Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность в культуре информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Глобальное информационное общество, обеспечивая пространства свободы для альтернативных образов жизни, не создает, во всяком случае, пока, условий для сохранения идентичности. То есть, динамическая составляющая идентичности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационная цивилизация в русле философско-культурологического дискурса
    • 1. 1. Концепции развития информационного общества -сравнительный анализ
    • 1. 2. Культура информационного общества как новая среда жизнедеятельности
  • Глава 2. Социокультурная трансформация личности в условиях развития культуры информационного общества
    • 2. 1. Философско-культурологическая рефлексия личности
    • 2. 2. «Класс интеллектуалов» и роль информационных технологий в культуре личности
    • 2. 3. Трансформация повседневности и искусства как факторы личностного развития

Личность в культуре информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем фактом, что последние пятьдесят лет нарастают дискуссии о становлении и развитии новой ступени цивилизации, связанной с формированием третьего в истории человечества технологического скачка — информационной революции и развитием на его основе постиндустриального или информационного общества.

В настоящее время контуры данного общества представляются достаточно четко, как и связанные с ним глобальные изменения в мире. Если технологические изменения и их экономические, а также социальные последствия изучены достаточно полно, то культурологическая составляющая этих изменений, их влияние на культуру общества в целом и на развитие отдельной личности только начинается. Она является предметом острейших дискуссий как в сфере социально-гуманитарных наук: философии, культурологии, антропологии, социологии, искусствоведении, так и в средствах массовой информации в рамках быстро нарастающего общественного движения антиглобалистов.

Несмотря на нарастающее понимание того, что человечество вступило в период новой цивилизации, анализ развивающейся ускоряющимися темпами культуры данного общества и, в первую очередь, ее личностной составляющей, ведется в традиционном ключе, сопровождается глубокой поляризацией точек зрения, нарастанием противоречий внутри различных культур и субкультур, в том числе межпоколенческих, что может привести и отчасти уже привело к возрастанию’напряжения и конфронтации как внутри отдельно взятых стран и регионов, так и в планетарном масштабе.

Степень разработанности проблемы. Как показывает проведенный анализ научных исследований, проблема информационного общества интенсивно разрабатывается на Западе (исследования Д. Белла, М. Кастельса, А. Лаборита, Дж. Мартина, Ф. Уэбстера, Б. Уинстона, Р. Катца, Е. Масуды, Г. Стоуньера, Э.

Гидденса, Г. Киссинджера, Д. Медоуза, Г. Шумана). В России подобные аналитические программы не сформировались, так как проблема информационного общества находится на первоначальной стадии изученияэто исследования В. Г. Афанасьева, Ю. А. Алексеевой, E. JL Варгановой, В. З. Когана, И. С. Мемохина, А. Д. Урсула, И. С. Ладенко, Ф. Й. Цырда, B.C. Барулина, B.JI. Иноземцева, А. И. Ракитина.

Кроме этого, при анализе проблем, связанных с развитием информационного общества, следует учитывать философские работы известных деятелей науки, где предпринята попытка осмыслить и спрогнозировать наметившиеся под воздействием новых информационно-телекоммуникационных технологий перемены в различных сферах человеческой жизнедеятельности (Т. Стоуньер «Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики», Д. Тапскотт «Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта», Э. Тоффлер «Третья волна», П. Дракер «Посткапиталистическое общество», А. Галлимор «Стратегии развития библиотек в информационном обществе», М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

Исследование постмодернизма осуществлялось представителями этого направления как выражение теоретической саморефлексии. Характерные черты постмодернизма и его методология раскрыты и исследованы в трудах А. Бадью, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, В. Велыиа, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж. Дер’рида, Ф. Джеймисона, Ю. Кристевой, П. Козловски, Э. Левинаса, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Рорти, М. Фуко, И. Хассана, У. Эко и др. Развитию постмодернистской проблематики косвенно способствуют его критики, к которым относится, в частности, Ю. Хабермас. Теория «коммуникативного действия», по его мысли, снимает противоречия между элитарным и массовым сознанием и является* теоретическим основанием исследований процессов культуры.

Проблема личности в условиях информационного общества — одна из актуальных тем современной философии, культурологии, социологии и социальной психологии. В последнее десятилетие значительно выросло количество международных и отечественных конференций, круглых столов, коллоквиумов, а также монографий, статей и других публикаций, посвященных исследованию его различных аспектов. Например, культурологической стороне проблемы посвящены труды таких исследователей как: Т. Апинян, М. А. Арского, И. М. Лисовец, Г. П. Бутикова,.

B. Бычкова, А. Грицанова, Б. Гройса, А. Грякалова, В. Диановой, А. С. Зотова,.

C. Иконниковой, И. Ильина, М. Кагана, Н. Маньковской, Б. Маркова, С. Махлиной, М. Можейко, И. Петровой, В. Подороги, В. Прозерского, К. Разлогова, В. Руднева, В. Савчука, И. Скоропановой, Э. Соколова, Г. Тульчинского, Н. Хренова, М. Эпштейна, Э. Юровской и др.

Повышенное внимание к анализу проблемы становления и развития культуры информационного общества и влияния этих изменений на развитие личности уже конституировано в литературе, однако уровень теоретической разработанности проблемы еще недостаточно значителен: Требуется переход от эмпирической к более высокой стадии концептуального анализа, что связано с необходимостью перехода от экономического, технократического, социологического уровней анализа проблемы к более высокой стадии философско-культурологического обобщения.

Объект исследования — влияние социокультурных факторов развития информационного общества на личность современного человека.

Предмет" исследования — личность, как актор культуры: информационного общества.

Цель исследования — состоит в том, чтобы, на основе культурологического и социально-философского подходов, разработать типологию концептуальных моделей культуры информационного общества и рассмотреть процессы трансформации личности в условиях перехода к информационному обществу.

Поставленные цели исследования предполагают решение следующих взаимосвязанных задач:

— проанализировать существующие философские, культурологические, социологические подходы изучения личности в информационном обществе и раскрыть их влияние на изменение социальной структуры общества;

— на основе анализа научной литературы выявить наиболее значимые тенденции развития культуры информационного общества, влияющие на диалектику развития жизненной среды человека;

— рассмотреть концепции личности доминирующие в философско-культурологической науке, определив наиболее перспективные подходы к изучению процесса трансформации личности в ходе развертывания культуры информационного общества;

— представить авторскую концепцию понятия «класс интеллектуалов» и выявить социокультурные особенности его бытования;

— раскрыть влияние информационных технологий на «культуру повседневности» и изменение образа жизни современного человека;

— разработать авторскую концепцию изменения парадигмальных оснований развития искусства и их влияние на социокультурную трансформацию личности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи философии культуры, связанные с проблемами динамики культуры и личности. В ходе анализа использован сравнительно-исторический метод, типологическое описание, а также интегративный метод, позволяющий комплексно исследовать культуру информационного общества.

При рассмотрении личности в, системе культуры и основных принципов ее самореализации использовался аксиологический метод, позволяющий выявить культурные ценностные ориентиры личности в рамках современной культуры. В работе сочетаются принципы конкретности и всесторонности рассмотрения культуры, принципы абстрагирования и конкретизации.

Научная новизна работы заключается в систематизации существующих концепций информационного общества, выявлении взаимосвязи социальных изменений с динамикой развития культуры общества, развитию подходов к изучению личности как актора культуры и субъект-объектных отношений в культуре информационного обществаавтором предложены самостоятельные концепции роли «класса интеллектуалов» в развивающемся обществе, уточнено понятие данного класса в контексте социокультурных трансформаций обществаакцентированное внимание автора сосредоточено на процессе трансформации личности, ее образа жизни через изменение жизненной среды в ракурсе развития культуры повседневности и увеличению роли искусства в ее формировании.

Научная новизна раскрывается в положениях выносимых на защиту:

1. Ситуация плюрализма интерпретаций, сложившаяся в современных исследованиях информационного общества вполне закономерна, так как отражает мозаичный и фрагментарный характер социума XXI в., его* нарастающую эклектичность.

2. Автор считает также, что деление культуры общества на массовую, элитарную и народную вполне соответствовало культурной парадигме XX века, но развитие культуры информационного общества не укладывается в подобные рамки.

3. Автору представляются наиболее интересными идеи Тоффлера о проявлениях и последствиях мозаичной культуры: новая социальность, проявляющаяся, в возрастании темпов социальной мобильностиобразование кратковременных групп по интересам, создание различных неформальных объединений. Для мозаичной культуры информационного общества характерно сосуществование самых различных моделей поведения и образа жизни, коренным образом отличающихся от «зомбированности» культуры эпохи промышленной цивилизации.

4. Значительный интерес для изучения личности представляет постструктуралистский подход, в рамках которого находит отражение особый б уровень социокультурной реальности. Постструктуралистский подход делает акцент на изучении внеструктурных отношений, а через нихструктуры и системы. Человек и общество в постструктуралистском подходе рассматриваются через анализ мироощущения, мировосприятия, что позволяет отразить эмоциональную внутренне прочувствованную реакцию современного человека на окружающий его мир.

5. «Класс интеллектуалов» — по мнению автора — это небольшая, но быстро развивающаяся группа специалистов высочайшего уровня создающих технологии, позволяющие применять их в различных областях производства, науки, культуры через включение в них творческих способностей человека, создающего конечный продукт.

6. По мнению автора, влияние культуры информационного общества на человека ярче всего проявляется в культуре повседневности через изменение образа жизни человека, увеличении его социальной мобильности, смены социальных ролейтворческому отношению к искусству, превращению его из потребителя искусства в соавтора произведений искусства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Идеи и выводы диссертации имеют значение для дальнейшей концептуализации изучения культуры информационного общества, личности в условиях информационного общества в культурологии и философии. Теоретические выводы могут быть использованы при создании новых форм работы учреждений культуры. Многие положения диссертации указывают на необходимость изменения политики в области образования в сторону индивидуализации процесса образования и создания условий для полноценной социализации личности, расширение возможностей личности к получению непрерывного образования в течении жизни.

Положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов философии, философии культуры, культурологии, исторической психологии и истории, а также при чтении авторских спецкурсов соответствующей тематики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 6 опубликованных статьях и представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях.

Материалы диссертации использовались в чтении курсов «История цивилизации» для студентов факультета клинической психологии и социальной работы, а также включены в программы курсов «Отечественной истории» и «Культурологии» для студентов всех факультетов ВолГМУ. Автором разработаны и прочитаны спецкурсы «Культура информационного общества» (2007) и «Личность в современной культуре» (2008).

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования и последовательно раскрываются во введении, двух главах, включающих 5 параграфов, заключении и библиографии, содержащей 200 источников. Общий объем диссертации — 162 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема личности, являясь одной из фундаментальных проблем культурологи, философии культуры, социальной философии и др., волновала человечество с древнейших времен, когда еще самого понятия «личность» не было сформировано. Личностные особенности характеризуют каждого человека как систему социально-психологических качеств, формирующихся на протяжении всей жизни под воздействием социальной среды и реализуемых в различных видах общественной деятельности. Социализация индивида, т. е. превращение индивида в личность, сопровождается осмыслением им себя как особой субъективной реальности, отличной от других людей. Важнейшими среди этих качеств, характеризующих личность, являются: разумность (сознание и самосознание), индивидуальность, система ценностных ориентаций и жизненных установок, занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли, свобода и относительная самостоятельность по отношению к обществу, ответственность за свои поступки.

Проблемы личности в современных условиях информационной культуры резко отличаются от аналогичных проблем еще недавнего прошлого.

Исследования проблемы личности позволяют говорить о ее динамическом характере. Также как формирование личности — это процесс, охватывающий всю жизнь человека, так и философское становление понятия личности на разных исторических этапах позволяет наблюдать изменения его социокультурного характера. Эти изменения, дополняя уже имевшуюся общую картину личности, показывают ее неповторимость для отдельной эпохи, с одной стороны, и ту или иную степень готовности к изменениям в следующем историческом периоде.

Самым важным и вместе с тем одним из самых проблемных вопросов современности является стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, приобретающее.

145 сегодня характер глобальной информационной революции, которая, в свою очередь, оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и остальные сферы жизнедеятельности общества и человека в рамках национальных границ и в мире в целом. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «восьмерки» 22 июля 2000 года, «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века».

Динамическая сущность личности в информационной культуре особенно ясно просматривается в ее коммуникативных способностях, которые находятся в прямой зависимости с совершенствованием информационных технологий, что является прерогативой «класса интеллектуалов».

Появились такие новые понятия, как «электронное правительство», электронное гражданство", «киберполитика», «кибердемократия», компьютероопосредованная политическая коммуникация" и другие, которые коренным образом меняют основные характеристики личности, что не всегда.

188 носит созидательный характер .

Особенно остро в этих новых условиях встает проблема идентичности. Анализируя проблему идентичности, П. Козловски рассматривает ее как процесс согласования с самим с собой, т. е. то, что делает личность целостной, четко определяющей рамки собственного «Я» и собственной культуры. При этом философ не обозначает эти рамки как раз и навсегда закрепленное за личностью или народом свойство. Идентичность для П. Козловски — это динамическое и принуждающее самость к изменениям достижение интегрированного представления о самом себе, а также представления, которое имеют о себе другие, — это результат притязания на самостоятельное оформление собственной жизненной’ситуации, это принятиевовнимание ситуации окружающего мира и умение терпеливо переносить то, что не зависит только от самого себя189.

В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Глобальное информационное общество, обеспечивая пространства свободы для альтернативных образов жизни, не создает, во всяком случае, пока, условий для сохранения идентичности. То есть, динамическая составляющая идентичности присутствует, а принуждающая (традиционная) отстает. Поэтому современные социокультурные характеристики претерпевают ряд серьезных структурных трансформаций, которые не могут не оказывать своего воздействия на личность. Таким образом, формирование современной личности осуществляется сегодня в большой степени в зависимости от количества и качества коммуникационных каналов, обеспечивающих развитие и сохранение информационной культуры.

Для* выполнения этой задачи в диссертации предложено ее решение с применением теории американских исследователей информационного общества P. Schwartz, P. Leyden, J. Hyatt «Long Boom» — теории общества непрерывного развития, сочетающей в себе передовые и традиционные элементы культуры. на наших глазах под воздействием, в первую очередь, информационных технологий привычная культура повседневности разрушается и акторами этих изменений выступает каждый человек. Информационные технологии, с одной стороны, меняют уклад жизни, сокращая затраты времени на решение бытовых проблем, превращая их решение в форму досуговой деятельности (напр. шопинг), с другой стороны, обрушивают на нас безграничные потоки информации, ориентация в которых требует значительного психологического напряжения и временных затрат. Данные информационные потоки, процесс коммуникаций внутри них активно изучаются в современном гуманитарном знании. Автор обращает внимание на широчайшие возможности выбора линии поведения, образа мыслей, вкусов, чувств, эмоций, их быструю смену и переключения интересов.

В диссертации выражается несогласие с позицией тех ученых, которые сетуют на возможности зомбирования массового сознания СМИ. Наоборот огромное количество ТВ и радио каналов, безграничное пространство Интернета делают невозможным манипулирование сознанием, да и само понятие массового сознания уходит в прошлое, также как и понятие «массовая культура».

Аналогичные процессы происходят в искусстве, которое все в большей степени становится частью повседневной жизни, хотя в философии и культурологии концепции «декаданса», кризиса культуры развертываются уже больше века. Искусство возвращается к своим истокам, удовлетворяя эстетические потребности человека через включение самого человека в творчество. Современное искусство не дает ответов, оно ставит вопросы и приглашает к диалогу. Нет ничего удивительного в исчезновении больших стилей в искусстве, искусство индивидуализируется. Характерной чертой искусства становится эклектизм (в архитектуре, живописи, дизайне и др.), так как он позволяет выбирать то, что нравится здесь и сейчас.

Таким образом, процессытрансформации современной культуры объективно влияют и на личность современного человека. Меняется и пространства вокруг человека, так и преобразованию имиджа самого человека. Изменяется и отношения* людей к среде своего бытования. Людисмотрят на окружающий пейзаж (рукотворный или природный) с точки зрения-эстетики. Развитие уровня и характера образования личности ведет к расширению аудитории искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебн. пособие. М: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  2. , И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества//Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 30−35.
  3. И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации //Международное сотрудничество. 2000. № 1. С. 22.
  4. , Б.Г. Проблема психологии личности. — М.: Наука, 1977. 201с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 198 с.
  6. , Е.В. Социальная психология. М.: AcadeMia, 2004. — 224 с.
  7. Аристотель. Собр. соч-ий в 4-х т. Том 4. М.: Мысль, 1994.
  8. , Г. Т. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. 1999. — № 3. — С. 25−31.
  9. , Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Республика, 1992 — 276 с.
  10. , А.Г., Леонтьев Д. А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Наука, 2001. — Т. 2.
  11. , А.С. Массовые ценности и проблема реформ // Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. — 326 с.
  12. В.А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания» // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−1Ь декабря 1998 г. СПб, 1998. С.43−46.
  13. , A.M. Проблема взаимодействия духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе. // Вестник Башкирского университета. 2001. — № 3. — С. 60−64.
  14. , А.И. Обеспечение безопасности в финансовых учреждениях Японии // Информационное общество. 2000. — № 5. — С. 15−24.
  15. К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Наука, 2001. Т. 2.
  16. Р. Элементы семиологии. М.: Мысль, 1989. — 524 с.
  17. , Л.М. Понятие человека в философии Нового времени. / Фролов И. Т. Человек. Мыслители прошлого и настоящего. — М.: Политиздат, 1991. — 345 с.
  18. , Л.М. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими // Человек и культура. М.: Наука, 1990. 437 с.
  19. , А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Наука, 2000. — 376 с.
  20. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 740 с.
  21. В. «Постмодерн». Генеология и значение одного спорного понятия. // Путь, 1992. № 1. — С. 126−131.
  22. , Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 324 с.
  23. , Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -402 с.
  24. , Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Знание, 1998. — 548 с.
  25. , П.В. От архаики до неоархаики жажда сакрального и трансцедирование в инобытие. / Бог. Человек. Мир: Материалы ежегодной научной конференции. Назад. — С-Пб.: Изд-во Руского Христианского гуманитарного института, 2000. — С.72−80.
  26. , В.М. Психологическое определение личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Изд. «Питер», 2000. -С. 16−27.
  27. B.C. Образ Простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990.
  28. , Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I. СПб., 1905.-456 с.
  29. , В.А. Проблемы информатизации социальной сферы // Информационное общество. 2000. — № 3. — С. 34−43.
  30. , Е.Е., Ашер Т. Психологический кризис нашего времени./ Глобальные проблемы человечества. Междисциплинарный научно-практический сборник. М.: издательство МГУ, 2006. — С. 19−27.
  31. В. Постмодерн и информация. — Гродно, 1996. 246 с.
  32. , В.И. Живое вещество. М.: Политиздат, 1978. — 356 с.
  33. , О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. 1999. — № 3. — С. 23−33.
  34. , Ф. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1984. — 223 с.
  35. М. Созрели ли США для охраны частных данных? //PCWeek/RE. 1998.- #44.-С. 13.
  36. , П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Наука, 2001. Т. 2.
  37. , Р.А. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. — 297 с.
  38. , Г. В. Феноменология духа. Прага, 1960. — 780 с.
  39. , В.П. Очерки психологии личности. / Новосибирский гос.пед. инст. Новосибирск, Б.И., 1971. — 167 с.
  40. , А.Я. «В этом безумии есть метод»: К проблеме «индивид» в средние века // Мировое древо = Arbor Mundi. М.: Политиздат, 1994. — Вып. 3.-344 с.
  41. , Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М.: Знание, 1983.
  42. В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии // Интернет и современное общество. Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 8−11 декабря 1998 г.: Тезисы докладов. СПб., 1998. С. 35−38.
  43. Декарт, Р. Начала философии. / Пер с фр. — М.: Госполитиздат, 1950. — 645 с.
  44. . О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. -Минск, 1999.-421 с.
  45. , П. Посткапиталистическое общество. СПб.: Питер, 1999. -223 с.
  46. С.П. Культурологические параметры информационного социума. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Волгоград, 2006.
  47. , Г. В. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. — 1999 -№ 3. С. 54−65.
  48. , Б. С. Социальная культурология. М.: АО «Аспект Пресс». -1994:-4.1.-384 с.
  49. , Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 35−41.
  50. Ефимова, JI. JL Особенности правового обеспечения информационной безопасности на телевидении и радиовещании // Информационное общество. -2000.-№ 3.-С. 23−30.
  51. , B.C. Электронная коммерция // Информационное общество. -1999.-№ 5.-С. 17−24.
  52. , Я.Н. Информационное общество и СМИ // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 32−38.
  53. JI.M. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 359 с.
  54. , Э.В. Что такое личность? М.: Прогресс, 1991. — 267 с.
  55. Ильенков, Э. В Философия и культура М.: Прогресс, 1991. — 464 с.
  56. В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990. 297 с.
  57. , Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2000. — 430 с.
  58. , И.Д. Система общественных ценностей в динамике и диалоге цивилизаций в условиях глобализации. М.: Мысль, 2007. — 321 с.
  59. , И. Собр. Соч. в 8-ми т. М.: Чоро, 1994.
  60. , И. Критика практического разума // Кант И! Сочинения: В 4 т. на немецком и русском языках. М., 1997. — Т. 3.
  61. М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. М^.: Academia, 1990. С. 494.
  62. , Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Питер, 2000. — 265 с.
  63. , А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. Л.: ЛГУ, 1960. — 345 с.
  64. , П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. — 240 с.
  65. , Ю.И. Личность и творческая деятельность П.П. Сувчинского в культуре XX века: Автореф. канд. дис. Киров. 2006. — 223 с.
  66. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 356 с.
  67. Кон, И. С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. 345 с.
  68. , Б.В. Концепция закона РФ «Об электронной торговле» // Информационное общество. 2000. — № 3. — С. 22−32.
  69. , А. О международной информационной безопасности. / А. Крутских, А. Федоров. // Международная жизнь. 2000. — № 2. — С. 12−26.
  70. , П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. — 363 с.
  71. , С.А. Философская антропология. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-376 с.
  72. Леонтьев, А. Н: Деятельность и личность. // Вопросы философии. -1974.-№ 4.-С. 21−34. ' .
  73. , Р. Личность. Культура. Общество. / Перр. Л.А. Мостовой// Личность. Культура. Общество. Т. III. Вып. 1(7). -М.: Наука, 2001. 544 с.
  74. , Д. Опыт о человеческом разуме. / Избранные философские произведения. Т.1. — М.: Наука, 1960. — 431 с.
  75. , А.Ф. Античный космос и современная наука. Бытие. Имя. Космос. М.: Правда, 1993.-958 с.
  76. , Н.О. Ценность и бытие. // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. -М.: Республика, 1994. 399 с.
  77. Макиавелли Николо. Избранные сочинения.- М.: Наука, 1982.
  78. , К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Срч. 2-е изд. Т.З. -М.: Акаднмия наук СССР, 1955. 457 с.
  79. , К. Избранные произведения в 2-хт., т. II. / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Академия наук СССР, 1955. С. 344.
  80. , А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Наука, 1997.- 342 с.
  81. Милтон, Кей. Экологизм: антропология, культура и окружающая среда. // Международный журнал социальных наук. При участии РАН. М.: Наука, 1998.-№ 21.-С. 35−39.
  82. , Дж. Корни сознания. Киев, 1995. — 163 с.
  83. , Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. — № 1. — С. 81−83.
  84. , А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 176 с.
  85. , Л.А. Парадигмы антропологической теории XX века. // Личность. Культура. Общество. Т. П. Спец. вып. М.: Мысль, 2000. — С. 105 112.
  86. , В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология отношений. Москва — Воронеж, 1995. — 231 с.
  87. , С.С. Абеляр и Петрарка: пути- самосознания личности, // Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 143—144.
  88. , С.С. Тропы и конценты. Гл. 2. М.: Прогресс, 1999. — 234 с.
  89. , Ф. Сочинения в 2-х т. / Пер. с нем. Под ред. Сваскян К. М.: Мысль, 1990.
  90. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. — № 8. — С. 52−67.
  91. , А.П. Утро искусства. М.: Искусство, 1978. — 212 с.
  92. Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  93. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Республика, 1991 — 300с.
  94. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. — 1991. — 478с.
  95. , А.Г. Культурно-историческая психология и проблемы личности. Психология личности. Тексты. Москва-Воронеж, 1996. — 259 с.
  96. , А.С. Философии истории. М.: Гардарики, 1999. — 455 с.
  97. , И.Т. Культурология в вопросах и ответах. / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М.: Центр. — 2001. — 332с.
  98. , Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-С. 223.
  99. , Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. — № 1. — 241 с.
  100. , С.Т. На пути к информационному государству // Информационное общество. 1999. — № 4. — С. 42−50.
  101. , Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.
  102. Пика делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. М., 1962. Т. 1.
  103. , А.И. Культурология. Волгоград: Либрис, 1999. — 216 с.
  104. Платон. Собр. соч -ий в 4-х т. Том 3. М.: Мысль, 1994.
  105. , К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Наука, 1977. — 272 с.
  106. , А.Н. Информационная безопасность и управление // Информационное общество. 1999. — № 5. — С. 13−18.
  107. , А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. — 167 с.
  108. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998. 321 с.
  109. , Б. История западной философии. — Новосибирск, 2001. 390 с.
  110. , В.М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
  111. , В.М. Знание или схемы: познание мира или его конституирование? // КЕНТАВР.- 2001. Вып. 27. — С. 23−30.
  112. , А.А. Особенности коммуникационной среды в моделях информационного общества. М., 2004. — 276 с.
  113. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология. // Это человек. Антология. — М.: Высш.шк., 1995. 191 с.
  114. , Л.А. Защита персональных данных в Интернет // Информационное общество. -2000. № 5. — С. 32−43.
  115. , Г. Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 2431.
  116. , В.В. Философия Спинозы и современность. М.: Наука, 1964. — 135 с.
  117. , Э.В. Культурология. М.: Интерпракс. — 1994. — 356с.
  118. Соловьев, В. С. Чтения о богочеловечестве. Т.2. — М.: Правда, 1989.
  119. , Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. -М., 1986.-398 с.
  120. , Н.Н. Философские очерки. Киев, 1906. — 512 с.
  121. , А.А. Направления совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество. 1999. — № 6. — С. 42−51.
  122. , Д.К. Антропологический подход в социологии. М.: Высшая школа, 2004. — 234 с.
  123. , Г. Л. Культурличностная концепция в воззрениях А.И. Герцена: Автореф. канд. дис. Тамбов. — 2006. — 228с.
  124. , Б. Социологический словарь. М.: Гардарики, 2004. — 456 с.
  125. П. и Роджерс К. Диалог // Московский Психотерапевтический Журнал. 1994. — № 2. — С.136−145.
  126. , М. Историки античности. Т.1. / пер. с лат. М.: Правда, 1989.-201 с.
  127. , Э. Третья волна // США экономика, политика, идеология. -1982.-№ 7−11.
  128. , М.Б. Философские основания культурологии. М.: Росспэн. — 1997.-347 с.
  129. , К. Вечная психология: спектр сознания. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. — 580 с.
  130. Г. А. Фрагменты ранних греческих философов. — М.: Наука, 1989. Ч. 1.-599 с.
  131. , В.Г. Основные исследовательские программы социальногуманитарных наук // Анархия и порядок. М.: Гардарики, 2000.158
  132. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  133. , И.Т. Философский словарь. -М.: Республика, 2001. 719 с.
  134. , И.Т. Человек. Мыслители прошлого и настоящего. М.: Политиздат, 1991. — 378 с.
  135. , С.В. Бизнес в Интернете // Информационное общество. 1999. -№ 2.-С. 43−51.
  136. , Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. С. 53.
  137. , Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Минск: ООО «Попурри», 2000. — 321 с.
  138. , М. Воля к истине. М.: Наука, 1996.
  139. А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества» // Каф. политологии философского ф та СПбГУ: СПб, 2000. 52 е.
  140. , Д.С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. — № 4. — С. 15−18.
  141. , А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Высшая школа, 2003. — 287 с.
  142. , Ю. Понятие индивидуальности. \ Вопросы философии. — 1989.-№ 2. -с. 35−42.
  143. , В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Мысль, 1991.
  144. , К. Теории личности. / К. Холл, Г. С. Линдсей- пер. с англ. И.Гриншпут. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 321 с.
  145. , К.М. Культурология: энциклопедический словарь, -Ростов-на-Дону. 1997. — 670с.
  146. , Л. Теории-личности Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -М.: Республика, 1997. — 606 с.
  147. , А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. -М.: Республика, 2002. 342 с.
  148. , Р. Рождение психоаналитика. От Масмера до Фрейда. / Р. Шердок, Р. Де Соссюр. М.: Республика, 1991. — 267 с.
  149. , М.В. Экономические факторы трансформации СМИ. М.: Мысль, 1999.-236 с.
  150. , А. Мир как воля и представление. Минск: Попурри, 1999.-436 с.
  151. , М.В. Информационное общество и правовое регулирование: новые проблемы теории и практики // Информационное общество. 1999. — № 1.-С. 34−56.
  152. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
  153. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Power of Identity. Maiden (Ma.) Oxford: Blackwell Publ., 1997.
  154. Phenomenology of life in a dialogue between Chinese and Occidental philosophy. Dordrecht, Reidel, 1984. P. 31.
  155. Fromm A. Escape from Freedom. N.Y., 1969- Man for Himself. L., 1971- The Crisis of Psychoanalysis. Harmondsworth, 1973.
  156. Girz K. Myth, Symbol, and Culture. (Ed.). N.Y., 1971.
  157. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park-L., 1993.
  158. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.
  159. Kahn R. Communications Principles for Operating Systems. Internal BBN memorandum, Jan. 1972.
  160. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
  161. Kelly J. The psychology of personal constructs (Vol. 1 and 2). New York. Norton, 1955.
  162. Kahn H., Wiener A. The Next Thirty-Three Years: A Frame-Work for Speculation-// Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968.-378 p.
  163. Linton R. The Tree of Culture. N.Y., 1955.
  164. McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967. -420 p.
  165. Malinovsliy B. The Dynamics of Culture Change. New Haven- L, 1946.
  166. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington .: World Future Soc 1983.
  167. Petrus Abaelardus. Dialectica (ed. L. M. de Rijk). Assen, 1956, 470, 4—6.
  168. Porat M., Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Washington, 1978.
  169. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / Eds. E. Larrabee, R. Meyersohn. Glencoe (111.), 1958. 487 p.
  170. Stuard J. Theory of Culture Change. The Methodology of multilinear Evolution. Urbana, 195.
  171. Reddick R., King E. The Online Joum@list: Using the Internet and Other Electronic Resources. FACS. London, 1996.
  172. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / Eds. E. Larrabee, R. Meyersohn. Glencoe (111.), 1958. P. 363−385.
  173. Roberts L. Multiple Computer Networks and Intercomputer Communication. ACM Gatlinburg Conf., Oct. 1967.
  174. Roberts L., Merrill T. Toward a Cooperative Network of Time-Shared Computers. Fall AFIPS Conf., Oct. 1996.
  175. Robinson K.G. Building a Global Information Society // Aspen Institute, 1996.
  176. Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality // Selected Writings of Edward Sapir.: University of California Press. 1949. — P.593.
  177. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980 (Перевод на русский язык: Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 784 е.).
  178. Weber М. The Protestan Ethic and the Spirit of Capitalism, Charles Scribner’s Sons, N. Y., 1930, p. 65.
  179. Werbach К. Digital Tornado: The Internet and Telecommunications Policy. USA. Federal Communication Commission, 1997.
  180. Quarton G. Deliberate Efforts to Control Human Behavior and Modify Personality // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 435.
  181. Wite L. The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y., 1959.
  182. А. Искусство и политика, www.situation.ru/app/autt127.htm
  183. Историческая личность как культурологическая проблема. www.cultinfo.ru/fulltext/1/ОО 1/008/070/928 .htm
  184. А.В. О тенденциях развития информационной кyльтypы.http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2 006/Kostina/
  185. Дж., Парсонс Т. http://www.nuru.ru/socio/034.htm
  186. СорокинЮ.JIhttp://society.polbu.ru/konetskayacommsociology/ch26i.html
  187. Эриксон Э. http://yandex.ru/yandsearch7text
  188. Information Society: Challenges for Politics, Economy and Society. -http://www.bmwi-info2000.de/gip/ fakten/zveie/index.html
  189. Status Report on Telework. http://wwvv.eto.org.uk/twork/tw97eto/
Заполнить форму текущей работой