Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

J Иными словами, перед высшей школой стоят сегодня новые задачи, решение которых связано с принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в учебно-воспитательном процессе вуза, в котором субъектная позиция будущего специалиста составляет основу развития его творческой индивидуальности. Именно это обстоятельство не учитывает функционирующая в настоящее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК СЛОЖНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема творчества и творческой индивидуальности: генезис и современность
    • 1. 2. Творческая индивидуальность как личностное образование
    • 1. 3. Профессионально-педагогическая деятельность в параметрах «творчество» и «индивидуальность»
    • 1. 4. Традиционная образовательная практика и развитие творческой индивидуальности педагога
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
    • 2. 1. Концептуальная модель творческой индивидуальности будущего педагога
    • 2. 2. Система условий становления творческой индивидуальности будущего педагога
    • 2. 3. Методика и технологические элементы процесса развития творческой индивидуальности педагога
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки учителя нового типа, способного работать в изменившихся условиях. Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе. ^.

У/ Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процессацеленаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инновацийформировать цели обучения и воспитания учащихся с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процессареализовывать личностно-ориентированный подход к школьникам на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведенияпланировать дельнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Исходя из этого развитие творческой индивидуальности будущего педагога способствует повышению их компетентности и профессионализма. J.

Многие современные исследователи (Т.Аликберов, Е. Н. Голубкова, В. И. Горовая, В. М. Данильченко, Н. А. Коваленко, Т. Е. Климова, А. Ю. Козырева, Л. Д. Лебедева, З. С. Левчук, Н. Ю. Посталюк, Л. О. Романова, Н. Г. Руденко и др.) указывают в своих работах на острую потребность школы в педагоге-исследователе, педагоге-творце, готовом к тем принципиальным изменениям, которые происходят в характере его труда, способного к самостоятельному поиску путей и способов повышения его эффективности, созданию неповторимой педагогической технологии.

Психолого-педагогической наукой разработана фундаментальная база проблемы развития творческой индивидуальности педагога. С одной стороны, имеются работы, посвященные разработке понятийно-терминологического аппарата творчества как феномена, описанию видов и процессуальных черт творческой деятельности, изучению его психологических механизмов и др. (Т.С.Альтшуллер, В. И. Андреев, Г. С. Батищев, А. Бергсон, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, С. О. Грузенберг, К. Дункер, В. Н. Дружинин, И. П. Калошина, Н. С. Лейтес, Б. А. Лезин, В. И. Нечаев, Р. М. Персианов, Я. А. Пономарев, Ж. А. Пуанкаре, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, Е. Торранс, П. К. Энгельмейер, В. А. Яковлев и др.). С другой — исследования, направленные на изучение личности как субъекта творческой деятельности и формирование творческой индивидуальности (К.А.Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Д. А. Белухин, Н. П. Дубинин, Н. С. Коган, Г. Келли, Р. Кеттел, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. С. Мерлин, И. И. Резвицкий, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Е. В. Шорохова, И. Э. Унт, К. Юнг и др.). Некоторые работы касаются творческого характера педагогического труда (Ю.П.Азаров, М. Я. Басов, П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, А. Д. Деминцев, А. В. Дистерверг, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, М. О. Кнебель, И. Б. Котова,.

A.К.Маркова, Н. Д. Никандров, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, М. М. Поташник, К. Д. Ушинский, Р. Х. Шакуров, Е. Н. Шиянов и др.). Наконец, ряд работ посвящен подготовке будущего педагога к творческой профессиональной деятельности (О.А.Абдуллина, В. И. Андреев, В. В. Афанасьев, Г. К. Браже, Е. Н. Глубокова,.

B.И.Горовая, В. М. Данильченко, И. Б. Котова, П. Ф. Кравчук, Н. В. Кузьмина, В. А. Левин, Л. М. Лузина, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин, Э. Д. Телегина, и др.)./.

Несмотря на разнообразное теоретическое освещение в литературе вопросов подготовки студентов к педагогическому творчеству и накопленный опыт их практического решения, нарождающиеся тенденции в развитии общества, науки и образования высветили в них новые грани, и тем самым еще более актуализировали данную проблему и потребовали переосмысления ее с точки зрения создания условий для обогащения индивидуального творческого опыта личности в максимально возможных пределах.

J Иными словами, перед высшей школой стоят сегодня новые задачи, решение которых связано с принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в учебно-воспитательном процессе вуза, в котором субъектная позиция будущего специалиста составляет основу развития его творческой индивидуальности. Именно это обстоятельство не учитывает функционирующая в настоящее время система профессиональной подготовки будущего специалиста. Его личность по-прежнему не является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, так как до сих пор в подготовке специалиста сохраняется репродуктивно-массовый принцип обучения, приводящий к унификации учительского корпуса и как следствие — отсутствию творческого начала в профессиональной деятельности. Как показало наше исследование, в вузе практически отсутствуют условия для самораскрытия, самореализации и дальнейшего развития творческого потенциала студентов, поскольку в работе вузовских преподавателей по-прежнему ведущее место занимает информативная функция, тогда как диагностическая, управленческая, мо-тивационная, воспитательная проявляются незначительнопо-прежнему преобладают традиционные формы, методы и приемы деятельности, в результате чего значительные резервы, содержащиеся в индивидуальном потенциале личности, остаются неиспользованными. J.

Актуальность и настоятельная потребность практики в совершенствовании процесса подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова система психолого-педагогических условий эффективного развития творческой индивидуальности будущего специалистапедагога в процессе профессионального инновационного образования? Решение названной проблемы составило цель нашего исследования.

Изучение научной и практической значимости проблемы позволило определить объект, предмет и рабочую гипотезу исследования.

Объектом исследования избран процесс развития личности учителя в системе высшего педагогического образования, а в качестве его предмета выступают психолого-педагогические условия развития творческой индивидуальности специалиста-педагога в этой системе.

У/в основу исследования положена гипотеза о том, что творческая индивидуальность педагога может быть описана как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мо-тивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Процесс развития творческой индивидуальности как системного качества будущего специалиста будет более результативным, если учебный процесс представляет собой систему, позволяющую воспроизводить целостный феномен творческой индивидуальности благодаря продуктивным технологиям обучения и формированию у будущих педагогов необходимых личностных качеств на основе содержательных связей между процессуальной и личностной составляющими профессиональной деятельности.^.

Для достижения намеченной в исследовании цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в теории и практике непрерывного педагогического образования.

2. Выявить степень сформированности способности студентов к творческой педагогической деятельности в условиях традиционного профессионального образования.

3. Определить сущностные характеристики творческой индивидуальнол сти специалиста-педагога и уровни ее становления.

4. Разработать модель процесса развития творческой индивидуальности будущего педагога.

5. Исследовать эффективность модели процесса развития творческой индивидуальности в ходе экспериментального преподавания дисциплин психологического цикла.

Методологической основой исследования являлись материалистическая аксиология, в рамках которой человек рассматривается как высшая ценность и самоцель общественного развитияфилософская трактовка всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мираположения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии, единстве общественного и индивидуального, биологического и социальногопринципы взаимосвязи теории и практики, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, деятельностного и индивидуального творческого подходов. Теоретической основой исследования явились теории: целостного подхода (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, Б. Б. Блум, С. Л. Рубинштейн, В. П. Симонов, В. Г. Юдин и др.), творчества (Д.Б.Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, М. Г. Ярошевский и др.), личности как субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев,.

A.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), индивидуальности (А.Г.Асмолов, Н. П. Дубинин, В. Н. Колесников, В. С. Мерлин, Р. Миллер, И. И. Резвицкий, Л. И. Рувинский, В. М. Русалов, С. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов и др.), мотивации (А.Г.Асеев, Л. И. Божович, Ю. М. Орлов, В. П. Подвойский, Е. Н. Шиянов, ПЯ. Якобсон и др.), профессиональной деятельности (М.С.Каган, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина и др.), учебной деятельности (П.Я.Гальперин,.

B.В.Давыдов, А. Н. Леоньев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), педагогического творчества (Ю.П.Азаров, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В. В. Краевский, И. В. Страхов, Р. Х. Шакуров и др.), формирования личности учителя (Ф.Н.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин,.

А.И.Щербаков и др.), управления (А.И.Берг, М. С. Дмитриева, В. А. Якунии и др.). В своей совокупности они позволили: определить специфику современного этапа развития высшего педагогического образования и новые ориентации общества относительно специалиста-педагога, обосновать модель творческой индивидуальности педагога, выявить детерминанты и разработать методику эффективного развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога в условиях инновационного образования. /.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений в работе был использован комплекс научных методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, нормативно-законодательных документов РФ о высшем образованиимоделирование, прогнозированиепоисковый, констатирующий, формирующий и контрольный экспериментметоды качественной и количественной обработки материалаизучение и обобщение массового педагогического опытаопросы, анкетирование, интервьюирование, беседу, тестирование.

Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

На первом этапе (1994 — 1995) — поисково-подготовительном — проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, накапливалась информация о сущности творческой индивидуальности педагога, особенностях ее проявления. На основе полученных сведений создавался банк данных, формулировалась рабочая гипотеза, проводился поисковый эксперимент с целью выявления наиболее эффективных средств и форм, способствующих развитию творческой индивидуальности как системного качества будущего педагога.

На втором этапе (1995 — 1997) — экспериментальном — осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, выполнялся констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности творческих способностей в рамках традиционного образовательного процесса, определялась сущностная модель творческой индивидуальности будущего педагога, а также разрабатывалась и экспериментально апробировалась теоретическая модель процесса развития творческой индивидуальности нового типа педагога в рамках курсов «Проблема познавательной активности», «Основы саморазвития личности», «Психология педагогического творчества».

На третьем этапе (1997; 1998) — обобщающем — проверялась эффективность созданной методики развития творческой индивидуальности посредством контрольного эксперимента, осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.

Опытно-экспериментальной базой исследования были Ставропольский государственный университет и общеобразовательные школы г. Ставрополя (Ms 6, 17, 25). Исследованием было охвачено около 200 учащихся и 70 учителей средних школ, свыше 550 студентов и 60 преподавателей вуза.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе интеграции философских, методологических, психологических и педагогических положений обоснована сущность обобщенной модели творческой индивидуальности педагога, разработана концептуальная модель процесса развития творческой индивидуальности будущего педагога, выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эффективность и критерии ее оценки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы могут быть использованы и нашли применение в организации учебно-воспитательного процесса вуза в рамках элективных курсов «Проблема познавательной активности», «Основы саморазвития личности», «Психология педагогического творчества».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры коррекци-онной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, его научных конференциях «Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт» (1996;1998 гг.), межвузовской научной конференции «Гуманитаризация образования» (г.Карачаевск, 1997 г.), III Всероссийской научно-методической конференции (г.Краснодар, 1997 г.), Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (г.Сочи, 1998 г), XVII Южно-Российских психолого-педагогических чтений по теме «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Пятигорск, 1998 г.). По материалам диссертации разработаны программы спецкурсов «Психология педагогического творчества», «Основы саморазвития личности», «Проблема познавательной активности», усовершенствованы программы курсов «Методология и методика психологического исследования», «Социальная психология», «Диагностика и коррекция развития личности» с учетом усиления их ориентации на развитие творческих способностей и умений творческого труда у студентов — будущих педагогов. • Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая индивидуальность педагога есть интегративное личностное образование, включающее совокупность интеллектуальных, мотиваци-онных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Причем, эта совокупность не простой набор элементов, а сложная открытая система, жизненная программа личности. Существенным признаком сформиро-ванности системы качеств творческой индивидуальности является их единство в многообразии. Чем выше уровень организации системы этих качеств, тем шире возможности личности в осуществлении самореализации и выполнении общественно-значимых функций в ходе профессионально-педагогической деятельности.

2. Творческая индивидуальность педагога может проявляться в меньшей или большей (близкой к идеалу) степени и, следовательно, отражать разные этапы ее становления: репродуктивный (копирование), адаптивный (творческое подражание), адаптивно-моделирующий (подражательное творчество), стимульно-деятельностный (творческое сотрудничество).

3. Формирование и развитие творческой индивидуальности возможно лишь через своеобразный технологический процесс, обеспечивающий приобретение специальных знаний о целях, содержании, объектах, формах и приемах творческого педагогического труда, овладение творческими умениями на подготовительном, исполнительском и итоговом этапах учебной деятельности, а также овладение особыми свойствами личности, позволяющими в перспективе эффективно осуществлять педагогическую деятельность и получать при этом творческие результаты.

4. Моделирование и реализация новой технологии развития креативности будущего специалиста возможны только на системной основе, то есть при функционировании упорядоченного множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных общим целям. Ключевыми элементами такой системы являются психологические, педагогические и методические детерминанты, выступающие в качестве условий становления творческой индивидуальности. Психологическая детерминанта обусловливает активное творческое отношение к учебно-профессиональной деятельности, актуализацию, обогащение и наращивание творческого индивидуального опыта посредством перцептивного, когнитивного и практического релизеров. Педагогическая детерминанта представляет собой систему организационных принципов, определяющих содержание, методы, виды деятельности и формы обучения и тем самым обеспечивает методическую эффективность педагогического процесса. Методическая детерминанта способствует созданию «наилучшего варианта обучения» благодаря системе условий, включающих диагностику индивидуально-психологических особенностей, творческих способностей и направленности обучающихся, разработку адекватного содержания образовательно-профессиональных программ, отбор и сочетание видов деятельности, форм, методов, приемов и средств обучения, а также побудительно-интенсифицирующую деятельность преподавателя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 208 страниц. Работа содержит 8 таблиц, 31 рисунок.

Список литературы

включает 223 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Решение прикладного аспекта проблемы творческой индивидуальности требует разработки концептуальной модели нового типа педагога, отражающей ее содержательную, структурно-функциональную и процессуальную стороны. В качестве параметрических характеристик творческой индивидуальности педагога мы выделяем направленность, компетентность, индивидуально-психологические свойства и способности, раскрывающиеся, в свою очередь, посредством системы элементов и личностных качеств. Это позволяет определить творческую индивидуальность педагога как интегративное образование, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Согласно нашим данным творческая индивидуальность педагога проявляется в меньшей или большей (близкой к идеалу) степени и отражает разные этапы ее становления: репродуктивный, адаптивный, адаптивно-моделирующий, системно-моделирующий, стимульно-деятельностный.

2. Педагогический аспект проблемы связан с реализацией основных образовательных процессов, таких как формирование и развитие, — предполагающих обращение к своеобразному технологическому процессу. В ходе исследования создана модель подготовки нового типа педагога как творческой индивидуальности с опорой на определенные детерминанты, рассматриваемые нами в качестве условий ее становления и развития. В числе таких детерминант выделены психологические, педагогические и методические.

3. Разработанная модель процесса развития творческой индивидуальности педагога получила свою конкретную реализацию на практике в виде разработанной нами системы взаимодополняющих друг друга элективных курсовтаких как «Проблема познавательной активности», «Основы саморазвития личности», «Психология педагогического творчества», эффективность которой подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на разностороннее теоретическое освещение в литературе вопросов подготовки специалиста-педагога и накопленный опыт их практического решения, нарождающиеся тенденции в развитии общества, науки и образования еще более актуализировали данную проблему и потребовали глубокого переосмысления ее с точки зрения непрерывности интеллектуального и творческого развития личности, ориентации образования на уровневость, реализацию принципов гуманизации, диверсификации, дифференциации, интеграции, индивидуализации в содержании, формах и методах обучения, переноса акцента с обучающей на управленческо-коррегируюгцую деятельность преподавателя.

Сложившаяся в прошлом система так называемого «поддерживающего» обучения не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Коренные изменения в образовательной практике могут быть достигнуты только за счет инновационного образования, которое выступает условием ее теоретического переосмысления, а также интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство.

Любая образовательная система надежно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала. Согласно проведенному нами исследованию коренные изменения в высшем педагогическом образовании должны быть связаны с подготовкой именно нового типа специалиста. Понятие «новый тип специалиста» выступает феноменом, отражающим принципиально новые социально-ценностные и нравственно-психологические ориентации общества, современные тенденции в развитии науки, построении и функционировании системы непрерывного образования с учетом накопленного мирового и отечественного опыта. В нашем понимании новый тип специалиста-педагогаэто личность, в которой органично сочетаются высокий профессионализм, социальная зрелость и творческое начало. Новый тип специалиста-педагога — это образ и образец культуры, а потому к числу его основных качеств должны быть отнесены выработанность оценочных суждений, глубина научных познаний, способность к диалогическому общению, творческая активность и самостоятельность.

Подготовка такого специалиста связана с сущностным изменением методологии образовательного процесса и созданием эффективной среды обучения. В качестве ведущего фактора этих изменений следует рассматривать личностное начало, что предполагает новую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной отношений, влияет на формирование духовных связей, самоопределяется в выборе жизненных смыслов и траектории образования.

Для построения обучения в вузе с доминирующей ориентацией на подготовку творческой личности имеются достаточные исходные предпосылки в виде: концептуальных основ реформы высшей школыитогов широкого их обсуждения в печати и опыте вузовбогатого исторического опыта развития творческого мышления специалистовсовременного опыта лучших вузов и педагогов-новаторовтеории развивающего обучения.

Однако современные концепции развивающего обучения реально находят применение на практике пока как дополнения к тому, что прочно сложилось в многовековой теории обучения. В настоящее время вопрос стоит не о совершенствовании процесса обучения в высшей школе, а о коренном его преобразовании. Это значит, что теория и практика подготовки специалистов должны обновиться во всей своей системе.

Структурно-функциональная и содержательно-технологическая перестройка высшего педагогического образования предполагает преобразование ролей и функций в учебно-педагогическом процессе и утверждение субъект-субъектных отношений. Это становится возможным благодаря новой педагогической парадигме, основанной на индивидуально-творческий подходе, предусматривающем диагностику творческих потенций обучающихся, учет их мотивации и ее динамики в процессе образовательно-профессиональной подготовки, создание условий для самореализации и саморазвития личности будущего специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. — 1996. — № 1.- С. 37.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238 с.
  7. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. пр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — 1996. — 768 с.
  9. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М. Изд. МГУ, 1986. -96 с.
  10. А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  11. В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач. Дисс. в виде научного доклада. д-ра пед. наук / СПб., 1997. 62 с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  13. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  14. М.Беляева Л. И. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. В кн.: Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — С.36.
  15. С.М. О природе научного творчества /по зарубежным материалам/ // Вопросы философии. 1966. — № 6.
  16. В.П. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. • 78 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 475 с.
  19. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905
  20. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  21. И.В., Садовский В. Н., Юдин В. Г. Философский принцип системности и системный подход // «Вопросы философии». 1978, № 8.
  22. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. -299 с.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. /Под ред. А.В.Петровского/. М.: Педагогика, 1979.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983.- 172 с.
  25. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  26. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 5.
  27. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. — 464 с.
  28. Большая советская энциклопедия, изд. 2-е, т. 42. С. 54.
  29. Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Дисс.. д-ра филос. наук. Рига, 1985.
  30. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 192 с.
  31. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.-26 с.
  32. Н.В. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1997. -23 с.
  33. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.1−2. М., 1911−12.
  34. К.Н. Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка).-М., 1923.
  35. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 335с.
  36. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982- 1984. Т.2.- С. 251, Т.З.- С.26
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996. — 536 с.
  39. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277.
  40. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 237 с.
  41. Г. А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Уч. пособие. Екатеринбург, Уральский ГУ, 1992. — 128 с.
  42. Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки учителя. // Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1989.- 171 с.
  43. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1992. — 496с.
  44. З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям /Психолог, журнал/, 1989, № 4, С. 75 86
  45. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГУ, 1995. — 160 с.
  46. В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. — Ставрополь: СГПУ, 1994. — С. 44 — 49.
  47. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 355 с.
  48. С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
  49. Гурова JLJI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. — № 6.-С. 14−20.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  51. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 220 с.
  52. Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. — 712с.
  53. А.В. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  54. В.И. Потребность, отношения и направленность личности //Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 18 — 29.
  55. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, — 210 с.
  56. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. — 224 с.
  57. В.Н. Структура и логика психологического исследования.
  58. М.: Институт психологии РАН, 1993. 120 с.
  59. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -М.: Инфра М, 1997. — 256 с.
  60. К. Психология продуктивного мышления. В кн.: Психология мышления. /Под. Ред. А. М. Матюшкина. М.: «Прогресс», 1965. — 532 с.
  61. В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе. Автор.. канд. пед. наук. М., 1984. — 20 с.
  62. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  63. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  64. Закон Российской Федерации «Об образовании" — М., 1992.
  65. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
  66. М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца. // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 45−53.
  67. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. -219 с.
  68. Интенсификация творческой деятельности студентов. /Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорн. Казань: КГУ, 1990. — 190 с.
  69. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1993.-460 с.
  70. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности /нормативный подход/. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  71. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 170 с.
  72. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.- 192 с.
  73. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. /Анализ зарубежного опыта/ Рига, НПЦ „Эксперимент“, 1995. — 176 с.
  74. Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов н/Д: „Феникс“, 1996. — 512 с.
  75. А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1963. — 341 с.
  76. О.П. Предметный математический тезаурус как средство развития когнитивно-творческой деятельности студентов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 25 с.
  77. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344 с.
  78. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 200 с.
  79. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 1996. — 224 с.
  80. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1995. — 651 с.
  81. Кон И. С. Личность философии и социологии. „Философская энциклопедия“. Т. 3. — М.: „Советская энциклопедия“, 1962.
  82. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Избр. филос. работы. М.: Наука, 1982. — 368 с.
  83. Э.Г. Школа продленного дня. М.: „Просвещение“, 1965.200 с.
  84. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: РПУ, 1994. — 294 с.
  85. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д: РПУ, 1997.- 144 с.
  86. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-н/Д: РПУ, 1994. — 64 с.
  87. А.И. Культура педагогического исследования. М.: Редакция журнала „Адукацыя i выхаванне“, 1996. — 327 с.
  88. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. // Дидактика средней школы. /Под ред. М. Н. Скаткина. М.» Просвещение, 1982. -319с.
  89. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. 120 с.
  90. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Д.: «Знание», 1985.-32 с.
  91. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.
  92. А.Ф. Избранные труды по психологии /Сост. Ю.Н. Олей-ник. М.: Наука, 1997. — 446 с.
  93. А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий: тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982.-319 с.
  94. Н.Н. Психический мир /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», 1996. — 369 с.
  95. А.В. и др. Гельмгольц /1821 1894/. — М.: «Наука», 1966. -319с.• 96. Лезин Б. А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. Харьков, 1907.
  96. М.Д. Детская и педагогическая психология. М., I960.- 417 с.
  97. Г. В. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль. — 686 с.
  98. Н.С. Одаренные дети //Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. — 319 с.
  99. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  101. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, «ФАН», 1986. — 96 с.
  102. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125 с.
  103. А.Р. Психология как историческая наука // История и психология. М., 1971.
  104. А.С. Из опыта работы // Педагогические сочинения: в 8-ми т. М.: Педагогика, 1983. — Т.4 — С.368−372.
  105. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  106. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырев. М.: МГУ, 1982. — 287 с.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  108. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.- 254 с.
  109. B.C. Психология индивидуальности /Под ред. Е. А. Климова. М.: «Институт практической психологии», 1996. — 348 с.
  110. Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. Авто-реф.. д-ра психол. наук. СПб, 1993. — 31 с.
  111. Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса. /Курс лекций/. Ставрополь: СГУ, 1997. — 136 с.
  112. М.Н. Творческая активность сознания. Киев: «Высшая школа», 1976. — 183 с.
  113. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 160 с.
  114. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева. -М.: «Институт практической психологии», 1995. 356 с.
  115. В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка. В кн.: «Личность и неврозы». -Л.: ЛГУ, 1960
  116. А.П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дош-го и шк-го возраста. М.: Мосздравотдел, 1925. — 78 с.
  117. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Советская педагогика, 1987. № 6. — С. 106−110.
  118. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1983. -816 с.
  119. Г. Личность: Проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982.-287 с.
  120. Организация самостоятельной работы студентов на основе дея-тельностной теории учения. Методические рекомендации. СПб., 1995.
  121. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  122. Т.И. Подготовка студентов к творческой деятельности в процессе подготовки задач. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1989. 160 с.
  123. P.M. Социально-экономические проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе. JL: ЛГУ, 1977. — 166 с.
  124. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1981.
  125. А.В. Личность. Деятельность коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 255 с.
  126. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психология. В 2-х т. Т.1. Ростов-н/Д- «Феникс», 1966. — 416 с.
  127. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-н/Д- «Феникс», 1996. — 512 с.
  128. Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1944. — с.
  129. В. Свет творческого поведения // Учительская газета. 1984. — 27 ноября.
  130. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  131. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. С. 226 229.
  132. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986, 255 с.
  133. В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в условиях учебно-познавательной деятельности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988. — 21 с.
  134. Подготовка специалиста в области образования. /Структура и содержание/. СПб.: Образование, 1994. — 210 с.
  135. В.JI. Развитие индивидуальности. Челябинск: ЧГПИ, 1986.-88 с.
  136. Я. А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.
  137. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  138. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  139. Т.А. Влияние новой профессиональной деятельности на развитие интегральной индивидуальности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М, 1997.-22 с.
  140. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов. Дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1993. — 320 с.
  141. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78 с.
  142. И. Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.- 431 с.
  143. П.А., Семиченко В. А. Психология творчества: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 83 с.
  144. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. О. К. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
  145. Психология. Словарь. /Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  146. Психология управления. От личности к команде. Петроза-водск.1996.-221с.
  147. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1978.- С. 28.
  148. Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  149. А. Математическое творчество /Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970 — с. 135 — 145.
  150. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-271 с.
  151. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /. М.: «Красная площадь», 1966. — 400 с.
  152. И.П. Педагогическое творчество учителей /Народное образование. 1985. — № 7. — С.2.
  153. И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ, 1973.-174 с.
  154. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
  155. Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.- 529 с.
  156. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.-№ 1. С.164−168.
  157. Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. -170 с.
  158. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  159. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 137−143.
  160. С.JI. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы Одессы. 1922. // Вопросы психологии. 1986. — № 4.
  161. Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. Дисс.. д-ра психол. наук. СПб., 1994. — 156 с.
  162. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962.-С. 504.
  163. Ю.А. Психология студенческого возраста и становления специалиста // Вестник высшей школы. 1969. — № 8. — С. 16−21.
  164. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., Между нар. Педагогическая академия, 1995. 192 с.
  165. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
  166. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — С.95.
  167. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  168. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  169. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  170. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.- 239 с.
  171. . Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957. 727 с.
  172. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М., 1991, кн. 1, 96 с.
  173. В.А. О воспитании. М., 1982.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  175. Творчество и социальное познание. /Под. ред. С. С. Гольденрихта. -М., 1982.- С. 54.
  176. Э.Д. Творческое мышление. Методические указания. -М.-МПСИ, 1995. 18 с.
  177. .М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1989, т. 2, 359 с.
  178. .М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. — 535 с.
  179. .М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.
  180. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 270 с.
  181. Унт И. Э Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  182. К.Д. Собр. соч. в 8-ми томах. М.: АПН СССР, 1949, Т.6.-291 с.
  183. К.Д. Человек как предмет воспитания. Сочинения в 11 т. -Т.2.-М.: АПН РСФСР, 1952.
  184. Философский словарь /Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.- 590 с.
  185. Формирование творческих способностей: Сущность, условия, эффективность //Сборник научных трудов. СПб.: СИПИ, 1990. — 153 с.
  186. Формула творчества // Вестник высшей школы. 1988. — № 10. — С. 34−36.
  187. Фрейд 3. Психоаналитические этюды /Сост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского, Минск: «Попурри», 1997. — 608 с.
  188. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990.
  189. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.: «NB Магистр», 1992. 160 с.
  190. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  192. Р.Х. Творческий рост педагога и психология творчества". -М.: Знание, 1985. 80 с.
  193. С.М. О сущности творческой деятельности В кн.: Творческое мышления и научно-технический прогресс /Тезисы научных докладов // Под ред. С. М. Шалютина. — Курган, 1971.
  194. Е.Н., Руденко Н. Г. Пути реализации индивидуально-творческого подхода в процессе подготовки учителя //Проблемы повышений профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Усть-Каменогорск: УКПИ, 1989. -С.78−80.
  195. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — 477 с.
  196. Э. Основные идеальные типы индивидуальности /Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: МГУ, 1982.-287 с.
  197. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, 1926. 404 с.
  198. B.C. Предмет, задачи и. сущность педагогического творчества // Новые исследования в педагогических науках: Сб. статей. М.: Знание, 1988.
  199. В., Взятышев В., Романкова Л., Сергиевский В. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С. 35−44.
  200. А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
  201. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — С. 3−46.
  202. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 208 с.
  203. Энциклопедический словарь. М., 1983.- 670 с.
  204. Юнг К. Аналитическая психология // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 142−170.
  205. Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к портрету // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 36−42.
  206. В. А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989.- 127 с.
  207. Е.Л. Психология развития творческого потенциала. М.: «Флинта», 1997. — 224 с.
  208. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: УГПИ, 1987. 67 с.
  209. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 14−26.
  210. Ghiselin В., Rompel R., Taylor C.W. A Creative Process Check List: Its Development and Validation // Widening Horizons in Creativity. The proceedings of the Fifth Utah Creativity Research Conference / Taylor C.W. (Ed.). -N.Y., 1964.
  211. Guilford J.P. Creative Talents: Their nature, uses and development. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
  212. Morgan D.N. Creativity today // Journ. Of Aesthetics. 1953. — № 12. -P.1−24.
  213. Sternberg R.J. A Three-Facet Model of Creativity // The Nature of Creativity. Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P.125−147.
  214. Tannenbaum A.J. Giftedness: a Psychosocial Approach // Conceptions of Giftedness / Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. -P.21−52.
  215. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P.99−124.
  216. Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent // The Amer. Psychologist. 1954. — V.9. -P.221−230.
  217. Thurstone L.L. Creative Talent // Applications of psychology / Thurstone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18−37.
  218. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
  219. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. — № 33. — P.348−369.
Заполнить форму текущей работой