Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен межчеловеческого взаимопонимания: в условиях социокультурного многообразия современного Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящего исследования определяется необходимостью взаимопонимания в современном глобальном мире, которая усугубляется ростом терроризма и игнорированием интересов рядового населения при формировании тех или иных стратегий политического, экономического, национально-культурного развития в рамках определенной страны и отдельных регионов. Продуктивное взаимодействие субъектов той или иной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен взаимопонимания в его истории и современности
    • 1. 1. Философия понимания
    • 1. 2. Взаимопонимание как порождение современности
  • Глава 2. Природа взаимопонимания
    • 2. 1. Пределы и возможности взаимопонимания
    • 2. 2. Аспекты взаимопонимания
    • 2. 3. Основания взаимопонимания
    • 2. 4. Некоторые аспекты взаимопонимания в условиях социокультурного многообразия современного Севера

Феномен межчеловеческого взаимопонимания: в условиях социокультурного многообразия современного Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человеческое бытие постоянно развивается, расширяется и усложняется система отношений между людьми, в связи с чем возникает задача нахождения общего языка, понятного всемпроведения социальных преобразований, способствующих мирному и плодотворному сосуществованию и кооперации различных социальных, этнических, культурных и других групп, а, в конечном счете, и отдельных индивидов.

Социальное развитие отдельных индивидов и социальных групп не должно противостоять развитию общества в целом. Процесс социального развития индивида, понимаемый, как процесс освоения им совокупности различных норм и правил социального взаимодействия и подчинения своего поведения социальным требованиям, должен не только не нарушать, но и укреплять социальную общность людей.

Продуктивность взаимодействия во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия, диалогизации отношений, приобретающей все большее значение, как в политической деятельности, так и во всей системе современной жизни, организуемой самыми разнообразными социальными институтами.

Необходимость учета аспекта межличностного взаимодействия и взаимодействия различных структур заложена в самой дефиниции взаимопонимания, на изучение основных критериев и возможных способов достижения которого в современном обществе нацелена данная работа.

Основная проблема данного исследования связана с необходимостью формирования оснований и критериев взаимопонимания, базирующегося на взаимодействии, процессе непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающем их взаимные связи, отношения, переживания и совместную деятельность.

Актуальность темы

настоящего исследования определяется необходимостью взаимопонимания в современном глобальном мире, которая усугубляется ростом терроризма и игнорированием интересов рядового населения при формировании тех или иных стратегий политического, экономического, национально-культурного развития в рамках определенной страны и отдельных регионов. Продуктивное взаимодействие субъектов той или иной государственной, социальной или национальной общности не возможно без взаимопонимания, гарантирующего учет интересов и потребностей каждого отдельного индивида, национальных и социальных групп населения в тех или иных решений на государственном и глобальном уровне.

Степень научной разработанности проблемы связана с постоянным интересом человека/общества к проблеме достижения понимания/взаимопонимания, которая всякий раз интерпретировалась в рамках философской картины мира, характерной для каждой отдельной национальной культуры и исторической эпохи.

Проблематика понимания начала разрабатываться в русле герменевтики, как особой предметной области, а в настоящее время и особого направления философии. Напомним основные этапы становления этой проблематики.

1. В первоначальной формулировке задача герменевтики (от имени Гермеса — истолкователя воли богов в греческой мифологии) заключается в истолковании (интерпретации) текстов — прежде всего библейских (в средневековой философии была разработана утонченная методология трактовки терминов и фраз из Священного писания), затем — античных, когда их контекст был уже в значительной мере утрачен (Новое время), наконец, инокультурных, когда европейская философская мысль столкнулась с необходимостью понять мотивы поведения людей, принадлежащих к иным социокультурным общностям.

2. На рубеже XIX—XX вв.еков обозначилась недостаточность чисто формальных языковых операций для решения проблем понимания: за каждым человеческим поступком, текстом или социальным событием стоит внутренний духовный мир человека, базовые ценности определенной культуры. Осознание этого факта привело к возникновению «понимающей социологии» (В.Дильтей, Г. Зиммель), трактующий понимание как сопереживание, «вчуствование», вхождение в структуру сознания другого человека, чтобы прояснить цели и мотивы его действий.

3. В XX веке обнаружилось, что понимание является не просто одной из желательных, но не обязательных, методологических процедур, а фундаментальной характеристикой человеческого бытия в мире. В работах М. Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера на этом строится философская модель человека. Сам способ бытия личности трактуется как перенос смысловых связей либо трансцендентного мира, либо интерсубъективных культурно-исторических реалий, либо, наконец, личностных смыслов сознания другого человека в свой собственный духовный мир. Понимание при таком подходе становится явлением экзистенциальным.

Проблема понимания в последнее время в связи с ростом политической напряженности стала особенно актуальной и интересовала многих философов, политиков, социологов, психологов, пытавшихся найти свое решение этой старой как мир проблемы. Важный вклад в определении структуры и специфики понимания внесли Платон, Аристотель, Августин Блаженный, М. Флациус, И. М. Хладениус, Дж. Вико, И. Кант, Ф. Шлейермахер, В. фон Гумбольдт, А. Бек, Штейнталь, В. Дильтей, Г. Зиммель, М. Шелер, Э. Бетти, Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, М. Бахтин, Г. Риккерт, М. Мерло-Понти, Ю. Хабермас, А. Лоренцер, М. Бубер, Е. Корет и многие, многие другие.

Проблеме понимания уделяется значительное внимание и в монографиях, диссертациях научных статьях самого последнего времени по философии, психологии, социологии и лингвистике.

Интенсивный интерес к проблеме понимания и взаимопонимания проявляют, например, В. Ю. Сухачев, В. В. Парцвания, С. С. Гусев, Т.Е.

Апанасенко, А. А. Брегадзе, JI.B. Володина, В. Д. Губин, М. В. Кокшаров, Д. К. Гусев, Н. В. Казаринова, Г. Малашхия, Б. В. Марков, Е. Г. Сахно, А. В. Сундеева, Э. А. Хвичия, Б. С. Шалютин, Ю. Л. Осика, В. А. Янчук, Е. В. Мордвинова, Е. Борисов, И. И. Римарева, В. В. Корнеев, М. Н. Щербинин и многие другие.

Объектом данного диссертационного исследования является взаимопонимание как в глобальном масштабе (в контексте общечеловеческой коммуникации, характерной для современного мира глобализации), так и в рамках определенного региона — Российского Севера, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Предметом данного диссертационного исследования является феномен взаимопонимания, определяемый в социальной философии и психологии как «уровень взаимодействия, при котором люди осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели» [138. С. 546.].

При исследовании феномена взаимопонимания нельзя не учитывать конвенциональные положения современной социальной философии о том, что мир носит знаковый характер [247], человек есть существо символическое [88], символ есть результат взаимодействия индивида со средой [126], познавая этот мир через созданные символы или «образцы» [90], люди его фактически «конструируют» [26].

Задача познания не исчерпывается воспроизведением отдельных свойств и связей объекта, описанием его поведения. В стремлении к целостному отображению предмета (процесса), «вписанию» его в общую мысленную модель действительности познание с необходимостью переходит на более высокие уровни — объяснения и понимания. На этих уровнях активность субъекта прослеживается наиболее ярко.

Объяснение — это раскрытие связей между какими-либо фрагментами знания, в которых фиксируются отдельные события, процессы, стороны действительности. Объяснение — одна из важнейших функций научной теории, но и в обыденном познании его роль очевидна: любое понятие, суждение, умозаключение нуждаются в некоем комментарии. При этом возможны объяснения формальные и содержательные.

Формальное объяснение предполагает:

1. установление значений терминов и правил их использования, дедуктивное выведение высказываний.

2. проведение аналогий, т. е. установление сходства объясняемого явления с известными, считающимися познанными явлениями.

Содержательное объяснение связано с подведением объясняемых явлений под некоторые общие закономерности, раскрытием тех необходимых объективных связей, в которые вовлечено объясняемое явление. Наиболее распространенными способами содержательного объяснения являются:

1. Причинностное, связанное с выявлением генетических связей.

2. Структурно-функциональное, заключающееся в установлении места объясняемого явления в какой-либо системе.

3. Телеологическое, предполагающее ответ на вопрос «зачем?».

В результате объяснения знания упорядочиваются и обосновываются. Однако, превращение их в достояние субъекта, вхождение в структуру его внутреннего мира не исчерпывается процедурой объяснения. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда все термины определены, высказывания логически упорядочены, информация обоснована ссылками на разнообразные теоретические схемы, но суть ее ускользает от сознания.

Проблема взаимопонимания в области социального взаимодействия людей, значительно актуализировшаяся в условиях становления глобального общества, наглядно демонстрирует необходимость научиться не только и не просто понимать, т. е. усваивать некие предметы познания, но найти взаимное понимание самим людям, их мировоззрениям и культурам в условиях расширяющейся глобализации.

Понимание людьми друг друга означает совпадение их мыслей, характеризующееся единством абсолютности и относительности.

Понимание есть в первую очередь взаимопонимание. Если герменевтика текста главное препятствие к пониманию видит в языке, то социальная герменевтика в спектр своего внимания включает многочисленные основания для (взаимо-)понимания, важнейшими из которых являются экономика, информационное пространство, территория, событийность, язык и культура.

Понимание изначально социально по своей природе. Проблема межобщностного понимания и взаимопонимания составляет предмет социальной герменевтики, в рамках которой и рассматриваются основные вопросы данной работы.

Цель настоящего исследования заключается в изучении сущностных аспектов взаимопонимания, определении специфики социального восприятия и взаимодействия, обнаружении пределов и возможностей взаимопонимания.

В работе предполагается сосредоточиться на проблемах взаимопонимания в аспекте глобализации общественной жизни, что уже само по себе предполагает элементы новизны исследования. Концептуальную основу работы в этом аспекте составят современные нетрадиционные социально-философские исследования.

В связи с этим мы ставим перед собой следующие задачи исследования:

1. охарактеризовать эволюцию герменевтики как науки о понимании;

2. определить основные различия в подходе к пониманию текста/сообщения (в классической герменевтике) и Другого, Других, своего Я в контексте единой структуры социальной общности;

3. дифференцировать понимание и взаимопонимание, обращая внимание на проблему понимания в области социального взаимодействия людей, Я-идентичность и Мы-идентичность;

4. раскрыть взаимопонимание в контексте адаптации индивида и социальной группы людей к социуму;

5. оценить возможность и относительность понимания и взаимопонимания;

6. рассмотреть различные аспекты и основания взаимопонимания;

7. выяснить степень отражения отдельных аспектов взаимопонимания в рамках отдельного географического региона (Ямало-Ненецкого автономного округа).

Теоретико-методологическая основа исследования определяется в спектре пересечения герменевтики, социальной философии и социальной психологии, антропологии и социологии.

Основным методом исследования явилась герменевтика, в центре внимания которой находятся проблемы коммуникации, сосуществования индивидов, социальных и национальных групп.

Научная новизна диссертации связана с выбором в качестве предмета исследования проблемы понимания и взаимопонимания, которая до недавнего времени понималась в классической герменевтике односторонне, лишь как адекватная интерпретация текста/сообщения. Данная же работа рассматривает проблему понимания не узко в контексте восприятия определенной информации, а в контексте взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, где отсутствует иерархия властных отношений (источник информации — реципиент), где участники коммуникации имеют право на ошибку и на исправление своей ошибки в непосредственном опыте соучастии в существовании Другого / Других.

Основные положения, выносимые на защиту сводятся к следующему:

1. Проблема взаимопонимания в современной цивилизации в современное время все более и более обостряется. Данный вопрос рассматривается в философии с самого начала ее возникновения как науки, определяясь существующей в данной культуре на данный момент философской картиной мира.

2. Проблемы отсутствия взаимопонимания коренятся в языке, а в политическом и экономическом устройстве общества, не обеспечивающем оптимального учета интересов всех слоев населения при формировании общегосударственных и глобальных стратегий развития.

3. Понимание человека (Другого) коренным образом отличается от понимания текста, на который ориентируется традиционная герменевтика.

4. Взаимопонимание — это учет интересов другого, умение относиться к другому как к самому себе.

5. Захваченность и открытость являются важнейшими аспектами взаимопонимания, гарантирующими интерес участников к общению и истинный характер всех использующихся в данном коллективе способов реализации своей Я-идентичности и Мы-идентичности. Осознание своей Я-идентичности и Мы-идентичности каждым отдельным членом общества определяет степень достигнутого взаимопонимания.

6. Собственный выбор индивида в структуре переплетений всевозможных случайностей и закономерностей отражает, в какой степени его интересы отражаются в данных политической и экономической системах.

7. Понять Другого/Других невозможно понять без учета его жизни и привычек, мыслей и полученных знаний, его социального и культурного окружения.

Важнейшим критерием успешного существования постоянно меняющегося общества является слаженность функционирования в нем отдельных социальных групп и индивидов, невозможная при отсутствии взаимопонимания между последними, учета интересов всех и каждого при решении каждого отдельного политического, экономического, социального, национального, экологического и других вопросов.

8. Понимание изначально социально по своей природе, а проблема межобщностного понимания и взаимопонимания усу1убляется тем, что в обществе действуют не отдельный индивид и не отдельные индивиды, а совокупности людей, взаимообусловленные реализацией собственных интересов, желаний и способностей.

Проблема социального взаимопонимания заключается не в искажении смысла, не в ошибочном прочтении человека как текста, а в выражении проблемы совместимости.

9. Абсолютное понимание отдельного индивида или группы людей невозможно в принципе, поскольку модели мира такие же разные, как и сами люди.

Взаимопонимание достижимо лишь относительно и потенциально и то лишь при условии, что все члены сообщества активно участвуют в коммуникации, открыто выражают свое собственное мнение и прислушиваются к мнениям других.

10. Взаимопонимание — это универсальный путь проникновения в чужую культуру, ибо в нем максимально реализована целостность важнейших реалий человека — целостность разума, чувства и воли, единичности, особенности и всеобщности, индивидуальностного и личностного, т. е. социального.

Путь к гармонизации этнополитических процессов лежит через высокую культуру межнационального общения.

11. Для обеспечения взаимопонимания необходима сопричастность каждого, устранение иерархии в парадигме властных отношений, возможность для каждого принимать участие в деятельности социума, не нанося ущерба другим и не испытывая ущерба со стороны других.

Положения, сформулированные в диссертационном исследовании, имеют принципиальное общетеоретическое и методологическое значение.

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут служить опорной точкой, отправным моментом для дальнейших изысканий в герменевтике, социальной философии, конфликтологии. Выводы, полученные в настоящем исследовании, способствуют конкретизации глубинных основ достижения взаимопонимания в пространстве социума. Данные диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, методических разработок, спецкурсов, а также при подготовке лекций и семинарских занятий по герменевтике, социальной философии, философской антропологии, конфликтологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность рассмотрения проблемы понимания, давно являющейся значимым предметом философского рассмотрения и традиционно характеризующейся множеством разнообразных подходов, в настоящее время определяется уже самим фактом всплеска интереса к ней во второй половине XX века не только в философии, но и в лингвистике, теории литературы, психотерапии и т. п.

В тесной связи с проблемой понимания находится вопрос о путях социальной интеграции мира во всем многообразии сфер и проявлений социальности, с решением которого связано множество теоретических и практических проблем.

Понимание и истолкование текстов, являвшееся прежде основной научной задачей герменевтики, особой предметной области, ставившей перед собой задачу прояснить обычные процессы понимания, а не систематические подходы или методы сбора и анализа данных, в настоящее время относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом и охватывает проблему понимания не только текста и речи, а всей совокупности межчеловеческой коммуникации.

Социальную герменевтику интересует человек, живущий не столько в объективном мире, сколько в пространстве истории и культуры, в мире социально-исторических ценностей и личностных смыслов. Понять человека невозможно понять без учета его жизни и привычек, мыслей и полученных знаний, его социального и культурного окружения.

При расширении и усложнении современного мира проблема взаимопонимания на уровне различных социальных и этнических групп представляется крайне злободневной.

Сводить невозможность достижения взаимопонимания к сугубо языковым проблемам означало бы исключение человека из сложной сети социальных связей и взаимодействий, которые формируют его существование.

В настоящее время образовалось единое поле социального, экономического, политического, образовательного, культурного взаимодействия, модель существования в едином технологическом и информационном обществе, единой мировой цивилизации, отнюдь не означающей социального единства.

Существование в обществе предполагает занятие в нем определенной и ниши и выполнение конкретной социальной роли. Люди аккумулируют схемы социальных взаимосвязей в обществе и действуют согласно им.

Социализация личности осуществляется через усвоение форм личными отношениями, средой.

Важным критерием успешного существования постоянно меняющегося общества слаженность функционирования в нем отдельных социальных групп и индивидов, невозможная при отсутствии взаимопонимания между последними.

Каждая из функций, возлагаемых на человека в обществе, ориентирована на другие функциизависима от их функционирования так же, как и они — от нее. В силу этой неустранимой взаимозависимости индивидуальных функций действия многих отдельных индивидов должны безостановочно соединяться в длинную цепочку индивидуальных актов для того, чтобы действие каждого отдельного индивида наполнялось своим собственным смыслом. Каждый отдельный человек оказывается фактически связанным со всеми остальнымипотому что постоянно живет в функциональной зависимости от других людейостается звеном в цепи, образованной другими людьми, прямо или косвенно являясь звеном в цепи, которую он сам образует.

Пространство выбора современного индивида оказывается ограничено рамками навязанного «символического порядка». Будучи не свободен ни в своих действиях, ни в своих мыслях, во всем оказываясь под влиянием развязанной массовой пропагандой «игры-обманки», индивид оказывается не способен ни выслушать другого, ни освободиться от навязанных стереотипов восприятия окружающего мира и понимания других людей.

На фоне межиндивидуального понимания и взаимопонимания проблема межобщностного понимания и взаимопонимания представляется, более актуальной в аспекте углубляющейся глобализации. Именно в межобщностном понимании наиболее отчетливо обнаруживаются пределы и возможности взаимопонимания.

Понимание изначально социально по своей природе, а проблема межобщностного понимания и взаимопонимания, составляющая предмет социальной герменевтики, усугубляется тем, что в обществе действуют не отдельный индивид и не отдельные индивиды, а совокупности людей, взаимообусловленных реализацией сил и способностей. В социальном процессе люди не просто взаимодействуют с предметными условиями и средствами, но создают и воспроизводят эту предметность как предметность социальную своими усилиями, т. е. сами действуют как вполне предметные существа.

Абсолютное понимание отдельного индивида или группы людей невозможно в принципе, поскольку модели мира такие же разные, как и сами люди Понимание как интерес, симпатия, соучастие, согласие — вот что важно.

Понимание, по большому счету, имеет дело только с фальшивыми монетами, но и само понимание, по-большому счету, является фальшивым товаром, который подсовывается миру человеческим существом, как будто нечто, действительно имеющее цену. Человек так же отдален от своего понимания, как и мир отдален от своего симулякра.

Отсутствие единого понимания во всяком «мы», будь то в семье, трудовом коллективе, социальной группе означает отсутствие единого бытия, дефицит единой картины, модели и системы самого мира. Мир сам по себе не обладает определенностью, которую получает лишь в совместной человеческой деятельности.

Проблема социального взаимопонимания заключается не в искажении смысла, не в ошибочном прочтении человека как текста, а в выражении проблемы совместимости. Люди объективно несовместимы в фундаментальном социальном отношении разделения на цель и средство, в отбраковывании не нашедших своего места в социальном пространстве, в котором не совместиться и не разместиться всем родившимся, а потому и не понять друг друга, не достигнуть всеобщего взаимопонимания. Абсолютно понятным и убедительным оказывается лишь язык силы.

Понимать означает обнаруживать и обнаруживаться, ведь понять можно только то, над чем можно рефлектировать. Социальная адекватность человеческой деятельности делает и рефлексию социально адекватной. Хотя личный опыт индивида, несомненно, придает индивидуальное своеобразие содержанию рефлективного процесса, все же самое существенное в этом опыте остается разделенным между данным индивидом и остальными членами большого исторически сложившегося сообщества людей.

Именно «захваченность» и открытость являются важнейшими аспектами взаимопонимания, гарантирующими интенцию (интерес участников к общению) и истинный характер всех знаков внимания, информации и т. п. Лишь в этом случае можно исправить неправильно сформированное, ошибочное, недостаточно корректное суждение, изменить свое мнение, свою позицию произвольно или в реакцию на коммуникативные действия собеседников.

Понимание и взаимопонимание являются главными гарантами полноценного существования, привлекая человека активно участвовать в социальных преобразованиях и жизни других людей, при этом не мешая, а помогая им и получая от них тоже что-то важное взамен.

Каждый из нас стоит перед фактом сосуществования с другими людьми, никогда не понимая их полностью, всегда лишь продвигаясь и ошибаясь в своем понимании, которое не сводится к пассивному зеркальному восприятия всего внешнего.

Важным аспектом взаимопонимания является соотнесение интерпретации с собственной линией поведения, каждым членом сообщества. Во всяком взаимопонимании остаются и возникают рудименты непонимания, ведь стимулом к взаимопониманию является неизвестность, странность, сокрытость, обнаружение ошибочности в понимании.

Взаимопонимание достижимо лишь относительно и потенциально и то лишь при условии, что все члены сообщества активно участвуют в коммуникации, открыто выражают свое собственное мнение и прислушиваются к мнениям других.

В процессе формирования и развития взаимопонимания речь и поведение окружающих воспринимается не сама по себе, а как носитель значения. В непрерывном контакте с окружающими человек пересматривает не только свою жизнь, но и сам общественный фон своего существования, который во многом определяет его сознание и кажется ему слишком тесным.

Как и всякое знание, понимание Другого может быть ошибочным. Большая или меньшая адекватность субъектного репрезентанта Другого в индивидуальном сознании в значительной мере зависит от моей способности сопереживания.

В групповом «мы» человек отождествляет себя с группой людей и, говоря об общей воле, мнении, работе и т. п., употребляет слово «мы». Смысл этого «МЫ» рождается из сотрудничества внутри группы и ее противостояния внешнему окружению.

Примечательно, что национальное «я», а по сути, любое групповое я можно ощутить только в связи с каким-то значительным объединением людей, так же как свое индивидуальное «я» мы ощущаем только в связи с другими индивидами.

Глобальное общество представляет собой всеобщую систему отношений, реализуемых в системе взаимодействия — материально-технического, экономического, политического, социального, духовного.

Баланс интересов людей и общества в целом является одним из условий существования экономической системы, а их взаимосвязь — механизмом движения этого процесса.

Человечество все больше характеризуется единством понимания материально-технической жизни и все больше превращается в единую цивилизацию, но принципиально не может достичь всеобщего социально-культурного взаимопонимания в силу действия техносоциальной формулы общества.

Процесс глобализации заставляет пересмотреть традиционный смысл понятия постиндустриального общества, сосредоточивающего основные массы населения на производстве информации и услуг при соответствующем сокращении занятости в сфере материального производства за счет научно-технического прогресса. Но оказалось, что это положение справедливо только по отношению к передовым общностям и не распространяется на отсталые общности, на долю которых выпадает именно материально-производственное функционирование в рамках глобального разделения труда.

В свою очередь, понятие информационного общества, понимаемого ранее как высшая стадия общества постиндустриального, оказалось буквально соответствующей характеристикой глобального мира. Глобальный мир по определению находится в едином информационном пространстве, поддерживается единым герменевтическим основанием. Человечество все больше характеризуется единством понимания материально-технической жизни и все больше превращается в единую цивилизацию, но принципиально не может достичь всеобщего социально-культурного взаимопонимания в силу действия техносоциальной формулы общества.

Понимание человеком окружающего мира и самого себя достигает предельного уровня, в определенном смысле становится абсолютным. Разумеется, бытие бесконечно и потому неохватно во всем многообразии своих проявлений, но стали более понятны и основополагающий принцип объяснения природы, и основной закон человеческого существования. Конечно, познание природы, развитие техники и форм социальной организации не имеет пределов, человечество ждет впереди еще много фундаментальных естественно-научных открытий, великих технических изобретений и революционных социальных преобразований.

Достигнутая предельность познания природы состоит не в том, конечна или бесконечна скорость света, гравитации, распространения сигнала, не в том, есть ли предельный структурный уровень материи, существуют ли энергия и информация как таковые, возникла ли жизнь случайно в одном месте или она рассеяна во всей вселенной и т. п., а в том, что природа существует объективно и имеет причину себя в самой себе, т. е. ее никто не создавал, она неисчерпаема, вечна и бесконечна, в ней нет никаких сверхъестественных сил, никакого духовного начала.

Социальное познание достигает своей предельности в осознании техносоциальной формулы общества. Человек по своему происхождению является природным существом, общественное развитие представляет собой естественно-исторический процесс, ничего сверхъестественного (надприродного) в человеке нет, а действие техносоциальной формулы (фундаментального техносоциального закона) так же непреодолимо, как и действие закона сохранения и превращения энергии. Каков бы ни был технологический и социальный способы человеческой жизни, она подчиняется одному и тому же техносоциальному закону. Иначе говоря, освещается ли человек электричеством или живет при свечах, пользуется ли самолетом или перемещается на телеге, воюет ли он с помощью огнестрельного оружия или «вручную», удерживает ли работника с помощью железного ошейника или «привязывает» его к рабочему месту зарплатой, этот закон неизменен. Более того, как возникновение человека не есть нечто сверхприродное, так и его гипотетическое исчезновение не стало бы отклонением от естественного процесса, не вышло бы из рамок естественного бытия.

Между обществом и отдельными субъектами существует борьба и конкуренция, а потому гармоничное существование в социуме невозможна без стремления урегулировать спорные вопросы, противоречия, без способности к разумному компромиссу.

Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации, при которой страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуют процессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленных народов и национальностей.

Лишь подлинный диалог, приводящий во взаимодействие язык и культуру, делает человека личностью.

Взаимопонимание — это универсальный путь проникновения в чужую культуру, ибо в нем максимально реализована целостность важнейших реалий человека — целостность разума, чувства и воли, единичности, особенности и всеобщности, индивидуальностного и личностного, т. е. социального. Важнейшие операции, составляющие этот процесс — смысловое перенесение при опосредовании сопоставляемых феноменов, их взаимопроникновение и взаимовключение, эмпатия.

Существует много терминов, раскрывающих понятие взаимодействия культур и характеризующих процессы обмена культурными ценностями взаимообмен", «взаимовлияние», «взаимообогащение», «перевод», «адаптация», «подражание», «стилизация» т.д.

Межкультурное взаимопонимание невозможно без взаимовлияния и свободного взаимодействия культур. Категория «взаимовлияние культур» может быть понята как один из результатов «взаимодействия». «Взаимовлияние культур» включает в себя обращение представителей и той или иной национальной культуры к определенным сторонам действительности, темам, образам. «Взаимовлияние» выражает и практику освоения новых для данной национальной культуры приемов и средств художественного воплощения. Оно включает и психологический аспект: возбуждение творческой энергии в результате восприятия художественных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Герменевтический аспект построения целостной модели общества, таким образом, включает в себя следующие компоненты:

• Экономически ориентированную техносоциальную формула общества,.

• геоисторическую формулу общности,.

• национальную и культурную идеи общности,.

• нормативность общности,.

• герменевтические основания глобального общества.

Путь к гармонизации этнополитических процессов лежит через высокую культуру межнационального общения. Формированию же культуры межнационального общения, формированию установок на адаптацию к инонациональной среде и культуре, на восприятие ценностей иного мировоззрения уделялось мало внимания. Вследствие этого сложилось противоречие между расширяющейся практикой (дружественной, нейтральной, конфликтной) межнационального общения и низкой культурой межнационального общения.

Формирование культуры межнационального общения требует культурологической базы, обеспечивающейся:

• высоким уровнем общей культуры личности, знанием мировой и национальной истории и культуры, мировых религий;

• овладением психологической культурой общения как таковой — умением разбираться в людях, эмоционально откликаться на их поведение и состояние, избирать адекватный их индивидуальным особенностям способ решения;

• владением поведенческим кодексом того или иного региона;

• отношением к другому человеку как социально-духовной ценности, готовностью к диалогу с ним независимо от его расовой или иной национальной принадлежности;

• установкой на непрерывное изучение языков и полиязычие;

• серьезным теоретическим и практическим усвоением принципов общечеловеческих ценностей, неприятием всех форм расизма, шовинизма и т. д.

Что касается предпосылок продвижения к взаимопониманию, то в качестве таковых следует оказать отсутствие каких бы то ни было предубеждений, желание навязать свои взгляды, желание власти, ущемление свободы другого, информационное давление, социальный контроль над органами власти, демократию, равноправие. И все это должно быть представлено реально, а не декларативно, в форме никогда не применяющихся законов, в форме пресловутых обещаний и мистификаций, игры в обманку во имя своекорыстных целей. Без учета и права на свободу для социальных, национальных, религиозных, языковых, сексуальных и других меньшинств взаимопонимание останется фикцией. Для взаимопонимания необходима сопричастность каждого, устранение иерархии в парадигме властных отношений, возможность для каждого принимать участие в деятельности социумане нанося ущерба другим и не испытывая ущерба со стороны других.

Взаимопонимание в современной бюрократической системы, которую представляет собой Россия, весьма ограничено. Представители малочисленных народов в значительной степени ограничены в своих правах. Территория коренных народов Севера, мало пригодная для комфортного проживания, не гостеприимная к человеку, все в большей степени захламляется по вине государственных структур и корпораций, участвующих в переделе сфер влияния и огромных прибылей, получаемых от добычи полезных ископаемых. В окружающую среду выкачиваются тонны вредных веществ, отравляющих и воздух, которым дышит человек, и воду, которую он употребляет. Вместо борьбы за экологию и оказания социальной поддержки малообеспеченным гражданам, органы власти лишь демонстрируют свое желание в этой связи, пускают пыль в глаза, устраивая «показуху» в ходе очередной избирательной компании с выявлением «злостных виновников» в коррупции и загрязнении окружающей среды. Средства массовой информации сообщают населению новости лишь с точки зрения правящей элиты, заинтересованной в получении прибыли и привилегий для себя в ущерб всему остальному населению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Р. Воздействие текста на читателя как герменевтическая проблема // Речевое воздействие в разных формах речи. Ростов н/Д, 1996. -Вып. 4. — С.25−27.
  2. Н. С. Понимание и язык // Познание и язык. М, 1984. — С. 45−78.
  3. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. 240 с.
  4. Александрова JL Н. Риторика и герменевтика // Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М.: ИНИОН, 1987. — С. 35−42.
  5. И. С. Об универсальном характере понимания // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С.73−75.
  6. . Г. Человек как предмет познания. JI.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.:Аспект-Пресс, 1980 — 369 с.
  8. А. В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Hay кова думка, 1988.-182 с.
  9. Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. — 180 с.
  10. Е. А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: МГУ, 1984. — 228 с.
  11. И. В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности. СПб.: Образование, 1995. — 60 с.
  12. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс — Универс, 1993.-486 с.
  13. С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур: философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Л.: ЛГУ, 1967. — 236 с.
  14. С. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-284 с.
  15. В. Г. Структура мотивации поведения // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Наука, 1988. — С. 4559.
  16. Г. К. Доктрина «массового общества». М. Политиздат, 1971.— 248 с.
  17. Д. Аналитические и синтетические методы изучения читательства // Библиотечное обозрение. 1927. — С. 39−69.
  18. А. Г. Интерсубъективность понимания // Понимание и рефлексия: материалы III Тверской герменевт. конф. Тверь, 1993. — Ч. 1. -С. 99−107.
  19. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. -СПб.: Азбука, 2000. 333 с.
  20. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -378 с.
  21. А. А. Психологическая антропология: История и теория. — М.: РАН. Ин-т этнологии и антропологии, 1993. 190 с.
  22. А. И. Как читать Фрейда? // Российский психоаналитический вестник. 1992. — № 2. — С. 142−147.
  23. П. Г. Социальная психология коллектива / П. Г. Белкин, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов. М.: Наука, 1987. — 212 с.
  24. П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 322 с.
  25. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 253 с.
  26. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 400 с.
  27. М. Бессознательное в работе мысли и социальные идеалы // Психоанализ и науки о человеке. М.: Мысль, 1995. — С. 327−359.
  28. . Н. Вступление // Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. — С. 38−43.
  29. Э. Герменевтика как общая методика наук о духе. М.: НИОН РАН, 1962.-246 с.
  30. В. В. К онтологическому статусу языкового значения. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. — 327 с.
  31. В. В. Понять другого // Загадки понимания. М., 1991. — С. 338−344.
  32. В. В. Язык философии. М.: ИФ РАН, 2002. — 307 с.
  33. М. Язык будней // Искусство кино. 1995. — № 10. — С. 152−157.
  34. . Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. Орел: ОрелГТУ, 2003. — 206 с.
  35. Г. И. Герменевтический круг как техника понимания текста // Текст: структура и анализ. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1989. — С. 1831.
  36. Г. И. Понимание как усмотрение и построение смыслов. Тверь: ТГУ, 1996.-256 с.
  37. Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: КГУ, 1982. — 86 с.
  38. . В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 96 с.
  39. . Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. СПб.: Алетейя, 1999.-С. 193−226.
  40. Е. Аппликативность и объективность истолкования в герменевтике Х.-Г. Гадамера: Электронный ресурс. Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/search.html?kw=4532
  41. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  42. Я. Я. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1992. — № 2. — С.45−57.
  43. А. Л. Translating Culture: Перевод и межкультурная коммуникация. М.: Р. Валент, 2002. — 848 с.
  44. П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. -№ 1. — С. 17−36.
  45. П. Социология и демократия // Поэтика и политика. СПб.: Алейтейя, 1999.-С. 119−124.
  46. Ф. М. Социология. Политика. Международные отношения / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М.: Международные отношения, 1974.167 с.
  47. С. А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988. — 238 с.
  48. М. Избранное. Образ общества. М.: Юристь, 1994. — 704 с.
  49. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX начала XX веков. — М.: Мысль, 1996. — С .491−507.
  50. И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -288 с.
  51. JI. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. — 4.1. — С. 1−74.
  52. Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. — 4.1. — 526 с.
  53. В. Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. — 189 с.
  54. Ю. В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара: СГУ, 1998. — С. 78−81.
  55. Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1984. — 352с.
  56. Гадам ер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.- 388 с.
  57. Гадамер Х.-Г. Герменевтическое первенство вопроса // Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. -С. 426−445.
  58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-700 с.
  59. X. С. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера. Минск: РИВШ БГУ, 2003.-46 с.
  60. JI. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987. — 176 с.
  61. А. А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы : философско-антропологическая модель коэволюционного развития. Новосибирск: НГУ, 1998.-87 с.
  62. В. П. Герменевтические аспекты глобализации // Россия в глобальном мире: социально-теоретический альманах: прилож. к жур. «Клио». 2004. — № 6, ч. 1. — С. 34−42.
  63. В. П. Герменевтические основания глобального общества // Россия в глобальном мире: труды 2-й Всерос. науч.-теорет. конф. СПб., 2004. — С. 24−29.
  64. В. Язык и философия культуры. М.: Наука, 1985. — 436 с.
  65. С. С. Проблема понимания в философии : философско-гносеологический анализ / С. С. Гусев, Г. JI. Тульчинский. М.: Политиздат, 1985.- 192 с.
  66. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Логос, 1999. — Т.1. — 336 с.
  67. Ю. Л. Н. Д. Кондратьев и проблема «нового русского» капитализма // Поэтика и политика. СПб.: Алетейя, 1999. — С. 327−344.
  68. Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. — 195 с.
  69. Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 246 с.
  70. . Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М.: Алетейя, 1998.-288 с.
  71. Д. В. Введение в историю западноевропейской средневековой философии / Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Тбилиси, 1981. — 155 с.
  72. В. Категория жизни // Вопросы философии. 1995. — № 10. -С. 129−143
  73. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. -№ 4. — С. 128−152.
  74. В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924.105 с.
  75. В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. — 159 с.
  76. Дж. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002. — 160 с.
  77. Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М.: Прогресс, 1995. — С. 5−164.
  78. Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб.: Союз, 1998. -376 с.
  79. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1974. 254 с.
  80. С. Ю. К вопросу об этнокультурном взаимодействии // Северный Кавказ в условиях глобализации. Ростов н/Д: Изд-во Ростов-Дон, 2001.-С. 140−144.
  81. К. Эмоции человека. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980.440 с.
  82. М. С. Мир общения. М.: Прогресс, 1988. — 198 с.
  83. Д. П. Психология единоначалия коллегиальности / Д. П. Кайдалов, Е. И. Суименко. М.: Мысль, 1979. — 254 с.
  84. . Социология в пространстве точек зрения // Поэтика и политика. СПб.: Алетейя, 1999. — С. 271−291.
  85. Э. Философия символических форм. М. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 271 с.
  86. Ю. JT. Эксперимент над истиной // Поэтика и политика. СПб.: Алетейя, 1999.-С. 73−119.
  87. Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. — С. 127−137.
  88. В. Е. Введение в социальную философию. М.: Академический проект, 2001.-314 с.
  89. А. И. Психология управления. -М.: Советское радио, 1979.168 с.
  90. А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Наука, 1978. — 279 с.
  91. О. Н. Личность граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4. — С. 81−97.
  92. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. 323 с.
  93. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.- 176 с.
  94. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  95. Н. Г. К метафизике понимания // Вопросы методологии. -1991.-№ 1.-С. 77−89.
  96. Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000. — 327 с.
  97. В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991.-191 с.
  98. КМ.Кэмпбелл Д. Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — С. 74−89.
  99. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.-С. 43−50.
  100. А. Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Владимир: ВГПУ, 1999. — С.43−50.
  101. С. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе / С. Ларченко, С. Еремин. Новосибирск: Наука, 1991. — 246 с.
  102. С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития. -Новосибирск: СО РАН. Ин-т философии и права, 1999. 170 с. Юб. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. — М. — СПб.: Университетская книга, 2000. — 416 с.
  103. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 301 с.
  104. Р. Социальная власть публичного // Поэтика и политика. СПб.: Алетейя, 1999.-С. 167−192.
  105. А. А. Психология общения. Тарту: Изд-во Крипта, 1974.209 с.
  106. Г. Н. От выживания к жизни, от социального человека — к собственно человеку. — Пермь: Изд-во НИИУМС, 2002. — 175 с.
  107. М. А. Джамбатиста Вико // Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.- Киев: Мысль, 1994. — 197 с.
  108. Д. Опыт о человеческом разумении: сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1985.- 621с.
  109. Н. И. Проблема понимания и интерпретации в герменевтике Г. Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выготского: автореф дис. канд. философ наук. М., 2003. — 20 с.
  110. А. Ф. Знак, символ, миф. М.: МГУ, 1982. — 479 с.
  111. Р. Д. «Я» и Другие. М.: Класс, 2002. — 192 с. 116 Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. — 464 с.
  112. М.К. Необходимость себя/М.К.Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В.С.Швырев//Классическая и современная буржуазная философия. М.:Лабиринт, 1996.- С.7−154.
  113. М. К. Психологическая топология пути. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. — 572 с.
  114. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — 260 с.
  115. Н. Б. «Париж со змеями» : (Введение в эстетику постмодернизма). М.: Изд-во ИФ РАН, 1995. — 222 с.
  116. . В. От опыта сознания к опыту бытия // Герменевтика и деконструкция. СПб.: Б.С.К., 1999. — С. 182−201.
  117. В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. — 204 с.
  118. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999. -606 с.
  119. Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности.-М.: Прогресс, 1966.-С. 84−121.
  120. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Ин-т бизнеса и политики, 1996. — С. 137−186.
  121. Н. Н. Потребности как социологическая категория. -Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1974.-223 с.
  122. . Социологическая ангажированность // Поэтика и политика. -СПб. Алетейя, 1999. С. 292−326.
  123. С. Век толп : историч. трактат по психологии масс М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 128 с.
  124. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. — 608 с.
  125. В. От диалога конфессий к диалогу культур//Русская мысль.-Париж, 2000- 3−9 февраля.- С. 20.
  126. Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. — 240 с.
  127. Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб.: Алетейя, 2001. -330 с.
  128. В. В. Человек. Государство. Глобализация.: сб. философ, статей. СПб.- Тбилиси, 2005. — Вып. 3 — С. 12−29
  129. А. В. Личность, деятельность, коллектив. —М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  130. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 311 с.
  131. Ю. П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. -416 с.
  132. В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 319 с.
  133. Познание и общение. — М.: Политиздат, 1988.-237 с.
  134. Е. В. Понимание Современного газетного текста. Прагматический аспект. -М.: Московский лицей, 2003. 198 с.
  135. Понимание: материалы круглого стола//Вопросы философии.-1986.-№ 8.-С.3−21.
  136. С. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979. — 204 с.
  137. А. А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958. — Т. I-II. — 268 с.
  138. А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 269 с.
  139. А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
  140. А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  141. Психологические операции в локальных войнах и вооруженных конфликтах XX века Электронный ресурс. Режим доступа: www.vrazvedka.ru.
  142. JI. А. Исторический смысл психологического кризиса // Вестник Академии наук 1989. — № 9. — С. 24−35.
  143. В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997.-380 с.
  144. Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Открытое общество. — Т. 4.: От Романтизма до наших дней.-1997.-691 с.
  145. Я. Личность в условиях общественно-исторической перестройки // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 24−36.
  146. М. А. Проблемы социальной психологии. Ростов н/Д, 1926. -135 с.
  147. М. М. Психоанализ без интерпретации? // Вестник психоанализа. — 2002. — № 1. — С. 112−124.
  148. П. Герменевтика и метод социальных наук : Электронный ресурс. Режим доступа : — http://philosophy.allru.net/new.html
  149. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.-270 с.
  150. П. Герменевтика. Этика. Политика: моек, лекции и интервью. -М.: Academia, 1995. 346 с.
  151. П. Образ и язык в психоанализе // Московский психиатрический журнал. 1996. -№ 4. — С. 5−22.
  152. И. Ю. Грамматика смысла и природа души // Вестник Харьковского государственного университета. 1993. — № 380. — С. 79−92.
  153. М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. — 275 с.
  154. П. Конфликт интерпретаций. Очерк о герменевтике- М.: Медиум, 1995.-415 с.
  155. Э. Коммуникация в организациях / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс. -М.: Прогресс, 1980.-275 с.
  156. . А. Коммуникация как социальное явление. Ростов: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1984. — 143 с.
  157. Л. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии: учеб. пособие для вузов / JT. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 429 с.
  158. А. М. Глубинная герменевтика А. Лоренцера // Лоренцер А. Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. М.: Весь мир — Прогресс-Академия, 1996. — С. 265−294.
  159. А. М. Глубинная герменевтика Ю. Хабермаса. // Проблемы философской герменевтики. М.: ИФ РАН, 1990. — 186 с.
  160. А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. — 176 с.
  161. А. М. Психоанализ и религия. М.: АО Х.Г.С., 1987. — 186 с.
  162. М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я Рубина. М.: Политиздат, 1988. — 224 с.
  163. Э. В. О природе и пространстве «действия» диалога // Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. — С. 9−32.
  164. А. Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986.- 176 с.
  165. Г. П. Метафора окна и зеркала // Встреча с Декартом. М.: Ad marginem, 1996. — С. 427−435.
  166. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Госсоцэкгиз, 1935.-Т. 1.-371 с.
  167. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. — 94 с.
  168. Г. Г. Дильтей и Адорно: категория понимания // Проблемы философской герменевтики. М., 1990. — С. 24−35.
  169. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-275 с.
  170. Ю. С. Истина и Метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. — 784 с.
  171. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983.-284 с.
  172. ЮА. Картина человека в социально-философском понимании//Философия образования и творчество.- СПб.2002. С.80−98.
  173. Ю. В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 236 с.
  174. Дж. Структура социологической теории. -М.: Прогресс, 1985. -470 с.
  175. Герменевтика: История и современность: критич. очерки. М.: Мысль, 1985.-304 с.
  176. Д. JI. Социология : вводный курс / Д. JI. Томпсон, Д. Пристли. -М.: ACT, 1998.-496 с.
  177. X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны / X. Тоффлер, Э. Тоффлер. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.-235 с.
  178. Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2002. — 669 с.
  179. А. Ш. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты / А. Ш. Тхостов, И. Г. Колымба // Психологический журнал. 1998. — № 4. — С. 41−48.
  180. Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1984.- 124 с.
  181. И.В. Герменевтика Х.Г.Гадамира как методология социокультурного действия: автореферат на соискание звания кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2003.- 18с.
  182. Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 185 с.
  183. И. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1988. — Вып. 23. — С. 52−93.
  184. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  185. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 331 с. 194 Фуко М. Воля к истине. — М.: Магистериум, 1996. — 488 с.
  186. М. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1999. — 536 с.
  187. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.-379 с.
  188. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. — 243 с.
  189. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.-384 с.
  190. Ю. Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. Казань: Каз. гос. ун-т, 2003. — 236 с.
  191. Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.-486 с.
  192. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.234 с.
  193. А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание / А. Г. Харчев, В. Г. Алексеева. М.: Мысль, 1977.-238 с.
  194. К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. — 368 с.
  195. . С. Субъективность. Свобода. Пространство. // Полигнозис. 1998. -№ 1.-С. 87−99.
  196. В. С. Понимание в структуре научного познания // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. — С.145−159.
  197. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 285 с.
  198. В. М. Управленческая психология. -М.: Экономика, 1984.-232 с.
  199. X. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. — 400 с.
  200. Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. М.: РЕГ-book-UCA, 1994. — С. 85−151.
  201. В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.-232 с.
  202. ШугуровМ.В. Герменевтика иного // Материалы международной научной конференции.- СПб.: СпбГУ. Вып. 12. — 2001. — С. 24−29.
  203. Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.-С. 45−53.
  204. М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. — 312 с. 215 Элиас Н. Общество индивидов. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.- 160 с.
  205. Энциклопедический социологический словарь. — М.: ИСПИ РАН, 1995.-232 с.
  206. С. И. Индустриальная социология в США. М.: Политиздат, 1972. — 232 с.
  207. В. JI. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. Киев: ИС РАН, 1994.- 109 с.
  208. Е. Восток и Запад: взаимодействие культур // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1999. — Вып.1. — С. 3237.
  209. Ackoff R. Redesigning the future: A system approach to societal problems. New York: John Wiley & Sons, 1974. — 246 p.
  210. Betti E. Hermeneutik als allgemeine Methodik der Geisteswissenschaften. -Tuebingen: Mohr, 1962. 324 p.
  211. Blau P. Inequality and heterogeneity: A primitive theory of social structure. New York: Free Press, 1977. — 278 p.
  212. Cassirer E. Teoria del lenguaje у linguistica general / E. Cassirer, A. Sechenaye Buenos Aires, 1972. — 264 p.
  213. Charron G. Du langage. A. Martinet et M. Merleau-Ponty. Ottawa: Ed. de l’Universite d’Ottawa, 1972. — 304 p.
  214. Cicourel A. Cognitive sociology. Harmondsworth: Penguin, 1978. — 268 P
  215. Coreth E. Que es el hombre? Barcelona: Herder, 1980. — 200 p.
  216. Attribution and social interaction: the legacy of Edward E. Jones / Darley J. M, Joel C. (Eds.). — Washington: DC — АРА, 1998. — 327 p.
  217. Dilthey W. Selected Works. Volume I: Introduction to the human sciences. Makkreel RA, Rodi F, editors. Princeton: Princeton University Press, 1989. 386 P
  218. Droit R.-P. La face caclree du corps // Le Monde. 1995. — 7 avr.
  219. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Tubingen, 1990. — Bd. 1. — 465 s.
  220. Gadamer H-G. Text und Interpretation. Miinchen: Hermeneutische Wege, 1984.-352 s.
  221. Gardiner A. The theory of speech and language. Oxford: Clarendon Press, 1932.-332 p.
  222. Henson R. What we say // American philosophical quarterly. 1965. — V. 2, № 1.-P. 39−58.
  223. Hewstone M. Introduction to Social Psychology / Hewstone M., Stroebe W., Stephenson G. M. (eds.). London: Blackwell Publishers, 1996. — 368 p.
  224. Johnson W. People in quandaries. New York: Harper & Brothers, 1946.532 p.
  225. Kuroda S.-Y. Indexed predicate logic // Chicago Linguistic Society. Papers from the 17th regional meeting. Chicago: University of Chicago Press, 1981. -P. 38−86.
  226. Lehnert W. G. The role of scripts in understanding. // Frame conceptions and text understanding. Berlin — New York: Walter de Gruter & Co., 1980. — P. 4661.
  227. Lorenzer A. Sprachzerstorung und Rekonstruktion F.a.M., 1969. — 246 s.
  228. Lorenzer A. Zur Begrundung einer materialistischen Sozialisationstheorie. -F.a.M., 1972.-256 s.
  229. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la percepcion. Paris 1945. — IV.368 p.
  230. Nisbett R. E. Human Inference: Strategies and Shortcomings of Social Judgements / Nisbett R. E. Ross L. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1980.326 p.
  231. Park R.E. The concept of the Social Distance // Journal of Applied Sociology. -Vol. 8,№ 6.-P. 114−120.
  232. Popper K. The open society and its enemies. L. :Princeton, 1942. -306 p.
  233. Rahner K. Geist im Welt. Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin. Munchen: Kosel, 1957. -212 s.
  234. Ricoeur P. Hermeneutics and the Human Sciences. Essays on language, action and interpretation. Cambridge: University Press, 1981. — 328 p.
  235. Schutz A. Collected Papers. Hague. Nijkof, 1962. — Vol. 1. — 276 p.
  236. Smith A.D. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986. — 246 p.
  237. Spencer H. Principles of Sociology. —New York, 1909. Vol. 2. — 264 p.
  238. Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. of Soc. and Clin. Psychol. 1979. — Vol. 18. — P. 43−87.
  239. Tajfel H. Social stereotypes and social groups / H. Tajfel — J. C. Turner, H. Giles (eds.) — Intergroup behaviour. Oxford, 1984. — P. 57−98.
  240. T6nisson I. J. Some remarks about the connection between meaning and understanding. // Sprache, Logik und Philosophie. Wien, 1980. — S. 443−445.
  241. Vossler K. Gesammelte Aufsatze zur Sprachphilosophie. Munchen: Hueder, 1923.- 132p.
  242. Worchel S. Cooperation and the reduction of intergroup conflict: some defermining factors / S. Worchel — W. G. Austin, S. Worchel (eds.) — The social psychology of inergroup relations. Monterey: Brooks/Cole, 1979. — P. 193−212.
Заполнить форму текущей работой