Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Когнитивные модели управления развитием систем профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие и совершенствование систем профессионального образования1 (СПО) — одно из важнейших направлений деятельности любого государства, требующее квалифицированных подходов к анализу и управлению СПО. Вопросам реформирования и управления СПО посвящены работы: Взятышева В. Ф., Волковой В. Н., Новикова A.M., Овсянникова А. А., Савельева А. Я., Цикинина И. А., Шукшунова В. Е. и др. В этих… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблемы управления развитием систем профессионального образования
    • 1. 1. Нормативно-правовая база
    • 1. 2. Специфика систем профессионального образования как объекта управления
    • 1. 3. Обзор известных моделей и методов управления системами профессионального образования
    • 1. 4. Формирование р-однородного комитета
    • 1. 5. Имитационные когнитивные модели развития ситуации
    • 1. 6. Задачи диссертационного исследования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Базисные факторы систем профессионального образования и их взаимосвязи
    • 2. 1. Принципы определение базисных факторов, характеризующие состояние систем профессионального образования
    • 2. 2. Факторы, характеризующие состояние систем профессионального образования
    • 2. 3. Взаимосвязи между факторами
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Когнитивные модели развития систем профессионального образования
    • 3. 1. «Саморазвитие» систем профессионального образования
    • 3. 2. Процедура нахождения вектора управлений
    • 3. 3. Сценарии управляемого развития систем профессионального образования
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Когнитивные модели управления развитием систем профессионального образования
    • 4. 1. Метод многокритериального иерархического оценивания ситуаций при когнитивном моделировании
    • 4. 2. Иерархическое представление проблемы управления развитием систем профессионального образования
    • 4. 3. Выбор приоритетов факторов
    • 4. 4. Выбор приоритетов сценариев
    • 4. 5. Выбор сценария
    • 4. 6. Программная реализация
    • 4. 7. Выбор сценариев развития систем профессионального образования
  • Выводы по главе 4

Когнитивные модели управления развитием систем профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитие и совершенствование систем профессионального образования1 (СПО) — одно из важнейших направлений деятельности любого государства, требующее квалифицированных подходов к анализу и управлению СПО. Вопросам реформирования и управления СПО посвящены работы: Взятышева В. Ф., Волковой В. Н., Новикова A.M., Овсянникова А. А., Савельева А. Я., Цикинина И. А., Шукшунова В. Е. и др. В этих исследованиях много внимания уделяется целям и задачам, стоящим перед СПО, рассматриваются качественные подходы к управлению развитием профессионального образования.

Адекватным инструментом формального исследования СПО является когнитивное моделирование2, значительный вклад в развитие которого внесли Аксельрод Р., Дж. Ван Гиг, Иден К., Корноушенко Е. К., Кульба В. В., Максимов В. И., Маруяма М., Плотинский Ю. М., Прангишвили И. В., Райков А. Н., Роберте Ф. и др. В то же время, в рамках когнитивного подхода внимания образовательным системам как объекту моделирования не уделялось. Поэтому актуальным является разработка и исследование когнитивных моделей эффективного управления развитием СПО.

Целью работы является разработка и исследование когнитивных моделей эффективного управления развитием СПО.

В соответствии с указанной целью в работе последовательно решаются следующие задачи:

1 Под системой профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» понимают: «совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов начального, среднего, высшего и послевузовского профессиональных уровней и направленностисети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно — правовых форм, типов и видоворганов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» (с. 4, статья 8).

Когнитивное моделирование — процесс построения и анализа моделей слабоструктурированных систем посредством выявленных базисных факторов и их взаимосвязей.

1) анализ специфики СПО как объекта управления, обоснование возможности и целесообразности использования когнитивных моделей для постановки и решения задач управления развитием СПО;

2) формирование и обоснование перечня базисных факторов, характеризующих СПО, и их взаимосвязей;

3) разработка процедуры отбора экспертов — источников информации, необходимой для построения когнитивной модели;

4) построение когнитивной модели СПО и решение в ее рамках задачи управления;

5) разработка и анализ сценариев развития СПО на основе многокритериального иерархического оценивания;

6) разработка методов выбора управляющих воздействий, реализующих оптимальный сценарий развития СПО;

7) внедрение полученных результатов в практику управления развитием СПО.

Основным методом исследования является математическое моделирование с использованием подходов и результатов системного анализа, теории принятия решений и теории графов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. На основании проведенного анализа специфики СПО как объекта управления и обзора известных подходов к когнитивному моделированию сложных систем обоснована возможность и целесообразность использования когнитивных моделей для постановки и решения задач управления развитием СПО.

2. Сформирован и обоснован перечень базисных факторов, характеризующих СПО (факторы, обеспечивающие социальную и экономическую привлекательность и эффективность образованияфакторы внешней среды), и их взаимосвязи.

3. Предложена процедура отбора экспертов для построения когнитивной модели.

4. Построена когнитивная модель СПО, в рамках которой сформулирована и решена задача выбора управляющих факторов и их значений для достижения эффективного управления развитием СПО.

5. На основе многокритериального иерархического оценивания разработаны и проанализированы сценарии развития СПО.

6. Разработан метод выбора управляющих воздействий, реализующих оптимальный сценарий развития СПО.

Практическая значимость работы. В результате исследования разработаны рекомендации по совершенствованию управления развитием СПО, позволяющие решать задачи выбора сценариев развития СПО различных уровней: федерального, регионального/муниципального, образовательных учреждений. Эффективность практического использования полученных результатов подтверждена актами и справками о внедрении.

Связь диссертации с планом научных работ. Исследование выполнялось в соответствии с планом научных работ ИПУ РАН (тема 351−04/51).

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались с 2001 г. по 2005 г. на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2004, Ассамблее Международного молодежного научного конгресса «Молодежь. Наука. Общество», I-III Московских конференциях ADAVT «Анализ и развитие среднего профессионального образования», I-IV Международных конференциях CASC «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 статей. Одна из перечисленных выше работ была представлена на конкурс рефератов по теме «Молодежь и наука», которая заняла третье место и отмечена министром образования РФ Филипповым В.М.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по главе 4.

В четвертой главе диссертации предложена иерархическая про.

• цедура выбора наилучшего сценария изменения ситуации из совокупности смоделированных в Главе 3 сценариев.

Разработана процедура, позволяющая автоматизировать сравнение и выбор сценария, а также проанализированы на основе многокритериального иерархического оценивания сценарии развития СПО.

Заключение

.

• Развитие и совершенствование систем профессионального образования (СПО) — одно из важнейших направлений деятельности любого государства, требующее квалифицированных подходов к анализу и управлению СПО. Диссертационная работа посвящена актуальной теме разработки и исследования когнитивных моделей управления развитием систем профессионального образования.

На основании проведенного анализа специфики СПО как объекта управления и обзора известных подходов к когнитивному моделирова.

• нию сложных систем предложен единый подход к построению и использованию когнитивных моделей управления развития СПО различных уровней: федерального, регионального / муниципального, образовательных учреждений. На основе этого подхода:

1. Сформирован и обоснован перечень базисных факторов, характеризующих СПО (факторы, обеспечивающие социальную привлекательность образованиясоциальные факторы, обеспечивающие эффективность образованияэкономические факторы, обеспечивающие эффективность образованиядестабилизирующие факторы внешней среды), и их взаимосвязи.

2. Разработана процедура выбора экспертов, объединенных для.

• рассмотрения и обсуждения вопросов из одной или нескольких областей знаний, с целью получения необходимой информации для построения когнитивной модели;

3. Построена когнитивная модель СПО, в рамках которой сформулирована и решена задача выбора управляющих факторов и их значений для достижения эффективного управления развитием СПО.

1 4. Разработаны и проанализированы на основе многокритериального иерархического оценивания сценарии развития СПО.

5. Разработан метод выбора управляющих воздействий, реализующих оптимальный сценарий развития СПО.

• Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались с 2001 г. по 2005 г. на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2004, Ассамблее Международного молодежного научного конгресса «Молодежь. Наука. Общество», I-III Московских конференциях ADAVT «Анализ и развитие среднего профессионального образования», I-IV Международных конференциях CASC «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций».

В результате исследования разработаны рекомендации по совер

• шенствованию управления развитием СПО, позволяющие решать задачи выбора сценариев развития СПО различных уровней: федерального, регионального / муниципального, образовательных учреждений. Эффективность практического использования полученных результатов подтверждена актами и справками о внедрении.

Исследования, выполненные в диссертации, осуществлялись в рамках следующих НИР «Модель саморазвития российской системы образования» (номер государственной регистрации НИР 01 2004 3 144) по заданию Министерства образования РФ, «Экономические, правовые и управленческие основы развития образования» (номер государственной регистрации темы 01 2004 7 394) по заданию Минобразования РФ.

• Полученные результаты внедрены при разработке моделей и механизмов управления развитием СПО в Институте управления образованием РАО, МГАПИ, что подтверждено актами и справками о внедрении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.К., Максимов В. И., Рабинович В. М. Интегрированная система «КУРС» для когнитивного управления развитием ситуаций / Труды Института. Том XIV. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2001 С. 89−114.
  2. Ю.П., Максимов В. И., Райков А. Н., Шмерлинг Д. С. Совершенствование системы управления и повышение качества общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа. Москва, Ханты-Мансийск, 2000. С. 56.
  3. Алгоритмическое и программное обеспечение прикладного статистического анализа. М.: Наука, 1980. -424 с.
  4. Р., Заде Л., Принятие решений в расплывчатых условиях. В кн. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.
  5. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.
  6. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
  7. А.Н. Диалоговые системы принятия решений: Информационное, математическое и программное обеспечение, Рига, «Зинатне», 1986.
  8. А.Н. и др. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений, Москва, «Радио и связь», 1989.
  9. А.Н. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей, Рига, «Зинатне», 1990.
  10. Я.С., Никольский С. М. Высшая математика. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997, 288 с.
  11. А.С. Экономика, Москва, «БЕК», 1997.
  12. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: СИНТЕГ, 1999ю-128 с.
  13. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. -268 с.
  14. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972.
  15. Э.Й., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
  16. .Г., Буянов Б. Б., Максимов В. И. и др. Методы анализа и синтеза структур управляющих систем / Под ред. Б. Г. Волика. М.: Энергоатомиздат, 1988.-е. 296.
  17. В.Н. Структура целей в системе управления высшей школы: Из истории. СПб.: Изд. СПбГТУ, 2000. -80 с.
  18. Габриэль Геттельманн-Дюре, Джо Хоуган. Использование, распределение и управление кадрами учителей начальных школ в странах Африки к югу от Сахары. / № 99 Перспективы, том XXVI, № 3, 1997 г., стр. 129−146.
  19. Г. В., Джаримова Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп: 2002. -360 с.
  20. С. Технология определения финансово-хозяйственного положения предприятия // Финансовая газета. 2002. № 2. С. 15.
  21. С. Технология определения финансово-хозяйственного положения предприятия //Финансовая газета. 2002. № 5. С.14−15.
  22. С.В. Выбор управляющих факторов при когнитивном моделировании различных вариантов решений / Когнитивный анализ и• управление развитием ситуаций (CASC 2002). Материалы 2-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2002. С. 5167.
  23. С.В. Законодательные основы и общие положения Российского образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2003. С. 14−20.
  24. С.В. Модель развития российской системы образования /• Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ-2004. Сборник материалов. М.: ОАО «ГАО ВВЦ», 2004. С. 179 180.
  25. С.В. Отчет о первом социологическом опросе / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы второй Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2004. С. 46−68.
  26. Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03). Материалы второй Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2004. С. 92−112.
  27. С.В. Структура российской системы образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT '03).
  28. Материалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ,• 2003. С. 21−28.
  29. С.В. Уровни российской системы образования / Анализ и развитие среднего профессионального образования (ADAVT *03). Ма• териалы первой Московской конференции. М.: ФСПО МГАПИ, 2003. С. 29−65.
  30. С.В. Формирование равно-представительного комитета/ Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2004). Материалы 4-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2004. С. 30−41.
  31. . С.В. Модель саморазвития российской системы образования / Международный молодежный научный конгресс «Молодежь. Наука. Общество». Сборник материалов. М.: ОАО «ГАО ВВЦ», ЗАО• «ОП ВВЦ «Наука и образование», 2003. С. 30−31.
  32. С.В. Построение модели современного состояния системы образования в России. Сборник научных трудов. М.: МГПУ, математический факультет, 2005. С. 108−112.
  33. С.В. Российская система образования и ее саморазвития / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2003).
  34. Материалы 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 1. М.:• ИПУ РАН, 2003. С. 136−160.
  35. Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации / Проблемы управления № 2, М.: 2003. С. 43−52.
  36. Н.Х. Образование сектор экономики. Краснодар: Изд. Краснод. научн. АМАН, 2000. С. 16.
  37. Н.Х. Принципы модернизации образования. Краснодар: Изд. Краснод. научн. АМАН, 2000. С. 19.
  38. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 432.
  39. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М: Мир, 1976.
  40. И. Прангишвили, В. Максимов. Разрешение проблемный ситуаций в период современной трансформации / Общество и экономика. 1112. М. 2001 г.
  41. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990.
  42. СБ., Максимов В. И. Стратегическое управление развитием сложных социально-экономических объектов в нестабильной внешней среде / Управление движением, морскими судами и специальными аппаратами. Труды 28-ой Всероссийская конференция. -Анапа, 2001.
  43. Константинов и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  44. Конституция Российской Федерации.
  45. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.
  46. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р —М., 2001.
  47. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р-М., 2005.
  48. Е.К., Максимов В. И. Нелинейные когнитивные модели для решения задач в слабоструктурированных системах / Международная конференция по проблемам управления. Т.З. М.: ИПУ РАН, 29 июня 2 июля 1999 г.
  49. Е.К., Максимов В. И. Управление процессами в сла-боформализованных средах при стабилизации графовых моделей среды. Труды ИПУ РАН. Т. 2, 1999.
  50. Е.К., Максимов В. И. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты / Труды Института.
  51. Том XI. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2000. С.85−90.
  52. А.А., Максимов В. И. Система концептуального моделирования социально-политических ситуаций «Компас». Сб. Современные технологии управления. М.: Фонд «Проблемы управления», 1998.
  53. О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987.
  54. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. М.: Логос, 2000. — 296 с.
  55. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991.-224 с.
  56. Ч., Хенсон Р. Численное решение задач метода наименьших квадратов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. — 232 с.
  57. В.И. Аналитические основы построения графовых и компьютерных моделей для сложных ситуаций (раздел П. 8.5.2) / Новая парадигма развития России. Энциклопедическая монография. (Комплексное исследование проблем устойчивого развития). Под. ред.
  58. B.А. Коптюга и др. М.: «Академия», МГУК, 1999. — с. 447−450.
  59. В.И. Информационные технологии в управлении бизнесом // Информация. Бизнес. 2000. № 1. С. 7−8.
  60. В.И. Когнитивные технологии от незнания к пониманию / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2001). Материалы 1-й Международной конференции в 3-х томах. Том 1. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 4−41.
  61. В. И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций / Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC 2001). Материалы 1-й международной конференции в 3-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 10−21.
  62. В.И., Райков А. Н. Коллективные когнитивные карты в системах принятия решений / Международный симпозиум «Рефлексивное управление» (Москва, 2000 г.): тез. докладов. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 86−88.
  63. В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. М. 2002 г.
  64. В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC '03) Труды 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 1. ИПУ РАН, 2003.
  65. Национальная доктрина образования.
  66. A.M. Профессиональное образование России. М.: АПО, 1997. С 254.
  67. A.M. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. М.: Изд. «Эгвес», 2005. С 176.
  68. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 200. — 272 с.
  69. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, Г. В. Меркурьева и др. М.: Радио и• связь, 1989.-304 с.
  70. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы / Бюллетень Минобразования России, 2002, № 4.
  71. Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.-296 с.
  72. И.В. Системный подход, когнитивный анализ и вопросы управления / Когнитивный анализ и управление развитием сиvD туаций (CASC '03) Труды 3-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.: ИПУ РАН, 2003. С. 5−12.
  73. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. М.: Наука, 1986.
  74. Российское образование. Проспект: Министерство Образования РФ, ГНИИ ИТТ «Информатика», Москва 2001 г.
  75. Руперт Маклин. Обзор: Среднее образование на распутье. № 117• № 118. Перспективы, том XXXI, № 3, 2001 г., стр. 29−36.
  76. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1993. — 320 с.
  77. Т. Саати. Аналитическое планирование. Организация систем, М.: «Радио и связь», 1983 г.
  78. А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 2001. — 120 с.
  79. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. 228 с.
  80. Ю.С. Как обосновать решение. М., «Экономика», 1972.
  81. Ю.С. Количественное обоснование решений. М.: «Зна• ние», 1971, 32 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика, кибернетика»).
  82. Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). М.: Экономика, 1980. 168 с.
  83. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: Синтег, 1998. — 376 с.
  84. Э.А. Компьютерная поддержка формирования целей и стратегий. М.: Синтег, 2005, 224 с. Серия «Системы и проблемы управления».
  85. Управление модернизацией в образовании: подходы и механизмы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003−231 с. 97. «Федеральная программа развития образования». Закон РФ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ М., 2000.
  86. Хуан Карлос Тедеско. Перспективы. Том 26, № 3,1997, стр. 4.
  87. В.Е. Сущность, назначение и основные положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации. // Вестник МАШ ВШ, № 1 (12). М.: изд. МГУ, 2000, с. 20−32.
  88. В.Е. и др. Инновационное образование (парадигма, принципы, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. 1994. № 2. с. 13−28.
  89. В.Е., Овсянников А. А. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. М.: МАШ ВШ, 1998. 41 с.
  90. Э. Вильегас-Реймерс, Ф. Реймес. Где 60 миллионов учителей? Когда повсюду в мире идут реформы образования, их голоса не слышно. / № 99 Перспективы, том XXVI, № 3, 1997 г., стр. 37−62.
  91. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997 — 816 с.
  92. Экономическое и социальное развитие современного общества. / Уч. изд. материалы к курсу «Человек и общество: Основы современной цивилизации». Под. ред. Боголюбова Л. Н., Лабезниковой А. Ю. М.: Просвещение, 1993. 94 с. 105. www/icongroup/marketing/pablish
Заполнить форму текущей работой