Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный рынок, обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера — прямого или опосредованного участника экономической деятельности: как элемента общества, соблюдающего правила игры и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведениякак социально-активного субъекта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Современные требования к подготовке специалиста в сфере туризма
    • 1. 2. Анализ состояния изученности проблемы дистанционного обучения в теории и практике профессионального образования
    • 1. 3. Личностный аспект использования дистанционных образовательных программ
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Модель использования дистанционных образовательных программ
    • 2. 2. Техническое построение образовательных программ: «Диалог в режиме реального времени»
    • 2. 3. Дидактические требования к построению учебного материала в условиях дистанционного обучения
    • 2. 4. Методическое обеспечение процесса обучения

Использование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходит технологическая революция в образовании, вызванная быстрым прогрессом информатики и средств коммуникации. Последствия этой революции не обошли стороной и Россию, расширяя спектр дидактических средств и увеличивая возможности применения дистанционных методов обучения.

Современные обучающие технологии, активно применяемые во многих развитых странах мира, основываются на последних достижениях в области информатики и вычислительной техники. Они включают в себя разные виды компьютерного обучения, спутниковое телевидение, использование различных средств коммуникации. Все это создает новую технологическую среду для развития образования.

В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Перспективность использования информационных технологий в образовании, и частности, в профессиональном образовании, сегодня очевидна. Об этом свидетельствует принятая Министерством образования РФ программа «Информационные технологии в образовании».

За последние десятилетия значительные изменения претерпела система профессионального образования. В ряде исследований указывается, что одна из причин этих изменений — значительное сокращение расходов на образование, переход от достаточного, а в некоторых случаях и избыточного, к дефицитному финансированию. Образование, которое в течение очень длительного периода жизни общества воспринималось как социальнонравственная категория, переходит в современных условиях в экономическую категорию. В понимании образования с позиций экономики следует выделить несколько аспектов. Один из них определяется необходимостью проведения постоянного мониторинга и анализа рынка труда, т. е. исследование потребностей конкретного региона в специалистах определенной профессиональной области и квалификации, так как профессиональное образование должно удовлетворять потребности рынка труда в специалистах. С другой стороны, наряду с качественными и адекватными потребностями рынка труда в профессиональном образовании актуальной является проблема его доступности для всех желающих при снижении затрат на обучение. Одним из эффективных средств ее решения является дистанционное обучение.

Компьютерные средства поддержки различных форм учебного процесса достаточно широко применяются в настоящее время во всей системе образования России. Вместе с тем, существует ряд факторов, сдерживающих распространение электронных обучающих средств и ограничивающих эффективность их использования. Обучающие программные продукты разрабатываются, как правило, по отдельным темам дисциплины без обеспечения программной поддержкой всего курса. При этом курсы при достаточно хорошей дидактической основе и глубоком содержании порой не выдерживают критики с точки зрения графического оформления, требований эргономики, надежности, простоты использования и обеспечения соответствующими методическими и эксплуатационными материалами.

За последние годы появились ряд исследований, посвященных проблеме дистанционного обучения, в которых раскрываются его научнопедагогические основы (Иванников А.Д., Кузнецов А. А., Полат Е.С.), особенности организации учебного процесса (Андреев А.А., Богданова С. В., Бутырин Г. Н., Ефимов Н. Н., Солдаткин В.Н.), возможности использования электронных средств (Демин Ю.Н., Домрачев В., Жафяров А.Ж.), а также некоторые частно-методические аспекты (Кривошеее А.О., Левин В. И., Никитин А.В.). Проблеме дистанционного обучения в системе повышения квалификации исследование Расходчикова В. Г., который разработал общие подходы к организации учебного процесса и его методическому обеспечению.

Однако нам не удалось обнаружить исследования, в которых бы рассматривались теоретико-методические аспекты использования дистанционных программ повышения квалификации специалистов сферы туризма.

Анализ научной литературы и существующей практики позволил сделать вывод о том, что разработка дистанционного обучения в системе повышения квалификации специалистов должна основываться на следующих положениях: обеспечение условий для личностно-ориентированного профессионального образованиядиверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процессапреобразование сети профессиональных образовательных учрежденийсоздание нового поколения учебного и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Кроме того, противоречие между объективной потребностью в расширении доступа специалистов к повышению квалификации, росту профессионального мастерства, и недостаточной разработанностью в современной педагогике аспектов построения и функционирования новых подходов к содержанию и организации профессиональной подготовки, одним из которых является дистанционное обучение, обусловили проблему исследования: каковы научно-методические подходы к построению содержания и организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации?

Потребность практики и не в полной мере разработанность этой проблемы на теоретическом и методическом уровнях в профессиональном туристском образовании определили выбор темы нашего исследования: «Использование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля».

Цель исследования — разработать содержание и методику использования дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля.

Объект исследования — система дополнительной профессиональной подготовки специалистов туристского профиля.

Предмет исследования — технологии использования дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля.

Гипотеза исследования. Эффективность использования дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля будет выше, если:

— будут проанализированы современные требования к подготовке специалистов в сфере туризма, с учетом которых будут сформулированы принципы организации дистанционных образовательных программбудет разработана модель использования дистанционных образовательных программ, включающая: содержание обучениятехнологии построения индивидуальных образовательных программсовокупность контролирующих средств;

— будут определены дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программбудет разработана технология построения дистанционных образовательных программ, оптимизирующая диалоговый режим взаимодействия обучающегося и преподавателя;

— будет разработано методическое обеспечение процесса обучения, учитывающее особенности образовательного процесса в дистанционном обучении, теоретические подходы к выбору методов обучения.

В соответствие с целью, объектом, предметом и положениями гипотезы были определены задачи исследования:

1. Проанализировать состояние изученности проблемы дистанционного обучения.

2. Разработать и экспериментально проверить модель процесса использования дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля.

3. Определить дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программ для подготовки специалистов туристского профиля.

4. Разработать технологию построения дистанционных образовательных программ — «Диалог в режиме реального времени».

Теоретико-методологической базой исследования явились: философская теория познания, современные социально-экономические теории в области формирования профессионально-квалификационной структуры рабочих и специалистов, концепции о непрерывности и многоуровневости профессионального образования, теория интеграции и дифференциации, теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, С. Г. Вершловский, Н.А. Хроменков) — системный, комплексный, личностно-деятельностный и интегративно-модульные подходыЗакон Российской Федерации «Об образовании», законодательные акты, информативные документы в области профессионального образования.

В своем исследовании мы опирались на научные труды в области теории профессионального образования С. Я Батышева, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Н. И. Думченко, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова.

Социально-педагогическая разработка проблемы в процессе исследования базировалась на психологических концепциях, выдвинутых Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, К. К. Платоновым, С. Л Рубинштейном, Б. Ф. Ломовым, В. Д. Шадриковым и др.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблемеэмпирические: опроснаблюдениеанкетированиепедагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2004 г. г.

На первом этапе (1999;2001 г. г.) осуществлялось накопление материала, изучалось состояние проблемы в методической литературе, осуществлялись наблюдения, формировалась концепция исследования. Второй этап (2001;2002г.г.) был посвящен анализу состояния проблемы в туристском колледже, были разработаны гипотеза, цели и задачи исследования, проводилась разработка модели развития профессиональных речевых коммуникаций и методическое обеспечение обучения письменной речи студентов.

На третьем этапе (2002;2004г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, обобщались результаты, а также завершалось литературное оформление диссертации и внедрялись результаты эксперимента в учебный процесс.

Научная новизна исследования:

1. Разработана модель использования дистанционных образовательных программ, включающая содержание обучения, представленное в виде профильных учебных программ в сфере туристской деятельности (например, таких, как: «Введение в туризм" — «Анимация и экскурсионное обслуживание" — «Лицензирование и сертификация услуг" — «Основы менеджмента и маркетинга" — «Основы гостеприимства» и др.), вариативное построение учебного процесса, основанное на технологиях проектирования индивидуализированного обученияконтроль знаний (самоконтроль, тестирование, итоговый контроль).

2. Определены дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программ для подготовки специалистов туристского профиля: использование блочно-модульного подхода при проектировании учебной программыдифференциация и индивидуализация содержания учебного материалаиспользование личностно-ориентированных и личностно-развивающих технологийпрактико-ориентированность программ дистанционного обученияформирование банка данных метасведений, содержащих информацию об изучаемом курсеорганизация процесса обучения по образовательной программе в виде диалога в режиме реального временисоздание учебного сообщества путем введения дискуссионной зоны в образовательную программу.

3. Разработана технология построения дистанционных образовательных программ «Диалог в режиме реального времени», включающая следующие процедуры: определение и формулирование общей цели курса, с учетом специфики предполагаемой аудиторииподбор учебника или комплекта материалов для чтенияразделение курса или темы на 5−15 «модулей» или разделовразработка набора умений и результатов обучения, подбор материалов для чтения, выбор охватываемых тем и подбор учебного материала для программы «Диалог в режиме реального времени» связи с другими веб-ресурсамиразработка вводной приветственной странички объявлений, заметок и инструкцийподготовка аудиопрезентации для каждого разделаподготовка на каждый раздел дискуссионных вопросов или «правил» для работы по программе «Диалог в режиме реального времени» со своими студентамиразработка оценки учебной программы и способов обратной связи с участниками образовательного процесса.

Практическая значимость исследования определяется комплектом программ дистанционного обучения, таких, как: «Введение в туризм" — «Анимация и экскурсионное обслуживание" — «Лицензирование и сертификация услуг" — «Основы менеджмента и маркетинга" — «Основы гостеприимства» и др., а также методическими рекомендациями для преподавателей и обучающихся: «Организация учебного процесса в режиме дистанционного обучения».

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается: продолжительностью исследовательской и экспериментальной работы (более пяти лет) — научными результатами, практическим опытом и методологией, заложенными в основу экспериментальной работы (Ю.К. Бабанский, С. Г. Вершловский, Н. А. Хроменков, А. А. Андреев, С.В. Богданова) — конкретными результатами и их обсуждением на федеральных, городских, окружных конференциях и семинарахпрактическим итогом работы — функционирующей системой использования дистанционных программ в туристском образовании.

На защиту выносятся:

1. Модель процесса использования дистанционных образовательных программ.

2. Дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программ для подготовки специалистов туристского профиля.

3. Технология построения дистанционных образовательных программ.

Апробация результатов исследования.

Апробация осуществлялась в процессе выступления автора на конференциях: «Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма», (г. Красноярск, 2001 г.) — «Развитие спорта, туризма, активных форм отдыха, оздоровления и содержательного досуга молодежиоснова формирования здорового общества», (г. Москва, 2003 г.), а также в процессе выступлений на заседаниях Научно-методического совета РМАТ, на заседаниях кафедры информационных систем управления туристским бизнесом и на заседаниях кафедры педагогики профессионального туристского образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс обучения, как таковой, можно рассматривать в системе предоставления образовательных услуг со стороны учебного заведения и потребления их обучаемым. С таких позиций конечная результативность профессионального образовательного учреждения — конкурентоспособный специалист, опосредовано включением обучаемого в систему «предоставления — потребления» образовательных услуг. Но при таком подходе ориентация деятельности образовательного учреждения приобретает несколько иной характер — не на спрос на рынке труда, а на спрос населения на те или иные виды.

Современный рынок, обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера — прямого или опосредованного участника экономической деятельности: как элемента общества, соблюдающего правила игры и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведениякак социально-активного субъекта, своими действиями способствующего общественному развитию. Поведенческая цивилизованность субъектов рыночного хозяйствования обусловлена общими сдвигами отношений базисного характера, а именно: эволюцией отношений производства и распределения под воздействием экономических и политических факторов в сторону все большего соучастия в них работников, в сторону социализации этих отношений. Экономическая культура поведения, возникшая как необходимость в системе рыночных отношений, в общем-то, являясь одним из проявлений общей культуры человека, постепенно приобретает характер одной из центральных этических норм. Тенденции развития профессиональной школы и их влияние на функции, процессы, уровни и этапы профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования, выявленные в данном исследовании, обосновываются следующими положениями.

В настоящее время в теории и методике профессионального дистанционного обучения недостаточно глубоко исследованы проблемы структуры, содержания, форм и методов дистанционного обучения с использованием новых информационных технологий в различных учебных заведениях, начиная от общеобразовательной школы и образовательных учреждений среднего профессионального образования до вузовской подготовки.

В нашем исследовании получены следующие научные результаты: проанализированы современные требования к подготовке специалистов в сфере туризма, с учетом которых будут сформулированы принципы организации дистанционных образовательных программ;

— разработана модель использования дистанционных образовательных программ, включающая: содержание обучениятехнологии построения индивидуальных образовательных программсовокупность контролирующих средств;

— определены дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программ;

— разработана технология построения дистанционных образовательных программ, оптимизирующая диалоговый режим взаимодействия обучающегося и преподавателяразработано методическое обеспечение процесса обучения, учитывающее особенности образовательного процесса в дистанционном обучении, теоретические подходы к выбору методов обучения.

Таким образом на основе анализа современных требований к подготовке специалистов в сфере туризма в ходе исследования решены намеченные задачи подтверждена сформулированная гипотеза и позволило сделать следующие выводы:

Разработана модель использования дистанционных образовательных программ, включающая содержание обучения, представленное в виде профильных учебных программ в сфере туристской деятельности (например, таких, как: «Введение в туризм" — «Анимация и экскурсионное обслуживание" — «Лицензирование и сертификация услуг" — «Основы менеджмента и маркетинга" — «Основы гостеприимства» и др.), вариативное построение учебного процесса, основанное на технологиях проектирования индивидуализированного обученияконтроль знаний (самоконтроль, тестирование, итоговый контроль).

Определены дидактические требования к содержанию дистанционных образовательных программ для подготовки специалистов туристского профиля: использование блочно-модульного подхода при проектировании учебной программыдифференциация и индивидуализация содержания учебного материалаиспользование личностно-ориентированных и личностно-развивающих технологийпрактико-ориентированность программ дистанционного обученияформирование банка данных метасведений, содержащих информацию об изучаемом курсеорганизация процесса обучения по образовательной программе в виде диалога в режиме реального временисоздание учебного сообщества путем введения дискуссионной зоны в образовательную программу.

Разработана технология построения дистанционных образовательных программ «Диалог в режиме реального времени», включающая следующие процедуры: определение и формулирование общей цели курса, с учетом специфики предполагаемой аудиторииподбор учебника или комплекта материалов для чтенияразделение курса или темы на 5−15 «модулей» или разделовразработка набора умений и результатов обучения, подбор материалов для чтения, выбор охватываемых тем и подбор учебного материала для программы «Диалог в режиме реального времени» связи с другими веб-ресурсамиразработка вводной приветственной странички объявлений, заметок и инструкцийподготовка аудиопрезентации для каждого разделаподготовка на каждый раздел дискуссионных вопросов или «правил» для работы по программе «Диалог в режиме реального времени» со своими студентамиразработка оценки учебной программы и способов обратной связи с участниками образовательного процесса.

Исследование показало, что применение новых учебных пособий позволяет увеличить показатели готовности специалистов сферы туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы: Учеб. пособие. С. -Петербург, 1987.-87 с.
  2. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения./УИНФО. 1993. — № 5. — С. 7−25
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШРАО, 1994.- 228с.
  4. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.- 244 с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -254с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы).-М., 1982.-192 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М., 1982. 191 с.
  9. Базовый курс информатики: Программа, требования к уровню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. М., 1998.-44 с.
  10. М. И., Поздняков С. Н., Резник И. А. Информационная среда обучения.-СПб., 1997.-400 с.
  11. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения.-М, 1966.-27 с.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М&bdquo- 1995.-336 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192 с.
  14. В.П. Теория учебника. М., 1988. — 160 с.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. — 144с.
  16. С. А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  17. В.М. Эффективность обучения. -М., 1976. 191 с.
  18. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. -№ 3.- С.8−13.
  19. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, Ш. с. 38−45.
  20. ДА., Федосеев А. А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования/УИНФО. 1993. — № 2 .- С. 27−29.
  21. Г. А. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии/Педагогика. -1993. № 5. С. 12−16.
  22. Я.А., Грачев Б. Н., Пронина JI.M. Информационная среда для народного образования/Педагогика. -1994. № 3. — С. 28−31.
  23. Я. А., Королев В. Новые разработки для образования/УИНФО. -1993. № 2. С. 5−7.
  24. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. — 237с.
  25. Е.П. информатика актуальное направление развития советской науки/В сб. «Кибернетика. Становление информатики». -М, 1986. -с. 38−44.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1968.-353 с.
  27. Н. Кибернетика и общество. М., 1958. 200с.
  28. Н. Творец и робот. М., 1966. — 103 с.
  29. Н.А., Колос В. В., Кудрявцева С. П. Модель активизации базы знаний учебного назначения в адаптивных обучающих системах/УУсиМ.- 1992. № 9/10.-С. 88−98.
  30. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). М., 1995. -220с.
  31. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — -487с.- т.2. — 504с.- т.З. — 367с.- т.4. — 432с.- т.5. — 369с.- т.6. — 397с.
  32. Н. И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов 4 курса направления «Менеджмент». М.: РМАТ, 1996. — С. 4−5.
  33. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1940. -т.1.-292с.
  34. Т., Машбиц Е. И. Психологические проблемы эффективности применения компьютеров в учебном процессе/Вопросы психологии. 1989. -№ 3, С. 105.
  35. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1989. — 264 с.
  36. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -608 с.
  37. О.Я. Готовимся к выпускным экзаменам/Информатика и образование, 1995, № 6. с. 57−61.
  38. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. -М., 1968. -44с.
  39. А.В. Информатика фундаментальная и прикладная/Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 27−30.
  40. С.В. Информационные технологии и реформа образовательного процесса в вузе/Тезисы докладов 6-й Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч.2. — Курск. — 1998.- С. 3033.
  41. Государственные требования к минимуму. содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М., 1996. -24с.
  42. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». М., 1996. — 27с.
  43. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». М., 1996. — 28с.
  44. И.В. Методические проблемы компьютеризации в школе// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−49
  45. В.В. Виды общения в обучении. М., 1972. — 424с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1986. -С. 21−23 с.
  47. Дистанционное образование. 1998, № 4
  48. А.И. Самосовершенствование личности. Р.-Д., 1977. — 123с.
  49. А.П. Как учить программированию //Микропроцессорные средства и системы, 1986 №'. с. 23−29.
  50. А.В. Концепция информатизации образования.//ИНФО. 1988. — № 6.-С. 3−8.
  51. А.П. Введение в теоретическое программирование. (Беседы о методе).-М, 1977.-288с.
  52. А.П. Как учить программированию/Микропроцессорные средства и системы. 1986. — № 1.- С. 23−29
  53. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование //Математика в школе. 1989. — № 1. — С. 14−30.
  54. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре// Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 11−12.
  55. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. Ф. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)//Информатика и образование. 1995.№ 1.-С. 3−19
  56. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. -166с.
  57. Жураковский Г. Е- Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963. -510с.
  58. В.И. Методология и методика дидактических исследований. — М., 1982.-160 с.
  59. В.И. О современной трактовке дидактических принципов/Сов. педагогика. 1978. — № 10 — С. 66−72
  60. И.А. Проблемы информатизации проблемы интеллектуального развития общества.//ИНФО. — 1994. — № 2. — С. 3−5
  61. Я.Н. О чем спрашивают на вступительных экзаменах/Информатика и образование, 1994, № 2. с. 59−60.
  62. Закон РФ «Об образовании"//0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». -М., 1996. 64с.
  63. JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1968. — 175с.
  64. В.П. Эргономика и информатика// Вопросы философии. -1986.-№ 7.-С. 28−36
  65. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. -М., 1973. -т.1. -407с.- Т.2. 368с.
  66. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. М., 1984. -230 с.
  67. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения/Под ред. Г. Л. Кулешова. М., 1989. — 263 с.
  68. Информатика: Учебник/Под ред. Н. В. Макаровой. М., 1997. -786с.
  69. Информационная технология: Вопросы развития и применения. -Киев, 1988.-156 с.
  70. В.А. Вступительные экзамены по информатике/Информатика и образование, 1994, № 2. с. 65−67.
  71. В.А. Об экзаменах по информатике/Информатика и образование, 1996, № 5. с. 121−122.
  72. В.А. Экзаменационные задачи//Информатика и образование, 1996, № 5.-с. 123−127.
  73. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе.-М., 1999.-314 с.
  74. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5 т. М., 1998. — т.1. -192 е.- т.2. — 256 е.- т.З. — 384 е.- т4. — 312 е.- т.5. — 248 с.
  75. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М., 1997.-212 с.
  76. С. Новые информационные технологии и реформа школы.//ИНФО. 1993.- № 5.-С. 117−123
  77. Кибернетика. Становление информатики. М., 1986. — 190с.
  78. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. — 328 с.
  79. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М., 1995. -222с.
  80. Клинберг JL Проблемы теории обучения. М., 1986. — 176 с.
  81. Е.Я., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе. М., 1987.- 128с.
  82. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. -504с.
  83. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М., 1999. -328с.
  84. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя./ Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полат.- М., 1995. — 167 с.
  85. Концепция информатизации образования/Информатика и образование. -1990.-№ 1.-87с.
  86. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973. -324 с.
  87. Ю.Л. Экзамен по информатике в университете/Информатика и образование, 1997, № 2. с. 46−47.
  88. В.В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары, 1997. — 51с.
  89. Кравченко Г. Г, Цалюк В. З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики/Информатика и образование, 1998, № 7. -с. 9399.
  90. А. Система информатизации высшей школы РОССИИ.//ИНФО. 1993.- № 2. -С. 3−5.
  91. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
  92. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 431 с.
  93. А., Лецко. Компьютерные сети в обучении.//ИНФО. 1987. -№ 2.-С.87−88.
  94. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. -М., 1996. 176 с.
  95. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. — 303с.
  96. А.А., Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика/Информатика и образование. 1986. — № 2. С. 29−31.
  97. В.Н. О принципах разработки терминологических стандартов/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1. с. 62−64.
  98. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-114 с.
  99. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 54с.
  100. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание/Педагогика. -1994.- № 1.- С. 7−12.
  101. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.-231с.
  102. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970.-261 с.
  103. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — 367с.
  104. Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190с.
  105. JI. Раджасингам. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: ИНФО, 1999, 312с.
  106. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. -523 с.
  107. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования.//ИНФО. 1992. — № 1 — С. 3−6.
  108. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 86с.
  109. А.А. Педагогическое общение. М., 1996.- 93с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977. 304 с.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185с.
  112. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. -М., 1996.- 120с.
  113. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. -685 с.
  114. .Т. Педагогика. М., 1996. — 462с.
  115. Д.А., Сухов А. В. Фрагменты компьютеризированного учебника для контроля знаний./УИНФО. 1995. — № 3. — С. 91−97
  116. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М., 1985.-158 с.
  117. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб., 1992. — 135 с.
  118. М. Методологические основы дидактики. М., 1987. -221с.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972. 208с.
  120. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367с.
  121. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
  122. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. — 192с.
  123. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. — 192 с.
  124. Е.И., Бондаревская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев, 1964. — 170 с.
  125. А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика/Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 153−155.
  126. Моделирование педагогических ситуаций./Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120с.
  127. В. А. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся/УВопр. психологии. 1986. — № 3.- С. 22.
  128. Мультимедиа./Под ред. Петренко А. И. М., — 1994. — 272 с.
  129. Н. Принципы искусственного интеллекта. М., 1985. — 317 с.
  130. А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996 — 130с.
  131. А.М. Профессиональное образование России. М., 1997. -253 с.
  132. В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением автоматизированных обучающих систем. М.: НИИ ВШ, -1985.-С.48.
  133. Ш., Ниязхонов Т., Маджидов М. Контрольно-тестовые программы с таймером и журналом регистрации./МНФО. 1993. — № 1. — С. 111−112.
  134. Образование: Традиция и инновации и инновации в условиях социальных перемен./ Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича, М., -1997. — 326 с.
  135. Обучение и развитиеУПод ред. Л. В. Занкова. М., — 1975. — 440 с.
  136. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.208с.
  137. В. Процесс обучения. М., 1962. — 171 с.
  138. Основы дидактики/Под ред. Б. П. Есипова. М., — 1967. — 472 с.
  139. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. — 303с.
  140. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. -М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.- 225с.
  141. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий. М., 1998, — С. 36.
  142. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996, — 602 с.
  143. Педагогика/Под общей редакцией Г. Нойнера, Ю. К Бабанского М., 1984.-341с.
  144. Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Ежегодник. 1999, № 7
  145. Перспективы: Вопросы образования. Париж, 1992. № 3. С. 76
  146. Перспективы: Вопросы образования. Париж, 1992. №З.С.78
  147. В.И., Савинков В. М., Толковый словарь по информатике. -М., 1995,-544 с.
  148. А.В. Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982. -255 с.
  149. А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М., 1992. — 70с.
  150. В.М. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике./Педагогика. 1993. — № 3.- С. 78−85.
  151. Г. С. Искусственный интеллект. М., 1988. — 278 с.
  152. А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки/Советская педагогика, 1953, № 5. с.33−43.
  153. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихсяпо педагогическим специальностям. М., 1997. — 512с.
  154. Психология и педагогика. Курс лекций/Под ред. К. А. Альбухановой, Н. В. Васиной и др. М., 1998. — 320с.
  155. Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. А. А. Радугина. -М., 1999.-256 с.
  156. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 492с.
  157. Решение коллегии Госкомвуза России № 9/1 от 9 июня 1993 г. «О создании системы дистантного образования в РФ»
  158. И.В. Какой должна быть обучающая программа./УИНФО. -1986. № 2.-С. 90−95.
  159. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994. -205с.
  160. И.В. Средства новых информационных технологий -школе//ИНФО.- 1989.- № 2.-С.23−31.
  161. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования/Информатика и образование. 1991.-№ 4.- С. 13−16.
  162. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990,-112с.
  163. М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. -Новосибирск, 1977. 221с.
  164. Россия в цифрах: крат. стат. сб., М.: Госкомстат России. 2001. 397 с.
  165. Н. Ю. Мультимедиа в образовании./УИНФО. 1994. -№ 4.-С. 89−96.
  166. В.В. и др. Компьютер как средство учебного моделирования.// ИНФО.- 1987.- № 5-С.8−13.
  167. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения.// ИНФО. 1987. — № 3. -С.3−16.
  168. А.Я. и др. Актуальные проблемы создания автоматизированной системы управления высшей школой. //CBUI. 1981. -№ 2.-С. 135−147.
  169. А.Я. и др. Компьютеризация образования- необходимое условие научно-технического прогресса .//СВШ. 1987. — № 1. — С. 95−106.
  170. А.Я. и др. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М., 1986. — 176 с.
  171. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образованья/Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 30−38.
  172. А.И., Шангин В. Ф., Шангина Т. В. Компьютеры и сети: Учеб. пособие. М., 1998. — 126с.
  173. А.И., Шангин В. Ф., Шангина Т. В. Методическое пособие по изучению курса информатики: Метод, пособие. М., 1996. — 70с.
  174. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986. 150с.
  175. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. -96с.
  176. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 1994. — С. 195.
  177. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224с.
  178. Н.М. Информационные семантические системы. М., 1989. -317с.
  179. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. М., 1998. — 352с.
  180. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу ./Сов. педагогика. 1985. — № 12. — С.34−38.
  181. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998. -288с.
  182. Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М., 1977. 64с.
  183. Н.Ф. Теоретические проблемы программированногообучения.-М., 1969.-133 с.
  184. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.343 с.
  185. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса.- М., 1977, С. 64.
  186. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения/под ред. Е. С. Полат, М., 1989, 122 с.
  187. А.В. Информатика и искусственный интеллект. М., 1991. — 125 с.
  188. О .Я. Готовимся к выпускным экзаменам/Информатика и образование. 1995.-№ 6.-С. 57−61.
  189. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. -М., 1930. -240с.
  190. А.Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в классе (Библиотека методиста региональной образовательной сети, вып. 3). -Барнаул, 1996. 138с.
  191. А.Ю. Учебные компьютерные сети//ИНФО.-1993. № 3 — С. 41−57.
  192. Ф. Мир через электронные послания/УИНФО. -1995.- № 3 -С. 116−119.
  193. JI.M. О механизмах решения арифметических задач/Вопросы психологии, 1967, № 2. с.79−88.
  194. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М., 1997. 512 с.
  195. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1982. -т.1. -406с.- т.2.-351с.
  196. С.А. Информатизация образованияУ/ИНФО.- 1994.-№ 1 С. 13−20.
  197. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.- М., 1989, 192 с.
  198. М.С. Информационные технологии в обучении: Учебное пособие. -Тамбов, 1997.-С. 8.
  199. Д. В. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996,288 с.
  200. Н.Г. Избранные педагогические произведения. -М., 1953. 772с.
  201. С.Н. Технология профессионального успеха. -М., Просвещение, 2001. -317с.
  202. В. Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. -91с.
  203. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  204. В.Ф., Шангина Т. В. Введение в Access: Учеб. пособие. -М., 1997.-87с.
  205. С.А. Обучение и научное познание. М., 1981. — 208с.
  206. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997. — 214 с.
  207. В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. -271с.
  208. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972. — 216с.
  209. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1979. -351 с.
  210. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1983,223 с.
  211. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972. — 216 с.
  212. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М, 1978. -391с.
  213. И.С. Развивающее обучение. М, 1979. — 144с.
  214. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.-317 с.
  215. Audio cassettes in the British Open University // A.W. Bates (ed.). Media and Technology in European Distance Education. European Association of Distance Teaching Universities. M. Keynes, The Open University Press, 1990.
  216. Bates A.W. Educational aspects of the telecommunications revolution // Davies G. & Samways B. (eds.). Teleteaching (IFIP Transactions 1−29). Amsterdam, North-Holland, 1993.
  217. Bates A.W. Restructuring the University for Technological Change //A keynote address at the «What Kind of University?». International Conference. London, June 1997.
  218. Celling P. M Distant study as an opportunity for learning // E. Ljosa, (td.). The system of distance education Maimo Kesmods, 1975.
  219. Distance Education: A System View. Belmont, Wadsworth Publishing Company, 1966.
  220. Distance Education: Strukture, Methodology, Staff Development and Legal Aspects. IITE UNESCO. M., 2000.
  221. Gell M., Cohrane P. Future Shoks. Training Tomorrow. 1994/95. P. 2729.
  222. Holmberg B. Theory and Practice of Distance Education. London, Rout/edge, 1995.
  223. Interactive Distance Learning: Perspective and Thoughts. Business Communication Quarterly. 1996. Dec. P. 88.
  224. Keegan D. The fountain of Distance Education. L: Croom Helm, 1986 -Публикации Д. Кигана см. на сайте www. desmond/keegan/bibl.htm.
  225. Learners and learner services: The key to the future of open distance learning // Roberts J.M. & Keough E.M. (eds.). Why the information highway? Lessons from open and distance learning. Toronto, Trifolium Books, 1995.
  226. Learning at the Back Door. Madison, University of Wiscontin Press, 1981.
  227. Mass higher education: Where are we going? // G.E.Ortner, K. Graff & H. Wilmersdoerfer (eds.). Distance Education as Two-Way Communication. Essays in Honour of Boije Holmberg. Frankfurt, Peter Lang, 1992.
  228. Media and Technology in European Distance Education. European Association of Distance Teaching Universities. M. Keynes, The Open University Press, 1990.
  229. Moore M.G. Three types of interaction 11 American Journal of Distance Education/Na 3 (2)/ 1989.
  230. Ostar A. Partnership Between the Interactive University and Its Constituencies. Economic Development Review. 1991, № 9(1). P. 56−57.
  231. Peters O. Founding The Open Universities. New Delhi, Sterling Publishers Private, Ltd., 1997.
  232. Sewart D. Students support system in distance education // Open Learning. Ns 8 (3). 1993.
  233. D., Keegan D. & Holmberg B. (eds.). Distance Education: International Perspectives. London, Groom Helm, 1983.
  234. Smith A. Kelly (eds.). Distance Education and the Mainstream. London, Croom Helm, 1987.
  235. Smith A. Small support: How much is enough? // J.S.Daniel, M.A.Strand & J.R.Thomson (eds.). Learning at a Distance: A World Perspective. Edmonton, Athabasca University, 1982.
  236. Smith A. The open University: The Key to Wider Opportunities. London, The Labour Party, Spokesperson of and Continuing Education, 1992.
  237. Technology and Course Design for European-wide Distance Education Courses. Working Group on Media and Technology. Herleen, European Association of Distance Teaching Universities, 1989.
  238. Technology, Open Learning and Distance Education. London, Routledge, 1995.
  239. Telematic teaching? Distant study // ICCE Newsletter, 1976.
  240. The challenge of technology for european distance education // A. W. Bates (ed.). Media and Technology in European Distance Education. European Association of Distance Teaching Universities. M. Keynes, The Open University Press, 1990.
  241. The future //A. W. Bates (ed.). Media and Technology in European Distance Education. European Association of Distance Teaching Universities. M. Keynes, The Open University Press, 1990.
  242. The role of media in distance education as a key academic issue // A.W. Bates (ed.). Media and Technology in European Distance Education. European Association of Distance Teaching Universities. M. Keynes, The Open University Press, 1990.
  243. The Role of Technology in Distance Education. London, Croom Helm, 1984.
  244. Theory and Practice of Distance Education. London, Routledge, 1989- Growth and Structure of Distance Education. Beckenhem, CroomHelm, 1986.
  245. University distance education of adults // Tech Trends. Ne 32 (40). 1987- Self directed learning and distance education. Ne 1 (1). 1986.
  246. Wedemeyer C.F. Back door learning society // D. Sew/art, D. Keegan & B. Holberg (eds.) Distance Education: International Perspectives. London, Croom Helm, 1983.
Заполнить форму текущей работой