Л. В. и др., 2002).

Выявление расстройств психосоматического здоровья у детей и подростков, проживающих в условиях повышенной техногенной нагрузки, является чрезвычайно важной практической и теоретической проблемой при определении степени неблагополучия территорий. Не менее важной задачей является поиск путей снижения отрицательных последствий антропогенного пресса.

В связи с вышесказанным целью работы является комплексное изучение психосоматического здоровья состояния школьников, проживающих в химически загрязненном районе, научное обоснование и разработка методов коррекции психофункционального состояния подростков.

Объект исследования: человек как целостное системное образование в условиях длительного проживания в экологически неблагоприятной среде обитания.

Задачи исследования.

1. Выявить влияние промышленных химических загрязнителей на психофизическое и функциональное развитие школьников.

2. Осуществить комплексную оценку уровня здоровья подростков, проживающих в разных экологических условиях.

3. Обосновать необходимость разработки методов коррекции психофункционального состояния для подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды.

4. Разработать личностно-ориентированные методы коррекции состояния здоровья школьников, отягощенных антропогенной нагрузкой, направленные на восстановление механизмов адаптации.

Научная новизна исследования. Впервые дана комплексная оценка состояния психосоматического здоровья школьников 13−17 лет, проживающих в химически загрязненном районе.

Выявлено негативное влияние факторов химического загрязнения среды на функциональные возможности организма подростков, ведущее к значительному снижению уровня здоровья. Впервые установлено, что 13−14 лет — критический возраст реактивности организма подростков на хроническое воздействие химических факторов среды.

Впервые выявлена высокая эффективность использования фитоадаптогена — корня солодки для нормализации уровня адаптивных гормонов (кортизола, тестостерона, эстрадиола), а также улучшения функциональных возможностей организма подростков 14 лет, проживающих в условиях экологического неблагополучия.

Впервые установлено положительное влияние личностно-ориентированной программы психофизических упражнений на ведущие адаптационные системы организма, а также психологический статус подростков, проживающих в районе химического загрязнения окружающей среды.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования углубляют и расширяют представления о психофизиологических особенностях пубертатного периода и периода ранней половозрелости школьников, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды. Сравнительный анализ продемонстрировал на достоверно значимом уровне неустойчивость психофизиологических механизмов адаптации к деструктивным эффектам эколого-химических факторов среды обитания, что подтверждает высокий риск развития патологии у школьников подросткового и юношеского возраста в условиях экологического неблагополучия.

Практическая значимость работы. Выявленные в ходе исследования отклонения доказывают необходимость поиска эффективных средств и методов коррекции состояния здоровья школьников, находящихся под влиянием длительного воздействия экологического стресса.

Установлена высокая эффективность экстракта корня солодки голой, позволяющего нормализовать гормональный и психоэмоциональный статус подростков, что дает основание рекомендовать его в качестве корригирующего фитоадаптогена в условиях экологического неблагополучия.

Выявлена положительная динамика психосоматического здоровья при * применении личностно-ориентированной программы психофизических упражнений в качестве метода реадаптации организма подростков, ' проживающих в химически загрязненном районе.

Результаты исследований представляют интерес для психофизиологов, л эндокринологов и физиологов, занимающихся изучением влияния экологических факторов среды на состояние здоровья детей и подростков и поисками новых путей адаптации, а также специалистов в области физической культуры, психологов, медицинских работниковпозволяют рекомендовать для систематического элементарного самоконтроля, а также контроля со стороны родителей и школьных врачей наиболее информативные и удобные для определения показатели (критерии) реактивности организма на антропогенные воздействия — индивидуальная минута, частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень тревожности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В условиях химического загрязнения окружающей среды у подростков выявлены нарушения психосоматического развития, а также ведущих адаптационных систем организма — гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, генеративной и кардиореспираторной.

2. Хроническое воздействие на подростков деструктивных эколого-химических факторов приводит к функциональным нарушениям психики и центральной нервной системы, снижению функциональных возможностей организма и уровня здоровья.

3. Экстракт корня солодки, оказывая модулирующий эффект, способствует нормализации и сохранению относительной стабильности уровня кортизола, тестостерона, эстрадиола и их соотношения, играющих ведущую роль в период полового созревания организма.

4. Разработанная нами личностно-ориентированная программа психофизических упражнений оказывает корригирующее влияние на ведущие адаптационные системы организма в условиях длительного воздействия химических факторов среды и может использоваться в качестве метода реадаптации.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс СОШ № 8 г. Невинномысска, курсы лекций и лабораторных занятий по «Психофизиологии», «Физиологии центральной нервной системы» на факультете психологии, спецкурс «Экология человека» на пяти факультетах в Ставропольском государственном университете, а также в научно-теоретической и практической деятельности проблемной научной лаборатории «Экологическая психофизиология».

Материалы могут быть использованы специалистами, работающими в области медицины, экологической физиологии, психофизиологии и психологии, эндокринологии, практическими психологами, врачами, преподавателями физической культуры. и.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на конференциях различного ранга: Международной научной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2004), VII Международной научно-практической конференции «Экология и жизнь» (Пенза, 2004), Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2004), 4 Всероссийской конференции «Педагогические проблемы валеологии» (Санкт-Петербург, 2000), VII Всероссийской конференции «Нейроэндокринология — 2005» (Санкт-Петербург, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего и профессионального образования» (Ставрополь, 2005), межрегиональных научно-методических конференциях «Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях» (Ростов-на-Дону, 2001) и «Организационные и методические аспекты укрепления состояния здоровья студенческой молодежи Сибирского региона» (Иркутск, 2002), VI региональной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт Ставрополья: состояние и перспективы» (Ставрополь, 2004).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 145 страницах машинописного текста, иллюстрирована 39 таблицами, 10 рисунками и 1 схемой. Работа включает введение, обзор литературы, главу организация и методы исследования, 2 главы результатов собственных исследований, обсуждение, выводы, практические рекомендации, библиографический указатель литературы, включающий 232 источника, в том числе 213 отечественных и 19 зарубежных.

выводы.

1. Комплексное обследование школьников 13−17 лет, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, выявило негативное воздействие эколого-химических факторов на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных систем. Степень воздействия определяется возрастом и полом учащихся.

2. Химически неблагоприятная среда обитания обладает выраженным нейротоксическим эффектом, оказывает деструктивное воздействие на психические и личностные особенности подростков 13−14, девушек и юношей 16−17 лет. По степени выраженности наибольшее негативное влияние химическое загрязнение оказывает на центральную нервную систему у подростков мужского пола 13−14 лет.

3. У школьников, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, установлено стойкое повышение функциональной активности гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной и гипоталамо-гипофизарно-гонадной систем, судя по уровню кортизола, тестостерона (Т), эстрадиола (Э) и отношения Т/Э. Степень выраженности дезадаптаций зависит от периода онтогенеза и пола: наиболее значимые изменения выявлены у мальчиков и девочек 13−14 лет.

4. Гормональный дисбаланс и напряжение центральных звеньев вегетативной нервной системы у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах, приводят к снижению функциональной лабильности и нарушению процессов внутреннего торможения в центральной нервной системе, снижению или повышению уровня общей, самооценочной и межличностной тревожности, изменению эмоционального статуса, что негативно сказывается на социальной адаптации и обосновывает необходимость разработки и использования адекватных личностно-ориентированных методов коррекции.

5. Комплексный подход к проведению исследований и оценке его результатов позволил выявить легко доступные маркеры адаптации: масса и длина тела, частота сердечных сокращений, величина артериального давления (САД, ДАД, ПД), адаптационный потенциал системы кровообращения, длительность индивидуальной. минуты, уровень тревожности и уровень невротизации и психопатизации.

6. Выявлено, что экстракт корня солодки является эффективным природным адаптогеном, поскольку он снижает негативный эффект влияния факторов химического загрязнения окружающей среды на организм подростка: приводит к относительной нормализации баланса катаболических и анаболических стероидов, андрои эстрогенов, артериального давления, показателей сердечного ритма, индивидуальной минуты и психоэмоционального статуса. Это даёт научные основания для разработки и использования фитопрепаратов солодки в качестве адаптогенов.

7. Установлено, что психофизический тренинг может быть успешно использован в качестве личностно-ориентированной коррекционной программы. Его применение нивелирует отрицательное воздействие антропогенных факторов окружающей среды. При этом происходит стабилизация ведущих адаптационных систем организма — сердечнососудистой, дыхательной, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной, центральной нервной систем и, как следствие, улучшение функционального и психоэмоционального состояния школьников, повышение их работоспособности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Результаты, полученные в ходе исследования, диктуют необходимость систематического мониторинга за состоянием ведущих адаптационных систем школьников, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды.

2. Необходимо включить в расписание занятий и режим дня школьников коррекционные мероприятия, направленные на стабилизацию функционального состояния ведущих адаптационных систем организма, в частности дополнительные занятия по физической культуре.

3. Коррекционные программы должны быть личностно-ориентированы, адресованы к конкретному школьнику, его психофизиологическим особенностям. В качестве методов коррекции можно использовать фитоадаптоген на основе корня солодки голой (0,05 мг/кг массы тела) курсом в течение 20 дней не менее двух раз в год (время приема — с 7.30 до 8.30 часов), а также подбор психофизических упражнений, направленных на стабилизацию психоэмоционального статуса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А., Шмидт Н. А. Изучение роли профессии родителей в детской смертности // Медицина труда и промышленная экология. М., 1996, № 3. — С. 17−21.
  2. Н.А., Ермакова Н. В. Экологический портрет человека на севере. М.: КРУК, 1994. — 208с.
  3. Н.А., Полунин И. Н., Павлов Ю. В. и др. Очерки по экологии человека. Адаптация и резервы здоровья. М. — Астрахань, 1997. -155 с.
  4. Н.А., Радыш И. В., Краюшкин С. И. Хроноструктура репродуктивной функции. М.: КРУК, 1998. — 248 с.
  5. Н.А., Рушенкова И. В., Ермакова Н. В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 1−2. — С. 93−96.
  6. Н.А., Торшин В. И. Экология человека. М.: «КРУК», 1994.-256 с.
  7. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.- 240 с.
  8. Ю.А. К вопросу о механизмах развития невротических расстройств. М.: ГЭОТАР, Медицина, 1999. — 32 с.
  9. Г. М. Двигательная активность в формировании физического состоянии девочек в различных экологических условиях. -Автореф. дис. канд. мед. наук. Рязань, 1997. — 15 с.
  10. Э.К. К вопросу о применении препаратов солодки в медицинской практике // Тез. докл. симпоз. по изучению и использованию солодки в народном хозяйстве. СССР, Ашхабад, 1969. С. 111−113.
  11. Г. С. Солодка в Азербайджане. Баку, 1993. — 112 с.
  12. JI.M. Реакция сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста на умственную нагрузку // Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. — Челябинск, 1989. С. 69−79.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Наука, 1975.-447 с.
  14. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. — М.: Наука, 1980.-197 с.
  15. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  16. JI.T., Варварина Г. Н. К оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы на этапе её формирования в подростковом возрасте //Кардиология. 1973. -T.XIII. — № 12. — С. 70−74.
  17. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения Восточного Оренбуржья. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.- 127 с.
  18. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать? М: МНЭПУ, 1997. — 330 с.
  19. В.А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Тексты лекции. -Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического института, 1987.- 85 с.
  20. А.С., Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика. — М.: Машиностроитель, 1998. 256 с.
  21. И.Б. Кардиоинтервалография в практике экспериментальной и клинической фармакологии // Экспер. и клин, фармакол., 1995. т. 58. С. 74−78.
  22. Арушанян И. Б. Хронофармакология. Ставрополь. Изд.: СГМА., 2000. — 422 с.
  23. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. -389с.
  24. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 280 с.
  25. О. А. Экологическая среда и пограничная подростковая психиатрия // Матер, респуб. научн.-практ. конф. М. Ставрополь, 1994. — С. 274−277.
  26. О.А., Боев И. В., Гюлушанян К. С. и др. Деструктивное воздействие химических факторов органического происхождения на конституционально-психо-типологическую структуру личности подростка: Уч.-метод. пособие. Ставрополь. — Вып.1, 2001.- С. 67.
  27. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: Медицина, 1979. 298 с.
  28. P.M. Синусовая аритмия с точки зрения кибернетики // Математические методы анализа сердечного ритма. -М., 1968.-С. 9−23.
  29. P.M., Берсенева А. И., Максимов A.JI. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие. В двух частях. Ч. 1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. 55 с.
  30. P.M., Берсенева А. И., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях. М.: Экспресс-информация ВНИИМИ, 1987.- 19 с.
  31. P.M., Кириллов О. И., Клёцкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 222с.
  32. А.Н., Элиава Г. Г. Респираторное раздражение дыхательных путей и методические рекомендации к их использованию. -Тбилиси: Сабгогта Сакартвело, 1987. 92 с.
  33. Н.С., Булатова М. К., Вартанян Л. С. и др. Оценка радиационного поражения и адаптивных реакций у детей, подвергшихся длительному облучению с малой мощностью дозы в результате аварии на128
  34. Чернобыльской АЭС // Последствия Чернобыльской катастрофы: Здоровье человека / Центр экологической политики России. М., 1996. -С. 267−289.
  35. Н.Г. Региональные особенности заболеваемости Удмуртской республики // Физическое воспитание и здоровье детей Удмуртии: Тез. докл. 2 республ. научн.-практ. конф. Ижевск, 1994. -С. 20−23.
  36. В.А., Карагальцев В. И., Нелупенко J1.B. и др. Загрязнение природной среды Ставрополья как причина биогеоценотической патологии // Вестник ветеринарии. 1998. — № 8 (2/98).-С. 10−14.
  37. М.А. Комплексная характеристика состояния здоровья детского населения как критерий гигиенической оценки загрязнения атмосферного воздуха. -М., 1986 218 с.
  38. Р.А., Сермеев Б. В., Третьяков Н. А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой. Киев: Выща школа, 1988. -208 с.
  39. Н.Г., Солгалов Г. Д., Давидянц С. Б. Перспективы использования солодки голой в спортивной практике // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях. — Ставрополь, 1996. С. 52−53.
  40. А.И. Комплексный подход к оценке здоровья трудовых коллективов // Здравоохранение Рос. Федерации. 1989. — № 12. — С. 7−12.
  41. А.И., Зуихин Ю. П. Оценка функциональных возможностей системы кровообращения на доврачебном этапе диспансеризации взрослого населения. М.: МОНИКИ, 1987. — 9 с.
  42. Я.В., Шляхто Е. В., Бабенко А. Ю. Эндокринология: Учебник для медицинских вузов / Я. В. Благосклонная -СПб.: СпецЛит, 2004. 398 с.
  43. К.Ф., Борисова Н. А., Гортинский Г. Б., Грушвицкий И. В., Забинкова Н. Н. Ботанико-формалогический словарь: Справочное пособие / Под. ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. — 272 с.
  44. И.В. Дифференциация экзогенеза и психогенеза с позиций пограничной экологической психиатрии // Здравоохранение Рос.Федерации. 1989. — № 12. — С. 222−227.
  45. А.С. Фитонциды в народном хозяйстве. Киев: Наукова думка. — 1964. — С. 154−157.
  46. ., Курфюст И. Охрана воздушного бассейна от загрязнений: Пер. с англ. Д.: Химия, 1989. — 287 с.
  47. И.И. Адаптогены растительного происхождения -фармакологические средства повышения работоспособности и сопротивляемости организма // Фармакология двигательной активности. -М., 1969.- С. 9−26.
  48. И.И. Человек и биологически активные вещества. JL: Наука, 1980. — 120 с.
  49. Ю.Э., Юревич А. Ж. Изучение работоспособности человека при высоком умственном напряжении и некоторые пути оптимизации сенсорно-умственного труда. Рига: Редакционно-издательский отдел РПИ, 1972. — 149 с.
  50. О.А. Физиолого-антропологическая характеристика состояния здоровья подростков: Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1999. — 38 с.
  51. .Я., Паутов Ю. С. Кислицин Ю.Л. Коррекция адаптативных реакций организма детей, страдающих ревматизмом, средствами и методами физической культуры в неактивном периоде //
  52. Образ жизни и здоровье студентов: Матер, первой всерос. научн. конф. -М., 1995.-С. 282.
  53. Ю.Е. Национальные программы охраны здоровья детей // Педиатрия, Специальный выпуск. М., 1994. — С. 21−26.
  54. Ю.Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология. М., 1996. 57с.
  55. Д.Д. Защита здоровья детей в экстремальных ситуациях // Педиатрия, Специальный выпуск. М., 1994. — С. 26−33.
  56. А.А. Функции коры надпочечников при мышечной деятельности. М.: Медицина, 1977. — 176 с.
  57. А. А., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность.- М.: ФиС, 1983. 159 с.
  58. С.А., Рубинчик М. А., Горюнова С. В. / Труды 1 Всесоюзного съезда фармацевтов. М., 1970. С. 538−544.
  59. Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). Новосибирск, СО РАМН, 2002. — 230 с.
  60. Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. Изд. 2-е доп. Новосибирск: СО РАМН, 1999. 180 с.
  61. В.В. Клинико-физиологические обоснования оптимального произвольного управления дыханием в физическом воспитании и ЛФК: Автореф. дис. докт. мед. наук. Куйбышев, 1972. -30 с.
  62. И.М. О геохимической экологии человека // Микроэлементы в биологии и их применение в сельском хозяйстве и медицине. Самарканд. — 1990. — С. 20−22.
  63. Е.В. Физиологические эффекты управления дыханием: Автореф. дисс. канд. биол. наук.- М., 1992. 36 с.
  64. Э., Вайткявичус В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. 1990. — Т. 16, № 1.-С. 88−93.
  65. Н.В. Физическая культура и здоровье. М.: Медгиз, 1953.-С. 60−73.
  66. Л.И. Индивидуальная минута как один из критериев развития утомления у школьников // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: Тез. докл. 4 научно-практ. конф. -Коломна, 1994. С. 22.
  67. Л.И. Экологический стресс. СПб.: Издательство «Лань», Ставропольсервисшкола, 2001. — 448 с.
  68. Л.И., Колесникова А. А. Циркасептальный ритм индивидуальной минуты и ее возрастная динамика // Циклы природы и общества. Выпуск третий и четвертый: Матер, третьей Междунар. конф.-Ставрополь, 1995. С. 223.
  69. Л.И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. -112 с.
  70. Л.И., Беляев Н. Г. Снижение эффекта пренатального гиперкортицизма в условиях приема матерью экстракта солодки голой // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем Кавказа. — Ставрополь, 1997. С. 32−33.
  71. А.А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии. М.: Просвещение, 1990. -С. 216−221.
  72. С.А. Адренергический механизм на различных этапах репродуктивного процесса у женщин: клинико-физиологические иэкологические аспекты: Автореф. дис. докт. мед. наук. Киров, 1998. — 34 с.
  73. И.И., Мельниченко Г. А., Фадеев В. В., Эндокринология: Учебник. М.: Медицина, 2000. — 632 с.
  74. Г. Г. Школа здоровья глаз. СПб: ИК Комплект, 1996.-264 с.
  75. В.А. // Экология и здоровье человека: Сб. науч. трудов. Иваново, 1995. С. 59−61.
  76. Детская спортивная медицина / Под. ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. Руководство для врачей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  77. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка.- Мн.: Полымя, 1981 144 с.
  78. Д.И., Воронецкас Г. А., Броксайтене Ю. К. // Кардиология, 1988. № 4.- С. 35−38.
  79. Ю.Д., Куценко Г. И. Справочник по медицине и экологии.- 2-е изд. М.: Высшая школа, 1995. — 127 с.
  80. С.Ю., Семенина С. В. Возможности биоэкономического психомоторного тренинга в здравоукреплении детей // Междунар. научн.-практ. конф. «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». Ставрополь, — 2004. — С. 262−268.
  81. В.П., Сулико-Самуйлло З.К. Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982.- С. 159.
  82. Н.В., Крюкина И. П., Пушкарёва М. В., Мельчукова Л. И. Анализ состояния и тенденции онкологической заболеваемости детскогонаселения Пермской области // Актуальные вопросы охраны среды обитания и здоровья человека. Киров, 1995. — С. 49−50.
  83. Ф.Е. К вопросу о влиянии факторов внешней среды на вегетативный статус ребенка // Экология детства: медицинские и социальные проблемы. Матер. Всерос. научн. конф. ППМИ, СПб., 1994. -220 с.
  84. JI.B. Медико-экологическая оценка состояния здоровья детей восточной зоны Оренбуржья: Автореф. дис.канд. мед. наук.-Оренбург, 1996. 23 с.
  85. Зрение без очков. Перевод с английского / Составитель В. В. Шарпило. Минск: Парадокс, 1997. — 416 с.
  86. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление / Составитель Н. И. Кудряшова. -М.: «Грэгори Пэйдж», «Новый центр», 1996. 298 с.
  87. Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. -64 с.
  88. А.И. Влияние тяжелых металлов на здоровье, детского населения. // Труды ВГМА, Влияние антропогенных факторов на здоровье человека. Воронеж, 1999. С. 23.
  89. .И., Борисова В. В., Ветух В. А. Отдаленные биологические эффекты комбинированного действия радионуклидов различной тропности. М.: Энергоатомиздат, 1991.-160с.
  90. М.Ф. Вегетативные сдвиги нормального и патологического пубертатного периода // Педиатрия, 1986. № 9. -С.76.
  91. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  92. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  93. Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных.- М.: Медицина, 1964. 251с.
  94. О.О. Состояние здоровья и функция некоторых желез внутренней секреции у детей из зоны радиоактивного следа // Автореф. дис. канд. мед. наук, Томск, 1997.- 23 с.
  95. В.Н. Физическое развитие детей и подростков // Вестник РАМН, 1993, № 5.-С. 25.
  96. А.А., Кувакин В. И. Медицинская экология. Спб.: Ptroc, 1998. 255 с.
  97. С.А., Касумов Ч. Ю. Влияние экстракта солодкового корня и паров тетрахлорэтилена на уровень некоторых медиаторов аминокислотного строения мозга молодых животных // Эксперимент, и клинич. фармокол., 1998. № 3. — С. 54−56.
  98. И.Э., Губарева Л. И. Использование фитоадаптогенов при лечении угрозы невынашивания беременности. Обусловленной скрытой гиперандрогенией // Материалы 5-го Российского научного форума. М., 2003.-С.269.
  99. Е.А., Гуровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980.-320 с.
  100. В.В. 60 лет биогеохимии СССР, 1985. т. 20. — С. 524.
  101. В.В. Химическая среда, здоровье, болезни // Теория и методика географических исследований человека М., 1974. — С. 95−111.
  102. В.В., Сусликов B.JI. Кремниевые субрегионы биосферы СССР // Тр. Биогеохим. лаб. АН СССР, 1980. Т. 18. — С.25−29.
  103. В.Н., Королев Г. П. Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте: Учеб. пособие. М.: ЦОЛИУВ, — 1989.-23с.
  104. Д.В., Сельверова Н. Б., Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — 224с.
  105. И.В. Гигиеническая оценка загрязнения объектов окружающей среды комплексом тяжелых металлов. Автореф. дисс.канд. мед. наук. М., 2000. — 23 с.
  106. Н.Ф. Изыскание возможности получения эстрогеннодействующего препарата из травы солодки голой: Автореф. дис.. канд. фармац. наук. Ставрополь, 1970. — 24 с.
  107. О.В., Шатило В. Б., Шатало Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека, 1991. Т. 17, № 2. — С. 31−39.
  108. Н.И., Колтановский А. П. Производственная гимнастика для работников умственного труда. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 88 с.
  109. И.А. Влияние позы и мышечных упражнений на эффективность умственной работы. Рига, 1973. — 34 с.
  110. И.В., Астафьев А. В., Трофимова JI.B. Смертность и инвалидизация населения как критерии оценки экологической ситуации // Медицина труда и промышленная экология, 1997. № 7. — С. 7−11.
  111. Д.Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельниц. М.: Медицина, 1985. — С. 17−35.
  112. О.В. Влияние экстракта корня солодки на умственную работоспособность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. 4 междунар. конф.Ч.З. М., 2002. — 206 с.
  113. Н.В. Общее и специфическое в действии фармакологических средств // Фармакол. и токсикол., 1958. № 3. — С. 8186.
  114. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  115. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Рук-во для врачей / Под. ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М.: Медицина, 1995.-400 с.
  116. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: Медицина, 1992. — 510 с.
  117. В.И., Оболенцева Т. В. Химическое и фармакологическое исследование флавоноидов солодки голой и солодки уральской // Мед. пром-ть СССР, 1964, № 10. С. 20−23.
  118. Л.В. Комбинированные методы специализированной психологической помощи подросткам, проживающим в экологически неблагоприятной среде. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Ставрополь, 2003.-22 с.
  119. О.В., Волкотруб Л. П. Влияние микроэлементов окружающей среды на заболеваемость раком молочной железы // Микроэлементы в биологии и их применение в сельском хозяйстве и медицине. Самарканд, 1990. — С. 465−466.
  120. Т.В. Здоровье детей в зоне радиационного следа // После холодной войны: разоружение, конверсия и безопасность: Матер. II Междунар. радиоэкол. конф. Красноярск, 1995.- С. 243−250.
  121. В.В., Швыряев А. А. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие. М.: Изд-во Химич. фак. Моск. унта, 2003.-254 с.
  122. Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения школьников. Изд. переработ. -Ставрополь: СГПУ, 1995. — 20 с.
  123. Е. А., Кузьменко О.В. Некоторые аспекты применения адаптогенов в спортивной практике на примере препаратов солодки голой
  124. Организационные и методические аспекты укрепления состояния здоровья студенческой молодёжи сибирского региона: Матер. 4 межрег. научно-практ. конф. — Иркутск, 2002. С. 167−168.
  125. В.В., Нифонтова JI.H. Рациональный двигательный режим людей умственного труда: Метод, рек. М.: ЦБНТИ, 1981. — 43 с.
  126. М.Р., Тёмкин И. Б. Физиологические основы лечебной физической культуры. Удмуртия: Ижевск, 1975. — 200 с.
  127. Н.И. Время в нас и время вне нас.- Л.: Лениздат, 1991. -156 с.
  128. И.А., Конохина Н. Ф. Эстрогенные свойства травы солодки голой // Раст. Ресурсы, 1972. Т. 8, вып. 4. — С. 490−497.
  129. И.А., Соколов B.C. Состояние и перспективы изучения и использования солодки в народном хозяйстве СССР // Вопросы изучения солодки В СССР. М.- Л.: Наука, 1966. — С. 5−14.
  130. И.А., Степанова Э. Ф. Исследование травы солодки голой и изыскание путей её практического использования // Тез. докл. симп. по изуч. и изпольз. солодки в нар. хоз-ве СССР. Ашхабад: Ылым, 1969.-С. 154−158.
  131. Н.Д. Патология нервной системы, вызванная воздействием хлор-, ртутьорганических и комплекса пестицидов в условиях химизации сельского хозяйства: Автореф. дисс. д-ра мед. наук. Киев, 1979. 27с.
  132. В.Э. Гимнастика для мозга. М.: Сов. Россия, 1972. -128 с.
  133. Н.П. Психофизическая тренировка как один из вариантов психотерапии на курорте Друскининкай. // Психотерапия и деонтология в комплексе лечения и реабилитации больных на курорте. Харьков, 1979. -С. 119−120.
  134. С.Б., Капилевич Л. В., Филиппов Г. П. Здоровье детей, проживающих в зоне влияния Сибирского химического комбината // Тез.докл.: Современные аспекты действия малых доз радиации на организм человека. Томск, 1996.- С. 73−75.
  135. И.К., Суетин Ю. П., Свешников Г. В. О связи между изменениями геохимии среды обитания и здоровьем человека (на примере сахарного диабета) // Геохимия техногенеза: Тез. докл. 2-го Всесоюзного совещания. Минск, 1991 — С. 204−205.
  136. В.Н., Пашков А. Н., Неретина А. Ф. Экологическая обусловленность нарушений здоровья у детей. Аналитический обзор. Воронеж, 1996. 116 с.
  137. В.Б., Яковлева Е. А., Назарова А. Г. Чернобыльская катастрофа: причины и последствия. Минск, ТЕСТ, 1993, т. 4, 242 с.
  138. С.С. Некоторые данные о механизме противовоспалительного эффекта глицирризиновой и глицирретиновой кислот, выделенных из солодки голой // Фармакол. и токсикол, 1966, № 7.- С. 67−70.
  139. О.А. Сравнительная оценка функционального состояния организма представителей умственного труда и квалифицированных спортсменов: Автореф. дисс. канд. биол. наук. -Кемерово, 1995. 23 с.
  140. JI.H. Физическая культура как средство здравоохранения профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся. М., 1994. — 220 с.
  141. О состоянии окружающей среды Ставропольского края в 1996 году. Государственный доклад / Госкомэкологии Российской Федерации, Государственный комитет по охране окружающей среды Ставропольского края. Ставрополь, 1997. — 88 с.
  142. И.А., Олешкевич Т. Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма школьниц 7−18 лет // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Вып.2. -Ставрополь, 1977. С. 52.
  143. Е.О. Эбер и его естественный метод физического воспитания. -М.-Л.: Мол. гвардия, 1925. С. 6.
  144. Н.М. Научные основы гигиенической безопасности воздействия свинца на здоровье населения промышленного города. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1999. — 24 с.
  145. В.Н. Физиологические основы физического воспитания: Учебное пособие. Чита, 1997. — 118 с.
  146. Радиационная экогенетика Томской области / Ильинских Н. Н., Новицкий В. В., Адам A.M., Ильинских Е. Н., Кудрявцев Д. П., Ильин С. Ю. изд-во Госкомитета экологии и природных ресурсов Томской области, 1995.-80 с.
  147. О.В. Изучение влияния экстракта солодки голой на процессы адаптации организма // Автореф. дис. канд. биол. наук. — Ставрополь, 2003. 22 с.
  148. Л.П. Общие и региональные проблемы радиоэкологии.-Томск: Издательство Томского политехнического университета, 1997. -384 с.
  149. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1996. -529 с.
  150. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-384 с.
  151. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. — 184 с.
  152. Г. Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977. — 200 с.
  153. А.А. Вегетативная и гормональная регуляция приспособительных реакций у детей // Критические периоды развития ребёнка и профилактика донозологических состояний. М., 1989. — С. 51 -58.
  154. Л.Ф. // Сиб. Вест. Психиатрии и наркологии, 1999, № 1.С. 116−117.
  155. Э.Ф. Фитохимическое исследование травы солодки голой и выявление возможностей её практического использования. — Львов, 1966.-20 с.
  156. Н.Э. Особенности физиологии репродуктивного периода женщин в условиях воздействия химических факторов среды низкой интенсивности. Пути повышения адаптации: Автореф. дисс. канд мед. наук. Ставрополь, 2004. — 19 с.
  157. В.Д. // Проблемы гигиены, организации здравоохранения в профпатологии в Сибири / Под. ред. В. Д. Суржикова. Новокузнецк, 1998. С. 107−112.
  158. Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. — 21 с.
  159. Ф.Ф., Поровский Я. В. О заболеваемости взрослого населения в зоне неблагоприятного влияния Сибирского химическогокомбината II Тез. докл.: Современные аспекты действия малых доз радиации на организм человека. Томск, 1996.- С. 86−87.
  160. Техногенное загрязнение и здоровье детей в дошкольных учреждениях г. Томска. / Летувинкас А. И., Нарзулаев С. Б., Филиппов Г. П., Капилевич Л. В., Квасников А.В.- Томск: Издательство ТГУ, 1993.92 с.
  161. Ю.В., Минаева Г. С. Новые лекарственные препараты. Экспресс-информ., 1976. № 4. — С. 28−31.
  162. Ткачев А. В // Проблемы экологии человека: Сб. научн. статей по матер. Всерос. конф. Архангельск, 2000. С. 219−224.
  163. Ф.Т. Профилактико-восстановительная гимнастика. -Киев: Здоровья, 1983. 104 с.
  164. Г. А., Балтина Л. А., Рыжова С. А. Разработка новых средств для борьбы с ВИЧ-инфекцией на основе глицирризиновой кислоты // Изучение и использование солодки в народном хозяйстве СССР.-Алма-Ата, 1991. С.160−161.
  165. Л.С. Физиологические основы профилактики нарушений сердечной деятельности при эмоциональном стрессе // Физиол. журн. СССР, 1990. Т. 76, № 10. — С. 1273−1279.
  166. В.Л. Атлас физических упражнений для красоты и здоровья / Под ред. В. М. Зациорского. Р-н-Д: Изд-во Ростовского университета, 1990. — 112 с.
  167. ДА., Корниенко И. А., Сонысин В. Д. Физиология школьника. — М.: Педагогика, 1990. 205 с.
  168. ДА., Семенова Л. К., Алферова В. В. Физиология подростка. -М.: Педагогика, 1988. 205 с.
  169. Физиология дыхания / Отв. ред И. С. Бреслав, Г. Г. Исаев. СПб: Наука, 1994. — 680 с.
  170. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие / Отв. Ред. Г. А. Кураев. Р-н-Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1995. — 173 с.
  171. Я.И., Ободенцева Г. В. Фенольные соединения и их биологические функции. М.: Наука, 1966. — С. 365−371.
  172. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 293 с.
  173. Л.Г. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1979. — 122 с.
  174. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Физкультура и спорт. 1988. — 272 е., ил.
  175. М.П. Клинико-биохимические показатели у новорожденных из экологически неблагоприятных районов // 50 лет кафедре детских инфекций. Томск, 1998. — С. 79−80.
  176. А.В., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. А. В. Чоговадзе М.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
  177. B.C. Основы общей и медицинской психологии.-Ставрополь, 1991. 65 с.
  178. Экологические аспекты медицины / Под ред. Ю. П. Гичева. Новосибирск, 1995. 96с.
  179. Экология детства: Социальные и медицинские проблемы // Матер. Всерос. научн. конф. Санкт-Петербург, 1994. СПб.: Изд-во ППМИ, 1994.-220 с.
  180. Ю.А. Оценка физического развития ребенка и коллектива // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Серия Антропология, 1989, № 3.-С. 135−197.
  181. Н.М. Особенности возрастной эволюции сердца у детей и подростков 13 17 лет: Автореф. дисс.. .канд. мед. наук. — 1972. — 32 с.
  182. Canadian Arctic Contaminants Assessment. Northern Contaminants Program / Ed.: Jensen J., Adare K. Shearer R. Ottawa, Canada, 1997. 459 p.
  183. D. // International Jounal. 1990. — Vol. 1, № 1. — P. 9−18.
  184. Chapman J., Elliot P. Spectral analysis of R-R intervals under different work conditions // Ergonomics., 1988. Vol. 21. — P. 2.
  185. Christensen N., Brandsborg O. The relationship between plasma catecholamine concentration and pulse rate during exercise and standing // Europ. J. Clin. Invest.- 1973.- Vol.3.- № 4.- P.299−302.
  186. Curtis B.M., O’Keefe J.H.Jr. Autonomic tone as a cardiovascular risk factor: the dangers of chronic fight of flight // Mayo. Clin. Proc. 2002. — Vol. 77, № l.-P. 45−54.
  187. Escert W. Alter und Sport // Therapiewoche., 1980. Vol. 30, № 52. -P. 866−867.
  188. Games T.N. Cardiac conduction system: fetal and post-natal development // Amer. J. Cardiol. 1970. — Vol. 25. — P. 213−215.
  189. Halberg F.(1969). Цит.: Моисеева Н. И., Сысуев B.H. Временная среда и биологические ритмы.- Л.: Наука, 1981.- 127 с.
  190. Hauspicr R., Lauwersm М., Susannec С. Factors during Growth «Period // Genetand environmental. / Ed. Susannec C. N. Y., London. — 1984. -P. 221−223.
  191. Ishida N., Sympos R. On Liver and Glycyrrhizin Minophagen // Pharmaceutical. Co., Tokyo, 1983. — P. 120−124.
  192. Jubrg D. R. et al. // Ekotoxicol. Environ. Saf. 1997. — Dec. 38 (3). -P. 193−199
  193. Kitagawa K., Nishino H., Iwashima A., Cancer Lett. 1984. — Vol. 24. -P. 157−165.
  194. Kitney R.J., Rjmpelman O. The study of heart rate variabiliti // Oxford, Clarendon Press. 1980. -P. 104−124.
  195. Margaria В., Ceretelli P. Physiological aspects of life at extreme altitude // In biometeorologiy. London, 1960. P. 3−25.
  196. Okada M., Matsumo Т., Saton S. Role of pulse wave velocity for assessing autonomic nervous system activities in reference to heart rate variability // Med. Inf. Lond. 1996. — Vol. 21. — № 1. — P. 71−90.
  197. Shephard R.J. The working capacity of scoolchildren // Frontiers of Fitness, (Ed.) Shephard, N.Y., Springfield, 1971. P. 319−344.
  198. Spencer P. S., Schlaumburg N.N. Experimental and Clinical Neurotoxicoljgy / Baltimore: Williams and Wilhens, 1980. 278 p.
  199. Takizawa K., Konishi S., and Niahino H. Kyoto Furitsu Ika Daigaki Zasshi. — 1985. — Vol. 94, № 10. — P. 999−1004.
  200. Zindbohm M.Z. et al. Shoenfeld Intraocular pressure in acclimatization and exposure to heat H Isr. X Med. Sci., 1982. P. 111−134.
Заполнить форму текущей работой