Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические средства развития сексуальности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно актуальны вопросы развития сексуальности личности в юношеском возрасте, поскольку данный возрастной этап характеризуется формированием тендерной, сексуальной и других видов идентичности, половой поляризацией в формах поведения, переосмыслением отношения к семье и семейной жизни. У современной молодежи недостаточно сформированы специальные компетенции семейного функционирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования феномена сексуальности личности в психологии
    • 1. 1. Развитие взглядов на феномен сексуальности личности в психологической науке
    • 1. 2. Психологическая структура, виды, характеристики и функции сексуальности
    • 1. 3. Анализ особенностей развития сексуальности личности в онтогенезе
  • Глава 2. Психологические средства развития сексуальности личности
    • 2. 1. Характеристика и тршология основных психологических средств, направленных на развитие сексуальности личности
    • 2. 2. Индивидуальные психологические средства развития сексуальности личности
    • 2. 3. Групповые психологические средства развития сексуальности личности
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния психологических средств на развитие сексуальности личности
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Структурно-функциональная модель женской сексуальности
    • 3. 3. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния ндивидуальных и групповых средств психологического воздействия на развитие сексуальности личности

Психологические средства развития сексуальности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научного исследования. В 90-х г. г. XX в. в России происходили серьезные социально — экономические изменения, которые внесли соответствующие преобразования в экономическую, политическую и общественную жизнь страны. «Главными тенденциями развития массовой сексуальной культуры в постсоветской России стали вульгаризация, коммерциализация и вестернизация» [52, с.118]. Эти процессы происходили на фоне изменения семейных ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменений паттернов семейных отношений, в результате чего увеличилось количество заболеваний, передающихся половым путем, отмечался рост сексуальной распущенности, стремление к незарегистрированному сожительству. В представлении молодежи современная российская женщина не воспринимается носительницей феминных качеств, тогда как основой психического благополучия любой женщины является женственность. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что новая психосоциальная модель личности женщины несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [165, 166, 60]. В сознании женщины происходит разрыв между существующими в прошлом веке представлениями о полоролевой идентичности и изменениями ее полоролевых функций, свойственных постмодернистскому обществу [60]. Нарушение полоролевой идентичности имеет достоверную связь с разводами, с различными формами аутоагрессивного поведения, социальной дезадаптацией, модификацией традиционных форм женской сексуальности, признается патогенетическим фактором формирования неврозов, психосоматических заболеваний, девиантного материнского поведения [59, 76, 107]. В постсовременном обществе часто встречающимся феноменом становится тендерная флюидность (сексуальная изменчивость), проявляющаяся периодически возникающей сменой тендерной идентичности у одного и того же индивидуума и чаще диагностируемая у женщин [55]. В этой связи вопросы формирования зрелой женской сексуальности требуют детального изучения.

Отсутствие социальных институтов, призванных сопровождать женщину в процессе формирования ее сексуальности, как основы психологического здоровья, затрудняет процесс развития гармоничной личности и ее профессиональной и личностной самореализации [52, 53].

Исследования феномена сексуальности представлены достаточно широко в зарубежной и в отечественной научной литературе. Разнообразные аспекты данной проблемы затрагивали в своих работах З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, К. Хорни, Г. Аммон, Г. С. Васильченко, А. Ш. Тхостов, Г. Л. Билич, И. С. Кон, Ю. П. Зинченко, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко и др., однако большинство исследований посвящено изучению сексуальных дисфункций и их коррекции [21, 53, 43]. Проблемы, связанные с изучением психологических средств, способствующих развитию зрелой сексуальности личности, остаются за пределами теоретических и экспериментальных исследований.

В нашем исследовании сексуальность рассматривается как «спектр чувств, предпочтений, поведения и ценностей, неотъемлемая часть женской и мужской идентичности, которая является частью самоопределения женщины и мужчины» [207, 86, с.195].

Развитие сексуальности продолжается на протяжении жизни, проходит ряд стадий и зависит от того, насколько успешно были выполнены задачи, которые стояли перед личностью на предшествующей стадии развития [151,75].

Особенно актуальны вопросы развития сексуальности личности в юношеском возрасте, поскольку данный возрастной этап характеризуется формированием тендерной, сексуальной и других видов идентичности, половой поляризацией в формах поведения, переосмыслением отношения к семье и семейной жизни [14, 50, 52, 53, 55, 151, 173]. У современной молодежи недостаточно сформированы специальные компетенции семейного функционирования: построение супружеских отношений на основе духовно-нравственных ценностей, формирование родительской позиции, поведение в ситуации конфликта, здоровьесбережение, гармонизация интимных отношений, организация семейного быта и развивающего досуга [32]. Их несформированность наиболее остро проявляется у девушек в связи с циклическими физиологическими особенностями [6, 61, 107]. Учитывая, что в педагогических вузах и школах обучаются и работают преимущественно женщины, психосексуальное здоровье которых является профессионально важной составляющей учителя, а более половины детей воспитывается в неполных семьях, транслирующих женские модели поведения, которые могут привести к искажению тендерных ролей, функций, отношений в их будущих семьях и к аддиктивному поведению, то исследование психологической структуры женской сексуальности приобретает особое значение в современном обществе.

Особенностью студенческого возраста является нацеленность в будущее, тогда как проблемы настоящего воспринимаются более легко по сравнению с угрозами, которые потенциально могут нанести ущерб будущему [61]. Среди таких угроз В. И. Котенева называет насилие над другими, нежелательную беременность [там же]. Психологическая травма, возникающая в этом возрасте, отражается, прежде всего, на восприятии и оценке собственной личности, окружения, эффективности учебной деятельности и своего эмоционального состояния. Эта зависимость наиболее ярко проявляется у студенток, тогда как у юнощей она практически отсутствует [61,6].

В связи с вышеизложенным, проблема развития сексуальности личности, как основы психологического здоровья, требует дальнейшей разработки, так как в отечественных и зарубежных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о психологической сущности, структуре, природе сексуальности и эффективных средствах ее развития.

Таким образом, выявляются противоречия между:

— общественной и личностной значимостью достижения личностью зрелой сексуальности и недостаточной изученностью психологических средств ее развития в период обучения в вузе;

— необходимостью решения задач высшей школы по подготовке в вузе квалифицированных специалистов, обладающих не только необходимыми профессиональными компетентностями, но и сформированной сексуальностью, как важного свойства личности, позволяющего решать актуальные задачи индивидуального развития и полноценной личностной и профессиональной самореализации;

— существующей потребностью общей психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении механизмов и факторов, влияющих на развитие сексуальности, и недостаточной разработанностью данного вопроса.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий и определило проблему данного исследования. В теоретическом плане — это анализ проблемы развития сексуальности личности, ее структуры, функций, видов, содержательных характеристик и особенностей ее формирования в онтогенезев практическом — исследование психологических средств, используемых для развития сексуальности личности студенток в период обучения в вузе.

Цель исследования — выявление психологических средств, влияющих на развитие сексуальности личности.

Объект исследования: сексуальность личности.

Предмет исследования: психологические средства развития сексуальности личности.

Гипотеза исследования: развитие зрелой женской сексуальности будет более успешным при использовании индивидуальных (консультации, включающие методы беседы и гештальт-терапии) и групповых (занятия группы с использованием методов психодрамы и авторского тренинга) средств психологического воздействия.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Рассмотреть сексуальность личности как психологический феномен. Систематизировать представления о видах и функциях сексуальности личности.

2. Уточнить содержание понятия «сексуальность личности» как важного свойства личности.

3. Разработать структурно-функциональную модель женской сексуальности.

4. Выявить зависимость психологической структуры сексуальности личности студенток вуза от личностных особенностей, возраста и получаемой специальности.

5. Разработать критерии диагностики уровней сформированности сексуальности личности студенток в период обучения в вузе.

6. Выявить сущностную характеристику психологических средств развития женской сексуальности и провести эмпирическое исследование влияния специально разработанных средств на развитие сексуальности личности студенток в период обучения в вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— классический психоанализ 3. Фрейда, согласно которому развитие личности рассматривается через призму прохождения индивидом нескольких психосексуальных фаз;

— «гуманистический психоанализ» Э. Фромма в контексте противоречивости человеческого существования как онтологического факта, с позиций которого зрелая сексуальность невозможна без удовлетворения потребности в любви и обретения жизненного смысла;

— теоретические положения концепции А. Маслоу, согласно которой доминирующие витальные потребности должны быть удовлетворены до момента осознания и удовлетворения потребностей другого вида;

— универсальная теория психосексуального развития Д. Банкрофта, позволяющая утверждать необходимость формирования основы зрелой сексуальности в юношеском возрасте;

— теоретические положения субъектного подхода (C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова — Славская, И.В. Вачков), согласно которому человек рассматривается как активный член общества по преобразованию мира и себя;

— эпигенетическая концепция психосоциального развития (Э. Эриксон), согласно которой задачей юношеского возраста является осознание себя личностью, обладающей сексуальностью;

— культурно-историческая концепция JI.C. Выготского и его последователя Ю. П. Зинченко, определяющая сексуальность как психологическое образование, обладающее признаками высшей психической функции;

— экзистенциально-гуманистический подход (Ф. Перлз, К. Роджерс), позволивший выявить средства психологического воздействия, влияющие на установки и поведение индивида, а следовательно, и на уровень сформированности сексуальности;

— психодраматический подход (Я. Морено, Г. Лейтц), рассматривающий имитационное моделирование поведения в виде осмысленного применения ролевых игр и психодраматических техник, который способствует развитию самосознания, обеспечивающего новый взгляд на ситуацию и оптимизирующего возможности самореализации личности в сексуальной сфере;

— теория социального сценария Дж. Гэньона и У. Саймона, с позиции которой паттерны сексуального поведения зависят от культурного и социального контекста, определяющего социальный сценарий, регулирующий поведение человека;

— биопсихосоциокультурный и социодинамический подходы (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева), позволившие осуществить анализ влияния психосоциальных факторов на динамику отдельных составляющих сексуальности личности с междисциплинарных позиций.

Методы исследования. Для решения поставленных задач комплексно использовались взаимодополняющие методы: теоретические — общенаучный поисковый метод (анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу), метод обобщения и систематизацииэмпирические методы сравнения и измерения: метод прямого наблюдения, беседа, тестирование. В качестве психодиагностических методик использовали: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), адаптированный А.Н. Капустиной- «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» Н. Пезешкиана и X. Дайденбахаметодика «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бемшкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханинымметодика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела • и М. Фергюсонаметодика изучения тендерной идентичности (Л.Б.Шнейдер) — тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой) — «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф — Бульман в модификации М. А. Падун, А. В. Котельниковой.

Обработка результатов осуществлялась с помощью количественного анализа с применением методов математической статистики (факторный анализ, корреляционный анализ Пирсона, U-критерий Манна-Уитни, сркритерий Фишера, t-критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса), качественный анализ и интерпретация результатов, теоретическое моделирование.

Опытно-экспериментальная база. В исследовании приняли участие 196 студенток 1-го и 5-го курсов, получающих гуманитарное и техническое образование в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Диссертационное исследование проводилось с 2004 по 2009 г. и включало три этапа.

Первый этап (2004;2006 гг.) — подготовительный. На основе изучения философской, психологической, педагогической литературы и личного психоконсультационного опыта работы осмыслены теоретические, методологические и эмпирические направления исследованияопределялись цель, задачи исследования, формулировались гипотеза, категориально-понятийный аппарат, выбраны методы исследования. Разработан план, определен контингент испытуемых, база проведения эксперимента.

Второй этап (2006;2008 гг.) — экспериментальный. Проведен констатирующий эксперимент с использованием психодиагностических методик. На основе результатов исследования разработана теоретическая модель женской сексуальности, выявлена зависимость женской сексуальности от возраста, получаемой в вузе специальности и личностных особенностей студенток. Выполнен формирующий эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы о влиянии индивидуальных и групповых средств психологического воздействия на развитие зрелой женской сексуальности. Проведено контрольное психодиагностическое обследование с целью выявления динамики структурно-содержательных характеристик женской сексуальности в процессе индивидуальной и групповой психологической работы.

Третий этап (2008;2009гг.) — аналитический. Осуществлены математико-статистическая обработка, систематизация и обобщение полученных данных, итоговое оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Осуществлено междисциплинарное системно-структурное исследование психологической сущности, функций, видов и содержательных характеристик сексуальности личности студенток в период обучения в вузе.

2. Уточнено содержание понятия «сексуальность личности», под которым понимается динамическое системное свойство личности, преобразующееся в процессе онтогенеза, имеющее многоуровневую структуру, включающее в себя компонент семейных отношений, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный компоненты, обеспечивающие коммуникативную, познавательную, развивающую, витальную, синдикативную функции. Выделены содержательные характеристики «зрелой женской сексуальности», включающие продуктивные паттерны семейных отношенийдостигнутую позитивную идентичностьположительное отношение к физическим контактам, способность к нежностиотсутствие склонности к переживанию чувства винывысокую способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ. Описаны характеристики «незрелой женской сексуальности»: непродуктивные паттерны семейных отношенийдиффузная тендерная идентичностьотрицательное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винынизкая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ.

3. Разработана структурно-функциональная модель женской сексуальности, состоящая из компонента семейных отношений, эмоционального, когнитивного, телесного и экзистенциального компонентов, которые интерпретируются в соответствии с функциями их содержательных характеристик.

4. Определены критерии диагностики уровней сформированности женской сексуальности:

• критерии диагностики низкого уровня: непродуктивные паттерны семейных отношенийдиффузная тендерная идентичностьотрицательное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винынизкая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ;

• критерии диагностики среднего уровня: нестабильное, эмоционально неопределенное отношение к семьемораторий тендерной идентичностиэмоционально неопределенное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винысредняя способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ;

• критерии диагностики высокого уровня: продуктивные паттерны семейных отношенийдостигнутая позитивная идентичностьположительное отношение к физическим контактам, способность к нежностиотсутствие склонности к переживанию чувства винывысокая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ.

5. Обоснована сущностная характеристика методов и средств, направленных на развитие сексуальности личности, основанная на использовании специально разработанных индивидуальных («алгоритм реформирования интроекта») и групповых (авторский тренинг) средств.

6. Выявлена зависимость динамики развития сексуальности студенток от их личностных особенностей, возраста и специальности, получаемой в вузе.

7. Доказательно представлена эффективность влияния индивидуальных (беседа и гештальт-терапия) и групповых (психодрама и авторский тренинг) средств на динамику психологических характеристик сексуальности личности: улучшение семейных отношений, особенности тендерной идентичности (статус) — принятие собственного тела, усиление признаков феминностиразвитие способности к проявлению чувства любви, установлению свободных отношений с партнером без нарушения своих и его личных границ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках междисциплинарного системного подхода уточнены данные о закономерностях развития сексуальности личности в онтогенезе, определены ее структурно-содержательные характеристики, функции и виды. Теоретически и экспериментально обоснована авторская концепция психологической структуры сексуальности личности студенток в период обучения в вузе, имеющая многоуровневое строение. Уточнено содержание понятия «сексуальность личности». Конкретизированы психологические средства, влияющие на развитие сексуальности личности как специально организованного психолого-педагогического воздействия на сферу семейных отношений, эмоциональную, когнитивную, телесную и экзистенциальную сферы личности студенток. Доказана эффективность влияния психологических средств на развитие сексуальности личности студенток в период профессиональной подготовки, что вносит определенный вклад в общую психологию, психологию личности, психологию развития.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы структурно-функциональной модели женской сексуальности. Выявленные закономерности развития личности в юношеский период позволили организовать целенаправленную работу по развитию женской сексуальности с учетом особенностей актуального развития и ведущих видов деятельности студенток. Разработаны и апробированы индивидуальные (алгоритм реформирования интроекта) и групповые авторский тренинг) средства психологического воздействия, доказавшие свою эффективность в оптимизации семейных отношений, когнитивном, эмоциональном, телесном и экзистенциальном развитии личности студенток, в коррекции эмоционально-поведенческих проблем. Обоснованы предложения по использованию результатов исследования в практической деятельности педагогов, психологов, работающих со студентами. Полученные результаты используются при подготовке педагогов-психологов, студентов психологических факультетов вузов г. г. Новосибирска, Павлодара, Екатеринбурга, Кемерово, Кызыла, Уфы. Экспериментальные данные об особенностях личности студенток, имеющих эмоционально-поведенческие проблемы, связанные с сексуальностью, применяются в программах по адаптации и повышению эффективности личности как в профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Объективность и достоверность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийподбором комплекса надежных и апробированных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхприменением адекватных методов математической статистикипланированием экспериментасоотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследованиявсесторонним и тщательным анализом большого массива эмпирических данныхсопоставлением результатов различных методикличным участием автора в организации и проведении эксперимента и опытом работы диссертанта в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались в рамках Международного научно-практического Конгресса (13-th International Congress on Circumpolar Health, Novosibirsk, 2006) — всероссийских научно-практических конференций: «Биологическая наука и образование в педагогических вузах» (Новосибирск, 2005) — «Мониторинг психического здоровья» (Томск, Новокузнецк, 2006) — «Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути их решения» (Уфа, 2006, 2008) — «Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства» (Новосибирск, 2007) — «Профилактика социально значимых заболеваний в образовательной среде» (Новосибирск, 2007) — «Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора» (Екатеринбург, 2008) — «Проблемы адаптации и сохранения здоровья населения в условиях Сибири» (Кызыл, 2008) — «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2008, 2010) — «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» (Новосибирск, 2008) — «Человеческое измерение в региональном развитии» (Нижневартовск, 2008) — «Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи» (Новосибирск, 2009) — на 1-м съезде психотерапевтов и психологов-консультантов НСО «Интеграция в профессии и обществе» (Новосибирск, 2009).

Материалы экспериментального исследования обсуждались на методических аспирантских семинарах, заседаниях кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ. Авторская программа тренинга применяется в профессиональной деятельности педагогов и психологов. Проведены циклы учебно-методических семинаров, консультаций, мастер-классов для работников психологических центров г. г.Нижневартовска, Екатеринбурга, Новокузнецка, Кызыла, Новосибирска и районов Новосибирской области. Результаты исследования включены в программы курсов дополнительного образования НГПУ «Формирование профессионально значимых качеств у студентов педагогического вуза», «Развитие женственности». Основные результаты исследования отражены в 20 научных публикациях автора, в том числе 5 — в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сексуальность личности — это динамическое системное свойство личности, преобразующееся в процессе онтогенеза, включающее в себя компонент семейных отношений, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный компоненты, обеспечивающие коммуникативную, познавательную, развивающую, витальную и синдикативную функции.

2. Эффективность процесса развития сексуальности личности в период обучения в вузе обусловлена позитивными преобразованиями индивидуальных особенностей личности, достижением позитивной идентичностиположительным отношением к физическим контактам, развитием способности к нежностиотсутствием склонности к переживанию чувства виныумением устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения при этом своих и его личных границ и оптимизацией паттернов семейных отношений.

3. Структурно-функциональная модель женской сексуальности включает в себя компонент семейных отношений (поведенческие паттерны, сформированные в детско-родительских отношениях, проявляющиеся в отношениях во взрослом периоде жизни, особенности репертуара полоролевого поведения) — когнитивный (особенности тендерной идентичностипсихологический полсистема убеждений о доброжелательности, подконтрольности окружающего мира, собственной удачливости и везенииуровень развития рефлексии) — телесный (оценка физических контактов и переживаемых ощущений, самоописания физического Я) — эмоциональный (тревожность, чувство вины, способность к любви и принятию партнера по общению) — экзистенциальный (поиск смысла жизниумение устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения при этом своих и его личных границналичие мотивирующего, оптимистического отношения родителей к вопросам смысла жизниуровень субъективного ощущения одиночества).

4. Критериями диагностики уровней сформированное&tradeженской сексуальности являются:

• критерии диагностики низкого уровня: непродуктивные паттерны семейных отношенийдиффузная тендерная идентичностьотрицательное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винынизкая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения при этом своих и его личных границ;

• критерии диагностики среднего уровня: нестабильное, эмоционально неопределенное отношение к семьемораторий тендерной идентичностиэмоционально неопределенное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винысредняя способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения при этом своих и его личных границ;

• критерии диагностики высокого уровня: продуктивные паттерны семейных отношенийдостигнутая позитивная идентичностьположительное отношение к физическим контактам, способность к нежностиотсутствие склонности к переживанию чувства винывысокая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения при этом своих и его личных границ.

5. Индивидуальные (беседа, гештальт-терапия) и групповые (психодрама, авторский тренинг) средства психологического воздействия являются эффективными методами развития сексуальности личности студенток в период обучения в вузе.

6. Уровни сформированности женской сексуальности и ее содержательные характеристики зависят от индивидуально-психологических особенностей личности, возраста, получаемой специальности и применения специально разработанных средств психологического воздействия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, включающего 16 таблиц. Текст диссертации содержит 201 страницу, 5 таблиц, 5 рисунков. Библиографический список включает 208 наименований работ (из них 52 на иностранных языках). Общий объём диссертации составляет 298 страниц.

Заключение

.

Подводя итоги результатов диссертационного исследования, — можно сформулировать следующие выводы:

1. Уточнено содержание понятия «сексуальность личности», под которым понимается динамическое системное свойство личности, преобразующееся в процессе онтогенеза, имеющее многоуровневую структуру, включающее в себя компонент семейных отношений, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный компоненты, обеспечивающие коммуникативную, познавательную, развивающую, витальную, синдикативную функции.

2. Развитие сексуальности личности — это процесс, обеспечивающий становление зрелой сексуальности, включающей набор индивидуальных характеристик, состоящий из продуктивных паттернов семейных отношенийдостигнутой позитивной идентичностиположительного отношения к физическим контактам, способности к нежностиотсутствия склонности к переживанию чувства винывысокой способности устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ.

3.На основании онтогенетического анализа основных жизненных циклов личности выделены следующие виды сексуальности: инфантильная, детская, подростковая и юношеская, зрелая, сексуальность в пожилом и старческом возрасте. По принципу половой принадлежности выделяют женскую и мужскую сексуальность.

4. Разработана многомерная структурно-функциональная модель женской сексуальности, включающая: компонент семейных отношений, когнитивный, телесный, эмоциональный, экзистенциальный. Описаны функции компонентов: коммуникативная, познавательная, развивающая, витальная и синдикативная.

5. Выделены низкий, средний и высокий уровни сформированности женской сексуальности. Критериями диагностики низкого уровня, который мы рассматриваем как незрелую женскую сексуальность, являются: непродуктивные паттерны семейных отношенийдиффузная тендерная идентичностьотрицательное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винынизкая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ. Критерии диагностики среднего уровня: нестабильное, эмоционально неопределенное отношение к семьемораторий тендерной идентичностиэмоционально неопределенное отношение к физическим контактамсклонность к переживанию чувства винысредняя способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ. К критериям диагностики высокого уровня, который мы определяем как зрелую женскую сексуальность, относятся: продуктивные паттерны семейных отношенийдостигнутая позитивная идентичностьположительное отношение к физическим контактам, способность • к нежности, отсутствие склонности к переживанию чувства винывысокая способность устанавливать свободные отношения с партнером без нарушения личных границ.

6. Уровень сформированности женской сексуальности во многом обусловлен фактором возраста — более зрелая сексуальность у респондентов старшей возрастной группы выявлена в контексте когнитивного, телесного, экзистенциального, эмоционального компонентов и компонента семейных отношений в структуре сексуальности, что связано с большим опытом в установлении интимных отношений, а также переходом на новый возрастной этап, одной из главных задач которого является создание семьи.

7. Выявлена зависимость структуры сексуальности от вида получаемого образования: респонденты, обучающиеся на гуманитарных специальностях, отличаются открытостью, общительностью, более выраженной способностью к установлению межличностных отношений, достигнутой идентичностью и высоким уровнем рефлексии. Однако они чаще демонстрируют высокую тревожность, депрессивность, склонность к переживанию чувства вины.

8. Развитие сексуальности личности детерминировано позитивной динамикой индивидуальных особенностей, наиболее значимыми из которых являются эмоциональная устойчивость, искренность, социальная смелость, активность и готовность к риску, присущие в большей степени маскулинной личности. Феминность связана с высокой тревожностью, депрессивностью, ранимостью, определяющими низкий уровень развития сексуальности. Выявленная на констатирующем этапе эксперимента психологическая структура сексуальности студенток имеет маскулинную ориентацию, усвоенную и принятую девушками в новых социальных условиях постмодернистского общества. Установленная у девушек диффузная тендерная идентичность при высокой андрогинии как варианте полоролевого поведения свидетельствует о необходимости целенаправленного развития женской сексуальной идентичности.

9. Установлено достоверно значимое изменение содержательных характеристик женской сексуальности в компоненте семейных отношений, в когнитивном, телесном, эмоциональном и экзистенциальном компонентах под влиянием индивидуальных (беседа и гештальт-терапия) и групповых (психодрама, авторский тренинг) средств психологического воздействия.

10.Впервые разработаны, обоснованы, реализованы в эксперименте авторские средства психологического воздействия — алгоритм реформирования интроекта и тренинг. Доказано, что наиболее эффективным средством развития зрелой женской сексуальности является авторский тренинг, обеспечивающий развитие всех компонентов структуры женской сексуальности, повышающий статус тендерной идентичности, уровень осознания и принятия своего женского и физического Я, самооценку, снижающий уровень депрессивности, избавляющий от переживания чувства вины.

11. В результате формирующего эксперимента изменились установки студенток в отношении тендерных ролей, сформировалось позитивное восприятие себя как женщины со свойственными ей сексуальными ролями и функциями. Изменение полюса самооценки феминных качеств повлекло за собой изменение в статусе гендерной идентичности (от диффузии к сформированной позитивной гендерной идентичности).

Полученные результаты позволяют заключить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Перспективными направлениями дальнейших исследований являются изучение биопсихосоциокультуральных факторов, влияющих на формирование зрелой сексуальности личности, а также исследования интроспекции и рефлексии у студентов, разработка диагностического инструментария, изучение механизмов превенции и коррекции эмоционально-поведенческих проблем, связанных с незрелой сексуальностью личности. Важной задачей является разработка методического обеспечения подготовки педагогов-психологов в области сексуального просвещения и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 237 с.
  2. , К.А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная социология: состояние и перспектива исследовании: Материалы юбилейной конференции ИП РАН, 28−29 января 2002 г. М.: ИП РАН, 2002. — Ч. 3. — С. 88−104.
  3. , А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. — М.: Психотерапевтический колледж, 1999. 487 с.
  4. , А.М. Метод беседы в психологии / A.M. Айламазьян. -М.: Смысл, 1999. 222 с.
  5. , Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф. Электронный ресурс. Дис.. канд. психол. наук. / Л. А. Александрова. -М.:РГБ, 2005.-207 с.
  6. , Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-С. 134−138.
  7. , В. Социальная геронтология / В. Альперович. -Ростов н/Д: Феникс, 1997. 576 с.
  8. , Б.Г. О методах современной психологии / Б. Г. Ананьев. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: ЛГУ, 1976. — С. 13−35.
  9. , А.Г. Психология личности: Принципыобщепсихологического анализа / А. Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1990. -388 с.
  10. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. / А. Г. Асмолов М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  11. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. / М. М. Бахтин. — М., 1990.
  12. , Э. Секс в человеческой жизни. / Э. Берн // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 688 с.
  13. , Г. Л. Справочник по сексологии / Г. Л. Билич. М.: Изд-во Оникс, 2007. — 624 с.
  14. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Избр. психол. тр. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 450 с.
  15. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм Еврознак, 2007. — 672 с.
  16. Большой толковый социологический словарь. (Collins): в 2 т. / Под ред. Д. Джерри, Дж. Джерри- пер. с анг. М.: Вече, ACT, 1999.
  17. , А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. М.: Издательство Института психотерапии, 2000. — 368 с.
  18. , Г. С. Частная сексопатология. / Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1983.-352 с.
  19. , Г. С. Общая сексопатология / Г. С. Васильченко. -2-е изд. М.: Медицина, 2005. — 512 с.
  20. , Г. С. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях / Г. С. Васильченко, Ю. А. Решетняк // Сексопатология (Справочник). М.: Медицина, 1990. — 325 с.
  21. , И.В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2008. — 224 с.
  22. , И.В. Психология треиииговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2008. — 416 с.
  23. , И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учебное пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  24. , JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития / JI.C. Выготский // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
  25. , JI.C. Собрание сочинений: в 6 томах / JI.C. Выготский. -М., 1983.
  26. , Э. Социология. / Э.Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
  27. , С. Гештальт терапия контакта. / С. Гингер, А.Гингер. 2-е изд.- пер. с. фр. Е. В. Просветиной. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 288 с.
  28. , М.А. Терапевтическая и консультативная психология. М. А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. — 352 с.
  29. , Н.Н. Психологические средства коррекции идентичности в период нормативного возрастного кризиса. Автореф. дисс.канд. психол. наук / Н. Н. Гунгер. Новосибирск, 2006. — 24 с.
  30. , И.Ю. О понятии «формы» в европейской философии / И. Ю. Данилов, О. М. Ноговицын // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы 9. СПб.: СПбГУ, 1998. — С. 17−21.
  31. , Н.В. Алгоритм реформирования интроекта / Н. В. Дмитриева // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: БГПУ, 2008. — С.276−281.
  32. , Н.В. Психология аддиктивного поведения. Монография / Н. В. Дмитриева, Д. В .Четвериков. Новосибирск: НГТТУ, 2002. -278 с.
  33. , М.А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, JI.O. Пережогин // Вопросы ювенальной юстиции. М.: Юрист, 2004. — № 4(13). -С.10−16.
  34. , В.А. Сексуальные нарушения и их коррекция. Краткое практическое пособие по диагностике и лечению психогенных дисфункций / В. А. Доморацкий. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  35. , В.А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / В. А. Доморацкий. М.: Изд-ва: Академический проект. Культура, 2009. — 480 с.
  36. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JL: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.
  37. , К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2003., 464 с.
  38. , О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 443 с.
  39. , Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г. Л. Исурина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL: Медицина, 1983. — С. 231−254.
  40. , А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. СПб.: Речь, 2001. — 112 с.
  41. , Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 1999. — 752 с.
  42. , Г. Ф. Основы современной сексологии / Г. Келли. Серия «Учебник нового века». СПб.: Питер, 2000. — 896 с.
  43. Клиническая психология: словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. -М.: ПЕР СЭ, 2007.-416 с.
  44. Кон, И. С. Сексология: убное пособие для студ. высш. уч. завед. / И. С. Кон. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  45. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. М.: Медицина, 1989.-336 с.
  46. , Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001. -319 с.
  47. , Ц.П. Тендерная флюидность / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева // В кн.: Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2010. -Ч. 1. — С. 125−131.
  48. Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Новосибирск: Изд-во «Олсиб», 2001. — 251с.
  49. , Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. — 667 с.
  50. , Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. — 448 с.
  51. , Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 472 с.
  52. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира. Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. — 230 с.
  53. , В.И. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов / В. И. Котенева // Мир психологии, 1998. № 2. — С.50−57.
  54. , Р. Психотерапевтические группы, теория и практика / Р.Кочюнас. М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
  55. , В.В. Сексология / В. В. Кришталь, С. Р. Григорян. М.: PerSe, 2002. — 880 с.
  56. , Н.Р. Формирование профессионально-типологической модели выпускника педагогического вуза / Н. Р. Круглова // Философия образования. 2007. — № 4(21). — С.91−95.
  57. , О.В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации / О. В. Лаврова. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. — 424 с.
  58. , Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова. СПб.: Речь, 2004. — 560 с.
  59. , К. Разрешение социальных конфликтов / К.Левин. СПб.: Речь, 2000. — 408 с.
  60. , Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц. М.: Прогресс Универс, 1994. — 352 с.
  61. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 304 с.
  62. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 76 с.
  63. , Е.В. «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы / Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова. М.: Независимая фирма «Класс», 2003. — 320 с.
  64. , О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности / О. Г. Лопухова // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С.73−80.
  65. , А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996. — 320 с.
  66. , А. Биоэнергетика: Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума / А. Лоуэн. СПб.: Ювента, 1998.-382 с.
  67. , А. Любовь и оргазм / А. Лоуэн. // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 688 с.
  68. Малкина-Пых, И. Г. Тендерная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. — 928 с.
  69. , Б. Сексуальность, любовь и Гештальт / Б. Мартель. -СПб.: Речь, 2006. 192 с.
  70. , Л.Д. Психологические средства стабилизации личностной идентичности студентов: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Д. Межерицкая. — Новосибирск, 2009. 24 с.
  71. , Я. Психодрама и групповой процесс / Я. Морено // Психодрама на сцене и за кулисами. Вып. 2. — М.: МИГИП, 2004. С.7−20.
  72. Нартова-Бочавер, С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии / С.К. -Бочавер // Психологический журнал. -2006. Т. 27. — № 5. — С. 28−39.
  73. Новейший психологический словарь / В. В. Шапарь, В. Е. Россоха, О .В. Шапарь. Изд. 3-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 806 с.
  74. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во «Азъ», 1992. — 955 с. 84,Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 512 с.
  75. , М.А. Шкала базисных убеждений Р. Янофф—Бульман в модификации М. А. Падун, А. В. Котельниковой / Падун М. А., Котельникова А. В. // Психологический журнал. 2008. — Т. 29. — № 4. — С. 104−105.
  76. , М. Женская психология / М. Палуди. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.
  77. , В.Э. Психологическое консультирование: учебное пособие / В. Э. Пахальян. СПб.: Лидер, 2006. — 256 с.
  78. , Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни / Н. Пезешкиан. М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. — 296 с.
  79. , Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии / Ф.Перлз. М.: Либрис, 1996.-240 с.
  80. , Ф. Теория Гештальт-терапии / Ф.Перлз. М.: Институт гуманитарных исследований, 2004. — 384 с.
  81. , Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.: Наука, 1989.-94 с.
  82. , А.В. Введение в психологию / А. В. Петровский. -М.: Издательский центр «Академия», 1995. 496 с.
  83. , А.В. Психология о каждом из нас / А. В. Петровский. -М.: РОУ, 1992. — 292 с.
  84. , В.В. Игры обучение, тренинг, досуг / В. В. Петрусинский. — М.: Гуманитарный центр «ЭНРОФ», 1995. — 87 с.
  85. , С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе / С. В. Петрушин. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 233 с.
  86. , С.В. Мастерская психологического консультирования / С. В. Петрушин. — Казань: ЗАО Новое Знание, 2001. — 136 с.
  87. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: МГУ, 1994.-345 с.
  88. , И. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры терапии и практики / И. Польстер, М.Польстер. — М.: «Класс», 1997. 272 с.
  89. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Редактор — сост.: Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. — 672 с.
  90. , В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В. Я. Пропп. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 288 с.
  91. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова. СПб.: Питер, 2008. — 384 с.
  92. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: ООО Астрель: ООО ACT: ООО Транзиткнига, 2004. -479 с.
  93. Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2002. — 688 с.
  94. Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  95. , Е.Н. Динамика проявлений латентной школьной дезадаптации личности: автореф. дисс.канд. психол. наук / Е. Н. Пустовая. Новосибирск, 2007. — 24 с.
  96. , В. Сексуальная революция / В.Райх. СПб.- М.: Университетская книга, ACT, 1997. — 352 с.
  97. , Т.А. Тендерная идентичность и репрезентация тела у женщин / Т. А. Ребеко // Психологический журнал. 2010. — Т. 31. — № 1. -С.15−31.
  98. , X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  99. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: Прогресс-Универс, 1994. 478 с.
  100. , В. Природа любви / В. Розин, Р. Шапинская // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 688 с.
  101. , В.Г. Поведенческая психотерапия / В. Г. Ромек. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  102. , C.JI. Проблемы общей психологии: в 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М., 1989. — Т.2. — 328 с.
  103. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  104. , Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: автореф. дис. .канд. психол. наук / Т. В. Румянцева. — Ярославль: ЯГПУ, 2005. 27с.
  105. , Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т. В. Румянцева. СПб.: Речь, 2006. — С. 82−103.
  106. Л.И. Божович и современная психология личности / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович. М.: Психологический институт РАО, 2008. — 324 с.
  107. , В.И. Психофизиологическая напряженность у студенток-первокурсниц и факторы, ее обусловливающие / В. И. Сиваков,
  108. М.Ю. Сивакова // Мир психологии. М.- Воронеж. — 2009. — № 4(60). -С.245−249.
  109. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2002. 208 с.
  110. Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация-XXI век, 2002. — 256 с.
  111. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. — 608 с.
  112. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  113. , Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 320 с.
  114. , В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы / В. А. Татенко // Психологический журнал. 1995. — Т.16. -№ 3. — С.23−34.
  115. , А.А. Сценарии сексуальности и тендерные различия // В поисках сексуальности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2002 612 с.
  116. , А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  117. , Г. К. Пограничные нервно психические расстройства / Г. К. Ушаков. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
  118. , С. Сексуальность // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 688 с.
  119. , С. // Психология и психоанализ сексуальности. / Сост. Д. Я. Райгородский. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. — 688 с.
  120. , К. Технология ведения тренинга. Теория и практика.-2-е изд.- пер. с нем. М.: Генезис, 2005. — 267 с.
  121. , М., Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. 1984.-Т.5.-№ 4.-С.57−64. .
  122. , В. Доктор и душа / В. Франки. СПб.: Ювента, 1997.286 с.
  123. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сборник произведений / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  124. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. -М.: Республика, 1994. 447 с.
  125. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Айрис-Пресс, 2007.-382 с.
  126. Хараш, А У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях познания людьми друг друга) познания / А. У. Хараш // Психология межличностного. М.: Педагогика, 1981. — 283 с.
  127. , К. Невротическая личность нашего времени / К.Хорни. -М.: Прогресс, 1993. 480 с.
  128. , К. Женская психология / К. Хорни. М.: Смысл, 1997.224 с.
  129. , К. Психология женщины / К. Хорни. М.: «Эксмо», 2003. — 240 с.
  130. , А. Уроки секса / А. Хупер. Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-М.: Дорлинг Киндерсли/Слово, 1998. — 191 с.
  131. , JI. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2007. — 607 с.
  132. , М.И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  133. , Г. Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта / Г. Ф. Шакирова // Образование и саморазвитие. Казань: Центр инновационных технологий. — 2009. -№ 1(11). — С.202−206.
  134. , В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Серия «Учебники для высшей школы» / В. Б. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 768 с.
  135. , И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста/ И. В. Шевцова. СПб.: Речь, 2007. — 192 с.
  136. Шнабль, 3. Мужчина и женщина: Интимные отношения / 3. Шнабль- пер. с нем. Кишинев: Штиница, 1990. — 256 с.
  137. , Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис.. докт. психол. наук / Л. Б. Шнейдер. М., 2001.- 32 с.
  138. , К. В. Любовь и сексуальность до 30 лет / К. Штарке, В.Фридрих. М.: Высшая школа, 1991. — 384 с.
  139. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон- пер. с англ. М.: Прогресс, 1997. — 340 с.
  140. Юнг, К. Аналитическая психология / К. Юнг. СПб.: ВЕИП, 1994.-183 с.
  141. Юнг, К. Сознание и бессознательное: сборник / К. Юнг. СПб.: Университетская книга, 1997. — 544 с.
  142. , И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. -СПБ.: Питер, 2000. 640 с.
  143. , С. Семейно-брачные стратегии, любовь и сексуальное поведение бедных жителей российского Севера — республики Коми // В поисках сексуальности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — С.147−179.
  144. Adler, A. The practice and theory of individual psychology / A. Adler. New York: Humanities, 1929.
  145. Allport, G.W. Personality: Contemporary viewpoints / Ed. D.Sills. -International encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan & Free Press, 1968. 673 p.
  146. Amnion, G. Handbuch der Dynamischen Psychiatrie / G. Ammon. — Muenchen, 1982. 967 p.
  147. Arnold, M.B. Emotion and Personality. Vol. I. Psychological aspects / M.B.Arnold. — New York: Columbia University Press, 1960. — 284 p.
  148. Ausubel, D.P. Relationships between shame and guilt in the socializing process / D.P.Ausubel // Psychological Review. 1955 — 62. -P.378−390.
  149. Bancroft, J. Human sexuality and its problems / J.Bancroft. -Edinburg, Scotland: Churchill Livingstone, 1989. P. 120.
  150. Bancroft, J. The impact of sociocultural influences on adolescent sexual development: Further considerations / J. Bancroft, J.M.Reinisch eds // Adolescence and puberty. — New York: Oxford University Press, 1990. — P.207−216.
  151. Bandura, A. Social learning theory / A. Bandura. New York: General Learning Press, 1971. — P. 1−46.
  152. Bern, S.L. The measurement of psychological androgyny / S.L.Bem // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. — V.42. — P. 165−172. .
  153. Bern, S.L. Sex typing and androgyny / S.L. Bern // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. -№ 31. -P.634−643.
  154. Bern, S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing / S.L. Bern // Psychological Review. 1981. — № 88. — P.354−364.
  155. Bullough, V.L. Science in the bedroom. A history of sex research / V.L. Bullough. New York: Basic Books, 1994. — 297 p.
  156. Christiansen, A. Masculinity and its vicissitudes: Reflections on some gaps in the psychoanalytic theory of male identity formation / A. Christiansen // Psychoanalytic Review. 1996. — 83(1) — P.97−124.
  157. Christiansen, К. Androgene, Aggressivitat und Alltagsstrep beim Mann / K. Christiansen, R. Knussmann // Homo. 1987. — № 1−2. — S. 1−15.
  158. Dickinson, R.I. A thousand marriages / R.I. Dickinson, L. Beam. -Baltimore: Williams & Wilkins, 1932.
  159. Ecker, N. Culture and sexual scripts out of Africa: A North American trainer’s view of taboos, tradition, trouble and truth / N. Ecker // SIECUS Report. 1994. — 22(2) -P.l6−21.
  160. Ellis, H.H. Studies in the psychology of sex. (7 vols, in 2) / H.H. Ellis. New York: Modem Libraiy, 1936.
  161. Erikson, E.H. Identity and the life cycle / E.H. Erikson. N. Y., L.: Norton, 1980.- 191 p.
  162. Erlich, H.S. Being and Doing in psychoanalysis and psychotherapy / H.S.Erlich // Read to Israel Psychoanalytic Society, and Sigmund Freud Institute. Frankfurt, 1989. — S.263−274.
  163. Eysenck, H.J. The structure of human personality / H.J. Eysenck. — London: Methuen, 1970. 476 p.
  164. Eysenck, H.J. Sex and personality / H.J. Eysenck. Austin: University of Texas Press, 1976. — 255 p.
  165. Francoeur, R.T. Sexuality and spirituality: The relevance of Eastern traditions / R.T.Francoeur // SIECUS Report. 1992. — 20(4). — P. l-8.
  166. Frayser, S.G. Defining normal childhood sexuality: An anthropological approach / S.G.Frayser // Annual Review of Sex Research. -1995. 5. -P.173−217.
  167. Gagnon, J. Sexual contact / J. Gagnon, W.Simon. Chicago: Aldine, 1973.-278 p.
  168. Goldman, R.J. Children’s sexual thinking: A comparative study of children aged 5−15 years in Australia, North America, Britain and Sweden / R.J. Goldman, J.D. Goldman. Boston: Routledge & Kegan Paul, 1982. — 486 p.
  169. Kinsey, A.C. Sexual behavior in the human female / A.C. Kinsey, W.B. Pomeroy, C.E. Martin, & P.H. Gebhard. Philadelphia: W.B.Saunders Co, 1953.-842 p.
  170. Kitazawa, K. Sexuality issues in Japan: A view from the front on HIV/AIDS and sexuality education / K. Kitazawa // SIECUS Report. -1994. -22(2). — P.7−11.
  171. Krafft-Ebing, R. Psychopathia sexualis / R. Krafft-Ebing. New York: Bell, 1965.-84 p.
  172. Laumann, E.O. The social organization of sexuality / E.O. Laumann, J.H. Gagnon, R.T. Michael, & S. Michaels. Chicago: University of Chicago Press, 1994. — 46 p.
  173. Leeper, R.W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized response» / R.W. Leeper // Psychological Review. 1948. — 55. -P.5−21.
  174. Malinowski, B. The sexual lifeof savages in North-Western Melanesia / B. Malinowski. New York, 1929. — 603 p.
  175. Marcia, J.E. Identity in adolescence / J.E. Marcia // Handbook of adolescent psychology / Ed. By J. Adelson. N.Y.: John Willey, 1980. — P. 213−231.
  176. Marcia, J.E. Development and Validation of Ego-Identity Status / J.E. Marcia // Jornal of Personality and Social Psychology. 1981. — 3. — P. 551−558.
  177. Maslow, A. The farther reaches of human nature / A. Maslow. -New York: Viking, 1971.-407 p^
  178. , W.H. & Johnson, V. E. Human sexual inadequacy / W.H. Masters, V. E. Johnson. Boston: Little, Brown, 1970. — 467 p.
  179. Mead, G.H. Mind, self and society / G.H. Mead // Ed. by C.W. Morris. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1975. — 248 p.
  180. Michael, R.T. Sex in America: A definitive study / R.T.Michael, J.Y. Gagnon, E.O. Laumann, G. Kolata. Boston- Little Brown, 1994. — 118 p.
  181. Money, J. Man and woman, boy and girl. / J. Money, A.A. Ehrhardt. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1972. — 46 p.
  182. Mosher, D.L. Measurement of guilt in femalesby self-report inventories / D.L.Mosher // Journal of Consulting and Clinical Psychology. -1968. 32. — P.690−695.
  183. Mowrer, O.H. Learning theory and behavior / O.H. Mowrer. New York: John Wiley, 1960. — 615 p.
  184. Philpot, C. Bridging separate gender worlds: Why men and women clach and how therapists can bring them together / C. Philpot, G. Brooks, D. Lusterman, R. Nutt. American Psychological Association, Washington: Hardcover, 1997.-410 p.
  185. Rogers, C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / C.R. Rogers. // Ed. S.Koch. Psychology: A study of a science. New York, McGraw Hill, 1959. — V.3. — P.184−256.
  186. Rotenberg, M. Cabalic sexuality and creativity. / M. Rotenberg // International Journal for the Psychology and Religion. 1995. — 5(4) — P.225−244.
  187. Rotter, J.B. The psychological situation in social learning theory. / J.B. Rotter // D. Magnusson (Ed.). Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NY: Erlbaum, 1981. — 472 p.
  188. Schachter, S. The interaction of cognitive and psychological determinants of emotional states / S. Schachter // Ed. C.D.Spielberger. Anxiety and behavior. New York: Academic Press, 1966. — P. 193−244.
  189. Schachter, S. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states / S. Schachter, J.E. Singer // Psychological review. 1962. -69(5) — P.379−399.
  190. Skinner, B.F. Whatever happened to psychology as the science of behavior / B.F. Skinner // American Psychologist. 1987. — 42. — P.780−786.
  191. Skinner, B.F. The origins of cognitive thought / B.F. Skinner // American Psychologist. 1989. — 44. — P. 13−18.
  192. Suplicy, M. Sexuality education in Brazil. / M. Suplicy // SIECUS Report. 1994. — 22(2) — P. 1−6.
  193. Travis, C.B. Women and health psychology: Mental health issues / C.B. Travis (Ed), P.L. Moore. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. — 587 p.
  194. Witzum, E. Commentary on Rotenberg’s «Cabalic sexuality and creativity» / E. Witzum // International Journal for the Psychology of Religion. -1995.-5(4)-P.245−249.
  195. Факторная матрица для структурно-функциональной модели женской сексуальности Rotated Component Matrix1. Component
  196. VAR00001 -, 103 -, 120 -, 144, 616, 119, 343 -3,527E-02 l, 275E-02 6,758E-02, 213
  197. VAR00003 -8,294E-02 3,619E-02 -, 125, 785 -, 122 -7,867E-02 5,596E-02 -2,472E-02, 153 5,920E-02
  198. VAR00005, 102 4,459E-02 -2,919E-03 -4,096E-02, 769 -, 200 -5,297E-02 -, 142 2,846E-02 -, 137
  199. VAR00006, 218 -, 134, 113 9,895E-02 5,660E-02 -8,825E-02, 127, 379 -7,665E-02, 143
  200. VAR00007 -1.277E-03, 135, 589 8,287E-03, 239 -8,724E-02 9,502E-02 3,861 E-02, 687 4,127E-02
  201. VAR00008, 126 -, 375, 345 -, 548, 353 -9,742E-02 -, 142 -, 202 -5,397E-02 8,260E-02
  202. VAR00009 6,886E-03 -7,007E-02 4,855E-02, 177, 643 1.286E-03 5,570E-02, 776 7,579E-02 -6,544E-02
  203. VAR00010 -4,942E-03 7,205E-02, 710, 275, 133 -4,027E-03, 255 9,481 E-02 1.698E-02 -l, 530E-02
  204. VAR00011, 421 2,602E-02, 343, 159, 242, 131, 391, 155, 257, 257
  205. VAR00012, 769, 134 -, 101 -, 224 3,091 E-02 -7,723 E-02, 145 -Ц877Е-02, 135, 136
  206. VAR00013, 779 -4,071E-03, 121, 106 7,962E-02, 201 -, 142 8,496E-03 -, 140 -, 126
  207. VAR00014, 852 -1,119E-02 5,534E-02 7,779E-03 -7,104E-02 -6,402E-02 8,321 E-02 -4,953 E-03 -4,184E-02 2,311 E-02
  208. VAR00015, 628, 117 -2,498E-02 -5,556E-03, 150, 200 -, 132, 197 7,601 E-02 -8,875E-02
  209. VAR00016, 145, 192, 158 -, 148 0,545 4,481 E-02 -, 386, 426, 316 4,516E-02
  210. VAR00017 3,165E-02 -, 101 4,910E-02, 187 -, 485 4,552E-02 -9,904E-02 -, 291, 305 -, 185
  211. VAR00019 2,427E-02, 617, 123 -, 182, 225 -4,284E-02 5,955E-02 -6,753 E-02 -, 761 6,590E-02
  212. VAR00021 1.220E-02, 165, 145 -8,057E-02 -5,768E-02 3,029E-02 -6,154E-02 4,510E-02 -4,473 E-02 3,400E-03
  213. VAR00023 -, 136, 270, 223 -, 280, 177, 127, 194 -5,913 E-02, 166 -, 199
  214. VAR00025 -, 270, 471, 390 -, 329, 129 2,122E-02 -7,120E-02 -, 209 -5,544E-02 -, 431
  215. VAR00027 -5,244E-02, 541, 215 -, 338, 179 -2,825E-02 2,638E-03 -, 159, 156 -6,664E-02
  216. VAR00029 9,718E-02, 890 5,632E-02 1.946E-02 4,042E-03 -, 139 -3,427E-02 -4,883 E-02 2,435 E-02 l, 762E-03
  217. VAR00030 5,477E-02, 893 3,524E-02 2,145E-02 2,608E-02 -2,645E-02 -4,464E-03 3,664E-02 -2,655E-02, 180
  218. VAR00033 4,736E-02, 430, 208 -, 371, 350, 109 8,5 62E-02 -2,969E-02, 105 -, 167
  219. VAR00034 -5,482E-02, 625, 102, 206 -3,726E-02 7,757E-02 9,313 E-02 -4,016E-02 -3,110E-02, 786
  220. VAR00037 9,713E-03 -, 153 -3,036E-02 -9,289E-02 -3,505E-02 -9,715E-02 -, 396 -, 290 -5,302E-03, 375
  221. VAR00038, 486 -l, 192E-02 2,793 E-02 4,857E-02 -5,304E-02 8,068E-02, 743 -5,756E-02 -3,608E-02, 157
  222. VAR00039, 538 3,502E-02 -8,121 E-02 -4,198E-02 5,370E-02, 721, 232, 210 -5,428E-02 6,571 E-03
  223. VAR00040 -9,224E-02, 140 -, 105 -7,754E-02, 184 -, 687 -, 104, 277 -5,590E-02 5,617E-02
  224. VAR00041 2,820E-02., 522, 226, 217 4,160E-02 -, 289 -, 467 -, 182 -, 245, 209
  225. VAR00042 -, 201 -7,141E-02, 672 -, 194 -, 230, 539 -, 395 -5,271 E-03 -, 126, 233
  226. VAR00043 l, 929E-02, 156 -9,876E-02, 582 -, 185 -, 117 -7,890E-02, 346 8,124 E-03 6,197E-02
Заполнить форму текущей работой