Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов как условие повышения эффективности образовательного процесса в вузе
Показана необходимость создания и реализации концепции, основанной на идее о необходимости построения системы последовательного формирования исследовательских умений обучаемых, при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, включающей в себя традиционные и инновационные формы, методы и средства обучения на основе комплексной информационно-образовательной среды… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- 1. 1. Теоретические основы исследовательской деятельности, формы и методы научного познания. Определения и классификация «умений», «исследовательских умений»
- 1. 2. Исследовательские умения и концептуальная основа процесса их формирования
- 1. 3. Требования к подготовке студентов вузов в области естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин
- 1. 4. Исследовательские умения, формируемые у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам и методы их развивающие
- Выводы по главе
- Глава 2. Модель системы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим, специальным дисциплинам
- 2. 1. Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- 2. 2. Структурно-содержательные характеристики модели системы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- 2. 3. Методика формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- Выводы по главе
- Глава 3. Экспериментальная проверка модели системы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- 3. 1. Критерии и уровни сформированное&trade- исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам
- 3. 2. Описание проведения педагогического эксперимента
- 3. 3. Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов как условие повышения эффективности образовательного процесса в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из целей определяет постановку в стране образования, обращенного к человеку, характеризующегося множеством преобразований: меняются приоритеты содержания обучения, иными становятся педагогические технологии, стиль управления учебными заведениями, критерии оценки их деятельности, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых учебные заведения стремятся повернуться к студенту. Ориентация на раннее профессиональное самоопределение и образование студента становится одним из актуальных принципов функционирования всех систем современного образовательного пространства. Эта тенденция прослеживается и учебных заведениях США, ФРГ, Франции и других стран.
Отмечается необходимость формирования у студентов — будущих инженеров, наряду с общими качествами, присущими всем специалистам, качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. Студенты должны овладевать совокупностью способов и методов, направленных на выполнение своих обязанностей, связанных с современной техникой.
Подчеркивается, что, овладев теоретическими знаниями, методами исследований и решения прикладных задач, студент закладывает основу для глубокого изучения всех последующих общеинженерных, специальных дисциплин, что способствует формированию современного научного стиля мышления.
Это связано с наличием ряда противоречий, которые можно объединить в три группы.
Первая группа — это противоречия глобального характера, связанные с последствием научно-технической революции, суть которых заключается в следующем: темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены поколений специалистоввысокая интенсивность роста объемов информации и лимитированный срок обучения не позволяют обеспечить качественную подготовку специалистов (работы Н. Н. Пахомова, Г. С. Поспелова, Ю. Г. Татура, У. Шиманьского и др.).
Вторая группа, также обусловленная последствиями научно-технической революции — это противоречия между интеллектуализацией и информатизацией деятельности обучаемых и интеллектуальной пассивностью обучаемых, между способом получения знаний и способом их применения в дальнейшей деятельности (работы В. Г. Айнштейна, В. К. Боговеева, С. Н. Бычкова, О. В. Долженко, М. М. Огинской, М. В. Розина, А. Ф. Эсаулова и др.).
Третья группа противоречий обусловлена спецификой обучения в вузе и представляет собой противоречия между необходимостью формирования исследовательского мышления у студентов и алгоритмическим обучением студентов естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам (П.Н. Барашков, М. И. Житницкий, A.M. Захаров, Л. Д. Кизим, А. А. Червова, С. В. Янюк и др.).
Проблемы совершенствования образовательного процесса и вопросы активизации обучения рассматриваются в работах Б. В. Бокуть, В. А. Веникова, В. В. Давыдова, Е. Н. Дмитриевой, Ф. В. Повшедной, С. И. Сокоревой, И. Ф. Харламова, JI.A. Шеметкова, Я. А. Шнейберга и др.
Познавательная деятельность обучаемых и развитие личностных качеств изложены в публикациях В. Г. Айнштейна, М. Н. Анцибора, М. А. Викулиной, Э. А. Красновского, JI.B. Макаровой, А. А. Толстеневой, Я. Я. Юрченко и др., а также в публикациях зарубежных исследователей Я. Генсицкого и Ф. Янушкевича, Г. Леманна, К. Опольского, 3. Томашевской-Кемпка.
Организация совместно с познавательной преобразовательной деятельностью обучаемых, а также обоснование эффективности знаково-контекстной концепции обучения представлены в работах В. П. Беспалько,.
А.А. Вербицкого, В. М. Рыжкова, Ю. Г. Татура, развиты в работах А. А. Червовой, С. В. Янюк и др.
Приближение логики обучения к логике научного познания в рамках данного подхода делает актуальным вопросы, связанные с организацией исследовательской деятельности обучаемых и формированием необходимых умений, чему посвящены работы П. С. Дышлового, Э. Ф. Зеера, В. И. Комарова, З. А. Решетовой, М. А. Родионова, Н. Ф. Талызиной, JI.B. Яценко и др.
Ряд работ посвящен методике организации учебной исследовательской деятельности на лабораторных работах как форме квазипрофессиональной деятельности (О.П. Бажора, С. Ф. Борисов, А. Н. Кулев, Н. С. Сивов, В. Романенко и др.).
Т.Н. Шипилова в своей диссертации «Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии» исследовала процесс формирования исследовательских умений и навыков у студентов на занятиях по общетехническим дисциплинам.
М.А. Белялова в своей диссертации «Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза» рассмотрела функциональное совершенствование исследовательской деятельности, исследовательского мышления, исследовательских умений в профессиональной подготовке медсестры — менеджера здравоохранения.
H.JI. Калугина в своем диссертационном исследовании «Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы» исследовала комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.
О.П. Бажора в своем диссертационном исследовании «Формирование научно-исследовательских умений при обучении физике курсантов военных вузов» показал, как происходит формирование научно-исследовательских умений при проведении профессионально-ориентированного лабораторного практикума по физике в военном вузе.
Е.С. Казанцева в своей диссертации «Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза» рассмотрела научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность студентов вуза.
Несмотря на наличие ряда диссертаций, модель системы организации исследовательской деятельности и формирования исследовательских умений студентов в рамках бюджета учебного времени остается недостаточно разработанной. Это определяет актуальность темы исследования: «Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов как условие повышения эффективности образовательного процесса в вузе».
Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между:
— высоким уровнем требований к объему и уровню исследовательских умений, определяемых ГОСом и квалификационными характеристиками, с одной стороны, и низким уровнем овладения исследовательскими умениями, достигаемым в процессе обучения студентов — с другой;
— ведущей ролью самостоятельной деятельности в формировании у студентов исследовательского подхода к решению различных задач и недостаточной разработанностью методик организации исследовательской деятельности в процессе обучения.
Объект исследованияпроцесс обучения студентов в вузе.
Предмет исследования: система формирования исследовательских умений у студентов вуза.
Цель исследования: разработать модель и апробировать систему, формирующую исследовательские умения у студентов в процессе их обучения естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам в вузе.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений обучаемых и более полное усвоение учебного материала будет возможно, если:
— расширен и углублен понятийный аппарат в области научно-исследовательских умений, служащий теоретической основой для дальнейшего совершенствования теории проектирования и практики реализации системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вуза при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам;
— обоснована и разработана концепция системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вуза, построенная на идее о необходимости последовательного формирования этих умений при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам;
— разработана модель системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, которая будет реализована на практике;
— в учебном процессе при обучении будет применена система, обеспечивающая формирование исследовательских умений студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
Задачи исследования. В соответствии с указанной целью исследования его задачами являются:
1. Изучить состояние проблемы и опыт формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении общетехническим, естественнонаучным и специальным дисциплинам.
2. Выявить сущность понятий «умения», «навыки», «исследовательские умения», раскрыть их содержание.
3. Выдвинуть концепцию, построить и реализовать модель системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении общетехническим, естественнонаучным и специальным дисциплинам. Для этого необходимо разработать традиционные и инновационные формы, методы и средства обучения на основе комплексной информационно-образовательной среды в соответствии с теоретической концепцией взаимосвязи фундаментальных, общетехнических и специальных дисциплин при обучении студентов в вузе;
4. Провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанной концепции, модели системы, принципов, методов, способов формирования научно-исследовательских умений у студентов вуза при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
Методологической базой исследования послужили работы, посвященные психологии деятельности (П.Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, Л. Б. Ительсон, И. Я. Лернер и др.) — концепция о независимости креативности (способности к творчеству) от сферы деятельности и возможности ее переноса на другой вид деятельности (М.И. Меерович, Н. Г. Печенюк, Н. Р. Талызина, Л. Б. Хихловский, Л. И. Шрагина и др.).
Теоретическую базу исследования составили достижения отечественной педагогики и психологии: концепция знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий, А. А. Червова, С. В. Янюк и др.) — принципы разработки учебно-методических комплексов и методика оценки усвоения определенного вида деятельности (В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур и др.) — реализации исследовательского метода обучения на самостоятельных занятиях (С.Ф. Борисов, А. Н. Кулев, Г. Н. Лобода, Г. Никитина, Р. Овчаренко, С. Панайотова, Н. С. Пурышева, В. Романенко, Н. С. Сивов, Г. Г. Спирин и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) анализ научной литературы по проблемам, связанным с формированием исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинамб) теоретические методы исследования методических проблем (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация, проведение аналогий, моделирование, системный подход) — в) экспериментальные методы и формы научной работы (изучение нормативных документовизучение результатов деятельности студентов и преподавателейисследования констатирующего и поискового характера с использованием анкетирования, наблюдения педагогических явлений, экспертной оценки, проведение различного рода контрольных работ для обучающихся, мониторингизучение и обобщение педагогического опыта, а также опытная проверка и внедрение предлагаемых решений).
Экспериментальная база: педагогический эксперимент проводился с 2000 по 2007 год на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Этапы исследования:
На первом этапе (2000;2003гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования научно-исследовательских умений студентов.
На втором этапе (2003;2005 гг.) реализован констатирующий эксперимент и проанализированы его результаты, разработана модель системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении общетехническим, естественнонаучным и специальным дисциплинам.
На третьем этапе (2005;2007г.г.) производилась проверка эффективности разработанной методики в ходе формирующего экспериментанакопленные данные обрабатывались и анализировались, проводился контрольный эксперимент, обобщались и обрабатывались результаты предыдущих этапов, разрабатывались практические рекомендации и формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В постановке проблемы о необходимости формирования научно-исследовательских умений у студентов вуза при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
2. В разработке и реализации концепции и модели системы формированием научно-исследовательских умений у студентов вуза при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
3. В содержании и методах проведения заданий для самостоятельной работы (расчетно-графических и курсовых проектов) при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам студентов вузов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— дано теоретическое обоснование необходимости формирования комплекса исследовательских умений в ходе самостоятельных занятий у студентов вузовуточнены в контексте данного исследования научные представления о понятиях «навык», «умение» и их взаимосвязиисследован процесс формирования исследовательских умений в ходе обучения естественнонаучным, общетехническим, специальным дисциплинам, выявлены особенности процесса, актуальные для данного исследования.
— с учетом аспектов исследовательских умений разработан и актуализирован понятийный аппарат, характеризующий «исследовательские умения», раскрыто их содержание;
— на основе системного подхода исследованы качественные и количественные характеристики исследовательских умений у студентов вуза, определены место и роль проблематики исследовательской деятельности в подготовке студентов;
— разработана система дидактических принципов и правил, позволяющая спроектировать структуру и компоненты системы формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная система формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам позволяет обеспечить необходимое качество подготовки студентов различных строительных специальностей. Система формирования научно-исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам доведена до уровня методик и методических рекомендаций и реализована при построении учебного процесса в ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», а разработанные методические рекомендации широко используются при обучении в высших и средних учебных заведениях архитектурно-строительного профиля, таких, как Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет и Нижегородский государственный строительный техникум.
Апробация результатов исследования осуществлялась на совместных заседаниях кафедр теории и методики обучения математике, теории и методики обучения технологии и общетехническим дисциплинам, педагогики Пензенского государственного педагогического университета, на научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, ПГПУ, 2007 г.), Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, ВГИПУ, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Нижний Новгород, ВГИПУ, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (г. Нижний Новгород, ВГИПУ, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: научные подходы, опыты, проблемы, перспективы». Артемовские чтения (г. Пенза, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлено в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и Нижегородском государственном строительном техникуме, о чем имеются акты о внедрении.
Достоверность и обоснованность исследования обусловлены научной методологией исследования, применением методов математической статистики при обработке и анализе результатов, а также научной апробацией исследования при представлении и обсуждении материалов на конференциях различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Концепция, построенная на идее о необходимости построения системы последовательного формирования исследовательских умений обучаемых при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам. В основу создания концепции положен интегративный подход, объединяющий черты системного и информационного подходов, с приоритетной ролью подхода деятельностного, что позволяет сочетать фундаментальность образования в области естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин с практической направленностью.
2. Модель системы формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим, специальным дисциплинам, которая объединяет целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты с учетом интеграции фундаментальных, профессионально направленных и информационных знаний и умений в различных областях деятельности студентов.
3. Педагогический эксперимент, направленный на определение уровня сформированное&tradeисследовательских умений у студентов вуза при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам.
По теме исследования опубликовано 9 научных трудов, в том числе 1 статья в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Проблема формирования исследовательских умений у студентов вузов при обучении естественнонаучным, общетехническим, специальным дисциплинам не стала до сих пор предметом специального исследования. В связи с этим мы попытались найти эффективный подход к ее решению.
2. Выявлена сущность понятий «умения», «исследовательские умения», раскрыто их содержание. Под исследовательскими умениями мы понимаем умения, обеспечивающие овладение учащимися методами научного познания в процессе учебной деятельности, формирующие интерес, потребность личности в творческой (исследовательской) деятельности.
3. Показана необходимость создания и реализации концепции, основанной на идее о необходимости построения системы последовательного формирования исследовательских умений обучаемых, при обучении естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, включающей в себя традиционные и инновационные формы, методы и средства обучения на основе комплексной информационно-образовательной среды в соответствии с теоретической концепцией взаимосвязи фундаментальных, общетехнических и специальных дисциплин при обучении студентов в вузе.
4. Разработана и реализована модель системы и запланированных опытно-экспериментальных исследований с целью апробации теоретических положений и выявления оптимизационно-значимых резервов.
5. Проведён педагогический эксперимент, подтверждающий правильность выдвинутой гипотезы исследования и положений, выносимых на защиту, эффективность разработанных принципов, методов, способов формирования исследовательских умений у студентов вузов. Выявлена положительная динамика становления исследовательских умений у студентов вузов при обучении их естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, обучающихся в рамках разработанной системы.
Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении формирования исследовательских умений при подготовке студентов вузов с учетом реализации рекомендаций Болонского соглашения о двухступенчатом вузовском образовании.
Список литературы
- Изучить проблему развития исследовательских умений у студентов строительных специальностей
- Исследовательские умения не стоит выделять в отдельное условие в системе подготовки будущего инженера к его профессиональной деятельности.
- Формирование исследовательских умений одно из условий в системе подготовки будущего инженера к его профессиональной деятельности.
- Абдулина, О.А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей / О. А. Абдулина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и ун-тов. М.: АПН СССР- НИИ ОП, 1976. — С. 43−48.
- Адамар Ж., Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с франц. — М.: МЦНМО, 2001. — 128 с.
- Алексеев, Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения / Н. А. Алексеев. Челябинск: Факел, 1983. -174 с.
- Айнштейн В.Г. О логическом и творческом в мышлении // Вестник высшей школы. 1988. — № 3. — С.36.
- Амелина, Н.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза (в процессе изучения дисциплин пед. Цикла): Автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.02/Н.С. Амелина.-Киев, 1982.-22 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития, кн. 2 / В. И. Андреев. Казань.: Изд-во Казанского унив-та, 1998. — 240 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. -М., Педагогика, 1981. 320 с.
- Аркуша, А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике: Учеб. пособ. для средних спец. учеб. заведений / А. И. Аркуша. 6-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2003. — 336 с.
- Арсенова, С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. П. Арсенова. М., 1990. — 24 с.
- Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. Пособие / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический процесс) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1981. — 95 с.
- Бажора, О.П. Формирование исследовательских умений у студентов вузов военных вузов при обучении физике: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. П. Бажора. Н. Новгород, 2005. — 22 с.
- Бать, М.И. Теоретическая механика в примерах и задачах. В 2-х т. / М. И. Бать, Г. Ю. Джанилидзе, А.С. Кельзон- изд. 2-е, испр. М.: Изд-во «Наука», Глав. ред. физ-мат лит-ры, 1964. — Т.1 — 484 с. — Т 2 — 664 с.
- Белялова, М.А. Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Белялова. -Краснодар, 2002. 129 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические сочинения и психологические сочинения / П. П. Блонский / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика 1979. — 304 с.
- Бобриков, В.Н. Теория и практика подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Монография / В. Н. Бобриков. Кемерово, 2002. — 275 с.
- Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / A.M. Прохоров: изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1972. — Т. 10. — 592 с.
- Борисов, С.Ф. Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики / С. Ф. Борисов, А. Н. Кулев // Физическое образование в вузах. 2000. — Т.6. — № 4. — С. 29−33.
- Бури лова, С. Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.08 / С. Ю. Бурилова. -Новосибирск, 2001. 24 с.
- Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя / В. К. Буряк. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
- Варенцова, Т.А. Педагогические средства развития у студентов пространственно-образного мышления в процессе графической подготовки: на примере инженерных специальностей: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Варенцова. М., 2002. — 22 с.
- Васильева, Т.В. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов / Т. В. Васильева, Я. И. Бурлака. Киев: КГПИ, 1988.- 100 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Методическое пособие для преподавателей вузов / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
- Вигман, C.JI. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / C.JI. Вигман. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 208 с.
- Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Политиздат, 1981. — С. 78−86.
- Герасимов, И.Г. Структура научного исследования / И. Г. Герасимов. -М.: Мысль, 1985.-213 с.
- Герд, А.Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 140 с.
- Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б. С. Гершунский // Педагогика, 1996. № 6. — С. 46−54
- Гладышева, Н.К. Статические закономерности формирования знаний и умений учащихся / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. М.: Педагогика, 1991.-221 с.
- Гомоюнов, К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: методологические аспекты анализа учебных текстов / К. К. Гомоюнов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. — 206 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: Че Ро, при участии изд-ва Юрайт, 2002. 336 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Гуртовая, Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента: Уч. пособие / Н. Г. Гуртовая, А. А. Червова. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 142 с.
- Гурьева, Л.В. Руководство познавательной деятельностью учащихся при выполнении ими экспериментальных работ / Л. В. Гурьева, С. В. Савелова // Методика преподавания физики в средней школе. Л., 1976. — 230 с.
- Давыдов, В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1990. — 215 с.
- Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников / М. А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. — С.3−23.
- Вузовское обучение: проблемы активизации / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков, И.Ф. Харламов- Под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Мн.: Университеское, 1989. — 110 с.
- Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов // Известия АПН РСФСР. Вып. 115. — М., 1961. — С.24−32.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с. 48.3инченко, В. П. Психологические основы педагогики: Учеб. пособие для студентов / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Иванов С.М. Человек среди автоматов. 2-е изд., перераб. — М.: Знание, 1982.-240 с.
- Ильина, Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание / Т. А. Ильина // Вестник вышей школы. — 1976, — № 2. — С.6−20.
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1994. — 103 с.
- Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон // Учебное пособие. М.: Харвест, 2003. — 896 с.
- Калугина, Н.Л. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Л. Калугина. Магнитогорск, 2005. — 168 с.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения / М. В. Кларин //Лицейское гимназическое образование. 1997. — № 1. — С. 11−123.
- Коротов В.М. Взаимодействие развивающихся функций личности // Советская педагогика. 1989. — № 2 — с.67−72.
- Коровин В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении. Воронеж: ВИРЭ, 1999.- 243 с.
- Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. М.: Наука, 1974. — 227 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л., ГУ, 1970 — 144 с.
- Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 120 с.
- Лагунова, М.В. Педагогические основы графической подготовки студентов вузов высших военных технических вызов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Лагунова Н. Новгород, 1998. — 22 с.
- Левитов, Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969.-424 с.
- Леднев, В.В. Основы научных исследований: Тексты лекций / В. В. Леднев. Тамбов: ТТУ, 1994 — 290 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / Т. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980. — с. 30−52.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
- Маркова, С.М. Моделирование педагогических систем / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 143 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин М., 1972. — 203 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 218 с.
- Макаров, А.В. Теоретические основания формирования исследовательских умений у студентов вузов при обученииестественнонаучным, общетехническим, специальным дисциплинам / А.В. Макаров// Наука и школа М.:МПГУ, 2007. — № 2. — С. 39−41
- Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 297 с.
- Минин, Л.С. Расчетные и тестовые задания по сопротивлению материалов: Учеб. пособие для втузов / Л. С. Минин, В. Е. Хроматов, Ю.П. Самсонов- под ред. В. Е. Хроматова. М.: Высш. шк., 2003. — 224 с.
- Митрош, О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ: Автореф. дис.. кад. пед. наук: 13.00.08 / О. И. Митрош. -М., 1996. -26 с.
- Мищенко, А.И. О расширении понятия «содержание педагогического образования» / А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1989. — № 10. — С.84−88.
- Можгинская, JI.В. Строительная механика: комплект методического обеспечения / Л. В. Можгинская. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 55 с.
- Можгинская, Л.В. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Сопротивление материалов» / Л. В. Можгинская. Н. Новогород: ВГИПА, 2003.-61 с.
- Мокрицкая, Н.И. Гидравлика: методические указания и контрольные задания / П. А. Брагин, Н. И. Мокрицкая. Магадан: СМУ, 1997. — 26 с.
- Мокрицкая, Н.И. Курсовое проектирование по технологии машиностроения, резанию материалов, станкам и инструментам: рекомендации по выполнению курсового проекта / П. А. Брагин, Т. А. Ким, Н. И. Мокрицкая. -Магадан: СМУ, 2001 240 с.
- Мищенко А.И. О расширении понятия «содержание педагогического образования» // Советская педагогика. 1989. — № 10. — С.84−88.
- Нордман Д. Память и научение: Пер. с англ. М.: Мир, 1985 — 160 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд. исправ. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1964−1968.
- Педагогический словарь. Л.: Советская энциклопедия, 1968. 527 с.
- Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. -М.: Пед. общ. России, 1999. 212 с.
- Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 112 с.
- Платонов, К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972.-216 с.
- Подцьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Подцьяков М.: Россельхозакадемия, 2000. — 240 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 576 с.
- Половникова, Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности /Н.А. Половникова. Казань, 1968. — 204 с.
- Попов, С.А. Курсовое проектирование по теории упругостии механике машин: Учеб. пособие для втузов / С. А. Попов, Г. А. Тимофеев // Под ред. К. В. Фролова. 3-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1999. — 351 с.
- Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1989. — 239 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1998. -544 с.
- Путляева, Л.В. Использование активных приемов обучения на лабораторных занятиях / Л. В. Путляева, Р. Т. Сверчкова, Н. Г. Баскина и др. // Обучение в высшей и средней специальной школе: Сб. статей. Вып. 5. М.: НИИВШ, 1981.-48 с.
- Разумовский, В.Г. Метод модельных гипотез как метод познания в науке и школе / В. Г. Разумовский // Наука и школа. 1977. — № 4. — С. 2−7.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский. М: Просвещение, 1975 — 272 с.
- Райков, Б.Е. Общая методика естествознания / Б. Е. Райков. М., Л.: Учпедгиз, 1947.-48 с.
- Реан, А.А. Психологическая служба школы / А. А. Реан. СПб., 1993.-43 с.
- Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 206 с.
- Розин В.М., На что могла быть нацелена реформа образования // Вестник высшей школы. 1998. № 2. — с. 26−30.
- Романов, П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / П. Ю. Романов. Магнитогорск, 2003. — 36 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C. JL Рубинштейн. -СПб.: «Питер», 1999. 705 с.
- Рудик, П.А. Психология / П. А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 1976.-240 с.
- Рыскулова, М.Н. Методика курсового проектирования на основе интеграции общетехнических и специальных дисциплин: Дисс. канд. пед наук.: 13.00.02 / М. Н. Рыскулова. Н. Новгород, 2004. — 228 с.
- Садекова, Е.В. Расчетно-графическая работа как средство развития индивидуальных способностей студентов вузов при обучении в высшем архитектурно-строительном училище ПВО: Автореф. дис. канд. пед. наук: 20.01.06 / Е. В. Садекова. Тверь, 1999. — 22 с.
- Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике: Учеб. пособие для втузов / Под ред. А. А. Яблонского.- изд. второе, испр. и доп. М.: «Высшая школа», 1972. — 431 с.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системообразования / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 96 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин. М., 1971 — 120 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с.
- Современная дидактика: теория и практик / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М., 1995. — 14 с.
- Спирин, Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Л. Ф. Спирин. Ярославль, 1974 — 42 с.
- Сычкова, Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета / Н. В. Сычкова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 223 с.
- Талызина, Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд. Саротовского ун-та, 1987.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
- Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Тарг, С.М. Краткий курс теоретической механики: Учеб. для втузов / С. М. Тарг. 14-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2004. — 416 с.
- Теория упругостии механика машин: Учеб. пособие для втузов / К. К. Фролов, С. А. Попов, А. К. Мусатов и др.- под ред. К. В. Фролова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1998. — 496 с.
- Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А. В. Усова. Челябинск: Факел, 1997. — 30 с.
- Усова, А.В. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты / А. В. Усова, А. А. Бобров. Челябинск: ЧГПИ, 1983.-93 с.
- Усова, А.В. формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М., 1986. — 86 с.
- Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. М., 1967. — 235 с.
- Ушачев, В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. П. Ушачев. Челябинск, 1988. — 20 с.
- Федосьев, В.И. Сопротивление материалов: Учеб. для вузов. 11-е изд., стереотип / В. И. Федосьев. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. -592 с.
- Философская энциклопедия. Т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1970.205 с.
- Философская энциклопедия. Т.5. М.: Сов. энциклопедия, 1970.205 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 115 с.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -224 с.
- Хуторской, А.В. Школа эвристической ориентации / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 292−302.
- Черней, О.Т. Формирование методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза в процессе изучения курса «Материаловедения»: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Т. Черней. -Н.Новгород, 2004. 23 с.
- Шабашов, Jl.Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Автореф. дисс. канд.пед.наук / Л. Д. Шабашев. СПб., 1997. -24 с.
- Шацкий, С.Т. Трудовая школа / С. Т. Шацкий, С. А. Золотарев. М., 1918.-40 с.
- Шейнблит, А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов / А. Е. Шейнблит.-М.: Высш. шк., 1991.-432 с.
- Шепилова, Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Шипилова. Липецк, 2001. — 175 с.
- Шульгина, Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой деятельности у студентов педвузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.08 / Т. А. Шульгина. Челябинск, 1998. — 22 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин // Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. — 18 с.
- J.R. Suchman. Developing inquiry: Inquiry development program in physical science. Chicago, 1996. J. R. Suchman. Developing inquiry: Inquiry development program in physical science. — Chicago, 1966.