Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гитарное искусство Петербурга — Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В русском музыкознании подобное исследование ранее не проводилось, что лишало возможности ощутить масштаб явления, оценить труд многих подвижников гитары — от создателей инструментов до скромных педагогов и простых любителей. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел, способствовать теоретической разработке данной темы и ликвидировать некоторые неточности и упущения в сложившейся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гитарное искусство в России до начала XX века
    • 1. Появление гитары в России (вторая половина XVIII века)
    • 2. Период расцвета гитарного искусства (конец XVIII века
  • 1830-е годы)
    • 3. А.О.Сихра и его школа. М.Т.Высотский
    • 4. Период упадка гитарного искусства (1840-е годы начало XX века)
  • Глава 2. Развитие гитарного искусства в Петербурге — Петрограде -Ленинграде в первой половине XX века
    • 1. Творческая, педагогическая и просветительская деятельность гитаристов и других музыкантов
    • 2. П.И.Исаков — первый преподаватель гитары в ленинградской системе государственного образования
    • 3. Гитарные общества и кружки
    • 4. Влияние зарубежных гитаристов
    • 5. Становление государственного профессионального образования для шестиструнной гитары
  • Глава 3. Роль мастеров — изготовителей инструментов в развитии гитарного искусства Петербурга — Петрограда — Ленинграда
    • 1. Из истории конструирования гитары
    • 2. Российские традиции изготовления гитар

Гитарное искусство Петербурга — Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена вопросам развития гитарного искусства в первой половине XX века в Петербурге — Петрограде — Ленинграде.

Выбор темы обосновывается тем, что первая половина XX века — это сложный и важный период в развитии отечественного гитарного искусства, период возникновения современных представлений о технике игры на гитаре, формирования нового репертуара, установления тесных контактов отечественных гитаристов с зарубежными исполнителями, а также создания профессиональной системы гитарного образования. Избранная тема предполагает рассмотрение этих вопросов в рамках одного города — Санкт-Петербурга. До 1918 года он был столицей России и ведущим культурным центром страны. В дальнейшем город утратил столичный статус, но, несмотря на это и вопреки тяжелейшим испытаниям в годы Гражданской войны, репрессий и блокады, остался важным культурным центром не только национального, но и международного значения. Поэтому его гитарное искусство представляет большой интерес в качестве объекта исследования и само по себе, и как часть мирового культурного процесса.

В русском музыкознании подобное исследование ранее не проводилось, что лишало возможности ощутить масштаб явления, оценить труд многих подвижников гитары — от создателей инструментов до скромных педагогов и простых любителей. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел, способствовать теоретической разработке данной темы и ликвидировать некоторые неточности и упущения в сложившейся исторической картине отечественного гитарного искусства. Некоторые материалы по истории гитары представляют рассматриваемый автором период отечественного гитарного исполнительства в основном как период любительского и домашнего музицирования, но при этом констатируют открытие классов гитары в государственных учреждениях1. Настоящая работа опровергает такое распространенное мнение и подтверждает архивными и историческими материалами становление профессионального обучения игре на гитаре, а также рассматривает имевшиеся для этого предпосылки.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 186 наименований, и четырех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное обобщающее исследование и анализ архивной документации на тему «Гитарное искусство Петербурга — Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века» дают основание утверждать, что становление этого искусства проходило в трудных политических и экономических условиях. Ситуация осложнялась тем, что гитарное исполнительство, не имевшее в стране развитой школы, сравнимой, например, с фортепианной, недооценивалось многими музыкантами, композиторами и общественностью. Это оттесняло гитару в разряд сугубо аккомпанирующих инструментов, не давая ей возможность проявить себя как сольный инструмент. Положительным моментом явилось широкое применение гитары в различных областях музыкальной жизни города (музыкальное сопровождение, театр, ансамбли, мелодекламация и др.), что служило пропаганде инструмента, и давало ему возможности для выживания.

Обращение к данной теме вызвало необходимость проанализировать исторические материалы, периодическую печать тех лет, архивные документы, фонд П. И. Исакова и сделать соответствующие выводы.

Основой для развития гитарного искусства в рассматриваемый период явилась педагогическая и просветительская деятельность В. Лебедева, П. Исакова и В.Яшнева. Они являются основоположниками петербургскойленинградской гитарной школы, ими изданы учебные пособия и сборники для обучения игре на гитаре. Педагог Исаков разработал свою методическую концепцию подготовки учащихся, направленную на освоение гитаристами определенного объема музыкальных знаний, умений, навыков и техники исполнения. Деятельность Яшнева акцентировала такой важный в профессиональном становлении будущего музыканта компонент, как формирование художественной культуры — значимого качества личности гитариста. Творческие контакты Исакова и Яшнева с зарубежными гитаристами способствовали обновлению репертуара и внедрению новых приемов игры среди ленинградских гитаристов, а также дальнейшему успешному развитию гитарного исполнительства. На исполнительскую подготовку гитаристов большое влияние оказывало профессиональное владение педагогами инструментом, что является важной составляющей музыкального образования. Все вышесказанное позволяет констатировать, что деятельность Исакова иЯшнева раскрыла технические возможности инструмента, незаслуженно оттесненного от сольной роли. Проводимые этими преподавателями циклы лекций, музыкально-литературные вечера и концерты сыграли решающую роль в формировании позитивного отношения к инструменту и стимулировали развитие гитарного исполнительства. Данное исследование подчеркивает особые заслуги в воспитании ленинградских гитаристов П. Й. Исакова, который заложил организационно-методическую основу для признания гитары в качестве профессионального музыкального инструмента и оставил после себя многих последователей.

Огромным стимулом для развития гитарного искусства первой половины XX века явилось творчество ленинградского композитора, музыковеда и академика Б.Асафьева. Им было написано значительное количество произведений для шестиструнной гитары, в том числе Концерт для гитары с оркестром — первое крупное гитарное сочинение отечественного композитора. Сотрудничество, Асафьева с ленинградскими гитаристами помогло ему в рецензировании книги М. Иванова «Русская семиструнная гитара» (М.- Л.: Музгиз, 1948). Авторитет Асафьева в музыкальном мире помог по-иному взглянуть на гитару и другим композиторам, пополнившим ее репертуар разными произведениями, в том числе крупной формы. Среди них — Л. Бирнов, Ю.БлиновИ.Болдырев, С. Губайдулина, Э. Денисов, «1.

А.Мосолов, Е. Способин, В. П^ёбалин, С. Слонимский, В. Цытович, И. Рехин, Н.Кошкин.

Анализ исторической литературы показал, что просветительская деятельность ленинградского музыковеда Б. Вольмана и собранные им сведения о развитии гитары гв России явились эффективной пропагандой гитарного искусства. Его газетные и журнальные публикации о гитарном исполнительстве очень важны, так как в течение всего довоенного и послевоенного времени гитарный материал был крайне беден по сравнению с огромным количеством литературы, которой располагали скрипачи и пианисты. Работы Вольмана являлись немаловажными факторами в становлении гитарного исполнительства в Ленинграде. В 1961 году им был издан труд «Гитара в России», которым до сих пор пользуются гитаристы и историки музыки. Впоследствии музыковед издал следующие работы: «Гитара и гитаристы» (Л.: Музыка, 1968), «Первые шаги гитариста» (Л.: Музыка, 1968), «Гитара» (М.: Музыка, 1972, 1980). Кроме того, Вольман как пианист стал одним из первых исполнителей Концерта для шестиструнной гитары Б. Асафьева (совместно с гитаристом Л, Андроновым), а также вел редакторскую работу в издательстве «Тритон» по выпуску гитарных нот.

Исследование позволяет сделать вывод, что гитарные кружки и общества Петербурга — Петрограда — Ленинграда явились не только очагами пропаганды гитарной музыки, но и начальной базой профессионального музыкального образования гитаристов. Активное участие в кружках представителей разных сословий и профессий способствовало укреплению самодеятельных организаций этого направления. Гитара стала играть важную роль в музыкальном просвещении широких масс. Такие объединения, как Кружок гитаристов и мандолинистов, Петербургский кружок гитаристов, Общество имени Исакова, общество «Маяк», Кружок Дворца культуры им. Первой пятилетки и другие проводили концерты и лекции, расширяли музыкальные возможности ансамблей, обучали музыкальной грамоте, а также содействовали дальнейшему развитию серьезной гитарной музыки.

Анализ, проведенный в данной работе, дает основание утверждать, что переломным моментом в развитии отечественного гитарного исполнительства рассматриваемого периода стали гастроли зарубежных гитаристов, прежде всего концерты Андреса Сеговии и его мастер-классы. В связи с этим, опираясь на лучшие традиции русского исполнительского искусства, ленинградская гитарная школа сумела освоить прогрессивные принципы игры на гитаре. Высокохудожественный репертуар Сеговии и его транскрипции мировой классической музыки, а также современные приемы игры и усовершенствованный инструмент реабилитировали гитару в глазах музыкальной общественности. После гастролей Сеговии начался новый этап в развитии гитарного исполнительства в Ленинграде. Шестиструнная гитара стала рассматриваться как профессиональный сольный инструмент. Последующие гастроли Луизы Валькер и Марии Луизы Анидо также благоприятствовали развитию отечественного гитарного искусства, особенно игре на шестиструнной гитаре.

В связи с вышеизложенными факторами, благодаря которым происходило формирование необходимых условий для профессиональной подготовки гитаристов-исполнителей, отметим следующий важный момент в истории ленинградской гитарной школы: открытие классов шестиструнной гитары в государственных музыкальных техникумах. Существовавшие гитарные курсы под руководством П. И. Исакова (с 1926 по 1929 год) представляли собой начальную стадию образования по обучению игре на гитаре и способствовали открытию класса гитары в 1929 году в Музыкальном техникуме, а позднее — в Первом музыкальном техникуме. Для ленинградского гитарного искусства это явилось большим шагом вперед, а профессиональный педагогический процесс вывел инструмент на качественно новый уровень. Неоценимую помощь педагогам в издании учебной литературы и сборников пьес оказало ленинградское музыкальное издательство «Тритон» под руководством В. Яшнева.

Семиструнная гитара с начала 30-х годов XX века утратила свои позиции в Ленинграде как концертный инструмент. Следствием сложившейся ситуации стало отсутствие комплексной, ориентированной на практическую деятельность, подготовки гитаристов-семиструнников. В ленинградских государственных учебных учреждениях не появилось класса семиструнной гитары.

Рассматривая особенности развития гитарного искусства в первой половине XX века, данная работа дает возможность познакомиться с российскими мастерами — изготовителями инструментов, безусловно, повлиявшими на становление исполнительской школы. Мастера дореволюционного Петербурга И. Батов, семейство Архузен, М. Ерошкин, Ф. Пасербский, их преемники первой половины XX века И. Семенов, Ю. Покальнин, А. Кудряшов, Е. Кудряшов, И. Дорожкин, а немного позднее В. Михайлов и А. Хомячков являются непосредственными участниками формирования и развития отечественной школы мастеров-изготовителей. Анализ архивных документов показывает, что в развитии конструкции гитары имело место сотрудничество педагогов-исполнителей, мастеров гитар и Ленинградской музыкальной фабрики. Такое взаимодействие являлось существенным фактором в достижении оптимальных акустических свойств гитары.

Обобщая основные положения диссертации, следует особо отметить, что проведенное исследование раскрывает значимую роль педагога, организатора и исполнителя П. И. Исакова в формировании гитарного искусства Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Деятельность этого музыканта была незаслуженно забыта почти полностью, и восстановлению справедливости по отношению к нему в значительной степени посвящена настоящая работа.

Историческое значение рассматриваемого в работе периода (первая половина XX века) состоит в том, что гитара сохранилась в музыкальной культуре города, несмотря на упадок гитарного исполнительства в России с XIX века, и более того, она получила массовое распространение. Открытие классов гитары в государственных учреждениях явилось фундаментом для дальнейшего развития профессионального гитарного исполнительства в Ленинграде Петербурге, которое соответствовало общеевропейским тенденциям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.С. Новое о гитаре. М.: Госиздат, 1928. — 58 с.
  2. Л. Корпус, гриф да струны // Вечерний Ленинград. — 1983. 9 августа.
  3. Ю.Л. Гитара поет в России // Муз. жизнь. -1971.-№ 13.-С. 15.
  4. Аноним. Звучит сорокинская гитара // Сов. эстрада и цирк. 1966. — № 9. — С. 30.
  5. Аноним. К образованию съезда гитаристов // Музыка гитариста. 1910. — № 4. — С. 49−51.
  6. М. Гитара // М.Антонин. Музыкальные инструменты. М.: Музгиз, 1959. — С. 60−63.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. — 452 с.
  8. .В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-Т. 4.-439 с.
  9. .В. Концерт Андреса Сеговии // Гитаристъ. -2006. -№ 1.-С. 49−50.
  10. .В. О музыке XX века: пояснения и приложения к программам концертов. Л.: Музыка, 1982. — 199 с.
  11. .В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979.-341 с.
  12. A.A. С.С.Заяицкий // Музыка гитариста. -1910.-№ 5−6.-С. 57−60.
  13. P.A. Антропологический подход в современном музыкальном образовании // Музыковедение. 2008. — № 6. — С. 70−72.
  14. Т. Звук и его тоновые оттенки // Гитарист. — 1993. -№ 1. С. 15−17.
  15. Л.А. Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов (1917—1927) / сост. и ред. Л. А. Баренбойм, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус (отв. ред.) и др. Л.: Музыка, 1969. — 306 с.
  16. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
  17. П. Испанские увертюры // Муз жизнь. 1984. — № 12.-С. 16.
  18. Л.Г. Народные инструменты на фронтах Великой отечественной войны. — Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1995. — 235 с.
  19. Г. Гитара (шестиструнная) // Г. Берлиоз. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: 1972.-Т. 1.-С. 187−195.
  20. Ю.С., Фомин B.C. Гитара и ее происхождение // Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. Старинная музыка: словарь-справочник.-Л.: Музыка, 1974. 224 с.
  21. М.А. Андрее Сеговия. М.: Музыка, 1981. -126 с.
  22. М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1989.-206 с.
  23. М.А. Дань почтения гитаре // Муз. жизнь. -1988.-№ 4.-С. 29−30.
  24. М.А. Хоакин Родриго // Муз. жизнь. 1984. — № 11.-С. 15−16.
  25. Д.И. Народность музыкального творчества как феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000. — 128 с.
  26. Ю., Широков А. Сведения из истории гитары и о некоторых зарубежных, русских и советских гитаристах // Ю. Васильев, А. Широков. Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Сов. композитор, 1986. — С. 58−63.
  27. П.О., Ларичев Е. Д., Ларичева Г. А. Классическая шестиструнная гитара. М.: Композитор, 2000.-216 с.
  28. П.О. О различиях между 6-ти и 7-миструнной гитарами // Муз. жизнь. 1968. — № 5. — С. 23.
  29. Видор Ш.-М. Рогаль-Левицкий Д. Р. Техника современного оркестра. -М.: Музгиз, 1938. -488 с.
  30. Л. Вечер гитары // Муз. жизнь. 1969. — № 23.-С. 5−6.
  31. Л.А. Твой друг гитара. Свердловск: Уральское кн. изд-во, 1970. — 56 с.
  32. .Л. Гитара. М.: Музыка, 1980. — 59 с.
  33. Вольман.Б. Л. Гитара в России: Очерки истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961. — 178 с.
  34. В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции: Очерки по курсу «История исполнительства» для студентов муз. вузов и ин-тов культуры. Челябинск: Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1995. — 183 с.
  35. С.С. Рассказ о гитаре. — М.: Дет. лит., 1987. — 46 с.
  36. Т.А. Инструментальные ансамбли. — М.: Музгиз, 1960. 55 с.
  37. В.Р. Академический статус классической гитары в системе профессионального музыкального образования России // Искусство и образование. 2006. — № 5. — С. 93−99.
  38. В.Р. Классическая гитара в России: К проблеме академического статуса: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02, Саратов, 2006. 185 с.
  39. Гейзель 3. История одной песни Электронный ресурс.: // Гитара и композиторы: иллюстрированный биогр. энцикл. словарь. [сайт]. [2001]. URL: http://abc-guitar.narod.ru/pages/vvavilov.htm (дата обращения: 15.03.2007).
  40. Гитара // Музыкальный альманах / сост. Е. Д. Ларичев и А. Ф. Назаров. М.: Музыка, 1986. — Вып. 1. — С. 54.
  41. Гитара и песня: рек. указания книг и статей в помощь коллективам клубов самодеятельной песни / сост. В. Н. Скачков, Д. П. Соколов. М.: Б. и., 1984. — 22 с.
  42. Г. Они долго шли рядом // Телевидение и радио. — 2005.- 19 апреля.-С. 28.
  43. М.В. Национальные щипковые музыкальные инструменты. М.: ЦБНТИ Минместпрома РСФСР, 1988.- 87 с. — (Серия 3, Производство муз. инструментов — вып. 1).
  44. М.М. Андрэ Сеговия // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927. № 4. — С. 30−31.
  45. H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02, Москва, 2004. 232 с.
  46. М.С. Издательство «Тритон» // Сов.музыка. — 1935. -№ 11.-С.90−93.
  47. В. Русские народные инструменты в фондах Государственного центрального музея культуры им. М. И. Глинки. М.: ГЦММК, 1980. — 16 с.
  48. Е.М. Объединение Революционных Композиторов // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927.- № 5−6. С. 20−22.
  49. М., Марков С. Почему плохо звучит гитара? // Муз. жизнь. 1964. -№ 18. — С. 22.
  50. М.Ф. Русская семиструнная гитара. М. — Л.: Музгиз, 1948.-152 с.
  51. Н. Беспредметный спор // Муз. жизнь. 1962. — № 11.-С. 19.
  52. С.А. В.И.Яшнев — композитор и педагог: К 120-летию со дня рождения // Земля псковская древняя и современная: тезисы к докладу науч.-практич. конф. (1998/99 г.)-Псков, 1999.-С. 144−147.
  53. Иванова-Крамская Н. А. Фернандо Сор в России // Гитаристъ. 2004. — № 1. — С. 35−37.
  54. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001. —252 с.
  55. М.А. О гитаре // Сов. культура. 1966. — 10 декабря.
  56. К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная): Бытование и исполнительство: дис.канд. искусствоведения: 17.00.02, СПб., 2003. 150 с.
  57. М.И. В чем народность народных инструментов // Гитара и мастер.- 1999. -№ 1.- С.38−44.
  58. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: в 2 т. / сост. и ред. М. С. Яблоков. -Тюмень: Вектор Бук, 2001−2002. Т. 1 — 2001. — 608 е.- Т. 2−2002.-512 с.
  59. Ю.В. О творческих принципах пролетарской музыки: Материалы 1-й конференции РАПМ. М.: Музгиз, 1931. — 54 с.
  60. Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Моск. центр «Тоника», 1991. — Ч. 1. — 136 е.- Ч. 2. -128 с. -Ч. 3.-239 с.
  61. Классическая гитара в России и СССР: биогр. муз.-лит. словарь-справочник рус. и сов. деятелей гитары / сост. М. С. Яблоков. Тюмень- Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992.- 1300 с. (2108 стб.)
  62. В. Что за звуки! Неподвижен внемлю.: Двести лет семиструнной гитаре // Огонек. — 1985. — № 43. — С. 14.
  63. Н.П. Гитара Сурикова // Огонек. — 1960. -№ 5-С. 12−13.
  64. И.И. Музыканты и композиторы. — М.: Рипол-Классик, 2002. 476 с.
  65. М.А. Гитара, отданная революции // Муз. жизнь. 1978. — № 1. — С. 20.
  66. А.Я. Суриков и Юрьев // Муз. жизнь. 1983. — № 18.-С. 17.
  67. Ф. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. — СПб.: Гиперион, 2003. — 536 с.
  68. A.B. А.Сеговия // Рабочий и театр. 1926. -№ 10.-С. 11.
  69. A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981. — 424 с.
  70. ГГ. Гитара и гитаристы // Музыка и Октябрь. — 1926.-№ 4/5.-С. 20.
  71. В.А. Графическое оформление нотного текста для гитары. — М.: Сов. композитор, 1984. 127 с.
  72. Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных оркестров : учеб. пособие. — М.: Сов. композитор, 1983. -152 с.
  73. А. Несколько слов о гитаре: историко-исслед. очерк. М.: Госиздат, 1927 — 24 с.
  74. В.П. О гитарном искусстве // Гитара и гитаристы. 1925. — № 7/8. — С. 4.
  75. Л.А. Азбука гитариста. — М.: Музыка, 1986. 93 с.
  76. А.М. Катюша Сорокина // М. С. Яблоков. Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992. -Стб. 1837.
  77. Музыка XX века: вопросы истории, теории, эстетики: Материалы науч. конф. «Аспирантские чтения» (25 марта 2004 года). М.: Изд. отдел МГК, 2005. — 102 с.
  78. Музыка XX века: очерки (1890−1945) / ред. Б. М. Ярустовский. -М.: Музыка, 1987. 336 с.
  79. Музыка в драматическом театре / сост. Е. М. Ольхович. -Л.: Музыка, 1976.-87 с.
  80. Музыка и музыканты Ленинграда // Музыка и жизнь: сб. ст. / ред.-сост. Л. Н. Раабен, Е. А. Ручьевская, А. Н. Сохор. -Л.: Сов. композитор, 1972. Вып. 1. — 239 с.
  81. Музыка и музыканты на фронтах Великой отечественной войны: статьи, воспоминания / сост. Е. Н. Алексеева. М.: Музыка, 1978. — 144 с.
  82. Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1976. — Т. 3. — 1104 стб.
  83. Музыкальные инструменты в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» (1728−1780) // Музыкальный Петербург / сост. В. В. Кошелев, А. Л. Порфирьева. СПб., 2004. — Т. 1. — 319 с.
  84. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: сб. науч. тр. / ред. и сост. В. В. Березин.-М.:МГК, 1991.- 162 с.
  85. Музыкальный альманах: Гитара. / сост. и ред.: Е. Д. Ларичев, А. Ф. Назаров. М.: Музыка, 1987. — Вып. 1.-52 е.- Вып.2.- 64 с.
  86. Музыкальный Ленинград (1917—1957 гг.) / сост. И. В. Голубовский. Л.: Музгиз, 1958. — 527 с.
  87. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. — 672 с.
  88. В.М. Краткий очерк по истории развития русского гитаризма. — Орджоникидзе, 1984. — 93 с. Машинопись.
  89. В.М., Попов В. И. Гитара: обзор и краткая аннотация русских печатных материалов. — Свердловск: Б. и., 1968.-67 с.
  90. Народные инструменты на рубеже веков: материалы науч. конф. / сост. и отв. ред. С. С. Бирюкова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1988.-86 с.
  91. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов / ред. Е. В. Гиппиус. М.: Сов. композитор, 1987. — Ч. 1. — 260 е.- Ч. 2 — 325 с.
  92. Новейший словарь иностранных слов и выражений / ред. Ю. Г. Хацкевич. — Минск: Харвест- М.: Изд-во «ACT», 2001.-976 с.
  93. A.A. Очерки по истории русских народных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. -47 с.
  94. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: РАН, Ин-т рус. яз.- Азбуковник, 1997. — 939 с.
  95. Г. П. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. -440 с.
  96. Т.А., Гелембо A.C., Гурков И. М. Рождение музыкальных инструментов: Из истории Ленинградского произв. объединения по изготовлению муз. инструментов. Л.: Музыка, 1986. — 187 с.
  97. И.Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге (1801−1917 гг.). СПб.: Петровский фонд, 1999. — 367 с.
  98. A.A. Гитара в камерном ансамбле: дис.канд. искусствоведения: 17.00.02, Н. Новгород, 2006.- 189 с.
  99. М.О. Народные музыкальные инструменты Музея Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1884. — 57 с.
  100. И.Ф. Новая книга о гитаре // Муз. жизнь. -1968.-№ 20.-С. 24.
  101. Г. Музыка в рабочем клубе за 10 лет // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927. № 11.-С. 10−12.
  102. В.И. Владимир Терво: вглядываясь в будущее // Гитаристъ. 1997. — № 3. — С. 30−32.
  103. В.И. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. Екатеринбург: Банк культ, информ., 1997.- 171 с.
  104. . Музыка на фронте // Муз. жизнь. 1990. -№ 9. — С. 30.
  105. Ю8.Рехин И. В. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2005. — № 2. — С. 24−29.
  106. И.В. Гитара и война // Гитаристъ. — 2006. № 1. — С. 50−51.
  107. ПО.Римкявичус Ю. Этот непростой путь к признанию // Муз. жизнь. 1969. — № 1. — С. 17.
  108. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гитара и ее история // Д.Р.Рогаль-Левицкий. Современный оркестр. М.: Музгиз, 1956. — С. 72- 85.
  109. Т. Этот непростой путь к признанию // Муз. жизнь. 1984. — № 9. — С. 22.
  110. З.Руднев С. И. Классическая гитара в русском стиле, или Новое о старом // Гитаристъ. 2002. — № 1. — С. 27.
  111. С.И. О русской гитарной школе // Гитаристъ. — 2004.-№ 1.-С. 20−23.
  112. В.А. Биографический очерк «М.Т.Высотский» // Гитаристъ. 1993. — № 1. — С. 9−14.
  113. В.А. Введение в историю гитары в России // Гитаристъ. 1905. — № 4−5. — С. 100.
  114. В.А. В.П.Лебедев // Гитаристъ. 1906. — № 9. — С. 134.
  115. В.А. Гитара в России // В. А. Русанов. Гитара и гитаристы: историч. очерки. М.: Типолитография А. Васильева и К0., 1901. — Вып. 2. — 64 с.
  116. Ю. Старейший русский гитарист // Вечерний Ленинград. 1956. — 21 января. — № 18
  117. Н.М. Русская семиструнная гитара: справочник. -М.: Композитор, 2003. 334 с.
  118. С.В. Страницы жизни В.Ф.Вавилова // Нева. 2005. — № 9. — С. 233−237.
  119. А. Гитара в фаворе // Рабочий и театр. 1926. -№ 13.-С. 13.
  120. А. Мысли об искусстве // Сов. музыка. 1962. -№ 12.-С. 143.
  121. А. Письмо моему биографу // Сов. музыка. -i960.-№ 6.-С. 128−130.
  122. Современная музыка в системе музыкально-теоретического образования / сост. Ю. Н. Холопов. М.: Информ. центр по проблемам культуры и искусства, 1977. -43 с.
  123. В. Паганини гитары // Муз. жизнь. 1982. — № 4. — С. 24.
  124. М.А. Очерк истории семиструнной гитары. -СПб.: Муз. фирма О. Стелловского, 1864. (Переизд.: Кривой Рог: Изд. дом, 2004. 39 е.).
  125. М.А. Русские песни // М. С. Яблоков. Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992. — Стб. 1840.
  126. П.Н. Старый Петербург: Музыка и музицирование в старом Петербурге. JL: Мысль, 1925. -187 с.
  127. А.К. В дни Отечественной войны // Нам дороги эти позабыть нельзя / сост. А. В. Эренберг (Владимиров) — М.: Всерос. театр, о-во, 1985. С. 65.
  128. A.C. Гитара (шестиструнная) в России // А. С. Фаминцын. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1891.-С. 212−218.
  129. Ю.В. Мандолина, гитара и бас. — М.: Правда, 1981.-Т. 9.-49 с.
  130. П.Я. Историческая справка о гитаре. Киев: Тип. «Рус. печать», 1911. — 15 с.
  131. А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: историч. аспект, теория, методика: монография. М.: МГУКИ, 2002. — 159 с.
  132. O.A. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Рипол-Классик, 2033. — 695 с.
  133. Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней / пер. с франц. С. А. Кудрявицкая. — М.: Музыка, 1991.-87 с.
  134. Н.Г. Парадоксы советской музыкальной культуры в 30-е годы. — М.: Индрик, 2001. — 500 с.
  135. A.B. Поэма о гитаре. М.: Молодежная эстрада, 1994.- 158 с.
  136. A.B. Сага о великом гитаристе. М.: Кириллица, 2003. — 99 с.
  137. МО.Штейнпресс Б. С. Музыка XIX века: попул. очерки. М.: Сов. композитор, 1968. — Ч. 1. — 486 с.
  138. Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века / пер. с нем. Б.И. Загурского- ред. Б. В. Асафьева // Музыкальное наследство. М.: Огиз — Музгиз, 1935. — 190 с.
  139. Эволюционные процессы музыкального мышления: сб. науч. тр. ЛГИТМИК / отв.ред. А. Л. Порфирьева. Л.: ЛГИТМИК, 1986. — 157 с.
  140. НЗ.Энгельгардт H.A. Из давних эпизодов: Последняя гитара // Исторический вестник. 1910. — Июнь.
  141. Энциклопедический музыкальный словарь / сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. — М.: Сов. энцикл., 1966.-631 с.
  142. И.М. Валериан Алексеевич Русанов: биогр. очерк // Гитаристь. 1993. — № 1с. 3−7.
  143. А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: исслед. -М.: МГК — Магнитогорский муз.-пед. ин-т, 1994.-288 с.
  144. И.М. Избранные исследования и статьи / вступ. ст. и общ. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 1985.-280 с.
  145. И.М. Паганини-гитарист // Избранные исследования и статьи. М.: Сов. композитор, 1985 — С. 165−172.
  146. Школы, самоучители и методические пособия:
  147. П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. -Переизд. М.: Музыка, 1983, 1985. — 259 с.
  148. В.Ф. Школа игры на семиструнной гитаре. — Л.: Музыка, 1971.-79 с.
  149. П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре: Аккорды и аккомпанемент. Переизд. — М.: Сов. композитор, 1983, 1984, 1985, 1986.- 111 с.
  150. М.Т. Школа для семиструнной гитары. — М.: Музсектор Госиздата, 1927. -21 с.
  151. М.Ф. Школа игры на семиструнной гитаре. — М.: Музгиз, 1948.- 174 с.
  152. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре. Переизд. — М.: Музыка, 1986. — 152 с.
  153. П.И. Упражнения в аккордах. Л.: Тритон, 1932. -20 с.
  154. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М.: Музыка, 1964.- 150 с.
  155. Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Переизд. — М.: Музыка, 1984. — 92 с.
  156. В.П. Новая школа для семиструнной гитары русского и испанского строя. Лейпциг: изд-во Циммерман, 1906.
  157. А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / ред. А.Фраучи. Л.: Музыка, 1985, 1986. — 79 с.
  158. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. — Переизд. -М.: Сов. композитор, 1983, 1985, 1986. 189 с.
  159. А.О. Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары. — М.: изд-во Гутхейль, 1885. — 109 с.
  160. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара: 1−3 классы детской музыкальной школы / Сост. и ред. Е.Ларичев. М.: Музыка, 1983. — 80 с.
  161. В.М. и М.Иванов. Школа для семиструнной гитары. М.: Музыка, 1970- 160 с.
  162. Е.Д. Краткие сведения о деятельности Ленинградского общества гитаристов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.
  163. П.И.Исаков. О гитарном искусстве в СССР (Москве и Ленинграде) // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 8.
  164. П.И.Исаков. Чертежи конструкции гитары, разработанные Исаковым. Приложение: Описание гитары, комментарии к конструированию // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 12.
  165. П.И.Исаков. Школа гитарного искусства // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2. Рукопись.
  166. E.H. Записки о местонахождении Чаконы Баха в переложении Исакова // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 4.
  167. Курсы гитарного искусства. Программа курсов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.
  168. Ленинградский Промышленно-музыкальный техникум. Отзыв на деятельность П. И. Исакова (1949) // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 12.
  169. Материалы к лекции П. И. Исакова о технике игры на гитаре. // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2.
  170. Основные положения Устава курсов гитарного искусства // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.
  171. Программа по классу гитары испанского строя. Государственный музыкальный техникум // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 4.
  172. Программа по классу сольной игры на шестиструнной гитаре для музыкальных курсов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2.
  173. X. Мария Луиса Анидо // ОР РНБ. Ф. 1140. Машинопись.
  174. Bobry V. The Segovia technique. — New York, 1972.
  175. Burrows T., ed. The complete encyclopedia of the guitar. -New York: Schirmer Books, 1998.
  176. Carulli F., Carcassi F. Gitarova skola. Bratislava, 1976.
  177. Epistolario inyedito de Isaac Albenis por Rafael Morgas. -Musica, 1938.
  178. Marcuse S. Musical instruments: a comprehensive dictionary. Garden City — New York: Doubleday, 1964.
  179. Powrozniak J. Gitarren-Lexikon. Berlin: Neue Musik, 1988.
  180. Dominigo 4 Prat. Dictionario Biograflco-Bibliografico-Historico-Critico de Gitarras. Buenos Aires: Romero y Fernandez edition, 1934.
  181. Turnbull H. The guitar from the Renaissance to the present day. London: B.T. Batsford, 1976.
  182. Хронология развития отечественного гитарного искусства от появлениягитары в России до середины XX века
  183. Условные обозначения: 6 — шестиструнная гитара- 7— семиструнная гитара
  184. Период Развитие гитарного искусства
  185. Середина XVIII в. Появление четырех- и пятиструнных гитар
  186. Развитие исполнительства на шестиструнной и семиструнной гитарах в Петербурге Петрограде — Ленинграде1. Ф. Дмитириев1. В. Лебедев1. И. Деккер- 1. Шенк В. Финне18 251 899) — З. Кипченко1. B. Иванов1. C. Белановский1. A. Куренков
  187. B.Кашинцев В. Перрот Н.Шариков1 ' В. Кулряшов А. Цветков → А. Диленко
  188. А.Багрова И. Клименков А.Ковальская
  189. К.Хрусталев И. Пермяков А.Кудрявцев
  190. А.Ковалев А. Хван Е. Ларионов Б.Лазарев1. Е. Иванов В.Ямпольский
  191. Я.Ковалевская М. Радюкевич К.Ильгин
  192. П.И.Исаков (1886−1958) ЕС*
  193. Ю.Иванис Г. Гарнишевская А.Брагина1. В. Вавилов Д.Крутиков1. В. Ямпольский 1. А. Прохорчик В.Чебанов
  194. Л.Андронов В. Ефремов Д.Крутиков1. Г. Волков Л.Седлецкая 1. В. Яшнев Б.Павлов
  195. Ю.Смирнов В. Белильников Е.Рябоконь-Успенская Л. Андронов
  196. Развитие профессионального музыкального образования по обучению игре на гитаре в Петербурге Петрограде — Ленинградедо середины XX века
  197. Русское музыкальное общество (1859)
  198. Музыкальные классы ^(1860)
  199. Бесплатная музык. школа (1862)
  200. Санкт-Петербургская консерватория (1862)
  201. Музыкальная школа при консерватории (1936)
  202. Ленинградская консерватория (1944)1.| в данных учреждениях гитара не преподавалась
  203. Конструкции испанских гитар1. Гитара А. Торреса1. Испанская гитара (1910)
  204. Испанская гитара первой половины XX века.
Заполнить форму текущей работой