Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другая ветвь музыковедческих разработок, касающихся искусства игры на домре, направлена на изучение вопросов историко-биографического характера и связана, прежде всего, с именем выдающегося музыканта-просветителя В. В. Андреева. Эта литература, хотя и затрагивает вопрос реконструкции домры, однако, в ней основное внимание авторов направлено на анализ деятельности В. В. Андреева по созданию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Происхождение, место и роль домры в народной инструментальной культуре
    • 1. 2. Усовершенствование инструмента и возникновение академических форм домрового исполнительства
  • Глава II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Становление искусства игры на домре в свете достижений отечественной практики и теории музыкального исполнительства в XX веке
    • 2. 2. Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей домры в ранних сочинениях
    • 2. 3. Домровые исполнительские школы: пути развития
    • 2. 4. О проблемах развития домрового исполнительства на современном этапе
  • Глава III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ДОМРОВОГО РЕПЕРТУАРА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Новый подход к преломлению фольклорного начала
    • 3. 2. Расширение художественно-образного пространства в исполнительском творчестве домристов
    • 3. 3. Обогащение темброво-колористических средств домрового искусства

Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач российского общества в XXI веке является духовное развитие народа, которое издревле во многом осуществлялось благодаря непосредственному общению личности с искусством, с богатейшей сферой художественного творчества, в частности, музыкального.

Музыка, обладающая высоким духовным содержанием, на протяжении всей истории цивилизации служит неизменной спутницей человека — той мощной силой, которая, воздействуя на его внутренний душевный мир, способствует становлению нравственных и этических качеств, эстетически воспитывает, обогащает творческий потенциал. Поэтому музыка в ряду искусств занимает особое положение в силу своей всепроникающей возможности тончайшего влияния на эмоциональный мир человека, его чувства и мысли, их претворение в поведении, общении с другими людьми и творческой деятельности.

Важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит исполнительскому творчеству музыкантов, в результате которого музыка, музыкальные произведения анимируются, становятся реалиями звуковой действительности.

В XX веке музыкально-исполнительское искусство в известной мере обрело самостоятельный статус как особая область выявления художественно-творческих возможностей музыканта в плане самобытного истолкования (интерпретации) музыкальных произведений и виртуозного владения инструментом.

Народно-инструментальное искусство занимает значительное место не только среди различных видов музыкально-исполнительского искусства, но и в музыкальной культуре в целом. Во все времена оно было весьма заметным социокультурным явлениемсейчас же, в пору глубоких общественных перемен, его духовно-эстетические функции и роль в художественно-культурном развитии общества стали особенно значительными.

Ныне, на рубеже двух тысячелетий, повсеместно отмечаются столетние юбилеи создания усовершенствованных и реконструированных в русле академической письменной традиции исполнительства русских народных музыкальных инструментов, их сольно-концертных разновидностей, отвечающих требованиям современных концертных залов: балалайки в 1887 году, трехструнной (малой) домры в 1896 году, баяна в 1907 году. Перешагнув вековой рубеж своего существования в этом обновленном виде, русские народные инструменты, безусловно, доказали свою огромную социальную значимость, художественную ценность и жизнеспособность.

Однако истоки искусства игры на русских народных инструментах, пути их становления в качестве академических, тенденции развития и особенности репертуара, в частности, специфика исполнительства на малой (трехструнной) домре, являющейся не только оркестрово-ансамблевым, но и сольно-концертным инструментом, в отечественном музыкознании еще мало исследованы. Так, нет работ, посвященных изучению особенностей пути, пройденного домровым искусством, специфике ведущих исполнительских школ, обосновавших необходимость нового подхода к преломлению фольклорного начала в творческо-исполнительской практике домристов, обогащения выразительных и виртуозных средств домрового исполнительства, расширения художественно-образного пространства в оригинальных сочинениях для домры. Сказанным обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования.

Необходимость специального исследования домрового исполнительского искусства становится еще более очевидной в результате ознакомления с литературой, относящейся к данной теме. Материалы, посвященные домровому искусству, в частности исполнительству, крайне немногочисленны. В библиографических источниках не обнаруживается ни одной крупной работы, посвященной отечественному домровому искусству как целостному явлению, включающему творчество, исполнительство и образование в этой области музыкального искусства. Вместе с тем, определенный интерес представляют отдельные работы, где в разной степени обособленности ставятся или затрагиваются вопросы, касающиеся некоторых сторон данного вида музыкального искусства. Эту литературу можно дифференцировать на: 1) этнографическую- 2) историко-биографическую- 3) монографическую- 4) нотно-методическую.

Так, в этноинструментоведении накоплены серьезные наблюдения, связанные с вопросами бытования домры в русском фольклоре. В трудах А. Фа-минцына и Н. Привалова, опубликованных на рубеже XIX—XX столетий, выявлены важные особенности происхождения и функционирования домры в народной музыкальной практике, обстоятельно изучены ее взаимосвязи с другими национальными грифными инструментами, дано описание конструкции инструмента и способов игры на нем (192- 193- 155). Несколько позднее появилась работа К. Верткова (45), в которой достаточно подробно рассматриваются вопросы существования домры в народно-инструментальной культуре на протяжении ряда веков.

Большое значение для изучения народного инструментализма имеют труды и, особенно, докторская диссертация М. И. Имханицкого «Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции» (82). В этом исследовании ученый опроверг существовавшее до того мнение об отсутствии полноценных и исторически достоверных изображений домр и выдвинул гипотезу «о модификации домры в балалайку как эволюции единого грифного щипкового инструмента» (82, 17), обосновав ее путем сопоставления изображений домр, относящихся к XVI—XVII вв.екам, с одной стороны, и балалаек XVIII века, с другой. Данная работа является комплексным исследованием, направленным на анализ единых закономерностей и общих механизмов функционирования сольного и коллективного домрового-балалаечного и гармонико-баянного искусства в сфере нотно-письменной традиции и их связей с фольклором. Специальные вопросы домрового искусства и, в частности, исполнительства в ней не обсуждаются.

В русле же темы настоящего исследования немалый интерес представляет недавно изданная капитальная работа того же автора «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (79), где, среди прочего, рассматриваются вопросы зарождения и начального этапа развития исполнительства на домре. Особую привлекательность данной работе придает ранее неизвестный фактический материал —¦ иллюстрации, найденные ученым в различных архивах и хранилищах страны. Монография М. И. Имха-ницкого, в сущности, является первым опытом освещения периода зарождения и начальных этапов становления домрового исполнительства.

Другая ветвь музыковедческих разработок, касающихся искусства игры на домре, направлена на изучение вопросов историко-биографического характера и связана, прежде всего, с именем выдающегося музыканта-просветителя В. В. Андреева. Эта литература, хотя и затрагивает вопрос реконструкции домры, однако, в ней основное внимание авторов направлено на анализ деятельности В. В. Андреева по созданию и руководству первым оркестром русских народных инструментов. В числе таких работ следует назвать содержательные публикации К. Верткова, М. Имханицкого, Е. Максимова, Ф. Соколова (45- 76- 79- 81- 117- 176- 177). В последние годы в том же плане написаны информационно насыщенные статьи Б. Тарасова (183- 184), которые открывают новые примечательные факты деятельности В. В. Андреева и его сподвижников.

Некоторые сведения в области академических видов исполнительства на домре (в основном, справочно-биографического характера) можно обнаружить в книге А. Пересады «Справочник домриста» (147). В данной работе обзорно прокомментированы особенности отдельных вех становления и развития профессионального домрового исполнительства, однако, сказанное здесь носит почти исключительно информативный, а не научно-аналитический характер.

Определенные представления о создании и исполнении сочинений для домры дает монографическая литература. Так, некоторые сведения о Концерте для домры с оркестром Н. Будашкина и его создании приводятся в брошюре М. Леоновой «Николай Будашкин» (107), где содержится краткая характеристика тематического материала этого сочинения.

Большой интерес для нас представили попытки выйти за пределы традиционного анализа текста и исполнительских задач в отдельных произведениях, стремление охарактеризовать творческий почерк композиторов, закономерности их творчества и особенности применения современного языка в авторских сочинениях для домры.

Наиболее развернутое изучение образного строя и средств музыкальной выразительности в произведениях для домры мы нашли в монографии, посвященной Юрию Шишакову (80), автором которой является М. Имханиц-кий. В данной работе имеется достаточно обстоятельный анализ наиболее известных и ценных в художественном отношении сочинений Ю. Шишако-ва — Русской рапсодии, Второго Концерта для домры с оркестром. Основное внимание автора направлено здесь на характеристику образно-эмоционального содержания и анализ фольклорных истоков основных тем указанных сочинений. Аналогичный краткий разбор оригинальной литературы для домры частично дан в книге «История исполнительства на русских народных инструментах» (76) того же автора, а также в методическом сборнике «Методика работы над новым репертуаром для домры» С. Лукина и М. Имханицкого (110).

Особое значение для нашего исследования в качестве материала для анализа и обобщений имели разработки ведущих исполнителей на домре Р. Белова, Т. Вольской, В. Круглова, И. Шитенкова, Е. Янковской и других (21- 22- 49- 50- 51- 52- 96- 97- 98- 223- 233- 234). В этих работах содержатся немаловажные теоретические взгляды и порой оригинальные творческие идеи, реализуемые сегодня в исполнительской и педагогической практике домристов. Изучение этих трудов показало, что в данной области исполнительского искусства заметна тенденция расширения интеллектуального багажа домристов, постоянно происходит осмысление накопленных знаний и опыта, ценностей и установок, критически оценивается сложившаяся практика их профессиональной подготовки.

Анализ указанной литературы в целом показал, что, несмотря на наличие ряда работ этнографического, историко-биографического, монографического и методического характера, в которых авторы затрагивают отдельные вопросы домрового исполнительского искусства, отсутствуют исследования, специально посвященные рассмотрению искусства игры на домре в совокупности анализа его исторических корней, особенностей становления и развития творческих достижений и современных поисков. Иными словами, обнаружилось, что нет ни одной крупной работы, специально посвященной искусству игры на малой трехструнной домре как целостному явлению отечественной музыкальной культуры.

Таким образом, в результате анализа специальной литературы подтвердилось сказанное выше об актуальности настоящей диссертационной работы.

Цель диссертационной работы — комплексное исследование домрового исполнительского искусства, осмысление его своеобразия, пройденного пути и перспектив развития во взаимосвязях с исторически обусловленными социально-культурными и музыкальными процессами, происходящими в различных областях отечественного (академического) инструментального исполнительства.

Объектом исследования в настоящей диссертации являются современное исполнительское искусство игры на трехструнной малой домре, его исторические корни, процессы становления и развития, рассматриваемые в аспекте целостности триады системных компонентов «инструмент-исполнитель-репертуар».

Предмет исследования — обогащение художественно-выразительных и виртуозных возможностей исполнительства на домре и их использование в оригинальном домровом репертуаре и современной творческой практике домристов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1) проследить исторический путь становления домры как академического музыкального инструмента;

2) рассмотреть фундаментальные факторы, способствовавшие интенсивному становлению домрового исполнительства в XX веке и определить пути его дальнейшего совершенствования;

3) рассмотреть во взаимосвязи процессы развития художественно-выразительных и инструментально-технических (виртуозных) возможностей игры на домре;

4) выявить особенности развития и современного состояния профессиональных школ домрового исполнительства;

5) раскрыть специфику и динамику творческого преломления фольклорного начала, проявившуюся в музыкальном языке авторских сочинений для домры;

6) выявить возможности расширения спектра художественной образности и выразительности в процессе исполнительского творчества путем переосмысления исходных интонационных прототипов;

7) наметить пути обогащения темброво-колористических средств звучания в домровом исполнительстве и оптимизации штрихового мастерства домристов.

Материал исследования. В качестве музыкального материала для решения вышеобозначенных задач в работе использованы лишь изданные произведения для малой (трехструнной) домры. Нотные рукописи, ввиду их недоступности, не были материалом для настоящей работы.

Из числа изданных произведений для солирующей малой домры в качестве материала анализа в настоящем исследовании отобраны лишь те, которые, с одной стороны, представляют, по мнению диссертанта, наибольшую ценность в художественном отношении, а с другой — могут служить характерными примерами тех или иных тенденций развития данной области музыкального исполнительства и творчества.

Методологические основы работы и ее источники. Главной особенностью решения исследовательских задач в настоящей диссертации стал принцип взаимосвязи культурно-исторического, музыковедческого и худо-жественно-интерпретаторского подходов. Такой системный метод позволил проанализировать вопросы, связанные со всем многообразием взглядов и суждений о домровом исполнительском искусстве, выделяя в них наиболее характерное и существенное с последующим выведением заключений из сопоставляемого фактологического материала.

В ходе исследования автор опирался на краеугольные положения и современные взгляды в области теоретического и исполнительского музыкознания, истории и теории искусства игры на русских народных инструментах, в частности, на домре. В диссертации также нашли отражение личный исполнительский и педагогический опыт автора, а также многолетние наблюдения практической деятельности домристов-исполнителей и преподавателей в различных концертных и музыкально-образовательных учреждениях.

Автором была изучена литература в области исторического и теоретического музыкознания (М.Г. Арановский, Б. В. Асафьев, М. Ш. Бонфельд, Г. Головинский, И. А. Истомин, Ю. В. Келдыш, Ю. Г. Кон, JI.A. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, М. П. Папуш, В. Н. Холопова, JI.H. Шаймухаметова, Б. Л. Яворский и др.). Важную роль сыграло ознакомление с фундаментальными трудами, посвященными истории России (Л.Н. Гумилев, В.О. Ключевский).

Большое значение для разработки заявленной в диссертации проблематики сыграли труды в области инструментоведения (A.A. Банин, Е. А. Бортник, К. А. Вертков, М. М. Имханицкий, И. В. Мациевский, А. И. Пересада и другие).

Необходимые общие установки для анализа исполнительских проблем искусства игры на домре и задач художественной интерпретации музыкальных произведений для домры почерпнуты из основополагающих работ в области методологии, теории и методики музыкально-исполнительского искусства (JI.A. Баренбойм, М. М. Берлянчик, В. Ю. Григорьев, Н. П. Корыхалова, Н. И. Мельникова, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг и др).

В диссертации широко использованы теоретические взгляды и практические разработки известных российских домристов — исполнителей и педагогов (A.A. Александров, Р. Белов, Т. Вольская, В. Ивко, В. Круглов, В. Чу-нин, И. Щитенков, Е. П. Янковская и др.), а также их богатейший исполнительский и педагогический опыт.

Ценными информационными источниками явились первые печатные пособия-школы игры на домре, созданные в России в первой половине XX века, что позволило проанализировать сложившиеся пути и методы развития исполнительского мастерства домристов, связанные, среди прочего, с тенденцией расширения оригинального репертуара в их творческо-исполнительской практике.

В диссертации использованы следующие исследовательские методы:

1) анализ и обобщение литературных источников в области народно-инструментального исполнительства, теории и методики игры на струнных щипковых инструментах;

2) анализ и обобщение данных теоретической, исполнительской и методической литературы других областей музыкально-исполнительского искусства;

3) изучение современной литературы в области истории отечественной культуры, теоретического и исполнительского музыкознания;

4) сравнительный анализ оригинальных сочинений для домры;

5) наблюдение и анализ творческой практики исполнителей-домристов, а также инструменталистов других специальностей.

Научная новизна работы. Настоящее исследование — один из первых музыковедческих трудов в области изучения домрового исполнительского искусства как целостного явления. Исследовательское внимание автора было направлено, прежде всего, на сложные взаимосвязи, существующие между тремя составными частями домрового исполнительства — инструментом, исполнителем и его репертуаром. В соответствии с этим проанализирован исторический процесс трансформации фольклорной домры в сферу академической музыкально-инструментальной культуры, впервые раскрыта специфика художественно-выразительных средств инструмента и обозначены проблемы их обогащения, необходимого в исполнительской практике домристов, охарактеризованы новаторские тенденции использования художественно-технических возможностей домры в современном композиторском творчестве. В настоящем диссертационном исследовании становление академического домрового исполнительства впервые рассмотрено как сложное, системное явление — в аспекте взаимосвязи развития инструмента, совершенствования исполнительского мастерства домристов и современных новаций в области композиторского письма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой