Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия его искусства рождалась не из страха, небытия, а, наоборот, из слишком тесного контакта с жизнью, из столкновения внутреннего мира поэта с внешним миром жизни. Щедрыми мазками он кладет на полотно фантастическое и реальное, веселое и трагическое, мечтательное и действительное, поэтическое и прозаическое, сказочное и правдивое. За прихотливой игрой скрывается трепетность душевных порывов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНТЕКСТ ЭПОХИ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОФМАНА
    • 1. 1. Романтическая доктрина и эстетика писателя
    • 1. 2. Универсальность дарования Гофмана
  • ГЛАВА 2. ОТ РОМАНИЗМА К МИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ И МОДЕРНИЗМУ
    • 2. 1. Фантасмагория жизни и проблема зеркальности в творчестве Гофмана
    • 2. 2. Проповедь иррационального познания

Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интерес к творчеству Гофмана сегодня выражается в многочисленных дискуссиях и публикациях. Это не случайно, так как Гофман всегда воспринимался лишь как писатель, творчество которого сложилось в русле романтизма. Его наделяли самыми невообразимыми характеристиками: «человек — сжатая пружина», «странный чудак», «несовместимые крайности бурлили в нем, как в котле», «отличался обостренной впечатлительностью». В его душе действительно жили и инфантильный Ан-сельм, и почтенный Линдгорст, и странствующий подвижник Крейслер, и старательный чиновник, и провидец, волшебник, «властитель огненных духов».

Настало время раскрывать многогранный талант Гофмана, постепенно поднимая завесу над его «тайнами», воспринимать мир Гофмана как смешение реального и ирреального, мистики, образов-двойников, поэзии кошмаров и ужасов, как жизненного и творческого континуума писателя и человека.

Гофман — персонифицированный синтез искусств: писатель, поэт, композитор, живописец, график, музыкальный драматург, критик, оперный и симфонический дирижер, режиссер, певец, театральный декоратор и художник. И везде — новатор, непревзойденный по силе художественного воображения, художник, предвосхитивший принципы Станиславского и Мейерхольда, музыкальные опыты Вебера и Шумана, «модернизм театра абсурда, экспрессионизм Кафки» (И. Гарин). В связи с 200-летним юбилеем художника многие из его шедевров увидели свет.

Проблематика данной диссертации возникла именно из стремления автора осмыслить творчество Гофмана с позиций нового постмодернистского видения, в русле которого Гофман раздвинул границы искусства еще в XIX веке, предвидя развитие науки и техники, обогащение художественно-выразительных средств искусства, создание новых видов, жанров, синтетических искусств.

Философия его искусства рождалась не из страха, небытия, а, наоборот, из слишком тесного контакта с жизнью, из столкновения внутреннего мира поэта с внешним миром жизни. Щедрыми мазками он кладет на полотно фантастическое и реальное, веселое и трагическое, мечтательное и действительное, поэтическое и прозаическое, сказочное и правдивое. За прихотливой игрой скрывается трепетность душевных порывов и проникновенная глубина. Его герой всегда многозначен как и сам автор, всегда сочетает в себе взаимоисключаемые качества.

Вступив в общество имени Гофмана в немецком городе Бамберг, автор имел возможность ознакомиться с деятельностью гофмановедов, их организацией, их новыми приобретениями, составом этого общества, ежегодными собраниями и публикациями.

Председателем этого общества является директор государственной библиотеки Бамберга, профессор доктор Бернгард Шеммель, который помог автору диссертационного исследования получить последние статистические данные, дающие представление о работе организации: в 2000 году общество включало в себя 371 гофмановеда из 18 стран мира, в том числе и из России.

Из статистики видно, что интерес к гениальному писателю до сих пор не иссякает. Каждый конкретный ученый рассматривает те стороны жизни Гофмана, которые являются для него особенно значимыми. К примеру, H.A. Корзина считает, что «уникальность художественного мира Гофмана — в необыкновенной полноте, мощности и целенаправленности претворения принципов романтической идеи универсализма, частным проявлением которой была идея синтеза искусств» (86.110). Н. Я. Берковский считает одним из открытий Гофмана «прозу, доведенную до предела и после того переходящую в область фантастики» (22.476).

Диссертант же видит его уникальность в отсутствии границы творчества (между реальным и ирреальным), в наличии теоретических знаний философии и многих видов искусства, психологизма, рожденного на почве романтического двойничества, в особом методе, который раскрывает индивидуалъностъ и субъективный подход к предметам и явлениям жизни, в его иррациональности и отсюда виртуальности. Мы поддерживаем точку зрения Д. Л. Чавчанидзе о том, что у Гофмана «субъективное доведено до полнейшего художественного воплощения» (152.303).

Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников, и сегодня остается не до конца открытым. Задача диссертанта — восполнить некоторые пробелы в актуализации творчества Гофмана в современном культурфилософском пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Разносторонность проблем, отражающих философию жизнетворчества писателя, указывает на «многогранность художественности» (И. Гарин). Основанием обращения автора к столь неординарному художнику послужили актуальные оригинальные источники, отражающие проблемы его мировидения, которые получены от общества имени Гофмана в Бамберге. На основе новых данных стало возможным выявление портрета Гофмана-художника, Гофмана-новатора, Гофмана-модерниста.

Автором использовались:

— современные исследования русских гофмановедов (А.Б. Ботникова, Н. М. Берновская, И. И. Гарин, Н. И. Корзина, A.A. Морозов, Л. Э. Скородумова, Ф. П. Федоров, Д.Л. Чавчанидзе), а также неадаптированные работы немецких гофмановедов (В. Зегебрехт, Р. Гейнритц, Р. Левандовски, Б. Шеммель) в переводе автора, которые содержат актуальные на сегодняшний день проблемы понимания мировидения писателя;

— исследования по эстетике романтизма (Н.Я. Берковский, Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, В. М. Жирмунский, A.B. Карельский, И. В. Клюева, Е. А. Маймин, А. и Ф. Шлегели), а также по музыкальной эстетике романтизма (Е.Ф. Бронфин, И. Ф. Бэлза, A.B. Михайлов, В.П. Шестаков), в которых рассматриваются философские и эстетические основы романтизма как направления в искусстве;

— теоретические исследования по эстетике модернизма и постмодернизма (Н.И. Воронина, И. П. Ильин, Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова, Н. Б. Маньковская, В. Подорога, М.Б. Ямпольский), дающие характеристику этим явлениям современного искусства конца XX века и позволяющие сопоставить эстетическое мировидение Гофмана с модернистским миропониманием;

— общетеоретические исследования по эстетике и философии искусства (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, JI.C. Выготский, Г. Гегель, А .Я. Гуревич, М. С. Каган, И. Кант, Ю. М. Лотман, A.A. Потебня, Б. А. Успенский, Т.С. Элиот), в которых рассматриваются проблемы содержания, формы и принципы художественности в произведениях искусства;

— теоретические работы анализа синтеза искусств (Аристотель, Ю.Б. Бо-рев, В. В. Ванслов, А. Я. Зись, М.С. Каган), раскрывающие сущность и различные классификации синтеза видов искусства;

— работы известных литературных деятелей (В.Г. Белинский, A.A. Блок,.

A.A. Вознесенский, Р. Вагнер, И. В. Гете, А. И. Герцен, А. Зегерс,.

B.Ф. Одоевский, В. Пелевин, У. Шекспир), характеризующие мировидение художника, природу таланта и уникальные способности креативного сознания Гофмана;

— современные словари по философии и культуре XX века (под ред. Е. Ф. Губского, Вл.С. Соловьева, A.A. Радугина, В.П. Руднева), помогающие адаптировать творчество Гофмана в современный контекст философии культуры в целом;

— воспоминания о Гофмане его современников (Ю. Хитциг, Т.Г. фон Гиппель, А. Годен), характеризующие отдельные периоды жизни писателя, его мировосприятие;

Таким образом, накоплен обширный источниковедческий материал, который позволил выделить малоисследованные аспекты жизнетворчества Гофмана, рассмотреть эволюцию мировидения писателя от традиций романтизма к мистическому реализму, сделав первую попытку определения его творчества предтечей постмодернизма, а самого Гофмана модернистом.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации — рассмотреть философию жизненного и творческого континуума Гофмана.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи:

— выявить эстетическую концепцию творчества Гофмана;

— рассмотреть универсальность дарования Гофмана, опираясь на романтический синтез искусств;

— исследовать фантасмагорию жизни в его творчестве и проблему зеркальности;

— выявить аспекты иррационального мировидения писателя, обозначив взаимопересечения с направлениями философии культуры и искусства XX века.

Методологическая база исследования. Предложенный автором ракурс рассмотрения культурфилософской сущности творчества Гофмана обусловил выбор теоретических оснований как философских, так и культурологических, искусствоведческих и психологических исследований М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, Ю. Б. Борева, Б. Э. Быховского, В. В. Ванслова, Н. И. Ворониной, JI.C. Выготского, М. С. Кагана, A.B. Карельского, Ю. М. Лотмана, A.A. Потебни, Ф. П. Федорова, Б. Шеммеля. Источниковедческой базой стали прежде всего художественные произведения, размышления об искусстве, письма самого Гофмана, прочитанные как в оригинале, так и в различных переводах.

В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы:

— сравнительно-исторический метод, на базе которого определяются эстетические основы и характерные черты творчества Гофмана, отличающие его от других романтиков и позволяющие представить эволюцию мировидения писателя от романтического идеализма до мистического реализма;

— метод логической реконструкции, открывающий миропонимание Гофмана сквозь призму культурфилософского знания;

— интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками, к разрешению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Научная новизна исследования. Культурфилософская реконструкция мировидения Гофмана позволила сформулировать новые положения, выносимые на защиту:

1. Выявлено большое влияние работ Ф. Шеллинга (субъективный идеализм) и работ по сомнамбулизму и магнетизму на эстетическое мирови-дение Гофмана, которое наряду с влиянием немецких классических философов (дуализм И. Канта, индивидуализм И. Фихте) привело к эволюции от романтического идеализма к мистическому реализму (модернизму) в его творчестве.

2. Показана «многогранность художественности» писателя, объясняемая универсальностью его дарования, впервые в истории достигшего как понимания, так и конкретного воплощения синтеза искусств.

3.Впервые проблема зеркальности в творчестве Гофмана рассматривается как проблема идентитета своего «Я», а также экзистенциальное направление в философствовании Гофмана, и его зеркального отражения в произведениях.

4. Выявлено новаторство Гофмана во всех синтезирующихся в его творчестве видах искусства через проповедь иррационального познания:

— неуверенность: осознание бренности человеческого бытия, безличный мир «man» без субъекта действия, как предтеча экзистенциализма;

— безысходность и фатализм, трагическое бессилие человека перед абсурдностью мира, впоследствии развитые Ф. Кафкой;

— идеи «муррианы», как художественная парафраза к идеям С. Кирке-гора: бессмысленное бытие мира, вызывающее страх и отчаяние (Кот Муррсимвол краха романтизма, пародия на романтическое мироощущение);

— глубинные познания человеческой души, бессознательные порывы души его персонажей — как предтеча психоанализа 3. Фрейда;

— художническая возвышенность и индивидуалистический эгоизм — две стороны души, впоследствии развитые Ф. М. Достоевским;

— темные стороны гофмановской жизни и жизни его героев, наполненные дьяволизмом (цикл «Ночные рассказы»), его «патология» как предтеча гоголевских образов.

Эти основания дают право впервые утверждать, что Гофман — модернист, на столетие опередивший появление нового мышления в культуре и искусствеон же выступил предтечей экзистенциализма, предвосхитив главные опасности массовых, тоталитарных обществ, механизацию жизни, синдром подражания, ролевой характер жизни.

Практическая значимость исследования.

Актуальность темы

исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах культурологии, истории и теории культуры, философии культуры, зарубежной литературы, страноведения, а также в практике обучения студентов романо-германским языкам.

Апробация работы. Основные идеи и результаты настоящего исследования были использованы в выступлениях на Огаревских чтениях (Саранск, 1997;2000), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1997;2000), на межрегиональной научной конференции «Язык, культура, коммуникация: контексты современности» (Саранск, 2000).

Основные положения изложены в 8 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация изложена на 167 страницах, состоит из введения, двухглав, заключения, 2 приложений. Библиографический список включает 185 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гофман рассматривается в нашем исследовании как новатор, на столетие опередивший идеи модернистского направления XX века и предвосхитивший идеи постмодернизма. Его творчество вместило в себя многие характеристики, отражающие основные черты модернизма:

Проявление эстетизма имеет место и в романтизме, и в модернизме, как эстетический изоляционизм, эскапизм: от романтического тезиса «искусство ради искусства до утверждения автономности области эстетического. Отсюда глобальная задача искусства: раздвинуть свои границы и не быть заказанным для общества.

Проблема предназначения поэта как романтическая категория, является одной из основных в эстетике модернизма. Проблема творчества (А. Бергсон), на которой строится все модернистское искусство XX века, отражает сущность творческой деятельности Гофмана: его творческая эволюция проявилась в индивидуальности его искусства.

Мифологизация творчества, модернистская черта, присутствует и в произведениях Гофмана. Об этом подробно пишет в своей работе В.Х. Гиль-манов.

Идея автономности литературного текста проскальзывает сквозь страницы его произведений, в которых Гофман выступает лишь как посредник между читателями и своими персонажами, выбрав для себя безличное местоимение «man». Он не высказывает своего мнения по поводу происходящего, не показывает своих символов, присутствие которых у каждого автора обязательно. Это так же один из приемов в русле модернизма.

Отсутствие границы между реальным и ирреальным — модернистский прием, характерный для творчества Гофмана. Не случайно немецкий гофма-новед Р. Левандовски, указывает на его особый литературный метод: реальное в форме нереального или, наоборот, нереальное в форме документального.

Проблема зеркала, модернистская проблема, очень четко прослеживается в произведениях Гофмана. Кабинет зеркальных отражений города Бам-берга лишь подчеркивает правоту выбора проблемы зеркальности, определяющую его миропонимание.

Элемент иррациональности выявляет новаторство Гофмана-постмодерниста XIX века во всех синтезирующихся в его творчестве видах искусства. Его фантасмагория жизни объясняется «эффектом гравитации» (H.A. Носов) — ощущением тяжести и неприятности нахождения в виртуальной реальности («гратуале»). Несмотря на спонтанность виртуала Гофмана, мы выделяем следующие виртуализаторские возможности художника: первая возможность — это музыка. Слушая музыку, Гофман мог грезить обо всем, что было близко его душе, что его мучило или приносило радостьвторая возможность — литература, которой он начал заниматься именно в Бамбергетретья возможность — уход в нереальность с помощью своих рисунков, стиль многих напоминает Калло и Босха. Из них он черпал иронию, гротеск, мощь своих капричиосчетвертая возможность — виртуальный сон, под которым мы понимаем «сон» в прямом и переносном значениипятая и самая главная (особенно во время его пребывания в Бамберге) возможность виртуализации — его большая влюбленность в свою ученицу Юлию, оставившую самые неизгладимые впечатления на всю его оставшуюся жизнь, явившуюся предметом фантасмагорий.

Жизнь художника, говорит Гофман в «Кавалере Глюке», — есть путь на Голгофу: «Я обречен себе на горе, блуждать здесь в пустоте, как душа, отторгнутая от тела» (7.Т.1.41). Одна из непростительных идей Крейслера: оправдание духовного избранничества и обособленности поэта в душном мире «человеческих джунглей». Гофман ненавидел безликость толпы, и весь свой талант, всю иронию души излил в обличение бездуховности и снобизма человеческих масс.

Гофман был одним из зачинателей того мистического реализма, которым сегодня «виртуозно» владеют многие современные художники, который неизмеримо полнее действительности и истории, ибо содержит в себе не факты, а нечто более важное — их человеческую подоплеку, то «восхитительное баснословие» (И. Гарин), которое единственно и есть подлинность действительности.

В творчестве Гофмана слились философское осмысление бытия с богатейшей фантазией и многогранным талантом, острейшее чувство времени с предвидением перемен в культуре и цивилизации. Даже если его демонизм и дерзновенность преувеличены, то его откровенность в раскрытии глубин души и психологизм не вызывают сомнения. Т. Манн писал, что каждый подлинный художник до определенной степени отождествляет себя со своими персонажами, всю свою жизнь рассказывая только одну историю: историю своего духа, т. е. в творчестве не может быть того, чего нет в творце. Творчество есть сублимация переживаний. В гофмановской сублимации фантасмагории, зеркальности, мистики, виртуальности заключен глубокий смысл. Он не творил злодейство, а сублимировал темные стороны человеческой души в персонажей.

Таким образом, Гофман — не только писатель, художник, музыкант, актер, он — мудрец, сумевший своим философствованием в художественных формах достичь культуры невероятной психологической сложности и глубины, открытой сегодня современному читателю.

Творчество Гофмана — это не до конца прочитанная (и потому полностью не исследованная) страница культурфилософского анализа. Данная диссертация положила начало переосмыслению эстетического миропонимания немецкого романтика. Следовательно, следующему поколению ученых предстоит открыть своего Гофмана, отражающего в своем наследии искусство и общественную регуляцию XXI века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.: Гослитиздат, 1936. 799 с.
  2. Э. Т. А. Серапионовы братья: В 4 т. М.: Гослитиздат, 1984.
  3. Э. Т. А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Недра, 1929.
  4. Гофман Э.Т. А. Избр. произведения: В 3-х т. М.: Худ. лит., 1962.
  5. Гофман Э.Т. А. Новеллы / Сост. H.A. Жирмунская. М.: Худ. лит., 1990. 607 с.
  6. Гофман Э.Т. А. Новеллы. М.: Московский рабочий, 1983. 448 с.
  7. Гофман Э.Т. А. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. А. Ботниковой и А. Карельского. М.: Худ. лит, 1991.
  8. Гофман Э.Т. А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Гослитиздат, 1994.
  9. Гофман Э.Т. А. Эликсиры сатаны. Пер. H.A. Славятинского. Л.: Гослитиздат, 1984. 286 с.
  10. Э.Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы /
  11. . К. Гюнцель. М.: Радуга, 1987. 464 с. П. Аникст A.A. Э.Т. А. Гофман // Теория драмы на Западе в перв. пол. XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. С. 82−102.
  12. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Мысль, 1957. 183 с.
  13. АрхиповИ.А. Э.Т.А. Гофман//Собр. соч.: В 3 Т. М.: Госполитиздат, 1995. Т. 1.С. 3−13.
  14. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Худ. лит., 1972. 470 с.
  15. В.Г. Две сказки Гофмана // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. IV. М.: Изд. АНССР, 1953. С. 93−94.
  16. М. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С.75−87.
  17. А. Мои воспоминания: В 5 юн. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 1990. Кн. 1, 2,3.711с.
  18. А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Искусство, 1992. Т. 1. 534 с.
  19. H.A. Кризис искусства (репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.
  20. Н.Я. Романтизм в Германии / Вст. статья А. Аникста. Л: Худ. лит., 1973. 567 с.
  21. Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т.А Гофмана / Дисс. канд. фил. наук. М., 1971. 216 с.
  22. A.A. Об искусстве. М.: Искусство, 1980. 503 с.
  23. Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 576 с. Т. 2. 638 с.
  24. Ю.Б. Художественные направления XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецво, 1986. 131 с.
  25. .Л. Зеркальная метафора в истории культуры // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 109−116.
  26. В.П. Письма из Испании. Л.: Наука, 1976. 343 с.
  27. Е.Ф. Мысль о музыке во Франции XIX века // Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сборник / Сост. Е. Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. С. 5−51.
  28. .Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. 206 с.
  29. Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1977. Т. 1. 357 с.
  30. И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки. М.: Музыка, 1985. 200 с.
  31. В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. Вып. 1. 224 с.
  32. Р. Избранные труды. М.: Искусство, 1978. 695 с.
  33. В.В. Что такое искусство. М.: Изобр. искусство, 1988. 326 с.
  34. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 403 с.
  35. Н.В. Миф и художественное творчество. Дисс. к. фил. наук. М., 1984. 353 с.
  36. A.A. На виртуальном ветру. М.: Вагриус, 1998. 477 с.
  37. Н.И. От модернизма к постмодернизму // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу «Философия искусства». Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2000. С. 37−46.
  38. Н.И. Становление проблематики философии музыки в русском общественном сознании середины XIX века (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. В. Станкевич, В.П. Боткин) Дисс. д. филос. наук. Саранск, 1992. 303 с.
  39. Н.И. Творцы нового дискурса // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу «Философия искусства». Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2000. С. 47−52.
  40. JI.C. Психология искусства. 3- е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  41. P.M. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. М.: Искусство, 1985. Т. 3. С. 56−83.
  42. И. Многоликий Достоевский. М.: ТЕРРА, 1997. 396 с.
  43. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Сочинения: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1938.Т. 14. С. 14−226.
  44. И.В. Об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1936. 327 с.
  45. В.Х. Мифологическое мышление в сказке Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 27−40.
  46. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Худ. лит., 1980. 365 с.
  47. В.И. Структура мышления Э.Т. А. Гофмана в ноъелле «Кавалер Глюк» // В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 17−26.
  48. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 323 с.
  49. А. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. 3-е изд. М.: Худ. лит., 1987. 556 с.
  50. В.Д. Музыкальная новелла романтиков и «Sanctus» Гофмана // Немецкая романтическая новелла перв. четверти XIX века. Днепропетровск: Музыка, 1975. С. 44−54.
  51. H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с.
  52. Европейский романтизм: Сборник. М.: Наука, 1973. 506 с.
  53. А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность худ. творчества. М.: Искусство, 1987. 317 с.
  54. Д.В. Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. С. 107−128.67.3ись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. С. 5−19.
  55. Ю.Н. Этот странный, странный мир// В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 10−16.
  56. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: МгаАБА, 1998. 256 с.
  57. Индивидуальность // Философский словарь Вл.С. Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 144−145.
  58. Иррационализм / Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 188−189.
  59. Л. Э.Т. А. Гофман и И. С. Тургенев // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 / Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 141−150.
  60. История западноевропейского искусства (III XX вв.): Краткий курс / Под ред. Н. Н. Пунина. М.-Л.: Искусство, 1940. 496 с.
  61. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1986. 440 с.
  62. З.А. Русская философия нач. XIX века и Шеллинг. М.: Наука, 1980. 326 с.
  63. A.B. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 335 с.
  64. И.В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. ст. М.: Гос. Инст-т Искусствознания, 1998. С. 74−88.
  65. Ю. Э.Т. А. Гофман // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Переводы / Сост. И. С. Ковалева. Л., Изд-во ЛГУ, 1985. 493 с.
  66. Т. Эволюция героя в немецком романтическом романе (Новалис Арним — Гофман) // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1 /Гл. ред. В. И. Грешных. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 193−196.
  67. Ю.А. Игра в универсальное (танец постмодернизма) // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу «Философия искусства». Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2000. С. 15−25.
  68. В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. 5-е изд. М.: Музыка, 1984. 536 с.
  69. H.A. Некоторые принципы воплощения романтической идеи универсализма в прозе Э.Т. А. Гофмана // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Вып. 1. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 110−119.
  70. H.A. Стиль прозы Э.Т. А. Гофмана и романтический синтез искусств. Дисс. канд. фил. наук. Калинин, 1985. 216 с.
  71. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Искусство, 1983. 344 с.
  72. М.В. Трансформации искусства постмодернизма // Онтологизм искусства на рубеже веков: Материалы к курсу «Философия искусства». Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2000. С. 3−14.
  73. O.K. Рисунок Гофмана // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Искусства, 1982. С. 129−150.
  74. Дж. Опыты о законе природы / Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Наука, 1960. Т. 1. С. 3−53.
  75. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  76. Е.А. Понятие о романтизме. Русский романтизм // О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. С. 3−24.
  77. Н.Б. Эстетика постмодернизма. С.-П.: Ателейя, 2000. 347 с."
  78. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. 238 с.
  79. Л. Аллюзия в романе Гофмана «Эликсиры сатаны» // В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 120 131.
  80. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 64 с.
  81. Мир глазами фантастов: Метод, рекомендации / Сост. И. В. Семибратова. М.: ГБЛ, 1987. 30 с.
  82. И.В. Статьи о классиках: Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. Немецкие поэты революции 1848 года. Генрих Манн / Предисловие А. Аникста. М.: Худ. лит., 1966. 252 с.
  83. A.B. Романтизм // Музыкальная жизнь. 1991. № 5. С.20−23. № 6. С. 20−23.
  84. A.B. Этапы развития музыкально-эстетической мысли Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. / Сост. A.B. Михайлов и В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1981. Т. 1. С. 9−73.
  85. В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наук, думка, 1998. 100 с.
  86. A.A. Сказки Гофмана // Немецкие волшебно-сатирические сказки: Переводы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1972. С. 155 -201.
  87. Немецкая романтическая повесть / Сост. A.B. Карельский. М.: Прогресс, 1980. 469 с.
  88. H.A. Словарь виртуальных терминов. М.: Путь, 2000. 63 с.
  89. В.Ф. Лучше поздно, чем никогда // Избранные музыкально-критические статьи М.- Л.: Худ. лит., 1951. С. 68−76.
  90. В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. 317 с.
  91. Пелевин В. Generation «П». М.: Вагриус, 1999. 250 с.
  92. Пенет, М. И. Немецкая романтическая новелла. Генезис. Эволюция. Типология. Дисс. д. фил. наук. М., 1988. 418 с.
  93. В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992—1994 гг. М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.
  94. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
  95. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
  96. M.JI. Фантастическая правда Гофмана (о творчестве немецкого писателя) // Наука и религия, 1972. № 6. С.86−90.
  97. M.JI. Э.Т. А. Гофман. // Избранная проза немецких романтиков. / Сост. A.C. Дмитриев. М., 1979. Т.2. С. 408−411.
  98. Э. Сочинения: В 2 т. М., 1976. Т. 2. 421 с.
  99. Н. Э.Т. А. Гофман и А. Погорельский (Из истории сравнительного изучения русского и немецкого романтизма) // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Калининград, Гофман-центр, 1994. С. 208 211.
  100. Синтез искусств // Энциклопедический словарь по культурологии / Под. общ. ред. док. филос. наук, проф. A.A. Радугина. М.: Изд-во «Центр», 1997. С. 348−349.
  101. Л.Э. «Фантазии в манере Калло» Э.Т. А. Гофмана: своеобразие композиции. Дисс. канд. фил. наук. М., 1996. 234 е.
  102. Л.В. Романы Э.Т. А. Гофмана. Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. 276 с.
  103. Г. Портрет Гофмана в критических отзывах Генриха Гейне («Письма из Берлина» «Романтическая школа») // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 180 — 185.
  104. В.В. Искусство XIX века: Архитектура // Избр. сочинения: В 3 т. М.: Искусство, 1952. Т. 3. С. 485−506.
  105. В.В. Музыка // Избранные сочинения: В 3 т. М.: Искусство, 1952. Т.2. С. 275−331.
  106. Стендаль. Расин и Шекспир // Собр. соч. в 15 т. М.: Правда, 1959. Т.7. С. 5−99.
  107. Ю.С. Семиотика. М.: Худ. лит., 1971. 167 с.
  108. Л. А. Проблема художника в творчестве Э.Т. А. Гофмана (на примере образаКрейслера). Дисс. канд. фил. наук. Тбилиси, 1981. 152 с.
  109. А. Красота спасет мир // Искусство кино. 1989, № 2. С. 144−149.
  110. C.B. Гофман и романтическая концепция личности // Художественный мир Гофмана: Сб. статей. М.: Искусство, 1982. С. 35−44.
  111. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 224 с.
  112. Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Гофмана. Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. 200 с.
  113. Ф.П. Система точек зрения в художественном мире позднего Гофмана // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 88−109.
  114. П. Из богословского наследия // Богословские труды. М.: Мысль, 1977. С. 152
  115. П. Один сюжет из истории формирования личности русского романиста (Гофман и Достоевский) // В мире Э.Т. А. Гофмана. Сб. статей. Калининград: Гофман-центр, 1994. С. 151−157.
  116. Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры // Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика / Под ред. Н. И. Киященко. M.: Наука, 1998. С. 74−105.
  117. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. пр-ий / Сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 447 с.
  118. Художественный мир Гофмана: Сб. статей / Ред. кол. И. Ф. Бэлза. М.: Искусство, 1982. 295 с.
  119. Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т. А. Гофмана. Дисс. канд! фил. наук. М., 1969. 323 с.
  120. A.B. Венецианское зеркало. М.: Современник, 1989. 235 с.
  121. А.Ф. Эстетические суждения Гофмана // Художественный мир Гофмана: Сб. статей / ред. кол. И. Ф. Бэлза. М.: Искусство, 1982, С. 266 282.
  122. У. Отелло // Поли. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1960. Т.6. С. 358−492.
  123. Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 469 с.
  124. Ф. Эстетика // Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1987. Т. 1. С. 37 259.
  125. А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред. A.A. Гусейнова. М.: Республика, 1992. 448 с.
  126. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. 733 с.
  127. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1966. Т. 2. 655 с.
  128. Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе / Пер. с нем. Р. Ф. Додельцова. М.: Наука, 1993. 192 с.
  129. М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 287 с.
  130. Е.Т.А. Hoffmann. Ausgewaehlte Werke. Berlin: DIRECTMEDIA Publiscing GmbH, 1998. 1400 S. (CD)
  131. F. «In einem fernen dunklen Spiegel». E.T.A. Hoffmanns Poetisierung der Medizin. Opladen, 1986. 123 S.
  132. Baltrusaitis J. Der Spiegel. Entdeckungen, Taeuschungen, Phantasien. Giesse, 1996. 230 S.
  133. E.T.A. Hoffmann / hrsg. von H. Prang. Darmstadt, 1975. 165 S.
  134. E.T.A. Hoffmann Jahrbuch: Mitteilungen der E.T.A. HoffmannGesellschaft / hrsg. von H. Steinecke u. a. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH 8 Co., 2000. 160 S.
  135. E.T.A. Hoffmann Jahrbuch: Mitteilungen der E.T.A. HoffmannGesellschaft / hrsg. von W. Segebrecht. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH 8 Co., 1999. 265 S.
  136. E.T.A. Hoffmanns Handzeichnungen in Faksimilelichtdruck nach den Originalen / hrsg. von W. Steffen und H. von Mueller. Berlin, 1979. 485 S.
  137. E.T.A. Hoffmanns Spiegelungen / Texte und Erlaeuterungen von R. Heinritz. Bamberg, 1999. 25 S.
  138. E.T.A. Hoffmanns Tagebuecher und literarische Entwuerfe / hrsg. von Mueller. Berlin, 1915. 189 S.
  139. Goerres I. Gesammelte Schriften. Bd. 3. 440 S.
  140. Hegel G. W. F. Werke. Bd. 9. Berlin, 1837. 445 S.
  141. Hoffmanns Briefwechsel. Bd. 1−3 / Gesammelt von H.v. Mueller und F. Schnapp. Muenchen, 1967−1969.
  142. Holbeche Y.J.K. Optical Motifs in the Works of E.T.A. Hoffmann. Goeppingen, 1975.205 S.139
  143. Kremer D. E.T.A. Hoffmann. Erzaehlungen und Romane // Klassiker Lektuere. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1999. Bd. 1. 241 S.
  144. Lacan J. Le Seminaire. P., 1973. 244 p.
  145. Lewandowski R. Fiktion und Realitaet/ Ueber eine Beziehung zwischen Leben und Literatur. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1996. 239 S.
  146. Lewandowski R. E.T.A. Hoffmanns Bamberg. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. 68 S.
  147. Lewandowski R. Sie sind auch kein Bamberger, wie ich hoere?: Ein Fantasiestueck in Callots Manier ueber E.T.A. Hoffmann. Berlin: Verlag Fraenkischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. 136 S.
  148. Muelher R. Die Einheit der Kuenste und das Orphisches bei E.T.A. Hoffmann // Stoffe, Formen, Strukturen. Muenchen, 1962. 360 S.
  149. Schlegel A.W. Die Kunstlehre // Kritische Schriften und Briefe. Stuttgart, 1963. T.II. S.102−103.
  150. Schlegel F. Sammtliche Werke. Wien, 1922. Bd. 1. 230 S.
  151. Zimmermann H.D. Der junge Mann leidet an chronischen Dualismus. Zu E.T.A. Hoffmanns Capriccio «Prinzessin Brambilla»: E.T.A. Hoffmanns Texte und Kritik. Sonderbd. Muenchen, 1992. S. 97−111.
Заполнить форму текущей работой