Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом контексте основу диссертационного исследования составляет анализ глобальных политических, социальных и экономических факторов, обусловливающих политическую стратегию формирования электронного правительства в странах мира и в России. Диссертационная работа базируется на применении принципов политической науки, теории государственного управления с использованием общенаучной методологии… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ГЛАВА. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА
  • 1. Основные подходы к понятию «электронное правительство»
  • 2. Административная реформа и электронное правительство
  • 3. Архитектура и функции электронного правительства
  • 4. Этапы формирования электронного правительства
  • 5. Стимулы и препятствия при формировании электронного правительства
  • 2. ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  • 1. Западная модель государственной политики в сфере электронного правительства. Электронная демократия
  • 2. Восточная модель государственной политики в сфере электронного правительства
  • 3. ГЛАВА. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
  • 1. Современная стадия развития электронного правительства в России
  • 2. Осуществление федеральной целевой программы «Электронная Россия»
  • 3. Возможная политическая стратегия в области электронного правительства для современной России

Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором жизни мирового сообщества. Их широкое распространение преобразует современную действительность, приводит к серьезным сдвигам в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Среди глобальных тенденций, обусловливающих актуальность данной тематики информационных технологий в целом и электронного правительства, в частности, необходимо отметить следующие.

Во-первых, процессы целенаправленного использования информационно-коммуникативных технологий, как одной из движущих сил совершенствования государственного управления, начались несколько десятков лет назад практически одновременно в целом ряде западных и восточных государств. Информационно-коммуникативные технологии стали основой для глобализации, все больше влияют на общественное развитие.

Во-вторых, значительно (примерно в 1,5 раза в год1) возрастает число интернет-пользователей.

В-третьих, в современных условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на стремительные изменения окружающего мира, а отсюда, возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб.

Ирхин Ю.В. «Электронное правительство и социум: попытка системного сравнительного анализа//АНО «Общественно политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики «Понятия. Анализ. Хроника. Прогноз». — 2005. — № 1 (36) -с.123.

И, наконец, в условиях усиления глобализационных процессов национальные правительства для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества вынуждены реагировать на современные требования новых технологий.

В целом информационное общество предполагает неизбежную трансформацию политических институтов и государственного управления в смысле изменения функций и в плане структурных подвижек.

Наша страна не может остаться в стороне от данных процессов, несмотря на то, что ведущие в этой сфере государства в значительной степени опережают уровень информатизации в России. Это обусловливает актуальность и практическую значимость данного диссертационного исследования.

Существуют интегрированные рейтинги, оценивающие степень готовности различных государств к информационному обществу и его управленческим структурам. Network Readiness Index, подготовленный Гарвардским университетом, ставит Россию на 61-е место из 75 стран, рассмотренных при анализе2.

Однако за рубежом накоплен многосторонний опыт, обобщив который Россия сможет сделать значительный шаг в совершенствовании государственного управления на основе применения информационно.

Ирхин Ю.В. «Электронное правительство и социум: попытка системного сравнительного анализа//АНО «Общественно политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики «Понятия. Анализ. Хроника. Прогноз». — 2005. — № 1 (36) -с.123. коммуникативных технологий и в конечном итоге построить систему электронного правительства.

При этом необходимо понимание того, что, с одной стороны, государства-лидеры в области электронного правительства применяли в процессе трансформации государственного управления принципиально различные политические стратегии. Это означает, что Россия может выбрать для себя наиболее адекватную из них для адаптации на своей территории и применительно к своим условиям и целям. С другой стороны, структура органов государственной власти и местного самоуправления, культурные и профессиональные характеристики государственной службы в России отличаются рядом особенностей. Государственное управление еще не стало системой, обслуживающей интересы гражданского общества. Отсюда наложение друг на друга процессов информатизации и рационализации государственной службы.

Проходящая в стране административная реформа ориентирована как на обеспечении условий для инновационных действий государственного аппарата, так и на развитие его профессиональных качеств, т. е. способности к планированию управленческой деятельности и широкому использованию программных методов управления, связанных с постановкой точно сформулированных задач с количественными и качественными показателями, позволяющими обеспечить контроль за их выполнением, что соответствует современным представлениям о государственном управлении информационного общества. Электронное правительство, а данном случае выступает как целью, так и важнейшим фактором административных новаций. Однако трудности преобразований свидетельствуют о серьезных проблемах в соотнесении целей и ресурсов реформы, последовательности действий правительства, что во многом определяется выбранной политической стратегией действий.

Таким образом, разработка политической стратегии формирования электронного правительства в современной России является весьма актуальной проблемой. Исследование в этой области представляется значимым как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Степень научной разработанности проблемы.

Для разработки методологических оснований диссертационного исследования особое внимание необходимо уделить исследованиям проблем информационного общества, проведенным Алексеевой И.- Беллом Д., Зуевым С. Э., Иноземцевым В., Кастельсом М., Поппером К. Р., Тоффлером Э. и Тоффлер X., Уэбстером Ф., Цвылевым Р. И., Эриксеном Т.Х.3 и др;

3 Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. Вып. 1. М., 1999.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999.

Зуев С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)//Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С.230−250.

Иноземцев В. За пределами экономического общества (постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире). — М.: Academia, 1998. — 640 с.

Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 2: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium». — Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers. 1996,1997,1998.

Castells M. The Rise of the Network Society. London, Blakwell Publishers, 1996.

Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society. — Oxford: Oxford University Press, 2001.

Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М.: ГУ ВШЭ,.

2000.

Достижение обобщенного теоретического осмысления места и роли информационных технологий в государственном управлении стало возможным благодаря исследованиям политических коммуникаций, коммуникативных систем и современных коммуникативных технологий в политическом процессе. В этом аспекте следовало бы отметить работы Анохина М. Г., Беннета Л. и Энтмана Р., Березина В. М., Вершинина М. С., Грачева М. Н., Земляновой Л. М., Кретова Б. Е., Лассуэла Г., Назарова М. М., Почепцова Г. Г., Соловьева А. И., Туронока С.Г.4 и др.

Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. Пер. с англ. Барсуковой С.Ю.//Мир России.-2000.-№ 1.

Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. N 1.

Поппер K.P. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Toffler Alvin. The Third Wave. — Collins, 1980.

Тоффлер Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. -Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.

Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21 века. — М.: ACT, 2001.-669 с.

Теории информационного общества. Пер. с англ. Арапова M.B., Малыхиной H.B. Под ред. Вартановой E. J1. — М.: Аспект Пресс, 2004.

Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. — М.: Наука, 1996.

Эриксен T.X. Тирания момента. Время в эпоху информации. — М.: Весь Мир, 2003. 208 с.

4 Анохин М. Г. Компьютерные технологии в политике и политологии/Юбщая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И, — М., 1997. — C.760−771.

Анохин М. Г, Комаровский B.C. Информационные технологии в политике // Политика: возможность современных технологий. — М., 1998. C.230- 246.

Большим значением для данного исследования обладают также труды, посвященные изучению проблем реформирования государственного управления в России. В данном аспекте следовало бы отметить работы.

Анохин М.Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике/Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию. — М.: РАГС, 1998.

Bennett, W. Lance, Entman, Robert M. Mediated Politics: Communication in the Future of Democracy (Communication, Society and Politics. — Cambridge University Press, October. 2000.

Березин B.M. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М.: РУДН, — 2002.

Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 253 с.

Грачев М. Н. Компьютерные технологии в прикладных политологических исследованиях//Программы дисциплин магистерской подготовки по направлению социально-экономические знания/Отв. ред.: д.ф.н., проф. Зыбайлов Л. К. — М.: Прометей, 1999. — С.15−17.

Грачев МП. Политическая коммуникация//Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. / Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Издательство МГУ, 1999. — 301 с.

Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. — М., 1995.

Кретов Б. Е. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1. С. 101−115.

Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. — СПб., 1996.

Назаров М. М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века//Социально-гуманитарные знания. 1999. С. 11−21.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. — 656 с.

Соловьев А. И. Политические коммуникации. — М.: Acneicr Пресс, 2004. — 332 с.

Туронок С. Г. Интернет в политике: Политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. Курс лекций. — М.: Международный университет (в Москве), 2003.

Антонова А.А.,, Гришковца А. А., Калиниченко Л. А., Лобанова В. В., Серикова С. Н., Старовойтова А.В.5 и др.

Существенным значением для исследования обладают также работы, посвященные описанию особенностей социальных отношений в виртуальной реальности, изученных Ивановым Д. В., Париновым С., Рейнгольдом X.6 и др.

5 Антонов А. А. Реформа государственной службы и новое служебное законодательство РФ//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наукаэкономике России». — Ставрополь, 2005.

Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. — М., 2003.

Калиниченко Л. А. Сравнительный анализ новейшего мирового опыта модернизации государственной службы. Рекомендации по проведению административной реформы в Российской Федерации//Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Управление подведомственных образовательных учреждений, upou.rags.ru.

Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004.

Сериков С. Н. Организационные преобразования — путь эффективного реформирования государственных организаций//Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт/под ред. В. И. Дрожжинова. — М!: Эко-Трендз, 2002.

Старовойтов А. В. Экспертная записка «Реформирование российской государственной гражданской службы и опыт зарубежных стран» //Фонд развития парламентаризма в России. -www.legislature.ru, сентябрь 2003.

6 Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.

Иванов Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.

Паринов С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. — Новосибирск, 2000.

Rheingold Н. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. — N.Y., 1993.

Собственно электронное правительство является предметом изучения как теоретиков-политологов, так и практиков в правительственных структурах. Политологический контекст данной темы глубоко изучается в работах Александера Дж.Х. и Граббса Дж.В., Браунинга Г., Гира Р. К. и Янга Б. А., Йилдиса М., Маклина С. А., Райли Т. Б. и Холмса Д. 7 и др.

Кроме того, значительный вклад в изучение тематики информационного общества и электронного правительства вносят аналитические группы в рамках общественных и коммерческих организаций: Accenture, Gartner, GOL-IN, InfoDev, Всемирный банк, ООН, Процесс Консалтинг8 и др.

Rheingold Н. The virtual community: surfing the Internet. — L., 1995.

7 Alexander, Jason H., Grubbs, Joseph W. Wired Government: Information Technology, External Public Organizations, and Cyberdemocracy. — University of Delaware.

Browning G. Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics. — Wilton, CT: Online Inc., 1996.

Ghere, Richard K., Young, Brian A. The Cyber-Mangement Environment: Where Technology and Ingenuity Meet Public Purpose and Accountability. — Department of Political Science, University of Dayton.

Yildiz, Mete. Examining the Motivations for E-government from an Institutional Theory Perspective: Evidence from Turkey. — Indiana University, Bloomington, 2003.

Maclin, Stephen A. Going Online: What Public Managers Need to Know. — Division of Public administration, Northern Illinois University.

Riley, Thomas B. Electronic Governance and Electronic Democracy: Living and Working in the Connected World, 2001.

Холмс, Дуглас e.gov. Стратегии электронного бизнеса для государства. — М.: ACT, 2004.

8 Accenture. eGovernment Leadership — Realizing the Vision//The Government Executive Series, 2002.

Gartner. E-Government Architecture: Development and Governance, 2001, October 22.

Gartner. E-Government Cooperative Service Architecture, 2001, August 22.

Среди отечественных авторов и ученых из стран СНГ, внесших наибольший вклад в комплексное изучение темы электронного правительства с выделением ее политического аспекта, необходимо отметить следующих: Агамирзян И. Р., Голобуцкий А. П. и Шевчук О. Б., Гутри И. С., Данилин А. В., Дрожжинов В. И. и Зиндер Е. З., Дятлов С. А., Ирхин Ю. В., Клименко А.В.9 и др.

Projects: e-democracy//Government Online International Network. — www. governments-online.org.

InfoDev and the Center of Democracy and Technology. The E-government Handbook for developing countries, November 2002.

A Definition of E*Government//The World Bank Group. — www1.worldbank.org.

United Nations. The World Public Sector Report 2003: E-government at the Crossroads, 2003.

Процесс Консалтинг. Мониторинг и оценка «электронных правительств». Аналитический отчет//Система мониторинга для «электронного правительства», апрель 2003.

9 Агамирзян И. Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства/Яехнологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. — СПб., 25 — 29 ноября 2002 г. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

Голобуцкий А.П., Шевчук О. Б. Электронное правительство. — Киев: UMC-Атлант, 2002.

Гутри И. С. Основные стратегии формирования электронного правительства/Л" ехнологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 — 6 ноября 2003 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003.

Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». — М.: ИНФРА-М, 2004.

Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации/под ред. Дрожжинова В. И., Зиндера Е. З. — М.: Эко-Трендз, 2004.

Дятлов С. А. Электронное правительство: понятие, структура, функции//Материалы Пятой всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного обществаинтернет и современное общество» (IST/IMS-2002), секция «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика». — М., 2002.

Кроме того, необходимо отметить работу, проводимую «Центром компетенции по электронному правительству» Американской торговой палаты в России, по составлению расширенных рефератов на русском языке по материалам ведущих западных специалистов10.

Однако, на данный момент в российской литературе очевиден недостаток работ, в которых дается политологический анализ весьма актуальной на сегодня темы электронного правительства. Пока еще недостаточно изучена российская специфика данного явления современной политической жизни.

Большая исследовательская работа проведена в рамках разработки ФЦП «Электронная Россия». Впервые в российской практике при подготовке этой программы тематика электронного правительства рассматривалась единым.

Ирхин Ю.В. «Электронное правительство и социум: попытка системного сравнительного анализа//АНО «Общественно политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики «Понятия. Анализ. Хроника. Прогноз». — 2005. — № 1 (36).

Клименко А. В. Электронные административные регламенты//Институт проблем государственного и муниципального управления. Государственный университет — Высшая школа Экономики. Теория и практика государственного управления. Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. — М.: Эпифания, 2004.

10 Центр компетенции по электронному правительству Американской торговой палаты в России. Тенденции и проблемы развития электронных правительств в США и в России. Расширенный реферат по материалам: Cohen Steven, Eimicke William. THE FUTURE OF E-GOVERNMENT: A PROJECTION OF POTENTIAL TRENDS AND ISSUES. — Columbia University, School of International and Public Affairs, January 2002. Центр компетенции по электронному правительству Американской торговой палаты в России. Возможные пути развития электронных правительств в странах развивающегося мира. Десять вопросов лидеров электронного правительства, которые они задают сами себе. Расширенный реферат по материалам: Pacific council on international policy. The western partner of the council on foreign relations. The working group on e-government in the developing world, April 2002; Roadmap for E-government in the Developing World. 10 Questions E-Government Leaders Should Ask Themselves. творческим коллективом, включающим представителей академической науки, специалистов из правительственных организаций, некоммерческих и коммерческих структур.

Объектом данного диссертационного исследования выступает электронное правительство как способ организации и развития государственного управления в условиях формирующегося информационного общества.

Предмет исследования включает политическую стратегию современного российского государства по формированию системы электронного правительства, предполагающей взаимосвязанные действия определенных управленческих и политических акторов в процессе модернизации системы государственного управления.

Целью диссертационного исследования является определение основных направлений и особенностей формирования оптимальной модели политической стратегической модели российского государства по формированию электронного правительства, выявление связанных с этим процессом политических рисков, раскрытие противоречивых связей административных преобразований деятельности по созданию электронного правительства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить целый ряд задач, в частности:

• уточнить понятийно-категорийный аппарат, раскрывающий процесс формирования и функционирования «электронного правительства», его структуру и функции в современном обществе;

• классифицировать этапы формирования электронного правительства в отдельно взятой стране (с учетом международного опыта);

• выявить наиболее распространенные проблемы и препятствия на пути создания электронного правительства, проанализировать возможные пути их решения в рамках существующих теоретических моделей;

• обобщить накопленный зарубежный опыт, с целью описания практики реализации политических стратегий формирования электронного правительства;

• выделить ключевые факторы формирования политической стратегии государства по созданию электронного правительства в России в рамках современного этапа административной реформы;

Данные цель и задачи диссертационного исследования, с одной стороны, обусловливают междисциплинарный характер работы на стыке политической теории, социологии, теории государственного управления и информатики, а с другой, определяют доминирование политологического подхода в качестве основного.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена спецификой избранных объекта и предмета исследования.

В этом контексте основу диссертационного исследования составляет анализ глобальных политических, социальных и экономических факторов, обусловливающих политическую стратегию формирования электронного правительства в странах мира и в России. Диссертационная работа базируется на применении принципов политической науки, теории государственного управления с использованием общенаучной методологии. Всесторонний охват проблемы исследования стал возможен с помощью применения сравнительного, структурно-функционального, социологического и статистического анализа, а также теории принятия государственных решений, теории рациональной бюрократии и «нового государственного управления». В исследовании широко используются работы зарубежных и отечественных ученых, а также актуальные материалы по проблемам электронного правительства, подготовленные экспертными группами международных организаций.

Эмпирической базой диссертационного исследования стали результаты статистических, социологических и политологических исследований, проведенных различными авторами, в том числе следующие:

• результаты исследования опыта реформирования систем государственного управления в странах мира и в России;

• результаты исследований степени применения принципов электронного правительства в государствах по различным критериям (к примеру, расширенные рефераты, изданные Центром компетенции по электронному правительству Американской торговой палаты в России);

• результаты исследований уровня технологического развития и информатизации общественной жизни в странах мира (в частности, исследование, опубликованное «Фондом общественного мнения» в 2004 году «Интернет в России/Россия в Интернете»;

• результаты исследования проблем государственного управления современной России;

• результаты сопоставительного анализа уровня развития и количества порталов государственных органов РФ в сети Интернет (исследование, проведенное компанией «Росбизнесконсалтинг»);

• результаты реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Кроме того, был проведен анализ законодательных актов по реформированию государственного управления, в том числе, связанных с тематикой электронного правительства, материалов научных конференций, «круглых столов», семинаров, проводимых различными организациями по теме диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в сравнительном изучении современных тенденций информатизации государственного управления в различных странах мира и выявлении на этой основе связи политической стратегии государства по формированию электронного правительства с системой государственного управления в современных условиях.

Основные научные результаты и выводы состоят в следующем:

• Обоснована комплексная трактовка понятия «электронное правительство», в котором делается акцент на связь со структурным реформированием системы государственного управления и, в том числе, государственной службы.

• Выявлена специфика воздействия факторов макросреды, а также специфических страновых факторов на политическую стратегию формирования электронного правительства в зарубежных государствах и в России.

• Осуществлен критический анализ современной государственной политики России в области реформирования государственного управления и формирования электронного правительства, выявлены ее основные недостатки и противоречия.

• Разработаны практические рекомендации по совершенствованию механизмов государственной политики в области внедрения электронного правительства в ее связи с системой государственного управления.

На защиту выносятся следующие положения:

• «Электронное правительство» обозначает новый способ организации и развития системы государственного управления, способ его трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей эффективности деятельности и ответственности государственных органов.

• Основные черты будущего электронного правительства формируются в зависимости от политико-экономических систем конкретных стран, и в частности, от политического источника инициативы по развертыванию данных проектов, последовательности его действий, вовлеченных экономических и социальных ресурсов.

• Реализация концепции электронного правительства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, необходимость перехода к электронному государственному управлению требует уже на самых ранних этапах определенной перестройки основ административной системы, а с другой, переход к e-government сам по себе способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решенийснижению издержек на содержание государственного аппарата и повышению производительности труда государственных служащихборьбе с коррупцией в правительственных структурах и др.

• Не существует прямой связи между динамикой осуществления проектов e-government в отдельно взятой стране и степенью ее демократизации, а также уровнем внедрения принципов «нового государственного управления».

• Существуют две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: «западная» и «восточная». Процесс реформирования государственного управления в западных странах, ориентированный на модель электронной демократии неразрывно связан с реорганизацией государственных органов на основе принципов «нового государственного управления». Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах успешно реализуются на основе применения принципов «рациональной бюрократии».

• Ситуация с электронным правительством в России полна противоречий. Проводимые реформы, связанные с внедрением электронного правительства, проблем российского государственного управления не решают, а иногда и усугубляют.

Это, в значительной степени, является следствием отсутствия.

19 проработанной политической стратегии в сфере электронного правительства.

• Для современной России наиболее адекватной является восточная модель формирования электронного правительства, способная подготовить в перспективе почву для перехода к электронной демократии.

Научно-теоретическое значение диссертации заключено в возможности использования ее основных выводов и положений для более углубленного анализа информационно-коммуникативных составляющих государственного управления, а также системного описания разработки политической стратегии формирования электронного правительства. Выводы диссертационной работы могут быть также использованы для уточнения области применения информационных технологий в контексте различных политических процессов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования выводы и рекомендации могут быть использованы для совершенствования работы органов государственной власти в области электронного правительства, разработки оптимальной политической стратегии в данной сфере. Результаты исследования также могут быть использованы в ходе учебного процесса при преподавании спецкурсов по теории государственного управления как в ВУЗах, так и для повышения квалификации государственных служащих.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, определяющие содержание диссертации, были опубликованы в статьях, апробированы в выступлениях на конференциях, круглых столах и проблемных группах международного, университетского, факультетского и кафедрального уровней. Кроме того, отдельные материалы, вошедшие в состав диссертации, использовались в ходе преподавания курса «Политическая социология» на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Диссертация обсуждена на кафедре политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Заключение

.

Анализ имеющегося теоретического и практического материала, проведенный в данной работе, позволил разработать комплексное, всеобъемлющее определение понятия «электронное правительство».

E-government сейчас — это термин, за которым фактически кроется очень лаконичное описание современного подхода (сформировавшегося в условиях информационного общества) к определению роли правительственных органов в жизни государства и общества. Этот термин обозначает новый способ организации и развития государственного управления, способ его трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей эффективности деятельности и ответственности государственных органов. Описанный способ имеет в своей основе целенаправленное и скоординированное применение новых информационно-коммуникативных технологий для реализации функций правительства.

Широкое понимание электронного правительства выражает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего политического комплекса. Вместе с тем очевидна и бессмысленность автоматизации существующих неэффективных процедур управления. Если провести аналогию между корпорацией и государством, то можно сослаться на известный факт, заключающийся в том, что повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационно-компьютерной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга основных бизнес-процессов.

Реализация концепции электронного правительства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления.

Тесная и неотъемлемая связь качественных скачков в развитии общества и изменения моделей государственного управления проявляется в том, что «волны» административных реформ приходились именно на период глубинных социально-экономических и технологических изменений.

В частности, нетрудно проследить взаимосвязь между реформированием государственного управления и уровнем используемых информационных и коммуникационных технологий. В последней четверти XX века эти технологии стали ключевым элементом сбора, концентрации и обработки всей управленческой информации и, естественно, стали восприниматься как неотъемлемый управленческий компонент организационной структуры и объект совершенствования деятельности любой организации, в том числе и государственной — здесь речь идет о применении принципов электронного правительства.

Реформа государственного управления и, прежде всего, государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств, не желающих безнадежно отстать в развитии. Они, как правило, осуществляют эту реформу, заимствуя отдельные элементы административной реформы у наиболее развитых стран и пытаясь приспособить их к национальным особенностям. Основными целями реформы государственного управления, как правило, является стремление решить текущие проблемы страны и обеспечить в обозримой перспективе соответствие государственного управления потребностям быстро меняющегося глобализирующегося и информатизирующегося мира.

С одной стороны, необходимость перехода к электронному правительству требует уже на самых ранних этапах определенной перестройки основ государственной службы, а с другой, переход к e-government сам по себе способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решенийснижению издержек на содержание государственного аппарата и повышению производительности труда государственных служащихборьбе с коррупцией в правительственных структурах и др.

На современном этапе еще рано говорить о существовании одной наиболее эффективной для всех стран модели государственной службы и связанного с ней электронного правительства. Существуют два основных направления, в рамках которых западные и восточные страны проводят успешное реформирование государственного управления: «новое государственное управление» и «рациональная бюрократия».

Основной вывод здесь заключается в том, что процессы внедрения электронного правительства и реформирования государственной службы должны вестись параллельно, в тесной взаимосвязи друг с другом и на базе единых принципов — в рамках одной модели.

Именно этим объясняется тот факт, что в концепциях реформирования государственной службы принципы электронного правительства рассматриваются больше с точки зрения их применимости в повышении эффективности государственной службы, а в концепциях построения е-government — наоборот, система новых взаимоотношений выступает в качестве одного из компонентов, элементов архитектуры.

С точки зрения архитектуры, электронное правительство включает в себя следующие социально-гуманитарные и технологические составляющие: систему новых взаимоотношенийфункциональную государственную компьютерную системувнешнюю правительственную информационную системувнутреннюю правительственную информационную системусистему обеспечения комплексной информационной безопасности.

Кроме того, деятельность электронного правительства делится на следующие сегменты: взаимодействие государственных органов с гражданамис частным бизнесомс общественными организациями и органами местного самоуправленияс партнерами и поставщиками необходимых услугвзаимодействие государственных органов между собойвзаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными партнерами. При этом во всех сегментах деятельности электронного правительства действует единый набор принципов.

Рассматривая функции электронного правительства, правильнее говорить о функциях правительства с точки зрения той формы, которую они обретают при переходе к электронному правительству. Потому как электронное правительство не выполняет какого-то своего принципиально нового особого набора функций, оно наследует большинство из них от традиционной модели, изменяя лишь способ.

Для того, чтобы система государственного управления в отдельно взятой стране смогла выполнять весь спектр функций, она должна пройти целую серию важных этапов, на которых достигается не только определенный уровень внедрения технологий, но и происходят качественные изменения в целом ряде других сфер.

Анализ практического опыта государств-лидеров позволил выделить следующие этапы: «Обратная связь" — «Транзакции" — «Интерактивные интегрированные услуги" — «Трансформация правительства».

Для перехода к первому этапу, государственному аппарату необходимо иметь определенный уровень подготовки, который может быть достигнут на так называемой «нулевой стадии».

Но при этом задача не становится чисто технической. Остается целый ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют данному процессу: конкуренция нового «информационного» и традиционного способов управлениянеобходимость информатизации государственных органовповышения квалификации государственных служащих, а также привлечения и взаимодействия специалистов в целом ряде областейпроблема обеспечения безопасностиэкспоненциальное увеличение объемов информациии, наконец, цифровое неравенство.

Изучение накопленного зарубежного опыта показало, что странами, достигшими наибольших успехов в процессе внедрения принципов электронного правительства, являются Канада, Сингапур и США. Именно на примере этих государств рассмотрены две основные модели формирования электронного правительства: западная (Канада и США) и восточная (Сингапур).

Проведенный анализ показал, что основные черты будущего электронного правительства формируются в зависимости от политикоэкономических систем конкретных стран, и в частности, от источника инициативы по развертыванию данных проектов.

Для Соединенных Штатов Америки и Канады основная идея электронного правительства заключается в том, что электронное правительство выступает как инструмент развития демократии, расширения участия населения, а также усиления контроля над государством со стороны населения. Инициатива при этом идет снизу вверх. Процесс реформирования государственного управления в западных странах по модели электронной демократии неразрывно связан с реорганизацией государственных органов и внедрением технологий инновационного менеджмента, которые должны были повысить качество государственных услуг, сделать их конкурентоспособными по сравнению с услугами коммерческого и некоммерческого сектора. Эти шаги известны под названием «нового государственного управления» или «государственного менеджмента»: контролинг, аудит, расчет целей-затрат-результатов, информатизация, технологии тотального управления качеством и другие элементы методологии стратегических организационных преобразований, успешно применяемые в коммерческом секторе. То есть, из основных направлений реформирования государственной гражданской службы, для «нового государственного управления» наиболее характерны ориентация государственной гражданской службы на оказание услуг гражданам и обществу, усиление открытости, демократичности, «менеджеризация» гражданской службы и децентрализация исполнения решений и системы государственной службы в целом, которая на современном этапе происходит одновременно с формированием единой центральной инфраструктуры.

Для Сингапура и Южной Кореи главной мотивацией трансформации правительства является стремление к усилению контроля власти над населением (соответственно, сверху вниз). Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах успешно реализуются на основе применения принципов «рациональной бюрократии». Данные принципы находят свое отражение в том, что особое внимание уделяется исполнению государством своих функций. Здесь управление строится по иерархическому принципу, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему, устанавливается четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности, выстраивается система обобщенных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения чиновниками своих обязанностей.

Что касается современной России, то фактически в настоящее время ситуация с электронным правительством полна противоречий, проводимые реформы, связанные с внедрением электронного правительства, проблем российского государственного управления не решают, а иногда и усугубляют. Очевидно, что это является следствием отсутствия политической стратегии. Без существенного изменения самого подхода к организации процесса, серьезного прогресса ждать не приходится. России необходимо разработать свою или адаптировать одну из существующих моделей электронного правительства, а только после этого приступить к планомерной ее реализации в рамках четкой политической стратегии, понятной как политической элите, так и широким слоям населения.

Опыт реализации «Электронной России» показывает, что принципы западной модели в Российской Федерации не могут быть применены в полном объеме.

Кроме того, среди политических, социальных и экономических проблем, стоящих на пути реализации электронного правительства в России есть такие, которые на данный момент серьезно осложняют применение в нашей стране политической стратегии западного типа. При этом для России на современном.

190 этапе наиболее оптимален вариант создания рациональной бюрократии континентального образца. Такой подход позволит сохранить элементы преемственности и стабильности на российской государственной службе, предотвратить потрясения, что очень важно для переходного государства.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать фундаментальный вывод о том, что для реального решения актуальных проблем в российском государственном управлении, в экономике и в социальной сфере на данном этапе требуется претворение в жизнь комплекса мер, подобных тем, которые успешно реализуются вот уже на протяжении нескольких десятилетий, например, в Сингапуре.

Другими словами, для современной России наиболее адекватной видится именно восточная стратегия формирования электронного правительства, основанная на модели рациональной бюрократии, которая в последствии подготовит почву для возможного перехода к электронной демократии, основанной на принципах «нового государственного управления».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция реформирования государственной службы Российскойфедерации. 15 августа 2001 г. N Пр-1496.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации".
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «Осистеме государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.).
  5. Электронная Россия (2002−2010 гг.). Федеральная целеваяпрограмма//ФЦП «Электронная Россия». -www.e-rus.ru.
  6. Т.Г. Проблема «цифрового разрыва» в международныхэкономических дискуссиях//Материалы международного семинара «Проблемы преодоления „цифрового неравенства“ в России и странах СНГ». -М., 28.11.2000.
  7. И. Возникновение идеологии информационного общества //
  8. Информационное общество. Вып. 1. М., 1999.
  9. Аналитический обзор возможных механизмов взаимодействия органоввласти с хозяйствующими субъектами на основе использования ИКТ. -М.: ООО «АЙ-ФЕРСТ», 2003.
  10. Анохин М. Г, Комаровский B.C. Информационные технологии в политике //
  11. Политика: возможность современных технологий. М., 1998. С.230- 246.
  12. М.Г. Компьютерные технологии в политике и политологии/Юбщая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И, М., 1997. — С.760−771.
  13. М.Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике/Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию. М.: РАГС, 1998.
  14. А.А. Реформа государственной службы и новое служебное законодательство РФ//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука экономике России». — Ставрополь, 2005.
  15. В .А. Чугунов А. В. Демократия и интернет: роль интернет в формировании «просвещенного понимания’У/Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Интернет и современное общество» (IMS-1998). М., 1998.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социальногопрогнозирования. М.: Academia, 1999.
  17. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: РУДН, — 2002.
  18. М. Избранные произведения. М.: Просвящение, 1990.193
  19. М.С. Политическая коммуникация в информационномобществе. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 253 с.
  20. А.В. Информационные технологии: госполитика и классификация//Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт/под ред. В. И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002.
  21. А.П., Шевчук ОБ. Электронное правительство. Киев: UMC-Атлант, 2002.
  22. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие 2-е изд.1. М&bdquo- 2000.
  23. М.Н. Компьютерные технологии в прикладных политологическихисследованиях//Программы дисциплин магистерской подготовки понаправлению социально-экономические знания/Отв. ред.: д.ф.н., проф. Зыбайлов Л. К. М.: Прометей, 1999. — С.15−17.
  24. МП. Политическая коммуникация//Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39.
  25. А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М., 2003.
  26. А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.: ИНФРА-М, 2004.
  27. А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие. М.: КДУ, 2004.
  28. М.В. Архитектура сети и информационное общество. Технологии информационного обществаминтернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 25 — 29.11.2002.
  29. В.И., Электронное правительство//Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт/под ред. Дрожжинова В. И. М.: Эко-Трендз, 2002.
  30. А. Электронное правительство для электронной демократии.
  31. Поле чудес в. нашей стране.//Банковские технологии.- 2001.- № 3.
  32. Закария Фарид. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США иза их пределами М.: Ладомир, 2004.
  33. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. / Толковый словарь терминов и концепций. М.: Издательство МГУ, 1999. — 301 с.
  34. Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
  35. С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)//Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С.230−250.
  36. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское1. Востоковедение», 2000.
  37. Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема //
  38. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.
  39. В. За пределами экономического обществапостиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире). М.: Academia, 1998. — 640 с.
  40. Интернет в России/Россия в Интернете. Выпуск 7. — М.: Фондобщественного мнения, 2004.
  41. Интернет и российское общество/под ред. Семенова И. А. М.: Гендальф, 2002.
  42. Ю.В. «Электронное правительство и социум: попытка системного сравнительного анализа//АНО «Общественно политический журнал. Журнал политической философии и социологии политики «Понятия. Анализ. Хроника. Прогноз». 2005. — № 1 (36).
  43. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  44. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. N 1.
  45. М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. Пер. с англ. Барсуковой С.Ю.//Мир России.-2000.-№ 1.
  46. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
  47. О торговле и развитии. Доклад, 2004.197
  48. .Е. Средства массовой коммуникации элемент политическойсистемы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1. С. 101−115.
  49. Я.И., Яковлев А. А. и др. Новая экономика шанс для России: Тезисы. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  50. И.Н. Роль государства в формировании информационного общества в России//Материалы международного семинара «Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ». М., 28.11.2000.
  51. Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.
  52. В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
  53. С. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Новосибирск, 2000.
  54. Ю. Территориальная организация российского интернетпространства//Интернет и российское общество/под ред. Семенова И. Московский Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002.
  55. К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
  56. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию
  57. Российской Федерации 25 апреля 2005 г.//Российская газета. 26 апреля 2005 г.
  58. Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.-656 с.
  59. Пройдаков Эдуард. ООН начинает борьбу с цифровым неравенством//РС-Л/ЕЕК. 08.10.2001.
  60. Процесс Консалтинг. Мониторинг и оценка «электронных правительств».
  61. Аналитический отчет//Система мониторинга для «электронного правительства», апрель 2003.
  62. В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Май2002.
  63. Регламенты процедур исполнения должностных обязанностейгосударственных служащих//Проект Европейского союза «Административная реформа в Российской федерации».
  64. РосБизнесКонсалтинг. Уровень присутствия в Интернете правительствсубъектов РФ//Конкурс «Лучший регион России в сфере ИКТ», 2003.
  65. А.И. Политические коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2004. -332 с.
  66. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001
  67. Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика
  68. Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.
  69. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге21 века. М.: ACT, 2001. — 669 с.
  70. С.Г. Интернет в политике: Политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. Курс лекций. М.: Международный университет (в Москве), 2003.
  71. Ушаков Константин. Государство и революция//Компьютерра. 2002. -№ 9.
  72. Ушаков Константин. Контроль ключевых решений. Бананово-лимонный Сингапур//СЮ. 26.05.2003.
  73. Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. Арапова М. В., Малыхиной Н. В. Под ред. Вартановой Е. Л. М.: Аспект Пресс, 2004.
  74. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2003.
  75. Холмс, Дуглас e.gov. Стратегии электронного бизнеса для государства. -М.: ACT, 2004.
  76. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996
  77. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской
  78. Федерации/под ред. Дрожжинова В. И., Зиндера Е. З. М.: Эко-Трендз, 2004.
  79. Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003.-208 с.
  80. Е., Электронное правительство трансформация идейэлектронного бизнеса для правительственных и государственных организаций//Материалы форума «Время молодых: государственное управление в XXI веке». М., 28.05.2004.
  81. Accenture. eGovernment Leadership Realizing the Vision//The Government Executive Series, 2002.
  82. Alexander, Jason H., Grubbs, Joseph W. Wired Government: Information Technology, External Public Organizations, and Cyberdemocracy. -University of Delaware.
  83. Bennett, W. Lance, Entman, Robert M. Mediated Politics: Communication inthe Future of Democracy (Communication, Society and Politics. Cambridge University Press, October. 2000.
  84. Browning G. Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics.
  85. Wilton, CT: Online Inc., 1996.
  86. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 2: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium». Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers. 1996, 1997,1998.
  87. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 2: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium». Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers. 1996, 1997,1998.
  88. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and
  89. Society. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  90. Castells M. The Rise of the Network Society. London, Blakwell Publishers, 1996
  91. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven, 1971.
  92. Drucker P. F. Landmarks of Tomorrow. New York: Harper & Row, 1959.93.e-Delivery Team, e-Government Unit. Interactive Guide to Connected Government, -www.cabinetoffice.gov.uk, 6th May 2005.
  93. Fushs, Dieter, Kaase, Max. Electronic Democracy//Materials of he XVIIIth World Congress of the International Political Science Association (IPSA). -Quebec City, Quebec, Canada, August 1−6, 2000.
  94. Gartner. E-Government Architecture: Development and Governance, 2001,1. October 22.
  95. Gartner. E-Government Cooperative Service Architecture, 2001, August 22.
  96. Laudon K. Communications Technology and Democratic Participation. N.Y.: Praeger, 1977.
  97. LaVigne Mark. Electronic Government: A Vision of the Future that is Already Here//Syracuse Law Review. 2002. — Volume 52. — Number 4.
  98. Maclin, Stephen A. Going Online: What Public Managers Need to Know. -Division of Public administration, Northern Illinois University.
  99. Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. N.Y., 1993.
  100. Rheingold H. The virtual community: surfing the Internet. L., 1995.
  101. Riley, Thomas B. Electronic Governance and Electronic Democracy: Living and Working in the Connected World, 2001.
  102. The State Services Commission, New Zealand E-government Strategy, June 2003.
  103. Toffler Alvin and Heidi. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995.
  104. Toffler Alvin and Heidi. Power Shift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. New York: Bantam, 1990.
  105. Toffler Alvin. The Third Wave. Collins, 1980.
  106. United Nations. The World Public Sector Report 2003: E-government at the Crossroads, 2003.
  107. Yildiz, Mete. Examining the Motivations for E-government from an Institutional Theory Perspective: Evidence from Turkey. Indiana University, Bloomington, 2003.
  108. A Definition of E*Government//The World Bank Group, wwwl.worldbank.org.
  109. American Society for Public Administration (ASPA). www.aspanet.org.
  110. EGovemment//Wikipedia, the free encyclopedia. en.wikipedia.org.
  111. Global E-Government Survey 2001// World Markets Research Center. -www.worldmarketsanalysis.com.
  112. Kaczmarczyk A., Perspectives of cyberdemocracy//lnstitute of Mathematical Machines.-www.imm.org.
  113. Knowledge Management and ICT for Public Administration//The Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe. www.nispa.sk.
  114. Marks Simon. Vladimir Putin and the State of Democracy in Russia//Voice of America. 12.05.2005, www.voanews.com.
  115. Projects: e-democracy//Government Online International Network. -www.governments-online.org.
  116. Singapoure-government. e-Government Action Plan II. www.egov.gov.sg, 2003.
  117. Дж. Декларация независимости Киберпространства. Пер. с англ. Дацюка С.//Вестник сетевой культуры, -www.zhurnal.ru.
  118. Дацюк Сергей. Государственная стратегия//Сетевой проектный журнал. xyz.org.ua, 1999.
  119. П. Эра социальной трансформации//Русский архипелаг, www.archipelag.ru.
  120. Инфраструктура организованных рынков: электронные интерфейсы с системой государственного регулирования//Е-сеп1ег. www. e-center.com, 05.11.2003.
  121. Калинин Алексей. Бизнес продолжит движение в тумане. Электронного правительства не получится. Очередной либеральный проект будет сорван//Интернет-журнал PROGNOSIS.ru. www.prognosis.ru, 05.03.2005.
  122. Компьютеризация государственного управления// Бюро международных информационных программ. Государственный департамент США. -usinfo.state.gov, 30.10.2002.
  123. Ландэ Дмитрий. E-Government лозунг или технология?//Информационный центр ElVisti. -www.visti.net, 11.06.2003.
  124. Мегаэнциклопедия//Мультипортал KM.RU. mega.km.ru.
  125. Программы информатизации и электронное правительство//Материалы Всероссийской конференции руководителей служб информатизации. -cio.neweco.ru, 2003.
  126. Региональная информатизация — технологическая основа «Электронного правительства России"//Шубин Александр Валентинович, -www.shubin.ru, 23.06.2003.
  127. Сингапур/Ютрановедческий каталог ECONRUS/Факультет международного бизнеса ОмГУ. catalog.fmb.ru, 2005.
  128. А.В. Экспертная записка «Реформирование российскойгосударственной гражданской службы и опыт зарубежных стран»//Фонд206развития парламентаризма в России. www.legislature.ru, сентябрь 2003.
  129. Субъекты Российской Федерации в сети Интернет/Юфициальная Россия. Сервер органов государственной власти Российской Федерации, -www.gov.ru.
  130. Урнов Марк. Под радикальными державными лозунгами готовы собраться от 60 до 75 процентов россиян. М.: Фонд аналитических программ «Экспертиза», -www.fapex.ru.
  131. Фонд развития парламентаризма в России. Экспертное заключение на проект федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». www.legislature.ru, сентябрь 2003.
  132. Что такое электронное правительство?/А31оЬа1 Internet Policy Initiative. -gipi.internews.ua.
  133. Шадрин Артем. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу//Российская виртуальная лаборатория для экономистов и социологов. rvles.ieie.nsc.ru.
  134. Шалманов Сергей. «Электронная Россия»: Из-под ковра — к людям/ZCnews. www.cnews.ru.
  135. Электронная Россия. Федеральная целевая программа, -www.e-rus.ru.
  136. Электронное правительство//Твоя война, -www.warweb.ru.
  137. Южная Корея//Страноведческий каталог ECONRUS/Факультет международного бизнеса ОмГУ. catalog.fmb.ru, 2005.
Заполнить форму текущей работой