Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного университета в 2000;2003 гг., на заседаниях лаборатории «Психология развития» (Иркутск, 2001;2002), на межвузовской научно-практической конференции «Психология на рубеже веков» (Иркутск, 2001… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования коммуникативной сферы личности
    • 1. 1. Особенности коммуникативной сферы личности
    • 1. 2. Изучение коммуникативных качеств в психологии личности
    • 1. 3. Структура коммуникативной сферы человека
    • 1. 4. Особенности коммуникативной сферы личности в студенческом возрасте
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных качеств студентов-психологов
    • 2. 1. Обоснование выборки и методов исследования
    • 2. 2. Количественный и качественный анализ коммуникативных t особенностей студентов-психологов
    • 2. 3. Модель коммуникативной сферы будущего специалиста-психолога
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Программа коммуникативно-направленного обучения студентов-психологов
    • 3. 1. Теоретическое обоснование программы
    • 3. 2. Цели, задачи и содержание программы по развитию коммуникативной сферы студентов-психологов
    • 3. 3. Обсуждение результатов проведенной работы по развитию коммуникативных особенностей студентов-психологов
    • 3. 4. Выводы

Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития коммуникативной сферы личности является одной из наиболее актуальных в современной психологии. В периоды интенсивного изменения экономической и политической жизни общества всегда обостряется интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде. В связи с этим, вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений.

В настоящее время многие исследователи (В.П.Конецкая, В. И. Кабрин, М. С. Яницкий, М. А. Джерелиевская и др.) подчеркивают важность изучения личностных коммуникативных характеристик, определяющих организацию межличностного пространства человека и его адаптацию в социальной среде. Значительной трудностью в решении этой задачи является сложность построения универсальных объяснительных и коррекционных моделей, направленных на развитие коммуникативных особенностей личности. Поэтому исследования коммуникативной сферы личности становятся предметом пристального внимания в психологической науке, особенно в педагогической психологии.

Вопросы развития коммуникативной сферы личности являются чрезвычайно важными в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения. Коммуникативная сфера, являясь профессионально значимой для студентов-психологов, определяет перспективы личностного развития будущих специалистов. Все вышесказанное и определило выбор данной темы исследования.

Актуальность проблемы определяется важным значением процесса общения в профессиональной деятельности психолога. Совокупность профессионально важных качеств и личностных особенностей, составляющих коммуникативную сферу психолога, отражает уровень его профессиональной подготовленности и зрелости и является критерием успешности в деятельности.

Необходимость изучения данной проблемы в системе профессионального психологического образования продиктована рядом обстоятельств теоретического и практического характера. В условиях быстро обновляющейся жизни современного общества проектирование психологического образования любого типа и уровня предполагает всестороннее знание начального этапа профессиональной коммуникативной культуры, закладывающейся в вузе.

Экстенсивное развитие сети образовательных. учреждений, осуществляющих подготовку психологов, исключительное многообразие содержания и уровней такой подготовки настоятельно требуют изучения общих закономерностей профессиональной деятельности специалистов-психологов и факторов, определяющих их «профессиональный старт». Недостаточная изученность психолого-педагогических условий формирования коммуникативных особенностей в процессе обучения, рассогласование теоретических подходов и классификаций коммуникативных качеств, а также произвольность в выборе методов и техник коммуникативного развития личности, их недостаточное совершенство побуждают к созданию новых технологий обучения студентов.

Цель исследования: выявить особенности и динамику коммуникативной сферы студентов-психологов и разработать программу обучения, направленную на развитие коммуникативных особенностей студентов-психологов.

Объектом исследования является коммуникативная сфера личности.

Предмет исследования — особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что качественное своеобразие коммуникативной сферы студентов-психологов определяется соотношением в ее структуре мотивационно-ценностного, содержательного и процессуального компонентов. При этом мы исходили из допущения, что на разных этапах обучения студенты-психологи различаются по уровню развития коммуникативных качеств, не соответствующему в полной мере профессиональным требованиям, предъявляемым к специалисту-психологу. Целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативной сферы студентов-психологов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ проблемы развития коммуникативной сферы личности и уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Разработать модель коммуникативной сферы личности в качестве основания для изучения особенностей ее содержания и компонентов.

3. Изучить систему и динамику коммуникативных особенностей студентов-психологов в процессе обучения и сравнить коммуникативные качества студента-психолога с системой профессионально значимых качеств специалиста-психолога.

4. Разработать и апробировать программу обучения, направленную на развитие коммуникативной сферы студентов-психологов.

Методологической основой работы явились личностный и системный подходы, представленные в работах JI.C. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, А. А Бодалева, А. Г. Асмолова. Кроме того, исследование коммуникативной сферы личности базировалось на принципах деятельностного подхода, разработанных А. Н. Леонтьевым. Анализ закономерностей развития коммуникативных особенностей основывался на положениях о регуляции системы межличностного взаимодействия ценностно-смысловой сферой личности, представленных в работах Л. И. Божович, A.A. Леонтьева, М. С. Яницкого.

Для реализации целей исследования, решения поставленных задач и верификации гипотез были использованы разнообразные методы. В качестве общепсихологических методов исследования использовались такие методы как наблюдение, беседа, моделирование. В качестве эмпирических методов использовалось психологическое тестирование посредством различных психодиагностических методик (личностный опросник Р. Кеттел-ла, методика управляемой проекции В. В. Столина, тест FIRO В. Щутца по изучению межличностных отношений (модифицированный В. Руковиш-никовым), методика исследования эмпатических способностей В.В. Бойко).

При обработке данных использовались такие методы математической статистики как сопоставительный математический и вариативный статистический анализ, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона), контент-анализ, факторный анализ для выявления групп коммуникативных факторов, составляющих коммуникативную сферу студентов. Статистические расчеты были выполнены с использованием пакета компьютерной обработки данных PSV v 1.1.

Достоверность результатов исследования и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик, репрезентативностью выборки, содержательным анализом полученных данных, а также применением методов вариационной статистики.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе высших учебных заведений г. Иркутска — факультетов психологии Иркутского государственного университета, Иркутского государственного педагогического университета, Байкальского государственного университета экономики и права и Иркутского государственного технического университета в течение 4 лет. Общий объем выборки составил 355 человек.

На первом этапе (1999;2000 гг.) было проведено пилотажное исследование коммуникативных особенностей студентов на базе факультета психологии Иркутского государственного университета. Выборочную совокупность составили 30 студентов факультета.

На втором этапе (2000;2001 гг.) была разработана теоретическая модель коммуникативной сферы личности. На основе результатов пилотажного исследования был разработан и апробирован социально-психологический тренинг, направленный на развитие коммуникативной сферы студентов.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) было проведено основное диагностическое исследование коммуникативной сферы студентов, по результатам которого был осуществлен сравнительный и корреляционный анализ. В исследовании приняло участие 355 человек.

На четвертом этапе (2002 г.) была разработана и апробирована программа обучения, направленная на развитие коммуникативных особенностей студентов-психологов, проанализированы перспективы ее внедрения в общую систему обучения. На этом же этапе были проведены обработка и анализ результатов работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что была разработана теоретическая модель коммуникативной сферы личности, выявлены особенности содержания и компоненты коммуникативной сферы. Установлена взаимосвязь между структурными, функциональными и процессуальными компонентами коммуникативной сферы и стилем межличностного взаимодействия, определены условия реализации коммуникативного потенциала студентов в учебном процессе. Исследование позволило уточнить научные представления о коммуникативной сфере личности в целом и о коммуникативных особенностях студентов в частности. Выдвинутые теоретические положения об особенностях коммуникативной сферы студентов выступили в качестве обоснования программы целенаправленного коммуникативного обучения в системе высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были использованы в процессе подготовки студентов высших учебных заведений. Была предложена, обоснована и апробирована программа коммуникативного обучения студентов-психологов. Полученные результаты были рекомендованы для улучшения содержания процесса подготовки студентов в системе профессий «человек-человек».

Положение о единстве психолого-педагогического воздействия, основанного на специфике коммуникативной сферы студентов-психологов и учебно-воспитательного процесса, в который они включены, позволяет говорить об уникальности и перспективности возможностей программы коммуникативного обучения. Результатом использования такой программы в вузе явилось формирование адаптивного кадрового потенциала среди психологов на ранних этапах их профессиональной подготовки. Предложенные диагностический и обучающий комплексы могут быть использованы в работе практических психологов в сфере образования, управления, в преподавании соответствующих дисциплин для студентов психологических и социальных факультетов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная сфера студентов-психологов может быть представлена в виде модели, элементами которой являются: коммуникативная мотивация, коммуникативные способности, свойства личности, зависящие от темперамента и характера, и эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Структурно коммуникативную сферу составляют коммуникативные качества (ядерные образования) и коммуникативный потенциал (периферические образования). Целенаправленное воздействие на ядерные образования определяет эффективность развития коммуникативной сферы студентов-психологов.

2. Коммуникативные особенности студентов-психологов определяются противоречиями в содержательном компоненте коммуникативной сферы. Коммуникативная сфера студентов-психологов отличается сочетанием сдержанности, спокойствия, скрытности с наивностью и прямолинейностью. Значимой коммуникативной особенностью студентов-психологов является высокий уровень требовательности.

3. В зависимости от места обучения выявлены три типа коммуникативной сферы, различающиеся по содержанию коммуникативных качеств. На разных этапах обучения у студентов-психологов наблюдаются различия по уровню развития коммуникативных качеств, что позволяет определить временной диапазон и этапность развития коммуникативной сферы студентов-психологов в процессе обучения. Условия и перспективы развития коммуникативной сферы студентов-психологов связаны с усовершенствованием наличных коммуникативных качеств личности и расширением ее коммуникативного потенциала.

4. Выявленное своеобразие коммуникативной сферы студентов-психологов обусловливает необходимость преобразования системы профессионального становления студентов через подготовку и внедрение специальных программ и перспективных коммуникативных технологий обучения. Разработанная нами программа коммуникативного обучения может рассматриваться как эффективное средство формирования специалистов-психологов на ранних этапах их профессиональной подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного университета в 2000;2003 гг., на заседаниях лаборатории «Психология развития» (Иркутск, 2001;2002), на межвузовской научно-практической конференции «Психология на рубеже веков» (Иркутск, 2001), на межвузовской научно-практической конференции «Приоритетные направления в психологии» (Иркутск, 2001), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы научной и практической психологии» (Новосибирск, 2003), на научно-практических конференциях факультета психологии Иркутского государственного университета в 20 002 002 гг., на научной конференции международного факультета Иркутского государственного технического университета «Роль культуры в процессе формирования и развития личности» (2002). По материалам исследования было опубликовано 10 работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Материалы изложены на 184 страницах. В работе содержится 10 таблиц и 13 рисунков.

3.4. Выводы.

1. Проведенное исследование показало, что вопросы целенаправленного развития коммуникативной сферы студентов-психологов связаны с разрешением ряда психолого-педагогических противоречий в системе высшего образования. Основным средством преодоления данных противоречий является введение специальной программы развития коммуникативных особенностей в процессе обучения и разработка ее методического обеспечения.

2. Одной из важных практических задач исследования являлось проведение сравнительного анализа коммуникативных особенностей студентов-психологов с системой профессионально-важных качеств специалиста. В результате процедуры сопоставления бальных оценок коммуникативных качеств было выявлено значительное рассогласование по таким качествам как: общительность, открытость, самоконтроль, эмоциональная устойчивость и эмпатии. Данное различие позволяет сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных особенностей студентов-психологов не соответствует в полной мере профессиональным требованиям, предъявляемым к специалисту.

3. В результате решения практической задачи была создана программа обучения, направленная на развитие коммуникативных особенностей студентов-психологов. Программа основывается на овладении теоретическими знаниями о коммуникативном развитии личности и практическом проигрывании и наработке способов и алгоритмов коммуникативной деятельности в учебной среде, которая моделирует на микрогрупповом уровне процессы социального и профессионального взаимодействия.

4. Разные блоки программы направлены на развитие каждого компонента коммуникативной сферы студента в процессе обучения. Учет особенностей коммуникативной сферы студентов-психологов на разных этапах обучения, выявленных в нашем исследовании, позволяет осуществлять обучение в динамике: от формирования общих, формально-динамических характеристик личности, работы над эмоциональной составляющей коммуникативной сферы к совершенствованию мотивационно-ценностного компонента и развитию профессиональной коммуникативной компетенции.

5. Адекватным методом воздействия на коммуникативную сферу студентов-психологов является сочетание лекционных, семинарских и практических занятий с длительным погружением студентов в специально направляемое и регулируемое групповое взаимодействие для отработки и закрепления полученной на тематических занятиях информации.

6. Были представлены результаты проведенных обучающих занятий, направленных на формирование и развитие коммуникативных особенностей студентов-психологов. В ходе тренинга произошла оптимизация первичных, формально-динамических характеристик коммуникативной сферы: общительности и открытости. Были выявлены положительные изменения в уровне эмоциональной устойчивости и эмпатии. Зафиксировано общее позитивное отношение студентов-психологов к такого рода занятиям.

7. Было показано, что эффективность психолого-педагогического воздействия на коммуникативную сферу студентов-психологов в процессе обучения прямо пропорциональна согласованности и взаимодополнению психологических и педагогических развивающих методов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование проведено по теме «Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе профессионального обучения».

В научных теоретических исследованиях накоплен определенный опыт по изучению коммуникативной сферы личности. Обзор литературы по данной проблеме показал, что существует разнообразное количество подходов и теоретических концепций, исследующих данный феномен. Были выявлены различия в понимании содержания коммуникативных компонентов и классификации коммуникативных качеств личности.

На наш взгляд, основные сложности решения практических проблем целенаправленного развития коммуникативной сферы личности в учебно-образовательном процессе связаны именно с отсутствием единой системы психологического знания о коммуникативной сфере, которое бы задавало общую канву для частных эмпирических исследований.

Настоящее исследование было посвящено решению целого ряда разноуровневых задач. Проведенная работа позволила сделать некоторые теоретические обобщения о современном понимании коммуникативной сферы, сконструировать системную модель коммуникативной сферы, а также предложить и апробировать программу обучения, направленного на развитие коммуникативных особенностей студентов-психологов.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, были решены поставленные в исследовании задачи, и это позволило сделать следующие выводы:

1. Коммуникативную сферу личности следует рассматривать как сложное системное образование, которое способствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и воплощению личности в системе социальных отношений. Обобщение категорий, определяющих содержание коммуникативной сферы, позволило выделить в качестве ее основы коммуникативные качества личности. Они, являясь устойчивыми личностными образованиями и определяя стабильность поведения человека, структурно представлены коммуникативным ядром личности.

2. Было установлено, что в структурном отношении коммуникативная сфера личности представлена пятью основными составляющими: коммуникативной мотивацией, коммуникативными чертами характера, коммуникативными способностями, коммуникативными свойствами личности, зависящими от темперамента и эмоциями, выполняющими коммуникативную функцию. Выделение мотивационно-ценностного, содержательного и процессуального компонентов коммуникативной сферы определило системное видение личности через призму ее коммуникативных отношений. Также это позволило более глубоко проникнуть в проблему соотношения коммуникативной и остальных сфер личности (мотивацион-ная, когнитивная, ценностно-смысловая).

3. По результатам первичной статистической обработки было обнаружено, что студенты характеризуются такими коммуникативными качествами как сдержанность, спокойствие, скрытность. Общим показателем для всей генеральной совокупности является наивность, прямолинейность и непосредственность в поведении. По всей выборке был выявлен средний уровень эмпатических способностей. Значимой коммуникативной особенностью, характеризующей коммуникативную сферу студентов, является высокий уровень требовательности.

4. Результаты корреляционного анализа показали, что коммуникативная сфера студентов-психологов характеризуется наличием многообразных связей и отношений между всеми параметрами. Общий уровень эмпатии в данной системе является связующим звеном между основными конативными параметрами включенности и аффекта. Корреляционный анализ результатов в зависимости от уровня обучения подтвердил существование достоверных взаимосвязей между коммуникативными параметрами и их динамики в процессе обучения. Были определены существенные различия в межпараметрических связях в исследуемых группах студентов. Выявленные особенности в коммуникативной сфере студентов позволили четко определить временной диапазон развития коммуникативных особенностей студентов.

5. Полученные результаты о развитии коммуникативной сферы студентов-психологов явились психологическим основанием для реализации программы развития их коммуникативных особенностей в процессе обучения. Другим основанием для формирования данной программы явилось выявленное в результате сравнительного анализа рассогласование между коммуникативными характеристиками студентов и профессионально-важными качествами психолога. Это позволило определить направления психолого-педагогической развивающей работы в процессе обучения студентов-психологов.

6. Внедрение программы коммуникативного обучения привело к из- ' менениям в структуре коммуникативной сферы студентов-психологов, развитию таких коммуникативных качеств как: общительность, открытость, эмоциональная устойчивость, эмпатия. Исследование показало, что главным результатом использования программы в вузе является формирование адаптивного кадрового потенциала среди психологов на ранних этапах их профессиональной их подготовки.

7. Успешность представленной нами обучающей программы, в первую очередь, связана с реализацией социальной потребности общества в такого рода программах. Коммуникативно-направленное обучение, ориентированное на выработку прикладных, практических умений психолога, подкрепленных соответствующими теоретическими знаниями, позволяет осуществить личностное и профессиональное развитие студентов в единой системе.

Данная работа представляет один из подходов к изучению коммуникативной сферы личности. Диссертационное исследование позволило наметить некоторые направления дальнейшей работы в рамках изучаемой проблемы. В частности, необходимы специальные исследования, касающиеся взаимоотношений коммуникативной сферы с другими подструктурами личности. Поэтому представляется перспективным уточнение и углубление знаний о возможных параметрических и структурных отношениях коммуникативной сферы с мотивационной и ценностно-смысловой сферами. Другой проблемой, которая может также определить наши ближайшие исследования, является поиск эффективных моделей профессионального обучения, связанных с оптимизацией и интеграцией психологических, педагогических и социальных средств воздействия на студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. И Высшее образование в Росси, 1993, № 3, С. 165−170.
  2. Г. С. Психология только для студентов: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 271с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. //В кн.: Проблемы психологии общения. -М., 1981. С.218−241.
  4. Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности. // Психологический журнал, 1983, № 1, С.14−29.
  5. P.O. Формирование эмпатии. у студентов-психологов: учебное пособие. Челябинск, ЧТУ, 1998. — 66с.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990. — 240с.
  7. А. Лицом к лицу. (Практическое пособие для освоения приемов и навыков общения). Новосибирск, Экор, 1994. — 195с.
  8. A.M. Активные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: МГУ, 1989. — 38с.
  9. A.M. Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании. // Вопросы психологии, 1983, № 2, С. 32−48.
  10. Г. И., Дворяшина М. Д., Бодалев A.A., Обозов H.H. Дифференциально-психологические исследования студентов. Комплексные социальные исследования. Л.: ЛГУ, 1976, С.173−196.
  11. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. научн. трудов /Под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Ковалева. М. Изд. АПН СССР, 1983. — 98с.
  12. И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: Теория и методика. Комсомольск-на-Амуре, 1996. — 52с.
  13. И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей: с помощью видеотренинга. Авто-реф. дис. канд. психол. наук, — М.: МГУ, 1999. — 22с.
  14. H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии, 1988, № 5, С.71−77.
  15. H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. // Психологический журнал, 1992, т. 13, № 5, С.104−109.
  16. H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопросы психологии, 1992, № 1, С.74−83.
  17. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.:
  18. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JI., 1974, С.3−15.t
  19. .Г. Проблемы современного человекознания. Воронеж, НПО «МОДЕК», 1996, 240с.
  20. А. Психологическое тестирование. Кн.1. М., 1982.320с.
  21. Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. М: МГУ, 1987. — 302с.
  22. Г. М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1997. — 398с.
  23. Г. М. Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора. //Вопросы психологии, 1986, № 3, С.5−15.
  24. Н.П. Развитие потребности в общении. // Формирование потребности личности в общении. М., 1981. — 63с.
  25. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности//Вопросы психологии, 1978, № 1, С. 5−12.
  26. JI.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал, 1981, № 2, С.8−18.
  27. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980, № 2, С.52−60.
  28. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. ~М., 1990, С.7−17.
  29. Л.Н. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия. // Психологический журнал, 1993, № 2, С. 6−15.
  30. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996. — 768с.
  31. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Мгу, 1986.86с.
  32. Н.Ф., Стафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1985, Вып.5, С.72−77.
  33. И.Г., Шабанов Г. А. О профессиограмме выпускника университета по специальности «Психология». М.: Научно-методический центр, 1999. — 17с.
  34. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Межд. Пед. Академия, 1995. — 64с.
  35. В.А. Социально-психологические свойства личности. -Л.: ЛГУ, 1987.- 143с.
  36. H.H., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки/УВестник МГУ, Серия 14, Психология, № 1997, № 1, С.53−61.
  37. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200с.
  38. А. А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. — 272с.
  39. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии, 1994, № 1, С. 5−14.
  40. A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения. // Вопросы психологии, 1989, № 6, С. 74−81.
  41. A.A. Профессионализм ученого-психолога: характеристики, типология. // Вопросы практической психологии. Саратов, 1996.
  42. A.A. Психология общения. М.: Воронеж, НПО «МО-ДЕК», 1996.-256с.
  43. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 4.2. -М., 1981.
  44. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М.: Инф.-изд. дом «Филин», 1996. 472с.
  45. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. С-П.: Социально-психологический центр, 1996. — 380с.
  46. А.Ф. Личность и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 1, С. 50−61.
  47. А.Ю. Роскошь человеческого общения. М.: Менеджер, 2000.- 176с.
  48. B.C. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1980, № 2, С. 3−13.
  49. .С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М.: МГУ, 1988. — 86с.
  50. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком., 1999. -528с.
  51. Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). -М., 1984. 200с.
  52. A.A. Активное обучение в Высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 148с.
  53. Т.А. Профессиональный портрет психолога.: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб, 1998. — 18с.
  54. И.К. Коммуникативная культура как фактор социализации личности. // В сб.: Наука. Техника. Инновации: материалы докладов региональной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Новосибирск, НГУ, 2002, С. 75−77.
  55. И.К. Коммуникативное развитие личности как фактор успешной профессиональной социализации. // В сб.: Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, ИГУ, 2002, С. 80−82.
  56. И.К. Коммуникативно-направленное обучение студентов-психологов в Вузе. // В сб.: Актуальные проблемы и перспективы научной и практической психологии. Иркутск, ИГУ, 2003, С.92−98.
  57. И.К. К проблеме профессионального становления студентов-психологов. // В сб.: Психологические проблемы изучения и формирования социально активной личности. Иркутск, ИГУ, 2002, С.65−71.
  58. И.К. Особенности формирования коммуникативной сферы личности в онтогенезе. // Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск. Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. Иркутск, ИГУ, 2002, С.129−130.
  59. И.К. Особенности формирования коммуникативной сферы личности в онтогенезе. // В сб.: Психологические проблемы изучения и формирования социально активной личности. — Иркутск, ИГУ, 2002, С.71−77. ¦
  60. И.К. Учет социально-психологических особенностей студентов в процессе обучения психологии. //В сб.: Вопросы совершенствования методики преподавания психологии. Иркутск, ИГУ, 2002, С.23−28.
  61. И.К., Апрелков Г. Н. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов. // Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск. Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. Иркутск, ИГУ, 2000, С.95−97.
  62. И.К., Терещенко А. Г. Коммуникативные особенности студентов-психологов. // Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск. Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. Иркутск, ИГУ, 2001, С. 120−122.
  63. Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста. // Вопросы психологии, 1984, № 1, С. 152−157.
  64. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии: о психологии межличностных отношений. // Вопросы психологии, 1993, № 4, С.61−68.
  65. C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -JI.-M., «Искусство», 1967.-296с.
  66. A.A., Кузьмин Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с.
  67. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75с.
  68. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. — 191с.
  69. М.А., Шмелев А. Г. Взаимодополнительность методов диагностики межличностного взаимодействия. // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология, 1993, № 3, С.66−69.
  70. Диагностика коммуникативных особенностей личности (методические рекомендации). — Магнитогорск, МГПИ, 1998.- 48с.
  71. Н.П. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. — Хабаровск, 1997. 50с.
  72. Ю.Н. Социально-психологический тренинг в практике профессиональной подготовки студентов-психологов. // Личность в системе коллективных отношений. / Тезисы докладов всесоюзн. конф. в Курске. М., 1980.- 120с.
  73. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: ЛГУ, 1985.-165с.
  74. Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов. // Вопросы психологии, 1985, № 6, С.88−95.
  75. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1983.- 103с.
  76. Л.В. Исследование динамических характеристик общительности в юношеском возрасте. Автореф.дис.канд.психол.наук. М.: АПН СССР, 1987.- 18с.
  77. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. -Киров, 1991.-203с.
  78. Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.243с.
  79. А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность работы руководителя. // Психологический журнал, 1983, № 1, С. 34−44.
  80. В.П., Хрящева Н. Ю. Активные методы обучения общению в подготовке студентов-психологов. // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1985. 80с.
  81. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1989. — 55с.
  82. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педагогического вуза. // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.60−67.
  83. И.А. Психология студента как субъекта учебной деятельности.-М., 1989.- 130с.
  84. Зимняя И. А, Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России: (К проблеме мониторинга качества образования). / Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов. М., 2000. — 87с.
  85. И.А. Психологическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. // Проблемы психологии образования (Труды исследовательского центра). М.: 1992. — С. 18−37.
  86. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. // Очерки российской психологии. М., 1994. 304с.
  87. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского -В 4 кн. — М.: Новая школа, 1994. -368с.
  88. Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Прометей, 1991. 219с.
  89. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей в коммуникации. // Вопросы психологии, 1996, № 1,С. 14−23.
  90. В.И. Коммуникативный мир студента и особенности его личностного развития. // Психолого-педагогические вопросы гуманитарного образования в техническом вузе. Новосибирск, 1989, С. 28−35.
  91. В.И. Коммуникативный подход в психологии, многомерная модель общения. / Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск, 1982. — 112с.
  92. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1992. -257с.
  93. Кан-Калик В. А. Грамматика общения- Грозный, 1988. — 70с.
  94. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионального общения. М., 1990.-20с.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Лону, 1996. 256с.
  96. В.И. Мотивация поведения и деятельность. М.: Наука, 1988.- 192с.
  97. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.335с.
  98. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). -М.: Просвещение, 1979. 175с.
  99. Кон И. С. Социология личности. М., 1965. — 383с.
  100. В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Межд. Университет бизнеса и управления, 1997. — 304с.
  101. А.И. Исследование психофизиологического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека. // Психологический журнал, т.5, № 5, 1984, С. 84−92.
  102. Ю2.Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. Л.: «Знание», 1985. -20с.
  103. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. — 195с.
  104. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288с.
  105. A.A. Деятельность и общение// Вопросы философии, № 1, 1979, С.121−132.
  106. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. -219с.
  107. А.Н. Как стать личностью. // Вопросы психологии, 1996, № 2, С. 2−14.
  108. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. -204с.
  109. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.- 144с.
  110. Ю.Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: ЛГУ, 1974.-184с.
  111. Ш. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. // Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975а, С. 124−135.
  112. .Ф. Системность в психологии. М.:МГУ, 1979. — 320с.
  113. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-208с.
  114. Н.Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: 1996. — 308с.
  115. Е.Я. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1968. — 256с.
  116. B.C. Психология индивидуальности/ Под редакцией Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448с.
  117. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии. // Психологический журнал, 1998, т. 19, № 2, С.79−96.
  118. М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. // Вопросы психологии, 1995, № 5, С. 23−29.
  119. A.B. Общение как педагогическая категория. / В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1979, С.8−17.
  120. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопросы психологии, 1957, № 5, С. 14−18.
  121. В.Н. Психология отношений. Воронеж, НПО «МО-ДЕК», 1995.-356с.
  122. Г. Н. Коммуникативная компетентность личности: Учебное пособие. Орел, Изд-во социально-образовательного центра, 1997.-138с.
  123. Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. М., 1985. — 69с.
  124. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // В кн. Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.-224с.
  125. H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990, 191с.
  126. Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева A.A., Столина В. В. Москва, МГУ, 1987, 305 с. 127.0лпорт Г. В. Личность в психологии. СПб, 1998. — 345с.
  127. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. -М.:МГУ. 1989.-216с.
  128. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.:МГУ, 1982.-168с.
  129. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии, 1984, № 4, С. 2−16.
  130. A.B. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. // Вопросы психологии, 1987, № 1, С.15−26.
  131. К.К. Система психологии и теории отражения. М., 1982.-309с.
  132. Н.М., Яковлева И. В. Диагностика и формирование коммуникативных качеств. В кн.: Социальные и психологические проблемы личности. Л.: ЛГУ, 1989, С. 55−70.
  133. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. / Сб. под общ. ред. Б. Г. Ананьева и др. JL: ЛГУ, 1973. — 184с.
  134. П.А. Психологическая структура профессионально направленного студенческого коллектива и пути ее совершенствования// в кн.: Проблемы психологии личности и коллектива. Сб. научн. трудов. М., 1979, — 186с.
  135. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. — 45с.
  136. A.C. Тренинг коммуникативных умений. М., Новая Школа, 1993.-47с.
  137. A.C. Тренинг личностного роста. М., Новая Школа, 1993.-47с.
  138. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении. // Вопросы психологии, 1997, № 4, С.92−99.
  139. Психологические особенности общения. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1985.-344с.
  140. Психологические проблемы юности. / Под ред. A.B. Петровского. -М. 1969.-203с.
  141. Психолого-педагогические вопросы формирования личности школьника и студента. / Под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. Душанбе, 1970.-192с.
  142. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). -М: «Красная площадь», 1996. 400с.
  143. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.- С. 133−151.
  144. X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994. — 296с.
  145. К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480с.
  146. СЛ. Принципы и пути развития психологии. -М.:МГУ, 1989, 117с.
  147. Е.В. Игровое тестирование коммуникативных качеств личности. — Кемерово, 1991. — 60с.
  148. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Нижний Новгород: ННГУ, 1994. — 164с.
  149. B.C. Особенности взаимоотношений в студенческих группах. — В кн.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976, С. 120−138.
  150. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 192с.
  151. A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально-значимых качеств школьных практических психологов. // Автореф. диссер. канд. психол. наук. -Иркутск, 1996. 25с.
  152. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Изд-во «Социально-психологический центр», С-П., 1996.-3 53с.
  153. Е.В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов. // Актуальные проблемы психологической теории и практики./ Под ред. A.A. Крылова. Спб.: СпбГУ, 1995, С.99−106.
  154. О.В. Психологические особенности общительности у студентов. // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования на современном этапе» Тирасполь, 1993, С.148−150.
  155. В.В. Самосознание личности. М., 1983.- 284с.
  156. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов М.:МГУ, 1972. — 296с.
  157. Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей. // Вопросы психологии, 1983, № 6, С.88−91.
  158. Управление персоналом. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М, ЮНИТИ, 2001, 650с.
  159. Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности. // Психологический журнал, 1989, т. Ю, № 6, С.58−66.
  160. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., в 2 т., 1996. — 260с.
  161. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.-188с.
  162. М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. // Психологический журнал, 1984, т.5, № 4. С. 57−64.
  163. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому. / Под ред. Дубровиной. М., 1987.- 134с.
  164. О.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе. // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки. / Под ред. Асеева В. Г. Иркутск, 2994, С.55−64.
  165. Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности. В кн.: Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. -Л.: ЛГУ, 1972, С. 172−177.
  166. А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности.- М., 1987, С.30−42.
  167. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии.// Вопросы психологии, 1977, № 4.- С.78−89.
  168. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. -М., 1988.-352с.
  169. X. Мотивация и деятельность: в 2 томах, Т.2., Пер. с нем. // Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. — 408с.
  170. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию.- Спб: совмести. Изд-во Вост.-Европ. Института психоанализа, 1997.-316с.
  171. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.- М.: Прогресс, 1993. 478с.
  172. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.-160с.
  173. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сборник ролевых игр. -М., 1991.-101с.
  174. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96с.
  175. В.Д. Проблемы профессиональных способностей. // Психологический журнал, 1982, № 5.
  176. Т. Социальная психология. М., «Феникс», 1999.535с.
  177. А.И. Структура динамических характеристик общительности. //Вопросы психологии, 1984, № 3, С. 128−132.
  178. И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: методическое руководство для студентов и психологов народного образования. Казань, КППИ, 1992.- 30с.
  179. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии, 1995, № 2, С.32−42.
  180. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. Кемерово: Кем-ГУ, 1999. — 84с.
  181. Т.С., Гришин В. В., Семилет Н. В. Результативность активного социально-психологического обучения. // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985, С. 176−185.
  182. Althos A.G., Gabarro J.J. Interpersonal behavior- communication and understanding in relationships. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1978.- 185p.
  183. Argyle Michael Y. The psychology of interpersonal behavior. Har-mond-Sworth: Penguin books, 1973. -279p.
  184. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. //Psychological Review, 1984, P. 191−215.
  185. Becvar Raphael J. Skills for effective communication. A guide to building relationships. Raphael J. Becvar, N.Y., Wiley, 1974. 218p.
  186. Cettell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston, 1971.- 197p.
  187. Cettell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books, 1970. — 395p.
  188. Horney K. Neurosis and human growth. -N.Y., 1980. 368p.
  189. Klauss R., Bass B.M. Interpersonal communication in organizations: N.Y.: Academic Press, 1982. 110p.
  190. Maslow A.H. Motivation and personality. -N.Y., 1954. 405p.
  191. The developmental psychology of personal relationships./ Ed. By Rosemary S.L. Mills a Steve. Wiley, Cop, 2000.-287p.
Заполнить форму текущей работой