Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт комиссий по правам человека в Российской Федерации: В свете мирового опыта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет одно из первых в отечественной науке исследований, посвященных правовому анализу нового для российской действительности несудебного правозащитного института комиссий по правам человека. На основе авторского перевода действующего законодательства о национальных и региональных правозащитных институтах впервые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕСУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Общая характеристика механизма несудебной защиты прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств
    • 1. 2. Международные критерии создания и функционирования национальных правозащитных институтов
  • ГЛАВА 2. КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ИНСТИТУТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
    • 2. 1. Институт комиссий по правам человека в зарубежных странах
    • 2. 2. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА КОМИССИЙ ПО
  • ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Национальный правозащитный институт при Президенте Российской Федерации
    • 3. 2. Правовой статус и основные направления деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации
    • 3. 3. Проблемы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в Российской Федерации

Институт комиссий по правам человека в Российской Федерации: В свете мирового опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период демократических преобразований, реформирования правовой системы Российской Федерации, включения ее в международное и европейское правовое пространство особую значимость приобретают проблемы прав человека. Права человека не только детерминируют свободу личности, сферу её автономии, но и упорядочивают общественные и межличностные отношения. Более того, права человека задают параметры взаимоотношений человека и государства, определяют границы деятельности государства по поводу вторжения в сферу личной свободы человека, ограждают человека от всевластия и произвола государственных органов. Фактически, обеспечение и защита прав человека выступают основным мерилом качества государственности, критерием соответствия принципам правового, социального государства.

С начала 90-х годов в российском законодательстве утверждаются правовые нормы, призванные гарантировать и обеспечивать реализацию прав человека. Действующая Конституция Российской Федерации впервые установила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства» (ст. 2). Конституция Российской Федерации не только подробно и четко определила права и свободы, которыми наделены граждане России и иные лица, пребывающие на её территории, но и определила систему реализации общепризнанных прав человека как систему особых правоотношений, связанных с их защитой, а также механизмы защиты.

Несмотря на то, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ), в нашей стране по-прежнему происходят серьезные нарушения гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод.

В истории правового развития человечества наряду с традиционными органами, защищающими права личности и регулирующими отношения между государством и гражданами, важную роль играют национальные учреждения, классифицируемые по принадлежности к одному из двух типов институтов: комиссий по правам человека или омбудсмена. Для нашей страны эти институты несудебной защиты являются новыми. Поэтому необходимость исследования становления этих правозащитных институтов в целом не вызывает сомнения.

Вопросы защиты прав человека и гражданина внутригосударственными правозащитными институтами исследовались многими зарубежными учеными, такими как: М. Г. Альварес, J1. Бар, Дж. Динсдейл, М. Лессаж, Д. Роуат, и др. В нашей стране исследованию правозащитного института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) посвящены работы А. С. Автономова, В. В. Бойцовой, J1.B. Бойцовой, С. Н. Гурвиц, В. А. Карташкина, Н. С. Колесовой, Е. А. Лукашевой, В. В. Смирнова, Н. Ю. Хаманевой, О. А. Шеенкова и др. Регионального омбудсмена — работы А. Ю. Сунгурова, А. Г. Аракелян и др. Статус и деятельность международных комиссий по правам человека (например, Комиссия по правам человека ООН, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов и др.) достаточно обстоятельно изучены в трудах российских и зарубежных авторов — В. В. Бойцовой, Г. М. Даниленко, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашевой, А. Х. Саидова, Т. Буергенфала, Д. Вейсбродта, М. Кебы, Ф. Ньюмена, В. Ройтера, К. Хюфнера и др.

В научной литературе отсутствуют специальные монографические исследования, посвященные российским комиссиям по правам человека. Фрагментарно эта проблема рассматривалась несколькими авторами. Необходимо упомянуть две (репринтные) работы Московского Центра содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира -" Обращения граждан как объект правового регулирования и фактор публичной политики" (2003 г.) и «Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации» (2001 г), в которых затрагиваются отдельные проблемы совершенствования деятельности комиссий. В материалах круглых столов, проводимых Санкт-Петербургским центром «Стратегия» (под руководством А.Ю. Сунгурова) — «Комиссии и уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов» (2002 г.), «Участие власти в защите прав человека: комиссии и Уполномоченные» (2001 г.), комиссии по правам человека рассматриваются как переходный этап на пути к становлению регионального уполномоченного, игнорируя тот факт, что институт комиссий функционирует наряду с омбудсменом во многих странах, в том числе демократически развитых.

Многообразие форм организации и функционирования специализированных на защите прав личности региональных государственных институтов детерминируется национальными особенностями, правовыми и административными системами отдельных стран. В Российской Федерации институт региональных комиссий открывает новую главу во взаимоотношениях власти и гражданина. В системе государственного правозащитного механизма комиссии появляются практически одновременно с «омбудсменом». Тем не менее, можно констатировать парадоксальную ситуацию: несмотря на массовость распространения и позитивную роль института комиссий по правам человека, он фактически не стал объектом пристального внимания российской юридической науки. Поэтому исследование правового статуса российских комиссий по правам человека на сегодняшний день безусловно актуально.

Цель диссертационного исследования — на основе анализа опыта деятельности института комиссий по правам человека в зарубежных странах выявить общее и особенное между комиссиями по правам человека в развитых, развивающихся странах, странах, переживающих этап преобразований, а также в Российской Федерации и ее субъектах. Определить правовой статус и роль данного института в системе внутригосударственного несудебного механизма защиты прав человека России, и возможные направления совершенствования и повышения эффективности практики работы комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предопределило решение целого комплекса задач:

— рассмотреть общие и особенные черты несудебной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств;

— определить правовую природу и проанализировать опыт деятельности комиссий по правам человека;

— выявить общие и отличительные черты институтов омбудсмена и комиссий по правам человека;

— исследовать полномочия и особенности формирования комиссий по правам человека в Российской Федерации;

— определить проблемы и пути совершенствования деятельности комиссий по правам человека в Российской Федерации.

Предметом исследования является комиссия по правам человека как государственный несудебный правозащитный институт.

Основными методологическими принципами исследования являются:

— признание права как выражения формального равенства, т. е. всеобщей равной меры свободы и справедливости в общественных отношениях;

— универсальность прав человека;

— примат международных норм и принципов по правам человека над внутригосударственными;

— учет национальной и региональной специфики при выборе способов, механизмов и средств обеспечения и защиты нарушенных прав.

Основными методами исследования, применяемыми в данной работе, являются:

• системный и структурно-функциональный подход (который позволяет рассматривать комиссию как целостное образование в единстве принципов организации и функцийвыявить роль комиссии в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека);

• компаративистский метод (для сравнения правового статуса национальных учреждений, выявления общего и особенного в деятельности комиссий и омбудсменов зарубежных и постсоветских стран);

• конкретно-социологический метод (позволяющий выяснить реальное положение дел, эффективность правозащитных мероприятий и, соответственно, целесообразность тех или иных юридических процедур);

• логико-правовой анализ законов (указов, постановлений и распоряжений) о комиссиях по правам человека, законов об омбудсменах и др. нормативно-правовых актов зарубежных стран и России.

Теоретической базой диссертации стали учения выдающихся теоретиков политико-правовой мысли и важнейшие международные документы о правах человека.

В связи с тем, что в настоящее время нет исследований, посвященных всестороннему рассмотрению института комиссий по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах, анализ деятельности комиссий по правам человека основан на нормативно-правовых актах Президента РФ, субъектов Федерации, докладах и отчетах комиссий по правам человека, материалах совещаний представителей комиссий.

Нормативную базу диссертации составляют: Конституция РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Положение о Комиссии по правам человека при Президенте РФ (18.10.96 г.), Положение «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» (6.11.2004 г.), указы президентов республик, постановления и распоряжения глав субъектов Российской Федерации о комиссиях по правам человека, проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, решения Генеральной Ассамблеи ООН по правам человека, конституции и законы о комиссиях и омбудсменах некоторых зарубежных стран и др.

Эмпирическую базу диссертации составляют: доклады и отчеты зарубежных и российских комиссий по правам человека, материалы различных совещаний представителей комиссий по правам человека Российской Федерации. В исследовании использован опыт разрешения свыше трех тысяч жалоб и заявлений граждан, рассмотренных автором в связи с работой в комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской областиматериалы, полученные диссертантом: при прохождении практики в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2001 г.), а также информация, полученная в ходе посещения офиса Верховного комиссара по правам человека ООН (Женева) и Европейского Суда по правам человека (Страсбург) в рамках обучения на Высшем международном курсе по правам человека (Хельсинкский Фонд по Правам Человека, Польша, 2003;2004 гг.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет одно из первых в отечественной науке исследований, посвященных правовому анализу нового для российской действительности несудебного правозащитного института комиссий по правам человека. На основе авторского перевода действующего законодательства о национальных и региональных правозащитных институтах впервые на монографическом уровне проводится анализ и обоснование различий между институтом комиссий по правам человека и институтом омбудсмена в зарубежных странах. Определяется правовой статус и роль нового правозащитного института — комиссий по правам человека — в системе дополнительных гарантий государственной защиты прав на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Формулируются практические рекомендации по совершенствованию деятельности комиссий по правам человека в субъектах.

Федерации как необходимых элементов внутригосударственного механизма обеспечения и защиты прав человека в условиях создания гражданского общества и правового государства.

Новизна диссертации отражена также в положениях, выносимых на защиту:

1. Анализ национальных и региональных (в федеративных государствах) комиссий по правам человека позволяет говорить о единой правовой концепции данного типа учреждений — как внутригосударственного специализированного субсидиарного института по содействию и защите прав человека и гражданина, несмотря на существующие между ними различия в правовом статусе, полномочиях и функциях, а также основных направлениях деятельности.

2. Сравнение организационно-правовых принципов деятельности комиссий по правам человека в Российской Федерации (на федеральном и региональном уровнях) и в зарубежных странах демонстрирует соответствие функциональной направленности правозащитной деятельности российских и зарубежных комиссий. Но в отличие от аналогичных иностранных институтов российские комиссии в основном не соответствуют международным критериям формирования и эффективной деятельности несудебных правозащитных институтов.

3. Все больше государств предпочитают создавать два и более специализированных органа, которые можно рассматривать в качестве государственных несудебных правозащитных институтов. Целесообразность создания и одновременного функционирования двух независимых органов на национальном и (или) региональном уровнях (США, Канада, Дания, Франция, Германия и др.) вызваны четким разделением функций комиссий (как полифункционального института) и института омбудсмена (концентрирующего внимание на защите гражданских и политических прав посредством рассмотрения жалоб граждан на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц). В развивающихся странах, а также в посттоталитарных государствах, институт омбудсмена возникает в гораздо более неблагоприятных политико-правовых и экономических условиях, поэтому вынужден брать на себя несвойственные ему в нормальной ситуации широкие функции, характерные для комиссий по правам человека.

В связи с этим, представляется, что классификацию институтов комиссий и омбудсменов следует проводить в зависимости от полномочий и функций, а не формально — по наименованию. Увеличение числа государственных несудебных правозащитных институтов можно считать позитивной тенденцией при условии четкого разделения функций и сферы их компетенции. Предупреждение дублирования деятельности, как на национальном (оптимальный вариант, на наш взгляд, — Франция), так и на региональном уровне (Канада, Австралия) делает эффективным сотрудничество комиссий и омбудсменов, особенно при включении омбудсмена в состав комиссии (Франция, Греция), усиливая не только их взаимодополняемость, но и стимулируя в целом развитие механизмов защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

4. Институциональный принцип становления государственных правозащитных институтов в субъектах РФ характеризуется отличными от классических моделей особенностями: формирование новых несудебных государственных институтов происходит преимущественно в форме комиссий по правам человека. Становление института региональных омбудсменов не означает «автоматического» упразднения комиссий по правам человека. В Российской Федерации в силу остроты проблем с защитой прав человека более оптимальным представляется создание и функционирование двух специализированных правозащитных институтовкомиссий и уполномоченного по правам человека в соответствии с международными критериями.

5. В диссертации показано, что сфера компетенции российских уполномоченных по правам человека гораздо шире по сравнению с компетенцией омбудсменов в развитых зарубежных странах и практически идентична полномочиям аналогичных институтов в развивающихся странах. Такая сфера компетенции уполномоченных порождает дублирование функций комиссий по правам человека, хотя в законах, кроме процедур возбуждения производства по делам о нарушении прав человека, остальные функции уполномоченных не определены.

6. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека требует некоторой доработки для повышения эффективности его деятельности. В настоящее время Положение о Совете (как и ранее действовавшее Положение о Комиссии по правам человека при Президенте РФ) не соответствует международным критериям (по правовому статусу, составу, финансовому обеспечению и др.). Закрепленные в Положении цели и задачи Совета не находят полного отражения в его полномочиях.

7. Анализ деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации дает основание утверждать, что в настоящее время существует противоречие между провозглашенными целями, задачами, функциями комиссий как консультативно-совещательных органов, наделенных координирующими и нетрадиционными «контрольными» полномочиями по воздействию на должностных лиц и средствами (организационно-правовыми, материально-техническими) их обеспечения, являющееся главным препятствием для эффективной деятельности комиссий.

Такое положение ограничивает юридическую и финансовую самостоятельность комиссий по правам человека в РФ. По мнению автора, следует привести в соответствие организационно-правовые принципы деятельности комиссий международным критериям эффективных государственных правозащитных институтов.

8. В диссертации предложены основные пути повышения эффективности института комиссий в субъектах Российской Федерации.

Среди которых наиболее значимые: законодательное урегулирование их деятельностигарантии самостоятельностисоответствие полномочий функциямдемократизм процедур принятия и рассмотрения обращений граждан, наличие штатного аппаратасотрудничество комиссий, как между собой, так и с различного рода государственными и негосударственными учреждениями и организациямиповышение уровня осведомленности общественности о правах человека и способах их защиты и др.

9. Представляется, что, придавая комиссиям по правам человека консультативный и совещательный статус, следует нормативно закреплять соответствующие механизмы направления, получения и практического использования их рекомендаций, так как это является подтверждением реального стремления содействовать обеспечению прав человека со стороны региональных органов власти. Отсутствие механизма рассмотрения или реагирования на информацию, поступающую из комиссии, приводит к неэффективности консультативной функции и в целом может отрицательно сказываться на авторитете комиссии среди населения.

Также необходимо изменить отсылочный характер некоторых норм положений о региональных комиссиях и установить сроки обязательного ответа органов государственной власти и местного самоуправления по результатам рекомендаций и заключений комиссииопределить порядок привлечения к ответственности и возможные санкции, которые будут применены к должностным лицам и организациям, проигнорировавшим рекомендации и заключения региональных комиссийвключить пункт об обязательном доведении до сведения главы субъекта Федерации информации о состоянии прав человека в регионе и заключений комиссии о случаях массовых и грубых нарушений прав и свобод человека.

10. На основе сравнительного анализа российских региональных комиссий и уполномоченных по правам человека показано, что они действуют на разных стадиях применения юридических гарантий прав: деятельность комиссий направлена в первую очередь на охрану и предупреждение нарушений прав человека, а институт уполномоченного преимущественно ориентирован на защиту и восстановление нарушенных прав. Принципиальным моментом, определяющим эффективность создания и функционирования институтов двух типов является четкое разделение сферы компетенции и функций комиссии и уполномоченного по правам человека в регионах, а также их тесное сотрудничество между собой.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы.

Теоретически обоснована с учетом специфических особенностей постсоветской России необходимость развития комиссий по правам человека на уровне Российской Федерации и ее субъектов как полифункциональных несудебных правозащитных институтов.

Помимо теоретических выводов в диссертации содержатся положения, которые могут быть учтены непосредственно в практической работе для повышения эффективности деятельности региональных комиссий и совершенствования несудебного механизма правозащиты.

Материалы диссертационного исследования также могут быть использованы при чтении курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», спецкурса «Права человека», организации семинаров для государственных служащих и должностных лиц, студентов и широкого круга граждан, интересующихся проблемами защиты прав человека.

Апробация полученных результатов.

Отдельные результаты исследования были обсуждены на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях «Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири» (Иркутск, 2001, 2002, 2003), «Stadium» (Иркутск, 2001, 2002, 2003, 2004) — семинарах, проводимых при содействии ООН «Содействие развитию образования в области прав человека» (Москва, 2001, 2002) — семинарах в рамках Высшего международного курса по правам человека (Хельсинкский Фонд по Правам Человека, Польша, 2003, 2004).

Заключение

.

В каждой конкретной стране национальная концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере действия управления и должностных лиц, создание тех или иных правозащитных институтов, их полномочия и способы осуществления контроля за обеспечением и гарантиями прав человека зависят от государственного и общественного строя, соответствующей ему правовой системы, юридических традиций, уровня развития демократии и гражданского общества и т. д. Эти факторы создают необходимые предпосылки для осуществления прав человека. Наряду с этим на эволюцию и реализацию прав человека значительное влияние оказывают международные и национальные (внутригосударственные) правозащитные механизмы.

Сегодня в мире нет ни одной страны, которая бы проводила государственную политику нарушения прав своих граждан. Но нет и такой страны, где бы в какой-то степени не нарушались права человека. Поэтому каждое суверенное государство формирует собственную систему правозащитных институтов. Вместе с тем, можно говорить о существовании общемировой тенденции развития государственных систем обеспечения и реализации прав человека: наряду с совершенствованием судебной и административной защиты, происходит становление новых государственных несудебных органов (комиссий по правам человека и омбудсменов) — «самой важной новинки XX века в конституциональном плане» 1, специализирующихся на защите прав человека.

В результате проведенного исследования института комиссий по правам человека мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ деятельности комиссий по правам человека в зарубежных странах и в РФ, а также сравнение институтов комиссий и омбудсмена, дает основание утверждать, что на сегодняшний день в России сложилась.

1 Furtado S. Development of Law // International Social Science Journal. — P. 2002. Vol.29. No.5. — P.589. достаточно разнородная система несудебных государственных учреждений, осуществляющих защиту прав человека. Но в отличие от классических моделей данных институтов, существующих в зарубежных странах, институциональный принцип становления государственных специализированных на защите прав человека учреждений в субъектах РФ имеет свои особенности. В нашей стране формирование новых несудебных правозащитных институтов началось в форме комиссий по правам человека. Такая ситуация сохраняется на сегодняшний день.

2. Институт комиссий, действуя как на национальном, так и на региональном уровнях и, несмотря на имеющиеся между комиссиями различия, существующими в различных странах (в организационном плане, в правовом статусе, в объеме контрольных полномочий и порядке их осуществления, в приоритетных направлениях деятельности и т. д.), стал важной формой эксклюзивного (специализирующегося исключительно на обеспечении прав) внутреннего контроля (практически самоконтроля) исполнительной власти и должностных лиц.

3. Особенность института комиссий состоит в том, что в механизме правозащиты он призван реализовывать естественно-правовой тип правопонимания: обеспечивать специфическими методами и средствами защиту прав человека от злоупотреблений, от произвола должностных лиц, т. е. защищать даже такие права, которые еще не получили нормативного закрепления.

4. Национальные и региональные комиссии по правам человека в зарубежных странах выполняют различные функции: консультативную, аналитическую, просветительскую и др. Рассмотрение жалоб не является приоритетным направлением деятельности комиссий. Эффективная реализация функций обеспечивается соответствующими правовыми, организационными и финансовыми средствами. В отличие от российскихполномочия и статус зарубежных комиссий определяются в соответствии с законами либо конституциями штатов, округов, городов т.д.

5. Главным препятствием в повышении эффективности деятельности российских комиссий является противоречие между провозглашенными целями, задачами, функциями комиссий и средствами (организационно-правовыми, материально-техническими) их обеспечения. На основе выделения параметров эффективной работы комиссий в диссертации определены основные пути повышения действенности этого нового правозащитного института (приведение в соответствие международным критериям эффективного функционирования государственных правозащитных институтов нормативной базы комиссий по правам человекаукрепление материально-технического обеспечения деятельностиактивизация работы по правовому просвещению всех слоев населенияповышение профессионализма работников аппарата и членов комиссий по правам человекасоздание комиссий в субъектах РФ, где они еще не созданы или были упразднены в связи с введением института уполномоченного и др.).

6. Мировой и российский опыт убеждает в действенности института комиссий по правам человека. Поэтому, на наш взгляд, принципиальным вопросом является не замена одной формы несудебного института правозащиты другой, а создание многоканальной системы государственных правозащитных институтов (по примеру Дании, Франции, США, Канады, Австралии и др.) и повышение эффективности их деятельности.

В связи с этим представляется, что формально-правовая замена комиссий по правам человека (продиктованная скорее политическими интересами под влиянием Совета Европы, чем реальными возможностями) институтом регионального уполномоченного, который, не имея императивных распорядительных и юрисдикционных полномочий, только силой морального авторитета заставит устранить недостатки в работе исполнительной власти и добровольно восстановить нарушенные права граждан, неадекватна для российской ситуации.

7. В условиях неразвитости структур гражданского общества России в отличие от Запада сама власть вынуждена стимулировать участие граждан в общественной жизни (по инициативе сверху). Закономерным следствием такой ситуации является преобразование Президентской Комиссии по правам человека в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также необходимость приведения организационно-правовых основ работы комиссий по правам человека в соответствие с международными критериями деятельности государственных несудебных правозащитных институтов («Парижскими принципами»).

Практическое воплощение рекомендаций по повышению действенности комиссий по правам человека в Российской Федерации, подчинённых единой стратегии и создающих условия для разрушения механизма нейтрализации прав человека в сфере публичных отношений создает реальные возможности для становления института комиссий одним из эффективно действующих инструментов национальной правозащитной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. -1993.-25 дек.-№ 237.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е.А. Jly-кашева. М.: НОРМА, 2000. — С.39−43.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 дек. 1966 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000. — С.53−68.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 дек. 1966 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000. -С.44−52.
  5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000. — С.539−569.
  6. Европейская социальная хартия от 18 окт. 1961 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева.- М.: НОРМА, 2000. С.570−586.
  7. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ РФ от 26 фев. 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. — 3 марта. — № 9.- ст. 1011.
  8. Об Общественной палате Российской Федерации: ФЗ РФ от 4 апр. 2005 г. № 32-Ф3 // Рос. газ. 2005. — 7 апр. — С. 14.
  9. Комиссии по правам человека при губернаторе Кемеровской области: распоряжение Администрации Кемеровской области от 17 июля 2003 г. № 777-р // Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области. 2003. — июль-сен. — № 3.
  10. Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Губернаторе Брянской области: постановление администрации Брянской области от 30 июня 2003 г. № 274 // Брянская неделя. 2003. — 3 июля. — № 29.
  11. Комиссии по правам человека при Губернаторе Сахалинской области: постановление Губернатора Сахалинской области от 1 апр. 2003 г. № 15 // Губернские ведомости. 2003. — 16 апр. -№ 71.
  12. Комиссии по правам человека и гражданина при Губернаторе Омской области: Указ Губернатора Омской области от 24 дек. 2002 г. № 294 // Омская правда. 2003. — 9 янв. — № 1.
  13. Комиссии по правам человека при главе администрации Краснодарского края: постановление главы администрации Краснодарского края от 4 июля 2002 г. № 732 // Кубанские новости. 2002. — 21 авг. — № 169.
  14. Комиссии по правам человека при Губернаторе Хабаровского края: Постановление Губернатора Хабаровского края от 27 фев. 2002 г. № 119// Сборник нормативно-правовых актов Губернатора и Правительства Хабаровского края. 2002. — № 2 ч. 1. — С. 108−110.
  15. Комиссии по правам человека при главе администрации края: Постановление Администрации Алтайского края от 17 янв. 2002 г. № 23 // Сборник законодательства Алтайского края. 2002. -№ 69. — С.47−49.
  16. Комиссии по правам человека при Губернаторе Эвенкийского автономного округа: Постановление Губернатора Эвенкийского автономного округа от 13 нояб. 2001 г. № 159 // Эвенкийская жизнь. 2001. -17−23 нояб.
  17. Комиссии по правам человека: Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 12 нояб. 2001 г. № 180-У // Сборник законодательства Республики Алтай. 2001. — окт,-нояб. — № 6. — С.159.
  18. Об Ивановской областной комиссии по правам человека: постановление Законодательного собрания Ивановской области от 26 апр. 2001 г. № 112 // Собрание законодательства Ивановской области. 2001. — 31 мая. — № 10(172).
  19. Комиссии по правам человека Республики Хакасия: постановление Правительства Республики Хакасия от 8 июня 1998 г. № 97 // Вестник Хакасии.- 1998.-№ 21−22.
  20. Комиссии по правам человека при Президенте Республики Адыгея: Указ Президента РА от 17 апр. 1998 г. № 45 // Собрание законодательства Республики Адыгея. 1998. — апр. -№ 4.
  21. Комиссии по правам человека при Президенте Чувашской Республики: Указ Президента Чувашской Республики от 22 апр. 1997 г. № 29 // Советская Чувашия. 1997. — 24 апр. — № 81.
  22. Комиссии по правам человека при Губернаторе Приморского края: постановление Губернатора Приморского края от 14 апр. 1997 г. № 152 // Сборник нормативных актов администрации Приморского края. -1997,-№ 4.
  23. Об образовании Комиссии по правам человека при Президенте Республики Бурятия: Указ Президента Республики Бурятия от 19 фев. 1997 г. № 44 // Правда Бурятии. 1997. — 1 марта. — № 37.
  24. Закон от 3 мая 1974 года (с поправками от 5 ноября 1974 г.) «Об установлении Омбудсмена Германии». Режим доступа: http://www.oinineurope.info/uk/indexe.htinl (10 апр. 2004).
  25. Закон Дании № 473 от 12 июня 1996 г. «Об Омбудсмене». Режим доступа: http://www.oinineurope.info/rn/gesetzdenmarkru.htm (10 апр. 2004).¦ ¦
  26. М.И. Права человека и закон: Историко-теоретические аспекты / М. И. Абдулаев. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 322 с.
  27. А. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. М.: Московская школа прав человека, 2003. — 560 с.
  28. Акт о Риксдаге от 6 марта 1974 г.- Акт от 13 ноября 1986 г. // Национальные омбудсмены: Свод правовых положений. Варшава, 1999. -С.392−402.
  29. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С. С. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2002. — 608 с.
  30. Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления / Н. В. Анисимцев // Гос. и право. 2003. — № 6. — С. 58−65.
  31. В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина: (седьмые «Лазаревские чтения») / В. П. Антонова // Гос. и право. -2003.-№ 11.-С. 5−43.
  32. К.В. Грамматика свободы. Конституционное право России и зарубежных стран (англосаксонская, континентальная и иные правовые системы) / К. В. Арановский, В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова // Гос. и право. 2002. — № 8. — С. 116−119.
  33. М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баг-лай, В. А. Туманов. М.: БЕК, 1998. — 360 с.
  34. . Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран / Богуслав Банашак. Варшава: Хельсинский фонд по правам человека, 2001. — 18 с.
  35. A.M. Общепризнанные принципы и нормы международного права и их взаимодействие с нормами российского законодательства /
  36. A.M. Барнашов // Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия: материалы Всеросс. совещания, 24 дек. 2002 г. М., 2004.- С. 62−69.
  37. М.С. Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека и гражданина) в Российской Федерации и за рубежом / М. С. Башимов. -М.: МГАДИ, 1997. 142 с.
  38. В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» /
  39. B.В. Бойцова, Л. В. Бойцова. М.: ИНФРА-НОРМА, 1997. — 128 с.
  40. В.В. Омбудсмены для университетов? // Правоведение. 1994.- № 4. С.95−97.
  41. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В. В. Бойцова. М.: БЕК, 1996. — 408 с.
  42. О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 753 с.
  43. Ю.Ю. Синергетика в праве / Ю. Ю. Ветютиев // Гос. и право. -2002. -№ 4. -С. 64−69.
  44. Л. Прецедент в Европейском Суде по правам человека / Л. Вильдхабер // Гос. и право. 2001. — № 12. — С. 5−17.
  45. А.А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России / А. А. Власов // Гос. и право. 2004. — № 2. — С. 13−20.
  46. М.Р. Обзор решений Европейского Суда по правам человека на предмет приемлемости по жалобам, поданным против Российской Федерации / М. Р. Воскобитова // Гос. и право. 2002. — № 8. — С. 24−32.
  47. Восстановление нарушенных прав граждан / под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2002. — 208 с.
  48. К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. Монография / К. К. Гасанов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-431 с.
  49. К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости / К. К. Гасанов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 64 с.
  50. П. Теодор Граждане России о правах человека / Теодор П. Гер-бер, Сара Е. Мендельсон // Правозащитник. 2002. — № 2. — С.4−16.
  51. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека / С. А. Глотов. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 1999. — 535 с.
  52. С.А. Права человека и их защита в Европейском Суде / С. А. Глотов, Е. Г. Петренко. Краснодар: ЮГ, 2000. — 142 с.
  53. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л. И. Глухарева. М.: Юристъ, 2003. — 304 с.
  54. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: (Теория и практика) / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. — 381 с.
  55. С.И. Права человека в России: теория, история, практика / С. И. Глушкова. М.: Права человека, 2003. — 480 с.
  56. Р. Верховный суд США. Права и свободы граждан / Роджер Гольдман, Эва Лентовска, Станислав Франковски. пер. с англ. Иоанна Крашельска. — Польша: «БЕГА», 2001. — 254 с.
  57. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография / С. А. Горшкова. М.: НИМП, 2001.-352 с.
  58. Гражданское общество: Истоки и современность. 2-е изд., доп. / науч. ред. И. И. Кальной. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 301 с.
  59. В.Г. Основные концепции права и государства в современной России: (По материалам «круглого стола"в Центре теории и истории права и государства ИГПРАН) / В. Г. Графский // Гос. и право. -2003.-№ 5.-С. 5−33.
  60. Г. М. Международная защита прав человека / Г. М. Данилен-ко. М.: Юристъ, 2000. — 256 с.
  61. Датский Центр Международных Исследований и Прав человека. Режим доступа: http://www.dcism.dk/Default.htm (4 окт. 2004).
  62. С.А. Административно-правовой статус человека и гражданина / С. А. Денисов // Гос. и право. 2003. — № 11. — С. 19−23.
  63. С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции / С. А. Денисов // Гос. и право. 2002. -№ 3. — С. 9−16.
  64. Деятельность института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах (2000−2001): в 2 т. / под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2002. — Т.1. — 928 с.
  65. Деятельность института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах (2000−2001): в 2 т. / под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2002. — Т.2. — 960 с.
  66. Ю.А. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти / Ю. А. Дмитриев, Ф. Ш. Измайлова // Гос. и право, 1996.-№ 4.-С.93−101.
  67. Доклад Комиссии по правам человека при Главе администрации Владимирской области. Владимир: Администрация Владимирской области, 2002. — 83 с. (препринт).
  68. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха в 2003 году. Якутск, 2004. — 47 с.
  69. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году / О. О. Миронов. М.: Юриспруденция, 2002.-416 с.
  70. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году / О. О. Миронов. М.: Юриспруденция, 2002.-460 с.
  71. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году / О. О. Миронов. М.: Юриспруденция, 2004.-312 с.
  72. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2004 году / В. П. Лукин // Рос. газ. 2005. — 31 марта.
  73. Документы Совета Европы (часть II) / под общ. ред. Ю. К. Александрова. М.: Права человека, 2000. — 256 с.
  74. Г. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Гомьен Донна, Дэвид Харрис, Лео Звакс. М.: МНИМП, 1998. — 600 с.
  75. Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции / отв. ред. Ю. А. Тихомиров // Москва, 17 октября 2000 г. М.: Тородец-издат», 2002. — 320 с.
  76. ЮЗ.Залакетт X. Мир перед выбором: соблюдение прав или их ограничение / Хосе Залакетт // Правозащитник. 2002. — № 2. — С.87−89.
  77. Л.И. Международные стандарты в области прав человека и институт омбудсмена / Л. И. Захарова. М.: Монолит, 2002. — 264 с.
  78. Защита прав человека: сб. док. 2001−2003 / под общ. ред. О.О. Миронова- сост. А. Г. Майоров, А. А. Песляк. М.: Юриспруденция, 2003. -912 с.
  79. А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах / А. Б. Зеленцов. М.: РУДН, 2002. — 190 с.
  80. В. Мздоимство в судах стало одним из самых мощных рынков / В. Зорькин // Известия. 2004. — 26 окт.
  81. В. Отстаивать авторитет судебной власти можно, только признав правду / В. Зорькин // Известия. 2004. — 30 окт.
  82. Ю.Иваненко В. А. Социальные права человека и социальные обязанности государства (международные и конституционные правовые аспекты) / В. А. Иваненко, B.C. Иваненко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.-404 с.
  83. Ш. Иванов В. П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы / В. П. Иванов // Журн. Росс, права. 2003. — № 5. — С. 3−5.
  84. Институт омбудсмена в старых и новых демократиях // Материалы международ, конф. Инсбрук, 2004. — 213 с. (препринт).
  85. Институт Омбудсмена: мировой, шведский и российский опыт // Материалы российско-шведского симпозиума. СПб.: Норма, 2002. -125 с.
  86. Институт прав человека в России / Г. Н. Комкова и др. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1998. — 216 с.
  87. И5.Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (учреждение, формирование, деятельность): библиограф, справочник / сост. А.Г. Майоров- отв. ред. О. О. Миронов. М.: Юриспруденция, 2003.- 128 с.
  88. Информация комиссии по правам человека при губернаторе Воронежской области. Воронеж: Администрация Воронежской области, 2002. — 65 с. (препринт).
  89. Информация Комиссия по правам человека при Президенте Республики Адыгея. Адыгея: Администрация Президента Республики, 2001. — 57 с. (препринт).
  90. Информация о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. М.: Комиссия по правам человека при Президенте РФ, 2003. — 45 с. (препринт).
  91. Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: (Материалы межд. конф., посвященной 50-летию Всеобщей Декларации прав человека) / Р. А. Каламкарян // Гос. и право. 2000. -№ 4.-С. 31−41.
  92. Р.А. Юридические гарантии прав личности в российской Федерации / Р. А. Каламкарян // Гос. и право. 2000. — № 11. — С. 95 107.
  93. С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества / С. В. Калашников // Гос. и право. 2002. — № 10. — С. 17−25.
  94. Кандидаты для палаты // Российская газета. 2005. — 19 февраля.
  95. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В. А. Карташкин. М., 1995. — 135 с.
  96. Комиссии и уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2002. — 288 с.
  97. Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России / Г. Н. Комкова. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 2002.-152 с.
  98. Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. JI.A. Окунько-ва. М.: НОРМА, 2001. -Т.1.-824 с.
  99. Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. JI.A. Окунько-ва. М.: НОРМА, 2001. — Т.2. — 840 с.
  100. Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. JI.A. Окунько-ва.-М.: НОРМА, 2001. Т.З. — 792 с.
  101. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека / Институт гос-ва и права РАН- отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: ИГПРАН, 1994. — 179 с.
  102. Контроль за деятельностью государственной администрации во Франции: сб. науч. тр. / перевод с фр. К. Соловеева. М.: Французская организация технического сотрудничества, 1994. — 247 с.
  103. Н.В. Права человека и новое российское законодательство: (Материалы «круглого стола») / Н. В. Кроткова // Гос. и право. 2003. -№ 6.-С. 96−114.
  104. В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека / В. И. Крусс // Гос. и право. 2002. — № 7. — С. 46−53.
  105. Ф. Права человека и ты / Фредерик Куинн. Варшава: ОБ-СЕ/БДИПЧ, 1999.-289 с.
  106. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации / О. Е. Кутафин. М.: Юристь, 2002. — 348 с.
  107. Ю.И. Права и свободы человека и гражданина: науч-практ. комм, к главе 2 Конституции РФ / Ю. И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко, К. А. Экштайн. М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. — 448 с.
  108. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век / И.И. Лу-кашук. М.: Спарк, 2000. — 279 с.
  109. Э. У всех на виду / Эва Лэнтовска- перевод с польск. Л. Е. Гвозд. -М.: Права человека, 2000. -320 с.
  110. Ю.И. Права человека в глобальном мире / Ю. И. Малевич. -М.: ACT, 2004.-368 с.
  111. С.В. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью/С.В. Мамичева // Журн. Росс, права. 2001. — № 7. — С. 96−106.
  112. Л.С. Государство в ценностном измерении / Л. С. Мамут. М.: НОРМА, 1998.-48 с.
  113. М.С. Проблемы защиты чести и достоинства граждан в избирательном процессе / М. С. Матейкович // Журн. Право и власть. -2001. -№ 1.-С. 53−56.143."Международная Амнистия" о правах человека в России // Правозащитник. 2002. — № 4. — С.30−36.
  114. Между народная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов / под общ. ред. К. А. Москаленко. М.: Международная защита, 2001. — 160 с.
  115. Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташ-кин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000. — 784 с.
  116. Межсекторные взаимодействия (Методология, технологии, правовые норм, механизмы, примеры). Настольная книга 2002. Альманах / под ред. Н. Л. Хананашвили. — М.: РБФ «НАН», 2002. — 178 с.
  117. А.В. Надзор за исполнением законов / А. В. Мельников // Законность. 1998.-№ 3,-С.11−19.
  118. О.О. Философия прав человека: уроки прошлого и проблемы нового тысячелетия / О. О. Миронов // Науч. тр. / Ин-т. межд. права и экон. им. А. С. Грибоедова. Вызовы эпохи: Россия в поиске оптимальных решений. М., 2003. — С.225−233.
  119. А. Государственные служащие: без вины виноватые. О неконституционности возрастных ограничений / А. Насташкин // Правозащитник. 2003. — № 2. — С. 9−24.
  120. Национальная Консультативная Комиссия по правам человека. Режим доступа: http://www.corninission-droits-hoinme.fr/presentationcncdhan/editoAN.htinl (20 авг. 2004).
  121. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / под ред. О. О. Миронова. М.: Республика, 2002. -320 с.
  122. Обеспечение прав человека в Содружестве Независимых Государств (Основополагающие документы Содружества, договоры России о дружбе и сотрудничестве с государствами СНГ) / под ред. О. О. Миронова. М.: Налоговый вестник, 1999. — 144 с.
  123. Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации / под ред. В. А. Карташкина. М.: Центр содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира, 2001. — 63 с. (препринт).
  124. Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Режим доступа: http://li-rights.ru (14 июля 2003).
  125. Официальный сайт Объединенной общественной приемной. Режим доступа: http://priemnaya.ru/index.html (12 июля 2004).
  126. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / В. Путин // Российская газета. 2004. — 27 мая.
  127. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / В. Путин // Российская газета. 2005. — 26 апр.
  128. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова (1998−2003) / сост. А. Г. Майоров. М.: Юриспруденция, 2003. — 1008 с.
  129. Права человека высшая ценность // «Круглый стол» руководителей государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии, 10−13 окт. 2000 г. — М.: «Наука», 2001. — 160 с.
  130. Права человека в регионах Российской Федерации: сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений- отв. ред. С. М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. — Т.1. — 255 с.
  131. Права человека в регионах Российской Федерации: сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений- отв. ред. С. М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. — Т.2. — 425 с.
  132. Права человека в регионах Российской Федерации: сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений- отв. ред. С. М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. — Т.З. — 508 с.
  133. Права человека в регионах Российской Федерации: сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений- отв. ред. С. М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. — Т.4. — 566 с.
  134. Права человека в регионах Российской Федерации: сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений- отв. ред. С. М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. — Т.5. — 375 с.
  135. Права человека в России и правозащитная деятельность государства / под ред. В. Н. Лопатина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -400 с.
  136. Права человека в России: прошлое и настоящее: сб. докл. и материалов науч.-практ. конф., 21−23 июня 1999 г. Пермь: «Звезда», 1999. -256 с.
  137. Права человека и нормативные акты субъектов Российской Федерации: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, B.C. Коробейников. М., 2000. -192 с.
  138. Права человека и нормативные акты субъектов Российской Федерации: сб. док. / сост. B.C. Коробейников. М., 2002. — 215 с.
  139. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Е.А. Лу-кашева и др.- Институт гос-ва и права РАН. М.: НОРМА, 2000. -320 с.
  140. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / под общ. ред. Е. А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002. — 448 с.
  141. Правовые средства защиты в публичном праве: сб. науч. тр. / перевод с ит. С. Синчук. М.: Рим, 2003. — 443 с.
  142. Правозащитное движение в России. Коллективный портрет: сб. / сост. Юрий Джибладзе, Мария Санникова, Штефани Шиффер. под ред. Е.Савиной. — М.: ОГИ, 2004. — 400 с.
  143. А. Правовое образование и цивилизационный выбор России / А. Пронин // Правозащитник. 2004. — № 1. — С.27−36.
  144. Л.П. Естественные права человека / Л. П. Рассказов, И. В. Упоров. СПб.: Лексикон, 2001. — 96 с.
  145. Резолюция Общероссийского совещания руководителей комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации // материалы совещания, 15−16 июля 2003 г. М., 2003.-С. 28−34.
  146. Роль и функции омбудсмена в странах Центральной и Восточной Европы: материалы международ, конф. Варшава, 2004. — 89 с. (препринт).
  147. А.Х. Международное право прав человека / отв. ред. Б.Н. То-порнин. М.: МЗ Пресс, 2002. — 197 с.
  148. В.В. К совершенствованию механизма защиты прав человека в России / В. В. Смирнов // Права человека в России: прошлое и настоящее материалы науч. конф., 21−23 июня 1999 г. Пермь, 1999. -С.158−175.
  149. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / сост. В.И. Лафитский- под ред. О. А. Жидкова. М.: Прогресс, 1993. -768 с.
  150. Специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова / сост. А. Г. Майоров. М.: Юриспруденция, 2003. — 432 с.
  151. Справка о положительном опыте работы комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации / под ред. О. О. Миронова. М.: Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, 2002. — 30 с. (препринт).
  152. Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2001. — 150 с.
  153. Теория и практика защиты прав человека / под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2004. — 240 с.
  154. Тер-Акопов А. А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации: (Основы концепции) / А.А. Тер-Акопов // Гос. и право. -2001. -№ 9.-С. 11−17.
  155. М.М. Права человека в современной России / М. М. Утяшев, JI.M. Утяшева. Уфа: полиграфкомбинат, 2003. — 616 с.
  156. Участие власти в защите прав человека: комиссии и Уполномоченные / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2001. — 232 с.
  157. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект) / под ред. В. А. Карташкина. М.: НОРМА, 2000. — 96 с.
  158. Н.Ю. Уполномоченный по правам человека защитник прав граждан / Н. Ю. Хаманева. — М.: Институт государства и права РАН, 1998. — 80 с. — («Новое в юридической науке и практике»).
  159. Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией: институт омбудсмана / А. Хиль-Роблес. М.: Ad Marginem, 1997. — 335 с.
  160. И.Б. Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности / И. Б. Цымбаренко // Гос. и право. 2004. — № 2.-С. 49−57.
  161. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию / В. А. Четвернин. М.: ИГПАН, 1993. — 197 с.
  162. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт/ В. Е. Чиркин. М.: Юристъ, 1998. — 398 с.
  163. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство / В. Е. Чиркин // Гос. и право. 2002. — № 2. — С. 5−13.
  164. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации / B.C. Шевцов. М.: Профобразование, 2002. — 439 с.
  165. О.А. Становление конституционного института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / О.А. Шеенков- Институт гос-ва и права РАН.-М., 2001.-29 с.
  166. Шестаков J1.H. Ислам и права человека / JI.H. Шестаков // Вестник Моск. ун-та. 1997. — № 5. — С.60−68.
  167. Bobbio N. The Age of Rights / N. Bobbio. Cambridge, 1998. — 288 p.
  168. Buergenthal T. International Human Rights. In a Nutshell / T. Buergenthal. 2-nd edition. — ST. Paul, Minn.: West Publishing Co., 1995. — 250 p.
  169. Constitutional Systems in Late Twentieth Century Asia / University of Washington Press. USA, 1999. — 650 p.
  170. Cranston M. What Are Human Rights? / M. Cranston. 3-rd edition. -London, 2001.-256 p.
  171. Dsoura F. Human Rights Watch. The Relationship between Political and Civil Rights to Survival / F. Dsoura, A. De Waal. New York, 2002. — 3801. P
  172. Eide A. Human Rights in the World Society / A. Eide. 2-nd edition. -Oslo, 2001.-268 p.
  173. Etzion K. Le contentieux administrative / K. Etzion. Paris, 1997. — 190 p.
  174. Forsythe D.P. Internationalization of Human Rights / D.P. Forsythe Lexington, Mass., 1999.-317 p.
  175. Harris D. Law of the European Convention on Human Rights / D. Harris, M. O’Boyle, C. Warbrick. Edinburgh, 1995. — 480 p.
  176. Howard R. Human Rights and the Culture Wars: Globalization and the Universality of Human Rights / R. Howard // International Journal. 1997−1998.-№ 1. — P.23−35.
  177. Human Rights and International Relations in the Asia-Pacific Region / ed. James Т.Н.Tang. London, 1997. — 464 p.
  178. Human Rights Fact Sheet No. 17. Geneva: Centre for Human Rights United Nations Office at Geneva, 2001. — 35 p.
  179. Human Rights in Eastern Europe / ed. I. Pogany. Aldershot: Edward El-gar Publishing Ltd., 1995. — 112 p.
  180. King T. Human Rights in European Foreign Policy / T. King // European Journal of International Law. 1999. — № 2. — P.313−320.
  181. Lerner N. Group Rights and Discrimination in International Law / N. Lerner. 2-nd edition. — Dordrecht, 2001. — 255 p.
  182. Miln A.J.M. Human Rights and Human Diversity / A.J.M. Miln. London, 2001, — 198 p.
  183. National human rights institutions. United nations office of the high commissioner for human rights. Geneva: United Nations, 2004. — 48 p.
  184. Official website: About the Ontario Human Rights Commission Режим доступа: http://www.ohrc. on. ca/english/about/index.shtml#about (2003, October 21).
  185. Official website: About United States Equal Employment Opportunity Commission. Режим доступа: http://www.eeoc.gov (2003, November 17).
  186. Official website: Defensor del Pueblo de la Repablica de Colombia. Режим доступа: http://www.defensoria.org.co (2004, May 20).
  187. Official website: Defensor del Pueblo de la Repablica de Colombia. Regional offices. Режим доступа: http://www.defensoria.org.co/accion/7regionales (2004, May 20).
  188. Official website: Kenya National Commission on Human Rights Act, 2002. Режим доступа: http://www.knchr.org/viewdocument.asp?ID=2 (2004, June 9).
  189. Official website: Missouri Revised Statutes, Chapter 213 Human Rights -Режим доступа: http://www.moga.state.mo.us/statutes/chapters/chap213.htm (2003, November 15).
  190. Official website: The Human Rights and Equal Opportunity Commission (Australia). Режим доступа: http://www.humanrights.gov.au (2003, November 15).
  191. Official website: The Missouri Commission on Human Rights Режим доступа: http://www.dolir.state.mo.us/hr/welcoine.litin (2003, November 15).
  192. Official website: The National Commission for Human Rights (Greece). -Режим доступа: http://www.nchr.gr (2004, November 24).
  193. Official website: The National Commission on Human Rights of the Republic of Indonesia, Annual Report 1999 Режим доступа: http://www.komnas.go.id/englisli/report/mn1999.html (2003, March 10).
  194. Official website: The New Hampshire Commission for Human Rights -Режим доступа: http://webster.state.nh.us/lirc/index.html (2004, March 25).
  195. Official website: The Texas Commission on Human Rights, Programs, Policy reviews of state agencies Режим доступа: http://tchr.state.tx.us/programs.htm (2004, March 27).
  196. Official website: Uganda Human Rights Commission. Режим доступа: http://www.ulirc.org (2004, November 30).
  197. Professional Training Series No.4. National Human Rights Institutions. -Geneva: Centre for Human Rights United Nations Office at Geneva, 1995. 55 p.
  198. Roy G. The ombudsman or citizen’s defender: resent experience in the United States / G. Roy. New York, 2000. — 468 p.
  199. Sakamoto Y. Global Transformation / Y. Sakamoto. Tokyo, 1994. — 256 p.
  200. Smith P. Administrative justice in Europe / P. Smith. Paris, 2001. — 440 p.
  201. Snyder G.S. Human Rights / Gerald S. Snyder. 2-nd edition. — USA: Franklin Watts, 1999. — 196 p.
  202. The Role of Civil Society in Promoting Ethnic and Religious Tolerance in Central, South Eastern and Eastern Europe / ed. J. Matrai. Friedrich-Naumann Stiftung, 1999.-420 p.
  203. Trenton J. Human Rights and Foreign Policy / J. Trenton. Princeton: University Press, 2000. — 358 p.
  204. Украша. Закон. Про Уповноваженого ВерховноУ Ради УкраУни з прав людини: Прийнятий 23 груд. 1997 р. № 776/97-ВР // Уряд, кур’ер. -1998. 15 ci4. — (OpieHTHp. — С. 16).
  205. Woodiwiss A. Globalization, Human Rights and Labor in Pacific Asia / A. Woodiwiss. Cambridge, 1998. — 345 p.
Заполнить форму текущей работой