Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математическое моделирование и диагностика рабочих процессов многоцилиндрических ДВС с внешним смесеобразованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из обзора научно-технической литературы следует, что существующие математические модели не рассматривают рабочие процессы одновременно во всех цилиндрах ДВС и не учитывают переменность граничных условий на входе и выходе двигателя. Использование результатов расчета рабочего процесса в одном цилиндре, с последующим обобщением на все цилиндры, не позволяет получить подробную информацию… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности многоцилиндровых ДВС
    • 1. 2. Обзор математических моделей ДВС
      • 1. 2. 1. Модели отдельных процессов
      • 1. 2. 2. Модели рабочего процесса
      • 1. 2. 3. Модели двигателя «в целом»
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
    • 2. 1. Математическая модель рабочего процесса в цилиндрах
      • 2. 1. 1. Исходные уравнения
      • 2. 1. 2. Рабочие уравнения
    • 2. 2. Двухзонная модель тепловыделения
      • 2. 2. 1. Скорость горения
    • 2. 2.2. Уравнения термодинамики
      • 2. 2. 3. Гэометрические соотношения
      • 2. 2. 4. Проверка модели тепловыделения
      • 2. 3. Модель кинематики двигателя
      • 2. 4. Модели процессов в каналах ДВС
      • 2. 4. 1. Выпускная магистраль
  • А. Тепловой процесс в выпускной магистрали
  • Б. Волновой процесс в выпускном канале
  • С. Конечно-разностное описание задачи
  • Д. Методика решения задачи
  • Е. Алгоритм решения задачи выхлопа
  • Ж. Результаты решения на ЭВМ в выпускном канале
    • 3. Регрессионный анализ результатов решения
    • 2. 4. 2. Впускная магистраль
    • 2. 5. Проверка адекватности созданного математического описания
    • 2. 6. Выводы
  • ГЛАВА 3. ИЗМЕРЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И РАСХОДОВ
    • 3. 1. Датчик давления
    • 3. 2. Методика измерений и типичные результаты
    • 3. 3. Выводы
  • ГЛАВА 4. СПЕКТРОМЕТРИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ДВС
    • 4. 1. Краткий обзор литературы
    • 4. 2. Описание спектрометра
    • 4. 3. Градуировка спектрометра
    • 4. 4. Спектр горения ацетилена в кислороде
    • 4. 5. Типичные результаты
      • 4. 5. 1. Сканирование спектра без осреднения сигнала
      • 4. 5. 2. Сканирование спектра с осреднением импульсов излучения
      • 4. 5. 3. Регистрация яркости спектральных полос СН и ОН
    • 4. 6. Выводы
  • ГЛАВА 5. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
    • 5. 1. Теоретические исследования работы МДВС.'
      • 5. 1. 1. Оценка неидентичности рабочих процессов МДВС при использовании модели тепловыделения Вибе
      • 5. 1. 2. Статистическая оценка неидентичности рабочих процессов МДВС при использовании двухзонной модели тепловыделения
      • 5. 1. 3. Оценка влияния входных параметров
      • 5. 1. 4. Причины неидентичности рабочих процессов в цилиндрах
    • 5. 2. Спектрометрические исследования МДВС
      • 5. 2. 1. Различия спектральных полос излучения по цилиндрам
      • 5. 2. 2. Спектрометрия и математическая модель МДВС
      • 5. 2. 3. Спектрометрия при регулировках двигателя
    • 5. 3. Выводы
  • Математическое моделирование и диагностика рабочих процессов многоцилиндрических ДВС с внешним смесеобразованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    В современной транспортной энергетике широкое применение нашли многоцилиндровые двигатели внутреннего сгорания (МДВС). Сложность конструкции этих двигателей оправдывают их многочисленные преимущества. К принципиальным недостаткам МДВС необходимо отнести неодинаковость рабочих процессов в разных цилиндрах, обусловленную конструкционными особенностями блока цилиндров, впускной и выпускной магистрали, различиями в теплообмене, организации процессов горения и т. п. Это делает невозможным настройку каждого из цилиндров на оптимальный режим работы, так как образование топливной смеси происходят в общем агрегате — карбюраторе (смесительной камере), а установка опережения зажигания — в прерывателе-распределителе. Применение систем распределенного впрыска топлива, частично снимающее эту проблему, в нашей стране сдерживается отсутствием развитого сервиса по их ремонту и настройке.

    Из обзора научно-технической литературы следует, что существующие математические модели не рассматривают рабочие процессы одновременно во всех цилиндрах ДВС и не учитывают переменность граничных условий на входе и выходе двигателя. Использование результатов расчета рабочего процесса в одном цилиндре, с последующим обобщением на все цилиндры, не позволяет получить подробную информацию об особенностях процессов МДВС и, в частности, о проявлениях разноцилиндровости. В связи с невозможностью их устранения представляют интерес сравнительная оценка различий рабочих процессов в цилиндрах, чувствительность этих различий к управляющим воздействиям и возможность, хотя бы частичной, их компенсации. В качестве объекта исследования наиболее целесообразно выбрать среднестатистический двигатель, находящийся в эксплуатации, то есть.

    МДВС отечественного автомобиля с пробегом 50 000−60 000 км. Достаточно полное исследование проявлений разноцилиндровости требует применения экспериментальных методов исследования, причем не только обычных измерений давления (температуры), но и методов спектроскопии пламен, позволяющих оценить активность процесса горения в каждом из цилиндров. В связи с изложенным, задача математического моделирования и диагностики рабочих процессов МДВС является актуальной.

    Целью диссертационной работы является построение математической модели рабочих процессов многоцилиндрового двигателя, рассматривающей одновременную работу всех цилиндров. В дополнение к этому — разработка спектроскопического метода диагностики двигателя средней изношенности, позволяющего оценить активность горения в каждом из цилиндров.

    Объектом исследования являются многоцилиндровые двигатели с внешним смесеобразованием. Предметом исследования являются рабочие процессы, протекающие в цилиндрах двигателя.

    Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

    1. Анализ волновых явлений во впускном и выпускном трактах двигателя, разработка их математических моделей, подготовка, по результатам решения, граничных условий для модели рабочего процесса в цилиндрах двигателя.

    2. Разработка математической модели, алгоритма и программы расчета многоцилиндрового ДВС, проверка адекватности математической модели рабочим процессам в двигателе по результатам измерений давлений, расходов топлива и воздуха.

    3. Проведение расчетов для выявления возможностей модели и алгоритма, теоретические исследования эффектов разноцилиндровости.

    4. Изучение спектральных характеристик пламени в МДВС. Разработка спектрометрического метода оценки активности горения и образования сажи в различных цилиндрах ДВС.

    При решении поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы, основанные на применении методологии термодинамики открытых систем, теории рабочих процессов ДВС, их диагностики известными и новыми способами.

    Научной новизной обладают следующие результаты:

    • Математическая модель рабочих процессов многоцилиндрового двигателя, включающая оригинальную двухзонную модель тепловыделения и модели волновых процессов в присоединенных магистралях, используемые для расчета рабочих процессов каждого цилиндра и характеристик двигателя в целом.

    • Спектрометрический метод диагностики двигателей с внешним смесеобразованием, позволяющий оценить локальную активность горения — в окрестности точки воспламенения каждого из цилиндров — по излучению полосы радикала ОН, излучению фона молекулярных реакций окисления и излучению сажи, названный методом локальной ОН-спектрометрии, который в настоящее время проходит патентную экспертизу. Результаты, полученные этим методом на двигателях с внешним смесеобразованием ВАЗ-21 011 и F3R RENAULT.

    Результаты решения поставленных задач представлены в настоящей диссертационной работе, которая состоит из введения, пяти глав и заключения. В первой главе представлен общий обзор литературы по теме диссертации. Отмечены особенности многоцилиндровых ДВС. Указано, что неравномерность распределения смеси по цилиндрам двигателя может быть весьма существенной и это оказывает заметное и разнообразное влияние на работу двигателя. Во второй главе изложена общая математическая модель рабочих процессов много.

    5.3. Выводы.

    1. При помощи разработанной математической модели проведены теоретические исследования с целью оценки влияния основных эксплуатационных факторов на неидентичность рабочих процессов в цилиндрах МДВС с внешним смесеобразованием.

    2. Проведены расчеты максимальной степени различий, показавшие необходимость ее учета при определении текущих и интегральных характеристик двигателя. Расчетным путем показано, то при неблагоприятном наложении различных факторов максимальная степень отклонения по цилиндрам выходных характеристик достигает 30−40%.

    3. Получены коэффициенты чувствительности, позволяющие выявить основные причины неидентичности и их влияние на характеристики двигателя. Расчетным путем показано, что влияние таких эксплуатационных параметров как температура на входе в цилиндр и давление на выходе в меньшей степени оказывают воздействие на характеристики двигателя, что подтверждается литературными данными. Например, давление на выходе из цилиндра оказывает почти в два.

    126 раза меньшее влияние на характеристики двигателя, чем давление на входе.

    4. Показано, что для двигателя с внешним смесеобразованием пик горения и, соответственно, амплитуду импульса излучения спектральных полос радикалов можно рассматривать как параметр, чувствительный к организации процесса горения.

    5. Данные спектрометрии можно использовать для вычисления трудноопределяемых исходных коэффициентов с помощью общей модели рабочих процессов МДВС.

    6. Результаты спектрометрии не всегда коррелируют с данными по измерению давлений, что связано с влиянием эксплуатационного износа двигателя (угаром масла), и позволяют выявить этот износ на начальной стадии в каждом из цилиндров.

    7. Доказано, что использование узкой (например, синей) части видимого спектра для регулировки двигателя с внешним смесеобразованием приводит, при обогащении смеси, к неверным результатам из-за сильного влияния излучения сажи в этой области, спектра.

    8. Предлагается производить диагностику и регулирование рабочих процессов в цилиндрах ДВС по яркости излучения спектральной полосы радикала ОН (длины волн 305.340 нм), находящейся в ультрафиолетовой области, где влияние сплошного спектра сажи практически отсутствует.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    В ходе выполнения диссертационной работы были получены следующие основные результаты:

    1. Разработано математическое описание рабочих процессов многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (МДВС) с внешним смесеобразованием, позволяющее рассчитать совместную работу всех цилиндров. Предложена оригинальная двухзонная модель тепловыделения, учитывающая геометрию камеры сгорания. Смоделированы впускная и выпускная системы двигателя, что, в конечном итоге, позволило более точно задать граничные условия в рамках общей модели.

    2. Разработан алгоритм и программы расчета рабочих процессов многоцилиндрового двигателя. Произведена проверка общей математической модели рабочих процессов МДВС и модели тепловыделения по данным измерения давлений и расходов, подтвердившая их адекватность реальным рабочим процессам.

    3. Проведены теоретические исследования рабочих процессов с целью оценки влияния основных эксплуатационных факторов на эффект разноцилиндровости двигателя. Получены коэффициенты чувствительности, позволяющие выявить основные причины, а также качественную и количественную степень разноцилиндровости.

    4. Показано, что для двигателя с внешним смесеобразованием пик горения и, соответственно, амплитуду импульса излучения спектральных полос радикалов можно рассматривать как параметр, чувствительный к организации процесса горения. Данные спектрометрии можно использовать для вычисления трудноопределяемых исходных коэффициентов с помощью общей модели рабочих процессов МДВС.

    5. Результаты спектрометрии не всегда коррелируют с данными по измерению давлений, что связано с влиянием эксплуатационного износа двигателя (угаром масла), и позволяют выявить этот износ на начальной стадии в каждом из цилиндров.

    6. Доказано, что использование узкой (например, синей) части видимого спектра для регулировки двигателя с внешним смесеобразованием приводит, при обогащении смеси, к неверным результатам из-за сильного влияния излучения сажи в этой области спектра. В связи с этим предлагается производить диагностику и регулирование рабочих процессов в цилиндрах ДВС по яркости излучения спектральной полосы радикала ОН (длины волн 305.340 им), находящейся в ультрафиолетовой области, где влияние сплошного спектра сажи практически отсутствует.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Д., Таннехил Д., Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен: В 2-х т., Т.1: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.-384с.
    2. В.И. Исследование возможностей улучшения распределения смеси по цилиндрам карбюраторного двигателя: Дисс. канд. техн.наук. М.: 1965.-184с.
    3. В.И., Васин С. Н., Горячий Я. В., Черняк Б. Я. Распределение смеси в карбюраторном двигателе. М.:" Машиностроение", 1966,128с.
    4. А.З., Пурцхванидзе Г. Н. Исследование влияния неравномерности наполнения цилиндров двигателя КАЗ-642 на установке динамической продувки. Двигателестроение № 6, 1991 г.
    5. Л.Х., Шендеровский И. М., Яхутль Д.Р.Математическое моделирование рабочего процесса бензиновых двигателей внутреннего сгорания,
    6. А.Р. Исследование процессов смесеобразования во впускном тракте автомобильного двигателя при впрыске бензина: Дисс. канд. техн. наук. М. 1976 — 209с.
    7. Бурриель-Марти Ф. и Рамирес-Муньос X. Фотометрия пламени, — М.: Изд-во иностр. лит., 1962. 520с.
    8. Бэр Г. Д. Техническая термодинамика/Под ред. В. М. Бродянского и Г. Н. Костенко. -М.: Мир, 1977. -520с.
    9. И.И. Новое о рабочем цикле двигателя. М.: Машгиз, 1962.-271с. 10. Воинов А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. — М.:
    10. Машиностроение, 1977. -277 с. И. Гейдон А. Спектроскопия пламён. Пер. с англ. / Под ред. акад.
    11. В.Н.Кондратьева- М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 382 с. 12. Глаговский С. А. Использование динамических явлений во впускномIтракте для улучшения показателей автомобильного карбюраторного двигателя: Дисс. канд. техн. наук. М. 1973 г.- 181с.
    12. П.А., Хачатурян С. А. Предупреждение и устранение колебаний нагнетательных установок. М.: Машиностроение, 1964. -275с.
    13. .М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей. М.: Энергомашиностроение, 1968. — N2 7.
    14. Двигатели внутреннего сгорания./Хачиян A.C., Морозов К. А., Луканин В. Н. и др- Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1985. — 311 с.
    15. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для вузов. /Д.Н. Вырубов, H.A. Иващен-ко, В. И. Ивин и др. Под общ. ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
    16. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания /В.М. Кондрашов, Ю. С. Григорьев, В. В. Тупов и др. М.: Машиностроение, 1990.-272 с.
    17. Дж. Проектирование систем.-М.: Мир, 1969. -440 с.
    18. Р.П. Определение неравномерности хода двигателя и угловых колебаний маховика при резонансе крутильных колебаний коленчатого вала. Двигателестроение № 10−11, 1991 г.
    19. A.A., Кузьмина И. В., Сергеев А. Е., Филин C.B., Хмелёв Р. Н., Чесноков С. А. Лабораторно-измерительный комплекс для исследования горения в ДВС. Известия ТулГУ, сер. Автомобильный транспорт, вып. 3, 1999, с. 108−110.
    20. .Х. Конструирование впускных и выпускных каналов ДВС. /Б.Х. Драганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова. Киев: Вищашк. 1987−147с.
    21. М.Ю. Математическое моделирование нестационарных процессов в открытых термодинамических системах.-Тула.: ТГУ, 1995. -86с.
    22. М.Ю., Кузьмина И. В. Математическая модель и теоретические исследования рабочих процессов многоцилиндровых двигате-лёй внутреннего сгорания. Известия ТулГУ, сер. Автомобильный транспорт, вып. З Тула.: ТулГУ, 1999 г, с. 104−107.
    23. М.Ю., Поздеев Г. В. Об оценке влияния переменности теплоёмкости рабочего тела на показатели работы ДВС.// Известия Тул-ГУ: Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем. Выпуск 2. Тула: ТулГУ, 1998. — с. 166 — 169.
    24. В.И. Совершенствование систем смесеобразования и расчёт процессов двигателей 'внутреннего сгорания с принудительным воспламенением: Дисс. докт. техн. наук. М.: 1968, 236с.
    25. Л.М. Оптимизация рабочих процессов дизелей и перспективных двигателей на ЭВМ. Барнаул: АлтТУ, 1992. — 98.
    26. ЗО.Зайдель А. Н., Островская Г. В., Островский Ю. И. Техника и практика спектроскопии. М.: Наука, 1972.-375с.
    27. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
    28. H.A., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997.-57с.
    29. Л.И. Основы глушения шума выхлопа ДВС. М.: Машгиз, 1949.-196с.
    30. Н. В. Курс тепловых двигателей. М.: Оборонгиз, 1952.-472 с.
    31. Н.В., Кошкин В. К. Процессы сгорания в двигателях. М.: Машгиз, 1949.
    32. А.Е. Измерение температуры пламени. М.: Металлург-издат., 1961,-218с.
    33. В.П. Закономерности горения в замкнутом объеме как основа рабочих процессов экономичных и малотоксичных поршневых двигателей. Автореф. дис. докт. наук. Черноголовка, ОИХФ АН СССР, 1981. -29 с.
    34. А., Шмидт Г. Глушение шума автомобильных двигателей. Пер. с.нем. М.-Л.: ОНТИ, ИКТП, 1936.-122с.
    35. .А., Тупикин В. Н. Повышение эффективности работ по расчётному определению с помощью ЭВМ параметров конструкции, связанных с протеканием рабочих процессов автомобильных двигателей. В сб. «Труды НАМИ», вып. 170., М. 1978 г.
    36. В.Н., Никитин Е. Е. Кинетика и механизм газофазных реакций М.: Наука. 1974,-558с.
    37. Л.В. Упрощение расчёта некоторых параметров двигателя. М.: Отдел науч.-техн. пропаганды и информации. 1959, 47с.
    38. А.К., Елабугин В. А., Томилов В. А. О теплопередаче в быстроходном карбюраторном двигателе воздушного охлаждения. //ПермПИ. Сб. научн. трудов № 46. Пермь: Изд-во ПермПИ, 1966. с.83−88.
    39. А.К., Пугачев Б. П., Кочинев Ю. Ю. Работа двигателей в условиях эксплуатации: Справочник. /Под общ. ред. А. К. Костина. П.: Машиностроение, 1989. — 284 с.
    40. Н.Е., Кибель И. А., Розе Н. В. Теоретическая гидромеханика. М.:Физматгиз, 1963. -583 с.
    41. М.Г. Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1963. — 272 с.
    42. В.И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1979. — 615 с.
    43. В.И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект. М.: Машиностроение, 1978. — 526 с.
    44. И.В. Исследование спектров излучения пламён.// Лучшие научные работы студентов и молодых учёных технологического факультета. Сборник статей под ред. Дубенского Г. Г. Тула.: ТулГУ, 2000, с. 12−15.
    45. И.В. Теоретические исследования многоцилиндровых ДВС// Лучшие научные работы студентов и молодых учёных технологического факультета. Сборник статей под ред. Дубенского Г. Г.-Тула.: ТулГУ, 2000, с. 4−6.
    46. И.В., Чесноков С. А. Волновые процессы в выпускном и впускном трактах ДВС.// XVili Международный семинар «Течения газов и плазмы в соплах, струях и следах». Тез. докл. Санкт-Петербург.: БГТУ, 2000 г, с. 112.
    47. И.В., Чесноков С. А. Моделирование волновых процессов в выпускных каналах ДВС.Известия ТулГУ, сер. Автомобильный транспорт, вып. 3, 1999, с. 93−96.
    48. В.Ф., Каменев В. Ф. Вредные выбросы автомобильных двигателей, нормирование и методы измерений. М.: МПУМАМИ, 1999 г.-68с.
    49. И. М. Теория автомобильных двигателей. М.: Машгиз, 1958. -272 с.
    50. ., Эльбе Г. Горение, пламя и взрывы в газах-М.: Мир, 1968.-592с.
    51. М.А. Основы термодинамики тела переменной массы .Тула: Приокское книжное издательство 1970. 88 с.
    52. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. -М.: Энергия, 1977. -346с.
    53. Г. Л. Снижение токсичности бензинового двигателя путём совершенствования системы регулирования мощности. Двигателе-строение № 8, 1980 г.
    54. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в ДВС. Ленинград: Изд-во ленинградского университета, 1985. -168с.
    55. P.M., Онософский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. Л.: Машиностроение, 1972. — 168 с.
    56. Д.Р. Двигатели внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. М.: Машиностроение, 1971. — 536 с.
    57. Практикум по спектроскопии. Учебное пособие / Акимов А. И., Лебедева В. В., Левшина Л. В. и др.- Отв. ред. Левшина Л. В-.-М.: Изд-во МГУ, 1976, — 318 с.
    58. Разработка САПР: В 10 кн. /под ред. Петрова A.B. М.: Высшая школа, 1984. — Кн. 1. Проблемы и принципы создания САПР. 172 с.
    59. Расчёт и проектирование энергетических узлов и комплексов вооружения. // 4.1. Термогазодинамика энергоузлов с переменной массой рабочего тела: Монография. / Шипунов А. Г., Швыкин Ю. С., Юрмано-ва Н.П.-Тула: ТулГУ, 1997. 116с.
    60. Д.А. Смесеобразование в автомобильном двигателе при переменных режимах. М.: Машгиз, 1948 -149с.
    61. .П. Теория газообмена ДВС. Уфа: УАИ, 1978. — 110 с.
    62. С.П. Прикладная нестационарная гидродинамика. Учебное пособие. УФА: УАИ, 1988.-184с.
    63. В.В. Исследование нестационарного течения газа во впускном трубопроводе и неравномерности наполнения многоцилиндрового двигателя: Дисс. канд. техн. наук. М. 1977 г. — 163с.
    64. Ю.Б., Кутенёв В. Ф. Две антитоксичные концепции автомобильного ДВС. //Автомобильные и тракторные двигатели.- Межвуз.сб. научных трудов. Вып. 13 / МГААТМ, 1996−207с.
    65. Ю.Б., Малявинский Л. В., Вихерт.М. М. Топливо и топливо-подача автотракторных дизелей -Л.: Машиностроение, 1979. -248с.
    66. A.B. Исследование неравномерности распределение горючей смеси по цилиндрам карбюраторного двигателя на режимах разгона: Дисс. канд. техн. наук. М.: 1972.
    67. Т.Н., Пушкин С. Б., Серов Э. Н. Определение неравномерности распределения нагрузок по цилиндрам двигателя с помощью современной измерительно-вычислительной техники. Двигателе-строение № 10−11, 1991 г.
    68. А.Ф. Исследование испарения бензина и выпадение его в плёнку в процессе карбюрации: Дисс. канд. техн. наук. М.:1971.
    69. Спектральные приборы и техника спектроскопии. Рук-во по практ. занятиям / Нагибина И. М., Прокофьев В.К.- Л.:Машгиз. 1963.-270с.
    70. В. В. Дифференциальные уравнения термодинамики. М.: Наука, 1981. -195 с.
    71. К.И. Спектральные приборы. -Л.: Изд-во «Машиностроение», 1968.-388с.
    72. Температурные измерения. Справ-к / Геращенко O.A., Гордов А. Н., Ерёмина А. К. и др.- Отв. ред. Геращенко O.A.- АН УССР. Ин-т проблем энергосбер-я.-Киев.: Наукова думка, 1989. 704 с.
    73. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент.: Справочник/ Под общ. ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. 2-е изд., перераб. — М.: Энергоатомиздат, 1988. — 560с.: ил. (Теплоэнергетика и теплотехника- Кн. 2).
    74. Теория двигателей внутреннего сгорания: Рабочие процессы. // Под ред. Дьяченко Н. Х. Л.: «Машиностроение», 1974. — 552 с.
    75. Термические уравнения для процессов с переменной массой/Чистяков Ф.М., Ушаков А. П., Елагин М.Ю.//С6. науч. докл. 4 Всес. научн. конф. «Научно-технические проблемы и достижения в криогенной технике». (Криогеника 87м). 4.2. Балашиха, 1988. — С. 218−224.
    76. Термодинамические свойства индивидуальных веществ: Справочное издание в 4-х т., / Под ред. Глушко В. П. М.: Наука, 1983.
    77. Н. Синтез циклов карбюраторных двигателей с помощью ЭВМ. Динамика и прочность автомобиля и трактора // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МАМИ, 1983.-С. 11−18.
    78. П.П., Сираж С. Н., Тимошенко Я. В., Румянцев В. Н., Попов В. А. Авт.свид.СССР № 1 238 185, кл. Н 01 Т 13/00, 1984.
    79. С.А. Волновые процессы в компрессорных установках. М.: Машиностроение, 1983. -223 с.
    80. С.А. Математические модели теплофизики. Учебное пособие. Тула: ТулГУ, 1997.- 174с.
    81. В.К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учебн. пособ. М.: Машиностроение, 1989.-256с.
    82. Электровакуумные электронные и ионные приборы. Справ-к / Кац-нельсон Б.В., Калугин А. М., Ларионов A.C.--М., Энергия, 1970, т. 1,-672с.
    83. Элементы автоматического проектирования ДВС. //P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др. Л.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
    84. Элементы систем автоматизированного проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ/Под ред. P.M. Петриченко. Л.: Машиностроение, 1990, — 328с.
    85. .Н. Техническая термодинамика. Теплопередача: Учеб. для неэнергетич. спец. втузов. М.: Высш. шк., 1988. — 479 с.
    86. Benhassaine М., Champoussin J.S., Guerrassi N. Repatrion du frottement instane dans chaque segment et dans la jupe despistons d’un moteur. al-ternatif // Entropie. 1993. № 174−175. P. 119−126.
    87. Hotger Michael / Einsatzgebiete der Integralen Lichtleit Me? technik // MTZ: Motortechn. Z. — 1995. — 56, № 5. — c. 278−280.
    88. Hotger, M.- Nesse, А.- Mayr, В.: Die Integrale Lichtleit-Me?technik (ILM), 13. Internationales Wiener Motoren-symposium, Mai 1992.
    89. Mayr, В.- Hotger, M.- Puschmann, H.: Integrale Lichtleit-Me?technik: Ein neuer Weg zur Untersuchung des Verbrennungprozesses in Dieselmotoren. In: MTZ 53 (1992) Nr 1.
    90. Shiao, Yaojung, Pan, Chung-hung and Moskwa, J.J. (1994)'Advanced dynamic spark ignition engine modelling for diagnostics and control'. Int. J. of Vehicle Desing, Vol. 15, No.6, pp. 578−596.
    Заполнить форму текущей работой