Анализ результатов констатирующего эксперимента
Большинство детей с ОНР давало краткий ответ, используя односоставные безличные или простые нераспространенные предложения типа «Оранжевый апельсин». Такие ответы мы встретили в большинстве случаев. Некоторые детей попытались использовать простое распространенное предложение, но сделали это с ошибками. Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть… Читать ещё >
Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ полученных результатов позволяет:
- * Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.
- * Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.
- * Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.
- * Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Результаты исследования состояния словоизменения:
1. Первое задание. Анализ заданий дошкольников показал, что большинство детей с ОНР почти без ошибок согласовывают прилагательные с существительными мужского и женского рода.
Пример: «Оранжевый апельсин, голубая бабочка».
Затруднения вызвали согласования прилагательных с существительными среднего рода.
Пример: «белое облако».
Характерной ошибкой была постановка прилагательного в именительный падеж мужского рода.
Большинство детей с ОНР давало краткий ответ, используя односоставные безличные или простые нераспространенные предложения типа «Оранжевый апельсин». Такие ответы мы встретили в большинстве случаев. Некоторые детей попытались использовать простое распространенное предложение, но сделали это с ошибками.
Дети без речевых нарушений все правильно справились с этим заданием, хороший уровень у 100% детей.
Оценочный балл:
Хороший: у детей с ОНР — 60%, у детей с нормальным речевым развитием — 100%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 40%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
Низкий: у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием — 0%.
2. Второе задание. При анализе данного задания почти у всех детей с ОНР выявляются трудности в согласовании количественных числительных с именем существительным. При названии предметов дети допускают ошибки.
Например, при перечислении:
Одно окно Одна ручка Два окна Две ручки Три окна Три ручки Четыре окно Четыре ручки Пять окна (окон) Пять ручки (ручек) При указании на ошибку и поправке ребенка, дети исправляются и правильно отвечают на данный вопрос.
Для перечисления предлагалось детям несколько предметов, которые изображены на картинке по одному и парами. Ни один ребенок с ОНР не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
- 30% справились с небольшой помощью логопеда. После начальной подсказки ребята правильно согласовывали количественное числительное с существительным.
- 70% - допускали множественные ошибки, им постоянно требовалась помощь логопеда.
Некоторые дети с нормальным речевым развитием также допускали ошибки, но с помощью логопеда исправляли их (4 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 60%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 30%, у детей с нормальным речевым развитием — 40%.
Низкий: у детей с ОНР — 70%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
3. Третье задание. В данном задании мы обследовали употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (60%) не справились с данным заданием. Они допускали ошибки в окончаниях существительных. Например: «кольцы, окны, ухи».
Только 40% справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
Ни один ребенок с ОНР не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (3 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 70%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 40%, у детей с нормальным речевым развитием — 30%.
Низкий: у детей с ОНР — 60%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
4. Четвертое задание. В данном задании мы обследовали образование существительных мн. ч. Р. п. («Много чего?»).
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (58%) справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
42% не справились с данным заданием. Они допускали ошибки в окончаниях существительных. Например: «ключов, ложков».
Ни один ребенок с ОНР не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (3 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 70%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 60%, у детей с нормальным речевым развитием — 30%.
Низкий: у детей с ОНР — 40%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
5. Пятое задание. Здесь мы обследовали употребление предложно-падежных конструкций с предлогами. При анализе данного задания мы обратили особое внимание на правильное использование падежных окончаний.
Рассмотрели, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.
В данном задании предлоги сочетаются с именем существительным в различных падежах.
У детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием возникали трудности с предлогами около и перед, чаще они их заменяли другими.
В результате оценочный балл:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 80%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 80%, у детей с нормальным речевым развитием — 20%.
Низкий: у детей с ОНР — 20%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
Результаты исследования состояния словообразования:
1. Первое задание. В данном задании мы обследовали образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Детям были предложены картинки с предметами разных размеров, большого и маленького.
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (80%) справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
20% не справились с данным заданием. Они допускали ошибки в окончаниях существительных или не изменяли слова вообще. Например: «окно, лентка».
Ни один ребенок с ОНР не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (3 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 70%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 80%, у детей с нормальным речевым развитием — 30%.
Низкий: у детей с ОНР — 20%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
2. Второе задание. В данном задании мы обследовали образование названий детенышей животных. Детям были предложены картинки с изображением животных и их детенышей.
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (70%) справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
Есть дети с ОНР, которые самостоятельно без ошибок ответили на вопросы — 10%.
20% не справились с данным заданием. Они допускали ошибки или не изменяли слова вообще. Например: «козочка, медведь».
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (2 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 10%, у детей с нормальным речевым развитием — 80%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 70%, у детей с нормальным речевым развитием — 20%.
Низкий: у детей с ОНР — 20%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
3. Третье задание. В данном задании мы обследовали образование относительных прилагательных. Детям были предложены картинки с изображением предметов из различного материала.
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (80%) справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
20% не справились с данным заданием. В основном они не изменяли слова вообще. Например: «из дерева, из резины».
Ни один ребенок не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (2 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 80%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 80%, у детей с нормальным речевым развитием — 20%.
Низкий: у детей с ОНР — 20%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
4. Четвертое задание. В данном задании мы обследовали образование притяжательных прилагательных.
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (70%) не справились с данным заданием. В основном они не изменяли слова вообще. Например: «бабушки, лисы, медведя, курицы».
Только 30% справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
Ни один ребенок не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (4 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 60%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 30%, у детей с нормальным речевым развитием — 40%.
Низкий: у детей с ОНР — 70%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
5. Пятое задание. В данном задании мы обследовали образование приставочных глаголов. Детям были предложены картинки с изображением действий мальчика. Необходимо было ответить на вопрос «Что делает мальчик?».
Анализируя это задание, нужно сказать, что большинство детей с ОНР (70%) справились с заданием с помощью логопеда, иногда допуская ошибки в падежных окончаниях.
30% не справились с данным заданием.
Ни один ребенок с ОНР не справился с этим заданием самостоятельно, без помощи логопеда.
Большинство детей с нормальным речевым развитием правильно справились с заданием. Но есть и дети, которые также допускали ошибки и с помощью логопеда исправляли их (4 из 10 детей) Таким образом, оценочные баллы распределились так:
Хороший: у детей с ОНР — 0%, у детей с нормальным речевым развитием — 60%.
Недостаточный: у детей с ОНР — 70%, у детей с нормальным речевым развитием — 40%.
Низкий: у детей с ОНР — 30%, у детей с нормальным речевым развитием — 0%.
Методические выводы:
При обработке полученных результатов, можно сказать, что лучше всего дети с ОНР справились со следующими заданиями:
— Согласование прилагательных с существительными единственного числа. Они показали такие результаты:
хороший уровень — 60%.
недостаточный уровень — 40%.
низкий — 0%.
Дети с нормальным речевым развитием также лучше всего справились с этим заданием.
— Образование названий детенышей животных. Дети с ОНР показали такие результаты:
хороший уровень — 10%.
недостаточный уровень — 70%.
низкий — 20%.
Наибольшие трудности у детей с ОНР возникли при выполнении следующих заданий:
— Согласование количественных числительных с именем существительным.
Ни один ребенок не справился с данным заданием без помощи логопеда.
Недостаточный уровень показали 30%.
Низкий уровень — 70%, это большая часть детей.
Хороший уровень при выполнении задания не показал ни один ребенок.
— Образование притяжательных прилагательных.
Ни один ребенок не справился с данным заданием без помощи логопеда.
Недостаточный уровень показали 30%.
Низкий уровень — 70%, это большая часть детей.
Хороший уровень — 0%.
Результаты исследования грамматического строя у детей с ОНР старшего дошкольного возраста и детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста можно изучить в таблице 3.
Таблица 3 — Результаты исследования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Исследование навыков словоизменения. | Уровни сформированности грамматического строя. | |||||
Хороший уровень. | Недостаточный уровень. | Низкий уровень. | ||||
ОНР. | Норма. | ОНР. | Норма. | ОНР. | Норма. | |
1. Согласование прилагательных с существительными единственного числа. | 60%. | 100%. | 40%. | 0%. | 0%. | 0%. |
2. Употребление числительных с существительными. | 0%. | 60%. | 30%. | 40%. | 70%. | 0%. |
3. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. | 0%. | 70%. | 40%. | 30%. | 60%. | 0%. |
4. Образование существительных мн. ч. Р. п. | 0%. | 70%. | 60%. | 30%. | 40%. | 0%. |
5. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами. | 0%. | 80%. | 80%. | 20%. | 20%. | 0%. |
Исследование навыков словообразования. | ||||||
1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | 0%. | 70%. | 80%. | 30%. | 20%. | 0%. |
2. Образование названий детенышей животных. | 10%. | 80%. | 70%. | 20%. | 20%. | 0%. |
3. образование относительных прилагательных. | 0%. | 80%. | 80%. | 20%. | 20%. | 0%. |
4. Образование притяжательных прилагательных. | 0%. | 60%. | 30%. | 40%. | 70%. | 0%. |
5. Образование приставочных глаголов. | 0%. | 60%. | 70%. | 40%. | 30%. | 0%. |
При обработке полученных результатов, можно сказать, что лучше всего дети с ОНР справились со следующими заданиями:
— Согласование прилагательных с существительными единственного числа. Они показали такие результаты:
хороший уровень — 60%.
недостаточный уровень — 40%.
низкий — 0%.
Дети с нормальным речевым развитием также лучше всего справились с этим заданием.
— Образование названий детенышей животных. Дети с ОНР показали такие результаты:
хороший уровень — 10%.
недостаточный уровень — 70%.
низкий — 20%.
Наибольшие трудности у детей с ОНР возникли при выполнении следующих заданий:
— Согласование количественных числительных с именем существительным.
Ни один ребенок не справился с данным заданием без помощи логопеда.
Недостаточный уровень показали 30%.
Низкий уровень — 70%, это большая часть детей.
Хороший уровень при выполнении задания не показал ни один ребенок.
— Образование притяжательных прилагательных.
Ни один ребенок не справился с данным заданием без помощи логопеда.
Недостаточный уровень показали 30%.
Низкий уровень — 70%, это большая часть детей.
Хороший уровень — 0%.