Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Искусство растительного орнамента в практике российского текстиля конца XIX — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ивановская В. И. Орнамент стиля модерн / В. И. Ивановская. — М.:Издат-во В. Шевчук, 2007 — с. 32 принадлежала на рубеже Х1Х-ХХ веков художественно-промышленным Школам Россиив их образовательной практике нашли отражение ведущие идеи стиля модерн, которые были характерны как для европейской, так и российской художественной культуры, Одновременно через систему учебных заданий утверждались приоритеты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Из истории орнамента
    • 1. 1. Растительный и геометрический орнамент в истории традиционных культур—.—.
    • 1. 2. Искусство растительного орнамента в контексте движения от эклектики к модерну.-.-.
  • Глава II. Растительный орнамент в отечественном художественном текстиле рубежа Х1Х-ХХ веков
    • 2. 1. Традиционный растительный орнамент в текстильных изделиях рисовальщиков российских фабрик
    • 2. 2. Флоральные композиции русских художников-текстильщиков. Ориентир на абонементы рисунков европейских фабрик
    • 2. 3. Формирование новой текстильной орнаментики в учебном процессе ведущих художественных школ России рубежа XIX -XX веков
    • 2. 4. Текстиль модерна в творчестве ведущих русских художников.
  • Глава III. Современная методика и практика изображения растительных мотивов в вузовском учебном процессе

§ 3.1 Растительный орнамент — классическая база формирования профессиональных навыков мастеров художественного текстиля (из опыта педагогической деятельности кафедры Художественного текстиля СПГХПА им. А.Л.Штиглица).

§ 3.2 Традиции стиля модерн и современные принципы проектирования текстильного рисунка с растительными мотивами.----------------------------------------------------------------—

Искусство растительного орнамента в практике российского текстиля конца XIX — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство орнамента достаточно широко анализировалось как в зарубежной, так и отечественной мысли, поскольку круг основных проблем был всегда здесь связан с глубинными процессами культуры, с ее способом видения мира, с ее обычаями, традициями и т. д. В последние годы одной из ведущих доминант, определивших новую волну исследовательского интереса к этой тематике, стало масштабное обращение художников и дизайнеров к мировому опыту орнаментального искусства и, в частности, к опыту использования растительного орнамента в декоративном оформлении тканей. Объектом особого интереса вновь стали творческие наработки конца XIX-начала XX веков, что определило появление новых возможностей исследования не только европейской, но и отечественной художественной практики этого периода.

В мировой истории художественного текстиля растительные органические формы не раз становились источником тех выразительных и композиционных решений, которые составляли основу искусства орнаментации тканей. Флоральные мотивы весьма часто были востребованы в декоративном оформлении тканей — от панно и гобеленов до плательных тканей и платков.

Важной страницей в истории орнаментации тканей в целом, и развития растительного текстильного орнамента в частности, выступила эпоха рубежа Х1Х-ХХ веков. В этот период ориентир на единство традиции и экспериментального поиска стал ведущим в разработках растительных орнаментальных форм, как в европейской, так и в российской культуре.

Однако вариантное объединение основных тенденций — использование наработок народного искусства и оперирование достижениями мирового декоративного искусства — обрело в России свою судьбу. Это подтверждается практикой художественного текстиля, которая в тот момент получила развитие сразу через несколько русел. Если рисовальщики, составлявшие среднее художественное звено на многочисленных фабриках, воспроизводили, прежде всего, наработки народного искусства, то художники-текстильщики преимущественно ориентировались на абонементы рисунков европейских фирм. Иные акценты были сделаны в творчестве ведущих российских художников: их экспериментальный поиск раскрыл в растительных орнаментальных формах совершенно новые возможности.

Особую страницу в эту летопись вписали художественно-промышленные Школы России: значительная роль в становлении и формировании отечественной текстильной орнаментики принадлежала в то время студентам и выпускникам училищ им. С. Г. Строганова в Москве и им. А. Л. Штиглица в Петербурге. В их разработках нашло отражение большинство тенденций, характерных для российской практики того периода.

Анализ специфических практик обращения российских художников рубежа Х1Х-ХХ веков к природному, органическому началу — практик, не имеющих во многих проявлениях исторических прецедентов и параллелей, позволяет точнее понять знаковость этой художественной ситуации, увидеть специфику единства традиций и новаций, творчества и промышленного производства в тот переломный момент, который определил рождение новой индустриальной формы бытования общества.

Особо важной следует считать возможность применения результатов и выводов исследования в образовательной практике современной художественно-промышленной Школы, которая сегодня активно опирается на творческие разработки рубежа XIX — XX веков.

Избранная тема предполагает обращение к широкому кругу источников, где можно выделить целый ряд подходов к феномену орнамента — как к стилевому признаку, как к этническому символу традиционной культуры, как к семиотической системе и т. д. В границах этих подходов существуют исследования как фундаментального, так и прикладного характераопубликованы работы, посвященные как общим закономерностям развития орнаментального декора в мировой практике, так и конкретно-историческим вариантам его бытования в художественной культуре.

Со второй половины XIX века формируется и складывается самостоятельный корпус работ, где исследуются формы, композиция, семантика народного и классического орнамента. Сегодня в этом наследии имеются сотни публикаций, большинство которых связано с конкретными орнаментальными культурами, стилями и эпохами. Однако до сих пор все еще существуют определенные пробелы в сфере исследований многообразия российских художественных практик рубежа XIX — XX веков, изученных менее досконально, нежели западноевропейские школы.

В рамках избранной темы было выделено несколько блоков необходимых источников. Среди них, прежде всего, исследования авторов, посвященные исторической природе орнаментальных формА.В.Бакушинского, Б. А. Рыбакова, В. В. Стасова, Е. Ю. Кричевского, Л. И. Ремпеля, Л. М. Буткевича И.Ю.Ивановой, Т. С. Семеновой, О. М. Рындиной, Г. С. Масловой, Н. М. Мерцаловой и др. А также работы, где через контекст исторического исследования (будь то искусствоведческий или философский ракурс) анализируются структура и смысл орнаментального образаздесь можно назвать имена В. А. Фаворского, М. С. Кагана, Ю. Я. Герчука, Т. М. Соколовой, А. К. Байбуринав исследованиях О. Грабаря, Д. Оуэна, Э. Пановского выводятся общие закономерности орнамента, его классификационные принципы, возможные типологии орнаментальных форм и систем.

Непосредственный интерес представляют работы, посвященные практике растительных мотивов в декоративном искусстве и, в частности, использованию растительных форм в текстильном рисунке. Это публикации Н. П. Бесчастнова, Т. А. Журавской, Н. Н. Соболева, Ф. С. Рогинскойсюда же можно отнести диссертационные работы последних лет, где обозначенная тематика выступает как часть общего исследования и раскрывается на междисциплинарном уровне — это исследования Р. М. Коржуевой,.

Н.А.Иванова, И. В. Скворцовойследует назвать также фундаментальное издание Н. Райли «Элементы дизайна: развитие дизайна и элементов стиля от ренессанса до постмодернизма».

Важный материал о специфике национальных аспектов развития практики растительного орнамента в России рубежа Х1Х-ХХ веков содержится в изданиях Д. В. Сарабьянова «Стиль модерн» и «К определению стиля модерн», Е. А. Борисова и Г. Ю. Стернина «Русский модерн" — к этому же блоку следует отнести материалы, раскрывающие особенности российской практики растительного орнамента в художественном текстиле: в данном случае это труды Ф. М. Державина, Л. И. Якуниной, И. И. Когана, Н. Н. Дмитриева, посвященные деятельности основных центров текстильного производства.

Исследование общих процессов, определивших на рубеже XIX — XX веков новую судьбу растительного орнамента, в том числе в области художественного текстиля, определило необходимость обращения к трудам современников тех событий. Помощь в процессе исследования оказали работы У. Морриса «Стремления искусства и его нужды», «Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции речи, письма», а также Д. Рескина «Лекции об искусстве», Ф. Лассера «Область нового искусства».

К особо важному блоку следует отнести художественные журналы, которые издавались в России и за рубежом в конце XIX — начале XX веков: «Журнал мануфактур и торговли», «Мир искусства» (Россия), «Декоративное искусство» (Германия), «Искусство и художественные ремесла» (Австрия). Важные сведения были почерпнуты из публикаций отечественных ученых, изданных в тематических журналах и альманахах XX века («Творчество», «Декоративное искусство», «Текстильная промышленность» и др.). Большую помощь оказали каталоги выставок, иллюстративные издания, альбомы, посвященные творчеству отдельных художников.

Самостоятельным блоком выступают материалы современных международных симпозиумов, конференций и семинаров, в рамках которых так или иначе затрагивается данная проблематика, а также информационно-художественные интернет-порталы, выступающие как необходимый инструмент в исследовательской работе.

Фактический материал, использованный в процессе подготовки диссертационной работы, представлен тканями из коллекции Российского Этнографического музея (Санкт-Петербург), впервые введенными автором в научный оборот, а также материалами музея художественных тканей МГТУ им. А. Н. Косыгина (Москва), обладающего богатейшей коллекцией русских набивных ситцев конца XIX — начала XX века.

Наконец, ценный фактический материал, ставший основой для третьей главы исследования, представляют работы студентов кафедры Художественного текстиля СПГХПА им. А. Л. Штиглица, собранные и систематизированные в течение последнего десятилетия. Представленный материал приобретает особую ценность в контексте задачи выявления исторической преемственности художественных практик конца XIX — начала XX веков в творческой деятельности художников-текстильщиков наших дней.

В целом весь круг исследовательского материала позволяет решить задачи, поставленные в данном диссертационном исследовании и спроецировать полученные результаты и выводы на современную практику художественного текстиля.

Целью исследования выступило изучение и обоснование практики растительного орнамента в художественном текстиле России рубежа XIXXX веков как важного источника композиционных и выразительных средств и приемов для художников-текстильщиков XXI века.

Реализация цели предполагает решение ряда задач: осуществление общего обзора причин доминирования геометрического или растительного орнамента в истории мировой культуры;

— изучение основных особенностей применения растительного орнамента в эпоху движения «от эклектики к модерну»;

— анализ освоения растительных орнаментальных форм в практике отечественного художественного текстиля рубежа Х1Х-ХХ вековисследование единства традиций народного искусства и новаций мировой художественной практики во флоральных композициях российских художников (мастеров-рисовальщиков, художников-текстильщиков, художников-живописцев) — исследование становления принципов новой текстильной орнаментики в учебном процессе ведущих художественных Школ России на рубеже XIXXX веков;

— изучение и систематизация практики проектирования текстильных композиций с растительным орнаментом в вузовском учебном процессе художественно-промышленной Школы рубежа ХХ-ХХ1 векованализ влияния творческих разработок эпохи модерна (как классической базы формирования новой растительной орнаментики в художественном текстиле) на профессиональную практику современных художников-текстильщиков.

Оъбектом исследования выступает искусство орнаментации тканей в России на рубеже XIX — XX веков;

Предметом исследования — практика растительного орнамента в искусстве российского текстиля рубежа Х1Х-ХХ веков и ее значение для современного учебного процесса в высшей художественно-промышленной Школе.

Методология и методика исследования определялись основной целью работы и выбором предмета исследования. Систематизация и анализ материала носят комплексный характер и выстроены на базе искусствоведческого, конкретно-исторического и культурологического подходов.

Существенное значение имели работы историко-культурного направления преимущественно отечественных авторов, поскольку в данном исследовании важно было показать специфику российской художественной практики рубежа Х1Х-ХХ веков. Ведущим выступил системный анализ, позволивший определить единство общественных преобразований и художественных процессов рассматриваемой эпохи. Здесь особое значение имели исследования Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, М. С Кагана, В. В. Стасова, Т. С. Семеновой. Конкретно-исторический анализ изучаемой художественной практики опирался на исследования Ю. Я. Герчука, Н. П. Бесчастнова, Л. М. Буткевича Ф.С.Рогинской и других авторов, затрагивающих в той или иной мере проблематику искусства растительного орнамента.

Методика работы формировалась в соответствии с задачами изучения и систематизации эмпирического материала, раскрывающего деятельность ведущих художественных Школ рубежа Х1Х-ХХ веков и рубежа ХХ-ХХ1 веков, а также иллюстративного материала из фондов ведущих музеев.

Научная новизна исследовании состоит в следующем:

— Конкретно-исторический аспект изучения материала осуществлен через контекст исторической сменяемости геометрического и растительного орнамента, а также через контекст развития растительного орнамента от эклектики к модерну и от модерна к современности;

Впервые комплексно рассмотрена практика освоения орнаментальных растительных форм в российском художественном текстиле рубежа Х1Х-ХХ веков;

— Систематизированы основные векторы формирования растительной орнаментики в искусстве текстиля, учитывающие отечественную практику мастеров-рисовальщиков, художников-текстильщиков и известных художников-живописцев рубежа изучаемого периода;

— Осуществлено изучение процесса формирования новой текстильной орнаментики в учебном процессе ведущих художественных Школ России рубежа Х1Х-ХХ веков;

— Впервые дано освещение современной методики и практики изображения орнаментальных растительных форм в вузовском учебном процессепоказана и обоснована роль художественной практики изучаемого периода как важного источника композиционных и выразительных средств и приемов для художников-текстильщиков начала XXI века.

Опыт изучения заявленной темы показывает, что комплексный анализ искусства растительного орнамента в практике отечественного текстиля рубежа Х1Х-ХХ веков позволяет раскрыть новые ракурсы понимания ведущих художественных процессов, определяемых как наработками эпохи модерна, так и традициями народного искусства. Фундаментального исследования, объединяющего все векторы развития растительной орнаментики, в отечественной текстильной практике переломной эпохи, пока не существует. С этих позиций данное исследование закрывает определенные лакуны в современном отечественном искусствознании и может стать базовым для последующих исследований обозначенной проблематики.

Сформулированные положения и выводы могут найти применение в вузовских учебных программах по истории декоративно-прикладного искусства, в методической литературе для спецкурсов. Материалы исследования, адаптированные в форме лекционных и практических занятий, могут быть использованы на стадии предпроектной практики, при создании художественных коллекций, а также при формировании научно-методического фонда выпускающей кафедры. Кроме того, выводы и положения работы актуальны для отдельных направлений музейной практики, а также могут быть полезны художникам-текстильщикам, интересующимся базовыми стилеобразующими направлениями в современной индустрии художественного текстиля.

Историческая эволюция и периодическая сменяемость геометрических и растительных орнаментальных форм продиктована общим культурным процессом, включающим религиозные, политические, идеологические, эстетические воззренияприоритетность растительного орнамента в условиях наступившей промышленной культуры была обоснована его новым культурным смыслом, имевшим единые идеи, но неодинаковую реализацию в европейской и российской практике;

— Вариантное объединение основных тенденций использования растительного орнамента в российском художественном текстиле конца XIX — начала XX веков — наработок народного искусства и достижений мирового декоративного искусства — оформилось через многообразие экспериментальных российских практик и реализовалось через творчество мастеров-рисовальщиков, художников-текстильщиков, художников-живописцев;

— Объединяющее начало экспериментальных поисков в области создания новых форм растительной орнаментики и ее применения в декоративно-прикладном искусстве (в том числе в художественном текстиле) реализовалось через учебный процесс ведущих художественных Школ России (высших художественных училищ им. А. Л. Штиглица в Петербурге, им. С. Г. Строганова в Москве);

— Искусство растительного орнамента в художественном текстиле рубежа Х1Х-ХХ веков — классическая база современных методик, реализуемых в учебном процессе промышленно-художественного вуза, ценный источник для творческих экспериментов художников-текстильщиков начала XXI века.

Заключение

.

Развитие стиля модерн и в европейской и в российской практике художественного текстиля представило мастерам-рисовальщикам, художникам-текстильщикам, а также известным живописцам на рубеже XIX—XX вв.еков широкие возможности для творческого эксперимента. Орнаментальное искусство модерна — это широкое многообразие форм выражения и методов, однако, несмотря на это, «оно сохранило единую идеологическую направленность и художественную целостность"109, которые не были утрачены и на рубеже новых столетий.

Изложенный в работе материал позволяет сделать следующие выводы: рубеж Х1Х-ХХ веков — важная страница в истории растительной орнаментации тканейв этот период растительные орнаментальные формы стали источником новых выразительных и композиционных решений, которые в наиболее масштабном варианте реализовались именно в искусстве текстиляосновной ориентир на освоение растительных декоративных форм проявился через единство опыта народного искусства и достижений мирового декоративного искусства. Практика художественного текстиля в России рубежа Х1Х-ХХ веков показала, что такое единство получило свое оформление через несколько русел — через творчество рисовальщиков (среднее звено на текстильных фабриках), профессиональных художников-текстильщиков и ведущих живописцев того периода, предлагавших свой вариант прочтения растительных мотивов и создававших соответствующие изделия из текстиля. Изучение этой практики позволяет утверждать, что вариантное объединение основных художественных тенденций обозначенного периода имело в России свои характерные особенностизначительная роль в становлении новой текстильной орнаментики.

109 Ивановская В. И. Орнамент стиля модерн / В. И. Ивановская. — М.:Издат-во В. Шевчук, 2007 — с. 32 принадлежала на рубеже Х1Х-ХХ веков художественно-промышленным Школам Россиив их образовательной практике нашли отражение ведущие идеи стиля модерн, которые были характерны как для европейской, так и российской художественной культуры, Одновременно через систему учебных заданий утверждались приоритеты национальных традицийвсе основные составляющие художественного процесса рубежа XIX—XX вв.еков в области растительной текстильной орнаментики, все специфические практики обращения российских художников к идеям модерна обретают новое значение в образовательном процессе высших художественно-промышленных Школ России начала XXI века, что ставит на повестку дня актуальность изучения процессов преемственности и развития творческого опыта эпохи модерн в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Движение искусств и ремесел / Адаме С. — М.: Радуга, 2000. — 128 с.
  2. И.А. Художественные особенности русской набойки / И. А. Алпатова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1972. — 21 с.
  3. Е.В. Русские платки и шали. Альюбом из собрания ГИМХ / Е. В. Арсеньева. Л.: Аврора, 1985. — 167 с.
  4. А.П. Вторая московская выставка российского мануфактурного производства в 1835 году / А. П. Башутский. Т. 3. СПб., 1836. — 245 с.
  5. P.M., Ефимова Л. В. Русская вышивка и кружево. Собрание государственного Исторического музея / P.M. Белогорская. Альбом. 2-е издание. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 22 с.
  6. Бесчастнов Н. П, Емельянович И. И. Печатный рисунок на ткани (Проблемы графической организации) / Бесчастнов Н.П./ — М.- Легпромбытиздат, 1990. — 224 с.
  7. Н.П. Изображение растительных мотивов/ Н. П. Бесчастнов. -М.: Владос, 2004, — 176 с.
  8. Н.П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка / Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина. Группа Совьяж Бево, 2003 — 292 с.
  9. В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани / Береснева В. Я., — М.: Легкая индустрия, 1977. — 192 с.
  10. Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн / Борисова Е. А. — М.: Советский художник, 1990. — 359 с.
  11. Н.В. История костюма / Будур Н. В. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 480 с.
  12. Бирюкова Н. Ю Французские шпалеры конца XV—XX вв.ека в собрании Эрмитажа./ Н. Ю. Бирюкова. Л.: Аврора, 1974 — 169 с.
  13. Н.Ю. Шпалеры / Н. Ю. Бирюкова // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. Каталог выставки. СПб, 1996 — 498 с.
  14. Л.М. История орнамента/ JI.M. Буткевич. М: Владос, 2008. -267 с.
  15. Э. Боулт. Художники русского театра / Джон Э. Боулт. М.: Искусство, 1990 — 336 с.
  16. А. В. Русская мода. 150 лет в фотографиях / Васильев А. — М.: Слово, 2004.— 446 с.
  17. Виоле де Дюк Е. Е. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущее / Виоле де Дюк Е. Е. — М., 1879.
  18. A.B. Рисунок и графика в подготовке художника декоративно-прикладного искусства (из истории ЦУТР ЛВХПУ — СПГХПА)/ Васильева A.B.// Вопросы искусствознания и культурологии. Вып.2. СПб: СПГХПА, 2005.-c.ll
  19. В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства / В. Г. Власов. T. VI,. Спб: Азбука-классика, 2007. — 592 с.
  20. Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века / Р. И. Власова. Л.: Издательство «Художник», 1984 — 188 с.
  21. Н.И. Рождение новой профессии / Н. И. Вихарева М.:МГХПУ, 2006. с.40
  22. B.C. О крестьянском искусстве, избранные труды / B.C. Воронов. М.: Советский художник, 1972. — с.297 — 299
  23. C.B. Иван Билибин / Голынец C.B. — Л.: Аврора, 1988. — 227 с.
  24. О., Ефимова Л., Кузнецова М. Русские узорные ткани. XVII-начало XX века / Гордеева О. — М.: Альфа-Дизайн, 2004. — 224с.
  25. Ю. Я. Что такое орнамент? / Ю. Я. Герчук. М.: «Галарт», 1998. -326 с.
  26. Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры / Т. В. Горбунова. Спб.: Лениздат, 1997. 202 с.
  27. H.H. Первые русские ситценабивные мануфактуры XVIII века /
  28. H.H. Дмитриев. M.-Л.: ОГИЗ, 1936. — 310 с.
  29. Н. А., Ворончихин Н. С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С. Ижевск: Удмуртский университет, 2 004 120 с.
  30. Жермен Базен. Барокко и рококо / Жермен Базен. М.:Слово, 2001. — 286 с.
  31. JI.C. Талашкино / JI. С. Журавлева. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 208 с.
  32. Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII вв.еков в собрании Эрмитажа/ Под ред. Т.В.Panne. Спб.: Славия, 1996. — 142 с.
  33. В.М. 0 благотворительности в Строгановском училище на рубеже Х1Х-ХХ веков./ В. М. Зубец // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. М.:2009. с.4
  34. Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Золотницкий Н. Ф. — М.: Агропромиздат, 1991. — 304 с.
  35. Р.В. Костюм для сцены / Захаржевская Р. В. — М.: Советская Россия, 1974.— 176 с.
  36. Искусство и художественная промышленность в конце 19-го столетия / Боде — Берлин: Кассирер, 1901. — 168с.
  37. H.A. Орнамент в западноевропейской теории дизайна ХГХ-начала XXI вв. Диссерт. на соиск. уч.ст. канд. Иск. Спб, 2010 — 240 с.
  38. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов / Кириченко Е.И.
  39. М: Искусство, 1979. — 400 с.
  40. В.К. Путеводитель по выставке тканей VII XIX вв. Собрания музея / В. К. Клейн. — М.: Работник просвещения, 1926. — 39 с.
  41. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / Козлов В. Н. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. —- 264 с.
  42. Т.В. Художественное проектирование костюма / Козлова Т. В. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 144 с.
  43. В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа / Кириллов В. В. — М., 1979. 214 с.
  44. P.M. Русский костюм и быт XVIII XIX веков / Р. М. Кирсанова. — М: Слово, 2002. — 146 с.
  45. Каталог выставки / Автор и составитель Коршунова Т. Т. Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа. — С-Пб.: Государственный Эрмитаж, 2000. — 56 с.
  46. A.M. Убранство русского жилого интерьера XIX века /. Кучумов A.M. По материалам выставки в Павловском дворце-музее — Д.: Художник РСФСР, 1977. — 302 с.
  47. Король моды. Каталог выставки «Пуаре король моды». М.: Музеи Московского кремля, 2011
  48. Л.Э. Мастера тверской набойки. /Л.Э. Калмыкова // Народное искусство тверской земли. Исследования и материалы. Тверь: РИФ Лтд, 1995.-384 с.
  49. В.А. Художественно-промышленный музей и художественный процесс.// Сборник материалов Всероссийской юбилейной конференции. -СПб, 1997 с. 10
  50. А.Р. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт. Диссертация на соискание уч. ст. канд. Искусствоведения. М., 2006. — 448 с.
  51. С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 205 с.
  52. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1978. — 208 с.
  53. С. А., Журавлева Т. А., Козлов В. Н. Художественное оформление текстильных изделий / Малахова С. А. — М.: Легпромбытиздат, 1988.- 183 с.
  54. А. Де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. С при л. статьи Жеральда Гассио Толабо о дизайне. /Пер. с фр. — М.: Искусство, 1982. — 557 с.
  55. Л.П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна / Монахова Л. П. — В кн.: ВНИИТЭ, Материалы по истории художественного конструирования.
  56. С., Кулеева J1. Основы дизайна / Михайлов С. — М.: Союз дизайнеров, 2002. — 240 с.
  57. C.B., Хельмянов С. П. Санкт-Петербургская школа дизайна / Мирзоян C.B., Хельмянов С. П. СПб: Т-с, 2011. — 401 с.
  58. У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. /Перевод и коммент. Р.Усмановой. — М: Искусство, 1973. — 512 с.
  59. A.B. История ЦУТР им. A.JI. Штиглица/ A.B. Михин. Рукопись монографии.
  60. Мак Коркордейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / Ч. Мак Коркордейл. М.: Сварог и К., 1990. — 248 с.
  61. Музей художественных тканей. Москва. Путеводитель. /Автор текста Морозова P.A. М.: Изобразительное искусство, 1993. — 32 с.
  62. Я. Мода / Нерсесов Я. — М.: Олма Пресс Гранд, 2002. — 240 с.
  63. И.А. Альфонс Муха / Никифорова И. А. — М: Художник и книга, 2003,—48 с.
  64. В.О. Искусство: классика, модёрн, постмодерн / Пигулевский В. О. — Ростов-наДону: СКНЦ ВШ, 2001. — 192 с.
  65. М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908—1929 гг. / Пожарская М. Н. — М.: Искусство, 1988. — 292 с.
  66. К.А. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. Шерстяная промышленность. Т.1 /Пажитнов К.А.- М.: Издание Академии Науки СССР, 1955. 247 с.
  67. М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX- начала XX века / М. Н. Пожарская. М.: Искусство, 1970. — 410 с.
  68. И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII -первой половины XIX века/ И. А. Пронина М.: Изобразительное искусство, 1983. — 312 с.
  69. Э. Виктор Васнецов / Пастон Э. — М.: Слово, 1996. — 95 с.
  70. М.В. Кубовая набойка в России XIX—XX вв.еков / Плотникова
  71. M.B. — СПб.: Государственный русский музей, 1995. — 118 с.
  72. Дж. Лекции об искусстве / Рескин Дж. — М.: Издание магазина Книжное дело и И, А, Баландина, 1900. — 102 с.
  73. Н., Байер П. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до постмодернизма / Райли Н. — М.: ООО Магма, 2004.544 с.
  74. .А. Язычество древней Руси / Рыбаков Б. А. — М.: Наука, 1988.784 с.
  75. .А. Язычество древних славян / Рыбаков Б. А. — М.: Наука, 1994, —608 с.
  76. Ф.С. Советский текстиль / Ф. С. Рогинская. М., 1930. — 96 с.
  77. Русские шпалеры / сост. Т. Т. Коршунова. Л.: Художник РСФСР, 1975. -269 с.
  78. Ноэл Райли Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до постмодернизма / Райли Ноэл. М. Магма, 2004. — 544 с.
  79. Д. В. Модерн: история стиля / Д. В. Сарабьянов. М.: Галарт, 2001 —344 с.
  80. Ф.Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство / Сыркина Ф.Я.- М., Искусство, 1978.- 245 с.
  81. Д.В. Стиль модерн / Сарабьянов Д. В. — М.: Искусство, 1989.296 с.
  82. Д.В. К определению стиля модерн / Сарабьянов Д. В. // В кн.: Советское искусствознание — 78, второй выпуск. — М.- Советский Художник, 1979. — С.206- 213
  83. Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ /. Сарабьянов Д. В. — М.: Советский художник, 1980. — 263 с.
  84. H.A. Ткани в художественной системе русского парадного интерьера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1985. — 29 с.
  85. В.В. Русский народный орнамент. Вып.1: Шитье / Стасов В. В. -Спб.: Общество поощрения художников, 1872. — 26 с.
  86. H.H. Очерки по истории украшения тканей / H.H. Соболев. М. -Л.: Гознак, 1934.-391 с.
  87. Г. Ю. Абрамцево / Стернин Г. Ю. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 320 с.
  88. И.В. Шаль, как атрибут праздничного женского костюма в русской культуре Х1Хв. начала XX в. Диссертация на соискание уч. ст. канд. Искусствоведения. — - Спб.: 2009 — 202 с.
  89. И.П., Малахова С. А. Художественное оформление тканей и текстильныхполотен для повседневной одежды / Смирнов И.П.//Художественное оформление текстильных изделий. М.: Легпромбытиздат, 1988 — с.73
  90. М.К. Впечатления моей жизни / М. К. Тенишева. Л.: Искусство, 1991.-288 с.
  91. Р. Муха / Ульмер Р. — М.: Арт-Родник, 2002. — 96 с.
  92. А. История моды / Фукай А. — М.: Арт-Родник, 2003. — 736 с.
  93. А.К. Модерн. — М.: Росмэн, 2002. — 104 с.
  94. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Никитич Л. А. — М.: Юни-ти-Дана, 2000. — 575 с.
  95. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993, — 324 с.
  96. Л.В. Орнамент. Учебное пособие / Л. В. Фокина. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 172 с.
  97. Фон Арб-Кнорозок Т. Ю. Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века: На примере творчества У. Морриса. Диссертация на соиск. уч. ст. Канд. искусствоведения, — Санкт-Петербург, 2002.- 139 с.
  98. У.Хогарт. Анализ красоты / Хогарт У. Л.: Искусство, 1987. — 254 с.
  99. . В.П. Эстетика Морриса и современность / В. П. Шестаков -М.: Изобразительное, 1987. 256 с.
  100. Эстетика: Учебник для вузов / Никитич J1.A. — М.: Юнити-Дана, 2003. -440 с.
  101. Л.И. Русские набивные ткани XVI—XVII вв.еков. — М.: Издание Государственного Исторического музея, 1954. — 23 с.
  102. Бесчастнов Н. П, Ткани модерна.// Юный художник, 1990, № 4, с.43−45.
  103. Н. П. Уроки Народного ткачества / Н. П. Бесчастнов // Декоративное искусство № 7, 1986 с. 10
  104. И. Ткани модерна/ И. Морозова //ДИ. № 2. 1977. — С.46
  105. Н. Ручная набойка Павловского Посада// Декоративное искусство СССР, № 5. 1973. — с.41 — 45
  106. С.В., Зайцева Л. М. Русские ситцевые платки// Живая старина, № 1. 1994. с. 37 — 39
  107. С.М. Навыки композиции/ С. М. Даниэль // Художник, № 5. 1978
  108. Е.Ю. Орнаментация глиняных сосудов у земледельческих племен неолитической Европы// Уч. зап. ЛГУ. Серия исторических наук. 1949. № 85. с.90
  109. Т.Н. Орнаментальная графика Ж. Берена и ее влияние на французское искусство XVII начала XVIII века / Т. Н. Косуорова // Западноевропейская графика XV- XX веков. Л., 1985. с.57
  110. О выставке мануфактурных производств в Москве в 1865 году// Журнал мануфактур и торговли, № 9. СПб., 1869. — с.48
  111. Cosgrave В. The complete history of costume fashion. From ancient Egypt to the present day. — Checkmark Books, New York, 2000. — 256 P.
  112. D. 1000 patterns, A.C.Black. — London, 2003. — 320 P.
  113. The Victoria and Albert Museum’s Textile Collection. British textile design from 1940 to the present. — London: Vand A Publications, 1999.—128 P.
  114. Parry L. The Victoria Albert Museum’s Textile Collection. British textiles from 1850 to 1900. — V.A.Publications, 1993. — 147 p.
  115. Reilly V. Paisley patterns. — London: Studio Fditions, 1989. — 220 p.
  116. Schoeser M., Dejardin K. French Textiles. — London: Laurence Kind Ltd, 1991, —224 P.
  117. Schmutzler K Art nouveau. — New York, Abrams, 1964. — 322p.
  118. Thiel E. Geschichte des Kostums, Henschelverlag Kunst und Geselischa A.— DDR — Berlin, 1980. — 463 P.
  119. Woodham Jonatan M. Twentieth century ornament. — New York: Rizzoli, 1990, —336 P.
  120. Van Zendt E. The life and work of William Morris. Siena, 1995. P. 6
  121. Crane W. William Morris to Whistler. London, 1911. P.26
  122. Ил. 1. Ткань с узором «бизар». Италия, Венеция, Начало XVIII в.1. Из собрания ГЭ.
  123. Ил. 2. Ткань с избражением цветочных вазоновна белом фоне. Италия 1730−40-е г. г. Из собрания ГЭ.
  124. Ил. 3. Ткань с изображением букетов цветов и архитектурных видов. Франция, Лион. 1735−1740-е г. г.1. Из собрания ГЭ.
  125. Ил. 4. Ткань с изображением букетов цветови гроздьев винограда в корзинах на зеленом фоне.1. Италия. 1735 1740-е г. г.1. Из собрания ГЭ.
  126. Ил. 5 Ткань с изображением золотыхцветочных гирлянд на белом фоне.
  127. Франция, Лион, 1750-е г. г.1. Из собрания ГЭ.
  128. Ил. 6. Ткань с изображением вертикальных полос и букетов цветов на белом фоне. Франция, Лион. 1780-е гт.1. Из собрания ГЭ.
  129. Ил. 7. У. Моррис, цветочный горшок, вышитый на наволочке, ок. 1878- 80-е г. г.
  130. Ил 8. К. Дрессер, узор шелково-шерстяной ткани, навеянный исламским изразцом.1871 г.
  131. Ил. 9. Б. Толберт «Фрукты и листья"ок. 1875 г.
  132. Ил. 10. Э. Годвин, парча «Жасмин"1875 г.
  133. Ил. 11. Ф. Обер, композиция для тканейв стиле Apt Нуво.1900г.
  134. Ил. 12. JI. Баттерфилд, стилизованные тюльпаны.1903г.
  135. Ил. 13. П. Ириб, набивная ткань раннее Apt Деко, 1912 г.
  136. Ил. 14. Ф. Грегори Браун, набивная хлопчатобумажная ткань1931 г.
  137. Ил. 15. Б. Хеппворд «Колонна» хлопчатобумажная ткань, 1937 г.
  138. Ил. 16. М. Малер «Верхушки деревьев».
  139. Трафаретная печать, 1939 г.
  140. Ил. 17. Пальто «Персия», П. Пуаре, дизайн ткани Р. Дюфи, Франция, 1911 г.
  141. Ил. 18. Обеденное платье «Булонский лес», П. Пуаре, дизайн ткани Р, Дюфи, Франция, 1919 г.
  142. Ил. 19. Р. Дюфи. Обивочная ткань для фирмы «Бьянкини-Ферье"1919 г. 1. Ил. 20.
  143. Шаль «терновая» (156×167см.), фрагмент Инв. номер 713−19, Костромская губерния из фондов Этнографического музея1. Ил. 21
  144. Платок женский, шелковый, головной, фрагмент.
  145. Инв. номер 150−144, Тульская губ. Из фондов Этнографического музея1. Ил .22
  146. Платок с набивным узором (114×114см.), фрагмент.
  147. Инв. номер 10 349−1, Московская губ. Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 23.
  148. Покрывало шерстяное (205×144см.), фрагмент.
  149. Инв. номер 8403−51, Москоская губ. Из фондов Этнографического музея1. Ил.24
  150. Шерстяная шаль. Павловский Посад Инв. номер 8338−1, Московская губ. Из фондов Этнографического музея1. Ил. 25
  151. Шаль фабричного производства с набивным узором (184×154 см.), фрагмент
  152. Инв. номер 10 683−3, Санкт-Петербургская губерния Из фондов Этнографического музея1. Ил. 26.
  153. Платок головной ситцевый (69×67 см.), фрагмент.
  154. Инв. номер 704−47, Вологодская губ. Из фондов Этнографического музея.
  155. Ил. 27. Хлопчатобумажная ткань. Кретон. Фабрика Э.Циндаля. 1883 г. из фондов музея МГТУ им. А.Н.Косыгина
  156. Ил. 28. Хлопчатобумажная ткань. Кретон, ткачество. Начало XX века. Из фондов музея МГТУ им. А.Н.Косыгина1. Ил. 29
  157. Скатерть из отбеленного полотна.
  158. Размер 160×160 см. Инв. номер 6970−24, Калининская обл., г. Торжок Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 30
  159. Скатерть, «выбитая"из синей набойки с белым узором (131×94 см), фрагмент
  160. Инв. номер 7308−9, Псковская обл. Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 31.
  161. Столешник», фрагмент. Инв. номер 150−252, Тульская губ. Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 32
  162. Шелковая шаль фабричного производства (180×174 см.), фрагмент
  163. Инв. номер 8619−1, г. Санкт- Петербург. Из фондов Этнографического музея
  164. Ил. 33 Платок, фрагмент Инв. номер 141−12, Вологодская губ. Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 34.
  165. Платок (атласная шаль), фрагмент. Инв. номер 350−24, Новгородская губ. Из фондов Этнографического музея1. Ил. 35.
  166. Платок из белого коленкора, фрагмент. Инв. номер 356−4, Новгородская губ. Из фондов Этнографического музея.1. Ил. 36
  167. А.Головин. Эскиз декорации к драме Лермонтова «Маскарад"1917 г.
  168. Ил. 37. Л. Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейнк балету «Клеопатра», 1909 г.
  169. Ил. 38. И. Билибин. Эскиз декорации «Рай» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"1929 г.
  170. Ил. 39. Образцы набойки по льняному холсту.
  171. Копии с узоров XVII XIX в.в. Из фондов музея СПГХПА им. А. Л. Штиглица.
  172. Ил. 40. Набедренники из золотой парчовой ткани.
  173. Россия, вторая половина XIX в. Из фондов музея СПГХПА им. А. Л. Штиглица. п
  174. Ил. 49. Летняя практика. Рисунок линией и пятном
  175. Ил. 50. Летняя практика. Рисунок линией и пятном
  176. Ил. 52. Летняя практика. Рисунок линией и пятном
  177. Ил. 53. Летняя практика. Рисунок с включением фактур.
  178. Ил. 54. Рисунок и проект декоративной ткани «Тюльпаны"1. Сно А., 5 курс
  179. Ил. 55. Декоративная жаккардовая ткань «Тюльпаны"1. Сно А., 5 курс
  180. Ил. 56. Натурная зарисовка для проекта декоративной ткани «Пионы"1. Селезнева А., 6 курс
  181. Ил. 57. Декоративная жаккардовая ткань «Пионы» Вариант 1., Селезнева А., 6 курс
  182. Ил. 58. Интерьер с проектом ткани «Пионы», Вариант 2, Селезнева А., 6 курс.
  183. Ил. 59. Проект декоративной ткани «Цветущая слива"1. Селезнева А., 6 курс
  184. Ил. 60. Проект декоративной ткани «Настурция» Вариант 1, Селезнева А., 6 курс
  185. Ил. 61. Проект декоративной ткани «Настурция» Вариант 2, Селезнева А., 6 курс.
  186. Ил. 62. Декоративная жаккардовая ткань «Ритмы Востока"1. Соловьева А., 6 курс.
  187. Ил. 63. Декоративные печатные ткани «Распустившиеся бутоны»,
  188. Цветы», Ибрагимова В., 6 курс.
  189. Ил. 64. Проект декоративной ткани «Цветущий сад"1. Косульникова Ю., 5 курс.
  190. Ил. 65. Декоративная жаккардовая ткань «Мальва"1. Селезнева А., 6 курс
  191. Ил. 66. Рисунки для проекта декоративной композиции «Мальва"1. Селезнева А., 6 курс.
  192. Ил. 67. Фрагменты декоративной печатной ткани «Подсолнух"1. Зырянова Е., 6 курс.
Заполнить форму текущей работой