Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определено, что основными организационно-педагогическими требованиями системного, модульного и аксиологического подходов к формированию экологической культуры студента выступают: а) целостность, открытость и результативность структурной организации рассматриваемого процессаб) самостоятельность, активность и индивидуальный подход в овладе нии студентами знаниями, видами эколого-направленной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические предпосылки формирования экологической культуры студентов
    • 1. 2. Формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания на основе модульного и аксиологического подходов
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий, направленный на эффективное формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Задачи, методы и критерии оценки эффективности процесса формирования экологической культуры студентов
    • 2. 2. Практико-ориентированная методика эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время во всем мире отмечается влияние техногенных факторов на окружающую среду, вызывая нарушение здоровья и качества жизни людей, снижение биологического разнообразия в природе. Современное состояние биосферы оценивается как кризисное, что выражено в нарастании уровня загрязнения атмосферы, вод и почв продуктами промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, нерациональным использованием природных ресурсов.

Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, а экология сегодня становится междисциплинарной наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век обозначен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившегося «столетия экономики». А это означает, что современная экология имеет истоки в разных областях знания, в том числе: в экономике, образовании и культуре.

Движение общемировой цивилизации к бескризисному существованию в экологически благоприятных условиях является очевидной тенденцией современности, что актуализирует изменения ориентации и содержания образовательных систем с позиций устойчивого развития, одним из стабилизирующих факторов которого выступает экологическая культура. Социальный заказ общества экологическому образованию как основному механизму становления экологической культуры заключается в создании фундаментальных основ экологического сознания выпускников вузов. Это предполагает не только их информированность относительно состояния окружающей среды, но и сформированность у них системы специальных знаний в области экологии, эмоционально-ценностного отношения к природе.

В Федеральным законе «Об охране окружающей среды» (2001 г.) отмечено, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях. Поэтому одной из задач профессионального образования становится формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, сознающей свою роль в сохранении природы и природных ресурсов, способной принимать экологически обоснованные решения.

Начальным звеном непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства складывается первоначальное ощущение окружающего мира, так как здесь ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологической культуры. Но только при одном условииесли взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Уровнем экологической культуры педагогов дошкольного образования определяется качество воспитания детей в соответствии с экоцентрической направленностью.

Теоретическому осмыслению проблем формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания вузов способствовала разработка таких кардинальных дидактических теорий и концепций, как:

— философские аспекты духовно-практического взаимодействия с природой.

Н.Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, B.C. Степин, А. Д. Урсул и др.) — -. психологические аспекты личностного отношения к природе (С.Д. Дерябо, Б. Ф. Ломов, В. А. Левин и др.);

— разработка принципов, целей, задач экологического образования, концептуальных положений, теоретических основ экологического обучения и воспитания обучающихся (Э.В. Гирусов, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, JT.B. Моисеева, И. Т. Суравегина, B.C. Шилова и др.);

— экологическое образование как средство формирования экологической культуры, бережного отношения к природе (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачев и др.).

Как показывает анализ научной литературы и практика работы педагогов ДОУ, проблема выделения и обоснования педагогических условий, определяющих эффективность формирования экологической культуры студентов вузов факультета дошкольного воспитания, является пока еще недостаточно изученной. Исследователи С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, М. Н. Мамедов, JI.B. Моисеева, И. Т. Суравегина и др. отмечают в целом низкий уровень экологической культуры будущих педагогов, их недостаточный уровень экологических знаний, экологического мировоззрения, несформирован-ность у них системы ценностных отношений, и, как следствие, низкий уровень экологической грамотности дошкольников.

Таким образом, сегодня объективно существуют противоречия между:

— потребностью человечества в разрешении экологических проблем современности и существующими подходами к ним в системе высшего образования, не обеспечивающими подготовку специалистов с высоким уровнем экологической культуры;

— существующей потребностью высшей школы в формировании экологической культуры выпускников факультета дошкольного воспитания, готовых к реализации целей экологического образования в дошкольных учебных заведениях, и недостаточной разработанностью в науке и практике педагогических условий, способствующих этому процессу.

Учитывая приведенные выше данные, мы закономерно приходим к выводу о существовании актуальной проблемы, заключающейся в разработке эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания.

Важность и актуальность последней, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность применительно к сфере высшего педагогического образования послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических условий, направленных на эффективное формирование экологической культуры студентов, обучающихся в вузах на факультетах дошкольного воспитания.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов факультета дошкольного воспитания.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры студентов, обучающихся в вузах на факультетах дошкольного воспитания.

Гипотеза исследования: эффективное формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания возможно, если в процессе их профессиональной подготовки в вузе будет реализован комплекс педагогических условий:

1) содержание экологических курсов выстроено с учетом требований модульного и аксиологического подходов;

2) эмоционально-ценностные отношения студентов к миру природы выступают основой сформированности их экоцентрического сознания;

3) будущие педагоги дошкольных учреждений вовлечены в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой опреде-I лены следующие основные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике вузов на факультетах дошкольного воспитания, уточнить признаки и содержание структурных компонентов экологической культуры студентов.

2. Определить организационно-педагогические требования к формированию экологической культуры студентов на факультетах дошкольного воспитания.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий и практико-ориентированную методику, способствующие эффективному формированию экологической культуры студентов на факультете дошкольного воспитания.

4. Разработать и апробировать модульные программы по курсам «Экология» и «Теория и методика экологического образования детей» и методические рекомендации для преподавателей и студентов факультета дошкольного воспитания по эффективному формированию их экологической культуры.

Методологической и теоретической основой выполненного исследования являются:

— основные положения модульного (Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов и др.), системного (С.И. Архангельский,.

B.П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. Н. Сагатовский, Г. П. Щедровицкий и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, В. Т. Зинченко, А. Н. Леонтьев,.

C.Л. Рубин-штейн и др.), личностно-ориентированного (Н.А. Алексеев, В. А. Беликов, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.) и аксиологического подходов (А.В. Кирьякова, И. Ф. Исаев, Н. С. Розов, В. А. Сластенин и др.);

— теории профессионального образования (С.Я. Батышев, А. Н. Беляева, Е. А. Климов, А. Н. Сергеев, А. Я. Яфальян и др.);

— исследования, посвященные различным аспектам проблемы профессио-i нальной подготовки студентов (С.И. Архангельский, А. А. Вербицкий, М.Е.

Дуранов, JI.M. Кустов, Р. А. Литвак, Л. М. Митина, А. Я. Найн, Н.Я. Сайгу-шев, А. Н. Сергеев, В. А. Сластёнин и др.);

— философские, культурологические положения в области экологической культуры (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л. Н. Коган, А. С. Крылов, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.);

— идеи целостности педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Ба-банский, П. Ф. Каптерев и др.) и его экологической направленности (А.Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и др.);

— концептуальные положения, лежащие в основе экологического образования (С.Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, С. Н. Николаева, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина, Т. Г. Табукашвили, B.C. Шилова, В. А. Ясвин и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Магнитогорского государственного университета и его трех филиалов в г. Троицке, г. Сибае, г. Южноуральске. Всего в эксперименте приняли участие 632 студента первых, третьих, пятых курсов. Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 1998 по 2006 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (1998;2000 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат исследования. Изучались философская, психолого-педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ учебных планов, программ по исследуемой проблеме, анализ ее состояния в теории и практике факультетов дошкольного воспитания вузов. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Основными методами данного этапа были: теоретический анализизучение и обобщение передового педагогического опытапедагогическое наблюдение (прямое и косвенное), беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000;2005 гг.) проводилось уточнение и корректировка гипотезы исследования, были теоретически обоснованы и внедрены в практику высшей школы организационно-педагогические требования системного, модульного и аксиологического подходов и комплекс педагогических условий, направленных на эффективное формирование экологической культуры студентов, обучающихся на факультетах дошкольного воспитания. Одновременно разработаны, апробированы модульные программы по курсам «Экология», «Теория и методика экологического образования детей», а также методические рекомендации для преподавателей и студентов факультета дошкольного воспитания по эффективному формированию их экологической культуры.

Основные методы исследования на данном этапе: формирующий эксперимент, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, интервьюирование, тестирование, метод экспертной оценки, статистические и математические методы обработки результатов.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) осуществлялась обработка и анализ результатов проведенного эксперимента. Кроме того, он был посвящен уточнению теоретико-экспериментальных выводов, обобщению, систематизации и описанию полученных данных.

Основные методы исследования на данном этапе: отстроченный эксперимент, качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы вторичной обработки результатов, методы наглядного представления результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что комплекс & педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, включает в себя следующие положения: 1) содержание экологических курсов выстроено с учетом требований модульного и аксиологического подходов- 2) эмоционально-ценностные отношения студентов к миру природы выступают основой сформированности их экоцентрического сознания- 3) будущие педагоги дошкольных учреждений вовлечены в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.

2. Разработана и экспериментально проверена практико-ориентированная меt тодика эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, включающая в себя специально подобранные методы, приемы, формы, которые обеспечивают будущим педагогам самостоятельность, творчество и самореализацию в процессе усвоения модульной программы, сформированность у них эмоционально-ценностных отношений к миру природы и определяют их активность в поведении и различных видах эколого-направленной деятельности (учебно-познавательной, природоохранительной, трудовой, художественно-эстетической, игровой). Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание когнитивного, ценностно-мотивационного и дея-тельностно-практического компонентов экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, что позволило выявить педагогические условия, обеспечивающие её эффективное формирование.

2. Определено, что основными организационно-педагогическими требованиями системного, модульного и аксиологического подходов к формированию экологической культуры студента выступают: а) целостность, открытость и результативность структурной организации рассматриваемого процессаб) самостоятельность, активность и индивидуальный подход в овладе нии студентами знаниями, видами эколого-направленной деятельности посредством набора специально разработанных дидактических материалов с организационно-методическими указаниямив) выявление и учет динамики эмоционально-ценностных отношений студентов к миру природы как основы сформированности их экоцентрического сознания в организации экологического воспитания детей.

3. Уточнено, что к основным признакам экологической культуры студента, наряду с интегративностью, относительной устойчивостью во времени, индивидуальностью, динамичностью, многогранностью и результативностью, относятся гуманизм и ответственность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Выявлен и обоснован критериально-оценочный инструментарий (критерии, показатели и диагностические методики) для определения эффективности формирования экологической культуры студента, обучающегося в вузе на факультете дошкольного воспитания, в рамках которого описаны характерологические признаки будущих педагогов дошкольных учреждений с разными уровнями сформированности экологической культуры.

2. Разработаны и апробированы в различных вузах методические рекомендации для преподавателей и студентов «Как формировать экологическую культуру студента?» и модульные программы по курсам «Экология» и «Теория и методика экологического образования детей».

Материалы исследования могут быть широко использованы в практике экологического образования студентов разных вузов на факультете дошкольного воспитания.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена исходными методическими положениями, обоснованностью теоретических предпосылок, комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследованийрепрезентативностью опытно-экспериментальных данных, характером экспериментальной работы и воспроизводимостью результатов, всесторонним анализом данных различных этапов экспериментасочетанием качественного и количественного анализов ft в обработке результатов эксперимента методами математической статистики, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в учебный процесс вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, обеспечивает эффективное формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания и включает в себя: 1) содержание экологических курсов выстроено с.

• учетом требований модульного и аксиологического подходов- 2) эмоционально-ценностные отношения студентов к миру природы выступают осноI вой сформированности их экоцентрического сознания- 3) будущие педагоги дошкольных учреждений вовлечены в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.

2. Практико-ориентированная методика эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания обеспечивает им самостоятельность, творчество, самореализацию в процессе усвоения модульной программы, направлена на формирование у будущих педагогов эмоционально-ценностных отношений к миру природы, которые определяют их активность в поведении и различных видах эколого направленной деятельности и включает в себя специально подобранные:

• методы (экологической идентификации, эмпатии, рефлексии, раскрытия внутренней гармонии природы, «сгущения» красоты природы средствами искусства, экологической заботымониторинг природных объектов, озеленение, ухаживание за растениями и животными, сюжетные, ролевые, предметные, деловые игры и др.);

• приемы (диагностика, игровые, дискуссионные, рефлексивные, моделирование ситуаций, актуализация жизненного опыта и др.);

• формы организации обучения (лекции, практические занятия, экологические конкурсы, викторины, деловые и ролевые игры, экскурсии, экологические походы, митинги, акции «В защиту природы» и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2002;2004 гг.);

— публикаций в сборниках научных трудов аспирантов, соискателей и преподавателей кафедры педагогики МаГУ «Проблемы образования и развития личности учащихся» (Магнитогорск, 2003, 2004, 2005 гг.);

— публикаций статей, методических рекомендаций, пособий;

— выступлений на семинарах аспирантов и соискателей.

Основные результаты проведенного исследования использовались в процессе подготовки студентов факультета дошкольного воспитания МаГУ с целью повышения эффективности процесса формирования их экологической культуры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 13 рисунков и 24 таблицы.

Результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведённой работы, поскольку экспериментальное обучение, апробированное на факультете дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета, показало достаточно высокий уровень сформированности экологической культуры студентов.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу, согласно которой процесс формирования экологической культуры студентов дошкольного факультета будет эффективным, если в процессе их профессиональной подготовки в вузе реализуется вышеобозначенный комплекс педагогических условий.

Однако в процессе исследования возникли новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в своём решении, поэтому дальнейшая работа по вопросам формирования экологической культуры может быть продолжена в следующих направлениях: технология самовоспитания у студентов экологической культуры с использованием новых информационных технологий, преемственность в развитии экологической компетентности у школьников и студен тов, развитие экологической культуры у педагогов дошкольных образова тельных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное теоретико-экспериментальное исследование по теме «Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания», показало, что она является весьма актуальной в педагогической теории и практике вузов.

Актуальность исследования обусловлена:

• во-первых, реальной опасностью наступающей всемирной экологической катастрофы, выдвигающей на повестку дня задачу неотложной и жизненно необходимой экологизации системы образования на международном, государственном, региональном уровнях, которая официально принята как одна из приоритетных в природоохранной политике;

• во-вторых, масштабом изменений, происходящих сегодня практически во всех сферах жизнедеятельности общества, требующих не только необходимости организации системы экологического образования населения, но и решения проблем экологизации сознания людей, осуществления программы экологического просвещения общества;

• в-третьих, образовательной необходимостью, поскольку только формирование экологической культуры может привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни;

• в-четвёртых, тем, что существующий уровень культуры студентов вуза сегодня не соответствует современным требованиям.

Поэтому данное диссертационное исследование затрагивает одну из актуальных проблем высшей школы — проблему формирования экологической культуры студентов вуза на факультете дошкольного воспитания в ходе их профессиональной подготовки.

Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки студентов вуза на факультетах дошкольного воспитания, а предметом изыскания — процесс формирования экологической культуры студентов, обучающихся в вузе на факультете дошкольного воспитания.

Целью проведённого исследования было выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования экологической культуры студентов вуза на факультете дошкольного воспитания.

Решая необходимые для доказательства данной гипотезы задачи, мы:

1) проанализировали состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике вузов на факультетах дошкольного воспитания, уточнили признаки и содержание структурных компонентов экологической культуры студентов;

2) определили организационно-педагогические требования к формированию экологической культуры студентов на факультетах дошкольного воспитания;

3) выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили комплекс педагогических условий и практико-ориентированную методику, способствующих эффективному формированию экологической культуры студентов на факультете дошкольного воспитания;

4) разработали, апробировали модульные программы по курсам «Экология» и «Теория и методика экологического образования детей» и методические рекомендации для преподавателей и студентов факультета дошкольного воспитания по эффективному формированию их экологической культуры.

Проведенный нами теоретический анализ позволил выделить понятийный аппарат исследования.

Уточняя определение «экология», мы пришли к выводу, что это — наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей их неорганической природой, где последняя рассматривается как весь материально-энергетический мир и информационный мир Вселенной, совокупность условий существования человеческого общества.

Экологическое образование мы, вслед за И. Д. Зверевым, рассматриваем как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, эмоционально-ценностных, этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние природы.

Это позволило нам уточнить основную цель экологического образований в высшей школе — расширение и углубление экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистовусвоение общих и профессиональных знаний о сущности природных явлений, взаимозависимости и взаимодействия общества, человека и природы.

Базовыми для нашего исследования выступали такие категории, как: «экологическая культура студента факультета дошкольного воспитания» и «формирование экологической культуры студента вуза».

Мы уточнили, что экологическая культура студента, обучающегося на факультете дошкольного воспитания, рассматривается как широкое интегра-тивное свойство его личности, представлена когнитивным, ценностно-мотивационным и деятельностно-практическим компонентами и направлена на реализацию стимулирующей, нормативной, информационной, развивающей, ориентационной и гуманистической функций в экологическом воспитании детей.

Формирование экологической культуры студента — противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющегося у студента уровня культуры под влиянием внешних факторов.

В работе уточнено, что к основным признакам экологической культуры студента, наряду с интегративностью, относительной устойчивостью во времени, индивидуальностью, динамичностью, многогранностью и результативностью, относятся гуманизм и ответственность.

В работе определено, что системный, модульный и аксиологический подходы являются методологической основой к решению рассматриваемой проблемы. Кроме того, обоснованы основные принципы системного, модульного и аксиологического подходов в процессе формирования экологической культуры студентов вуза на факультете дошкольного воспитания.

Проведенное исследование подтвердило, что процесс формирования экологической культуры студентов дошкольного воспитания в системе вузовской подготовки будет протекать эффективно при реализации комплекса педагогических условий:

1) содержание экологических курсов выстроено с учетом требований модульного и аксиологического подходов;

2) эмоционально-ценностные отношения студентов к миру природы выступают основой сформированности их экоцентрического сознания;

3) будущие педагоги включены в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального становления.

Нами разработана и экспериментально проверена практико-ориентированная методика эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, предусматривающая механизм перевода внешне созданных условий образования во внутреннее состояние обучающихся, в основе которого лежат применение комплекса методов и систематизированных задач и заданий с учётом характерологических признаков студентов.

Кроме того, в исследовании показано, что процесс формирования экологической культуры студентов вуза на факультете дошкольного воспитания носит уровневый характер. Нами выделены три уровня сформированности экологической культуры студентов в соответствии с характером деятельности и поведения студентов: высокий, средний и низкий.

Объективность информации об уровне сформированности экологической культуры студентов обеспечивалась комплексом критериев: мотиваци-онно-ценностным, когнитивным, деятельностным.

Показателями первого критерия были взяты: самореализация, мотивы, ценностные ориентации, саморазвитие. Основными показателями второго выступают: полнота, объем, прочность и систематизация экологических и методических знаний. Показателями третьего критерия являются: умения принимать решения, прогнозировать, творческие умения, умения самостоятельно принимать решения, рефлексивные умения.

Результатом сформированности экологической культуры студентов является продвижение обучаемых от низкого уровня к среднему, а от него — к высокому.

Обоснованность и достоверность результатов исследования была обеспечена исходными методологическими положениями, обоснованностью теоретических предпосылок, комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследованиярепрезентативностью опытно-экспериментальных данных, характером экспериментальной работы и воспроизводимостью результатов, всесторонним анализом данных различных этапов экспериментасочетанием качественного и количественного анализа в обработке результатов эксперимента методами математической статистики, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в учебный процесс вузов.

В исследовании получены результаты и данные, научная новизна которых заключается в следующем:

1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, включает в себя следующие положения: 1) содержание экологических курсов выстроено с учетом требований модульного и аксиологического подходов;

2) эмоционально-ценностные отношения студентов к миру природы выступают основой сформированности их экоцентрического сознания;

3) будущие педагоги дошкольных учреждений вовлечены в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.

2. Разработана и экспериментально проверена практико-ориентированная методика эффективного формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания, обеспечивающая самостоятельность, творчество и самореализацию в процессе усвоения модульной программы и направленная на формирование у будущих педагогов эмоционально-ценностных отношений к миру природы (путем интеграции внешних воздействий и внутренних механизмов будущего педагога), которые определяют его активность в поведении и различных видах эколого-направленной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Уточнено содержание когнитивного, ценностно-мотивационного и дея-тельностно-практического компонентов экологической культуры студента.

2. Определено, что основными организационно-педагогическими требованиями системного, модульного и аксиологического подходов к формированию экологической культуры студента выступают: а) целостность, открытость и результативность структурной организации рассматриваемого процесса, б) самостоятельность, активность и индивидуальный подход в овладении студентами знаниями, видами эколого-направленной деятельности посредством набора специально разработанных дидактических материалов с организационно-методическими указаниями, в) выявление и учет динамики ценностных отношений студентов к миру природы как основы сформированности их экоцентрического сознания в организации экологического воспитания детей.

3. Уточнено, что к основным признакам экологической культуры студента, наряду с интегративностью, относительной устойчивостью во времени, индивидуальностью, динамичностью, многогранностью и результативностью, относятся гуманизм и ответственность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

1. Выявлен и обоснован критериально-оценочный инструментарий (критерии, показатели и диагностические методики) для определения эффективности формирования экологической культуры студента, обучающегося в вузе на факультете дошкольного воспитания, в рамках которого описаны характерологические признаки будущих педагогов дошкольных учреждений с разными уровнями сформированности экологической культуры.

2. Разработаны и апробированы в различных вузах методические рекомендации для преподавателей и студентов «Как формировать экологическую культуру студента?» и модульные программы по курсам «Экология» и «Теория и методика экологического образования детей».

Материалы исследования могут быть широко использованы в практике экологического образования студентов разных вузов на факультете дошкольного воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. В. Развитие навыков самообучения у студентов университета: технология и критериально-оценочный инструментарий: метод. рекомендации / С. В. Акманова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. -38 с.
  2. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — JI.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  3. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
  4. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  5. , С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М., 1988. — 149 с.
  6. , А. Модульно-рейтинговая система / А. Артемов, Н. Павлов, Т. Сидорова//Высшее образование в России. 1999. -№ 4. — С.121−125.
  7. , Э. А. Экологические основы природопользования / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 320 с.
  8. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабан-ский. — М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  9. Ю.Багдасарьян, Н. Г. Культурология / Н. Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
  10. П.Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1997.
  11. , В. Р. Социальная экология / В. Р. Бганба. М.: Высш. шк., 2004. — 309 с.
  12. З.Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В. А. Беликов. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  13. Н.Беликов, В. А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии» / В. А. Беликов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 67 с.
  14. , В. А. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся : монография / В. А. Беликов, Н. Г. Кри-вощапова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 121 с.
  15. , В. В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности / В. В. Белич. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1986.
  16. , А. С. Ситуация успеха. Как её создать? / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
  17. , В. JI. Модульное обучение студентов / В. JI. Белова, Н. В. Шу-мянкова // Соц. политический журнал. 1994. — № 7−8. — С. 62−72.
  18. , Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. — М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  19. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии / В. П. Бес-палько. — М.: НПО МО Россия, 1995. — 336 с.
  20. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. — М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  21. , В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-480 с.
  22. , В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1990.-413 с.
  23. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад,
  24. A. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  25. Биология и современность / под ред. А. В. Яблокова- М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  26. , Н. А. Проблемы формирования экологического сознания / Н. А. Бирюкова // Педагогика. 2004. — № 10. — С.35−42.
  27. , Н. А. Особенности экологического образования за рубежом / Н. А. Бирюкова // Педагогика. 2005. — № 7. — С.89−94.
  28. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. -270 с.
  29. , В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаева, В. И. Слободчков // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  30. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1465 с.
  31. , О. Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы / О. Ю. Бурцева // Биология в школе. 2001. — № 4. — С.25−29.
  32. , В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990): дис. д-ра пед. наук. /
  33. B. В. Буткевич. М., 1994.-341 с.
  34. Введение в культурологию / под ред. Е. В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1995.-336 с.
  35. , А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997. — № 6.1. C. 31−36.
  36. , А. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. Вербицкий, Н. Бакшаева // Alma mater. 1998. — № 1−2. — С. 47−50.
  37. , В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1987. — 339 с.
  38. , С. Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей / С. Г. Вершловский // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — С. 5−24.
  39. , В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Ворошилова. — Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  40. , JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. / JI. С. Выготский- гл. ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982.
  41. , П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
  42. , Б. С., Методологические знания в педагогике / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. -М.: Знание, 1986.-336 с.
  43. , Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Интер Диалект +, 1997. — 697 с.
  44. , С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработка экогуманной парадигмы / С. Н. Глазачев. М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
  45. , Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания / Г. Я. Головных // Философские науки. 1989. — № 6.
  46. , А. А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности / А. А. Горбатов // Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР. -М., 1977.
  47. , А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. М., 1998.262 с.
  48. , В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований : учеб. пособие / В. Г. Гречихин. М.: Изд-во МГУ, 1988. -232 с.
  49. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  50. , А. Экология в дидактике и дидактика в экологии / А. Дахин // Народное образование. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  51. , Н. С. Учитель как человек экологический / Н. С. Дежни-кова // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 37- 40.
  52. , Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 5156.
  53. , С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-н /Д: Феникс, 1996, — 480 с.
  54. , С. Д. Две модели экологии / С. Д. Дерябо, В. А. Левин // Человек. 1998. — № 1.-С. 34−40.
  55. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 340 с.
  56. , Е. М. Управленческое общение и его педагогическая адаптация / Е. М. Дуранов, О. В. Лешер. Магнитогорск- Челябинск: МГПИ, 1996.- 131 с.
  57. , М. Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности / М. Е. Дуранов, А. Г. Гостев. — Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  58. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. д-ра пед. наук/Е. С. Заир-Бек. СПб., 1995.
  59. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992. — 48 с. 61.3ахлебный, А. Н. Эколого-ориентированная деятельность куда ориентировать? / А. Н. Захлебный // Экологическое образование. — 2003. -№ 3. — С. 3.
  60. , И. Д. Охрана природы и образование / И. Д. Зверев // Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986.
  61. , К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000. -464 с.
  62. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
  63. , Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М.: Знание, 1973. Вып. 3. — 78 с.
  64. , М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  65. , Н. Ф. Формирование экологической компетенции старшеклассников в сфере экологического образования : дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Казакова. — Бирск, 2004. 186 с.
  66. , М. Экологизация важнейшая инновация / М. Ка-линикова // Высшее образование в России. — 2003. — № 1. — С. 84−86.
  67. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987.-218 с.
  68. , В. Структурные условия и определение некоторых категорий, связанных с развитием / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
  69. , Е. М. Социально-экологическая ответственность как фактор разрешения противоречия «общество-природа» : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. М. Карпенко. М., 1986. — 18 с.
  70. , А. В. Теория ориентации в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: ОГПИ, 1996. — 188 с.
  71. , А. В. Ориентация личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова // Магистр. 1998. — № 4. — С. 37−51.
  72. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М., 1994. — 257 с.
  73. , JI. Н. Теория культуры / JI. Н. Коган. Екатеринбург, 1993.
  74. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  75. , В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 576 с.
  76. , Н. В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Кривощекова. — Оренбург, 1999. — 18 с.
  77. Культура и культурология: словарь/сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 928 с.
  78. Культурология: краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 192 с.
  79. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  80. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АГУ, 1998. — 156 с.
  81. , Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии в высшей школе : дис.. д-ра пед. наук / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул, 1999. — 393 с.
  82. , М. М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  83. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. Т. 2.-318 с.
  84. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: СМЫСЛ, 1992. — 17 с.
  85. , Л. А. Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений : дис.. канд. пед. наук / Л. А. Липская. — Челябинск, 2001. — 189 с.
  86. , Б. Т. Основные категории педагогики / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999.-№ 1.-С. 10−18.
  87. , А. В. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А. В. Макаров, 3. П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4.- С. 141−155.
  88. , Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Маме-дов // Экологическое образование. 2001. — № 3. — С. 4−8.
  89. , Н. М. Основы общей экологии / Н. М. Мамедов, И. Т. Сура-вегина, С. Н. Глазачев. М.: «МДС», 1998. — 272 с.
  90. , Е. В. Культурология. Теория культуры / Е. В. Мареева. М.: Экзамен, 2002.- 192 с.
  91. , Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э. С. Маркарян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973. — 146 с.
  92. , А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  93. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: МГФ Знание, 1996.-308 с.
  94. , Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Маркова. — СПб., 1999. — 19 с.
  95. , А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Виклер, 1971.
  96. , В. В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Маткин. Екатеринбург, 2002.
  97. , В. С. Ценность и ценностные ориентации / В. С. Мерлин. -М., 1992.
  98. , А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360 с.
  99. , М. Избранное: Из опытов / М. Монтень. М., 1988.
  100. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избр. пси-хол. тр. М.- Воронеж, 1995.
  101. , А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
  102. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект-М., 2000.-9 с.
  103. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». 2000. — № 1. — С. 3−20.
  104. , Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  105. , Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.-302 с.
  106. , Н. Д. Об активизации учебной деятельности / Н. Д. Никандров //Вестник высш. шк. 1983. — № 8. — С. 26−31.
  107. , Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−11.
  108. , С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. М.: Академия, 2002. — 336 с.
  109. , А. Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения / А. Н. Новикова, Г. В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 2.
  110. , С. И. Словарь русского языка / С. И Ожегов. М.: Рус. яз., 1986.-797 с.
  111. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  112. , А. А. Стандарты высшего педагогического образования: пути совершенствования / А. А. Орлов // Педагогика. 2000. — № 2. — С.48−51.
  113. , Э. А. Морфология культуры. Культурология. XX век: словарь / Э. А. Орлова. СПб., — 293 с.
  114. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI. В. Трубайчук. М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  115. Педагогические технологии / под общ. ред. В. С. Кукушкина. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 336 с.
  116. , JI. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности / JI. М. Перминова // Педагогика, 1997. № 3. — С. 3442.
  117. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1982. — 246 с.
  118. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  119. , И. П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  120. , Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект/ Н. Ю. Посталюк. Казань, 1989. — 204 с.
  121. , Б. Б. Экология человека : понятийно-терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. М.: Изд.-во МНЭПУ, 1999. — 348 с.
  122. , В. Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования / В. Г. Разумовский // Педагогика. -2004. № 6. — С. 310.
  123. , А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  124. , Н. Ф. Популярный биологический словарь / Н. Ф. Реймерс. -М.: Наука, 1990. 544 с.
  125. , Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. — 367 с.
  126. , А. С. Введение в педагогическую деятельность /
  127. A. С. Роботова и др. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  128. , М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, JI. В. Байбородова. М., 2000. — 253 с.
  129. , Я. А. Ценностный подход в системе социологического знания / Я. А. Розин. Киев: ИНД, 1987.
  130. , Н. С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993. — 154 с.
  131. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред.
  132. B. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993 — 608 с.
  133. Рубинштейн, С. J1. Принципы и пути развития психологии /
  134. C. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. — 324 с.
  135. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  136. , В. А Технология конструирования педагогической анкеты / В. А. Руденко // Школьные технологии. 2002. — № 2. — С.102−107.
  137. , В. А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании / В. А. Руденко // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 69−75.
  138. , В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. 2003. — № 6. — С.32−39.
  139. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рын-дак. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  140. , Ю. Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Ю. Р. Саарнийт- под ред. Е. В. Шороховой. М., 1997.
  141. , JI. И. Словарь основных понятий по педагогике и психологии / JI. И. Савва. Магнитогорск, 2004. — 50 с.
  142. , В. Н. Проблемы методологии системных исследований в современной американской философии / В. Н. Саготовский // Системные исследования. СПб.- М.: Наука, 1981.
  143. , Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления педагога : дис.. д-ра пед. наук / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002.
  144. , И. П. Формирование экологической культуры учителя : автореф. дис. канд. пед. наук/И. П. Сафронов. — М., 1991.
  145. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Се-левко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  146. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 149 с.
  147. , Г. Н. Элементы теории системного управления образованием : в 4 ч. Ч. 1. Системное видение образования / Г. Н. Сериков. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. — 169 с.
  148. , В. А. Дидактика / В. А. Ситаров. М.: Академия, 2002. -386 с.
  149. , В. А. О проектировании содержания высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Преподаватель. 1999. — № 5. -С. 3−9.
  150. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. -210 с.
  151. Социальная адаптация личности: метод, реком. / сост. Л. И. Савва, М. М. Врублевская. Магнитогорск: МаГУ, 1999. — 68 с.
  152. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  153. , И. Т. Как учить экологии : пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
  154. , Т. Г. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Табукашвили. — М., 1998. — 18 с.
  155. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  156. , Д. JT. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д. JI. Теплов // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 46- 49.
  157. , Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии / Е. В. Титов // Педагогика. -2003.-№ 9.-С. 39−45.
  158. , Е. В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания / Е. В. Титова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  159. Тодоров, JL В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / JI. В. Тодоров // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 3−11.
  160. , П. И. Технологии модульного обучения в школе : практи-ко-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский- под. ред. П. И Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  161. , В. П. Марксистская философия и проблема ценности /
  162. B. П. Тугаринов // Проблемы ценности в философии. М.- JL, 1966.1. C.15−16.
  163. , В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. -Л.: ЛГУ, 1988.
  164. , А. Д. Путь в ноосферу / А. Д. Урсул. М.: Просвещение, 1996.-321 с.
  165. , А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
  166. Файнбург, 3. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества / 3. И. Файнбург. .// Личность и ее ценностные ориентации: Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР 1969. № 25/40. Вып. 2. — С. 59−99.
  167. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  168. , X. Мотивация и деятельность : пер. с нем / X. Хекхаузер. -М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 408 с.
  169. , Ю. Л. Экология и экологическая безопасность / Ю. Л. Хотунцев. -М.: Академия, 2002. 480 с.
  170. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: сб. тез. докл.: в 2 т. / под ред. З. И. Равкина М., 1995.- 168 с.
  171. , Н. Экологическое образование в высшей школе / Н. Церцек и др. // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 30−37.
  172. , Н. 3. Культура и ценности / Н. 3. Чавчавадзе. Тбилиси, 1984.-247 с.
  173. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996. С.14−97.
  174. , М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С.21−29.
  175. , Т. Н. Модульное обучение: сущность, технология / Т. Н. Шаламова // Биология в школе. 1994. — № 5. — С.29−32.
  176. , В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. -Харьков: Тросинг, 2004. 734 с.
  177. , К. Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности / К. Д. Шафранская // Личность и деятельность. Л., 1988.
  178. , И. А. Экология / И. А. Шилов. М.: Высш. шк., 2003 .-512с.
  179. , В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика: монография / В. С. Шилова. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1999. — 244 с.
  180. Экологическая культура и образование: тез. докл. сессии научного совета по проблемам экологического образования РАО. Москва, 18 янв. 1998 г. / под ред. Л. П. Симоновой, С. Н. Глазачева. М., 1998.
  181. Экология и культура: тез. докл. I Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 1991.
  182. Экология / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Знание, 1997. — 288 с.
  183. , Д. Б. Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1978.-№ 1.-С. 3−15.
  184. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. — 391 с.
  185. , П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас. — 1989. — 272 с.
  186. , П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  187. , П. А. Создание модульных программ / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 55−60.
  188. , В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  189. , Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 402 с.
  190. , Н. О. Закономерности и принципы педагогического проектирования / Н. О. Яковлева // Вестник Института развития и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. 2003. — № 14. — С. 249−135.
  191. , В. А. Психология отношения к природе / В. А. Левин. М.: Смысл, 2000.-456 с.
  192. Catton W.R., Danlap R.E. Environmental sociology: A new paradigm// Amer. Sociologist. 1978.
  193. Russel Jd. Moduler Istruction // A Guide to the Desing, Utilization and Evalution of Moduler Materials.-Minneapolis- BPC, 1974.
Заполнить форму текущей работой