Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ сущности понятия «личность»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. А. Петровский отмечает, что, в отличие от личности, индивид обделен личностными характеристиками и подобен частице нейтрино, которая не производит в среде ни полезных, ни вредных изменений (). Автор допускает, что «индивид „нейтрален“ в любом контексте социального взаимодействия» (). Одним из главных качеств личности В. А. Петровский называет ее активность (). Автор выдвигает тезис, который… Читать ещё >

Анализ сущности понятия «личность» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования различных точек зрения на определение сущности понятий «личность», «развитие личности», имея в виду тот факт, что данная проблема является одной из фундаментальных в философии, психологии, педагогике, социологии, этике и других науках. Различные подходы к понятию «личность» обусловлены, в том числе и различными точками зрения исследователей на взаимосвязь человеческого индивида и общества. Одна из философских позиций содержит понимание личности как «целостности, возникшей в ходе развития человеческого индивида в условиях определенных общественных отношений». Другая позиция рассматривает понятие «личность» как основу для понимания ее в качестве «субъекта воспроизводства общественных связей и субъекта психической деятельности» ().

Американский психолог Гордон Олпорт дал такое определение личности: «Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» ().

Л.И. Божович утверждает, что личность — это человек, который достиг определенного достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; способен также сознательно управлять самим собой ().

В.А. Петровский выделяет три личностных аспекта бытия индивида в системе связей с другими индивидами. Характерной особенностью первого аспекта является то обстоятельство, что личность рассматривается как качество, присущее самому индивидуальному субъекту. Второй аспект исследует личность, когда областью ее существования является пространство межвидовых связей. Третий аспект выявляет влияние личности индивида в пространстве бытия других индивидов. В. А. Петровский считает, что быть личностью — значит: «быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром. (Это означает не только физический аспект существования человека, но и его Бытие как психофизического целого); быть субъектом предметной деятельности (производство человеком предметов духовной и материальной культуры); быть субъектом деятельности мнения; быть субъектом деятельности самосознания». Из вышеизложенного следует, что понятие «личность», является многогранным понятием, характеризуемым четырьмя формами деятельности: витальной, духовно-практической, деятельностью общения и деятельностью самосознания. Если проецировать изложенный выше подход на плоскость педагогики, то, во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде его психофизиологических особенностей. Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели. В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса. В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределе ние обучаемого, «открытие» им собственного «Я», самовыражение и личностная реализация.

Философско-социологический подход к человеку предполагает существование различий между понятием «человеческий индивид» и понятием «личность». Основное различие между понятиями «случайный индивид» и «индивид как личность» заключается, с точки зрения В. В. Давыдова, в том, что для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие творческих моментов. Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения. Личностью обладает творчески (свободно) и талантливо действующий человек ().

А.Г. Асмолов отмечает, что «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Л. В. Выготский рассматривал личность как активного индивида. Он писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» .

А. Адлер выдвинул концепцию (творческого «Я») для выражения своей убежденности в возможности каждого человека формировать свою личность (). Он считал, что люди обладают творческой силой, которая позволяет им распоряжаться своей жизнью. Важным для нас является его утверждение о том, что определяющей чертой личности является свободная, осознанная активность. Мы также согласны с его утверждением о том, что творческая сила оказывает влияние на субъективный опыт каждого человека, делает его самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

В.А. Петровский отмечает, что, в отличие от личности, индивид обделен личностными характеристиками и подобен частице нейтрино, которая не производит в среде ни полезных, ни вредных изменений (). Автор допускает, что «индивид „нейтрален“ в любом контексте социального взаимодействия» (). Одним из главных качеств личности В. А. Петровский называет ее активность (). Автор выдвигает тезис, который заключается в том, что, «в отличие от индивида, личность определяется, не непосредственно производимой человеком деятельностью и ее предметными результатами, а опосредованно — через изменение бытия других людей, с которыми человек вступает в общение и совместную деятельность, что может быть обозначено термином „вклад“» ().

Исследователями выделяются основные индивидуальные личностные качества обучаемых. Так, И. Э. Унт обозначила такие качества как — обученность, обучаемость, умение работать самостоятельно, умение читать с пониманием и нужной скоростью текст, специальные способности, познавательный интерес, отношение к труду (). Е. С. Рабунский к индивидуальным особенностям относит уровень успеваемости обучаемых, уровень познавательной самостоятельности, познавательные интересы (ПИ). С. Л. Рубинштейн отмечает, что личностные свойства не сводятся к индивидуальным особенностям и включают в себя общее, и особенное, и единичное. К первым относятся особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента. Вторые включают структуру мотивов, самооценку, уровни притязаний, тревожности, доминирующий социальный статус. Индивидуальность обучаемого проявляется в особенности интеграции всех этих свойств.

В учебной деятельности знания, умения, навыки, умственные способности, личностные качества тесно взаимосвязаны. Очень трудно вычленить те или иные индивидуальные особенности личности и факторы, обуславливающие их. Каждая отдельно взятая индивидуальная особенность может изучаться отдельно только до определенных границ.

Основываясь на работах Е. С. Рабунского, А. А. Кирсанова, 3.И. Калмыковой и Ю. К. Бабанского можно выделить следующие индивидуальные особенности обучаемых уровень успеваемости, отношение к учению, уровень подготовленности к овладению учебным материалом, познавательные интересы, самостоятельность в познавательной деятельности, работоспособность, умственные способности.

Основными личностными качествами являются: обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду.

Основными индивидуальными личностными свойствами обучаемых выступают: особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента и волевых качеств, мотивация, самооценка, уровни притязаний, доминирующий социальный статус. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о многогранности личностных качеств и свойств обучающегося, поэтому учесть в реальном учебном процессе весь спектр свойств и особенностей личности, динамику их развития достаточно сложно. Однако, практическая реализация гуманного, личностно-ориентированного подхода в обучении студенческой молодежи должна быть основана на максимальном учете обозначенных выше свойств и особенностей личности обучаемого. При этом следует иметь в виду, что индивид становиться личностью в процессе своего развития, деятельности и общения с другими людьми. Личность индивида проявляется в его деятельности и в общении с другими индивидуумами. Субъектом будем называть человека как носителя определенных свойств.

Личностно-ориентированное обучение должно быть направлено на развитие личности, для которой характерны развитое мышление, способность к саморазвитию и самообучению, высокий уровень интеллектуального и духовного развития, умение действовать творчески. Следовательно, конкретную личность можно рассматривать как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой