Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако анализ теории и практики вузовской подготовки на музыкально-педагогических факультетах показал недостаточную разработанность указанной проблемы. Применительно к будущим учителям музыки возникло объективное противоречие между практической необходимостью формирования мышления и неразрешенностью этой проблемы в вузовской дидактике. Данное теоретико-экспериментальное исследование направлено… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Профессиональное мышление учителя музыки и его значение для совершенствования подготовки студентов музыкальных факультетов педуниверситетов
    • 1. 1. Сущность, структура и функции профессионального мышления учителя музыки
    • 1. 2. Особенности профессионального мышления учителя музыки
  • ГЛАВА II. Диагностический эксперимент на определение актуального состояния испытуемых по уровню сформированности их профессионального мышления
    • 2. 1. Обоснование выбора методов диагностического эксперимента и процедура его проведения
    • 2. 2. Анализ результатов диагностического эксперимента
  • ГЛАВА III. Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки
    • 3. 1. Психолого-педагогические условия формирования профессионального мышления будущего учителя музыки
    • 3. 2. Дидактический эксперимент по проверке эффективности психолого-педагогических условий по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки
    • 3. 3. Динамика и результаты исследования

Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полное обновление сферы образования и, прежде всего, коренное изменение системы и характера профессиональной подготовки учителя выступают как цель и средство социально-экономического и духовного прогресса нашего общества. Лишь высококвалифицированные специалисты, обладающие потенциальными возможностями созидать в новых условиях жизни, отличающиеся нетрадиционным стилем научно-педагогического мышления, умеющие грамотно решать профессиональные задачи, способны преобразить педагогическую реальность и достичь действенных результатов.

Высокий профессиональный уровень таких специалистов в значительной мере обусловлен развитием профессионального мышления и может явиться результатом целенаправленной организации системы формирования мышления будущих учителей на научной основе, осуществляемой в течение всех лет обучения в педагогическом вузе.

Проблема формирования мышления учителя приобретает особую актуальность вследствие обострения противоречий между наличным уровнем практической подготовки будущих специалистов и объективными потребностями совершенствования высшего педагогического образования. В связи с этим, важной социально-педагогической задачей высшей школы на современном этапе развития общества является формирование профессионально-направленного мышления специалиста, в том числе и будущего учителя, как существенной предпосылки для дальнейшей успешной деятельности. Кроме того, большое значение приобретает проблема создания таких условий, которые давали бы возможность мышлению учителя постоянно совершенствоваться.

В последнее время возросло внимание ученых к проблеме специфики обучения на музыкальных факультетах педуниверситетов, и в плане ее решения проводятся специальные исследования, наблюдения и обобщения накопленного опыта. Это работы Л. Г. Арчажниковой, О. А. Апраксиной, Г. Г. Голика, B.C. Елисеевой, Ж. М. Дебелой, К. Ф. Никольской, А. Г. Менабени, Г. Н. Падалки, Г. М. Сагайдак и др. авторов.

Перед теми, кто причастен к педагогике музыкального образования время поставило серьезные вопросы: каким образом ответить на изменяющиеся условия музыкального образования, как лучше готовить тех, кто будет его осуществлять? В связи с этим формирование профессионального мышления будущего учителя музыки представляется важным аспектом деятельности педвуза, связанным с существенным преобразованием системы высшего образования.

Эта проблема отличается сложностью и многоплановостью, что обусловлено особым складом музыкально-педагогической деятельности. К сожалению, несмотря на ряд работ, изучающих отдельные аспекты профессионального мышления учителя музыки, теоретическая и экспериментальная разработка данной проблемы явно недостаточна: нет единой точки зрения относительно сущности понятия «профессиональное мышление учителя музыки», не изучены закономерности формирования профессионального мышления студента музыкально-педагогического факультета педвуза, наконец, отсутствует целостная характеристика этого мышления в аспекте единства его музыкально-художественного и педагогического компонентов.

Кроме того, исследователей более занимают проблемы формирования мышления, связанные непосредственно со спецификой музыкальной деятельности (Н.П. Антонец, JI.JI. Бочкарев, Т. П. Воронова, Е. Ф. Карпова, В. И. Муцмахер, Р. Ф. Сулейманов, Г. С. Тарасов, С. И. Торичная, А. А. Трифонов, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин, и др.), в то время как деятельность учителя музыки общеобразовательной школы представляет собой сложный комплекс музыковедческой, исполнительской, хормейстерской деятельности, с одной стороны, и педагогической, с другой, что, несомненно, определяет и особенности мышления педагога, проявляющиеся в единстве музыкально-художественного и психолого-педагогического компонентов, их целенаправленной взаимосвязи, взаимозависимости и взаиморазвитии. Однако мышление принадлежит конкретной личности, отсюда следует, что процесс подготовки учителя музыки должен исследоваться в неразрывной целостности взаимосвязанных элементов, входящих в понятия «учитель-личность-музыкант».

Решение проблемы формирования профессионального мышления студентов музыкально-педагогических факультетов, важной как в теоретическом так и в практическом плане, позволит более качественно осуществить профессиональную подготовку будущего учителя, поскольку музыкально-педагогическая практика, как никогда, сейчас нуждается в научно-обоснованном определении психолого-педагогических условий и способов коррекционной работы, оптимально способствующих формированию профессионального мышления — одного из стержневых профессиональных свойств в структуре личности будущего учителя.

Таким образом, актуальность и не разработанность данной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки».

Цель исследования: выявить комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования профессионального мышления будущего учителя музыки.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Предмет исследования: формирование профессионального мышления студентов музыкально-педагогических факультетов и его связь с личностными качествами.

Гипотеза исследования: эффективность формирования профессионального мышления будущего учителя музыки определяется следующими условиями: Дифференциация обучения в зависимости от базового образованияУсиление проблемности в содержании и процессе обученияВведение сквозной системы проблемно-аналитических заданий по ведущим циклам предметов;

Моделирование музыкально-педагогической деятельности через решение профессионально-ориентированных задач.

В ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть структуру и функции профессионального мышления учителя музыки.

2. Выявить личностные качества студентов — будущих учителей музыки, влияющие на формирование профессионального мышления.

3. Выявить условия и разработать модель формирования профессионального мышления будущих учителей музыки.

4. Разработать методическое обеспечение формирования ведущих характеристик профессионального мышления будущего учителя музыки.

Методологической основой исследования являются психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, П.П. Блон-ский, В.Н. Мясищев), общая теория формирования личности учителя.

Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А.И. Щербаков), психологическая теория мышления (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, C.JI. Рубинштейн).

Концептуальную основу составляют проблемно-развивающее обучение (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.), музыкальная психология (М.П. Блинова, Л. Л. Бочкарев, В. Г. Ражников, Р.Ф. Су-лейманов, Ю.А. Цагарелли), психология музыкальных способностей (А.Л. Готсдинер, Б. М. Теплов, Л. А. Мазель, Е.В. Назайкинский).

В поисках средств решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован ряд взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования:

Методы теоретического исследования: изучение психолого-педагогической и музыкально-эстетической литературы по избранной проблемеанализ научно-методических источников по вопросам профессионального мышления учителя вообще и учителя музыки в частности.

Методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта обучения профессиональному мышлениюпрямое, косвенное педагогическое наблюдение за проявлениями мыслительной деятельности студентов, самонаблюдения, самооценкаанкетирование, интервьюирование, беседыпсихолого-педагогический эксперимент, направленный на проверку эффективности рекомендуемых условийпсихолого-педагогический эксперимент, направленный на изучение процесса формирования профессионального мышлениярешение профессионально-ориентированных задач, анализ продуктов творческой деятельности студентов.

Методы обработки эмпирических результатов: сравнительный анализ, корреляционный анализ, статистические методы обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования были избраны Казанский педагогический университет (факультет музыкально-педагогический) и Самарский государственный педагогический университет (факультет искусств). Исследованием было охвачено 108 студентов I, II, III курсов.

Исследование осуществлялось в течение трех лет и включало в себя три этапа:

Первый этап (1989;1990 г. г.) — определение научного аппарата, задач, гипотезы и методов исследования, проведение диагностирующего эксперимента.

Второй этап (1990;1991 г. г.) — исследование и разработка комплекса психолого-педагогических условий и методов коррекционной работы по формированию профессионального мышления студентов.

Третий этап (1991;1992 г. г.) — экспериментальная проверка гипотезы исследования, сопоставление первоначальных и полученных данных, корректировка условий формирования исследуемого качества.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана теоретически обоснованная методика диагностики формирования профессионального мышления учителя музыки.

2. Разработана модель поэтапного формирования профессионального мышления студента музыкально-педагогического факультета.

3. Разработан комплекс проблемно-аналитических заданий и профессионально-ориентированных задач.

4. Установлена связь между личностными качествами и особенностями профессионального мышления будущего учителя музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Установлена ведущая роль профессионального мышления будущего учителя музыки в формировании профессионально значимых качеств личности.

2. Доказана целесообразность использования комплекса условий по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки.

Практическая значимость состоит в том, что разработана новая педагогическая технология формирования профессионального мышления будущего учителя музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структура профессионального мышления учителя музыки представляет собой интегральное образование, состоящее из двух блоков: музыкального и педагогического мышленияфункциями профессионального мышления являются: интегративная, художественно-творческая, художественно-коммуникативная, художественно-информационная, воспитательно-эстетическая, ориентационно-регулятивная, прогностическая.

2. Развитие профессионального мышления определяется сфор-мированностью эмпатийного понимания, художественно-образного и эмоционального мышления.

3. Эффективному формированию профессионального мышления будущего учителя музыки способствует комплекс условий: Дифференциация обучения студентов в зависимости от базового образованияУсиление проблемности в содержании и процессе обучения- => Введение сквозной системы проблемно-аналитических заданий по ведущим циклам предметов- => Моделирование музыкально-педагогической деятельности через решение профессионально-ориентированных задач.

4. Содержательная часть модели формирования профессионального мышления будущего учителя музыки должна включать: систему проблемно-аналитических заданий, профессионально-ориентированные задачи, тренинги.

Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, статистической значимостью полученных данных.

Апробация теоретических положений исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы на факультете искусств Самарского педуниверситета. Материалы исследования доложены и одобрены на заседании кафедры психологии Самарского педагогического университета, на факультете искусств Самарского педагогического университета, на заседании кафедры педагогики и психологии Самарского государственного университета, на заседании кафедры психологии Казанского педуниверситета.

Внедрение результатов:

1. Разработан и внедрен спецкурс «Формирование профессионального мышления будущего учителя музыки» в программу обучения в Самарском педуниверситете, подтверждаемый соответствующим актом.

2. Опубликованы методические рекомендации к спецкурсу «Формирование профессионального мышления будущего учителя музыки». — Самара, СамГПИ, 1994. — 21 с.

Структура и объем работы. Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и приложений, изложенных на 210 страницах.

Список литературы

включает 263 названия.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

1. На основании теоретического анализа литературы, обобщения опыта практической работы педвузов страны нами был выявлен комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения более эффективного формирования профессионального мышления будущего учителя музыки. Данный комплекс отличается от традиционного направления в учебно-воспитательном процессе вуза своей целенаправленностью и целостностью, учетом специфики музыкально-педагогической деятельности, направленностью на формирование интеллектуальной готовности к будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

2. Предлагаемые условия, обладающие самостоятельной ценностью, в комплексе представляют собой интеграционное единство, реализация которого способна сформировать ведущие профессиональные структуры мышления будущего учителя музыки. При этом развитое профессиональное мышление предполагает осознанное отношение к профессии и включение профессиональных интересов в жизненные цели личности.

3. Организационная процедура опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки представляла собой реализацию комплекса психолого-педагогических условий на основании сквозной деятельности преподавателей вуза и студентов путем поэтапного формирования. Необходимость поэтапного формирования обусловлена обеспечением последовательности перехода к более совершенной форме психического отражения и логичности в углублении и расширении возможностей профессионального мышления.

Итоги апробации теоретически обоснованного нами комплекса психолого-педагогических условий позволяют утверждать, что наши задачи в достаточной степени решены, цель достигнута — целенаправленное развитие мышления оказалось более эффективным, нежели при традиционном обучении, что проявилось в характере изменений структуры профессионального мышления студентов исследуемой группы, выявленных в результате корреляционного (контрольного) анализа. Ход формирующего эксперимента показал, что предложенный нами комплекс условий по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки, может быть, применим в практике вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Практическая значимость данного исследования обусловлена требованиями, выдвинутыми обществом перед высшей педагогической школой — обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки учителя в целях реформирования школы. В связи с этим важной социально-педагогической задачей высшей школы на современном этапе развития страны является формирование профессионального мышления будущего учителя как показателя профессиональной зрелости, определяющего успешность деятельности.

Однако анализ теории и практики вузовской подготовки на музыкально-педагогических факультетах показал недостаточную разработанность указанной проблемы. Применительно к будущим учителям музыки возникло объективное противоречие между практической необходимостью формирования мышления и неразрешенностью этой проблемы в вузовской дидактике. Данное теоретико-экспериментальное исследование направлено на выявление сущности профессионального мышления будущего учителя музыки, его структуры, специфических и функциональных особенностей. Кроме того, оно представляет собой одну из первых попыток разработки комплекса условий и коррекционных способов, способных обеспечить высокий уровень изучения, развития и формирования мышления учителя — «музыканта» и осознанное самодвижение его к профессионализму.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Профессиональное мышление учителя музыки представляет собой интегральное качество, обладающее внутренней структурой, ведущими компонентами которой являются:

• музыкальное мышление, определяющее специфику профессионального мышления;

• педагогическое мышление, составляющее сущность последнего;

• музыкально-педагогическое мышление, представляющее собой взаимное преобразование педагогического и музыкального начал.

Творческое взаимодействие основных компонентов порождает новое качество, которое мы определяем как профессиональное мышление учителя музыки — качество формирующееся в неразрывном единстве со становлением личности.

2. Профессиональное мышление учителя музыки, формирующееся в результате длительной целенаправленной деятельности, мы понимаем как обобщенное отражение и преобразование в психике учителя музыки объективных характеристик педагогического процесса, детерминируемое спецификой музыкальной деятельности, целями и задачами музыкального обучения и воспитания, а также опосредованное психологическими, технологическими знаниями и профессиональным опытом учителя.

3. Своеобразие функций профессионального мышления учителя музыки определяется особенностями музыкально-педагогической деятельности. Каждая функция играет особую роль в развитии мышления будущего учителя. Интегративная — обеспечивает единство всех компонентов психологической структуры мышления учителя музыки. Художественно-регулятивная способствует целенаправленному преобразованию этого синтеза в реальную конкретную действительность. Художественно-творческая, художественно-коммуникативная, художественно-информационная функции обеспечивают процесс реализации основных целей музыкально-педагогического процесса и создают основу для осуществления воспитательно-эстетической и ориентационной функций. Прогностическая функция моделирует образ конкретного желаемого будущего, его конечный результат. Но основной и ведущей функцией мышления учителя музыки является постановка и решение профессиональных задач, которая и определяет успех будущей профессиональной деятельности.

4. Результаты диагностического эксперимента позволили получить исчерпывающую информацию для определения комплекса психолого-педагогических условий, адекватных структуре мышления учителя музыки и необходимых для его эффективного формирования. Такими условиями явились:

• Дифференциация обучения в зависимости от базового образования, позволяющая более полно формировать профессиональное мышление студентов.

• Усиление проблемности в содержании и процессе обучения с целью формирования продуктивного мышления.

• Введение сквозной системы проблемно-аналитических заданий по ведущим циклам предметов, направленных на формирование профессионального мышления студентов.

• Применение методов и приемов учебной работы, с помощью которых достигается готовность студентов к решению профессиональных задач в условиях реальной педагогической деятельности.

5. Целостность рассматриваемого комплекса условий обусловлена тесным взаимодействием всех составляющих и подчинением их единой цели — формированию профессионального мышления студентов музыкально-педагогических факультетов.

Процесс формирования должен начинаться с дифференциации в обучении для оптимального использования реальных интеллектуальных возможностей студентов, что в свою очередь, диктует необходимость усиления проблемного обучения как признанного действенного средства развития интеллектуальной активности и творческой направленности мышления. На этой основе введение сквозной системы проблемно-аналитических заданий обеспечивает формирование музыкально-интеллектуальных действий и развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности студентов в контексте музыкально-педагогической деятельности, что создает благоприятные условия для успешного решения профессиональных задач — подлинной основы успешной профессиональной деятельности.

6.Организационная процедура формирования профессионального мышления будущего учителя музыки включала в себя не только создание комплекса условий, психологическим механизмом реализации которых явилось поэтапное формирование мышления. Путь поэтапного формирования позволил обогатить и углубить возможности мышления студента через постепенное усложнение деятельности, обеспечивая тем самым переход к более совершенной форме психического отражения.

Основное содержание формирующей процедуры эксперимента отражено в спецкурсе, необходимость введения которого обусловлена целью обеспечить преемственность и логику в формировании профессионального мышления студента, придать этому процессу завершенность и целостность. Спецкурс структурно, содержательно и функционально обеспечивает такое соотношение музыкальной и педагогической подготовки, которое в конечном итоге создает крепкую базу для успешного функционирования профессионального мышления в самостоятельной профессиональной деятельности.

Основные направления профессионализации мышления будущего учителя музыки осуществлялись с опорой на формирование эмоционального, художественно-образного мышления, эмпатийного понимания через выполнение системы сквозных проблемно-аналитических заданий, упражнений, определенного тренинга, постановку и решение профессионально-ориентированных задач (аналитических, проективных, игровых).

7. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что после опытно-экспериментального обучения в структуре профессионального мышления студентов произошли существенные изменения в направлении четкой структурированности мышления, формирования устойчивых профессиональных новообразований. При этом процесс образования профессиональных структур мышления происходил достаточно интенсивно и динамично, создавая тем самым определенный запас профессиональных возможностей.

Таким образом, экспериментальная часть исследования подтвердила гипотезу нашего исследования, эффективность и теоретическую обоснованность логики разработанного нами комплекса психолого-педагогических условий по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки, адекватность используемых методов исследовательским целям и задачам, что убеждает в необходимости проведения целенаправленной работы на музыкально-педагогических факультетах.

8. Опираясь на результаты исследования, представляется возможным выдвинуть ряд научно-практических рекомендаций для преподавателей музыкально-педагогических факультетов:

• дифференцировать содержание, методы работы со студентами в зависимости от их довузовской подготовки с целью наиболее полной реализации потенциальных возможностей будущих педагогов;

• ввести в процесс обучения на музыкально-педагогических факультетах педвузов сквозные проблемные задания, углубляющие, расширяющие и повышающие профессиональный уровень мышления студентов;

• шире использовать методы проблемного обучения, которые позволяют активизировать интеллектуальное развитие будущего учителя музыки;

• ввести спецкурс в процесс обучения по формированию профессионального мышления.

9. Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы формирования мышления учителя музыки, но сделано основное — выявлено содержание профессионального мышления, особенности его функционирования в профессиональной деятельности, определены условия его эффективного формирования, что представляет собой теоретическую базу для продолжения исследований в этой области.

10. На наш взгляд, перспективы дальнейших исследований проблемы возможны в направлении изучения зависимости формирования мышления и личностных качеств студентов, совершенствования психологических механизмов творческого взаимодействия музыкального и педагогического аспектов профессионального мышления, устойчивости и долговечности функциональных изменений, выработки полной концептуальной модели строения мышления учителя музыки и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. -544 с.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  3. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука. 1980. — 335 с.
  6. М.Д. Проблема подготовки педагогических кадров в условиях музыкального вуза: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Тбилиси., 1989. 52 с.
  7. В.М. Развитие творческого мышления студентов// Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С.97−100
  8. Г. В., Дорошко Г. П. Исследование различных форм профессионализации сознания. Куйбышев., 1988. — 126 с.
  9. В.П. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления// Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск.: Мордовский ун-т, 1984. — С.5−12
  10. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: Пособие к спецкурсу/ Под ред. В. В. Давыдова. Саранск.: Мордовский ун-т, 1991. — 84 с.
  11. Т.Д. Педагогический анализ как форма развития и проявления профессионального мышления будущего учителя// Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск.: Мордовский ун-т, 1984. — С.77−83
  12. Т.Д. Формирование у будущих учителей умения анализировать педагогические явления// Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1979. — С.36−45
  13. О.С. Психологические особенности педагогического мышления в системе высшего образования// Психологический журнал. 1987. — № 6. — С.64−65
  14. П.В., Ермолаев Б. Уровни обобщения внемузы-кального опыта учащихся на уроках музыки// Совершенствование процесса подготовки учителя музыки. ВГПИ, 1984. — С.75−87
  15. О.А. Культура и труд учителя музыки// Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки). -Владимир.: ВГПИ, 1987 С.58−63
  16. О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов// Музыка в школе. -1983. № 1. — С.30−35
  17. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров И. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата.: Мектеп, 1980. — 208 с.
  18. С.Н. Очерки по психологии труда. М.: Труд-резервиздат, 1958. — 134 с.
  19. Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя музыки// Профессиональная направленность музыкального образования в педагогическом институте. Саратов.: 1982. — С.27−35
  20. Л.Г. Основные направления в совершенствовании подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности// Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1987. — С.3−10
  21. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  22. Л.Г. Творческое мышление основа профессиональной деятельности учителя музыки// Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1980. — С.4−8
  23. Л.Г. Формирование профессиональной направленности мышления учителя музыки// Инструментальная подготовка учителя музыки. М.: МГПИ, 1984. — С.4−8
  24. .В. Музыка в современной общеобразовательной школе// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С.47−60
  25. .В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С.60−78
  26. Дж., Рагимов А. Личность и труд (опыт конкретно-социологического исследования). Б.: Азернешр, 1981. — 66 с.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  28. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  29. JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974.
  30. А.А. Понятие профессионального мышления: (Методический и идеологический аспекты). Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1985. — 231 с.
  31. А.А. Профессиональное мышление: философские проблемы. М.: Мир, 1981. — 240 с.
  32. Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Музыка». -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  33. ., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. -М.: Музыка, 1990. 127 с.
  34. Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  35. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  36. Н.Б. Роль сопереживания в воспитании и создании художественного произведения// Вопросы психологии. 1988. — № 4. С. 19−23
  37. В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки: в 2-х выпусках. М.: Музыка, 1989. — Вып.1. — 268 с.
  38. Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высших учебных заведений: Дис. канд. пед. наук. Казань., 1983. — 198 с.
  39. И.Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования. Усть-Каменогорск.: 1988, — 98 с.
  40. Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Дис. канд. пед. наук. М.: 1989, — 239 с.
  41. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 352 с.
  42. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  43. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Ин-т практической психологии, 1996. 392 с.
  44. А.В. Субъектно-деятельностный и знаково-речевой подходы в психологии// Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера. М.: ИП РАН, 1997. — С.35−54
  45. Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (на материале фортепианного обучения будущих учителей музыки): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  46. Н.Ф. Восприятие искусства. М.: АН СССР, 1990. — 172 с.
  47. Т.В. Учебно-познавательные задания по педагогике в системе подготовки студентов педвузов к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  48. Т., Критская Е. Урок музыки: трудности реальные и мнимые// Музыка в школе. 1985. — № 4. — С.6−11
  49. Н.В. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя музыки// Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. М, 1985.- С.39−44
  50. Р.А. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Дис. канд. пед. наук. Одесса., 1960. -301 с.
  51. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении.- Казань.: Тат. кн. изд-во, 1975. 160 с.
  52. Д.В. Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педвуза// Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань.: 1989. — С.73−90
  53. Д.В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. Казань.: Изд-во Каз. пед. ун-та, 1994. — 141 с.
  54. Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие для студентов пединститутов. Казань.: 1992.- 108 с.
  55. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  56. Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкального воспитания детей/ Под ред. B.C. Елисеевой. М., 1974. — 213 с.
  57. Л.И. Дидактические условия формирования интеллектуальных умений студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 14 с.
  58. Т.Н. О некоторых факторах, способствующих развитию музыкального мышления в процессе обучения// Инструментальная подготовка учителя музыки. М.: МГПИ, 1984. — С.97−101
  59. Л.С. Динамика и структура личности подростка// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 1982. — С.138−142
  60. Л.С. Проблема эмоций//Вопросы психологии. 1958. № 3. — С.125−138
  61. Л.С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  62. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С.61−72
  63. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  64. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 258 с.
  65. А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев., 1990. — 21 с.
  66. Н. Музыкальное становление. Методика анализа// Музыкальное мышление: проблема анализа и моделирования. -Киев., 1988. С.3−10
  67. Н.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Минск, 1984. — С.20−29
  68. Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 239 с.
  69. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ. Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
  70. Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.125−137
  71. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж., 1976. — 314 с.
  72. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  73. Дыс JI. Исследование проблем музыкального мышления: перспективы компьютерной реализации// Музыкальное мышление: проблема анализа и моделирования. Киев.: Киевгосконс, 1988. — С.30−37
  74. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. Минск.: БГУ, 1981. — 383 с.
  75. Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев.: Музична Украина, 1987. — 106 с.
  76. Т.В. К вопросу восприятия музыкального образа// Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Свердловск, 1969. — С.185−197
  77. Г. Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988. — 80 с.
  78. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 106 с.
  79. Д.Н. Проблема мышления в практической психологии// Психологические проблемы профессиональной деятелности. -М.: Наука, 1991. С.83−92
  80. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  81. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  82. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971. — 184 с.
  83. Г. А., Кобыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. -М.: Просвещение, 1986. 111 с.
  84. Ю.А. Дидактические условия использования профессиональных задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград., 1990. — 19 с.
  85. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. (Зарубежная школа и педагогика). М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  86. Индивидуальный стиль деятельности учителя-воспитателя. Методические рекомендации/ Под ред. Д. В. Вилькеева. Казань., 1989.
  87. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — С.27−52
  88. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  89. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  90. Ф.Н. Совершенствование развивающих профессионально-направленных влияний обучения студентов младших курсов вузов: Дис. канд. пед. наук. Уфа., 1983. — 162 с.
  91. С.Т. Влияние профессионально-педагогической направленности обучения на формирование педагогического мышления будущих учителей: Дисс. канд. пед наук. Алма-Ата., 1988. — 161 с.
  92. Е.Ф. Анализ в процессе изучения полифонических произведений// Музыкальное развитие в процессе обучения. -Саратов, 1976. С.14−20
  93. Е.Ф. О совершенствовании профессиональной направленности процесса обучения на музыкально-педагогическом факультете// Профессиональная направленность музыкального образования. Саратов, 1983. — С.3−121
  94. С. Развитие интеллектуальной активности. Душанбе.: Ирфон, 1990. — 80 с.
  95. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации: Дис. канд. псих. наук. Ярославль, 1989. — 246 с.
  96. М.М. Формирование профессионального мышления// Психология учителя. М.: 1989. — С. 19−20
  97. Е.В. Профессиональная подготовка учителя музыки// Советская педагогика. 1985. — № 1. — С. 129−131
  98. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности// Вопросы психологии. 1989. -№ 2 — С.47−57
  99. Д.К. Современные представления о музыкальных способностях// Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 129−137
  100. Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988. — 200 с.
  101. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань.: КГУ, 1969. — 278 с.
  102. Г. С. К вопросу о содержании труда и профессиограмме учителя музыки общеобразовательной школы// Профессионально-педагогическая направленность преподаванияспециальных дисциплин на музыкальных факультетах. Казань.: КГПИ, 1984. — С.3−11
  103. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Дис. канд. пед. наук. Л., 1977. — 253 с.
  104. Ю.К. Влияние особенностей профессиональной деятельности на процесс решения мыслительной задачи// Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза. Ярославль, 1984. — С.126−134
  105. Ю.К. Действенность практического мышления// Практическое мышление: функционирование и развитие/ Под ред. Д. Н. Завалишиной. М., 1990. — С.23−30
  106. Ю.К. Мышление в производственной деятельности: Учебное пособие. Ярославль, 1984. — 74 с.
  107. Ю.К. Особенности практического мышления// Применение концепции С. Л. Рубинштейна к разработке вопросов общей психологии. М.: АН СССР, 1989. — С.67−79
  108. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. -89 с.
  109. Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность// Психологический журнал. 1988. — № 4. Т.9. — С.89−99
  110. Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства// Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С.102−109
  111. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  112. Т.В. Психология технического мышления (Процессы и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 283 с.
  113. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. — 182 с.
  114. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  115. Л.А. Дидактические условия реализации эффективных стратегий решения учебных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1990. 16 с.
  116. Е.П. Проблема профессионального мышления учителя музыки// Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Материалы конференции. Минск, 1990. — С.20−42
  117. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30
  118. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
  119. Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск, Высшая школа, 1978. — 224 с.
  120. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  121. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки// Сов. педагогика. — 1985. — № 3. — С.52−57
  122. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974. — 63 с.
  123. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  124. Лук Н. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 126 с.
  125. Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы. Учебное пособие. Самара.: Сам. ун-т, 1993. — 251 с.
  126. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. Композитор, 1978. — 346 с.
  127. А.В. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога// Актуальные проблемы музыкальной педагогики. 1982. — Вып. 62. — С.7−31
  128. А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускник»// Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М.: МГПИ, 1979. — С.21−53
  129. С.П. Педагогические задания для проведения семинарских занятий со студентами по теме «Сущность процесса обучения». -М., 1973. 42 с.
  130. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. — 229 с.
  131. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  132. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 245 с.
  133. А.Б. Музыка в современной общеобразовательной школе// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С.47−60
  134. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные псих, труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  135. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов педагогических институтов// Марищук B. JL, Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова JI.K. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  136. Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. канд. псих. наук. -М., 1989. 20 с.
  137. Ю.М., Молодчик А. В. Формирование творческого мышления// Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск, Наука, 1988. — С.27−36
  138. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  139. В.И. Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки// Инструментальная подготовка учителя музыки. М.: МГПИ, 1984. — С.4−8
  140. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ, 1988. — 63 с.
  141. В.И., Надырова Д. С. О развитии эмоциональной отзывчивости при обучении музыке// Инструментальная подготовка учителя музыки. М.: МГПИ, 1984. — С.72−81
  142. Мышление учителя: Личностные механизмы, понятийный аппарат/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  143. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1983. -167 с.
  144. Д.С. О роли ассоциативного воображения в эстетическом переживании музыкального произведения// Вопросымузыкальной педагогики и исполнительскои культуры в подготовке учителя музыки. Владимир.: ВГПИ, 1988. — С.44−51
  145. Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.
  146. .М. Пути очеловечивания школы// Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С.103−133
  147. И.М. Исполнительская практика и ее роль в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки// Профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин на музыкальном факультете. Казань.: КГПИ, 1984. — С.43−49
  148. И.Н. Методика проблемного обучения и ее роль в фортепианной подготовке учителя музыки// Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Ярославль, 1985. — С.130−138
  149. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 177 с.
  150. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 154 с.
  151. JI.A. Искусство слова. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
  152. Организация педагогического творчества студентов музыкально-педагогического факультета. Методические разработки. -Владимир, 1989. 46 с.
  153. Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984. — 302 с.
  154. Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Дис. д-ра псих. наук. М.: 1988. — 302 с.
  155. Е.К. Структура педагогического мышления учителя// Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.144−146
  156. Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя (методические указания). Усть-Каменогорск, 1975. — 105 с.
  157. H.JI. Об отражении действительности в музыке (к вопросу о содержании и форме в музыке). Л.: Музыка, 1979. — 72 с.
  158. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  159. Г. И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987.-112 С.
  160. Педагогические ситуации в воспитании школьников: Учебное пособие. Воронеж.: Воронеж, ун-т, 1985. — 141 с.
  161. А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций// Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.121−125
  162. И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы// Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С.80−89
  163. А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов// Советская педагогика. 1975. — № 2 — С.79−86
  164. Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов// Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы/ Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера. -М.: ИП РАН, 1997. С.95−114
  165. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  166. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 260 с.
  167. Н.Н. Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть ихпрофессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1983. 20 с.
  168. Психодиагностика: теория и практика/ Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
  169. Психологические проблемы профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1991. 168 с.
  170. JI.B. Мышление в проблемном обучении. М., 1990. — 36 с.
  171. JI.B. О функциях эмоций в мыслительном процессе// Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С.28−36
  172. В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Знание, 1971. — 47 с.
  173. И. Логика музыкального мышления. Киев.: Музична Украина, 1987. — 175 с.
  174. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.- 141 с.
  175. В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа// Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 70−80
  176. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  177. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С.33−41
  178. С.Х. О природе художественного мышления// Эстетические очерки. Вып. 2. М.: Музыка, 1967. — С. 312−355
  179. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  180. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 199 с.
  181. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 512 с.
  182. А.И. Психологические предпосылки музыкального эффекта в свете общей концепции продуктивной деятельности// Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С.80−90
  183. М.И. Музыкальный язык: Учебное пособие по курсу музыкального анализа для музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов. М., 1974. — 133 с.
  184. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 145 с.
  185. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х Т., Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  186. Т.С. Некоторые возможности педагогической практики на музыкально-педагогическом факультете// Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкального воспитания детей/ Под ред. B.C. Елисеевой. М., 1974. — С.6−15
  187. И.Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения// Психологический журнал. 1987. — № 2. — С.136−145
  188. Л. О взаимоотношении художественного слова и музыкально-интонационного мышления// Музыкальное мышление: Проблема анализа и моделирования. Киев.: Киевгосконс, 1988. — С.48−52
  189. Л. Продуктивные процессы в мышлении и обучении// Психология мышления. М., 1965. — 367 с.
  190. Р.Н. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  191. Э.Н. Формирование готовности студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1990. — 179 с.
  192. В.А. Программно-целевой подход к формированию социальной активности личности учителя// Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1987.- С.5−15
  193. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 156 с.
  194. А.А. Об использовании прошлого опыта в решении мыслительных задач// Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателей вуза. Ярославль, 1984. -С.135−141
  195. М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990. — 320 с.
  196. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия// Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — 59 с.
  197. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: «Российское педагогическое агенство», 1997. — 174 с.
  198. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Учебное пособие/ Под ред. В. А Сластенина. Ярославль, 1974. — 129 с.
  199. М.С. Формирование личности как проблема музыкального образования// Музыкальное образование личность -культура. — М., 1989. — С.42−60
  200. Р.Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами: Автореф. дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1995. — 23 с.
  201. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. — 428 с.
  202. В.Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогически направленного мышления// Советская педагогика. 1971. -№ 12. — С.56−67
  203. Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности// Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.131−134
  204. Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей//Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С.115−120
  205. Г. С. Психология музыкальной потребности человека// Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 5 — С.63−70
  206. Р. А. Структура музыкальной деятельности и предпосылки ее оптимизации в процессе подготовки учителя музыки// Музыкальная культура и личность (вопросы подготовки учителя музыки). Владимир.: ВГПИ, 1987. — С. 11−20
  207. Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  208. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  209. .М. Ум полководца. Избр. тр. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — С.223−305
  210. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. -М.: Моск. ун-т, 1984. 272 с.
  211. С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. М.: Музыка, 1979. — 211 с.
  212. JI.H. Музыка как средство управления образными представлениями детей. М.: Педагогика, 1985. — 300 с.
  213. А.А. Диалектические методы познания как основной путь формирования профессионального мышления музыканта// Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Куйбышев, 1980. — С.3−14
  214. К.С. Формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя музыки в процессе педагогической практики: Дис.канд.пед.наук. Алма-Ата., 1989. — 170 с.
  215. В.А. Дидактические функции и условия применения перспективных познавательных задач в обучении: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1986. — 338 с.
  216. Учебно-дифференцированные задачи в индивидуальном обучении студентов музыкально-педагогического факультета. -Нежин.: НГПИ, 1989. 53 с.
  217. Учителю о педагогической технике/ Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  218. Л.Т. Формирование художественно-творческой функции будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. Казань., 1990. — 196 с.
  219. М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -М.: Музыка, 1975. 109 с.
  220. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып.1, часть 1. М.: МГПИ, 1991. — 108 с.
  221. В.И. Формирование социально активного мышления личности специалиста в условиях творческого общения// Проблемы воспитания будущего учителя (Материалы научной конференции «Человек субъект общественных отношений». — Барнаул, 1991. — С.8−25
  222. Формирование диалектико-материалистического мышления студентов (средствами проблемного обучения). М.: МГУ, 1980. — 144 с.
  223. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  224. M.JI. Построение и решение учебных познавательных задач в системе профессиональной педагогической подготовки учителя: Дис. канд.пед.наук. М., 1978. — 241 с.
  225. Н.Г. Дидактические условия воспитания профессионального мышления у студентов педвуза будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1989. — 17 с.
  226. Н.Г. Управление деятельностью студентов по формированию профессионального мышления// Формирование личности учителя в педвузе. М., 1989. — С.90−101
  227. П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: Музыка, 1990. — 175 с.
  228. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  229. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  230. Ю.А. Диагностика музыкального воображения// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. — С.70−76
  231. Ю.А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения// Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979.
  232. Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества (на примере инструменталистов и дирижеров): Дис. канд. псих. наук. Казань, 1981.
  233. .М. Подготовка будущего учителя к творческому отбору музыкального материала для школьных уроков: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 196 с.
  234. О.С. Формирование педагогического мышления в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. -Одесса, 1989. 150 с.
  235. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1974.
  236. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994, — 384 с.
  237. И. Педагогические аспекты проблемы моделирования музыкального мышления// Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев.: Киевгосконс., 1988. — 112 с.
  238. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  239. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  240. .Г. Дидактические условия развития умственной работоспособности студентов: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. -211с.
  241. А.И., Раев А. И. Управление умственной деятельностью учащихся как актуальная проблема педагогической психологии// Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся. Д., 1973. — С.3−9
  242. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 64 с.
  243. А.Ф. Психология решения задач// Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1972. 216 с.
  244. Г. Воспитательный потенциал педагогических ситуаций: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  245. И.М., Бевзова JI.B. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие для студентов педвузов и слушателей факультетов повышения квалификации учителей. Фрунзе.: Мектеп, 1990. — 43 с.
  246. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. -Казань: Казанский ун-т, 1993. 202 с.
  247. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  248. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 246 с.
  249. Е.Г. Процесс художественного творчества// Марксистско-ленинская эстетика/ Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. — С.180−196
  250. Г. В. Особенности раскрытия художественного образа в процессе изучения музыкальных произведений// Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. — С.17−24
  251. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»
  252. РАЗДЕЛ I. Теоретическое музыкально-педагогическое мышление.
  253. Тема 1. Сущность профессионального мышления, место и роль в структуре личности учителя.
  254. Тема 2. Профессиональное мышление учителя музыки, его структура, специфика.
  255. Тема 3. Музыкальное мышление как важный компонент профессионального мышления учителя музыки (теоретический аспект).
  256. Тема 4. Музыкальное мышление (художественный аспект).
  257. Тема 5. Искусство художественного слова (развитие эмоциональной выразительности речи) и коммуникативной компетентности.
  258. Тема 6. Психолого-педагогические условия и способы коррекционной работы по формированию профессионального мышления будущего учителя музыки.
  259. РАЗДЕЛ II. Семинарские занятия.
  260. Тема 1. Музыкально-педагогическое мышление учителя музыки.
  261. Тема 2. Музыкально-педагогический анализ музыкальных произведений.
  262. Тема 3. Роль профессионально-ориентированных задач. Психологическая структура решения музыкально-педагогических задач.
  263. РАЗДЕЛ III. Практические занятия.
  264. Тема 1. Тренинг основных структур музыкально-педагогического мышления и профессионального склада личности. Тема 2. Решение профессионально-ориентированных задач: а) аналитических-б) проективных-в) игровых.
Заполнить форму текущей работой