Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данном исследовании мы пришли к выводу о важнейшем значении эстетического компонента как средства, инструментария, движущей силы, фона, пространства и источника решения проблем гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Эстетическое как универсальное явление культуры, как ценность явно или опосредованно присутствует в разных науках, сферах общественной жизни, в любой деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Гуманитарная парадигма в культуре и образовании: эволюция и современное состояние
    • 1. 1. Принцип гуманизма как содержательно-смысловая детерминанта и доминанта гуманитарного знания
    • 1. 2. Гуманизация и гуманитаризация образования как проблема гуманитарных наук
  • ГЛАВА IX. Место эстетического компонента в теории и практике высшего образования в современной России
  • ПЛ. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации образования как условие и критерий его эффективности (теоретико-методологический аспект),
    • II. 2. Эстетическое как ценностно-смысловой вектор в креативном пространстве университетской культуры (на материале Мордовского государственного университета)

Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

XX век поставил мировое сообщество перед необходимостью гуманизации социума с целью сохранения планеты и выживания человечества, а общественную мысль — перед осознанием того факта, что дальнейшее отчуждение науки и техники от гуманистического обоснования ставит на грань риска всю человеческую цивилизацию, «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил» (102, с.8), — подчеркивает Д. С. Лихачев. Это высказывание содержит глубокую идею о неизбежном протесте человечества против культа техницизма, породившего «одномерного человека» XX века,.

В настоящее время в различных областях культуры идет напряженный поиск новых путей развития образования. Речь идет о Фундаментальных основаниях человеческого батин, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратеги" выживания и прогресса человечества, Необходим пересмотр прежнего отношения к человеку, к природе, а также выработка новых идеалов человеческой деятельностиг нового понимании перспектив человека.

Образование всегда составляло стержень культуры, и возрождение культуры нужно начинать не с разрушения образования, а с его поддержки и реформирования. Дели воспитания и образования определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество. В настоящее время прежние идеалы образования и воспитания в нашей стране утратили свою привлекательность, новые ориентиры еще не сложились.

Сегодня совершенно очевидно, что образовательный процесс не должен быть заложником каких-либо конъюнктурных ситуаций, находиться в' зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие у власти. Воспитание и образование должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы образования и воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Идея гуманитаризации образования в нашей стране еще несколько лет назад воспринималась как очередное и преходящее увлечение. На первый план выдвигались проблемы инфоматизации, компьютеризации, дифференциации, интеграции, коммерциализации образования и т. д. Безусловно, это важные направления в области образования, однако ни одно из них нельзя абсолютизировать, так как это неизбежно приводит к негативным последствиям для общества. Нарастающая тенденция коммерциализации образования может погубить не только саму идею социальной справедливости, на которую ориентированы правовые государства, но и в корне разрушить саму возможность возрождения культуры Россииинформатизация и компьютеризация, облегчая процесс добывания знания, могут привести к очередному витку отчуждения. Использование новых моделей образования (дистанционное, авторизованное при помощи «МЕДИА») опасно своей однобокостью: повторяется старая модель технократического подхода к образованию — «знание ради знания», утрачивается живое поле человеческого взаимодействия (учитель — ученики — творчество — диалог). Развитие самих этих направлений образования показывает, что они нуждаются в гуманистической ориентации. Таким образом, становится очевидным, что гуманитаризация — это не просто одна из составляющих процесса обновления системы образования, но его сердцевина, его основной рычаг.

Суть формируемого нового похода к образованию и воспитанию состоит в том, что смысловые акценты в этом процессе должны быть перенесены с развитии внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т, е. развитие самого человека, его высших, духовных потребностей, совершенствование его природу, Поэтому особенно важно и актуально научить человека эстетически воспринимать мир и свою связь с ним, воспитать потребность в красоте, эстетическом наслаждении, научить его творчеству по эстетическим законам. Сегодня же мы чаще всего наблюдаем эстетическую глухоту и анемию. Общество исповедует отнюдь не культ красоты, а культ сиюминутной выгоды. Однако в одномерном пространстве примитивного прагматизма невозможно создать перспективную и жизнеспособную модель общественного развития, Ее необходимо строить, ориентируясь на «эстетическое измерение», которое может сообщить полноту и высший смысл жизни,.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ,.

Вопросы специфики гуманитарного знаний и его значения в культуре рассматриваются в трудах выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей XX в: М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В, И, Вернадского, Х. Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, Д. С. Лихачева, П. Риккерта, П. А. Флоренского, М. Хайдеггера, а также современных ученыхН. М, Бережного, В. С. Библера, А, А. Голова, В. П. Зинченко, П. М. Китаева, В. А. Лекторского, Е. М. Махарова, В.0.Олескина, В. М. Розова, А, А, Тихонова, В, М. Шевченко и др.

Проблема гуманизма, проблема человека рассматриваются выдаюпщмися мыслителями прошлых эпох и XX столетия: Л. Б. Альберти, Л. Бруни, С. Н. Булгаковым, М. Кантом, Н. И. Кареевым, Ж.-П.Сартром, В, С"Соловьевым, П. А. Флоренским, С. Л. Франком, а также современными отечественными исследователями: В. П. Казначеевыи, Е. А. Спириным, И. Т. Фроловыым и др.

Разработке теории ценностей посвящены работы Г. С. Еатищева, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, В. А. Лекторского, Э. С. Маркаряна, Л.Н.Сто-ловича, В. С. Швырева, Н. З. Чавчавадзе и др.

Теории конструирования гуманистической парадигмы в образовании представлены в трудах Ф. Бэкона, Л. С. Выготского, Т. Кампанеллы, Я. А. Коменского, Д. Локка, М. Монтеня, Т. Мора Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинс-кого, Г. А. Федотова и др.

Научные механизмы процесса гуманизации и гуманитаризации образования обоснованы в работах В. И. Андрева, В. И. Арушанова, Г. В. Безродной, М. Н. Верулавы, Г. Бордовского, М.В.Булановой-Топорковой, Н. И. Ворониной, З. Гельмана, В. Н. Горелова, Е. И. Добринской, М. А. Дрыгина, В. П. Зинченко, Д. Извозчикова, М. С. Кагана, Н. Б. Крыловой, Т. Ф. Кузнецовой, А. Н. Леонтьева, З. Майера, Э.М.мирского, Н. Ссуховой, В. М. Розова, А. В. Рубцова, Э. Савицкой, Ю. Н. Салова, В. Н. Турченко, Л. В. Хазовой, Б. Г. Юдина и др.

Специфина. сущность, место и значение эстетического в культуре рассматривается в работах А. Ф. Лосева, а также Ю. Б. Борева, Е. В. Волковой, А. Ф. Еремеева, М. С. Кагана, И. В. Клюевой, В.П.Крутоу-са, В. И. Самохваловой, Л. Н. Столовича, В. П. Шестакова, Е. Г. Яковлева и др.

Методологическое значение эстетического в процессе гуманизации и гуманитаризации образования рассматривается в работах М. С. Кагана, И. В. Клюевой, Т. Ф. Кузнецовой, В. Н. Липского, И. Ф. Суны,.

Л.С.СыЬоевой и др.

Теория эстетического воспитания разрабатывается В.й.Андреевым, Г. С. Апресяном, Э. В. Бурмакиным, Н. И. Киященко, Н. Б. Крыловой, Л. И. Новиковой, В. И. Самохваловой и др.

Проблема университетского образования ставится в работа:-: западных философов: Л. Мишеда, Б. Рассела, В. Роуга, М. Сабольчи, М. Фридмена и др., а также в работах отечественных ученых: Е. Г. Гершунского, И. В. Захарова, Н.и.Ладыжец, В. В. Миронова, Г. Ф. Ткача и др.

Несмотря на то, что накоплен обширный теоретический материал, специально проблема места и значения эстетического компонента в процессе гуманизации и гуманитаризации высшего образования исследователями в последнее десятилетие не ставилась. Не решена проблема практической реализации теоретических положений о необходимости расширения «эстетосферы» (М.С.Каган) в высшем образовании. Не исследован в этом отношении потенциал провинциальных университетов.

Данное исследование осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическим уровнях. Его ОБЪЕКТОМ являются теория и практика процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования в современной России, ПРЕДМЕТОМ — его эстетический компонент.

Основной ПАФОС работы — утверждение насущной необходимости усиления эстетического компонента, расширения «эстетосферы» в системе высшего образования как важнейшего и во многом определяющего условия его гуманизации и гуманитариации.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — углубление целостного представления о месте и значении эстетического компонента процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования в современной России. и процессе исследования были поставлены следующие конкретные.

ЗАДАЧИ: проследить эволюцию гуманитарной парадигмы в культуре и образовании;

— выявить ее детерминанты и доминанты;

— проанализировать современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования;

— определить сущность и значение эстетического компонента процесса гуманизации и гуманитаризации образования;

— разработать систему эстетических модулей, образующих эстетический компонент гуманитарного знания и адекватных ему видов деятельности;

— проанализировать процесс гуманизации и гуманитаризации образования в Мордовском государственном университете, определить место и роль в нем эстетического компонента, наметить пути расширения его «эстетосферы» .

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена спецификой рассматриваемого объекта, поставленными целями и задачами.

Исследование осуществляется на междисциплинарно м уровне, на стыке философии, эстетики, культурологии, с привлечением современных данных из других областей гуманитарного знания, прежде всего педагогики и психологии.

Особое значение для реализации цели диссертации имеет к о мп л е к с н ы й, системный подход. При решении конкретных задач исследования автор использовал следующие методы гуманитарных наук:

— сравнительно-исторический метод;

— метод исторической реконструкции;

— метод интерпретации.

При разработке темы автор опирался также на работы уже упоминавшихся видных представителей гуманитарных наук, отечественных и зарубежных, прежде всего, М. М. Бахтина.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в нем.

— прослежена эволюция и проанализировано современное состояние гуманитарной парадигмы в культуреи образовании;

— выявлено значение принципа гуманизма в гуманитарном знании как его содержательно-смысловой детерминанты и доминанты;

— рассмотрены современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования;

— показана роль эстетического компонента как условия и критерия эффективности процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования ;

— обоснована необходимость введения эстетических модулей как научного инструментария процесса гуманизации и гуманитаризации образования;

— разработана система эстетических модулей, действенность которых должна обеспечить гармоническое соответствие общеобразовательных, специальных и гуманитарных слагаемых содержания образования ;

— проанализирован процесс гуманизации и гуманитаризации образования в Мордовском государственном университете, определены место и роль в нем эстетического компонента, намечены пути расширения его «эстетосферы» .

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Данное исследование имеет как теоретическое, так и практическое, прикладное значение. Выводы, к которым пришел автор, могут быть использованы в научных исследованиях проблем гуманизации и гуманитаризации науки и образования, позволят углубить имеющиеся представления о роли и месте в нем эстетического компонента. Представленные в диссертации концепции и материалы могут быть использованы в преподавании курсов эстетики и культурологии, в разработке спецкурсов, в составлении конкретных программ по совершенствованию системы эстетического образования и воспитания в вузе и в практической работе, связанной с их реализацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Кризис современной системы высшего образования в России обусловлен кризисом всей социальной системы — идеологии, экономики, экологии, национальной политики, культуры. Он связан с неудовлетворительным решением проблемы формирования гармоничного, всесторонне и целостно развитого универсального человека, с рассогласованием гуманитарной составляющей содержания образования и профессиональной подготовкой специалиста, с неразработанностью инструментария опережающего развития человека, критерия гуманитарной образованности,.

Парадигма универсальной подготовки специалиста в вузе, выдвигая на первый план эстетический компонент образования, направлена на формирование гармоничного человека. Смысл гуманитарного образования — в индивидуальном, творческом овладении профессией, культурой, в стимулировании самоусовершенствования, творческого саморазвития личности.

В данном исследовании мы пришли к выводу о важнейшем значении эстетического компонента как средства, инструментария, движущей силы, фона, пространства и источника решения проблем гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Эстетическое как универсальное явление культуры, как ценность явно или опосредованно присутствует в разных науках, сферах общественной жизни, в любой деятельности. Поэтому нам представляется необходимым осмысление эстетического в качестве метакатегории процесса гуманизации и гуманитаризации образования.

В представленном исследовании проанализировно гуманизирующее влияние эстетического образования и воспитания на духовный мир людей и человеческие отношения. Оно дает возможность целостно и.

— 11 у концептуально осознать эстетическое богатство действительности, многообразие и перспективность путей ее эстетического освоения. Включение эстетического компонента в содержание образования как необходимого элемента ориентирует на ценностное восприятие знания и предмета в целом. Носителем зотетического в системе образования выступает система эстетических модулей, действенность которых обеспечивает гармоническое соответствие общеобразовательных, специальных и гуманитарных слагаемых содержания образования.

Система эстетических модулей раскрывается как научный инструментарий процесса гуманизации и гуманитаризации образования.

Реализация эстетических модулей делает возможным.

— з каждой дисциплине найти место для эмоционального отражения духовных и нравственных сил общества в периоды развития определенной науки;

— рассмотреть одно и то же явление какой-либо предметной области с разных позиций — культуры. Философии, экономики и других дисциплин, что позволяет формировать обобщенные методы научного мышления, которые обеспечивают развитие гуманистического и вселенского по своей сути мировоззрения человека;

— способствовать пониманию целостной картины мира в пространстве и во времени, во взаимодействии таких базовых категорий образования как «человек — общество — наука — культура», что и является одной из основных характеристик, качеством состоявшейся личности.

Естественно, данная работа далеко не исчерпывает всех возможностей заявленной темы. Однако она доказывает целесообразность дальнейшего изучения перспектив и механизмов действия эстетического компонента в процессе гуманизации и гуманитаризации высшего образования,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Ашмарин И. И, ' Юдин Б, Г. Основы гуманитарной экспертизы /У Человек, 1997. N3, — с.76−85,
  2. Ю.Батищев Г. С, Человечность или антропоцентризм 7 Антитеза между ценностной посвященностью и гордым самоволием. // Фнлоо. науки, 1993, — N 1−3.
  3. Безродная Г, В, Гуманивздия как фактор переотройки высшего образования: Всеооювн. научн. конференция, Новосибирск: Изд-во
  4. Кормин Н, А, Онтология эстетического, — М, Наука, 1992, — 117 о, 87, Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод пособие, М: Высш, шк, 1990, — 142 с, 88, Крылова Н, Б, Эстетический потенциал культуры, М: Прометей, 1990, 146 с,
  5. Пб.Монтень М, Об искусстве жить достойно. Философские очерки, М, — Политиздат, 1975, 207 с, 117, мор Т, Утопия / Пер, с лал?, Ю, м, Каган, М,: Наука, 1978, -415 с,
  6. Материалы подгот, Молодцова В, // Вест, высш. шк.- 1990, N 12,-с, 18−23,'124,Новикова Л, И, Соколовский М=В, «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность, 1998, — N 1, — о, 132−143,
Заполнить форму текущей работой