Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восьмидесятые годы дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодежных движений, противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от нее «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной I контркультуры": движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Движение военно-исторической реконструкции в контексте культуры
    • 1. Понятие военно-исторической реконструкции
    • 2. Проблематика исторической реконструкции в России и Западной Европе
  • З.ВИР и музейное дело
    • 4. Военно-историческая реконструкция и феномен игры
  • ГЛАВА II. ВИР как неформальное молодежное движение
    • 1. Предпосылки появления и социальная база ВИР-движения
    • 2. Субкультура ВИР-движения в структуре современного общества
    • 3. ВИР как культурная инсценировка
    • 4. Перспективы развития и трансформации движения ВИР

Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современной науки позволило глубже проникнуть в различные области духовной и материальной культуры прошлого, используя традиционные способы: изучение литературных источников, материальных археологических находок и этнографического материала. Но новые экспериментальные методы часто дают возможность не только выявить отдельные нюансы истории, но иногда позволяют по-новому оценить целые пласты культурной деятельности. К таким методам следует отнести «историческую реконструкцию».

Реконструкция (от ре. и лат. «конструктио» —- построение).. Воссоздание нарушенного первоначального облика. постройки, произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства и пр., выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников изобразительных материалов, обмеров и пр." 1.

Актуальность данного исследования вытекает из того, что историческая реконструкция — область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека, с учетом социальных отношений, материальной культуры, традиций и духовного состояния, воспроизводимых максимально приближенно к оригинальным, что делает возможным оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя.

Такая область деятельности человека, как военное дело на сегодняшний день остается малоисследованным явлением несмотря на то, что она оставалась одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры.

Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции (в дальнейшем — сокращенно: ВИР), давшей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии.

Благодаря ВИР стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами.

Археология получила возможность по найденным фрагментам восстанавливать целые предметы и даже комплексы (например, комплексы вооружений русских воинов). Музеи получили возможность экспонировать не только подлинные вещи, сохранившиеся во времени, но и вновь созданные реконструированные модели (например, в музее «Куликово поле» выставлены доспехи русских воинов, реконструкции М. Горелика), дающие представление зрителю о реальной жизни наших предков. Нередко.

1 БСЭ.-т. 25.-е. 326 результаты реконструкций во многом опровергают общепринятые взгляды на тот или иной объект. Назначение многих археологических находок становится ясным лишь в реконструированном виде или комплексе.

Но помимо вышеперечисленных ВИР проникла в области современной культуры, казалось бы изначально далекие от подобных видов деятельности. Театр, кинематограф, педагогика, шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией. Наиболее ярко необычно и масштабно ВИР проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга.

Восьмидесятые годы дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодежных движений, противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от нее «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной I контркультуры": движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее заметных внешне, но более серьезных, интеллектуальных и глубоких в своей основе течений молодежной культуры: группы ролевых игр («Толкинисты», «Амберисты» и др.), клубы военно-исторической реконструкции («Рыцарские ордена», «Славянские дружины»).

Настоящая работа посвящена исследованию, систематизации и оценке явления «военно-историческая реконструкция», как элемента современной культуры и, в частности, уникального молодежного культурного движения, основанного на военно-исторической реконструкции (в дальнейшем —ВИРдвижение).

Актуальность исследования движения ВИР, как части творческого устроения досуга, как общественно-культурного нововведения снизу, как вновь возникающей российской традиции подтверждается постоянным вниманием к данному феномену культуры средств массовой информации, охватом ВИР-движения все большего числа регионов России, а также тем, что ВИР-движение не является исключительно российским явлением культуры, а существует в различных формах и в других странах (например, в Германии, Англии, Франции и т. д.), где у него по сравнению с российским наблюдается многовековая традиция. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в серьезной научной литературе пока не существует сколько-нибудь основательного исследования данного культурного явления.

Научная разработанность проблеммы с культурологической точки зрения практически не рассматривалась. Материалы на исследуемую тему подбирались в периодических изданиях («Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» «Огонек», «Вокруг света» и ряд других центральных и местных изданий), из сообщений электронных СМИ (ТВ, радио) и из Internet (<>- «http://www.permonline.ru/~historycentre/" — и др.) В теоретической литературе достаточно описаны некоторые, сопоставимые с данным явлением области культуры: — феномен игры (Бейтендейк Ф., Берн Э., Грос К., Ортега-и-Гассет X.,.

Финк Б., Хайдеггер, Хейзинга И., Шиллер Ф.) — историческая реконструкция (Абрамзон Н.Я.,, Горелик М. В., Кирпичников А. Н., Фиркс И., Худяков Ю.С.);

— музейное дело (Горелик М.В., Кулинский А. Н., Клэр Д. Д., Мельников Г. П., Тихомирова Е. В., Dornberg J., Humple R.,);

А также привлекалась литература по различным аспектам культурологии и философии:

— о переемственности культуры (работы Бердяева H.A., Давыдова Ю. Н., Лосева А. Ф., Лосского Н. О., Лотмана Ю. А., Тойнби A.A. Plamenatz J.);

— традиции, как средства актуализации человеческого опыта (Кучмаева И.К., Острожинский В. Е., Сорокин П., Schalk G., Szacki J.);

— о молодежных субкультурах (Багдасарян Н.Г., Ионин Л. Г., Кучмаева И. К., Rauch J.).

По общим вопросам философии и культурологии привлекались работы таких авторов, как: Белик A.A., Библер B.C., Вовенко Т. Ф., Гуревич П. С., Добрынин В. П., Жаров Л. В., Кондаков И. В., Кохановский В. П., Кузнецова И. К., Малахов B.C., Мамонтов С. П., Чернокозов А. И., Langer A., Ruegg W.

Цель данного исследования состоит в изучении феномена ВИР-движения через призму ценностно-ориентирующего подхода к этому явлению, с точки зрения достижений современной культурологии, философии культуры, социологии.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих исследовательских задач:

— конкретизировать понятие военно-исторической реконструкции;

— рассмотреть специфику этого явления в России и Западной Европе;

— рассмотреть взаимосвязь ВИР-движения с другими областями культуры;

— обосновать наличие параллелей между феноменами ВИР и игры.

— выявить социальную базу ВИР-движения;

— определить место субкультуры ВИР-движения в структуре современного общества.

Объектом исследования диссертации является ВИР-движение, как многоаспектное явление в культурной жизни и досуге части современной молодежи в ракурсе его отношения к ценностным ориентирам и компенсаторно-релаксационным задачам современного общества.

Предметом исследования выбраны особенности ВИР-движения в историко-культурологическом и социологическом контексте.

Методологическая основа исследования. При рассмотрении зарождения и дальнейшего развития ВИР-движения применялся метод включенного наблюдения и историко-культурный метод системного анализа, т. е. явление рассматривалось как целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой отношениями функциональной взаимозависимости: от материального и индивидуального (единичные случаи реконструкции отдельных элементов вооружения, индивидуальных воинских комплексов) к групповому воспроизведению не только материальных элементов, но и иерархии взаимоотношений реконструируемого социума, и далее к показательным выступлениям и театрализованным воспроизведениям исторических событий (Бородино, Куликовская битва), элементам массовой культуры (Рыцарь-шоу) и спортивным соревнованиям по историческому фехтованию.

В ходе анализа использовался также сравнительно-культурный метод исследования, когда феномен ВИР сравнивался с уже исследованными и близкими ему по сути явлениями: ролевые игры, театрализованные исторические постановки, музейное дело, спортивные состязания.

Научная новизна. ВИР-движение — новое явление современной культуры России, оно сегодня находится в процессе становления и развития. Но уже самые предварительные оценки позволяют говорить о заметном влиянии его на смежные области культуры. До настоящего времени отсутствуют какие-либо научные труды, анализирующие этот феномен культуры, общественного и социального развития. Ряд публикаций (в основном в СМИ), посвященных ВИР-движению, носят информационный, фрагментарный и поверхностный характер, чаще всего связанный с эпизодическими проявлениями деятельности ВИР. Настоящая работа впервые рассматривает ВИР-движение не как некие единичные случаи в массовой культуре, а как масштабное явление, зародившееся на стыке научной, общественной и творческой деятельности граждан.

Научно практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования диссертации и связанные с ней публикации могут.

11 быть использованы в работе преподавателей культурологии, краеведения, школьного курса истории, а также в педагогической работе культурных центров по работе с молодежью, с целью патриотического и историко-культурного воспитания.

ВИР-движение в социальном плане имеет важное значение для гуманизации общественной жизни. Оно стоит на стыке ремесла и спорта, театра и культурно-массовых мероприятий. Педагогический аспект ВИР-движения —отвлечение части молодежи, особенно мужской, от криминальной среды, военно-патриотическое воспитание в самом прямом смысле слова, пробуждение у молодых интереса к истории и ремеслу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, можно заключить следующее.

Движение ВИР появилось в России в самом начале 90-х годов, хотя его предпосылки зародились гораздо раньше с возникновением униформистики, связанным с Отечественной войной 1812 г., в семидесятые годы в г. Москве.

Движение ВИР с 1991 г. по настоящее время распространилось по многим регионам России (от Архангельска до Краснодара), а также на Украине (Харьков, Симферополь), реконструируются оружие, доспехи, костюмы и амуниция от времен Киевской Руси и до Второй мировой войны. Участвуют в движении ВИР преимущественно молодые люди от 16 до 35 лет, в основном мужчины, хотя есть примеры участия женщин.

Движение ВИР сочетает в себе несколько направлений деятельности:

1. Воспроизведение материальной культуры прошлого в виде оружия, доспеха и других, связанных с вопроизводимым образом воина вещей.

2. Воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе ВИР.

3. Реконструкция условий, приемов и других спортивных особенностей исторического поединка.

4. Реконструирование и инсценирование определенных исторических событий, связанных с военной историй.

5. Создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).

6. Участие в коммерческих шоу.

Движение ВИР, возникнув как неформальное молодежное движение, приобрело характерные черты игровой культурной инсценировки: поведенческий код, символическую экипировку, определенные пространства для презентации, собственный жаргон.

Участие в ВИР создает для личности определенный способ структурирования свободного времени, эмоционально насыщает жизнь, создает возможность преодоления социально-культурной ограниченности, косности, создает дополнительные возможности человеческого общения в группе единомышленников и духовное взаимообогащение членов группы ВИР.

Освоение исторических ценностей личностью в группе ВИР или в индивидуальных занятиях влияет в конечном счете на внутренний план самой личности, с уровнем информированности возрастает и культурный потенциал личности. Следовательно, работа в группе ВИР имеет для личности не только компенсаторное значение, но и личностноформирующее, особенно, если учесть тот факт, что в группах ВИР в основном сравнительно молодые участники.

Занятие в группе ВИР создает разнонаправленность в жизнедеятельности человека, оно направлено на удовлетворение желаний личности, которые не могут быть удовлетворены вне этой игры, что способствует сохранению чувства собственного достоинства индивида, осознанию собственной личностной ценности, придает его жизненной позиции устойчивое равновесие, ощущение стабильности в то неустойчивое время, в котором ему приходится жить.

Движение ВИР не представляет собой нечто застывшее, абсолютно устойчивое. Оно развивается, причем это развитие может быть обусловлено многими факторами.

В столичных городах, например, в Москве, где есть киностудии, многие группы ВИР объединились при киностудии Мосфильм для участия в специальных шоу-программах, утратив тем самым свой неформальный характер.

Другая форма дальнейшего развития движения ВИР-спортивная, также формализованная в Ассоциацию исторического спортивного фехтования.

Однако, многие клубы ВИР в провинциальных городах продолжают свою традиционную деятельность.

Во всех своих проявлениях культурные акции участников ВИР максимально ясным и доступным языком своих эффектных выступлений приобщают широкие массы публики к отечественной истории, делает общедоступными определенные музейные раритеты, зрители исторических.

120 акций получают возможность совершить своеобразную экскурсию в военно-историческое прошлое. И хотя подобные зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее красивое развлечение, тем не менее на зрителей они имеют несомненное этическое, эмоциональное и эстетическое воздействие, в особенности, на подрастающее поколение.

Став частью культурного целого, движение ВИР в пределах собственной сферы (художественного творчества и игры-инсценировки) синтезирует определенные явления науки, искусства, морали.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Поле русской славы.// Тула вечерняя 1998.- 22 сент.
  2. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М., 1992. -с. 239
  3. С. Воины Сетуньского стана. // Вечерняя Москва. 1997. — 20 нояб.
  4. H.A. Философия неравенства. М. — 1991. — с. 225
  5. A.A. Культурология. М. — 1998. — с. 239
  6. Э. Игры, в которые играют люди. JI. — 1992. — с. 335
  7. М. Рыцарское городище на потылихе. // Русский стиль. М. -1995. -№ 12.
  8. Л. Ю. Дивненко О.В. Мировая художественная культура. -М. 1996. — с. 226
  9. Введение в культурологию. // Учебное пособие для вузов. / Отв.ред. Попов Е. В. М.: Владос. — 1995. — с.335
  10. Введение в культурологию. Часть I. Основы теории и истории культуры.- М.: Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского. 1995. — с.191
  11. Введение в культурологию. Часть II. Основы художественной культуры.- М.: Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского. 1995. — с. 192
  12. Т.Ф. Введение в культурологию. М. 1995. — с.332
  13. Военнное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск -Наука. — 1987.-с. 301
  14. С. Время ковать мечи. // Тульский спорт. 1996 — № 1.
  15. С. Мало охотников мечами махать.// Слобода.- Тула.- 1995. 10 фев.
  16. С. Рыцари у входа. // Слобода. Тула. — 1994, — 30 янв.
  17. С. Тульский меч голова с плеч. // Слобода. — Тула. — 1995. — 17 февр.
  18. В. Большой кубок остается в Туле. //Молодой коммунар. Тула. -1997. — 17 июня.
  19. Е. Из пепла веков. //Торнадо. 1997. — № 1.
  20. Где «Вечерка», там подарки и веселье. //Вечерняя Москва. 1999. — 31 мая.
  21. И.В. Витязи XX века. // Мастер класс. Тула — 1997. — № 2
  22. И.В. Ратоборцы. // Мастер класс. Тула — 1997. — № 3
  23. Р. Конан-варвар. М. — 1996. — с. 423
  24. Н. Битва на Калке. М.: Изограф. — 1994. — с. 56
  25. А. День Бородина. М. — 1992. — с. ЗО
  26. М.В. Куликовская битва 1380. // Цейхгауз. М. — 1993. — № 1
  27. М.В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV начала XV в. // Из материалов юбилейной научной конференции: Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. -М.: МГУ.- 1983.-c.230
  28. П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс. — 1995. — с.288
  29. С. Проверено: ушу здесь нет. // Молодой коммунар. Тула. — 1994. — 24 июня.
  30. С. На кубке престижа. // Молодой коммунар. Тула. — 1994. — 30 дек.
  31. С. «Роза» уходит в «Крепость». // Молодой коммунар. Тула.1994.-9сент.
  32. С. Рыцари собираются в Туле. // Молодой коммунар. Тула.1995.-11 июля.
  33. С. Сэр Гарольд Ферстоун и остальные из Тулы. // Молодой коммунар. Тула. — 1994. — 25 июня.
  34. С. Трупов было много, но все остались довольны. // Молодой коммунар. Тула. — 1995. — 19 июля.
  35. Ю.Н. Культура природа — традиция. — М. — 1978. — с.270
  36. День города 25 июня. // Тула вечерняя. 1994. — 28 июня.
  37. В.И., Агеносов В. В., Кондаков И. В. Культурология. Теория и история культуры. М. — 1996 — с.372
  38. Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука. — 1985. — с. 380
  39. И. Ты никто, и звать тебя никак.// Молодой коммунар. Тула.- 1990. -7 авг.
  40. Е. Очищенные огнем. Язычники разжигают в Москве обрядовые костры. / Московский комсомолец. 1995. — 4 нояб.
  41. Л.В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. — Феникс. — 1995. — с.511
  42. С. Бьются насмерть, но сознания не теряют. // Комсомольская правда. Спорт. 1997. — 31 янв.
  43. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — с.280
  44. История философии в кратком изложении. / Пер. с чешского. И. И. Богута.- М.: Мысль. 1995. — с. 590
  45. С. О пензенской дружине замолвите слово. // Мир людей. -1995.- 12 авг.
  46. Н. Смешались кони, люди. Город получил рыцарский подарок. // Московский комсомолец. 1994. — 25 сент.
  47. Н. Кто к нам с мечом пришел?// Российская газета. 1995. — 22 июля
  48. Д.Д., Твидл Д. Викинги. М. — 1994. — с.225
  49. М. Сентябрьский день на Красном холме. // Молодой коммунар. -Тула. 1998.-22 сент.
  50. JI. Кольчуга, седло и копье. // Наша Пенза. 1994. — 11 июня.
  51. Н.В. введение в историю русской кльтуры. М. — 1994. — с.272
  52. И. Герольды глотки надорвали. // Коммунар. Тула. — 1995. — 1 авг.
  53. И. Настоящему рыцарю XX век не помеха. // Коммунар. Тула. -1997.-26 июня
  54. И. Я бы в рыцари пошел пусть меня научат. // Робинзон и К. -Тула. — 1995. — № 4.
  55. Т.Ф., Межуев В. М., Шайтанов И. О. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — с.279
  56. А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800 1917 годов. Определитель. — С-Пб. — 1994. -с. 184
  57. К. Внуки Гендальфа. // Огонек. 1996. — № 25
  58. Культурная жизнь Федеративной Республики Германия. Бонн: Интер Национес.- 1993.-c.251
  59. Культурология.Л)ед. Багдасарян. М.: Высшая школа. — 1998. — с.511
  60. И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, — 1987.-с.274
  61. И.К. На пути к модели культурного центра. // Культура и перестройка. Нормы, ценности, идеалы. М. — 1990. — с.23 5
  62. И.К. Ступени самообретения. Проблемы образования и культуры в малом городе. // Поиск пути. М. — 1992. — с. 150
  63. Н. Человек с мечом. // Я молодой. 1995. — № 4.
  64. А.Ф. Философия. Мифология культуры. М. — 1991. — с.370
  65. Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель. -1991.-c.479
  66. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIXbb). — С-Пб. — 1994. — с. 273
  67. А. Одоевские самоцветы. // Молодой коммунар. Тула. — 1994.- 15 июня.
  68. А. Тайна Тульского кремля. // Молодой коммунар. Тула. -1994. — 14окт.
  69. И. Блеск рыцарства. // Тула вечерняя. 1995.- 19 июля.
  70. И. Рога горят полезешь и на стенку. // Тульский курьер. -1998. -№ 3.
  71. B.C., Филатов В. П. Современная западная философия. Словарь. -М.- 1991.-c.368
  72. С.П., Мамонтов A.C. Антология Культурной мысли. М. -1996. — с.235
  73. Г. П. Культура зарубежных славянских народов. М. -Интерпрайс. — 1994. — с.365
  74. С. Тульские патриоты праздновали свой День независимости, а все остальные хорошую погоду. Историческая дата. // Тульский курьер.- 1998. -№ 24.
  75. А. Живи, Россия! // Под сенью муз. Тула. — 1996. — № 12.
  76. Не перевелись рыцари на Руси. // Московский проспект. С-Пб. — 1993. -№ 38.
  77. А. Ледовое побоище разыгралось в минувшие выхоные в московском микрорайоне Матвеевское. // Вечерняя Москва. 1992. — 3 нояб.
  78. Л. Там, за непрядвою, за Доном. //Тульские известия. 1998. — 22 сент.
  79. О. Ратники XX века. // Русский стиль. Боевые искусства. -1995. -№ 1−2.
  80. Праздники, обряды, традиции. /Сост.Б.Марьянов. М.: Мол. Гвардия. -1979.-с. 159
  81. Е. Новый «средневековый» вид спорта. // Молодой коммунар. — Тула. — 1997. — 13 февр.
  82. Е. Вся кремлевская рать! // Слобода. Тула. — 1997. — 27 июня.
  83. В. На коне в строю улан. // Вокруг света. 1995. — № 4.
  84. Ортега-и-Гассет X. Самосознание европейской культуры XX века. М. -1991.-c.241
  85. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. -1991.-c.376
  86. В. Псы-рыцари у стен Всехсвятской церкви. (К возрождению движения крестоносцев). // Проспект. Тула. — 1994. — № 4. — с. З
  87. С. И на полях оживает история. // Красная звезда. 1995. — 14 окт.
  88. В. Цветы жизни. // Матадор. 1995. — № 3.
  89. Победила «Крепость». // Слобода. Тула. — 1998. — 25 сент.
  90. И. Рыцарь XXI века. //Империя зрелищ. Лабинск. — 1996. — 9 февр.
  91. . Массовая культура. М.?Прогресс, 1979. — с.487
  92. М. Рыцари «Белой дамы». //Молодой коммунар. Тула. -1996.-20 мар.
  93. В. Ратник Дмитрий со товарищи сохранил тульскому кремлю репутацию непобедимого. //Огонек. 1995. — № 31.
  94. И. Пыточная расположилась меж «Белым домом» и садовым переулком. //Молодой коммунар. Тула. — 1997. — 28 авг.
  95. Славяне и скандинавы. М.: Прогресс. — 1986. — с.255
  96. Ю. Казачкова Д. Новые рыцари. //АИФ. 1993. — № 27.
  97. П. Сим победили. // Социум. 1991. — № 3.
  98. А. В Туле по-прежнему куют хооршее оружие и добрых ратников. //Тула Спорт. 1997. — № 16. — с. 16
  99. Старинное оружие из собрания Государственного исторического музея. -М. 1993.-c.94
  100. В. Звон мечей в Тульском кремле. //Позиция. Тула. -1995. -28 июля.
  101. В. «Железная роза» и другие. // Позиция. Тула. -1995. — 5 мая
  102. .Ф. Русская культура: новый курс. М. — 1996. — с.335
  103. Т. Два дня, которые не потрясли. Но порадовали. //Тульские известия. 1994. — 28 июня
  104. Т. Распотешились молодцы. //Тульские известия. 1995. — 19 июля
  105. Е.В., Мартынова Т. В. Золотой век русского оружейного искусства. М. — 1993. — с.94
  106. Толкиен Дж. P.P. Властелины колец. М. — 1989. — с. 640
  107. А. Постижение истории. М. — 1991. — с. 246
  108. Труб Вероник. Межкельтский фестиваль в Лорьяне. // Label France (на рус.яз.). 1995.-№ 21.
  109. А.И., Портнов М. Э., Нацваладзе Ю. А. Холодное оружие. М.-Арсенал-Пресс. — 1994. — с.224 115. «Ужасы» Тульского кремля. //АИФ в Туле. 1998. — 31 авг.
  110. Упадут сто замков. //Альтаир. Пенза. — 1995. — 18 авг.
  111. Г. Звонкая песнь металла. М.- Просвещение. — 1990. — с.208
  112. Философской энциклопедический словарь. М. — 1989. — с. 425
  113. Философская энциклопедия./Ред. Ф. В. Константинов М.: Советская энциклопедия. — 1967. — т.4. — с.432
  114. Философия и культура. XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. / Отв.ред. В. В. Мшвениерадзе. М.: Наука. — 1987,-с.335
  115. . Основные феномены человеческого бытия. М. — 1988. -с.361
  116. И. Фон. Суда викингов. //Д.- Судостроение. 1982. — с.69
  117. С. Войскам Дмитрия Донского не грозит конверсия. //Комсомольская правда. 1995. — 18 апр.
  118. О. Богатыри в белоусовском парке. //Молодой коммунар. -Тула. 1998.- 19 февр.
  119. И. Осень средневековья. -М. -1988. с.326
  120. В. Портереты словами. // Советский музей. 1988. — № 1
  121. Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. — Наука. — 1986. — с. 106
  122. П.А. Человек. Цивилизация.Общество. М. — 1992. — с. 272
  123. А.И. История мироовой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, — 1997.-c.480
  124. Н. Эхо крестовых походов. // Труд. 1996. — 30 мая.
  125. Ф. Собрание сочиений. -М. 1957. -т.6. — с. 302
  126. В. Звон мечей над Сетунью. // Столица. 1994. — № 42.
  127. Э. От героев былых времен. // Тула вечерняя. 1995. — 4 окт.
  128. Das Wunderhorn. Eine Volrsliedanthologie.- Bonn.: Inter Nationes. -1991. -c.139
  129. Dernberg J. Schaurasten der Geschichle: das Deutsche Zinnfigurenmuseum. // Das Beste aus Rader’s Digest. 1987. — № 2.
  130. Freiheit in Eryiehung. // Herausgegeben vom Bund katoholixher Eryieher. -Freiburg: Verlag Herder. 1956. — c.224
  131. Frenzel Rose-Marie. Beim Spiel. Ein Kunstbach fur Kinder. Ein Kinderbach uber Kunst. Lepzig: Editin. — 1977. — c. 60
  132. Huizinga J. Homoldens. Hamburg. — 1956.- c.246
  133. Hamble R. Warfare in the Middle Ages. London. — 1989. — c.285
  134. Jander A. Freizeit. Ernte der Zeiten. Rinteln: Merkur Verlag. — 1991. — c.423
  135. Meyers neue Lexikon. Lepzig: VEB Bibliographixhes Institut. — 1972. -b.2. — c.704
  136. Morman Kl. Der deutsche Museumfuhrer in Fabbe. Frankfurt am M. -1983.-c. 762
  137. Plamenatz J. Ideologie. Munchen: Paul list Verlag. — 1972. — c.155 ,
  138. Rauch J. Iunge gegen Alfe stimmt denn das? // Das Beste. Rader’s Digest. — 1996. -№ 10.-c. 334
  139. Ruegg W. Sozologie. Frankfurt am M. — Fixher Taschenbuch Verlag. -1973.-c.316
  140. Schalk G. Walhalla. Germanische gotter un Ytldtnsagen. — Berlin. -Verlag von Neufuld und Henius. — 1906. — c.410
Заполнить форму текущей работой