Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феноменология смертной казни в России первой половины XIX века: культурологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема жизни и смерти по-разному оценивалась в различных типах культур. Феномен смерти — это не только проблема отдельного индивида, а также и проблема государства и общества в целом, как высшего арбитра социальной справедливости. Смертная казнь, как форма социальной защиты, в настоящее время исследуется различными науками. Вхождение России в систему европейских государств, отменивших смертную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема смерти в истории культуры и философии. Параграф
    • 1. 1. Смерть как феномен культуры. Параграф
    • 1. 2. Рефлексия феномена смерти в западноевропейской и русской философии
  • Параграф
    • 1. 3. Социальные и правовые аспекты феноменологии смерти в России первой половины XIX века. Примечания к главе I
  • Глава 2. Аксиолого-танатологическая интерпретация деятельности декабристов и петрашевцев в России. Параграф
    • 2. 1. Деятельность декабристов и их социально-нравственная оценка обществом. Параграф
    • 2. 2. Деятельность петрашевцев и их социально-нравственная оценка
  • Параграф
    • 2. 3. Сравнительный анализ воздействия деятельности декабристов и петрашевцев на российское самосознания, первой половины XIX века. Примечания к главе II

Феноменология смертной казни в России первой половины XIX века: культурологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования заключается в том, что состояние российского общества последней трети XX века, его духовная атмосфера во многом определяется переходными процессами в государстве. Отказ от прежней идеологии, принятие общеевропейских ценностей заставляет еще раз задуматься над экзистенциональными проблемами бытия, одной из важнейших которого является проблема жизни и смерти человека. Попытки её философского решения достаточно многообразны и порой кажутся абстрактными. Культурология, как новая наука, также ассимилировала эту проблематику, но позволяет рассматривать ее в более конкретных историко-социальных условиях, с учётом правовой, психологической обстановки и культурной детерминации.

Проблема жизни и смерти по-разному оценивалась в различных типах культур. Феномен смерти — это не только проблема отдельного индивида, а также и проблема государства и общества в целом, как высшего арбитра социальной справедливости. Смертная казнь, как форма социальной защиты, в настоящее время исследуется различными науками. Вхождение России в систему европейских государств, отменивших смертную казнь, требует осознания для ее легитимации в российском обществе как элемента национальной культуры. Мы полагаем, что только культурологическая рефлексия может быть аргументом для ее приятия или неприятия общественным сознанием.

Данный вид наказания — один из самых древних, из известных уголовному праву России. Смертная казнь существует уже много веков. В течение этого времени многократно менялось отношение к этому виду наказания. Она то применялась достаточно широко, то не назначалась вовсе. Достаточно долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества, а затем на первый план переместилось воздействие превентивное: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершении новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасности быть казнёнными).

Сегодня общество разделилось на два лагеря. Одни высказываются «за», другие — «против» смертной казни. Добро это или зло? Можно ли поставить знак равенства между ценностью жизни преступника и ценой награбленного им имущества? Является ли смертная казнь спасением от всех бед? Поможет ли она избавиться от преступлений? Какие духовные и материальные сферы жизни общества затрагивает эта «социальная необходимость»? Что чувствуют приговорённые к смертной казни? На все эти вопросы человеческое общество пыталось и пытается дать ответ, а также решить данную проблему.

Авторитетнейший историк права Н. Д. Сергеевский говорил, что науки общественные и юридические знают такие вопросы, которые никогда не потеряют своего значения и которые из века в век привлекают к себе критическую мысль человека и остаются вечно новыми. Это именно те вопросы, решение которых связано с прогрессом самого человека, с изменением его психических свойств и социальных отношений. И первое место занимает такое явление нашей государственной жизни, как смертная казнь, которое состоит в лишении жизни одного гражданина силою всех остальных граждан за совершённое им нарушение установленного порядка общежития.

Степень научной разработанности: анализ состояния разработанности проблемы позволяют констатировать, что существует ряд исследований, имеющих непосредственное значение для изучения смерти и смертной казни. Это работы учёных философов и культурологов: Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескьё, Р. Оуэна, Г. Гегеля, Э. Канта, Л. Фейербаха, М. Монтеня, А. Шопенгауэра, Б. Рассела, Н. Бердяева, В. Соловьёва, Л. Шестова, а также работы современных учёных: Ф. Ариеса, М. Вовеля, О. Тибо, Л.-В. Тома, М. Фёдоровой, В. Красикова, В. Янкелевича.

Исследования по истории формирования и применения смертной казни представлены работами Ч. Беккариа, Н. Загоскина, С. Викторского, Н. Карамзина В. Ключевского, М. Гернета, Н. Троицкого, Р. Скрынникова,.

Большой интерес с точки зрения криминологии имеют исследования: М. Духовского, П. Калмыкова, А. Лохвицкого, И. Фойницкого, А. Кистяковского, Н. Таганцева, Н. Сергеевского, А. Богдановского, В. Спасовича, И. Джабадари, И. Беляева, Б. Чичерина, Б. Ошеровича, И. Солодкина, В. Рогова, М. Шаргородского, Н. Шелкопляс, А. Михлина, В. Квашиса.

Также данная проблема широко представлена в художественной и публицистической литературе произведениями таких писателей как А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, Н. Чернышевский, И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, Л. Андреев, В. Гюго.

Работ, посвященных данной теме, достаточно много. Их отличает глубокая научная проработка. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что несмотря на наличие большого числа публикаций по данной теме, конкретных работ, посвященных культурологическому аспекту смертной казни, нет.

Проблема заключается в противоречии между осознанием значения роли мер социальной защиты, в том числе и смертной казни, и историческими, культурными и политическими условиями её реализации.

Объектом исследования является феномен смертной казни в культурно-исторической определённости.

Предметом исследования являются социокультурные условия применимости смертной казни в России в первой половине XIX века.

Цель исследования заключается в анализе культурно-исторических условий применимости смертной казни в первой половине XIX века в России. Задачи исследования:

— выявить специфику феномена смерти как явления культуры;

— зафиксировать и проанализировать интерпретации смертной казни в социально-правовой системе России;

— выявить аксиологические и психологические аспекты процесса реализации смертной казни;

— проанализировать особенности отношения декабристов и петрашевцев к смертной казни как индивидуально-личностный процесс, включённый в систему культуры начала XIX века в России.

Методология исследования определяется сложностью проблемы смертной казни, в частности её культурологического аспекта, что потребовало адекватной системы методов её исследования. В настоящем исследовании таковыми являются: сравнительно-исторический метод, метод структурно-функционального анализа и историко-генетический метод, а также методы анализа и синтеза, метод эмпатии.

Методологической базой данного исследования послужили труды, которые по своему содержанию, на наш взгляд, наиболее актуальны в контексте обозначенной проблематики, философов: Ш.-Л. Монтескьё, Гегелем, Э. Кантом, Л. Фейербахом, Заком Г., Э. Фроммом, М. Фуко, Ф. Ариесомисториков: Викторским С., Загоскиным Н., Гернетом М.- правоведов: Ч. Беккариа, Таганцевым Н., посвященные смерти и смертной казни.

Научная новизна заключается в том, что:

1. Эксплицирована дивергенция взглядов на смерть и смертную казнь в различных типах культур.

2. Раскрыты особенности понимания смерти и смертной казни в истории России.

3. Зафиксированы особенности реализации смертной казни в первой половине XIX века в России, которые обусловлены особенностями культурно-правовой ситуации этого периода.

4. Выявлены аксиологические и психологические аспекты духовного мира декабристов и петрашевцев в их интерпретациях феномена смертной казни.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен смерти и смертной казни является внутренним элементом системы культуры.

2. Смертная казнь в российской истории есть явление внутренне ей присущее и детерминированное конкретно-исторической ситуацией.

3. Особенности культурно-правовой ситуации первой половины XIX века, определившие роль и применимость смертной казни, заключались во влиянии войны 1812 года на культуру России, реакции политической и культурной элиты на институт смертной казни и осознанием необходимости более эффективного государственного устройства в данный период.

4. Показано, что ценностное восприятие смертной казни представителями общественно-политических движений — декабристов и петрашевцев обусловлено как культурной ситуацией начала XIX века, так и их личностными качествами.

Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот культурологии теоретического осмысления феномена смертной казни, и как следствие, расширении понятийного аппарата самой культурологии, в формировании культурологической установки на восприятие данного феномена и тем самым расширении проблемного поля философии, социологии, истории, истории России, психологии, юриспруденции, осмыслении места смертной казни в функционировании государственных институтов России в первой половине XIX века.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован на лекциях, практических занятиях, проводимх в высших учебных заведениях по курсам философия, культурология, история Отечества, история правоохранительных органов, а.

Выводы по II главе.

Таким образом, суммируя всё вышесказанное можно сказать, что декабристы выступали против применения смертной казни. Цель наказания видели в исправлении виновного, а не в его устрашении. При этом они полагали, что уголовная практика должна строиться на демократических началах. Она по существу должна быть гуманной, как в Западной Европе. В частности, против данного вида наказания выступали следующие участники восстания: П. Пестель, Н. М. Муравьёв-Апостол, Н. И. Тургенев, П. Каховский, Ф. Глинка, А. Борисов, М. Фонвизин, М. Спиридов, Н. Крюков, М. Бестужев. Приговорённые к смерти декабристы продемонстрировали своим поведением перед казнью силу духа, уверенность в своей правоте и стойкость характера. Все участники восстания 14 декабря 1825 года представляли себе, какое наказание их ждёт. Они прекрасно знали законы Российской империи и морально были готовы к худшему исходу. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что людей с такими развитыми чувствами и стремлениями не могла испугать смертная казнь.

На основании приведённых воспоминаний можно утверждать, что участники восстания достойно встретили свою смерть и в морально-этическом плане стояли выше официальных кругов. Оценивая поступки обречённых на смерть декабристов, можно утверждать, что их пугала не сама смертная казнь, в какой-либо жестокой форме она не применялась.

Что же касается кружка Петрашевского, то обстоятельства складывались таким образом, что смертный приговор императором Николаем I был определён заранее и связано это было прежде всего с ситуацией как внутри страны, так и за границей. Поэтому царём и был подготовлен и разыгран спектакль со смертным приговором на Семёновском плацу. Цель этого действа в данном случае была ясна — устрашение граждан империи. Российское общество и в 1825 году, и в 1849 разделилось на два лагеря: тех, кто оценивал действия и мысли осуждённых как преступные, а следовательно, и смертная.

Заключение

.

Смертная казнь как вид наказания существует с древнейших времён. За её многовековую историю сложилась устойчивая тенденция к сокращению применения этого института, что мы и можем проследить при анализе российской истории и культуры.

В первой половине XIX века смертная казнь назначалась в России в следующих случаях: за государственные преступления — Верховным уголовным судом, за карантинные преступления — военными судами по нормам общеуголовных законов, за военные преступления — военными судами по Полевому уголовному уложению.

На становление и развитие института смертной казни оказал влияние целый ряд факторов, в числе которых необходимо назвать следующие: обострение борьбы между классами, мировой опыт, который свидетельствовал о неуклонном сокращении правовых оснований применения смертной казни и выводы русской науки о необходимости исключения данного института из системы уголовных наказаний, а также отношение к данному институту российских самодержцев, которое определялось с одной стороны вполне обоснованным страхом за свою жизнь, с другой — исторической традицией применения данного вида наказания.

Рассматривая данную тему в период первой половины XIX века, мы выявили проблему противоречия между российским правом, с одной стороны и социально-политической, духовной и морально-этической действительностьюс другой стороны. При этом на протяжении примерно пятидесяти-шестидесяти лет характер этих противоречий менялся в связи изменениями, происходящими в стране, а именно: войной 1812 года, реакцией культурной и политической элиты на институт смертной казни, а также осознание прогрессивной общественностью необходимости в более эффективном государственном устройстве.

Во время правления царя Александра I ситуация в обществе складывалась так, что морально-этические взгляды на проблему применения смертной казни кардинально менялись в сторону гуманизации, связано это было с отношением к данному виду наказания самого императора и всего общества в целом.

С приходом на трон царя Николая I вопрос о применении смертной казни вышел на новый этап. Смертная казнь в России вводилась не только за государственные, но и за общеуголовные преступления и, таким образом, данный институт становится мерой не исключительной, а обычной, включённой в лестницу наказаний.

Во время научной работы были выявлены аксиологические и психологические аспекты процесса реализации смертной казни, проанализированы особенности отношения декабристов и петрашевцев к смертной казни, на основании которых можно сделать вывод о неоднозначном отношении к смертной казни российского общества данного периода.

Также на основании выводов данного исследования, мы можем увидеть наличие крупного конфликта в России первой половины XIX века между нравственностью и безнравственностью, справедливостью и её отсутствием, который проистекает из цивилизационного положения России в мировом сообществе цивилизаций. Россия географически находится между двумя мощными культурными потоками, а именно: Востоком и Западом и поэтому органически впитала в себя как черты как восточной, так и западной культуры. И на протяжении всего времени своего существования, Россия, вплоть до сегодняшнего дня продолжает находиться в состоянии конфликта, поскольку с одной стороны, Россия — это страна западного типа культуры: прогрессивная, просвещенная, гуманная, а с другой стороны — страна восточного типа культуры: безжалостная к преступникам и требующая самого сурового наказания за совершённые преступления.

Учитывая вышеизложенное и выводы, полученные в результате исследования можно сказать, что смертная казнь была явлением, внутренне присущим русскому государству первой половины XIX детерминированное конкретно-исторической ситуацией.

Несомненно то, что данная тема до конца не изучена дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К. Страницы истории декабризма. Книга I. Иркутск: Восточно-Сибирская правда, 1991. — 489 с.
  2. И. Г. К вопросу о смертной казни. М.: Печатня А. И. Снегирёвой, 1915.-32 с.
  3. Алексеевский равелин: Секретная государственная тюрьма Россиив XIX веке- в 2-х томах. Л.: Лениздат, 1990.- Т.1. 446 е., Т.2. — 447 с.
  4. А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М.: Просвещение, 1966.-249 с.
  5. Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М.: Инфра-М, 1995. 320 с.
  6. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.-528 с.
  7. С. А. Следствие и суд над декабристами. \ ж. Вопросы истории, 1970 г. № 2.-с. 115−128.
  8. Архив графов Мордвиновых. Том 8. СПб.: Государственная типография, 1903.-724 с.
  9. И. В. Систематизация уголовного законодательства России в 30−70-ые годы 19 века. Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1997. 144 с.
  10. И. В. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (Предпосылки, история создания, государственно-правовой анализ). Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 1990. 195 с.
  11. Д. Д. Записки петрашевцев. // Русские мемуары. Избранные страницы. 1826−1856 гг. М.: Правда, 1990. 734 с.
  12. Д. Д. Из моих воспоминаний. (1849−1851). Сибирское издание «Общественной пользы», 1905. 272 с.
  13. Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1988 г. 544 с.
  14. В. И. Суд коронованного палача. Кровавая расправа над декабристами. М.: Россия, 1980. -201 с.
  15. Г. С. Сочинения и письма. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. Т. 1. Письма. (1813−1856). — 523 с.
  16. . Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: «Стеле» Билена, 1995. 303 с.
  17. В. Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека. Ростов-на-Дону.: Издательство Ростовского университета, 1987.-208 с.
  18. А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. Красноярк: Красноярской книжное издательство, 1990.- 379 с.
  19. Н. А. О назначении человека. М.: Республика. 1993.- 382 с.
  20. Беспалова JL Г. И дум высокое стремленье. Декабристы-литераторы на поселение в Тобольской губернии. Сведловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980 158 с.
  21. Библиотека декабристов. Полное собрание сочинений. М.: Сокол, 1906. Том 1. Рылеев К. Ф. Собрание сочинений. Статьи А. И. Герцена, Н. А. Бестужева, Г. Балицкого. 196 с.
  22. В. Н. Декабристы в Ялуторовске: Мировоззрение и деятельность. Новосибирск: Издательство Новосибирского университетата, 1990 г. 136 с.
  23. С. С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. М.: Госполитиздат, 1956.- 392 с.
  24. В. И. Мир истриии. Россия в XYII столетии. М.: Молодая гвардия, 1989.-319 с.
  25. Т. А. К вопросу о смертной казни. Харьков: типография журнала «Мирный труд», 1907. 13 с.
  26. Верные сыны Отечества: Воспоминания участников декабристского движения в Петербурге. JL: Лениздат, 1980. 400 с.
  27. О. В. Этика Бердяева. М.: Гардарики, 2000. -184 с.
  28. С. И. История смертной казни в России и современное её состояние. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1912. -387 с.
  29. С. Время казнить в России закончилось? // Российская юстиция, 1999. № 3. с. 10−11.
  30. В. Е. Очерки современных казней. М.: Типография А. П. Поплавского, 1906. 268 с.
  31. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 640 с.
  32. В. И., Гончаров Н. Ф. Уголовные наказания в России (история законодательства и практики его применения). Домодедово: РИПК работников МВД России, 1997.- 102 с.
  33. А. Ф. Петрашевский и царская тайная полиция. Киев: Наукова Думка, 1985.- 139 с.
  34. А. Ф. Полицейский сыск и кружок петрашевцев. Киев: КВШ МВД СССР, 1976.-86 с.
  35. С. С. Исторические взгляды декабристов. М, — Л.: АН СССР, Ленинградское отделение, 1958.-461 с.
  36. Воспоминания Полины Анненковой. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1977. 327 с.
  37. Воспоминания Бестужевых. М-Л.: издательство АН СССР, 1951. 891 с.
  38. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Том 1. М.: Госиздат, 1931.-430 с.
  39. И. П. Декабристы и религия. М.: Атеист, 1928. 72 с.
  40. С. Воспоминания: О декабристах. Разговоры. М.: Искусство, 1994.-288 с.
  41. Воспоминания Бестужевых. М-Л.: издательство АН СССР, 1951. 891 с.
  42. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Том 1. М.: Госиздат, 1931.-430 с.
  43. Восстание декабристов. Документы. Том 1. М.- Л.: Госполитиздат, 1925 — 275 с.
  44. Восстание декабристов. Документы. Том 4. М.-Л.: Госполитиздат, 1 927 323 с.
  45. Восстание декабристов. Документы. М.: Госиздат. Том 7. 1958. — 692 с.
  46. Восстание декабристов: Материалы. Л.: Госиздат. Том 8. 1925. — 431 с.
  47. Восстание декабристов: Материалы. Л.: Госиздат. Том 9. 1950. — 308
  48. Восстание декабристов. Документы. Том 11. М.: Госполитиздат, 1954. 435 с.
  49. Восстание декабристов. Документы. Том 12. М.: Издательство Наука, 1969 г.-475 с.
  50. Восстание декабристов. Документы. М.: Госполитиздат, 1975. -Том 13. -471 с.
  51. Восстание декабристов. Документы. М.: Наука, 1986. Том 16. — 399 с.
  52. Восстание декабристов. Документы. М.: Наука, 1980. Том 17. — 295 с.
  53. Восстание декабристов. Документы. М.: Наука, 1984. Том 18. — 368 с
  54. Восстание декабристов. Материалы. Л.: Госиздат, 1925. Том 8.-431 с
  55. Восстание декабристов. Материалы Дела верховного уголовного суда и Следственной комиссии. Том 9. М.: Госполитиздат, 1950. 306 с.
  56. Г. Сочинения. Том 4. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. М.: Соцэкгиз, 1959. 440 с.
  57. М. Н. Против смертной казни. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, Пятницкая улица, свой дом, 1906. 335 с.
  58. М. Н. Смертная казнь. М.: Типография «Я. Данкинъ и Я. Хомутовъ», 1913.-149 с.
  59. А. (Искандер). Заговор 1825 года. М.: «История», 1907 27с.
  60. А. И. Собрание сочинений в 30-ти томах. Том 13. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1857−1858 гг. М.: Издательство АН СССР, 1958- 675 с.
  61. А. И. Во глубине сибирских руд.: Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. Минск: Народная асвета, 1978.- 344 с.
  62. И. И. Записки. Письма. М.: Госполитиздат, 1963. 226 с.
  63. Я. А. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года. Л.: Лениздат, 1989.- 395 с.
  64. Я. А. События и люди 14 декабря: Хроника. М.: Советская Россия, 1985.-285 с.
  65. Государственные преступления в России в XIX веке. Сборник из официальных изданий правительственных сообщений. Под ред. Б. Базилевского. Том 1. 1825−1876 гг. STUNNGARD, 1903. 627 с.
  66. Н. И. Записки о моей жизни. М.- Л.: Издательство Академия, 1930.896 с.
  67. Я. Из истории смертной казни в России. М.: Набат, 1907. 15 с.
  68. А. Л. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 366 с.
  69. А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. «Одиссей», Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: Наука, 1989. 319 с.
  70. П. С. Размышления о жизни и смерти. // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — с. 608−625.
  71. П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. М.: Дрофа, 1998.-384 с.
  72. П. С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997.-448 с.
  73. В. Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 1. Последний день приговорённого к смерти. М.: Госполитиздат, 1953.- 594 с.
  74. Декабристы в воспоминаниях современников: Сборник статей. М.: Издательство МГУ, 1988. 507 е.
  75. Декабристы в Москве. Сборник статей. М.: Московский рабочий, 1963. -279 с.
  76. Декабристы на каторге и в ссылке. Л.: Прибой, 1925. 342 с.
  77. Декабристы. Отрывки из источников. М.-Л.: Госиздат, 1926, — 484 с.
  78. Декабристы: Сборник материалов. Л.: Прибой, 1926. 250 с.
  79. Декабристы в Сибири. Новосибирск, Новосибирское областное государственное издательство, 1952. 231 с.
  80. Дмитриев-Мамонов А. И. Декабристы в Западной Сибири. Исторический очерк по официальным документам. СПб.: Мирское дело, 1905. 261 с.
  81. Декабристы и их время. Материалы и сообщения. Под редакцией М. П. Алексеева. М.-Л.: АН СССР, 1951. 384 с.
  82. Декабристы. Новые материалы. Под редакцией М. К. Азадовского. М.: Госкультпросветиздат, 1955.- 375 с.
  83. Декабристы и Сибирь. М.: Советская Россия, 1988. 262 с.
  84. Декабристы и Сибирь. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 259 с.
  85. Дело петрашевцев. В 3-х томах. Том 1. М. Л.: АН СССР, 1937. — 583 с.
  86. Дело петрашевцев. В 3-х томах. Том 3. М.-Л.: АН СССР, 1951. 518 с.
  87. В. П. М. В. Петрашевский (Буташевич). Биографический очерк. Петербург: Государственное издательство, 1920. 32 с.
  88. С. Е. Слово о причинах смертной казни по делам криминальным. М.: Печатано при Московском университете, 1870.- 26 с.
  89. М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М.: Интерправо, 1994. —119 с.
  90. И. С. Смертная казнь в связи с правом наказания. СПб.: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1895. 189 с.
  91. Ф. М. Идиот: Роман в четырёх частях. Д.: Лениздат, 1987. -639 с.
  92. Ф. М. Собрание сочинений в 30 томах. Т.28, книга 1. Письма 1832−1859. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. 552 с.
  93. В. А. Освободительное движение в России, 1825−1861гг. М.: Мысль, 1979.-288 с.
  94. А. Мученики // г. Неделя, № 52 (824) 1975 г. с. 8−9.
  95. . Ф. «Петрашевцы». Л.: Наука, 1988. 234 с.
  96. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Том 3. 1771 -1795 гг. М.: Госиздат, 1931. 415 с.
  97. С. В. Понятие смертной казни. // Межвузовский сборник научных статей. Серия Юриспруденция. 1996. № 4. с.46−49.
  98. С. В. Смертная казнь в истории древнерусского права. Тольятти: ИПП «Акцент», 1995. 56 с.
  99. Н. П. Очерк по истории смертной казни в России. Казань: Типография Императорского университета, 1892. 103 с.
  100. Зак Г. Я. Смертная казнь. М.: Труд и воля, 1906. 62 с.
  101. Записки княгини М. Н. Волконской. Чита: Читинское книжное издательство, 1956. 159 с. 106. «Записки Н. В. Басаргина». \ Мемуары декабристов. Южное общество. М.: Издательство Московского университетата, 1982. с. 110 — 147.
  102. Записки, статьи, письма И. Д. Якушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 739 с.
  103. Л., Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. М.: Олма-Пресс, 2001.-447 с.
  104. В. Е., Носков А. П., Отургашева Н. В. Культурология. Учебно-методический комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2000. 142 с.
  105. И дум высокое стремленье. М.: Советская Россия, 1980. 400 с.
  106. Иванов-Разумник История русской общественной мысли. В 3-х томах. Том
  107. М.: Республика, 1997. 416 с.
  108. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в 3-х томах. М.: АН СССР, Том 1. 1951. 197 с.
  109. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в 3-х томах. М.: АН СССР, Том 2. 1951 г. 289 с.
  110. С. М., Сидорчук М. В. О юридической силе Свода законов Российской империи. // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. Вып.2, 1988.-с. 55−60
  111. П. Я. О числе жертв 14 декабря 1825 года. // ж. История СССР, 1970. № 6, с. 114−115.
  112. Н. М. Предания веков. М.: Правда, 1988. 765 с.
  113. А. Избранное. М.: Правда, 1990. 476 с.
  114. И. Метафизика нравов. \ Сочинения. Том 4. М.: Политиздат, 1965. -342 с.
  115. Т. С. Достоевский и русский суд. Казань: Издательство Казанского университета, 1975. 163 с.
  116. Ю. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989. -656 с.
  117. А. М. Языковые табу и эвфемия. Л.: 1988. 218 с.
  118. В. Е. Смертная казнь и общественное мнение. // Государство и право, 1997. № 4. с.50−56.
  119. А. Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000. 269 с.
  120. В. О. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 1. Курс русской истории. М.: Госполитиздат, 1956. -427 с.
  121. В. О. Сочинения в 9-ти томах. Под ред. В. J1. Янина. М.: Мысль, 1989.- Т. 5. — 476 е., Т.6. — 475 с.
  122. С. П. Описание земли Камчатки. М -Л.: Главсевморпути, 1949, — 839 с.
  123. А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Издательство «Логос», «Прогресс-Традиция». 1998. -208 с.
  124. М. А. Восшествие на престол императора Николая 1-го. Изд. 3-е. СПб.: 1857.-236 с.
  125. Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993.-399 с.
  126. В. И. Явь беспокойства. Предельные значения человеческого существования. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 163 с.
  127. В. И. Этюды самосознания. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -404 с.
  128. Кюстин, Астольф де. Николаевская Россия. М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1990.-285 с.
  129. А. П. Что такое смерть. // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — с. 35−181.
  130. Е. Книга мёртвых. «Наука и религия», 1990, № 8. с.8−19.
  131. В. Д. Государственно-правовые взгляды М. В. Петрашевского. // Советское государство и право, 1971. № 11. с. 110−115.
  132. Ларошфуко Франсуа. Мемуары. Максимы и моральные размышления. Минск: Попурри, 1999.-415 с.
  133. Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. \ Под ред. Гулыги А. В. М.: Республика, 1996. 447 с.
  134. Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. М.: Просвещение, 1965. 163 с.
  135. Ф. Н. Жгучие воспоминания. (Заметки прокурора о смертной казни). СПб.: Издательство автора, 1908. 32 с.
  136. Н. И. Новый рассказ о казни декабристов. \ Красный архив, 1930, № 38. с. 153−191.
  137. М. С. Сочинения, письма, документы. Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1988. — 576 с.
  138. И. Русские писатели-художники об отмене смертной казни. Томск: Типография Сибирского товарищества печатного дела, 1910. 99 с.
  139. М. К. Лекции по античной философии,— М.: Аграф, 1997−320 с.
  140. В. С. Общественно-политические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина. Харьков: Книжное издательство, 1960. 230 с.
  141. Мемуары декабристов. М.: Правда, 1988. 572 с.
  142. Мемуары декабристов: Северное общество. М.: Издательство МГУ, 1 981 400 с.
  143. Мемуары декабристов. Южное общество. М.: Издательство МГУ, 1982. -351 с.
  144. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 624 с.
  145. С. В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX века. М.: Мысль, 1990. -235 с.
  146. Мифы и легенды народов мира. Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. 2-е изд., испр., перераб., сокр. — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2000. — 512 с.
  147. Мифы и легенды народов мира. Том 2. Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев.М.: Олма-Пресс, 2000. 560 с.
  148. Мифы и легенды народов мира. Том 3. Сост. Наталия Будур и Иван Панкеев. М.: Олма-Пресс, 2000. 512 с.
  149. А. С. Понятие смертной казни. // Государство и право, 1995. № 10. с.103−111.
  150. А. С. Способы применения смертной казни: история и современность. // Государство и право, 1997. № 1.-е. 71−75.
  151. М. Опыты. Книга 2. М.: Голос, 1992. 559 с.
  152. Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
  153. Р. После возвращения. // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — с. 282−291.
  154. В. Д. К вопросу о смертной казни. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1913. 40 с.
  155. Г. Царизм- перед судом истории // ж. Новый мир № 1, 1973. -с.180−196.
  156. В. А. Клиническая смерть глазами реаниматора. // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — с. 200−215.
  157. Н. А. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Том 1. Стихотворения 1838−1855 гг. Л.: Наука. Ленинградское отделение. 1981.- 719 с.
  158. М. В. Движение декабристов. (В 2-х томах). Том 1. 483 е., Том 2. — 506 с. М: АН СССР, 1955.
  159. М. В. День 14 декабря 1825 года. 3-е изд., с изм. М.: Мысль, 1985. -256 с.
  160. М. В. Восстание 14 декабря 1825 года. М.: АНСССР, 1951.- 204 с.
  161. М. В. О нас в истории страницы напишут.: Из истории декабристов. Материалы и исследования. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1982. 348 с.
  162. Р. В. Институт смертной казни в уголовном праве России XIX века. Уфа: Издательского Башкирского университета, 1997. 128 с.
  163. П. Ф. Революционная идеология декабристов. Л.: Лениздат, 1976.- 191 с.
  164. Л. П. Смертная казнь. Сборник. СПб.: «Мирское дело», 1906. -47 с.
  165. Общественная мысль в России 19 века. Труды. Выпуск 16. АН СССР. Институт истории СССР. Ленинградское отделение. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. -244 с.
  166. А. П. О значении захоронений неандертальцев для истории первобытной культуры, «Советская этнография», 1952. № 3. с. 15−31
  167. С. Б. Декабристы. М.: Воениздат, 1972. 104 с.
  168. . В. Очерки истории СССР. Вторая четверть 19 века. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1957. 430 с.
  169. Омара Патрик. К. Ф. Рылеев. Политическая биография поэта-декабриста. М.: Прогресс, 1989.-336 с.
  170. И. В. Самодержавие против революционной России (18 261 880.) М.: Мысль, 1982.-207 с.
  171. О смертной казни. Мнение русских криминалистов. Сборник. М.: Звено, 1909, — 117 с. 183. «Остафьевский архив» Том 5., ч.2. М.: «Труд и воля», 1903. 487 с.
  172. Р. Книга о новом нравственном мире. // Утопический социализм. Хрестоматия. М.: Мысль, 1982. 178 с.
  173. . С. Очерки по истории русской уголовно-правовой мысли (вторая половина XVIII века первая четверть XIX века). М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1946. — 311 с.
  174. Э. А. В добровольном изгнании: о жёнах и сёстрах декабристов. М.: Наука, 1986. 157 с.
  175. И. К Революционная традиция в России, 1783−1883 гг. М.: Мысль, 1986.-341 с.
  176. Первые русские социалисты: Воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге. Л.: Лениздат, 1984. 392 с.
  177. Петрашевцы. М.: Саблин, 1907. 160 с.
  178. Первые русские социалисты: Воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге, А Сост. Б. Ф. Егоров. Л.: Лениздат, 1984. — 392 с.
  179. Петрашевцы в воспоминаниях современников. Сост. Щеголев П. Е. М.-Л.: Государственное издательство, 1926. -289 с.
  180. А. И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. — 420 с.
  181. С. Ф. Лекции по русской истории. М.: Летопись, 2000.- 741 с.
  182. А. В. Записки, письма. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. — 592 с.
  183. А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М. Л.: АН СССР, 1957. — 456 с.
  184. А. Е. 14 декабря 1825 года. М.-Л.: Госиздат, 1926. 225 с.
  185. Г. А. Декабристы в Петербурге. Л.: Лениздат, 1975. 279 с.
  186. В. А. Петрашевский. (1821−1866). М.: Молодая гвардия, 1962. -336 с.
  187. Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. -651 с.
  188. А. Н. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1952.-676 с.
  189. . почему я не христианин. М.: Политиздат. 1987.- 333 с.
  190. К. Первые борцы против самодержавия. Л.: Прибой, 1925. -211 с.
  191. Д. Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М.: 1965. 197 с.
  192. Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII XX века. (Альманах Редкол.: С. Г. Блинов и др.). — М.: Студия «ТРИТЭ»: РИО «Российский архив- 1991. — 462 с.
  193. России верные сыны: Сборник. М.: Молодая гвардия, 1988. 541 с.
  194. А. Е. Записки декабриста. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984. 480 с.
  195. Н. Н. О смертной казни. Томск: Паровая типография литераторов им. И. И. Макушина, 1907. 18 с.
  196. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев: Сборник. Л.: Лениздат, 1991.-717 с.
  197. В. А. По историческим и культовым местам Индии. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1980. 160 с.
  198. Русское общество 40−50-х годов XIX века. М: Издательство МГУ, 1991. 4.1.-235 е., Ч. 2, — 252 с.
  199. Русские мемуары. Избранны страницы. (1826−1856). Сост. вступ. ст., биогр. очерки и прим. И. И. Подольской. М.: Правда, 1990. — 736 с.
  200. . А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. 783 с.
  201. . А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.- 607 с.
  202. С. Философия смерти. Санкт-Петербург: Спикс, 1994. — 319 с.
  203. В. И. Собрание сочинений. М.: Задруга, 1922. Том 2. М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. Под ред. В. Водовозова. Ч.1.- 217 с.
  204. М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Азбука, 1998.-560 с.
  205. Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск: Курсив, 1996.-526 с.
  206. М. В. Систематизация законодательства России в 1826 1832 годах. Дисс. канд. юрид. наук. Л.: 1983. — 182 с.
  207. И. А. Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни. Киев.: Пито-типография товарищества И. Н. Кушнеров и К, 1905. 10 с.
  208. В. В. К вопросу о смертной казни. Тифлис: типография И. Питоева, 1883.- 14 с.
  209. И. М. Лобное место в Москве. М.: Московская университетская типография, 1861. 16 с.
  210. А. Б. Третий пояс мудрости. Блеск языческой Европы. Л.: Лениздат, 1989.- 157 с.
  211. В. Нужна ли смертная казнь? М.: Печатня А. И. Снегирёвой, 1906. -31 с.
  212. В. С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьёва. СПб.: Государственная типография, 1903. Том 7.-315 с.
  213. В. С. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики. Санкт Петербург: Издание Я. Канторовича, 1897. Том 9. — 179 с.
  214. И. И. Очерки по истории русского уголовного права (первая четверть XIX века). Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961.-170 с.
  215. В. За много лет. Статьи, отрывки, история, критика, полемика, судебные речи и прочее. 1859−1871 гг. СПб. 1872. 665 с.
  216. Н. А. Преступление и наказание как проблема христианской этики. // Государство и право, 1995. № 8. с.51−56.
  217. Н. С. Смертная казнь. СПб.: Государственная типография, 1913. -177 с.
  218. Н. С. Отмена смертной казни. М.: Издание журнала Министерства юстиции (март 1917 г) с. 9−14.
  219. Н. С. Смертная казнь. Сборник статей. // Известия вузов. Правоведение. 1993. — № 4. — с. 65−74.
  220. Н. С. Смертная казнь. Сборник статей. // Известия вузов. Правоведение. 1993. — № 5. — с.88−107.
  221. Н. С. Смертная казнь. Сборник статей. // Известия вузов. Правоведение. 1994. — № 1. — с. 93−119.
  222. Н. С. Смертная казнь. Сборник статей. // Известия вузов. Правоведение. 1994. — № 2. — с.67−85.
  223. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 537 с.
  224. Троицкий И. M. Ill отделение при Николае I. Л.: Лениздат, 1990. 317 с.
  225. Н. А. Россия в 19 веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1997. -431 с.
  226. С. П. Материалы о жизни и революционной деятельности. В 2-х томах. Том 1. Идеологические документы, воспоминания, письма, заметки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. 409 с.
  227. С. П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Том 2, Письма. Дневник 1857−1858 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 608 с.
  228. Уголовное право. Общая часть. Учебник под редакцией Ветрова Н. И., Ляпунова Ю. И. М.: Новый юрист, КноРус, 1997. 597 с.
  229. M. М. Образ смерти в западноевропейской культуре. // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — с. 834.
  230. Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. В 2-х томах. М.: Госполитиздат, 1955. -Том 1. 676 с.
  231. Э. Душа человека. М.: ACT-ЛТД, 1988. 662 с.
  232. Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1988. 566 с.
  233. Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831 с.
  234. Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1995. 511 с.
  235. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999.-478 с.
  236. И. Осень средневековья: Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.-540 с.
  237. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991. — 461 с. 256. 14 декабря 1825 года. Воспоминания очевидцев. СПб.: Академический проект, 1999. — 750 с.
  238. Н. А. Смертная казнь в России: история становления и развития (IX середина XIX в.) Минск: Амалфея, 2000. — 111 с.
  239. М. Щедрин (М. Е. Салтыков). Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Том 2. JL: Госиздат, 1933. 305 с.
  240. П. Е. Пётр Григорьевич Каховский. Петербург: Госиздат, 1921. -119с.
  241. П. Е. Петрашевцы в воспоминаниях современников. M.-JL: Госиздат, 1926. 295 с.
  242. Н. Я. Герценовский «Колокол». М.: Учпедгиз, 1963. 104 с.
  243. Ю. М. Беккариа и Россия. // Государство и право. № 7, 1995. с. 135−144.
  244. Е. Е. Неизданная рукопись декабриста Н. В. Басаргина. ж. Каторга и ссылка. М.: Госиздат, 1925 г. № 5 (18) — с. 160 — 181.
  245. Р. Государственно-правовые взгляды П. И. Пестеля. Казань: Издательство Казанского университета, 1961. -216 с.
  246. Lednicri W. Puskin, Tyutchev, Mickiewicz and Decembrists, legend and fact, SEER, 1951, № 29, p. 383.
Заполнить форму текущей работой