Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на практику, освещенную в литературе, и личный опыт работы в системе Пенсионного фонда, предлагается следующая схема организации деятельности регионального отделения ПФР по мобилизации просроченной задолженности: изучение экономической природы задолженности, анализ факторов ее образования, в том числе, в разрезе отраслей народного хозяйстваразработка обоснованных плановых заданий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-экономическое содержание пенсионного обеспечения
    • 1. Сущность пенсионного обеспечения
    • 2. Структура пенсионной системы и ее развитие
    • 3. Экономические механизмы реализации пенсионного обеспечения
  • Глава 2. Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
    • 1. Совершенствование организационной структуры ПФР
    • 2. Обеспечение финансовой устойчивости пенсионного фонда
    • 3. Введение персонифицированного учета

Реформирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальностьтемыисследования. Основным содержанием истории России конца XX века, несомненно, является трансформация управления жизнью общества на основе становления рыночных отношений, утверждения принципов правового, социально ориентированного государства, признающего человека, его права и свободы высшей ценностью.1 Вместе с тем, как показывает практика, реформирование большинства сторон общественной жизни происходит с большим напряжением сил и средств, зачастую оказываясь в кризисных ситуациях.

Особенно остро противоречия переходного периода развиваются в социальной сфере и, прежде всего, в системе пенсионного обеспечения, затрагивая насущные интересы более чем 38 млн. граждан, имеющих конституционное право на пенсию.

В общественном сознании сложилось мнение, что современная пенсионная система России не удовлетворяет никого: «пенсионеров — из-за низкого размера пенсииработодателей — вследствие непомерно высоких страховых взносоввласть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионероврегионы — поскольку одни из них (доноры) должны в существенной мере делиться с другими,.

1 См.: Конституция Российской Федерации, ст. 2. а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малыПенсионный фонд России — в связи с тем, что он никак не может решить задачу сбора необходимых ему средств".1.

Несмотря на то, что пенсионная тема постоянно привлекает внимание различной части населения, надо признать, в российском обществе широко распространены весьма наивные представления о механизмах пенсионной системы. Господствующим в общественном сознании остается ролевая идеологическая ситуация «государство — монопольный распорядитель социальных выплат». Это подтверждают и результаты опроса, проведенного Всероссийским Центром Исследований Общественного Мнения (ВЦИОМ) в 51 регионе страны. Анкетирование показало, что подавляющее большинство (80%) респондентов считает государство полностью ответственным за обеспечение их в старости. При этом лишь 4,4% опрошенных заявили, что им известны особенности организации, достоинства и различия государственных и негосударственных пенсионных систем. Еще меньше осведомленность у населения по поводу таких ключевых вопросов функционирования пенсионной системы, как природа собственности пенсионных фондов, механизмы и источники их образования, роль различных социальных субъектов в управлении этой системой.

Таким образом, наличие названных выше и не разрешенных до сих пор основных противоречий развития пенсионной системы, с одной стороны, с другой — необходимость формирования научного знания о современном пенсионном обеспечении обосновывает актуальность темы исследования,.

1 См.: Роик В. Д. Проблемы развертывания пенсионной реформы.// Российский экономический журнал. — 1998, — № 7−8. — С. 33. объясняет объективную необходимость теоретического осмысления природы пенсионного обеспечения, уточнения его социально-экономического содержания в современных условиях, раскрытия структуры пенсионной системы и механизма ее функционирования.

Учитывая то, что в рамках реформы пенсионной системы уже внедряется персонифицированный учет, который предполагает усиление заинтересованности и осуществления постоянного контроля застрахованного лица за изменением страховых сумм на его лицевом счете, сегодня становится особенно актуальным ускорить процесс информирования общественности с целью формирование адекватного общественного сознания.

Актуальность темы

исследования обусловлена не только ее научно-теоретическим значением, но и практической значимостью, состоящей в возможности использования выводов и положений при оценке результатов реформы пенсионной системы как на общероссийском уровне, так и в рамках отдельных территорий при создании единых пенсионных служб (ЕПС), пришедших на смену громоздкой модели двухзвенной системы пенсионного обеспечения (управление социального обеспечения + отделение ПФР территориального объединения).

Таким образом, радикальное решение проблем реформирования пенсионного обеспечения затрагивает все сферы общественной жизни, имеет важное социально-экономическое и политическое значение для успешного продвижения России по пути становления правового государства, ориентированного на улучшение уровня жизни народа, является одной из актуальных задач, стоящих перед наукой.

Степень разработанности проблемы. Анализ отечественной литературы показывает, что в России до начала 90-х годов не было специальных научных разработок, посвященных проблемам пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений. Исключение составляют критические публикации, имеющие откровенно идеологическую направленность, обусловленную проведением контрпропаганды со стороны правящей партии. Это объясняется как известно, новизной темы для отечественного обществоведения, отсутствием эмпирического материала, непродолжительным временем развития реформ, а так же определенной сложностью раскрытия темы в рамках одной конкретной научной дисциплины.

Вместе с тем, в этот период стали появляться отдельные исследования, связанные с проблематикой деятельности социальных страховых фондов. Особо следует отметить работы таких ученых, как М. Л. Захаров, М. С. Ланцев, Э. Г. Тучкова, которые значительно расширили рамки правовых и социально-экономических понятий социального обеспечения, фондов социального страхования, в том числе пенсионного обеспечения, способствовали формированию методологических подходов.1.

По мере либерализации общественной жизни, в России появились и стали общедоступными для ознакомления отечественных исследователей переводы фундаментальных трудов представителей западной экономической мысли, посвященные исследованию проблемы социальной ориентации.

1 См.: Захаров М. Л. Пенсии рабочим и служащим. — М.: Профиздат. -1983. — 224 е.- Захаров М. Л., Тучкова Э. Р. Азбука социального обеспечения. — М.: Знание. 1987. — 207 е.- Захаров М. Л. и др. Возмещение ущерба: комментарий / М. Л. Захаров, Р. З. Лившиц, Ю. Я Цедербаум. — М.: Профиздат. — 1988. — 302 с.- Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров./отв. ред. В. И. Никитинский — АН СССРМ.: Наука. — 1988;176с. рыночной экономики, вопросов благосостояния и социальных гарантий: Э. Директора, Дж. Кейнса, Я. Корнай, А. Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу, Л. Эрхарда. Работы таких ученых как X. Ламперт, К. Р. Макконелл позволили российским ученым познакомится с теориями предельной полезности и человеческого капитала, используемыми в исследовании систем потребительского и общественного блага.1.

К середине 90-х годов появились и стали нарастать проблемы в сфере пенсионного обеспечения, обусловленные как отсутствием стабильности в экономике, так и «болезнями роста» нового для России финансового института — Пенсионного фонда Российской Федерации. Все это не могло не привлечь внимания отечественных исследователей к данной проблеме.

Среди многочисленных работ по пенсионной тематике особо следует отметить диссертационное исследование А. В. Куртина «Механизм формирования и использования пенсионного фонда Российской Федерации». В нем автор на основе анализа деятельности различных систем социальной защиты развитых стран и обобщении опыта функционирования Пенсионного фонда РФ, обосновывает основные принципы.

1 См.: Дж. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денегПетрозаводск: Петроком. — 1993 — 310 с. — Корнай Я. Путь к свободной экономике: Страстное слово в защиту экономических преобразований. Пер. с англ. Петрако-ва Я.] - М.: Экономика. — 1990 — 20 с. — Маршалл, А. Принципы политической экономики./Пер. с англ. Столпера Р. И. — М.: Прогресс. — 1982 -415с.- Пигу А. Экономическая теория благосостояния./Экономическая мысль Запада/ Пер. с англ.- М.: Прогресс. — 1989 — Т1.1985;300 с.-Т2.1985;454с.- Принципы экономической науки. T. l-пер. с англ. — М.: Изд. группа «Прогресс». — 1993 — 414 е.- Эрхард Л. Благосостояние для все.: /Пер. с нем./ Предисл. Б. Б. Багаряцкого, В. Г. Гребенникова./ - М.: Начала-Пресс. — 1991.-335с. пенсионного обеспечения: солидарность поколений, автономность от правительства в управлении финансовыми ресурсами, как гарантия целевого использования средств фондараскрывает организационную систему пенсионного фонда, уточняет природу страховых взносов и их отличие от налогов. 1.

Комплексное представление о социальных гарантиях, реализуемых через механизм функционирования государственных внебюджетных фондов, их историческом развитии и современном состоянии дает коллективная монография, подготовленная С. А. Булгаковой, Л.

С.В.Бурдавицыным и Т. Н. Шевченко. На базе теоретических установок, сформулированных вышеназванными авторами, Г. Э. Пипия, раскрыл в диссертационном исследовании источники ресурсного обеспечения социальных гарантий в рыночной экономике, предложил механизм защиты от социальных рисков. К достоинствам данной работы следует отнести попытку автора классифицировать существующие модели пенсионной системы и дать оценку предполагаемой.

1 Куртин А. В. Механизм формирования и использования пенсионного фонда Российской Федерации. — Автореф. дис. канд. эк. наук. / Российская эконом. Академия Плеханова. — М., 1996. — 19 е.;

Булгакова С.А., Бурдавицын С. В., Шевченко Т. Н. Социальные гарантии в рыночной экономике: проблемы и решения / Под ред. С. А. Булгаковой, И. М. Водяненко. — С.П.6.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1998. -188 с.

Российской национальной системы социальной защиты.1.

Определенный интерес представляет диссертационное исследование П. С. Тарасова раскрывающее современную теоретическую и методологическую концепции социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения, в условиях перехода к рыночным отношениям.2.

В последнее время появилось много статей, авторы которых не только дают оценку эффективности проведения реформы пенсионной системы, но и предлагают конкретные рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения.3.

В целом, как нам представляется, увеличивающееся из года в год количество публикаций, содержащиеся в них положения и выводы авторов по проблемам совершенствования социального обеспечения в современных условиях составляют достаточную базу для исследования вопросов реформирования пенсионной системы.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности проблемы, а так же степени ее научной разработки, автор ставит целью раскрыть социально-экономическое содержание.

1 Пиния Г. Э. Основные направления развития социальных гарантий в рыночной экономике. — Саратов.: Изд. центр СГСЭУ, 1999. — 52 с.

2 Тарасов П. С. Социальная защита населения: теория, опыт, направления развития. — Автореф. дис. докт. эк. наук./ Саратов., 1999. — 34с. См.:. Аникеева Л. В. Экономическая основа трудовых пенсий.// Пенсия. 1999. — № 3 (30). — С. 48−50. Вавилов А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: анализ переходного периода. // Вопросы экономики. — № 2. — С. 103−118. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России.: хорошее начало и печальные результаты.// Государство и право. — 1998, — № 3, с. 20−27. Овсиенко Ю. В., Олевская Е. М., Русаков В. П., Сухова Н. Н. Пути реформирования пенсионной системы .// Экономика и математические методы. 1998 Том 34., — вып. 4 .

С.5−32. и дрпенсионного обеспечения и его развитие в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике.

Цель и логика исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач: изучение современных социально-экономических теорий, раскрывающих природу пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношенийраскрытие сущности пенсионного обеспечения, уточнение его понятия на основе современных методов исследования социальных процессов;

— исследование организационной структуры современной пенсионной системы, ее основных принципов и форм развития;

— выявление механизма реализации современного пенсионного обеспечения;

— анализ и обобщение практики реализации концепции реформирования существующей пенсионной системы по основным ее направлениям: создание Единых пенсионных служб в регионахвнедрение системы персонифицированного учета застрахованных лицопределение наиболее эффективных способов формирования бюджета пенсионного фонда, форм и методов обеспечения его финансовой устойчивостиразработка предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования ПФР в условиях реформирования экономики.

Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения, возникающие в обществе по поводу реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Объектом исследования выступает пенсионная система Российской Федерации в динамике ее развития.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990;1999 годов, но, в основном, анализируются те изменения, которые произошли в социальной сфере после 1995 года, когда Правительством Российской Федерации была принята концепция реформирования пенсионного обеспечения1.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные положения, законы и принципы диалектики: всеобщей связи и развития, системности, причинности и объективной целесообразности и др.

В частности, раскрытие сущности предмета исследования, уточнение понятия «пенсионное обеспечение» осуществлено с учетом требований диалектики общего, особенного и единичного. При этом под «общим» рассматривается наиболее изученная в обществоведении категория «деятельность», под «частным» — социальная деятельность, а под «единичным» -пенсионное обеспечение. Такой подход позволил не только выявить структуру пенсионного обеспечения, но и раскрыть его основные характеристики, обусловливающие ее качественную определенность.

Использование исторического подхода позволило автору проанализировать становление и развитие системы пенсионного обеспечения, выявить основные принципы ее организации и функционирования, их соответствие конкретно-историческим условиям и господствующим производственным отношениям.

При выяснении социальноэкономической природы трудовых пенсий автором были использованы положения и.

1 См.: // Российская газета .- 1995.-23 августа выводы, содержащиеся в основных экономических теориях, в том числе в теории заработной платы. В процессе исследования потребностей получателей пенсий, их количественных и качественных характеристик, наиболее эффективными оказались конкретно социологические процедуры (наблюдение, анкетный опрос, контент-анализ документов и т. п.), основанные на принципах и подходах, выработанных в экономике и социологии труда.

В процессе исследования тенденций развития пенсионной системы, вопросов финансовой устойчивости последней, применялись как «классические» методы экономического анализа и синтеза, статистических группировок, нормативный, балансовый и др., так и, считавшиеся в отечественном обществоведении до недавнего времени нетрадиционными, структурно-функциональный анализ, методы основанные на теориях «ожидаемой ценности» и «социального обмена».

Информационную базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального обеспечения в целом, и пенсионного обеспечения, в частности. Важное место среди использованных автором источников занимают нормативные документы, регламентирующие пенсионное обеспечение: Конституция РФ, законы Российской Федерации, Указы Президента России, Постановления правительства, постановления и письма правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

В настоящем исследовании использованы материалы и статистические данные Министерства труда и социального развития РФ, формализованные и статистические отчеты Пенсионного фонда, а так же публикации по проблеме, помещаемые на страницах периодических изданий, в том числе, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации.1.

Научная новизна исследования. Диссертация является одним из первых исследований, в котором осуществлен целостный и комплексный анализ современного пенсионного обеспечения в условиях становления и развития многоукладной экономики. Новизна используемых подходов к исследованию темы диссертации и полученных результатов заключается в следующих основных моментах:

— системное изучение сущности пенсионного обеспечения одновременно в сфере производства, распределения и потребления, позволило автору раскрыть двойственный характер его социально-экономического содержания и на этой основе выработать собственное определение. В отличии от существующих дефиниций, трактующих пенсионное обеспечение лишь только как процесс предоставления достаточных материальных средств гражданам в целях компенсации утраченного ими дохода, автором предлагается рассматривать последнее как систему экономических отношений основным содержанием которых является перераспределения части заработной платы, занятых в производстве между гражданами, получившими право на получение пенсии в соответствии с действующим законодательствомвпервые примененная методология структурно-функционального анализа и деятельностного подхода при исследовании понятия «пенсионное обеспечение» позволила.

1 См.: // Научно-образовательный и информационный журнал «Пенсия» -1996;1999; // Газета старшего поколения «Достоинство" — // Вестник пенсионного фонда России. Официальное издание ПФР. — 1999. выявить основные элементы пенсионной системы, ее функции и раскрыть содержательную сторону различных моделей пенсионного обеспечения, а именно: наличие или отсутствие страховых принциповстепень использования накопительного и распределительного методов финансирования пенсий.

— обоснована объективная необходимость и целесообразность перехода от двухзвенной системы организации пенсионного обеспечения к созданию Единой Федеральной пенсионной службы, осуществляющей весь комплекс пенсионных мероприятий: от назначения пенсии, до ее ресурсного обеспечения и доставки получателюсистематизированы традиционные фискальные и выработаны новые экономические формы и методы усиления мотивации работников и работодателей на своевременную и полную уплату текущих страховых взносов и погашение просроченной задолженности в пенсионный фонд Россиипредложена новая методика краткосрочного прогнозирования финансовой устойчивости пенсионной системы на основе анализа «ликвидности» просроченной задолженности в разрезе факторов ее образования, динамики дебиторской задолженности предприятий различных отраслей народного хозяйства;

— впервые вводится в научный оборот фактический материал, собранный и обработанный автором на основе анализа практики создания единых пенсионных служб, введения персонифицированного учета в систему пенсионного обеспечения, а так же личного опыта организации работы регионального отделения ПФР.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в раскрытии одной из актуальных проблем — перехода пенсионного обеспечения, основанного на распределительном принципе, к радикально новой системе его реализации на основе накопления страховых взносов и адресному финансированию. Значение данного исследования заключается в возможности использования полученных в работе теоретических выводов, методологических подходов и методических рекомендаций в выборе основных путей, определении стратегии и тактики, подборе наиболее эффективных форм и методов проведения реформы пенсионной системы в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в обществе.

Изложенные в диссертационной работе предложения по совершенствованию практики формирования и использования финансовых ресурсов ПФР могут быть применены в текущей деятельности самого фонда и его территориальных подразделений, а так же в ходе реформирования как федеральной пенсионной системы, так и всего социального страхования в стране.

Отдельные положения исследования окажутся полезными не только при подготовке спецкурсов для студентов высших учебных заведений, работников социальной защиты и пенсионного фонда, но и для руководителей объединенных муниципальных образований в рамках проводимых j курсов повышения квалификации.

Заключение

.

Начавшийся в начале 90-х годов процесс перехода российской экономики на рыночные отношения, ликвидация монопольной роли государства в экономической и социальной сферах, формирование рынка труда и связанная со всем этим перестройка финансово-кредитных отношений, объективно потребовали проведения реформы системы пенсионного обеспечения. Основные направления реформирования пенсионной системы получили одобрение Правительства РФ в августе 1995 года и находятся под его контролем. Совершенствуется нормативно-правовая база пенсионного обеспечения, реформируется организационная структура пенсионной системы, внедряется система персонифицированного учета, формируется научное мировоззрение и общественное мнение о необходимости перехода на страховые принципы пенсионного обеспечения.

Наряду с некоторыми положительными сдвигами в организации пенсионного обеспечения, автором в ходе исследования были вскрыты определенные недостатки в методологическом обеспечении реформирования пенсионной системы Российской Федерации и, в первую очередь, недостаточная теоретическая проработка понятийного аппарата.

Данное обстоятельство, в основном, предопределило содержательную сторону и направленность выводов первого раздела настоящего исследования.

На основе структурно-функционального подхода, составляющего сердцевину методологии исследования социальной деятельности, используя семантический анализ основных понятий «пенсия» и «обеспечение», была предпринята попытка раскрыть социально-экономическую сущность, двойственную природу пенсионного обеспечения.

В частности, на наш взгляд, социально-экономическая сущность государственного пенсионного обеспечения, как специфического вида социальной деятельности, заключается в предоставлении гражданам государством или уполномоченным им органом (при определенных законом обстоятельствах) средств к существованию в форме государственной помощи или компенсации утраченного им дохода, на основе личных накоплений или принципа солидарности поколений, который проявляется в том, что работоспособные, молодые работники содержат состарившихся, нетрудоспособных граждан.

Двойственная природа сущности пенсионного обеспечения проявляется в том, что данное понятие выражает одновременно два важных явления общественной жизни. Во-первых, пенсионное обеспечение — специфический вид социальной деятельности, способ реализации общественных отношений, возникающих в социально ориентированном обществе по поводу обеспечения жизненных условий на уровне принятых в обществе стандартов гражданам, потерявших возможность получать эти средства за счет непосредственного участия в производстве. Содержание данного понятия проявляется в жизни в форме пенсионной системы которая, в свою очередь, определяется как совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам, в связи с достижением ими установленного законом возраста, наступление инвалидности, потерей кормильца, а так же по другим основаниям, определенным законодательством.

Во-вторых, пенсионное обеспечение можно рассматривать как процесс, связывающий субъекты пенсионного обеспечения с объектом (получателями пенсий), как деятельность структурных элементов пенсионной системы, основным содержанием которой является перераспределение финансов в обществе.

Дальнейший анализ структуры и механизмов функционирования пенсионной системы позволили доказать, что пенсионная система любой цивилизованной страны существует в двух основных формах — государственного пенсионного обеспечения, предоставляющего гражданам социальные пенсии и пенсионное обеспечение, основанное на применении принципов социального страхования. Последний тип пенсионной системы, в свою очередь, состоит из обязательного государственного страхования и дополнительного обязательного, добровольного) пенсионного страхования.

В процессе изучения мировой практики и опыта реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации было доказано, что пенсионная система, основанная на принципах социального страхования в переходной экономике является более предпочтительной с точки зрения государства, так как освобождает его бюджет от расходов на выплату пенсий, создает у граждан стимулы к зарабатыванию пенсии, повышению производительности труда и, как следствие, к повышению реальной заработной платы, улучшению качества жизни. Это направление в сегодняшних условиях является магистральным в развитии социального обеспечения в целом.

В месте с тем, существует определенная категория граждан, которая в силу ряда причин не имеет возможности приобрести права на трудовую страховую пенсию (инвалиды, сироты и т. п.), а так же лица, осуществляющие по роду своей деятельности функции государства (военнослужащие, налоговая инспекция и полиция и т. п.). Поэтому, в ближайшем будущем в пенсионной системе России сохранится государственное пенсионное обеспечение.

Проанализировав положительные и негативные характеристики существующих форм пенсионного обеспечения, делается вывод о том, что надежная и эффективная пенсионная система, адекватная российским экономическим, правовым и социальным реальностям, может быть создана только на основе многоукладной модели, органично сочетающей элементы государственного пенсионного обеспечения, основанного на государственных гарантиях и финансируемого из его бюджета, и пенсионного страхования, построенного на основе принципов личной и коллективной ответственности.

Изучение механизма реализации современного пенсионного обеспечения, и в первую очередь, формирования бюджета пенсионного фонда и методов финансирования пенсий, привело нас к выводу, что в мировой практике существует два основных способа организации финансового обеспечения пенсионных выплат: распределительный и накопительный. Раскрыв сущность и основные характеристики обоих методов, можно утверждать, что сложная социально-экономическая ситуация, сопровождающая Россию в переходном периоде, с одной стороны, с другой — не всегда эффективно действующий механизм регулирования пенсионного обеспечения, основанный на распределительном методе финансирования выплаты пенсий, во многом предопределили объективную необходимость ускорения проведения реформы пенсионной системы. При этом, исходя из уровня экономического развития России, первоочередными направлениями, на наш взгляд, являются не революционные преобразования в методах финансирования пенсий, требующие огромных накоплений, а последовательное совершенствование организационной структуры пенсионной системы, укрепление ее финансовой устойчивости.

Анализ структуры пенсионной системы на основе научных методов познания, позволил сделать вывод о том, что существующая организационная структура пенсионной системы, основанная на распределительном принципе, обеспечивает реализацию целей пенсионного обеспечения только в условиях стабильно развивающейся экономики, при достаточном количестве денежных средств для финансирования пенсий. В сложных социально-экономических условиях переходного периода, для решения задач по внедрению страховых принципов пенсионного обеспечения необходимо реформирование организационной структуры пенсионной системы и рационализация основных функций субъектов пенсионного обеспечения.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации. Необходимо четко определить правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации путем формирования Федеральной службы государственного пенсионного страхования, что позволит более эффективно выполнять функции государственного пенсионного обеспечения в современных условиях.

Укрепление финансовой устойчивости пенсионной системы является, наряду с организационной перестройкой, необходимым условием успешного реформирования пенсионного обеспечения.

Как показало исследование теории и практики управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения, основой финансовой устойчивости пенсионной системы является поддержание равновесия доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда. Соответственно, все решения по поводу изменения размера пенсий следует принимать только после определения реальных источников финансирования. Учитывая это замечание, определяющим направлением реформирования пенсионного обеспечения, на наш взгляд, является обоснованное сокращение расходной части бюджета на основе утверждения страховых принципов пенсионного обеспечения и увеличение доходной части путем введения накопительных элементов и активизации работы по погашению просроченной задолженности.

Важным резервом повышения финансовой устойчивости пенсионной системы является просроченная задолженность плательщиков перед Пенсионным фондом. В арсенале Пенсионного фонда Российской Федерации имеется множество форм и методов взыскания просроченной задолженности, которые автор систематизировал в три группы: экономические методы (стимулирующие погашение долгов перед ПФР) — «силовые» формы судебного или бесспорного взыскания недоимки и пенипрофилактические, основанные на моральном воздействии на руководителя предприятия-должника. Наиболее эффективными мероприятиями, по нашему мнению, являются проведение реструктуризации и предоставление рассрочек на погашение задолженности по согласованным графикам. Подтверждением данному выводу служит подписанный 29 января 2000 года Указ Президента РФ № 116 «О мерах по нормализации расчетов с пенсионным фондом Российской Федерации», позволяющий предприятиям-должникам, уплатившим недоимку и 10% пени до 1.04.2000 г., списать полностью оставшуюся сумму пени.

Опираясь на практику, освещенную в литературе, и личный опыт работы в системе Пенсионного фонда, предлагается следующая схема организации деятельности регионального отделения ПФР по мобилизации просроченной задолженности: изучение экономической природы задолженности, анализ факторов ее образования, в том числе, в разрезе отраслей народного хозяйстваразработка обоснованных плановых заданий по мобилизации просроченной задолженности на основе ее инвентаризациивыбор формы воздействия на должника, исходя из анализа результатов его финансово-хозяйственной деятельности предприятия и с учетом ранее принимаемых к нему мер. Важно привлечь к работе по погашению задолженности как можно больше сторонников: администрацию муниципальных образований, депутатский корпус, прокуратуру, налоговую полицию, советы ветеранов, средства массовой информации и т. п.- контроль за реализацией мероприятий по погашению просроченной задолженности и анализ эффективности применяемых форм воздействия.

Создать предпосылки для укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, как показала практика, позволяет введение в структуру пенсионного обеспечения и в организацию работы ПФР индивидуального персонифицированного) учета. Уже сейчас персонифицированный учет позволяет осуществлять дополнительный контроль за финансовой дисциплиной плательщиков страховых взносов и за правильностью предоставляемой работодателями и другими плательщиками взносов информации о пенсионных правах работающих.

Обобщая результаты проведенного исследования и соотнося их с поставленными задачами, можно сделать основной выводпенсионное обеспечение Российской Федерации адаптируется к условиям создаваемых рыночных отношений с учетом тех ограничений, которые создает общее состояние экономики и финансов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования: Федеральный законот 1.04.96 г. № 27 -ФЗ .//Российская газета. 1996. — № 68. — 10 апреля.
  3. Об основах обязательного социального страхования.: Федеральный закон от16.07.99 г. № 165-ФЗ. //Российская газета 1999. — № 139. — 21 июля. Указы Президента Российской Федерации.
  4. Постановления Правительства РФ.140 мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 7.08.95 г. № 790 // Российская газета. 1996 — 23 августа.
  5. Постановления Правления ПФР, письма ПФР, инструктивные материалы
  6. О дополнительных мерах по погашению задолженности: Письмо ПФ Российской Федерации от 5 мая 1996 года № ЮЛ -09−1 1/1438 -ИН. // Экспресс-закон. -1996. -№ 15. -ст. 198.
  7. Сборник нормативно-инструктивных материалов, регламентирующих деятельность уполномоченных и определяющих порядок уплаты страховых взносов в ПФР. Выпуск № 2. М.: «Гелва», — 1996. — 358 с.
  8. Сборник нормативно-инструктивных материалов, регламентирующих деятельность уполномоченных и определяющих порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. Выпуск № 3. М.: «Экар». — 1998. — 318 с.
  9. Сборник нормативно-инструктивных материалов, регламентирующих деятельность уполномоченных и определяющих порядок уплаты страховых взносов в ПФР. Выпуск № 4. М.: Изд- во «Синус». — 1999. — 408 с. 1. Монографии, сборники
  10. B.C. Исторический материализм: Современные тенденции развития. -М.: Мысль, 1986. 285 с.
  11. С.А., Телятников Н. Б., Тимошенко В. А. Формирование налоговой системы России. Саратов.: Изд. центр СЭИ -1994.-1 14 с.
  12. С.А., Бурдавицын С. В., Шевченко Т. Н. Социальные гарантии в рыночной экономике : проблемы и решения / Под ред. С. А. Булгаковой, И. М. Водяненко. С.П.б.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1998. — 188 с.
  13. С. Государственные социальные внебюджетные фонды как форма реализации экономических интересов: Автореферат дисс. Саратов. — 1996. — 18 с.
  14. .А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Знание, 1975. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Философия". № 11). — 64 с.
  15. Гиркало В. П Трудовой коллектив как субъект общественно-политической деятельности. Дисс. канд. филос. наук. Москва.- 1992. 169 с.
  16. А.И. Политическая деятельность. Философский анализ факторов детерминации. Саратов: Изд-во Сар. гос. унта, — 1987. 180 с.
  17. Дж. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег -Петрозаводск: Петроком. 1993 — 310 с.
  18. M.JI., Тучкова Э. Р. Азбука социального обеспечения.- М.: Знание. 1987. 207 с.
  19. Захаров M. J1. и др. Возмещение ущерба: комментарий / М. Л. Захаров, Р. З. Лившиц, Ю. Я Цедербаум. М.: Профиздат. — 1988.- 302с.
  20. М.Л. Пенсии рабочим и служащим. М.: Профиздат.- 1983. 224 с.
  21. Зб.Злобин Н. С. Деятельность труд — культура. // Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 118с.
  22. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  23. Я. Путь к свободной экономике: Страстное слово в защиту экономических преобразований. Пер. с англ. Петрако-ва Я. М.: Экономика. — 1990 — 20 с.
  24. A.M. Диалектика общественных отношений и человеческая деятельность. Харьков: Вища шк., Изд-во при Харьк. ун-те. — 1988. — С.164 с.
  25. А.В. Механизм формирования и использования пенсионного фонда Российской Федерации. Автореф. дис. канд. эк. наук. / Российская эконом. Академия Плеханова. — М., 1996. — 19 с.
  26. Д. Социология труда. М.: Прогресс.- 1988. -626 с.
  27. А. Принципы политической экономики./Пер. с англ. Столпера Р. И. М.: Прогресс. — 1982 -415с.
  28. А. Экономическая теория благосостояния./Экономическая мысль Запада/. В 2 т. Пер. с англ.- М.: Прогресс. 1989 — 454 с.
  29. Г. Э. Основные направления развития социальных гарантий в рыночной экономике. Саратов.: Изд. центр СГСЭУ. — 1999. — 52 с.
  30. Ю.Д. Пенсионный фонд Российской Федерации (России): Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами. Комментарий. 2-е изд., доп. — М., 1996. -112 с.
  31. Принципы экономической науки. T. l-пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс». — 1993 — 414 с.
  32. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк. — 1990. -302 с.
  33. А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов. М.: Бух. учет. -1997. — 93 с.
  34. И.И. Механизм формирования и развития социальной активности: Дисс. канд. филос. наук. Куйбышев. -1974. — 176 с.
  35. М. JI. Проблема субъекта хозяйственной деятельности. М.: Прогресс, 1989. 472 с.
  36. П.С. Социальная защита населения: теория, опыт, направления развития.- Автореф. дисс. докт. эконом, наук. / Саратов. 1999. — 34 с.
  37. Э. Г., Захаров M.JI. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров./отв. ред. В. И. Никитинский — АН СССР -М.: Наука. 1988- 176 с.
  38. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. С. 263.
  39. А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования, — М.: Изд-во Высш. шк. экономики. 1997. — 47 с.
  40. JI. Благосостояние для всех.: /Пер. с нем ./ Предисл. Б. Б. Багаряцкого, В. Г. Гребенникова./ М.: Начала-Пресс -1991.-335 с.
  41. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука- 1978, — С. 268.1. Статьи
  42. В.А. О построении региональной системы дополнительного пенсионного обеспечения. // Пенсия. 1997. -№ 9 (12). — С. 54−56.
  43. Л.В. Экономическая основа трудовых пенсий.// Пенсия. 1999. № 3 (30). — С. 48−50.
  44. В.Г. Человек как система и система деятельности человека. // Социологические исследования. 1976.-№ 4.-с.31−38.
  45. А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: анализ переходного периода. // Вопросы экономики. -№ 2.- С. 103−118.
  46. Е.Я. О работе служб уполномоченных по организации сбора страховых взносов. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. -С.16−19.
  47. Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России. // Пенсия. 1997. — № 7 (Ю) — С.60−64.
  48. Вчера, сегодня и завтра пенсионной системы Венгрии. // Пенсия. 1997. — № 8 (11). — С.52−57.
  49. . Пенсии «нового поколения».// Российская газета. 1999. — 20 июля.
  50. В.Е., Петров Ю. А. Индикативное планирование -механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. // Российский экономический журнал. 1998. — № 7−8. С. 44−48.
  51. М.Л., Э.Г. Тучкова. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты. // Государство и право. 1998. — № 3. — С. 20−27.
  52. М.Ю. Каковы наши результаты? // Вестник пенсионного фонда России. 1999. — № 1. — С.2−8. 68. Зурабов М. Ю. Система социального страхования в России. // Вестник Пенсионного фонда России. — 1999. — № 2. — С. 2−7.
  53. Исполнение бюджета ПФР за 1 полугодие 1999 года. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. — С.61−88.
  54. Итоги и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения. // Пенсия. 1997. № 6 (9). — С. 54−59.
  55. А.П. «Персонифицированный учет трудового стажа и заработка для исчисления пенсий в свете проводимой пенсионной реформы». // Пенсия. 1997. — № 8 (11). — С. 36−37.
  56. А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. — С. 14−15.
  57. Ю.З. Обратной дороги нет -только вперед. // Пенсия.- 1996, — № 1. С.4−5.
  58. Ю.З. Трудности пенсионной реформы в России. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. — С. 14−16.
  59. М. Императивы реформы Российской системы пенсионного обеспечения. // Вопросы экономики, — 1998. № 10.- С.118−126.
  60. Нидерланды: пенсионное обеспечение важнейший элемент социальной политики. // Человек и труд. — 1997. — № 9. — С.28−30.
  61. Новое в пенсионном обеспечении в Польше. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. — С.49−60.
  62. Об организации выплаты пенсий в городе Санкт-Петербурге. // Пенсия. 1997. -№ 2(5). — С.41.
  63. Ю.В., Олевская Е. М. и др. Пути реформирования пенсионной системы. // Экономика и математические методы. -1998. Т.34. — вып. 4. — С.5−32.
  64. Опыт работы Отделения ПФР по Республике Коми по пенсионному обслуживанию граждан в условиях единой пенсионной службы. // Пенсия. 1997. — № 11 (14). — С.38−42.
  65. Пенсионная реформа в Швеции. // Пенсия. 1997. — № 4 (7) -С.56−64. .
  66. Пенсионный фонд: взгляд изнутри. О некоторых вопросах функционирования единой пенсионной службы. // Пенсия. -1997. № 9 (12). — С. 42−43 .
  67. Перспективы пенсионного страхования в Германии. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 2. — С. 55−60.
  68. Г1ротасеня П.Ф., Белякович Н. Н. Социальная активность как общественное явление // Философские науки. -1978. № 2.-с.32−37.
  69. Реформа системы пенсионного страхования в Кыргызской Республике. // Пенсия. 1997. — № 11 (14). — С. 49−54.
  70. А. Вопросы регулирования финансовой инфраструктуры в России. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. — С. 39−44.
  71. В.Д. Проблемы развертывания пенсионной реформы.// Российский экономический журнал. 1998, — № 7−8. — С. 33−40.
  72. В.Д. О переустройстве пенсионной системы России. // Человек и труд. 1997. — № 9. — С. 23−32.
  73. В., Шерстнев В., Эченикэ Е. «Техническое задание» на разработку концепции пенсионной системы для России XXI века. // Человек и труд. 1999. — № 3. — С. 43−47.
  74. В.Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. 1978. № 2. — С.47−54.91 .Селиванова З. М. О правовых проблемах Пенсионного Фонда Российской Федерации. // Вестник Пенсионного фонда. 1999. -№ 2. — С.17−19.
  75. Система пенсионного обеспечения США. // Вестник Пенсионного фонда России. 1999. — № 1. .- С. 112−121.
  76. . А.К. Изменение тарифной политики Пенсионного фонда РФ. // Бухгалтерский учет. 1998. — № 9. — С. 14−19.
  77. А. Кризис пенсионной системы: причины реальные и мнимые.// Человек и труд. 1997. № 9. С.25−27.
  78. А.К. Начисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. // Бухгалтерский учет. 1997. -№ 7. — С.55−63.
  79. А. Особенности тарифной политики ПФР на 1998 год. //Экономика и жизнь. 1998. — №. 4. — С.11−12.
  80. А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики. II Вестник Пенсионного фонда России .- 1999. № 2. — С. 31−48.
  81. М.Д. Пенсионный фонд: взгляд изнутри. // Пенсия. -1997. № 9 (12). — С. 42−43.
  82. Финансирование пенсий по старости: распределительные и накопительные системы в Европейском Союзе. // Пенсия. 1996. — № 1. — С.54−63.
  83. Л.П. К новой теории пенсионных отношений? // Пенсия. 1997, — № 9 (12). — С.2−6.
  84. Л.П. Место накопительных принципов финансирования в организации пенсионного обеспечения. // Пенсия. 1997. — № 11 (14). — С. 60−62.
  85. Словари, справочники, пособия
  86. Как провести социологическое исследование. / Под ред. М. К. Горшкова, ф.Э. Шереги. М.: Политиздат. — 1990 — 288 с. 103. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / - 3-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  87. Пенсионный фонд Российской Федерации в 1999 году: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. -М.: Современная экономика и право. 1999. — 32 е.-
  88. Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. — М- Рус. яз., -1990. — 624 с.
  89. Современная Западная социология: Словарь. М.Политиздат. — 1990. — 432 с.
  90. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. — 1989. — 815 с.
Заполнить форму текущей работой