Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая защита кадров управления в чрезвычайных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении проблем психологической защиты выделяются два основных направления. Первое связано с достаточно традиционным подходом, зародившимся в рамках психоаналитической ориентации (З.Фрейд, А. Фрейд и др.) и рассматривающим психологическую защиту как преодоление виутриличностного конфликта, но уже в новом теоретико-методологическом контексте. Причем в рамках этого направления выделяются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Ь Теоретико-методологические предпосылки исследования психологической защиты кадров управления в f^ чрезвычайных ситуациях
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностная характеристика психологической защиты 43 кадров управления в чрезвычайных ситуациях
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни психологической защиты 86 кадров управления в чрезвычайных ситуациях
  • Выводы по главе I
  • Глава. Н. Пути формирования психологической защиты кадров 105 управления в чрезвычайных ситуациях
    • 2. 1. Методы исследования психологической защиты кадров 105 управления в чрезвычайных ситуациях
    • 2. 2. Психолого-акмеологические технологии психологической 124 защиты личности в чрезвычайных ситуациях
    • 2. 3. Условия и факторы, обеспечивающие психологическую 137 защиту кадров управления в чрезвычайной ситуации
  • Выводы по главе II

Психологическая защита кадров управления в чрезвычайных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Новая историческая реальность несет не только новые угрозы и риски, но и новые возможности для прогноза и предупреждения бедствий и катастроф. Анализ развития чрезвычайных ситуаций и принятие оперативных решений затрудняются сложностью оценки их основных факторов и эффективности принимаемых решений. Руководящим органам обычно приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации. Это может привести к принятию нерациональных и даже ошибочных решений, а следовательно, и к большим потерям.

Актуальность проблематики психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях определяется следующими основными обстоятельствами. С одной стороны, влиянием объективно возникающих в современном обществе ситуаций цивилизационных изменений, порождающих потребность в комплексе условий, необходимых для становления и развития личности как целостного образования, как изначальной ценности и соответственно потребности в системе ее общественно-государственной защиты в широком понимании смысла этого явления, создания предпосылок и возможностей для формирования механизмов ее самозащиты и самосохранения, саморазвития и самореализации.

С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции безусловной приоритетности безопасности государства к повышению значимости безопасности общества и человека, личности.

Постановка проблемы психологической защиты кадров управления и ее решение в соответствии с современными условиями и потребностями социальной практики определяют необходимость разработки следующего важного аспекта — теоретико-методологического обоснования способов и средств обеспечения психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях. Учитывая специфику как объекта, так и сущности психологического воздействия на управленческие кадры, можно сказать что в качестве основы обеспечения психологической безопасности личности в современных условиях может выступать система ее психологической защиты.

Состояние разработанности проблемы.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической защиты кадров управления в прямой постановке и комплексно до последнего времени по существу не исследовалась и не выделялась как самостоятельное направление научного анализа и приоритетная задача социальной практики.

Важные аспекты предметной области и понятийного аппарата, постановка проблемы психологической безопасности и основных направлений ее исследования рассматривались в работах В. Д. Аносова,.

A.В.Брушлинского, Г. В. Грачева, А. К. Грязнова, А. В. Дмитриева. Г. М. Зараковского. М. Ю. Захарова. Г. В. Емельянова, В. В. Латынова,.

B.Е.Лепского, В. Н. Лопатина, И. К. Мельника, И. Н. Панарина, В. Л. Райкова,.

C.П.Расторгуева, С. Ю. Решетиной, В. М. Розина, С. К. Рощина, Г. Л. Смоляна, А. А. Стрельцова, Ж. Т. Тощенко, А. Т. Хлопьева и др.

При рассмотрении проблем психологической защиты выделяются два основных направления. Первое связано с достаточно традиционным подходом, зародившимся в рамках психоаналитической ориентации (З.Фрейд, А. Фрейд и др.) и рассматривающим психологическую защиту как преодоление виутриличностного конфликта, но уже в новом теоретико-методологическом контексте. Причем в рамках этого направления выделяются две точки зрения на психологическую защиту, во-первых, как на нормальный повседневно работающий механизм психики, предотвращающий чрезмерные эмоциональные напряжения и возможную дезорга-низацию деятельности человека, вызываемую ими (Ф.В.Бассин, Л. Р. Гребенников, Б. В. Зейгарник, В. К. Мягер, А. А. Налчаджян, Е. С. Романова, Е. Т. Соколова и др.) и, во-вторых, как на непродуктивное средство решения «внутренне-внешнего» конфликта, ограничивающее оптимальное раз-витие личности (Ф.Е.Василюк, Э. И. Киршбаум, В. С. Роттенберг. И. Д. Стойков, В. А. Ташлыков и др.).

В рамках второго направления наметилась тенденция рассмотрения психологической защиты как феномена межсубъектного взаимодействия и способа нейтрализации внешних воздействий (СА.Анисимов. А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куликов. Б. Ф. Поршнев, А. В. Петровский. Ю. А. Шерковин, П. М. Якобсон и др.).

Важнейшие аспекты безопасности через коммуникации в системе социального взаимодействия освещаются в трудах М. Арджайла, Я. Гибба, К. Глицинской, Л. Конпоновича, Л. Б. Филонова, Э. Фромма, С. Мики, З. Ненцкого, Ю. Подгурецкого, Г. М. Андреевой, М. Новаковской, А. Пиза).

Анализ состояния проблемы показывает, что назрела необходимость проведения психолого-акмеологических исследований проблемы психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы его цели, задачи, обоснованы объект и предмет.

Цель исследования — выявить пути и методические средства психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях.

Объект исследования — профессиональная деятельность кадров управления в чрезвычайных ситуациях и их психологическая защита.

Предмет исследования — условия и факторы, обеспечивающие эффективность психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях.

Гипотеза исследования.

Обеспечение психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях — это формирование системы таких знаний, умений, навыков, мотивов, отношений, установок, черт личности управленца, которая, актуализируясь, позволяет им эффективно выполнять свои профессиональные функции.

Психологическая защита кадров управления в чрезвычайной ситуации формируется через развитие функциональных, компенсаторных, эмоционально-волевых резервов личности, повышение уровня профессиональной умелости, осознание степени ответственности профессиональной задачи. Задачи исследования:

— проанализировать место и роли особенностей психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях;

— дать сущностную характеристику психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях;

— выявить критерии, показатели и уровни оценки психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях;

— обосновать методы изучения психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях;

— выявить условия и факторы, обеспечивающие продуктивность психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы познания, фундаментальные положения социальной философии, социологии, психологии, акмеологии, конфликтологии. Комплексный и междисциплинарный характер проблемы психологической безопасности и психологической защиты личности обусловливает многообразие использования следующих базовых общенаучных принципов: объективности, научности, историзма, множественной детерминации психических явлений (К.А.Абульханова-Славская. В. Г. Асеев. Л. П. Буева, В. И. Купцов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б.Ф.Ломов), системности и развития, единства сознания, деятельности и общения, внешнего и внутреннего плана деятельности (Б.Г.Ананьев. Л. И. Анцыферова. А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев. Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е.В.Шорохова), субъектного подхода к анализу процессов информационно-психологической безопасности и психологической защиты личности (А.В.Брушлинский).

Личность рассматривается как субъект жизнедеятельности и жизненного пути (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев), как субъект деятельности и общения (Г.М.Андреева, А. А. Бодапев, Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев. Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Л.А.Петровская), как субъект самосознания (И.С.Кон, А. Маслоу, В.В.Столин).

Методы исследования и эмпирическая база.

Эмпирической базой работы являются результаты исследований, проводившихся поэтапно в нескольких направлениях. Они обобщают работу соискателя в структурах органов государственной власти, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность на протяжении более семи лет, а так же теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемесистемно-структурный анализ эмпирического материала экспериментальных исследований техническими средствамиразвивающий психолого-педагогический экспериментсравнительно-сопоставительный анализ.

Сбор информации производился методами включенного наблюдения, анкетирования, опроса, интервьюирования, психодиагностических самоотчетов респондентов. В исследовании также использовался метод тестирования — шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина. Для анализа использовались видеозаписи тренинговых и игровых занятий, самоотчеты участников профконсультаций, материалы консультаций с руководителями и коллегами, отчеты психотехнологов и экспертов-наблюдателей.

При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных (факторный и корреляционный анализ) с применением программы Microsoft Excel.

На первом этапе (1995;1999г.г.) было обследовано 117 человек методом тестирования и опросов. В последующем (1999;2002 гг.) было обследовано 180 человек.

Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, апробированными и надежными методиками исследования, репрезентативностью выборки и проверкой полученных данных на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Дана сущностная характеристика психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях, за счет чего, расширен понятийный теоретико-методологический аппарат путем введения новых и уточнения уже имеющихся понятий. Обосновано и дана и акмеолого-психологическая интерпретация понятий «психологическая и информационно-психологическая защита кадров управления». При обосновании психологических основ обеспечения психологической защиты кадров управления введены понятия психологической самозащиты кадров управления и алгоритма се формирования. В этих рамках показана трансформация психологического воздействия в угрозы психологической безопасности кадров управления в чрезвычайных ситуациях, а также модель трехуровневой системы психологической защиты кадров управления в форме социально-психологической защиты на макрои мезоуровне и психологической самозащиты на микроуровне социального взаимодействия.

Осуществлена типологизация психологических защит кадров управления: по моменту возникновения (ситуации, возникающие до начала выполнения задачи, ситуации, возникающие в процессе выполнения задачи, ситуации, возникающие после завершения деятельности, ситуации, характеризующиеся периодичностью возникновения на любых этапах осуществления профессиональной деятельностидлительности воздействия (ситуации с длительным воздействием, ситуации с краткосрочным воздействием, ситуации, время действия которых может изменятьсяпо прогнозируемости (ситуации, возникновение которых можно спрогнозировать, непрогнозируемые ситуациипо характеру источника возникновения (физические, физиологические, социальные, личностно-индивидуальные, особенности задачи, структурные, ролевыепо интенсивности воздействия (ситуации с высокой интенсивностью воздействия, ситуации с переменной интенсивностью воздействия, ситуации с низкой интенсивностью воздействия).

Выявлены ситуации оказания информационно-психологического воздействия на кадры управления в чрезвычайных ситуациях, которые определены как социальные ситуации воздействия. В соответствии с их спецификой, предложена классификация социально-коммуникативных ситуаций, включающая три основных класса ССВ: межличностные, контакт-коммуникационные или публичные и масс-коммуникационные.

Установлена взаимосвязь между понятиями психологической безопасности, социально-психологической и психологической защиты, психологической самозащиты кадров управления. Показано, что они определяют формирование системы психологической защиты кадров управления как основы обеспечения их психологической безопасности. В самой системе психологической защиты кадров управления в качестве основного компонента выделено формирование психологической самозащиты.

Выявлены критерии, показатели и уровни психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях. В роли критериев выступают качество, точность и своевременность решения профессиональных задачумение планировать свою деятельность в чрезвычайных ситуацияхспособность анализировать поставленную задачу, выбирать оптимальные методы ее решенияумение оценивать значимость выполняемой задачи, прогнозировать развитие оперативной ситуацииумение использовать приобретенный опыт профессиональной деятельностисмелость и решительность при решении профессиональных задач, психическая устойчивостьвладение методами психической саморегуляции и психологической разгрузки при осуществлении профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Показателями психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях выступают: общий интеллект, уровень умелости, уверенность в своих способностях, оценка ответственности за выполнение профессиональной задачи, оценка самочувствия, информированность о предстоящей деятельности, наличие нервно-психической неустойчивости. Показано, что психологическая защита кадров управления в чрезвычайных ситуациях может быть сформирована на высоком, среднем или низком уровне.

Разработана система психологической защиты кадров управления, включающая основные источники и виды угроз, теоретическую модель, систему и технологии психологической защиты, алгоритмы и стратегии психологической самозащиты, средства концептуального описания и понятийный аппарат.

Доказательно представлена эффективность использования разработанных алгоритмов в формировании психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях — алгоритмов, которые имеют внутреннюю логику и структуру: общая установкаориентировка в ситуации, определение потенциала воздействиявыявление признаков угроз психологической безопасностиактуализация внутриличностных особенностей человекаопределение специфики социальной ситуации воздействияорганизация защитного поведения.

Описаны внешние и внутренние факторы психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях. Внутренние факторы связываются прежде всего с личными качествами кадров управления — их индивидуально-психологическими особенностями, а внешние — с характеристиками среды и их влиянием на кадры управления. На индивидуально-психологическом уровне психологическая защита кадров управления реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые и образуют индивидуально-психологическую защиту. Основными внешними факторами, влияющими на психологическую защиту кадров управления в чрезвычайных ситуациях, являются: правильная организация деятельности на макрои микросоциальном уровнях профессионального интерсубъектного взаимодействия, включающая развитие организационно-корпоративной культуры (как в отдельной организации, так и в целом в профессиональном сообществе), включение в референтные отношения положительных по направленности групп.

Выделены важные компоненты в структуре психологической самозащиты: «динамические» (умение проводить логико-психологический и рефлексивный анализ ситуации) и «стационарные» (целевая установка и информационно-коммуникативные или психологические барьеры). Определены основные этапы формирования психологической самозащиты и соответственно уровни ее сформированностиначальныйспециализированный (базовый) — интеграционный. Описаны четыре основные защитные стратегии в рамках алгоритмов психологической самозащиты личности: стратегия активного открытого взаимодействияактивного скрытого противодействияскрытого пассивного противодействияоткрытого конфронтационного взаимодействия.

Практическая значимость исследования.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы для формирования и реализации эффективной государственной политики обеспечения психологической кадров управления на основе разработанной концепции, главные составные компоненты которой обоснованы и описаны в диссертации.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, целесообразно использовать при подготовке предложений по разработке документов и нормативных актов по вопросам обеспечения психологической безопасности кадров управления, создания системы обеспечения психологической защиты населения и различных категорий специалистов, руководителей и госслужащих для повышения уровня научной обоснованности решений, принимаемых в их профессиональных областях.

Содержащиеся в диссертации положения могут быть использованы специалистами по вопросам безопасности, политологии и психологии, применены для решения проблем повышения эффективности деятельности руководителей различного уровня, а также в учебном процессе для преподавания ряда гуманитарных дисциплин в высших и средних учебных заведениях и, кроме того, при подготовке разработок и рекомендаций в научно-методических центрах и в текущей деятельности органов государственного управления, в разработке методик формирования психологической самозащиты личности.

Апробация и внедрение и результатов исследования.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, на конференциях, научно-практических семинарах и круглых столах в 1998;2002 гг. и отражены в соответствующих публикациях автора по проблеме диссертации, на научно-практических конференциях по проблемам информационнопсихологической безопасности (1997, 1999 г. г.) в том числе «Практическая психология и проблемы управления», (Ростов 2000 г.), «Новые информационные технологии: материалы пятого научно-практического семинара» (Москва 2002 г.).

Положения, выносимые на защиту.

Наличие выраженных негативных функциональных состояний, а также признаков нервно-психической неустойчивости личности кадров управления в чрезвычайных ситуациях может рассматриваться как фактор риска срыва выполнения профессиональной задачи. Причем даже положительный опыт деятельности в чрезвычайных ситуациях не может гарантировать надежность и устойчивость профессиональной деятельности в дальнейшем.

Чрезвычайная ситуация способна вызвать значимое повышение нервно-психической напряженности у субъекта профессиональной деятельности, а также повлиять на результат деятельности. Чрезвычайные ситуации являются итогом взаимодействия между воздействующими экстремальными факторами и адаптационными возможностями субъекта профессиональной деятельности.

Учитывая что, психологическая защита, это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта, то можно ввести типологию защитных действий: дистанцирование с агрессором, контроль характера воздействия и блокировка информации, которые в зависимости от формы могут быть активными и пассивными.

Основными психологическими механизмами психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях к негативным психологическим воздействиям, выступают механизмы внутриличностной психологической защиты, индивидуальной — межличностной и внешней социально-психологической защиты личности кадров управления.

Существуют психологические и акмеологические условия и факторы обеспечивающие продуктивность психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях. Факторы можно разделить на внешние (характеристика среды и ее влияние на кадры управления) и внутренние (личные качества кадров управления, их индивидуальные особенности). Условиями являются возможность осуществлять личностно-профессиональное развитие и психологический профессиональный отбор, обеспечивающий соответствие требований условий деятельности возможностям субъекта. Главные психолого-акмеологические факторы непосредственно связаны с развитием интегративных личностно-профессиональных качеств.

Понятие «психологическая защита» как отображение специфических внутриличностных явлений трансформировалось в описание феноменов межличностного и межгруппового взаимодействия, а также взаимодействия человека с информационной средой общества, выйдя за рамки первоначального понимания традиционно складывавшегося в представлениях психоаналитической ориентации.

Определение психологической зашиты кадров управления как использование разнообразных средств и способов изменения процессов информационно-психологического взаимодействия личности с различными социальными субъектами и информационной средой для предотвращение или нейтрализации угрожающих факторов, способных нанести ему ущерб, позволяет осуществить научно обоснованное формирование системы психологической защиты кадров управления, как основы обеспечения их психологической защиты в чрезвычайных ситуациях.

Система психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях включает три основные уровни организации и, соответственно, три основных направления формирования и функционирования: 1) социальный (в масштабах общества в целом), 2) социально-групповой (в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций) и 3) индивидуально-личностный.

На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы на основе комплекса алгоритмов информационного взаимодействия и поведения человека, которые образуют психологическую самозащиту личности.

Технологической основой формирования психологической защиты кадров управления являются алгоритмы информационного взаимодействия и поведения человека, соответствующие основным типам информационно-коммуникативных ситуаций — межличностным, контакт-коммуникационным (публичным) и масс-коммуникационным.

Алгоритм психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях представляет собой набор согласованных действий, который является основой формирования умений и навыков, стереотипов поведения и деятельности, позволяющих кадрам управления в чрезвычайных ситуациях выявлять признаки угроз психологической безопасности и организовывать собственное поведение, направленное на регулирование социально-психологического взаимодействия с окружающими и информационной средой в целях предотвращения или нейтрализации угрожающих факторов, способных нанести ему ущерб.

Выводы по Главе II.

Корреляционный анализ по данным ретроспективного интервью и естественно-экспериментального исследования показал тесную взаимосвязь всех аспектов психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях. Этим мы еще раз подтвердили, что это состояние представляет собой симптомокомплекс тесно связанных признаков.

Установлено, что компоненты структуры психологической защиты кадров управления не равнозначны.

Корреляционный анализ по данным ретроспективного интервью выявил ведущую роль стремления успешно решать профессиональные задачи и вносить творчество в структуру психологической защиты кадров управления. Связь уровня эмоционального возбуждения со стремлением успешно решать профессиональную задачу, проявлять творчество и уверенность в своих профессиональных способностях слаба. Это указывает на определенную самостоятельность данного компонента относительно первых двух.

Материалы исследования дают основания для выделения состояния полной готовности к психологической защите кадров управления (наивысший уровень сформированности профессиональных умений) — средняя готовность (высокий уровень сформированности профессиональных умений) — низкая готовность (средний уровень сформированности профессиональных умений) — состояния неготовности (низкий уровень сформированности профессиональных умений).

В исследовании отчетливо обнаруживается динамичность состояния кратковременной готовности. Динамичность исследовалась в плане изменения степени выраженности состояния кратковременной готовности. Основными факторами, влияющими на изменение его в процессе профессиональной деятельности, являются: а) оценка качества решения профессиональной задачиб) субъективно оцениваемая и объективно существующая разница в трудности различных видов профессиональной деятельностив) мотивы деятельности.

Оптимизация психологической защиты кадров управления в чрезвычайной ситуации должно осуществляться в виде целенаправленной профессиональной подготовки, включающей в себя усвоение комплекса специальных профессиональных знаний, умений, навыков и выработку необходимых личностных качеств. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности кадров управления. При этом существенное значение имеет то, как они сами оценивают свою подготовленность. Субъективное отражение объективного уровня подготовленности оказывает нередко решающее влияние на формирование стремления успешно решать профессиональные задачи, проявлять творчество, на уверенность в своих профессиональных способностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, задачи исследования и теоретические положения, выносимые на защиту. Соответственно поставленным задачам можно отметить следующее.

Одной их специфических особенностей деятельности государственного служащего является многообразие и сложность решаемых им задач управления сложными социально-экономическими процессами в обществе. Деятельность, кадров управления в чрезвычайных ситуациях характеризуется, ответственностью, постоянным наличием неопределенности, высокой вероятностью возникновения непредвиденных, внезапных событий, работой с коллективом, ограниченными возможностями психологической компенсации негативных условий, высокой мотивированностью, потребностью в достижении, высокими профессионально-личностными стандартами, неизбежно связана с преодолением субъектом возникающих психологических и информационно-психологических воздействий.

Актуальность проблемы в прикладном плане подтверждается результатами анкетирования управленцев связанных с чрезвычайными ситуациями.

В процессе изучения специальной литературы выяснилось, что данная проблема актуальна и в теоретическом плане, что обусловлено недостаточной разработанностью вопросов, связанных с деятельностью кадров управления в чрезвычайных ситуациях, и способов их психологической защиты.

Анализ результатов опроса респондентов позволил определить основные причины развития у них психической напряженности. По своей роли в формировании психической напряженности все причины разделены на объективные, субъективные и объективно — субъективные (средовые).

Чрезвычайные ситуации, помимо изменения состояния личности и появления в связи с этим новых проблем, вызывают у субъекта трударуководителя негативные функциональные состояния, существенно влияющие на регуляцию деятельности и снижающие ее эффективность. Следовательно, в чрезвычайных ситуациях управленец должен решать несколько типов задач: поддерживать свое функциональное состояние на требуемом уровне высокой работоспособностиосуществлять управление по заданному алгоритму или программерешать проблемы оперативного характера, вызванные действием экстремальных фактороввносить в управление необходимые коррективы в зависимости от ситуации. В результате этого деятельность управленца в чрезвычайных ситуациях становится сложно-совмещенной, то есть преследующей разные цели, хотя и скоординированные. Это существенно затрудняет саму деятельность управленца, повышает ее психофизиологическую «цену».

Для решения задачи оптимизации психологической защиты кадров управления необходимо оказание практической помощи. На сегодняшний день в специальной литературе в основном рассматриваются два подхода:

— психотерапевтический (оказание индивиду помощи извне);

— психолого-акмеологический (личностный), направленный на вскрытие всех имеющихся резервов личности, например, поиск компенсаций, трансформация неконструктивных значимых переживаний в конструктивные и др.

В рамках психолого-акмеологического подхода разработаны методики, техники, приемы и т. п., являющиеся составными компонентами целостной технологии психологического сопровождения труда и жизни управленцев.

Психолого-акмеологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Все психокоррекционные мероприятия можно условно разделить по характеру их направленности, содержанию, форме работы, наличию коррекционных программ, характеру управления корригирующими воздействиями, продолжительности и масштабу решаемых задач.

Основными принципами психолого-акмеологической коррекции являются: единство диагностики и коррекциинормативности развитиякоррекции «сверху вниз" — коррекции «снизу вверх" — деятельностныйсистемности развития психической деятельности.

Проблема оптимизации психологической защиты кадров управления тесно связана со сформированностью адекватного задаче состояния готовности к профессиональной деятельности.

Разработаны практические рекомендации по оптимизации психологической защиты кадров управления в чрезвычайных ситуациях.

Процесс формирования состояния психологической защиты кадров управления к профессиональной деятельности предполагает целенаправленное, комплексное использование средств и методов обучения и тренировки с целью приведения данного состояния в соответствие с требованиями и спецификой профессии.

Перспективы исследования в данной области связаны как с углублением рассмотренной в нашей работе проблематики, так и с ее расширением. Поставлен и нуждается в собственном исследовании вопрос о дальнейшем исследовании и корректировки теоретических подходов к проблеме совершенствования и дальнейшего развития системы психологической защиты кадров управления как основного направления обеспечения их психологической безопасности, а также для разработки теоретических и прикладных аспектов формирующейся междисциплинарной концепции безопасности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Методологические аспекты эмоциональной устойчивости / Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. — М. — Одесса, 1984. С. 3−6.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973.-288с.
  4. B.C. Управленческо-психологические вопросы обеспечения безопасности фирм. / В сб. Психология и безопасность организаций. -М.: Форум, 1997.-88с.
  5. H.A. Трехуровневая модель психической устойчивости: предварительное сообщение / Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. — М. Одесса, 1984. С. 6−8.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 340с.
  7. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. / Вопросы психологии. 1979, № 6.
  8. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М., 1997.
  9. О.С., Деркач A.A. Управленческая акмеология. М., 1995.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейсясистеме / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365с.
  11. КАнцыферова Л.И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. 1981. — № 2. — С. 12.
  12. М.А. Эффективная система психологических воздействий в политической рекламе. М., Дис. канд. психол. наук, 1997. — 145с.
  13. З.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980.-128 с.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Наука, 1976.- 123с.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151 с.
  16. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. / Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 56— 66.
  17. Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 33 — 39.
  18. Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите». / Вопросы философии, 1969, № 2-с. 118—125.
  19. С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепция, метод). Автореферат дис. канд. психол. наук. СПб, 1997.-25с.
  20. О.В. Применение полиграфа при решении кадровых вопросов в комерческих структурах России. / В сб. Психология и безопасность организаций. М.: Форум, 1997. — 88с.
  21. У., Шепард Г. Теория группового развития. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984, с. 142—161.
  22. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978. — 303с.
  23. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. -261с.
  24. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. 224 с.
  25. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992. — 400с.
  26. .Н. Идеология духовного подавления. М.: 1971.-295 с.
  27. A.A. Личность и общение: Изб. психол. тр. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-324с.
  28. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. М.: Поскриптум., 1997.
  29. Л., Семенов А. Антиподы и их связь с поведением. В кн. Социальная психология за рубежом. М. 1974, вып. 1.
  30. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.—200 с.
  31. Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды. / Коммунист, Вильнюс, 1984, 10, с. 63—67.
  32. В.А., Максимов М. Г., Варламов Г. В. Полиграф в контрразведывательной деятельности банков. / В сб. Психология и безопасность организаций. М.: Форум, 1997. — 88с.
  33. Г. Г. Факторы стресса государственных служащих и пути его преодоления. Автореферат дис. канд. псих. наук. М., 1998. — 24с.
  34. Л.М., Палей И. М. Информация и энергия в психическом отражении. Учен. зап. ЛГУ, 1971, № 362.
  35. Е.С., Вершинин Б. В. Тайные знаки лица: Научно-популярное издание. М.: РУДН, 1998. — 327с.
  36. В.Ф., Зазыкин В. Г. Проблема стабильности характеристик систем «человек машина» // Психологический журнал, 1982 — Т.З. -№ 5. — С. 82−96.
  37. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984, с. 3—28.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
  39. Л. Психология политической пропаганды. Пер. с польск. Под ред. Ю. А. Шерковина. М.: Прогресс, 1981.-280 с.
  40. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкиаа. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  41. Я.Г., Жданов О. И. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс проблема XX века. — М., 1997.
  42. Гласс, Лилиан. Вредные люди и как с ними бороться. СПб.: Питер, 1997.-259с.
  43. Д. Терапевтические метафоры: Оказание помощи другим при помощи зеркала. СПб.: Белый кролик, 1995. 200 с.
  44. А. Защити себя и близких. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Рипол Классик, 1997. — 322с.
  45. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1998.- 125с.
  46. Л.П. Гипноз и преступность. Гипноз как инструмент противоправных действий // Прикладная психология и психоанализ. 1997.-№ 1. — С.67−79.
  47. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 284с.
  48. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. — 464с.
  49. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Изд-во Трансперсонального института, 1993. 504 с.
  50. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М., 1997.
  51. С.К., Половникова Ж. Ю., Прыгунов П. Я. Психология профессиональной деятельности сотрудников личной охраны. -Минск: Альфа-щит, 1998. 505с.
  52. A.A. Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.-71с.
  53. A.A., Анисимов С. А., Конюхов H.H., Костенко Е. П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1997.
  54. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). -М.: МААА, 1998.-178с.
  55. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23с.
  56. A.A., Селезнева Е. В. Идеалогическое воздействие- социально-психологические аспекты. М., 1985.
  57. A.A., Щербина A.B. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М., 1998.
  58. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Ковров, 1997.
  59. М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры. М.: Диалектика, 2000. — 224с.
  60. Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 4. — С. 28 — 33.
  61. Доценко EJI. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия. Дисс. канд. психол. н. М., МГУ, 1994. -165 с.
  62. E.JI. Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения. Тюмень: ИПК ПК, 1994.- 112 с.
  63. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.- 163 с.
  64. В.Н. Экспериментальная психология. — М.: Инфра-М, 1997.-254с.
  65. М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, 1996.-631с.
  66. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996.
  67. Е.С. Психология успеха. Психологические средства стрессоустойчивости. М.: Московский кадровый центр, 1990. — 32с.
  68. О.И. Исследование индивидуальной устойчивости операторов к РНД// Методика и аппаратура психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1983, с. 67−69.
  69. П.А., Ермолаев О. Ю. Оперативное мышление как фактор психической устойчивости оперативной деятельности. М. — Одесса, 1984.-е. 61−65.
  70. Исенина Е, И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословный период): Учебное пособие. Иваново, 1983.
  71. Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия. / Психологический журнал, 1986, № 4, с. 11—22.
  72. В.К. Воля и психологическая устойчивость профессионала / Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. -М. Одесса, 1984.- с. 71 -75.
  73. Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности. / Методол. и теор. пробл. соврем, психол. М., 1988, с. 63—76.
  74. А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М.: Воениздат, 1997. — 45с.
  75. Э. Техника современных политических мифов. / Вест-к МГУ. Сер. 7. Философия, 1990, 2, с. 58—69.
  76. Э.М. Система и программы психической самозащиты. -М.: КСП, 1996.-304с.
  77. А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности государственных служащих (теория, методология, технологии). М: РАГС., 1999. 275с.
  78. О. Кто к вам пришел: оперативник или преступник? / Путь к успеху. 1995. — № 4. — С.52−56.
  79. Е.А. Об образах мира у представителей различных профессий / Психологическое обозрение, № 1, 1995.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200с.
  81. Г. А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия). / Психология воздействия (проблемы теориии практики): Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общей и пед. психол. / Ред. А. А. Бодалев. М., 1989. 153 с.
  82. Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. / Вопросы психологии, 1987. № 3, с. 41—49
  83. И.Н. Психология управления. Курс лекций. М.: РИО РТА, 1996.-196с.
  84. Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты. / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985, с. 349—388.
  85. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996.
  86. Т.Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. Автореферат кандидатской диссертации. М., 2000.
  87. И.В. Организационная и корпоративная безопасность: психологические аспекты / В сб. Психология и безопасность организаций. М.: Форум, 1997. — 88с.
  88. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. — 408с.
  89. В.И. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и местных уровней к стрессовым факторам и экстремальным условиям. Ставрополь, 1999.
  90. С.П. Инструментальная трактовка профессиональных интересов как существенного компонента психологической устойчивости профессиональной деятельности. М. — Одесса. -1984.-с. 84−88.
  91. И.Д. Адекватность действий руководителя в трудных ситуациях. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1987.
  92. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
  93. В.Н. Психологическая поддержка управленцев в преодолении кризисных ситуаций в управленческой деятельности. М., 1995.
  94. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия. / Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983, с. 158 — 172.
  95. В.Н. Психологическое воздействие. Методологические принципы исследования. / В сб. Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. Иваново, 1982.
  96. В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-352с.
  97. Лаптев Л. Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров. Авотреф. дис. докт. психол. наук. М., 1995. -48с.
  98. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  100. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978.-64с.
  101. А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996.-308с.
  102. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 104с.
  103. Л.Л. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988,203 с.
  104. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления / Инженерная психология. М.: Прогресс, 1967. -С. 232−241.
  105. Нерсесян J1.C. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами. М., 1992.
  106. Дж., Калеро Г. Читать человека — как книгу: Сокр. пер. с англ. М., Экономика, 1990.-48 с.
  107. Ю.М. Система допуска государственных служащих к государственной тайне как социальный институт. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996. — 23с.
  108. О системе психологического воздействия (к определению понятия). В сб. Психологические воздействия (проблемы теории и практики). / Под ред. Бодалева А. А., Ковалева Г. А. М., 1989.
  109. И.Н. Психологическая безопасность войск. М., Воениздат, 1996.- 120с.
  110. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать способов проникновения в подсознание собеседника. М.: Дело, 1996.-266с.
  111. А.Ю. Психология профессиональной коммуникации юриста. / Юрист. 1996. — № 2. — С.62−63.
  112. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Институт психотерапии, 2001. -208с.
  113. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. -М.: Луч, 1996.-240с.
  114. А.П. Проблемы понимания управленческих ситуаций руководителями в условиях Крайнего Севера. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1997.
  115. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.-21с.
  116. А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.: Технол. шк. бизнеса, 1994. — 202с.
  117. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
  118. .Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М., 1971.
  119. И.Н. Последняя вербовка / Из серии Секретные миссии. М.: Терра-книжный клуб, 1998. — 336с.
  120. Психологические проблемы деятельности в особых условиях (под ред. Б.Ф.Ломова). М., 1985.
  121. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещеряковой Б. Г. М.: Педегогика-пресс, 1988. -438с.
  122. Психология влияния. Хрестоматия. / Составитель Морозов A.B. СПб.: Питер, 2000. — 512с.
  123. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / В сб. научных трудов НИИ общ. и пед. психологии под ред. Бодалева A.A. -М.: АПН СССР, 1989.- 153с.
  124. Психология и безопасность организаций (материалы конференции) под ред. Брушлинского A.B., Лепского В. Е. М.: ИП РАН, 1997.
  125. В.Н. Психологические возможности человека. М.: Знание, 1972.-64с.
  126. Е.В. Психологическая и профессиональная адаптация сотрудников налоговой полиции к деятельности в экстремальных условиях. М., 1998.
  127. Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие наличность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации. Практическое пособие. Минск: Харвест, 1998. — 368с.
  128. H.JI. Стиль общения и его детерминанты. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 324 с.
  129. Ю.М., Логофет Д. О. Устойчивость биологических сообществ. М.: Наука, 1978. -352с.
  130. М.Ф. Психическая устойчивость руководителя. М., 1997.
  131. М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. М., 1998.
  132. В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы. Автореферат докторской диссертации. М., 1997.
  133. A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1998.
  134. И.В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций. / Речевое общение и аргументация. СПб.: Экополис и культура, 1998. Вып. 1, с. 30—38.
  135. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения. М., 1996.
  136. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Здоров Я, 1967.-480с.
  137. И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1986. 160 с.
  138. С.И. Методические рекомендации по преодолению стресса. М.: РИО РТА, 1999. — 25с.
  139. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности государственных служащих. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1997.
  140. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1996.
  141. П.С. Приемы влияния на людей. Универсальный ключ к личности. М.: Гранд Фаир-пресс, 2000. — 602с.
  142. В.П. Психологическое обеспечение эксплуатации АЭС. Автореферат докт. псих.наук. СПб., 1991. — 48с.
  143. В.П. Переоценка альтернатив после выбора. / Психология фупп и личности. JI., 1977.
  144. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451с.
  145. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство // Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып.З. М: Московская типография № 8 1992.- 158с.
  146. К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. -288 с.
  147. Г. П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1998.
  148. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения трудных подростков. / Социальная психология личности. М., 1979.
  149. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: ИП АН СССР, 1991.-244 с.
  150. В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1980. -152с.
  151. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  152. Фрейд 3. Толкование сновидений. К. 1991. 384 с.
  153. Э. Анатомия человеческой деструктивности. M.: АСТ-пресс, 1998.-670с.
  154. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269с.
  155. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. / Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С. 25—42.
  156. А.У. Личность в общении. / Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 30—41.
  157. А.Н. Переопосредствование как аспект понимания в диалоге. / Познание и общение. М.: Наука, 1988. С. 52—63.
  158. К. Детектор Лжи. Домыслы и факты. / harsky@mailcity/com.ru file: C:/PsihTest/HTML/st007.html.
  159. X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Прогресс, 1986.-33с.
  160. М., Вулф Д. Непараметрические методы статистики. / Пер. с англ. Под ред. К. П. Адлера и Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  161. Н.Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Упражнения для развития способностей. СПб.: Ювента, 1999. — 250с.
  162. И.Б. Оценка благонадежности сотрудников таможенных органов. // Форум. 2002. — № 10.
  163. Ю.А. Социальная психология и пропаганда. / В сб. Проблемы социальной психологии и пропаганды. M., 1971. — С. 43 -59.
  164. Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.- науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980.-326 с.
  165. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. — М.: Дубль-В, 1994.- 127с.
  166. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: Изд-во МГУ, 1987. -80 с.
  167. Ю.В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо-пресс, 2000. — 541с.
  168. A.B. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М., 1997.
  169. A.B. Психологические характеристики экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. М., 1997.
  170. A.B. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. М., 1997.
  171. П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999. — 272с.
  172. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. / Отв. ред. В. А. Лабу некая. Ростов-на-Дону. Изд-во Рост, ун-та., 1990. -176 с.
  173. П.И., Кулганов В. А. Психология обмана. Учебное пособие для честного человека. СПб.: Антон, 1999. — 320с.
  174. Юнг К. Г. Аналитическая психология. / Пер. и редакция В. В. Зеленского. СПб., 1994. 144 с.
  175. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. / Пер. с нем. М.: Канон, 1994. 320 с.
  176. Т.П. О майевтической и психотерапевтической функциях внутреннего диалога. / Майевтика в системе психологических знаний. Материалы международной научной конференции. Киев, 1993. С. 236 — 237.
  177. Argile M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmondsworth. Penguin books, 1973. 279 p.
  178. Becvar R.J. Skills for effective communication. A guide to building relationships. N.Y.: Wiley, 1974.-218 p.
  179. Beniger J.R. Personalization of Mass Media and the Growth of Pseudo-Community. / Communication research. Beverly Hills- L., 1987. Vol. 14,3. P. 352—371.
  180. Bieschenk B. A system for interactive behaviour simulation. Malmo: School of education, 1978. 24 p.
  181. Biegen M.A., LawlerE.J. Power and Bargaining in Authority-Client Relations. / Research in Political Sociology, 1989. № 4, 167—186.
  182. Bochner A.P. Perspectives on inquiry: representation, conversation and reflestion. / Handbook of interpersonal communication / Ed.: M.L.Knapp. Beverly Hills: Sage, 1985. P. 27—58.
  183. Brock T.C., Becker L.A. Debnefing and susceptibility to subsequent experimental manipulations. / Journal of Experimental Social Psychology, 1966, 2(3), 314—323.
  184. Brown J. A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. Penguin books, 1981.-325 p.
  185. BruneauT.J. The deep structure of mtrapersonaJ communication processes. / Robert C., Watson K. W. Intrapersoual communication process. Gorsuch Scarisbnch, Scottsdale, AZ, 1987. P. 63—81.
  186. Bursten B. Man-manipulator: A psychoanalitic view. New Hawen: Yale University Press, 1973.
  187. Christie R., Geis F. I. Studies in maciavellianism. N.Y., Acad, press., 1970.-204 p.
  188. Cody M.J., McLaughiin M.L. The situation as a construct in interpersonal communication research. / Handbook of interpersonal communication / Ed.: M.UKnapp. Beverly Hills: Sage, 1985. P. 263— 312.
  189. Davidhizar R., GigerJ. When Subordinates Go over Your Head — The Manipulative Employee. / Journ. of Nursing Administration, Vol. 20, 9, September, 1990, p. 29—34.
  190. Dinkmeyer D., McKay G.D. Sistematic training for effective parenting: Parents handbook.— Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1976.
  191. Etzioni-Haievy E. Political manipulation and administrative power. A comparative study.— L., Routledge & Kegaii Paul, 1979.— 190 p.
  192. Exhne R.V., Thibaut J., Hickey C. B., Gumpert P. Visual interaction in relation to Machiavellianism and an unethical act. / Chistie R., Geis F. 1. Studies in machiavelhanism, — N.Y.: Acad, press. 1970. P. 53—75.
  193. Face-to-face ineraction. / Ed. J.A.Fishman.— B.: Mouton, 1988. -164 p.
  194. Festinger L. A theory of cognitive dissonance.— Evanston: Row, Peterson & Co, 1957.— 289 p.
  195. FreedmanJ.L., S. C. Fraser. Compliance without pressure: the foot-in-the-door technique. / Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 2, 195—202.
  196. Freire P. Pedagogy of the oppressed.— Coritmuun, N.Y., 1990.— 186 p.
  197. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. — L.: Hogarth Pr., 1948.- 196 p.
  198. GahaganJ. Social interaction and its management.— L.- N.Y.: Methuen, 1984.- 181 p.
  199. GelsF., Christie R., Nelson C. In search of the machiavel. / Christie R., Geis F. 1. Studies in machiavelhanism.— N.Y., Acad, press., 1970. P. 76—95.
  200. Goodin R.E. Manipulatory politics.— Yale U.Pr. N. Haven- L., 1980.— 250 p.
  201. GunripM. Personality structure and human interaction: The developing synthesis of psycho-dynamic theory.— N.Y., Intern. Un. Pr., 1977.-456 p.
  202. Handbook of interpersonal communication / Ed.: M. L. K nap p.— Beverly Hills: Sage, 1985 768 p.
  203. Haney C., Banks W.C., Zimbardo P.G. Interpersonal dynamics in a simulated prison. / International J. of Criminology and Penology, 1973, 1, 69—79.
  204. Hayes N. Principles of social psychology.— Hove, Hillsdale: Lawrence Erlbaum Ass., 1993. 168 p.
  205. Hilgard E.R. a.o. Introduction to Psycology.— N.Y. 1972.— 250 p.
  206. Hine F.R. Introduction to psychodmamics: a conflictadaptational approach.— Dyrham, Duke Un.Pr., 1971. 95 p.
  207. Hofer P. The role of manipulation in the antisocial personality. / International journal of offender therapy and comparative criminology, 1989,33.-P.91—101.
  208. Homey K. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis.— N.Y., Norton, 1966,-250 p.
  209. Key W.B. The age of manipulation: The con in confidence, the sin in sincere.— N.Y.: Holt, Cop. 1989. 296 p.
  210. LentzJ. D. Effective handling of manipulative persons. Thomas, C.C. 1989.- 100 p.
  211. Lippard- Justice P. The relationship between intrapersonal and interpersonal communication patterns. / Robert C., Watson K. W. Intrapersonal communication process. Gorsuch Scarisbnch, Scottsdale, AZ, 1987. P 444−455.
  212. Mathiot M. Toward a meaning-based theory of face-to-face interaction. / International J. of the Sociology of Language, 43 (1983), p. 5−56. Mouton. Amsterdam.
  213. Modell A.H. Psychoanalysis in a new context. N.Y.: Intern. Un. Pr. 1984.-294 p.
  214. Modern Dictionary of Sociology. / Edd. G. A. Theogorson and A.G.Theogorson.— N.Y., 1969.
  215. O’Connor E.M., Simms C.M. Self-revelation as manipulation — the effects of sex and machiavellionism on self-disclosure. / Social Behavior and Personality, vol. 18, 1, 1990, p. 95−100.
  216. Osgood Ch. E. Interpersonal verbs and interpersonal behavior. / Studies in thought and language. / Cowan J. L. (ed.).— Tucson, 1970. P. 133—226.
  217. Paine S. C. Persuasion, manipulation and dimension. / J. of Politics, 1989,51, 1, Feb. P. 38−49.
  218. Pandey J., Singh A.K. Attribution and evaluation of manipulative social behavior. / The Journal of Social Psychology, 1988, 126 (6), p. 735—744.
  219. Poole M.S., McPhee R.D. Methodology in interpersonal communication research. / Handbook of interpersonal communication / Ed.: M. L. Knapp. Beverly Hills: Sage, 1985. P. 100−170.
  220. Proto L. Who’s pulling your strings? How to stop being manipulated by your own personalities.— Wellingborough. Thorsons, 1989.-144 p.
  221. Raad B. Person-talk in everyday life: Pragmatics of utterances about personality. Proef., Gromngen, 1985. — 152 p.
  222. Rakkolainen V., Alanen Y.0. On the transactional ity of defensive processes. / Int. Rev. Psycho-Anal. (1982) 9, P. 263—272.
  223. Riker W.H. The art of Political Manipulation. / Yale U.Pr.—New Haven, L., 1986.- 156 p.
  224. Roberts Ch., Watson K. W. Intrapersonal communication process.— Gorsuch Scarisbrich, Scottsdale, AZ, 1987. 580 p.
  225. Robinson P.W. Manipulating parents- tactics used by children of all ages and ways parents can turn the tables.— Prentice-Hall. 1981. 276 p.
  226. Rosenberg Sh.W., McCafferty P. The Image and the Vote: Manipulating Voter’a Preferences. / Publ. Opinion Quart. N.Y. 1987 — Vol 51, 1. P. 31−47.
  227. Rudinow J. Manipulation. / Ethics, Vol. 88, July 1978,4. P. 338— 347.
  228. Sheldon B. Behavior modification: Theory, practice and philosophy. — L.-N.Y.: Tavistock, 1982. XII, — 274 p.
  229. Social psychology: conflicts and continuities: an introductory textbook. / Ed. HowittD.—Open Un. Pr, 1993.—202 p.
  230. Structures of social action (Studies m conversation analisis). / Ed. J. M. Atkinson and J.Herirage.— Cambr. U. Pr. 1984.—218 p.
Заполнить форму текущей работой