Основные понятия креативной педагогики
Приведенные понятия определяют педагогическое поле креативного образования и являются предпосылками его выделения в отдельную педагогическую отрасль. Совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности. Индивидуальные особенности человека, проявляющиеся при успешном осуществлении творческой деятельности… Читать ещё >
Основные понятия креативной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Базовые понятия, раскрывающие основные концептуальные положения современной креативной педагогики и характеристики креативного образования, приведены в табл. 1.
Базовые понятия и положения креативной педагогики.
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Творчество. | Деятельность или результат деятельности человека, обладающие определенной новизной, значимостью и полезностью. |
Творчество объективное. | Деятельность или результат деятельности человека, новизна, значимость и полезность которых получили общее признание. Критерием объективного творчества может служить официальное закрепление за автором его авторских прав на данную разработку или изобретение. |
Творчество субъективное. | Деятельность или результат деятельности человека, обладающие новизной, значимостью и полезностью только для него как субъекта или ограниченного количества людей (т. е. субъективной новизной, значимостью и полезностью). |
Креативность. | Способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности (от лат. creatio — созидание). |
Креативная личность. | Личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату. |
Творческая личность. | Личность, успешно реализовавшаяся в объективном творчестве как процессе и имеющая объективные творческие результаты. |
Креатив. | Человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов. |
Творец. | Человек, успешно генерирующий, реализующий и достигающий требуемого уровня объективного творчества как процесса и как результата. |
Становление креативной личности. | Формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих его индивидуальность, при обучении творчеству и творческой самоактуализации. |
Становление творческой личности. | Формирование и развитие творческой личности на основе формирования и развития опыта профессионально-творческой деятельности. |
Профессионально-творческая деятельность. | Инновационная деятельность субъекта в отношении объектов и видов профессиональной деятельности, характеризующаяся успешным решением творческих профессиональных задач. |
Творческая задача. | Задачная система, выявленная и сформулированная на основе системного анализа проблемной ситуации; результаты решения задачи имеют все признаки объективного или субъективного творчества. |
Окончание табл. 1
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Профессионально-творческий потенциал. | Включает взаимосвязанные составляющие: 1) обладание профессиональной квалификацией; 2) владение методологиями профессионального творчества; 3) уровни сформированное™ творческого мышления и 4) развитости профессионально-творческих способностей и личностных качеств. Проявляется при решении профессионально-творческих задач и оценивается соответствующим уровнем их решения. |
Методология профессионального творчества. | Учение о структуре, логической организации, методах и средствах творчества как процесса и результата в отношении объектов и видов определенной профессиональной деятельности. |
Творческое мышление. | Вид мышления, связанный с выполнением творческого процесса и прогнозированием творческого результата. |
Креативные способности. | Совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности. |
Творческие способности. | Индивидуальные особенности человека, проявляющиеся при успешном осуществлении творческой деятельности и позволяющие оценить ее результативность. |
Инновация. | Процесс внедрения новых изменений или продуктов. В этом процессе меняется сам человек, его духовные и материальные потребности, а затем и окружающая его социально-экономическая среда. |
Творческая самоактуализация. | Стремление человека к более полному выявлению, развитию и проявлению своих возможностей в творчестве (от лат. actualis — действительный, настоящий). |
Приведенные понятия определяют педагогическое поле креативного образования и являются предпосылками его выделения в отдельную педагогическую отрасль.
Сегодня имеются все условия для формирования педагогики креативного образования как отрасли прикладной педагогической науки, как учебной дисциплины и как специализации, направленной на подготовку педагогических кадров для систем общего и профессионального образования.