Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыка в творчестве Ингмара Бергмана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизнь Бергмана была связана с разными городами и странами. Его необыкновенно интенсивная творческая деятельность на протяжении многих-многих лет началась в 1939 году, а завершилась в XXI веке, в 2003 году фильмом «Сарабанда» в кино и постановкой «Пеликана» Стриндберга в Королевском Драматическом театре. На протяжении 64 лет Бергман работал в кино, театре, на радио, писал литературные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Путь И. Бергмана-художника
  • Формирование принципов его искусства
  • Глава 2. Классическая и современная музыка в произведениях И. Бергмана
    • 2. 1. Музыка в киноискусстве
    • 2. 2. Роль классической музыки в фильмах И. Бергмана
  • Как в зеркале", «Осенняя соната», «Сарабанда»)
    • 2. 3. Музыка шведских композиторов XX века в фильмах И. Бергмана («Вечер шутов»)
  • Глава 3. «Волшебная флейта» В. А. Моцарта в интерпретации И. Бергмана
    • 3. 1. На подступах к «Волшебной флейте» — «Час волка»
    • 3. 2. «Волшебная флейта» как высшее воплощение синтеза искусств в творчестве режиссера
  • Глава 4. Музыка в театральных спектаклях И. Бергмана
    • 4. 1. Роль музыки в театральных работах режиссера
    • 4. 2. Стриндберг и Бергман
    • 4. 3. «Вакханки»

Музыка в творчестве Ингмара Бергмана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Летом 2007 года ушел из жизни один из самых великих режиссеров — Ингмар Бергман. Необыкновенно сложный, глубокий, противоречивый человек и художник, он обобщил многие важнейшие общеевропейские тенденции в искусстве и создал свой собственный неповторимый художественный мир.

0 его выдающемся вкладе в киноискусство и ведущем положении режиссера театра и кино говорили такие крупные художники как Андрей Тарковский, Акиро Куросава, Федерико Феллини, Вуди Ален и многие другие режиссеры, актеры, музыканты. В поздравительном письме с 70-летием, отправленном Бергману в 1988 году, Вуди Ален писал: «Над всеми возвышается Ингмар Бергман, который, возможно, является самым великим кинорежиссером с момента изобретения кинематографа"1.

Жизнь Бергмана была связана с разными городами и странами. Его необыкновенно интенсивная творческая деятельность на протяжении многих-многих лет началась в 1939 году, а завершилась в XXI веке, в 2003 году фильмом «Сарабанда» в кино и постановкой «Пеликана» Стриндберга в Королевском Драматическом театре. На протяжении 64 лет Бергман работал в кино, театре, на радио, писал литературные произведения, киносценарии и автобиографические книги. За свою профессиональную жизнь он снял 61 фильм, поставил 123 произведения в драматическом театре, 4 музыкальных спектакля («Вермландцы», «Веселая вдова», «Похождения повесы», «Вакханки»), 45 радиоспектаклей. Бергман — один из немногих художников, кому удавалось все художественные замыслы довести до конца. Он утверждал свои эстетические принципы не только в творчестве, но и теоретически — в многочисленных интервью, статьях и книгах. Бергман обладал незаурядным литературным даром. На протяжении своей жизни он написал 11 театральных пьес, которые ставились по всей Европе, и сценарии почти всех своих.

1 Ingmar Bergman at 70: atribute/ AkiraKurosava., dubbel nummer Chaplin 215/216, published by SFI, Stockholm, 1988. P. 35. фильмов. По его романам и сценариям снимали кино и другие режиссеры: Альф Шёберг, Густав Муландер, Ларс-Эрик Шельгрен, Альф Шеллин, Лен-нарт Улльсон, Ян Муландер, Билле Август, Даниэль Бергман и Лив Ульман2.

Бергман оказался преемником множества мировых культурных традиций в кино, литературе, театре и музыке. В начале пути он воспринял традиции немого кино, которые по-своему претворял во всем своем творчестве, затем эстетику экспрессионизма, натурализма и сюрреализма. Мощное воздействие на режиссера оказало творчество великого шведского писателя Августа Стриндберга и норвежца Генриха Ибсена. В этом культурном сплаве не только не возникало противоречий, но он способствовал формированию его неповторимого стиля. На кинематограф Бергмана также оказали влияния режиссеры Виктор Шёстрем и Мауриц Стиллер, которые работали в Швеции в 1920;1930;е годы.

Бергман — великий психолог и философ. Его интересуют самые важные, вечные и неразрешимые вопросы: что есть человеческое бытие? в чем его смысл? как соотносятся человеческая жизнь и жизнь окружающего мира? чем для человека является общество? чем — семья? Его творчество отражает непрочность жизни и неизбежность смерти. Он пытается раскрыть самые сущностные темы искусства. Подобно Малеру, Бергман мог бы воскликнуть: «Почему ты жил? почему ты страдал? неужели все это — только огромная страшная шутка? Мы должны каким-то образом решить эти вопросы, если нам предстоит жить — и даже если нам предстоит только умереть! В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, — тот должен дать какой-нибудь ответ <.>». Мучительные поиски ответа на эти вопросы в конце работы над очередным фильмом кажутся Бергману незавершенными, а ответы неубедительными. И, как будто понимая неполноту своих решений, он вновь и вновь обращается к вечным вопросам, пытаясь приблизиться к их пониманию. В этом смысле каждый его следующий фильм является продолжением.

2 Полный список фильмов находится в приложении № 1.

3 Малер Г. Письма. СПб. 2006. С. 251. предыдущего. Все его произведения, объединенные внутренними причинно-следственными связями, выстраиваются в единый ряд. Взаимодействие между ними происходит не только на уровне проблематики, но и с помощью отдельных повторяющихся сюжетных мотивов, которые переходят из картины в картину.

Все произведения Бергмана заключают в себе многозначность смыслов. Они требуют авторского комментария, вдумчивого осмысления. Исследуя причины явлений, осознавая неполноту того, что выражено словами, зрительным рядом фильма или сценическим действием спектакля, Бергман неизбежно приходит к необходимости обращения к музыке. В одном из интервью он заметил: «Слова созданы для того, чтобы скрывать действительность, не так ли? У меня не очень хорошо со словами. Когда я пытаюсь сказать что-нибудь с помощью слов, мне кажется, что я теряю половину того, что я хотел донести до зрителя. Музыка гораздо надежнее передает истинное значение мысли"4.

Огромная эрудиция Бергмана в области музыкального искусства способствовала тому, что музыка заняла в его произведениях существенно важное место. Однако не только любовь к ней и глубокие знания приводят его к использованию музыкальных произведений в театральных спектаклях и кинофильмах. Для режиссера обращение к музыке является потребностью. Он указывает на общность временной и ритмической природы музыки и театрального действия, музыки и хода кинофильма. По мнению Бергмана «ни один вид искусства не имеет столько общего с кинематографом, как музыка. Оба воздействуют на наши эмоции непосредственно, минуя интеллект. Кинематограф в основном — ритм, вздох и выдох в непрерывной последовательности. Еще с детства музыка стала для меня великим источником освежения и бодрости, и часто я воспринимаю фильм или театральную пьесу музыкально"5.

4 Steene В. Focus on The Seventh Seal. Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, N.J., 1972. P. 44.

5 Бергман. И. Статьи, рецензии, сценарии, интервью. М., 1969, с. 246.

Звучание музыки пронизывает большинство сценических и кинематографических работ режиссера. Бергман использует как классическую, так и специально сочиненную музыку (преимущественно современных шведских композиторов). Он постоянно обращается к сочинениям И. С. Баха, Л. В. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и многих других композиторов. Классическая музыка наиболее важна для эстетической концепции Бергмана. Она несет для него как субъективный, так и общезначимый понятный многим смысл, поэтому часто он использует ее в качестве эстетического и философского комментария. Музыка помогает ему раскрыть подтекст режиссерского решения, а оно, в свою очередь, помогает прочитать глубинный и вечный смысл музыкальных произведений. Однако при общности проблематики фильмов Бергман нередко по-разному выстраивает их музыкальную драматургию. В театральных постановках режиссер также обращается к тем музыкальным произведениям, которые делают концепцию писателя более ясной, и выстраивает музыкальное сопровождение спектакля так, чтобы музыка подчеркивала границы формы и наиболее важные моменты в драматургии пьесы.

Бергман — один из самых универсальных художников второй половины XX века. Совершенно удивительно, что он не получил систематического профессионального образования ни в области театрального искусства, ни в кинематографе. Энциклопедические познания в разных областях искусства он почерпнул из книг, общения с коллегами и друзьями, а также в процессе «живой» практики. Многогранность личности, универсальная широта интересов и образованность позволяли ему объединять в своей работе разные виды искусства и способы познания мира. Подобно Вагнеру в XIX веке, Бергман создал Сезат1кипз1луегк в условиях искусства второй половины XX века. Принципы работы в театре Бергман использовал при создании фильма, и, наоборот, приемы кинематографа влияли на его театральные постановки. Однако именно в работе над музыкальными произведениями в наивысшей степени проявлялась способность Бергмана охватить искусство в его полном синтезе. Широкоизвестным и наглядным воплощением этого единства стала постановка «Волшебной флейты» Моцарта, которая представляет собой соединение оперы, театральной постановки и фильма. Уже в конце творческого пути, в 1990;е годы, Бергман создал «комплексное» произведение искусства на основе античной трагедии. Это была опера шведского композитора Даниэля Бёрца на сюжет трагедии Еврипида «Вакханки». В результате совместного творчества режиссера и композитора получилось произведение, в котором разные искусства так органично сочетаются между собой, что это позволило Бергману сделать на основе трагедии три спектакля: для музыкального и драматического театров, а также для телевизионного показа.

Несмотря на то, что классическая музыка способна наилучшим образом раскрыть те смыслы, которые заключены в работах Бергмана, он также в ряде случаев обращался к шведским композиторам с просьбой написать музыку для того или иного фильма или театрального спектакля. В разные годы он сотрудничал с Хильдингом Русенбергом, Эрландом фон Кохом, Эриком Нурдгреном, Карлом Биргером Блумдалем и Ларсом Юханом Верле. В театре Бергман работал с Карлом-Хенриком Эндстрёмом, Туром Рангстрёмом, Ин-гваром Висландером, Даниэлем Беллем. Несмотря на разные творческие принципы, все композиторы с большой теплотой и благодарностью вспоминали годы работы с режиссером.

Творчество Бергмана настолько обширно, а проблематика произведений настолько глубока, что охватить его деятельность во всей полноте не представляется возможным.

Музыка дает важные ключи к пониманию творческого метода, принципов и стиля Бергмана. Это определяет основные задачи исследования: — показать роль музыки в формировании творческих принципов режиссеравыявить своеобразие метода режиссера в работе с классической и современной музыкой в кино на примере фильмов «Как в зеркале», «Осенняя соната», «Сарабанда" — обобщить принципы музыкального оформления театральных спектаклей на примере пьес А. Стриндберга «Игра снов» и «Соната призраков" — рассмотреть соединение различных видов искусства в фильме-опере «Волшебная флейта» и раскрыть своеобразие бергмановского прочтения этого произведенияпредставить анализ телеоперы Д. Бёрца «Вакханки», в которой объединяются не только разные виды искусства, но и эпохи, жанры, стили.

Главная цель работы — показать место и значение музыки в искусстве Бергмана.

Несмотря на значительное количество работ о Бергмане, нет исследования, специально посвященного месту музыки в его творчестве. Решая поставленные в работе задачи, мы опираемся в первую очередь на результаты трудов режиссера: автобиографические книги, интервью и его художественные произведения.

При той большой известности, которую заслужили фильмы Бергмана в России, литературы о нем и его деятельности на русском языке явно недостаточно. Среди опубликованных работ интерес представляют две автобиол 7 графические книги — «Латерна магика» и «Картины», а также книга диалоо гов режиссера «Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино», записанных американскими исследователями Л. Л. Маркер и Ф.Дж.Маркер. В первых двух книгах мастер бескомпромиссно, с беспощадной честностью и иронией рассказывает о своей жизни, об окружающих людях, о творческих муках и радости свершений, о работе над различными произведениями в разных странах мира. Несмотря на глубокое содержание этих книг, их перевод.

6 Бергман И. Латерна магика. М., Искусство, 1989. Пер. А.Афиногеновой.

7 Бергман И. Картины. Москва — Таллин, 1997. Пер. А.Афиногеновой.

8 Бергман И. Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино, М., Радуга, 1985. Пер. изд. «Радуга». на русский язык не отличается высоким качеством и хорошим литературным слогом.

В сборнике «Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интер-. вью"9 собраны и переведены материалы из разных зарубежных источников.

С конца 1970;х годов отдельными изданиями были опубликованы сценарии режиссера: «Сцены из супружеской жизни"10, «Осенняя соната"11, «Испове-12 дальные беседы». В разные годы в периодических изданиях «Искусство кино» и «Советский экран» выходили статьи, посвященные премьерам кинопроизведений Бергмана. В последние несколько лет выдержала два новых русскоязычных издания книга «Представления"13, которая содержит три повести: «Неверные», «Дело души», «Любовь без любовника».

В 2009 году в России появилась новая книга Бергмана «Пятый акт"14. В нее вошли драматические сочинения Бергмана разных лет. Уникальность этой работы заключается в том, что последовательность произведений «сре-жиссерована» самим автором. Он также сам отбирал фотоматериал для этой книги.

Литературу о Бергмане на иностранных языках можно разделить на несколько групп:

1. монографические труды;

2. исследования его театральной деятельности;

3. работы, посвященные литературному творчеству Бергмана;

4. труды, освещающие вопросы связи кинематографических, театральных и литературных работ Бергмана;

5. периодические издания, в которых рассматриваются разные аспекты творчества режиссера;

9 Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью, М., Искусство, 1969.

10 Бергман И. Сцены из супружеской жизни. Киноповести. М., Прогресс, 1979.

11 Бергман И. Осенняя соната. Киноповести. М., Известия, 1988.

12 Бергман И. Исповедальные беседы//Новый мир, № 1, 1997.

13 Бергман И. Представления. М., 2005.

14 Бергман И. Пятый акт. М., 2009.

6. культурологические работы, в которых представлено творчество Бергмана в контексте скандинавской культуры.

К наиболее крупным монографическим работам относятся труды американских исследователей. Работа Питера Коуи «Ингмар Бергман. Критическая биография"15 — единственный труд, где автор последовательно и подробно излагает биографию режиссера от рождения до премьеры фильма «Фанни и Александр». Все остальные исследования рассказывают о жизни художника, начиная с появления его первых профессиональных работ. Книга Робина Вуда «Ингмар Бергман"16, написанная в 1969 году, еще не использует хронологического принципа изложения материала. В ней предпринята одна из первых попыток анализа фильмов, объединенных автором в соответствии с определенной тематикой: религиозные проблемы, женские характеры, ко.

1 >п медии. В труде Роджера Манвелла «Ингмар Бергман: оценка», созданном в 1980 году, анализируются фильмы в связи с событиями личной жизни режиссера. В монографиях Йорна Доннера18, Стюарта Камински19, Маарета Коски.

20 21 22 нена, Джона Симона и Лайфа Церна сделан акцент на особенностях режиссерской работы Бергмана и его сотрудничестве с актерами: Максом фон Сюдовым, Эрландом Йозефсоном, Лив Ульман, Биби Андерссон, Харриет Андерссон.

В большинстве вышеперечисленных трудов предлагается следующая периодизация творчества Бергмана:

1944;1951 —ранний период (Хельсингфорш, Мальмё и Гётеборг) — 1952;1960 — работа в Мальмё;

1960;1976 — центральный период творчества (Стокгольм) — 1977;1984 — зарубежный период (Мюнхен).

15 Cowie P. Ingmar Bergman. A Critical Biography. London, 1982, second edition 1992.

16 Wood R Ingmar Bergman. London, 1969.

17 Manvell R. Ingmar Bergman: An Appreciation. New York, 1980.

18 Donner J. The personal vision of Ingmar Bergman. Indiana. Univ. Press, 1964.

19 Kaminsky S. Ingmar Bergman. Essays in Criticism. London. Oxford Univ. Press, 1975.

20 Koskinen M. Ingmar Bergman. Boras, 1997.

21 Simon J. Ingmar Bergman directs. New York, 1967.

22 Zern L. Se Bergman. Stockholm, 1993.

Так как рассматриваемые работы затрагивают творчество до 80-х годов, в них нет сведений о последующей деятельности режиссера. Мы добавляем к уже указанным четырем, пятый период — период позднего творчества, который длился с 1984 до 2003 года, когда вышел последний фильм «Сарабанда».

В конце 60-х годов выходят первые исследования театральной деятельности Бергмана. Описание методов его работы появляется как в книгах, посвященных общей истории театра скандинавских стран23, так и в отдельных трудах: Фредерика Маркер и Лизы Маркер24, Эгила Тёрнквиста25. Серьезные и глубокие исследования театральных постановок Бергмана принадлежат шведскому искусствоведу Хенрику Шёгрену.26. В его книге «Игра и ярость» можно найти большие фрагменты бесед с Бергманом о проблемах театрального искусства. Здесь же находится наиболее полная информация о постановке трагедии Еврипида «Вакханки». Работы Шёгрена включают ценный фактологический материал и большое количество высказываний актеров, с которыми работал Бергман. Две интересные публикации вышли в начале 2000;х годов. Обе они раскрывают историю постановок одного из произведений. Рикард Луман посвятил свою работу жизни «Зимней сказки» Шекспира на сцене Драматена27. А исследователь Ай Юнг Тыонг представил новые сценические открытия Бергмана в трех его постановках «Игры снов» Стриндберга, а также связь пьесы драматурга с идеями восточной философии28.

Особый интерес представляют труды, в которых раскрываются связи между кинематографическими, театральными и литературными работами.

11 Marker F., Marker L. The Scandinavian theater. A short history. Totowa, 1975. Theater in the five Scandinavian countries. Stockholm, 1971.

24 Marker F., Marker L. Ingmar Bergman. A life in the theater. Directs in perspective. Cambridge. Univ. Press, 1992.

25 Tornqvist E. Bergman och Strindberg. Spoksonaten — drama och iscensattning. Dramaten 1973. Lund, 1973.

26 Sjogren H. Ingmar Bergman pa teatern. Uppsala, 1968.

Sjogren H. Lek och Raseri. Ingmar Bergmans teater 1938;2002. Kristianstad, 2002. Sjogren H. Regi: Ingmar Bergman. Dagbok fran Dramaten 1969. Stockholm, 1969.

27 Loman R. Avstand-Narhet. Ingmar Bergans «Vintersaga» pa Dramaten. Lund, 2005.

28 Jai-Ung H. Creating theatrical dreams. A taosist approach to MolanderBergmans and Wilsons productions of.

Strindbergs «A dream play». Stockholm, 2003.

Бергмана. Среди них выделяются две книги Тёрнквиста Э.29, в которых автор проводит очень интересные параллели между сценариями Ингмара Бергмана и литературными произведениями Августа Стриндберга, Генриха Ибсена и Яльмара Бергмана. Особняком стоит труд Марилина Блэквелла30. Это исследование представляет собой необыкновенно удачную попытку анализа символов одного из самых сложных фильмов Бергмана — «Персона».

Творчество Бергмана сопровождалось множеством критических статей в различных шведских и зарубежных периодических изданиях: Сюдсвен-ка Дагбладет (Sydsvenska Dagbladet), Дагенс Нюхетер (Dagens Nyheter), OtmbMK0HCT (Filmkonst), Фильмнюхетер (Filmnyheter) и др. К 70-летию режиссера шведский киножурнал «Чаплин"31 выпустил юбилейный номер, где были собраны статьи и поздравления кинематографистов всего мира: Акиро Куросавы, Федерико Феллини, Вуди Алена, Паоло и Витторио Тавиани, Йорна Доннера, Жан-Люка Годара, Этторе Сколы, Макса фон Сю-дова и др.

Есть исследования, рассматривающие место Бергмана в контексте скандинавской культуры. В начале 1980;х этому вопросу уделил внимание.

32 «» «.

Филипп Мослей, который написал о связи творчества Бергмана с произведениями писателей А. Стриндберга и Я. Бергмана, а также фильмами датского режиссера Дрейера (Dane Carl Dreyer) (1889−1968). В 1998 году появился сборник статей «Стриндберг, Ибсен и Бергман», в котором собраны статьи по отдельным проблемам скандинавского театра, кино, литературы и живописи.

Огромный объем информации о Бергмане и процессе его работы в кино и театре содержится в различных аудиои видеоматериалах, хранящих.

29 Tornqvist E. Filmdiktaren Ingmar Bergman. Amsterdam, 1993.

Tornqvist E. Between stage and screen. Ingmar Bergman directs. Amsterdam University Press, 1995.

30 Blackwell M. Persona: The Transcendent Image. University of Illinois press, 1986.

31 Ingmar Bergman at 70: a tribute/ Akira Kurosava., dubbel nummer Chaplin 215/216, published by SFI, Stockholm, 1988.

32 Mosley P. Ingmar Bergman: Cinema as Mistress. London, Boston, 1981.

33 Strindberg, Ibsen & Bergman. Essays offered to Egil Tornqvist. Ed. dy Harry Perridon. Shaker publishing. Maastricht 1998. ся в шведском архиве БЬВА34, который в 2009 году был переименован в.

БМБВ. На шведском радио (канал Р2) было сделано три передачи с участи.

2 С лл ем режиссера: «О «Вакханках», «Лето с Ингмаром Бергманом», «Среди то музыки» .

В 1962 году шведский режиссер Вильгот Шёман решил создать документальный фильм о работе Бергмана над кинопроизведением. В тот момент режиссер работал над картиной «Причастие». Шёман сделал фильм «Ингмар Бергман делает фильм"39 в четырех частях (Сценарий, Съемки, Монтаж, Премьера), содержащий интервью с Бергманом, фрагменты его работы с актерами и другими членами съемочной группы, а также ценнейший материал о творческом процессе мастера. В течение всего периода съемок Шёман вел дневник, который был опубликован сразу после премьеры фильма в 1963 году40. Эта книга во многом дублирует содержание фильма, но в ней содержатся также личные впечатления автора о работе Бергмана. В более поздние годы Бергман сам давал кому-нибудь из знакомых операторов любительскую камеру, чтобы запечатлеть свою работу. Так появились фильмы о создании картин «Вечер шутов"41, «Урок любви"42, «Женские грезы"43, «Улыбки летней ночи"44, «Земляничная поляна"45, «На пороге жизни"46, «Фанни и Александр"47, «Волшебная флейта"48. Особый интерес представляют киноматериалы о работе Бергмана в театре. Это — разные фильмы, в основном относящиеся к 1990;м годам: о гастролях шведского театра в Америке «Бергман.

34 Statens ljudoch bild arkiv. Stockholm, Karlavagen 98.

35 Svensk mediadatabas. Stockholm, Karlavagen 98.

36 SR, P2, «Om Backanterna». 2001;04−08.

37 SR, P2, Sommar med Ingmar Bergman, 2004;07−18.

33 SR, P2. Mitt i musiken. 2006;06−29.

39 SMDB. Ingmar Bergman gor en film: Manuskriptet (1963;01−27), Inspelning (1963;02−03), Efterarbetet (196 302−10), Premiaren (1963;02−22). Band nummer В 0148. («Ингмар Бергман делает фильм: Сценарий, Съемки, Монтаж, Премьера»).

40 Sjoman V. L-136. Dagbok med Ingmar Bergman. Stockholm, 1963.

41 Gycklarnas afton-bakomfilm 1953. SMDB: ZS T03−0193.

42 En lektion i karlek-bakomfilm 1954, SMDB: ZS T03−0193.

43 Kvinnodrom-bakomfilm 1955, SMDB: ZST03−0193.

44 Sommarnattens lccnde-bakomfilm, SMDB: ZST03−0193.

45 Smultronstallet-bakomfilm, SMDB: ZSJT03−0193.

46 Nara Iivet-bakomfilm, SMDB: ZST03−0193.

47 Dokument Fanny och Alexander: Bilder fran inspelningen av Fanny och Alexander. SMDB: ZSVR96−0733.

48 Tystnad! Tagning! Trollflojten! SMDB. TV05−4 980 или ZSsvtsvt22005;01−02. на сцене: Драматен в Нью-Йорке"49, документальный фильм об оперной постановке «Вакханок"50, телевизионное интервью Вильгота Шёмана с Ингма-ром Бергманом о его постановке пьесы Юкио Мисима «Маркиза де Сад"51, а также трехсерийная передача о жизни и творчестве Бергмана «Разговор с Ин.

ГЛ гмаром Бергманом". Все сферы деятельности режиссера удалось показать зрителям шведской журналистке Марие Нюрерёд. В 2004 году она выпустила фильм в трех частях «Ингмар Бергман и кино», «Ингмар Бергман и театр»,.

Ингмар Бергман о Форе и жизни". Среди медиаматериалов существует также документальная передача «Ингмар Бергман и музыка"54, выпущенная в 2007 году, однако ее содержание ограничивается фактами, известными нам по книгам и более ранним телеинтервью режиссера.

Труды в области теории киноискусства почти не затрагивают непростой проблемы музыки в кино. Но, тем не менее, в этой области можно опереться на фундаментальный труд З. Лиссы «Эстетика киномузыки"55 и докторскую диссертацию Т. Егоровой «Музыка советского фильма: историческое исследование"56.

Большой интерес представляют копии автографов партитур композиторов XX века, сотрудничавших с Бергманом, которые были получены в.

СП.

Архиве рукописей шведских композиторов" (8Т1М). Знакомство с этими материалами помогло автору работы раскрыть разные стороны творчества режиссера, представить его личность и создать его творческий портрет.

49 Bergman on stage: Dramaten in New York (1993). SMDB. ZSJVR94−0844.

50 Infor Backantema: Bortz, Bergman och Backanter. SMDB, 1993. TV93−2495 или YATV93−2495.

51 Infor Markisinnan de Sade. SMDB, 1992. YATV92−2284.

52 Samtal med Ingmar Bergman. Del. 1−3. SMDB. BD 1831 TV21975;12−28- BD 1831 TV 21 975;12−30- BD 1846 TV21976;01−01.

53 Ingmar Bergman: 3 dokumentarer om film, teater, Faro och livet. Del 1−3. Stockholm 2004. Intervju och Produktion Marie Nyrerod.

54 Ingmar Bergman och musiken. SMDB. 2007. TV08−5 530.

55 Лисса 3. Эстетика киномузыки. M., Музыка, 1970.

56 Егорова Т. Музыка советского фильма: историческое исследование. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, докт. искусствоведения. М., 1998.

57 Swedish Music Information Centre www.mic.stim.se Автору удалось ознакомиться с произведениями Русен-берга (музыка к фильму «Травля»), Нурдгрена («Женщины ждут»), Коха («Кризис»), Верле («Час волка»), Блумдаля («Вечер шутов»).

Автор пользуется возможностью выразить особую благодарность руководителю Шведско-русского центра Российского Государственного Гуманитарного Университета Тамаре Алексеевне Тоштендаль-Салычевой за постоянную поддержку и помощь, а также за предоставленную возможность стажироваться в Швеции. Автор благодарит за ценные консультации и помощь в поисках материалов профессора музыкологии Уппсальского университета Анну Иварсдоттер. Автор также благодарен директору Архива рукописей шведских композиторов STIM (Стокгольм) Сьюзан Суттнер, специалистам Архива звуков и изображений SLBA (SMDB) в Стокгольме Бритте Пейерви и Анне Хедман, а также сотрудникам библиотеки Carolina Rediviva и Ekonomikums в Уппсале. Выражаю искреннюю признательность членам кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории М. А. Сапонову и Е. И. Гординой, принявшим участие в обсуждении диссертации, за их ценные комментарии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой