Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический механизм рынка образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Интеллектуальный потенциалглавное богатство Росси в наступающем информационно-технологическом обществе. Поэтому одна из важнейших задач государства и обществасоздание современной индустрии образования, способной не только всесторонне обеспечить материальную базу образовательного процесса, но и стимулировать развитие российской экономики в целом. При переходе к рынку в российскую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образовательные услуги как объект исследования с позиций экономической теории
    • 1. 1. Методологический подход к исследованию рынка образовательных услуг
    • 1. 2. Предпосылки и противоречия формирования экономического механизма рынка образовательных услуг. ф
    • 1. 3. Показатели и структура экономического механизма рынка образовательных услуг в экономике России
  • Глава II. Этапы формирования системы образовательных услуг
    • 2. 1. Образовательные услуги на этапе довузовского образования
    • 2. 2. Образовательные услуги на этапе высшего образования
    • 2. 3. Образовательные услуги на уровне послевузовской системы образования. <
  • Глава III. Совершенствование экономического механизма рынка образовательных услуг
    • 3. 1. Переход к новой модели финансирования системы образования
    • 3. 2. Институциональные изменения и организационно-структурная перестройка экономического механизма рынка образовательных услуг

Экономический механизм рынка образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интеллектуальный потенциалглавное богатство Росси в наступающем информационно-технологическом обществе. Поэтому одна из важнейших задач государства и обществасоздание современной индустрии образования, способной не только всесторонне обеспечить материальную базу образовательного процесса, но и стимулировать развитие российской экономики в целом. При переходе к рынку в российскую систему образования вторгаются рыночные отношения, активно развивается рынок образовательных услуг. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют актуальность и необходимость всестороннего исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования экономического механизма его функционирования. Своеобразие современного этапа общественного развития России определяет особую значимость развития системы экономического образования.

Эффективность преобразований в области экономики в значительной степени зависит от уровня компетентности специалистов, определяющих направление и характер экономических реформ, т. е. от возможностей реализации творческого потенциала ученых-экономистов.

Современная научно-техническая и образовательная политика ограничивает использование творческих возможностей ученых-экономистов. Существует противоречие между потребностями общества в интеллектуальных ресурсах и его возможностями обеспечить условия для их деятельности. Наряду с необходимостью изменения государственной политики в области образования, важной проблемой является совершенствование механизма формирования системы экономического образования, на примере которого в диссертации исследуется рынок образовательных услуг.

Формирование и обобщение опыта становления рынка образовательных услуг, а также выработка мероприятий по его развитию и совершенствованию, исключительно актуально и может внести весомый вклад в решение проблем сохранения и рационального использования образовательного потенциала квалифицированной рабочей силы.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты обозначенной темы с различной степенью глубины исследовались многими зарубежными и отечественными экономистами, социологами, философами. Однако в большей степени проблемы образования в нашей стране долгое время являлись предметом педагогической науки. Это было естественным следствием такого устройства образовательной системы, когда вопросы её экономики решались вне самой системы образования. Но уже в 60−70-е годы проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. Среди отечественных представителей экономической науки, внесших значительный вклад в развитие этого направления, можно выделить: B.C. Гойло,.

A.B. Дайновского, Г. А. Егиазаряна, В. А. Жамина, C.JI. Костаняна,.

B.И. Марцинкевича, С. Г. Струмилина и др.

В общем виде подходы к трактовке образования в экономическом аспекте сформулированы в классических работах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий. Теоретики западной экономики образования Т. Шульц, Г. Беккер, В. Вейсборд. М. Блауг, Й. Бен-Порэт, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуц, Дж. Грейсон и др. сформировали современные представления об образовании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование.

Данная проблема в теоретическом аспекте также разработана в трудах отечественных ученых — B.C. Автономова, Р. И. Капелюшникова, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, М. А. Критского и др.

Среди исследователей механизма рынка образовательных услуг пореформенного периода следует отметить таких экономистов, как А.К. Аса-туров, A.M. Бабич, E.H. Жильцов, М. А. Лукашенко, С. Н. Немцева,.

A.M. Озина, А. П. Панкрухин, E.H. Попов, М. И. Скаржинский, В.В. Чекма-рев, В. П. Щетинин и др. В работах указанных авторов рассматривается процесс развития рынка в России, в том числе, формирование рынка образовательных услуг.

Проблемы профессиональной, в том числе и экономической, подготовки кадров получили освещение в публикациях Н. П. Аристера, И. П. Бойко, П. Г. Буга, О. В. Голосова, А. Г. Грязновой, Г .Г. Зайцева, Н. В. Карлова, В. JI. Мамаева, А. И. Муравьева, Ф. М. Русинова, В. Т. Рязанова, А. И. Терехова, JLC. Тарасевича и др.

Вопросы функционирования хозяйственного механизма институтов образования, способы перестройки их деятельности и управления ими рассмотрены в научных работах А. П. Панкрухина, Г. В. Балашова, С. А. Белякова, Н. М. Виноградова, Т. Юрьевой и др.

Опыт развития экономического образования за рубежом, возможности России в использовании некоторых западных традиций анализируется в работах A.B. Бухвалова, А. И. Галаган, Т. С. Георгиевой, В.В. Медни-кова, Г. И. Полянской, А. О. Славновой и др.

В литературе социолого-науковедческие исследования проблемы связаны, прежде всего, с именами таких ученых, как С. А. Кугель,.

B.Г. Добров, В. Ж. Келле, И. И. Лейман, И. А. Майзель и др.

В целом труды всех названных авторов в той или иной степени внесли значительный вклад в развитие экономики образования, в том числе экономического. Однако современное состояние рыночных отношений в стране требует дальнейшего исследования рынка образовательных услуг, а его рыночный экономический механизм еще не был объектом системного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является комплексный анализ особенностей функционирования рынка образовательных услуг, включая уровни довузовского, высшего и послевузовского образования, а также перспективные в современных условиях направления подготовки квалифицированной рабочей силы.

Этой целью определена необходимость решения в диссертации следующих задач:

— исследовать товарную природу образовательных услуг и экономическое содержание категории «образовательный товар» (образовательная услуга как товар);

— раскрыть общероссийские особенности становления, противоречия формирования и функционирования рынка образовательных услуг;

— исследовать экономический механизм рынка образовательных услуг и особенности его действия в сфере образования на низшем, среднем и высшем уровнях;

— обосновать необходимость развития и совершенствования различных форм образования в условиях сочетания государственного и рыночного регулирования.

Объектом исследования является экономический механизм рынка образовательных услуг в условиях перехода России к рыночной экономике.

Предметом исследования являются особенности становления, развития и формирования системы образования, обусловленные действием экономического механизма рынка образовательных услуг. ¦

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные методы познания экономических процессов и явлений, труды классиков экономической науки, указанные выше труды отечественных и зарубежных ученых по тематике диссертации, труды научно-исследовательских институтов, освещающие процессы рыночного реформирования в России и в других странах.

Информационным источником исследования послужили законодательные акты и официальные документы российского государства, материалы статистических органов и фактические данные работ отечественных ученых, а также материалы периодической печати.

Научная новизна проведенного исследования состоит, прежде всего, в том, что оно кладет начало новому направлению системного изучения экономического механизма рынка образовательных услуг.

— развивается теория экономического механизма рынка образовательных услуг, а именно, в этот механизм включается сочетание рыночных и государственных форм регулирования отношений купли-продажи таких специфических товаров как образовательные услуги;

— разработаны общетеоретические подходы к формированию рыночной модели функционирования системы экономического образованияраскрыто содержание экономического механизма рынка образовательных услуг, соответственно, уточнен категориальный аспект понятия «образовательная услуга как товар» в контекст его соотношения с категориями «образовательный продукт», «образовательный товар»;

— выявлены социально-экономические предпосылки становления, противоречия формирования и развития российского рынка образовательных услуг;

— исследованы изменения рыночным механизмом организационной структуры школьного, высшего и послевузовского экономического образования в стране, его государственного и негосударственного секторов;

— выявлены экономические и организационно-педагогические факторы, стимулирующие повышение качества и разнообразие различных форм экономического образования.

Практическая значимость работы определяется доведением научного аспекта исследования до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы Министерством образования Российской Федерации при разработке программ по перспективному развитию системы экономического образования, а также образовательными учреждениями при организации учебного процесса и для выработки стратегии их развития. Научные положения и результаты диссертационного исследования целесообразно использовать при изучении основ экономической теории в темах и разделах, посвященных человеческому капиталу, а также в спецкурсе «Экономика образования».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на республиканской научно-практической конференции молодых ученых «Рыночная экономика: проблемы и пути развития» (г. Владикавказ, 1998) и на итоговой научно-практической конференции СКГТУ «Экономико-правовые проблемы в переходной экономике РСО-Алания» (г. Владикавказ, 1999).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 3,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс формирования рынка образовательных услуг имеет в нашей стране определенную специфику, обусловленную сложностями переходного периода в экономике, и идет в рамках общей реформы системы образования.

На основе обобщения различных определений основных категорий рынка образовательных услуг, в работе было предложено дифференцировать понятия «образовательный товар», «образовательный продукт», «образовательная услуга».

Под образовательным товаром понимается все, что может удовлетворять индивидуальные, корпоративные или общественные потребности в образовании предлагается рынку с целью потребления. Он, как понятие, включает в себя материальные и нематериальные компоненты, являющиеся результатами труда и удовлетворяющие тем ли иным потребностям и желаниям. Помимо образовательных и материальных услуг компонент образовательный товар может включать личности, места, организации, виды деятельности и идеи.

Образовательным продуктом является оформленная совокупность отобранной, систематизированной и переработанной информации, а также описание технологии её усвоения, удовлетворяющей определенную потребность в образовании. Образовательный продукт может быть продан потребителю без оказания услуг.

Образовательная услуга представляет, собой вид образовательного товара, принимающего форму непосредственного процесса передачи совокупности отобранной, систематизированной и переработанной информации, удовлетворяющей определенную потребность, от производителя — к потребителю.

Образовательные услуги обладают характерными чертами, присущими всем услугам без исключения: неосязаемостью до момента их потребления, неотделимостью от субъектов процесса их оказания, непостоянством качества, несохраняемостью. Образовательные услуги обладают также специфическими чертами: своеобразием системы и процесса управления имисезонностьювысокой стоимостьюотносительной длительностью их исполненияотложенностью проявления результатасвязью с преобразованием личности обучающегося в целом, а в конечном счете, — преобразованием духовного потенциала общества.

Экономическая эффективность образовательных услуг показывает степень влияния образования на жизнедеятельность индивида и общества в целом и определяется соотнесением затрат на образовательные услуги и их отдачей.

Анализ экономической эффективности образования является центральным разделом теории человеческого капитала.

Под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, способностей, мотиваций, которые способствуют росту производительности его труда и влияют на рост доходов. Расходы на образование, на поддержание здоровья, а также связанные с поиском работы — все это инвестиции в человеческий капитал, который представляет собой такую же составную часть национального богатства, как и физический капитал.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в образование.

Для оценки экономической эффективности инвестиций в образование в теории используется показатель внутренней нормы отдачи. Данный показатель призван определить степень окупаемости инвестиций в человека, подобно тому, как норма прибыли выражает степень рентабельности вложений в физический капитал.

Зарубежный опыт свидетельствует, что вложения в среднеспеци-альное и высшее образование выгоднее вложений в физический капитал.

Крупнейшие экономисты мира отводят образованию ведущую роль в деле повышения производительности труда и темпов роста экономики. В современной экономической литературе в качестве основных источников экономического роста выделяют: затраты на НИОКР, степень их внедрения в производствоувеличение числа занятой рабочей силы, улучшение её качества и структурыприрост вещественного капитала, повышение качества капитала и технологииулучшение организации и управленияболее эффективное использование ресурсов. Большинство специалистов в области теории человеческого капитала признают, что образование имеет прямое или косвенное отношение к каждому из вышеперечисленных источников роста.

Для выявления воздействия на производительность труда и экономический рост таких факторов, как накопление производственного опыта, развитие системы образования, расходы на науку, суммарные вложения в рабочую силу, учеными разработаны соответствующе экономико-математические модели.

Доказательство рентабельной природы затрат на образование способствовало восприятию его правящими кругами многих стран как важного фактора экономического развития.

К сожалению, научные выводы как западных, так и отечественных исследователей о человеческом капитале как главном факторе экономического роста не находят отражения в сегодняшних действиях российских политиков. Достаточно проанализировать расходные статьи федерального бюджета и определить удельный вес затрат на образование.

Большинство параметров использования человеческих ресурсов в экономике России не соответствует современным технологическим и социально-экономическим требованиям времени. Несмотря на достаточно высокий средний уровень образования и квалификации российской рабочей силы, этот показатель используется крайне нерационально.

В настоящее время можно выделить следующие причины низких частных и общественных норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал России: во-первых, то, что в РФ пока не возобладала модель эффективного использования трудового потенциала страныво-вторых, показатели государственных вложений в человека в отечественной экономике несопоставимы с аналогичными показателями индустриально-развитых странв-третьих, частичное введение платности образования не сопровождается широким созданием соответствующих государственных фондов и кредитных линий, предназначенных для кредитования затрат граждан на получение образования.

Эффективность подготовки и использования высококвалифицированных специалистов во многом будет зависеть от последовательности экономических реформ, от результативности преобразований в самой системе образования, от того, насколько практические действия государственных структур в этих областях будут базироваться на научных исследованиях и рекомендациях.

Под рынком образовательных услуг понимаются экономические отношения, складывающиеся между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) по поводу купли-продажи образовательных услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и специфический товар. Каждый из них связан с катего-. риями спроса, предложения и цены. По своеобразию реализуемого продукта этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, но он тесно связан и взаимодействует с другими рынками: рабочей силы, информации. Вместе с тем, рынок образовательных услуг весьма специфичен, что определяется особенностями системы образования как важнейшей отрасли народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов.

В процессе анализа предпосылок, приведших к формированию рынка образовательных услуг, в работе были выделены: исходные, основная и производные предпосылки.

Исходными предпосылками являются: а) переход современного общества от индустриальной экономики к постиндустриальной, информационнойб) развитие диверсификации современного производства и потребленияв) движение мира к созданию единого рыночного пространства, которое расширяет экономические функции системы образования и нарушает ее организационную целостность, тем самым открывает возможность для развития коммерческих форм образования.

Основной предпосылкой формирования рынка образовательных услуг является способность системы образования к реформированию, к структурной перестройке как системного явления. К производным предпосылкам относятся: приоритетное финансирование системы образованиястимулирование педагогического трударазвитие материальной базы учреждений образования.

Формирование рынка образовательных услуг способствует разрешению противоречий, сложившихся в системе образования и является результатом их разрешения. Все многообразие форм противоречий следует подразделить на общие и конкретные. К общим противоречиям относятся противоречия, внутренне присущие образованию как системному явлению — это противоречие между устойчивым развитием образования и необходимостью быстрого изменения под воздействием растущих требований общества к системе образования.

К конкретным противоречиям относятся противоречия, которые возникают в определенный период экономического развития общества. Их разрешение происходит в результате субъективной деятельности общества и государства в системе образования. В условиях переходного периода этим целям призвано служить Российское законодательство, введение нового хозяйственного механизма в учреждения системы образования, расширение их прав в качестве собственников, государственное регулирование формирующегося рынка образовательных услуг.

За последние пять лет среднегодовой темп роста объема образовательных услуг составил 173,3%, в то время как по всему объему услуг этот показатель составил 242,3%.

Расходы на оплату услуг системы образования занимают достаточно высокий удельный вес в общей величине расходов на оплату услуг социально-экономического характера: почти половина этих расходов приходится на рассматриваемые услуги. Имеет место ежегодный рост расходов на оплату образовательных услуг.

В последние годы доля расходов, поступающих на подготовку кадров из федерального бюджета, стала возрастать. Вместе с тем, нехватка финансовых средств при неэффективной экономике страны, породила остаточный принцип финансирования образования. При формировании и исполнении бюджета не обеспечивается соблюдение норм федерального законодательства в образовательной сфере.

Численность студентов на 1000 человек населения в России значительно меньше, чем в промышленно-развитых странах мира. Поэтому, в будущем следует ожидать роста данного показателя в России.

В отличие от высших и средних специальных учебных заведений, прием в учебные заведения начального профессионального образования в последнее десятилетие неуклонно падал. На наш взгляд, именно сегодняшняя цифра приема в учреждения НПО отражает реальные потребности молодежи в таком уровне образования.

Потенциал экономики страны прямо пропорционален объему образовательных услуг в ней. А мы в сравнении с советским периодом, имеем в три раза сокращенный объем системы повышения квалификации и переподготовки, да к тому же интервал между циклами гораздо дольше, чем за рубежом.

Некоторая характеристика отраслевой структуры рынка образовательных услуг косвенным образом может быть получена на основе анализа распределения студентов по отраслевой специализации. Структура студенческого контингента неодинакова в высших и средних специальных учебных заведениях. Значительная часть студентов вузов обучается промышленным специальностям, а также в области просвещения. В ссузах также наибольшей является доля промышленных специальностей, но примерно в 2,5 раза ниже доля просвещения. В то же время, больший удельный вес студентов обучается в учебных заведениях здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта.

Вопрос структуры подготовки специалистов не решен в масштабах страны. Нет прогноза развития государства на ближайшие 5−10 лет. В этих условиях система образования России в целом сохраняет традиционные структуры подготовки специалистов, которые были в стране в дореформенные годы.

Распределение вузов на территории страны сложилось неравномерно. Москва с 91 и Санкт-Петербург с 42 государственными вузами являются доминирующими вузовскими центрами. В Центральном и СевероЗападном экономических районах насчитывается 183 государственных вуза. Менее всего вузов в Северном экономическом районе (15), Волго-Вятском (2). Почти половина вузов России расположена в пятнадцати городах, в то время как все вузы дислоцированы в 122 городах страны.

Соответствующее распределение вузовских центров привело к неравномерности подготовки специалистов по регионам, и, как следствие, к дисбалансу обеспечения регионов кадрами, миграции специалистов.

Рынок образовательных услуг наиболее ярко характеризуется показателями развития негосударственных учебных заведений, Количество студентов, обучающихся в негосударственном секторе, за последние годы быстро растет, как возрастает и число негосударственных вузов. Однако этот рост не всегда сопровождается поддержанием должного качества образования. Одна из главных проблем негосударственного сектора — укрепление научно-материальной базы, расширение профессорскопреподавательского состава, наращивание научно-исследовательского потенциала.

Система негосударственных вузов выполняет сегодня важную функцию по привлечению в образование дополнительных средств граждан и расширению их возможностей повысить свой профессиональный уровень.

Важным качественным показателем, характеризующим рынок образовательных услуг, является кадровый потенциал системы образования. Этот потенциал может быть оценен численностью научных работников и преподавательского состава и их квалификационной структурой.

Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в стране, постоянное сокращение бюджетного финансирования всей системы образования, и в частности высшего, в последние пять лет наметилась тенденция роста численности основного (штатного) персонала государственных вузов. Наблюдается рост числа докторов и кандидатов наук, работающих в вузах. Вместе с тем, рост общей численности преподавательского корпуса вузов сопровождается уменьшением доли преподавателей, работающих на полной ставке, а также растет численность персонала вузов, работающего на условиях штатного совместительства.

Анализ кадрового потенциала государственных вузов свидетельствует о том, что в целом по Российской Федерации удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень, в 1998 году составлял 0,6.

В негосударственных вузах довольно высокий удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание. Серьезная кадровая проблема негосударственных вузов состоит в том, что около 60% профессорско-преподавательского состава работает на условиях штатного совместительства.

По всем отраслям науки в последние шесть лет наблюдается увеличение общей численности аспирантов, соискателей, докторантов. При этом показатель их выпуска, в том числе с защитой диссертации, вплоть до конца 1995 года, продолжал уменьшаться, и лишь с конца 1996 года начал расти. Вряд ли можно считать благополучным такое положение дел, когда в целом по стране с защитой диссертации оканчивают аспирантуру и докторантуру в среднем 26,1% выпускников.

Ученые-экономисты являются составляющей профессиональной структуры научных кадров, а их профессионально-образовательные характеристики — одним из наиболее важных для общества активов человеческого капитала.

Характеризуя такие основные направления деятельности ученых-экономистов, как участие в формировании экономической политикипроведение теоретических и прикладных исследований на микрои макроуровнекадровое обеспечение реформ — подготовка экономистоврешение проблем занятости — переподготовка и повышение квалификации кадроввоспроизводство научно-экономических кадров, можно сделать вывод о том, что в настоящее время потенциал экономической науки в России используется недостаточно эффективно.

Исторические условия, конкретные обстоятельства, в которых оказывается общество, в определенный период времени могут придать особую важность какому-либо направлению деятельности людей, что предъявляет особый спрос и требования к соответствующей сфере подготовки специалистов.

Своеобразие современного этапа общественного развития России, трансформация экономических структур и становление государства нового типа придают особую значимость проблемам развития системы экономического образования, начиная со средней школы и включая послевузовское обучение.

Анализ этапов подготовки научно-экономических кадров позволил сделать ряд обобщений.

Современная ситуация в области экономического образования школьников характеризуется многообразием концепций, программ, практических подходов. В целях обеспечения сопоставимости содержания экономического образования на всей территории России, его преемственности на различных ступенях образовательной системы необходим подход, предусматривающий обязательность федерального компонента учебного плана и образовательного стандарта.

Целесообразно разделить образование в школе на две части. Первая, основная ступень массовой школы, должна служить своего рода введением в мир экономики на мотивированном опытом личной деятельности уровне. Вторая, старшая ступень, — либо углубленное изучение экономики как области научного знания, либо предпрофессиональная подготовка по экономическим специальностям.

В современной педагогике можно считать почти общепринятой идею, что система образования должны быть гибкой и дифференцированной. Она должна включать в себя разнообразные типы учебных заведений, различные по профилю, программам, целям, формам обучения и т. д. Это позволяет ей лучше удовлетворять как запросы общества, так и, индивидуальные потребности. Создание специализированных, с экономическим уклоном, школ, лицеев, гимназий, колледжей соответствует указанной тенденции. Специализированные школы для одаренных детей в целом оправдывают свое назначение. При хорошем подборе педагогического коллектива они способны сыграть важную роль в сохранении, воспитании и развитии талантов, необходимых для подъема отечественной науки, культуры, экономики.

— Систематическая работа по писку и выявлению одаренных детей с последующим обучением их по специальным программам в нашей стране пока еще не налажена. Здесь мы заметно отстаем от таких государств, как США, Япония, Франция.

Необходима регулярная работа по обобщению накапливаемого отечественного и зарубежного опыта поиска, отбора, обучения и воспитания одаренных детей. Было бы весьма желательно, чтобы органы управления образованием обращали больше внимания на осуществление такого рода работы, её планирование и руководство ею, а также финансировали её проведение.

В России к настоящему времени успешно действующая национальная система подготовки кадров высшей квалификации еще не сложилась. Это обусловлено рядом проблем, связанных с финансированием государственных вузов, сворачиванием научных исследований и, прежде всего, фундаментальных, оттоком из сферы высшего образования перспективных преподавателей и научных работников.

Высшее экономическое образование представлено сегодня следующими видами:

— специальное экономическое образование в государственных (муниципальных) вузах экономического профиля;

— экономические факультеты в университетах (государственных и муниципальных);

— отраслевое экономическое образование на инженерно-экономических факультетах государственных (муниципальных) технических вузов;

— негосударственные вузы экономического профиля, школы бизнеса как самостоятельные, так и на базе госвузов, институтов повышения квалификации.

Существование различных видов экономического образования само по себе является фактом положительным, отражающим сложность экономической структуры общества. Главным различием ныне существующих видов высшего экономического образования является качество и ценность их продукта. Учитывая, что в целом система оценки и контроля качества российского высшего экономического образования находится в стадии становления, показателями качественного обучения могут служить наличие лицензиипрохождение государственной аттестации, аккредитациирыночная ценность диплома. Весьма перспективным и целесообразным делом может быть введение в России системы квалификационной градации (аккредитации) специалистов.

В структуре экономических специальностей стали выделяться две большие разновидности, подобно общепринятым во всем мире. Перваяподготовка экономистов университетского типа — широкого профиля со специализацией на завершающем этапе подготовки. Вторая — форма подготовки предпринимателей, когда обучение нацелено не столько на развитие аналитического мышления, сколько на изучение типичной ситуации управленческого и делового характера и методов их решения. Это — бизнес-образование. Такой выпускник вуза будет не чистый экономист-аналитик, а руководитель-хозяйственник.

Говоря о целесообразности изменения параметров и условий функционирования российской системы послевузовской подготовки ученых, необходимо четко разграничить, с одной стороны, форму, с другой содержание образовательных программ. Если в отношении последнего необходимость и основные направления улучшения достаточно очевидны, то применительно к организационно-формальной стороне проблемы уместен был бы консерватизм.

Особенностью группы экономических наук (также как и юридических, социологических, политических) является рост числа диссертаций, подготовленных представителями государственной власти, крупных коммерческих структур. С одной стороны это является положительным фактором, свидетельствующим о стремлении соискателей к обобщению своего богатого практического опыта. В результате защиты расширяется круг пользователей такой информацией. С другой стороны, соискатели данной группы часто не являются экономистами по своему базовому образованию и располагают возможностями для привлечения советников и консультантов в ходе подготовки диссертационной работы. Последнее обстоятельство, по высказываниям экспертов ВАК РФ, обусловливает необходимость особо тщательной экспертизы всех диссертаций.

В России в подготовке аспирантов лекции и практические занятия играют незначительную роль, в отличие от самостоятельной научной работы. Что же касается ряда других стран, то для введения той или иной программы РЬ.О.-БйкМеБ соответствующему учебному заведению необходимо предварительно подготовить целый блок «продвинутых» курсов. Таким образом реализуется принцип преемственности в формах и методах обучения. С этой точки зрения, большинство российских вузов не имеют сегодня программы аспирантской подготовки в западном смысле слова. Вместе с тем, усиление аудиторного компонента могло бы способствовать повышению эффективности функционирования отечественной аспирантуры.

Требует совершенствования система отбора лиц для научного образования, в частности, применение тестов, определяющих профессиональную направленность личности.

Система образования в России, в т. ч. экономического, с одной стороны, находится в периоде трансформации, а с другой, в состоянии кризиса. Поэтому в настоящее время требуется не только обобщение накопленного за короткий период уникального опыта подготовки кадров для рыночной экономики, но и широкий поиск альтернативных образовательных вариантов, новых форм и технологий организации учебного процесса, способствующих повышению качества и социальной значимости образования.

Исходя из существующих потребностей формирующейся рыночной экономики, социальных норм качества подготовки специалистов, в работе выделены некоторые направления совершенствования системы подготовки научно-экономических кадров. Резюмируем их:

— обеспечение достаточного и стабильного бюджетного финансирования аккредитованных учебных заведений;

— регулирование на государственном уровне режимов налогообложения системы образования;

— предоставление бюджетных субвенций, налоговых, коммунальных и прочих льгот системе образования на региональном (муниципальном) уровне;

— формирование фондов поддержки учебных заведений на основе попечительства;

— диверсификация деятельности учебных заведений;

— использование вузами режима рационализации учебных программ;

— повышение эффективности системы лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

— рационализация сети подведомственных учебных заведений, номенклатуры специальностей и контингентов подготовки кадров;

— интегрированное реформирование науки и высшего образования, формирование научно-образовательных структур;

— регулирование номенклатуры специальностей и контингентов подготовки кадров;

— оптимизация размеров учебного заведения, масштабов и пространств деятельности;

— внедрение и завоевание отечественными вузами сегментов рынка в других странах;

— поддержание на высоком уровне требований Государственного образовательного стандарта по специальностям экономического профиля;

— организация результативной системы отбора на всех этапах подготовки научно-экономических кадров;

— внедрение региональных компонентов в учебные планы и программы;

— совершенствование системы оценки и стимулирования педагогического труда;

— модернизация обучающих технологий.

Успешное реформирование системы экономического образования возможно лишь при комплексном осуществлении предложенных мероприятий, а также при достаточном финансовом обеспечении преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы»: Постановление Правительства РФ от 09.0.1996. № 1062//Регионол огия. — 1996.-№ 3−4.-С. 130−141.
  2. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий: Постановление Правительства РФ от 24.10.1994. № 1185//Собрание законодательства РФ.-1994. — № 27. — С. 4067−4078.
  3. Указ № 1 Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования РФ"//Учительская газета.-1991.-16 июля.
  4. А.Н., Кулькин А. М. Структура и динамика научно-технического потенциала России.-М.: Эдиториал УРСС, 1996.-320 с.
  5. В.Н., Иванова Н. М. Финансовая политика в сфере образования: вчера, сегодня, завтра. Новгород, 1997−46 с.
  6. Актуальные проблемы подготовки экономических кадров: Научно-методический сборник.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.- 181 с.
  7. Актуальные проблемы совершенствования высшей школы: Научно-методический сборник.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.- 101 с.
  8. H.A. Образовательная услуга: основные свойства и социальная роль. Кострома, 1995. — 127 с.
  9. И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.- 264 с.
  10. Н.И. Обновление номенклатуры специальностей научных работников по экономике//Российский экономический журнал. 1995. № 3.-С. 109−112.
  11. Н.И. Организационно-экономический механизм научной аттестации. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 251 с.
  12. Н.И., Муравьева А. И. О качестве научной экспертизы диссертационных исследований. //Российский экономический журнал.1995. № 3.-С. 109−112.
  13. Н., Салимова Г., Качак В. Научно-технический потенциал высшей школы.//Высшее образование в Росси. 2000 — № 2. — С. 47−52.
  14. А.К. регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы. Сочи, 1996 48 с.
  15. А.К. Экономическая природа образовательной услуги и формы её реализации в рыночных условиях. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.- 16 с.
  16. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832 с.
  17. А.М., Егоров В. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. — 243 с.
  18. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.130 с.
  19. Г. Актуальные экономические проблемы развития системы образования Российской Федерации//Поиск. 2000. — № 14. -С. 9−10.
  20. Р. Мидлхерст Р. Потерянная профессия//Высшее образование в Европе. 1993. — № 2. — С. 133−155.
  21. A.A. От интеллекта к интуиции.-Новочеркасск, 1994 —222 с.
  22. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал.//США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. — С. 109−119.
  23. . Д. Социальные рамки информационного обществам/Новая технологическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986. -С. 39−47.
  24. А.П. Региональная система профессионального образованиям/Педагогика. 1993. — № 4. — С. 68−72.
  25. Л.С., Рыбаков Ф. Ф. Этапы развития контактов экономической науки с деловым миром в России и на Западе//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. — Серия 5. — выпуск 4. — С. 18−25.
  26. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М.: Издательство МГУ, 1993.- 125 с.
  27. С. Общество и образование. -М.: Прогресс, 1989. 200 с.
  28. Н.Р. Высшие и средние специальные учебные заведения России. М.: Арбат-информ, 1998 390 с.
  29. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка.//Российский экономический журнал. 1996. — № 3 — с. 18−24.
  30. Быченко Ю.-Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов: Колледж, 2000. — 168 с.
  31. Я., Сарьян В., Лебедев М. Рынок. Информация. Образование.//Народное образование. 1993. — № 1. — С, 18−29.
  32. ВАК остепенился/ТПоиск. 1999. — № 7. — С. 3.
  33. Л.И. Ресурсное обеспечение функционирования высшей школы. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.- 80 с.
  34. В.И., Гагарин В. И. Университеты как региональные организаторы тестирования//Регионология. 1997. — № 2. — С. 119−123.
  35. Взял диплом шагай на биржу?//Поиск. — 1999. — № 31. — С. 7.
  36. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып. 5−6. М., 1994. — 97 с.
  37. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ: Статистический сборник. -М.: НИИВО, 1995. 125 с.
  38. Высшее и среднее специальное образование в РФ. -М., 1998.22 с.
  39. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. -М.: НИИВО, 1994.-156 с.
  40. Высшее экономическое образование в условиях рыночной экономики -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.- 34 с.
  41. Высшие учебные заведения России по республикам, краям и областям: Справочник. М.: Логос, 1997. — 336 с.
  42. В.В. Региональные особенности развития системы высшего и среднего профессионального образования./Юбразование и социальное развитие региона. -1996. № 2. — С. 87−92.
  43. А.И., Полянская Г. И. Система образования в США. -М.-.НИИВШ, 1988.-53 с.
  44. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
  45. B.C. Проблемы интеллектуального труда.//США: экономика, политика, идеология. 1995. ^ № 6. — С. 17−30.
  46. A.A. Наука и научные работники в сегодняшней Рос-сии.//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Информац. Бюллетень. 1996. — № 1. — С. 20=28.
  47. О.В. О присуждении ученых степеней в области экономических наук в 1996 1998 годах.//Бюллетень ВАК России. — 1999. -№ 3. — С. 15−48.
  48. Д.Ф. Кандидат наук в Москве и в научной провинции должен быть „одной пробы“. //Поиск. 1999. — № 20. — с. 7.
  49. А .Г. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспекти-вы.//Деньги и кредит. 1995. — С. 3−12.
  50. Гуманитаризация современного высшего образования. Владикавказ, 1996. -148 с.
  51. Л.К. О подготовке нового поколения управленческих кадров, инвестиционных и инновационных менеджеров.//Вопросы совершенствования рыночной экономики в PCO Алания. — Владикавказ, 1999. -С. 34−39.
  52. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции. -М.: Просвещение, 1993. 67 с.
  53. А.Н. Человеческий капитал. -СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1999.-209 с.
  54. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. —СПб.: Наука, 1999.-308 с.
  55. О. Международный опыт подготовки специалистов по программам типа МВА//Проблемы теории и практики управления. -№ 1.-1998.-С 110−113.
  56. С.А. Основы теории человеческого капитала. -СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1994.- 160 с.
  57. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. -СПб-: Издательство СПбУЭФ, 1995.- 160 с.
  58. JI. Бизнес-образование финансовому сектору //Финансовый бизнес. 1996. — № 6. — С. 14−20.
  59. E.H. Социальная активность и образование трудящихся в условиях НТР.// Социально-экономическая эффективность народного образования. -М.: Издательство АПН СССР, 1988. 66 с.
  60. С.Д., Панкратова В. П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. -М.: ТЕИС, 1998. 56 с.
  61. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. -М.: Экономика, 1968. 231 с.
  62. Жертвы отбора.//Поиск. 1999. — № 8. — С. 7.
  63. Т.Н., Егоров Е. В., Бабич A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993. — 170 с.
  64. E.H., Зуев В. М., Колосова Р. П. Коммерциализация высшего образования в России: Возможности и границы.//Вестник Московского университета. 1993. — Серия 5. — № 6 — С. 59−66.
  65. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Издательство МГУ, 1991. — 133 с.
  66. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Издательство МГУ, 1995. — 185 с.
  67. Г. Г. О специфике специальной подготовки в вузе в условиях рынка.//Международный конгресс Квалификация. Занятость-95». Тезисы докл. СПб., 1995. — С. 2−21.
  68. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. -СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1996.- 163 с.
  69. B.JI. Сегодня и завтра экономики, основанной на знаниях.//Вестник Российской Академии науки. 2000. — № 1. — С, 73−78.
  70. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга/Под ред. С.А. Куге-ля. Ч. 1. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 168 с.
  71. .И. Вверх по лестнице, ведущий вниз.//Учительская газета. 1990. — 19 августа. — С. 4−5.
  72. P.A., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. -М., 1999. 48 с.
  73. Каким быть исследовательскому институту .//Вузовские вести. -1999. -№ 10.-С. 12−13.
  74. Р.И. Экономический подход Г.Беккера к человеческому поведению.//США: экономика, политика, идеология. 1993. -№ 3. — С. 17−32.
  75. П. Настоящее и будущее науки в России.//Свободная мысль. 1994. — № 4. — С. 16−26.
  76. В.Н. Некоторые аспекты работы системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Российской Федерации.//Бюллетень Высшего аттестационного комитета РФ.-1993.-№ 6.-С, 31−34.
  77. Н.В. Доктора философии, доктора наук.//Свободная мысль. 1993. — № 14. — С. 14−28.
  78. Н.В., Мамаев А. Л. Еще раз об ученых степенях и аттестации научных и научно-педагогических кадров.//Бюллетень ВАК РФ. -1997.-№ 3.-С. 2−18.
  79. В.С. Российское бизнес-образование в 90-е годы: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом .//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. — Серия 5. — Выпуск 4. — С. 49−60.
  80. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России./Тезисы док-ладов./Под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 212 с.
  81. В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988. — 198 с.
  82. Кивинин Ог, Ринне Р. Рынок образования, квалификации и европейская интеграция.//Высшее образование в Европе. 1993. — № 18. -С. 34−48.
  83. В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 83 с.
  84. JI., Турченко В., Борисова JI. Эффективность образования. М.: Просвещение, 1991. — 272 с.
  85. П.М., Рыбаков Ф. Ф. Экономическое реформирование России в XX веке (политико-экономическое исследование). -СПб.: Петрополис. 1996. — 240 с.
  86. М.Б. Образование и бизнес.//Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 7. — С. 40.
  87. Концептуальные основы функционирования и развития системы послевузовского профессионального образования Росси (проекта/Поиск. 1999. — № 15. — С. 6.
  88. Концепция государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки (про-ект).//Поиск. 2000. — № 24. — С, 7−8.
  89. Концепция организационно-экономической реформы сисхемы образования .//Поиск. 1997. — № 38. — С. 7−14.
  90. JI.H. Особенности методики послевузовского обучениям/Деньги и кредит. 1996. — № 9. — С. 66−69.
  91. М.М. Человеческий капитал. -JL: Издательство ЛГУ. 1991. -117 с.
  92. С.А., Лысова М. Ю. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследования и управления. -СПб.: Тольятти, 1994. -152 с.
  93. Л.И. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. -М.: Республика, 1995. 157 с.
  94. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. -Иркутск: Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 1999. 286 с.
  95. А.Г. Если умный, то почему бедный?//Северная Осетия. 1998. — 1 сентября. — С. 2−3.
  96. В.И. Научно-техническая стратегия России в аспекте рыночных реформ.//Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995. — С. 284−297.
  97. Г. А., Кулагин A.C. Система аттестации научных кадров: иллюзии и реальный ущерб .//Вестник РАН. -1994. № 7. — С. 596−601.
  98. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  99. И.И. Наука как социальный институт. -Л.: Наука. 1971.- 179 с.
  100. Н.П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг. -СПб., 1993. 119 с.
  101. О.Н. Статистическое исследование кадрового потенциала науки в новых экономических условиях: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1996.-24 с.
  102. Г. И. Методологические основы сбалансированного функционирования рынка труда и образовательных услуг-СПб. 1994.-97 с.
  103. В. Архимедов рычаг для школьной махины. Философию и практику глобального образования российской школе.//Народное образование. — 1994. — № 1. — С. 20−29.
  104. Д.С. Экономическая наука в новой России.//Вестник Российской академии наук. 1997. — Том 67. — № 6. — С, 483−501.
  105. Н., Наумченко И. Фактор развития образовательных систем.//Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 36−40.
  106. K.P., Брю С. Экономикс. -М.: Республика, 1992.
  107. В.Л., Терехов А. И. Воспроизводство научных кадров высшей квалификации в современных условиях.//Проблемы прогнозирования. 1997. — № 3. — С. 95−104.
  108. Маркетинг рынка профессионального образования региона. -Хабаровск: Издательству ДВГУПС, 1998. 131 с.
  109. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. -М.: Наука, 1991. 239 с.
  110. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс, 1995. — 285 с.
  111. А. Бизнес-образование в контексте и без.//Эксперт. -1997. № 9. — с. 24−28- № 12. — С. 28−31.
  112. Менеджмент в сфере услуг./Под ред. В. Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.-315 с.
  113. В.В., Бухвалов A.B., Славнова А. О. Подготовка экономистов в системе высшей школы за рубежом. -СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 1992.-151 с.
  114. Г. А. О мерах по совершенствованию аттестации научных кадров и научно-педагогических работников.//Бюллетень ВАК России. 1999. — № 3. — С. 5−11.
  115. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. -М.: Ореол-Лайн, 1998. 160 с.
  116. Миллиард на все про все.//Поиск. 1999. — № 4. — с. 1−3.
  117. Д.В., Михайлушкин А. И. Концептуальные основы анализа рынка высшего профессионального образования. СПб., 1998. -77 е.
  118. Модернизация образования .//Поиск. 2000. — № 22. — с. 7−10.
  119. Р., Пуглиезе Э. Образовательная и экономическая политика: пример Италии .//Высшее образование в Европе. 1993. — № 2. -с. 117−132,
  120. А.И. Экономика высшей школы.//Высшее образование в России. 1992. — № 1. — С. 71−73.
  121. Нами «руководит» кризис?//Поиск. 1999. — № 24−25. — С. 5.
  122. Научные кадры: вчера, сегодня, завтра//Версия. 1995. № 1. -С. 17−22.
  123. Научные кадры СССР: динамика и структура./Под ред. В. Ж. Келле, С. А. Кугеля. М.: Мысль, 1991. — 285 с.
  124. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект).//Поиск. 1999. — № 44. — С. 10.
  125. С.Н. Рынок образовательных услуг: формирование субъективной и объективной структуры./Дисс. докт. эконом, наук. -Ростов, 1998.-131 с.
  126. Не надо жестких мер: о совершенствовании порядка защиты диссертационных работ.//Поиск. 1999. — № 22. — С, 7.
  127. В.А. Научно-технический труд и воспроизводство научно-технических работников. Иваново: ИвГУ, 1999. — 162 с.
  128. Нововведения на муниципальном уровне управления образо-ванием./Под ред. Н. Д. Малахова. М.: РАО, 1995. — 149 с.
  129. Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России.//Бюллетень Министерства общего и профессионального образования. 1998. — № 5. — С. 1−16.
  130. Образование в России в цифрах и фактах. -М., 1996. 40 с.
  131. Общественные интеллект и образование на рубеже тысячелетий./ Под ред. А. И. Субетто. СПб., 1995. — 117 с.
  132. A.M. Организационно-экономические основы функционирования системы профессионального образования./Дисс. докт. эконом наук. Н. Новгород, 1996. — 405 с.
  133. Организационно-экономические инновации в сфере образованиям/Вузовские вести. 1999. — № 3. — С. 5.
  134. C.B., Сутырин С. Ф. Разработка принципов определения цен при многоуровневой системе подготовки специалистов.//Вестник СПбГУ., 1993. № 11. — С. 104−107.
  135. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования .//Поиск. 1997. № 34−35. — С. 6.
  136. Отечественная высшая школа и российская государствен-ность.//Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1998. — № 8. — С. 2−24.
  137. Ошибки в правилах. Исправлять будем?//Поиск. 1999. — № 14.-С. 14.
  138. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. -М.: Интерпракс, 1995. 239 с.
  139. А.П. Образовательные услуги: точка зрения марке-толога.//А1та mater. 1997. -№ 3.-С. 27−37.
  140. Парламентская елка без подарков и огней.//Поиск. 1999. — № 1−2.-С. 6.
  141. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях: Об оптимальных условиях для исследований и разработок. -М.: Прогресс, 1973. 471 с.
  142. Ф. Рынок и профессиональное образова-ние.//Вестник высшей школы. 1990. — № 11. — С. 3−8.
  143. Подсказка с места.//Поиск. 1999. — № 6. — С. 3.
  144. E.H. Экономика сферы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. -СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.- 148 с.
  145. E.H., Евстигнеева Т. А. О некоторых переходах к рыночным отношениям./Юбразование в условиях перехода к регулируемым рыночным отношениям. -М.: НИИВО, 1991. С. 23.
  146. E.H., Евстигнеева Т. А. Проблема финансирования образовательных услуг.//ФинансыСССР. 1991. — № 11. — С. 16.
  147. E.H. Проблемы формирования рынка образовательных услуг.//Молодежь, образование, рынок. -М.: НИИВО, 1995. С. 75−82.
  148. E.H. Услуги образования и рынок.//Российский экономический журнал. 1992. — № 6. — С. 43−49.
  149. Поступайте правильно ¡-//Поиск. 1999. — № 14. — С. 4.
  150. С.И. Основы маркетинга в сфере образования. — СПб.: ЛИТМО, 1992. 192 с.
  151. Поэзия и проза негосударственного образования .//Северная Осетия. 1999. — 15 января. — С. 4.
  152. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ./Тезисы докладов. -СПб.: Санкт-Петербургский университет профсоюзов, 1997. 337 с.
  153. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Мат. VI сессии Междунар. школы социологии и науки./Под ред. С. А. Кугеля. -Выпуск X. СПб., 1996. — 267 с.
  154. Развитие экономики потребует людей знающих//Северная Осетия. 1995. — 21 апреля. — С. 2.
  155. Ю.В. Формирование личности молодого ученого (социологический анализ ситуации в современном российском науковедении): Автореф. Дис.канд. социолог, наук. -СПб., 1997. 22 с.
  156. Региональная политика и национальная доктрина образования. -М, 1999.-40 с.
  157. Российский статистический сборник. -М., 19 988. 813 с.
  158. Россия в цифрах: кр. стат. сб./Госкомстат России. -М., 1999.416 с.
  159. Ф. О системном развитии высшего экономического образования,//Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 8−20.
  160. Ф.Ф. Социально-культурная сфера и рыночные отношениям/Вестник СПбГУ. 1996. — Серия 5. — № 19. — С. 28−33.
  161. А. Образование без диплома и диплом без образова-ния.//Известия. 1996. — 28 сентября. — С. 3.
  162. С. Кадры для рынка и рынок кадров.//Бизнес. 1992. -№ 2−3.-С. 4−7.
  163. К.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: Триада, 1998.-309 с.
  164. A.K. Сфера нематериального производства при переходе к рынку. -Саратов: Издательству СГУ, 1994. 16 с.
  165. Сказ о ста казусах.//Поиск. 1999. — № 27. — С. 3.
  166. М.И. К формированию рынка образовательных услуг в России.//Вестник КГПУ. 1995. — № 1. — С. 30−33.
  167. .М., Тагирова Т. К. Концептуальные основы интегрированного реформирования и развития науки и высшего образования в России. М., 1996. — 59 с.
  168. Совокупный человеческий капитал нации (формирование, функционирование его на макро-, мезо- и микро уровнях): Учебное пособие/Под ред. Е. Д. Цыреновой. -Иркутск: Издательство ИГЭА, 1996. 83 с.
  169. E.H. Экономические отношения на рынке образовательных услуг./Дис.докт. эконом наук. -Кострома, 1996. 138 с.
  170. Станет ли диплом основанием для трудоустройства?//Северная Осетия. 1999. — 14 августа. — С. 5.
  171. Статистика рынка товаров и услуг./Под ред. И. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
  172. Ф.Ф., Богачев E.H., Дубрава Т. Г. Концепция высшего учебного заведения как интеллектуально-предпринимательской корпорации. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1994. 2 с.
  173. Е.С., Бляхман JI.C., Кротов М. И. Экономика СНГ накануне третьего тысячелетия. СПб.: Наука. — 1998. — 580 с.
  174. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. Кострома, 1996. — 430 с.
  175. В.Б. Человек в рыночной экономике: ориентиры для России.//СП1А: экономика, политика, идеология. 1997. — № 5. — С. 37−43.
  176. Ф.Ф. Какой быть аспирантуре (заметки с международной конференции).//Вестник СПбГУ 1996. — Серия 5. — Вып. 3. -С. 58−63.
  177. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. -М.: ИМЭМО, 1994. 228 с.
  178. А.И., Мамаев B.J1. Некоторые статистические характеристики квалификационного роста научных работников.//Бюллетень ВАК России. 1999. — № 2. — С. 40−48.
  179. А.Т. Проблемы подготовки специалистов в условиях становления рынка.//Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. -М.: НИИВО, 1991. С. 51−56.
  180. Тестирование выходит на новый уровень.//Вузовские вести. -1999.-№ 6.-С. 15.
  181. А. Знание символическое богатство.//Россия-2010. -1994.-№ 3.-С. 140 172.
  182. Н.С. Финансовые методы управления высшими учебными заведениями./Автореф. дисс. канд. эконом. наук.-М., 1996.-24 с.
  183. Ужесточить требования к качеству образования.//Вузовские вести. 1999. — № 11. — С. 2.
  184. И. Качество образования категория фундаменталь-ная.//Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С. 3−7.188. Фишер М. Преодоление неопределенности в Российском образовании./ЯТедагогика. 1993. — № 6. — С. 18−23.
  185. O.A. Предпринимательство в сфере услуг. -СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1993. 113 с.
  186. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России.//Экономика и математические методы.— 1997. № 1.-С 92−111.
  187. Центры бизнес-образования в конкурентной борьбе.//Бизнес. -1997.-№ 1.-С. 26−27.
  188. Е.Д. Процессы формирования рабочей силы в рамках национально-регионального образования. Иркутск, 1996. — 114 с.
  189. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома: Издательство КГПУ, 1996. — 430 с.
  190. А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных слуг./Дисс. докт. эконом, наук. -М., 1998. 140 с.
  191. Д.С. Сфера образовательных услуг и формирование рынка труда. -СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.- 52 с.
  192. Д.С. Трансформация профессионально-квалификационного потенциала и формирование рынка образовательных услуг. -СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998.- 28 с.
  193. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: «Логос», 1993. — 181 с.
  194. В.П. Своеобразие рынка образовательных услуга/Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 11. -С. 127−135.
  195. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998, 306 с.
  196. Экономическая теория./Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тара-севича. -СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.- 490 с.
  197. Т. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйст-ве.//Российский экономический журнал. 1994. — № 1. — С. 63−68.
  198. В.В. Экономическое регулирование сферы платных услуг. Киев: Наукова думка, 1992. — 67 с.
  199. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., 4991. — 152 с.
  200. Aulin A. Foundations of economic development. Ney-Yerk, 1992.
  201. Backer G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 2 nd. Ed. N.Y., 1975.
  202. Ben-Ner A. Nonprofit Organizations: Why do they exist in Market Economic//Pose-Ackeman S. (ed.) The Economics of Nonprofit Institutions, Studies in Structure and Policy. -N.Y., 1986.
  203. Daniels P. Service Industries: Growth and Location. -Cambridge, 1982.
  204. Denison E.P. Accounting for U.S. Growth, 1929−1969. Wash., 1974.
  205. Greenfield H. Manpower and the Growth of Producer Servicer. -N.Y., 1966.
  206. Hancmann H. Economic Theories of Organization.//Powel W.W. (ed) The Nonprofit sector A. Pesearch Handbook Iale univ. press — Haver and Z., 1987.
  207. Hicks N. Economic Growth and Human Resources. Wash., 1980/
  208. Katouzian M. The Development of the Service Sectors: a New Ap-proach.//Oxford Economic Papers, 22 (November, 19 790).
  209. Psacharopoulos G., Woodhall M. Education for development: An analysis of investment choices. N.Y., 1991.
  210. Schultz T. Human capital, family, planning, and their effects on population growth.//American Economic Review, Papers and Proceedings. -May, 1994.
Заполнить форму текущей работой