Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая компетентность менеджера гостиничного хозяйства включает в себя совокупность следующих профессионально-прикладных компетенций: профессионально-коммуникативные (владение навыками социальной перцепции в личностно-деловой коммуникацииумениями предупреждать и разрешать конфликтные ситуацииосновами ораторского искусства, иноязычной культуры, овладение умениями аргументировано излагать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы профессионально-практической подготовки менеджеров гостиничного хозяйства
    • 1. 1. Феноменология профессионально-практической компетентности 12 менеджера: междисциплинарный контекст
    • 1. 2. Сущность и структура практической компетентности менеджеров 28 гостиничного хозяйства
    • 1. 3. Анализ основных тенденций профессионально-практической 48 подготовки менеджеров гостиничной индустрии в зарубежной и отечественной высшей школе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Обоснование и реализация модели формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования практической 67 компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе
    • 2. 2. Содержательно-технологическое обеспечение профессионально- 80 практической подготовки менеджеров гостиничного хозяйства
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной проверки модели 110 формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в социальном университете санаторно-курортного региона
  • Выводы по второй главе

Формирование практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России стремительно развивается индустрия гостиничного хозяйства. Складывается крупный самостоятельный хозяйственный комплекс гостеприимства, состоящий из различных групп отраслей и предприятий, для эффективной работы которых необходимы высококвалифицированные менеджеры. В условиях активного развития в Краснодарском крае инфраструктуры гостиничного хозяйства как никогда ранее востребованы менеджеры, способные оперативно реагировать на государственно-общественный заказ в сфере рекреационной и социокультурной деятельности (в частности, в контексте подготовки к Олимпийским играм 2014 г. Сочи), на вариативные запросы различных категорий клиентов. В 2005 году на курортах Краснодарского края, по данным статистики, отдохнуло около 5,5 млн. человек, при этом число отдохнувших по путевкам в санаториях составило 1,8 млн., а число неорганизованных отдыхающих (в том числе и клиентов гостиничных комплексов) — 3,7 млн. человек. Данный факт свидетельствует о развитии сферы индустрии туризма, что требует совершенствования подготовки кадров, обеспечивает конкурентоспособность профессионализма, совершенствует их практическую подготовку. Исследование специфики подготовки менеджеров гостиничного хозяйства в вузах региона Кубани показало, что преобладает, как правило, теоретический аспект профессионального образования.

Для разработки теоретических и практичеких аспектов проблемы формирования практической компетентности менеджеров гостиничной индустрии в науке сложились определенные предпосылки. Общие теоретико-методологические основы высшего профессионального практико-ориентированного образования представлены в трудах А. А. Вербицкого, МЛ. Виленского, И. А. Зимней, А. К. Марковой и др. В исследованиях И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, А. В. Сорокиной и др. разработаны теоретико-методические подходы к формированию профессионально-практических умений менеджеров гостиничного бизнеса. Вместе с тем, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих специфику практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства с учетом современных квалификационных требований к их профессионализму и особенностей рынка труда санаторно-курортного региона.

Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия противоречия: между высокой востребованностью в гостиничном санаторно-курортном хозяйстве менеджеров и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы формирования их практической компетентности с учетом региональной спецификимежду объективной необходимостью научного обоснования содержательно-технологического обеспечения практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства с учетом сегментации учреждений гостиничной индустрии и недостаточным вниманием к ее решению в теории и практике высшей школы.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: каковы содержание и технология формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе. В соответствии с изложенной проблемой определена тема исследования: «Практическая компетентность менеджеров гостиничного хозяйства в вузе».

Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров гостиничного хозяйства в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в высшей школе.

Цель исследования: разработать и обосновать модель формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе.

Гипотеза исследования. Успешность профессиональной деятельности менеджеров гостиничного хозяйства определяется уровнем практической компетентности, обеспечивающей решение конкретных профессиональных задач с учетом специфики санаторно-курортного региона. Данный факт диктует необходимость формирования в вузе практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства, которые востребованы на рынке труда Краснодарского края. Формирование необходимой практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в вузе может быть обеспечена, если: базируется на квалифицированных требованиях к профессионализму менеджеров различных структурных звеньев гостиничного хозяйства, запросов работодателей, объективных требований клиентаобеспечивается интеграция различных аспектов учебных дисциплин (социокультурного, профессионально-коммуникативного, психологического, правового, экономического, социально-педагогического и др.) в практической компетентности будущих специалистовосуществляется включение студентов в реальное личностно-деловое взаимодействие с клиентами гостиничных комплексов в процессе реализации задач различных видов практики и волонтерской деятельностиоценивается и корректируется на основе результатов мониторинга сфор-мированности уровня практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования: выявить и раскрыть основные квалификационные практические требования к менеджеру гостиничного хозяйства санаторно-курортного регионаопределить сущностные, структурные и критериально-оценочные характеристики практической компетентности менеджера гостиничного хозяйстваразработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в условиях социального университета санаторно-курортного региона.

Методологической основой исследования явились: системный подход к изучению социокультурных (Т.Г.Киселева, Ю. Д. Красников и др.) и педагогических (А.А.Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.) явленийличностный, деятель-ностный, контекстный подходы к профессиональной подготовке специалистов (Е.В.Бондаревская, А. А. Вербицкий и др.) — концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (А.К.Маркова, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — концепции системогеиеза профессиональной деятельности и становления личности профессионала (Е.А.Климов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.). Теоретическим фундаментом исследования стали: идеи управления качеством в сфере социальных, гостиничных и туристических услуг (Ю.И.Ляпина, Г. А. Папирян и др.), психолого-педагогические теории о саморазвитии профессиональной культуры специалиста (Б.З.Вульфов, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин и др.) — идеи системно-деятельностной природы и интеграции профессионального образования (Б.С.Гершунский, Ю. К. Кулюткин, В. Д. Шадриков и др.) — теории, рассматривающие профессиональную подготовленность менеджера как предмет междисциплинарного исследования (Е.Н.Ильина, Н. И. Кабушкин и др.) — теории создания профессиографического портрета менеджера гостиничного хозяйства (A.JI.Лесник, А. В. Чернышова, А. Д. Чудновский и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ научной, монографической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов о высшем образовании, законодательных актов о функционировании различных типов учреждений гостиничной инфраструктуры, синтез получаемых материалов) — экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, обучающий педагогический эксперимент и статистические методы обработки его результатов).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства с учетом особенностей современной гостиничной инфраструктуры санаторно-курортного региона;

— обоснована и раскрыта система практических компетенций менеджера гостиницы (профессионально-коммуникативные, организационно-административные, аниматорские, корпоративно-этические, социальноэкономические, социально-геронтологические, социально-педагогические), соответствующая квалификационным требованиям к уровню профессиональной подготовленности специалиста;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в условиях социального университета санаторно-курортного региона;

— разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень практической компетентности менеджера к работе в различных типах учреждений гостиничной индустрии.

Теоретическая значимость исследования состоит в пополнении концепции личностно-ориентированного профессионального образования менеджеров организаций путем разработки содержательно-технологического обеспечения практической подготовки по специализации 61 122 «Гостиничный и туристский бизнес" — обоснована система педагогического управления поэтапным формированием практической компетентности менеджеров гостиничных комплексовопределены организационно-методические факторы, влияющие на эффективность формирования практической компетентности менеджеров к работе в различных структурных звеньях вариативных учреждений гостиничной индустрии.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый уровень практической компетентности менеджеров к работе в гостиничных комплексах санаторно-курортного регионаматериалы исследования могут быть использованы в ряде учебных дисциплин: менеджмент гостиничного бизнеса, введение в гостеприимство, маркетинг гостиничных услуг, экономика гостиничного бизнеса и др., а также студентами и преподавателями в учебной и практической деятельности, для совершенствования образовательного процесса учреждений (ссузов, вузов, институтов повышения квалификации), занятых профессиональной подготовкой и переподготовкой менеджеров гостиничной индустриирезультаты исследования могут быть учтены разработчиками содержания, организационных форм и методов профессионального образования менеджеров гостеприимства, для совершенствования практической составляющей программ и стандартов их образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Практическая компетентность менеджера гостиничного хозяйствасложное личностное образование специалиста, отражающее единство моти-вационной предрасположенности к деятельности в индустрии гостеприимства и владение практическими технологиями решения трудовых задач в сфере личностно-делового взаимодействия в системе «клиент — сотрудник гостиницы». Содержательно-технологическая составляющая данной подготовленности обусловлена сегментацией и дифференциацией рынка гостиничных услуг в Краснодарском краеспецификой маркетингового позиционирования конкретного учреждения гостиничной индустрии санаторно-курортного региона Кубани (в частности, гостиница семейного отдыхагостиница в составе лечебно-оздоровительного санаторного комплексагостиница международной сети отелейгостиница конференц-центров, деловых переговоров, бизнес-школмалокомплектная частная гостиницагостиница молодежного и студенческого отдыхагостиница социально-геронтологического комфорта и ДР-).

2. Практическая компетентность менеджера гостиничного хозяйства включает в себя совокупность следующих профессионально-прикладных компетенций: профессионально-коммуникативные (владение навыками социальной перцепции в личностно-деловой коммуникацииумениями предупреждать и разрешать конфликтные ситуацииосновами ораторского искусства, иноязычной культуры, овладение умениями аргументировано излагать свою точку зрения, убеждать, вести переговоры и др.), организационно-административные (владение персонал-технологиями работы с сотрудниками различного уровня квалификацииумение развивать мотивационный потенциал персонала, разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии карьерного роста сотрудников, пути повышения их профессионализма и др.), корпоративно-этические (соблюдение системы норм и правил корпоративного этикетаумение работать в команде с представителями различных структурных подразделений и др.), социально-экономические (владение технологиями маркетинга, рекламы различных услуг гостиничного комплексаумение в сотрудничестве с экономистами-профессионалами разрабатывать, обосновывать и реализовывать бизнес-планы развития гостиничного хозяйства и др.), аниматорские (владение различными видами рекреационных технологийорганизации экскурсионной деятельностисоциокультурных программ и др.), социалъно-геронтологические компетенции (владение прикладными основами социальной геронтологииумение организовать комплекс сервисных гостиничных, социокультурных и медико-оздоровительных услуг для лиц «зрелой мудрости» (Э.Эриксон) и др.) — социально-педагогические (владение педагогическими технологиями взаимодействия с различными категориями клиентов, детским коллективом, методикой коллективных творческих делэтнопедагогическими воспитательными технологиями и др.).

3. Модель формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в вузе включает в себя: целевой, содержательно-прикладнойпроцессуально-технологический, результативно-критериальный модулипоследовательность этапов (ориентационно-пропедевтический, тренировочно-практический, профессионально-функциональный, профессио-нально-акмеологический) ее реализации, которые обеспечивают индивидуализацию практической подготовки студентов по специализации «Гостиничный и туристический бизнес».

4. Комплекс условий, обеспечивающих результативность формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства, включает в себя следующие составляющие: регионализация, вариативность, динамичность содержательно-технологического базиса профессионального образования, дисциплин специализации, элективных курсов и программ практикиинтеграция и преемственность социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической, нормативно-правовой, социально-экономической и специально-предметной подготовки менеджерапрогно-стичность формирования практических компетенций с учетом перспектив развития гостиничной индустриипедагогический мониторинг личностного продвижения студента в процессе формирования практических компендий специалиста и др.

Исследование проводилось на базе факультетов социального управления филиалов Российского государственного социального университета в г. Анапа, г. Сочи. На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено более 500 студентов специальности 61 100 «Менеджмент организации», специализация 61 122 «Гостиничный и туристский бизнес», 35 преподавателей вуза- 58 специалистов-менеджеров гостиничных комплексов Краснодарского края (баз практики филиалов РГСУ в г. Анапа, г. Сочи).

Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2000 г. по 2007 г.

Первый этап (2000;2001 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решениюнакопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в отечественной и зарубежной высшей школе.

Второй этап (2002;2006 гг.) — экспериментальная проверка эффективности модели практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в санаторно-курортном регионе, систематизация полученных материалов, уточнение категориально-понятийного аппарата исследования, корректировка отдельных содержательно-технологических сторон исследуемого процесса формирования профессионально-прикладной подготовленности менеджеров.

Третий этап (2006;2007 гг.) — анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, разработка практических рекомендаций и их внедрение в образовательный процесс ряда вузов Краснодарского края, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования, базирующейся на системном, деятельностном, контекстном подходах к практической компетентности менеджеровприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логикецеленаправленным сравнительным анализом результатов многолетней экспериментальной работы и массовой практики подготовки менеджеров гостиничного хозяйства в ряде вузоввоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюстатистической достоверностью данных отсроченного контроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисовразработку и реализацию программ учебных курсов дисциплин специализации «Гостиничный и туристский бизнес" — пособий по учебно-производственной практике менеджеров гостиничного хозяйства. Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультета социального управления филиала РГСУ в г. Анапа. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Анапа, 2004;2007; Краснодар, 20 052 007, Москва, 2005;2007, Сочи 2005;2007).

Выводы по второй главе.

Модель процесса формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в вузе включает в себя: целевой, содержательно-практическийпроцессуально-технологический, результативно-критериальный модулипоследовательность этапов (ориентационно-пропедевтический, тренировочно-практический, профессионально-функциональный, профессионально-акмеологический) ее реализации, которые обеспечивают индивидуализацию профессионально-практической подготовки студентов по специализации «Гостиничный и туристический бизнес».

Разработанный содержательно-технологический базис процесса формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в вузе основан на комплексном включении в курсы общепрофессиональных, психолого-педагогических, специальных дисциплин, дисциплин специализации, элективных и факультативных курсов, а также во все формы учебно-воспитательного процесса вуза вопросов, отражающих различные аспекты практической компетентности менеджера, что в совокупности формирует комплекс знаний и умений, составляющих основу исследуемого феномена.

В содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в условиях вуза особое место занимает практика по специализации «Гостиничный и туристический бизнес». Практика выступает связующим звеном между учебно-профессиональной подготовкой специалиста в вузе и его самостоятельной профессионально-трудовой деятельностью. В ходе практики формируются следующие профессионально-практические компетенции и умения менеджера гостиничного хозяйства: коммуникативные (обеспечивают владение инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, умение строить взаимоотношения с клиентами, коллегами, специалистами разных служб, администрацией и др.) — организаторские (позволяют успешно организовывать взаимодействие необходимых специалистов разных структурных подразделений гостиничного комплекса для качественной организации различных видов услуг клиентам и др.) — диагностические (позволяют диагностировать уровень сложности профессиональной ситуации, задачи, особенности последствий каких-либо конфликтов в системе «специалист гостиницы — клиент» и др.) — проектировочные (обеспечивают способность самостоятельно проектировать алгоритм, этапы маркетингового исследования, выбирать технологии, приемлемые и результативные в профессиональной деятельности менеджера гостиничного хозяйства и др.) — аналитические (необходимы как для анализа и оценивания состояния качества жизнедеятельности гостиничного комплекса, так и для самоанализа результатов профессиональной деятельности, развития своих творческих способностей).

Приобрести вышеперечисленные умения только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно, для этого и предусмотрена практика по специализации. Она является неотъемлемой частью учебного процесса и рассматривается в качестве интегрирующего, стержневого компонента лич-ностно-профессионального становления студента (будущего менеджера гостиничного хозяйства), связующим звеном между его теоретическим обучением и учебно-профессиональной, самообразовательной деятельностью. В ходе практики создаются условия для самопознания, профессионального самоопределения и саморазвития будущего специалиста.

Заключение

.

Гостиничный бизнес является одной из крупнейших и динамичных отраслей мировой экономики. В России гостиничная индустрия развивается сегодня быстрыми темпами.

Квалифицированные кадры в гостиничном бизнесе выступают одним из ключевых факторов успеха конкретного предприятия гостеприимства. Во многих европейских странах организация, работающая в сфере гостиничного бизнеса, не может получить лицензию, если весь ее персонал не имеет специального профессионального образования. Основными тенденциями профессиональной подготовки менеджеров гостиничного хозяйства в зарубежной и отечественной высшей школе являются: практико-ориентированностьинтегративность социокультурологической, психолого-педагогической, социально-экономической, нормативно-правовой и других видов подготовкиучет международных стандартов интернациональных гостиничных сетей и региональной специфики, социального заказа и требований работодателей к уровню профессиональной подготовленности специалиста гостиничной индустрии и др.

Индустрия гостиничного хозяйства — сложная межотраслевая и межведомственная многоукладная система, уникальное социокультурное и социально-профессиональное образование. Каждому учреждению гостиничной инфраструктуры Краснодарского края для повышения уровня сервиса обслуживания, удержания конкурентных позиций на рынке гостинично-туристических услуг необходима сильная, профессионально подготовленная служба менеджмента и маркетинга.

Успешность профессиональной деятельности менеджеров гостиничного хозяйства определяется уровнем практической компетентности к решению конкретных профессиональных задач с учетом специфики санаторно-курортного региона, поэтому в период обучения будущего специалиста в вузе приоритетна практико-ориентированная составляющая.

Практической компетентности менеджера гостиничного хозяйствасложное личностное образование специалиста, отражающее единство мотивационной предрасположенности к деятельности в индустрии гостеприимства и владение практическими технологиями решения трудовых задач в сфере личностно-делового взаимодействия в системе «клиент — сотрудник гостиницы». Содержательно-технологическая составляющая данной подготовленности обусловлена сегментацией и дифференциацией рынка гостиничных услуг в Краснодарском краеспецификой маркетингового позиционирования конкретного учреждения гостиничной индустрии санаторно-курортного региона Кубани (в частности, гостиница семейного отдыхагостиница в составе лечебно-оздоровительного санаторного комплексагостиница международной сети отелейгостиница конференц-центров, делевых переговоров, бизнес-школмалокомплектная частная гостиницагостиница молодежного и студенческого отдыхагостиница социально-геронтологического комфорта и др.).

Содержательно-технологическое наполнение профессионально-практических компетенций менеджеров гостиничного хозяйства включает следующие составляющие: профессионально-коммуникативные, организационно-административные, корпоративно-этические, социально-экономические, аниматорские, социально-педагогические, социально-геронтологические компетенции. Высокий уровень практической компетентности менеджера (выпускника вуза) к работе в гостиничной индустрии санаторно-курортного региона значительно повышает его конкурентоспособность на рынке труда, расширяет спектр учреждений для его трудоустройства, способствует успешному карьерному росту.

Модель практической подготовки менеджера гостиничного хозяйства в вузе основана на представлении о развитии студента как индивидуальности в первую очередь, а затем как специалиста, профессионала с глубоким пониманием ситуации в сфере гостиничной индустрии в современном российском обществе. Модель определяет цель, условия, содержание, формы и методы, ожидаемые результаты от практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих менеджеров по специализации «Гостиничный и туристический бизнес». В разработанной нами модели в единстве и взаимосвязи представлены следующие модули: целевойсодержательно-практическойпроцессуально-технологический, результативнокритериальный, а также последовательность этапов (ориентационно-пропедевтический, тренировочно-практический, профессионально-функциональный, профессионально-акмеологический) ее реализации.

При реализации модели формирования практической компетентности менеджера гостиничного хозяйства в вузе необходимо выявить и научно-методически обеспечить межпредметные связи различных дисциплин ГОСТ ВПО специальности «Менеджмент организации" — реализовать содержательно-логическое единство и взаимосвязь теоретических курсов обучения и различных практикумов, видов производственной практики по учебному плану. На основе этого обеспечить освоение студентами профессионально-практических технологий гостеприимства, которые включают в себя: технологии гостиничного, ресторанного, экскурсионного обслуживаниятехнологии транспортного обслуживаниятехнологии информационного и телекоммуникационного обеспечения гостеприимстватехнологии гостиничного маркетингатехнологии правового обеспечения жизнедеятельности гостиничных комплексов и др.

Для реализации выше перечисленных задач в процессе исследования с учетом специфики санаторно-курортного региона Краснодарского края было разработано и апробировано практико-ориентированное содержание следующих курсов: «Менеджмент гостеприимства», «Экскурсионный менеджмент», «Менеджмент гостиничных услуг», «Стратегический менеджмент гостиничного комплекса» и др.

Апробация модели практической компентности менеджера гостиничного хозяйства осуществлялась на базе АФ РГСУ (2000;2007 гг.) на нескольких уровнях: на уровне формирования в процессе аудиторной и внеаудиторной работы системы практических компетенций менеджерана уровне развития профессионально важных качеств специалистана уровне системного анализа первичного опыта профессиональной деятельности в учреждениях гостиничной индустрии санаторно-курортного региона в период волонтерской деятельности и различных видов практикина уровне отсроченного контроля за самостоятельной профессиональной деятельностью выпускников вуза, трудоустроившихся в гостиничные комплексы.

Основными принципами реализации модели формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в вузе в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы являлись: принцип конгруэнтности профессионального образования современному характеру труда менеджеров в различных видах и типах гостиницпринцип интеграции достижений управленческой науки, профессионального образования менеджеров и практики управленческой деятельности в различных структурных подразделениях гостиничных комплексовпринцип единства и преемственности социогуманитарной, культурологической, нормативно-правовой, экономической, психолого-педагогической, социально-геронтологической и специальной подготовки менеджера гостиничного хозяйствапринцип функциональности профессионально-практического образования менеджера, формирующий систему профессионально-практических компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, функционалом специалистапринцип прогностичности, опережающего характера профессиональной подготовки менеджера гостиничного хозяйства в контексте динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства в современном обществепринцип расширения социального партнерства университета для обеспечения реализации маркетинговых проектов, исследований студентов и преподавателей в различных сферах жизнедеятельности деятельности гостиничных комплексов санаторно-курортного региона.

Анализ многолетней экспериментальной работы по апробации модели позволил выявить комплекс условий, обеспечивающих результативность формирования практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства в период обучения в социальном университете. Данный комплекс включает в себя следующие составляющие: регионализация, вариативность, динамичность содержательно-технологического базиса профессионального образования, дисциплин специализации, элективных курсов и программ практикиинтеграция и преемственность социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической, нормативно-правовой, социально-экономической и специально-предметной подготовки менеджерапрогно-стичность формирования профессионально-практических компетенций с учетом перспектив развития гостиничной индустриипедагогический мониторинг личностного продвижения студента в процессе формирования практической компетентности специалиста. По результатам теоретического анализа, а также с помощью комплекса диагностических методик, апробируемых в ходе исследования, были обозначены уровни сформированности практической компетентности менеджера (адаптивно-эмпирический, профессионально-функциональный, профессионально-креативный).

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты проблемы. Перспективы дальнейших исследований практической компетентности менеджеров гостиничного хозяйства могут быть следующие: установление характера изменений в компонентах (составляющих) практической компетентности менеджера по мере накопления опыта самостоятельной работысовершенствование процесса формирования социально-психологической, герон-тологической, этнопедагогической культуры будущих менеджеровизучение специфики практической компетентности менеджеров, работающих в различных типах учреждений гостиничной индустрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М., 1991. — 301 с.
  2. В.Н. Курорт Анапа. Анапа, 2004. — 197 с.
  3. А. Индивидуальная психология. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. М., 1982. — 32 с.
  4. А.Ю. География мировой индустрии туризма. М.: Изд-во МГУ, 1998. -129 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996.-253 с.
  6. Г. М. Социальная психология. -М., 1998.-373 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-160 с.
  9. Г. Л., Молчанов А. Ю. Методы прогнозирования туристических услуг // Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства.-СПБ. 1996.-С. 245−247.
  10. Г. С. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987. — 125 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 421 с.
  12. Н.Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения1. М., 1995.-336 с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-270 с.
  14. С. Что такое деловой туризм? М., 2000. — 103 с.
  15. Богалдин-Малых В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы. М., 2004. — 464 с.
  16. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10.
  17. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-н/Д, 2000. — 413 с.
  18. С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). -М, 2003. -240 с.
  19. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект-Пресс, 1999. 254 с.
  20. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999. — 225 с.
  21. Л.П. Человек: деятельность и общение М., 1978. — 216 с.
  22. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопр. филос. 1996. — № 2.
  23. Ф., Дайан А., Ланкар Р. Маркетинг / Пер. с франц. — М.: Экономика, 1998.-209 с.
  24. Ваген Линн Ван Дер Гостиничный бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-426 с.
  25. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Медицина, 2001.-224 с.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М., 1991.-207 с.
  27. Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с. 31 .Вульфов Б. З. Педагогика рефлексии. М., 2002. — 196 с.
  28. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. — 368 с.
  29. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию: Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 2000. — 239 с.
  30. Е.А. Моделирование содержания профессионального образования. Оренбург, 2003. — 123 с.
  31. Г. Энциклопедия философских наук. -М., 1977. 308 с.
  32. .С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
  33. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы-М., 1971. 189 с.
  34. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. — 183 с.
  35. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма -М., 1993.-255 с.
  36. Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Academia, 2003. — 185 с.
  37. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб. — 2000,135 с.
  38. А.П. Реклама в туризме. Минск: БРЭУ, 2000. — 427 с.
  39. В.И. Университетское образование: история, социология, политика.-М., 2003.-386 с.
  40. Межрегиональной научной тьюторской конференции / Отв. ред. О. А. Зоткин. М. — Томск, 1997.- С.21−28.
  41. В.В., Волов А. Б. Сегментирование рынка гостиничных услуг // Туризм. -2004. № 2. С. 31−35.
  42. Н. Роль организационной культуры в сфере гостеприимства // Отель. 2001, № 4. — С.21−24.
  43. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтенгу: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 184 с.
  44. Ильина E. JL, Штыкно Д. А. Специфические аспекты планирования в индустрии гостеприимства. Экономика и технология. Мн.: Новое знание, 1999.-326 с.
  45. Д.К. Международное гостиничное хозяйство: анализ зарубежных публикаций.- М.: ВШТГ, 1999. 96 с.
  46. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 208 с.
  47. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.-285 с.
  48. В. А. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  49. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
  50. И. Лекции по этике. -М., 1990. 396 с.
  51. В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001. — 238 с.
  52. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М., 1994. — 222 с.
  53. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1977.-235 с.
  54. Е.А. Психология профессионала М.-Воронеж, 1996. — 313 с.
  55. JI.H. Человек и его судьба. М., 1988. — 426 с.
  56. Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: РМАТ, 1998. — 186 с.
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. — 24 с.
  58. Г. Б. Парадигмы новых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. -№ 3. С. 43−49.
  59. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. М., 1999. — 196 с.
  60. В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. — № 2.
  61. Ю.Д. Организационное поведение. Корпоративная культура в профессиональном ракурсе // Туризм. 2001. — № 12. — С. 22−25.
  62. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. 304 с.
  64. А.Л., Смирнова М. Н. Практика маркетинга в гостиничном бизнесе. М., 2002- 126 с.
  65. А.Л., Чернышев А. В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. М., 2000. — 286 с.
  66. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996. — 175 с.
  67. И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. -М.: ПрофОбрИздат, 2001.-187 с.
  68. А.К. Психология профессионализма М., 1998. — 398 с.
  69. А. Самоактуализация. Психология личности М., 1982. — 110 с.
  70. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М., 2002.-400 с.
  71. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика. 1999. — № 9. — С. 43−51.
  72. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 2−10.
  73. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Гриданов. Минск, 1998. -896 с.
  74. Новый энциклопедический словарь М., 2002. — 1455 с. 90.0дегов Ю.Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002. 203 с.
  75. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дис.. д-ра психол. наук М., 1984.-426 с. 92.0садин Б. Деловой туризм в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2002. № 4. — С. 71−75.
  76. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М: Экономика, 2000.-213 с.
  77. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластени-на.-М., 2004.-400 с.
  78. Педагогика и психология / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 2002. — 585 с.
  79. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982 — 255 с.
  80. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-н/Д, 1996.
  81. ЮО.Пидкасистый П. И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999. — 354 с.
  82. Ю1.Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002. — 160 с.
  83. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.- Воронеж, 1996. 298 с.
  84. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. — 786 с.
  85. Юб.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.1. СПб., 2000.-455 с.
  86. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М., 1995. — 272 с. Ю8. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию — М., 1994.-368 с.
  87. Ю9.Родигин Л. А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. М.: РИБ «Турист». 1997. 1 Ю. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1999.
  88. Российский энциклопедический словарь. М., 2002. — 1555 с.
  89. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь: Собр. соч. в 2-х т. М., 1989. — Т.2.
  90. ПЗ.Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогическихтехнологий. -М.: Школьные технологии, 1996.- 86 с. 1 Н. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. -М.: МГОУ, 2005. 181 с.
  91. С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. М., 2003. — 224с.
  92. В.И. Основы психологической антропологии. М., 1995.-384 с.
  93. Словарь русского языка. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. М., 1983. -816с.
  94. Л.Н. Психология индивидуальности. СПб., 2003. — 250 с.
  95. Современный словарь иностранных слов / Под редакцией И. В. Нечаева. М.: ACT, 2002. — 538 с.
  96. А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. М.: Альфа-М, 2006. — 304 с.
  97. Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 512 с.
  98. Л.Д., Самыгин С. И. и др. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 505 с.
  99. А.И., Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Новосибирск: НГТУ, 1999. — 195 с.
  100. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  101. Толковый словарь туристских терминов / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М -Афины: INFOGROUP, 1998. 558 с.
  102. Э. Шок будущего. М., 2003. — 557 с.
  103. Дж. Введение в гостеприимство / Пер. с англ. М.:ЮНИТИ, 1999.-236 с.
  104. Е.Е., Шмарова J1.B. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
  105. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002. -224 с.
  106. М. Дж. Проблема качества // Высшее образование в Европе.
  107. М.: Логос, 1996.—С. 16−21.
  108. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. под общ. ред. Л. Я. Газмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990. — 89 с.
  109. А.А. Четыре правила успеха // Карьера. 2005, № 1.
  110. А. Качество обслуживания в гостиничном хозяйстве // Отель, 2002, № 7. С. 68−74.
  111. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.02 г. -М: Центр «Эйдос», 2002. 68 с.
  112. А.В., Лесник А. Л. Организация и управление гостиничным бизнесом. М.: Издательский дом «Альпина», 2003. — 212 с.
  113. Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. М.: Советский спорт, 2002. — 320 с.
  114. А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. М.: ЭК-МОС, 1998.- 168 с.
  115. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М.: ЭКМОС, 2002.-213 с.
  116. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.-184 с.
  117. Г. Ф. История туризма. Минск, 1999. — 205 с.
  118. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999. — 432с.
  119. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995. — 213 с.
  120. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
  121. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1989. — 264 с.
  122. И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения М., 1994. — 139 с.
  123. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. — 640 с.
  124. Allpot G. Pattern and groutch of personality. -N.Y., 1963. 328 p.
  125. Argyle M. Social Interaction. N.Y., 1999.
  126. Barker R.Z. Social Work Dictionary NASW, Silver Spring. Md 1987.
  127. , J., & Marton, F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. London: Kogan Page. 1998.
  128. Clement U. Psychology. New York: Norton. 1995.
  129. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y.: Basic books, 1983.
  130. Heider F. The psychology of interpersonal relations. -N.Y.: Wiley, 1989. -322 p.
  131. Kelly H.H. The process of causal attribution. Amer. Psychol., 1993, 28, N2, p.107−129.
  132. Sleeman D., Brown J. S. Intelligent Tutoring Systems.- New York. Academic Press, 1992.
Заполнить форму текущей работой