Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая исследовательская деятельность учителя истории: выбор методов, поиск технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сложном динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач. Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника… Читать ещё >

Творческая исследовательская деятельность учителя истории: выбор методов, поиск технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По словам Джорджа Галифакса (XVIII в.), образование — это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили. Георг Зиммель говорил в свое время, что человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Становится понятно, что образование — это процесс передачи не только знаний, но и ценностей, которые важны для нашей цивилизации. Образование включает в себя обучение детей тому, что важно в жизни, умению различать, что хорошо и что плохо.

За последние 20 лет формы коммуникации и передачи информации претерпели революционные изменения, а школы до сих пор выглядят так же, как и 200 лет назад: учитель читает лекцию перед тридцатью учениками.

В связи с этим актуальным остается вопрос: как надо преподавать? Вопрос о том, как надо преподавать, рассматривает методика. Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Современное образование ставит перед нами задачу перейти от догматических методов в познавательной деятельности к исследовательским методам, выйти на творческий уровень интеллектуального развития учащихся.

Возвращаясь к понятиям «метод» и «методика», следует отметить, что под методами понимают способы деятельности. Суть методов заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого, повышая профессиональные знания и умения, ищущие учителя внедряют новые приемы и методы обучения, например, технологию концентрированного (блокового) обучения. Это комплекс учебных занятий по теме, объединенных целевой установкой. Изучение нового материала происходит в процессе внутреннего взаимодействия и приращения одних знаний к другим.

Сегодня большое распространение получили три вида активности, три технологии обучения: моделирование, или игровая деятельность, коммуникативный диалог, или дискуссионная деятельность, изучение источников, или исследовательская деятельность.

Уроки с игровой деятельностью мы условно можем разделить на игры-реконструкции с наличием воображаемой ситуации и ролями, игры-обсуждения, в которых моделируется ситуация с различными формами обсуждения, анализом прошлого с точки зрения современности и игры-соревнования с четко фиксированными правилами.

Уроки с дискуссионной деятельностью строятся или на основе коллективной деятельности с заданием всему классу — семинар, групповая работа в ходе структурированной дискуссии, когда каждая группа выполняет свое задание, или индивидуальной работы, когда каждый ученик в ходе обсуждения представляет свой проект.

Творческая исследовательская деятельность также может быть представлена в различных формах — на практическом занятии, проблемно-лабораторном уроке, собственно на исследовательском уроке, с докладами, рефератами, иными творческими работами.

В системе образования становится приоритетным «выращивание личности», так как сегодня нужны не только образованные люди, а образованные личности. В педагогической науке появились такие понятия, как «конкурентоспособная личность», т. е. личность, успешно конкурирующая с другими личностями в условиях рыночной экономики, «компетентная личность», т. е. личность, которая обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ей обоснованно и эффективно действовать в определенной области.

Современная действительность требует от выпускников не столько глубоких фактических знаний, сколько мобильных знаний, знаний, имеющих практическую направленность, знаний, которые могут помочь учащимся реализовать себя, подготовить к переменам в будущем, к быстрым изменениям, происходящим в мире.

Анализируя мировой опыт, ученые отмечают, что с 1960 по 1984 гг. количество учеников в американских государственных школах выросло всего на 9%, тогда как число учителей увеличилось на 57%, а число директоров и школьных инспекторов — на 79%. Численность вспомогательного персонала за этот период увеличилась на 500%. А результаты тестирования ухудшаются, и это не единственная беда. Сегодня, например, американские работодатели жалуются на то, что выпускники средних школ не подготовлены к будущей работе. Оценки самих учащихся о своей учебе существенно отличаются от данных опросов. Во время опросов американские студенты утверждают, что обладают хорошими навыками в области письма, чтения и математики, однако у работодателей другое мнение. По результатам одного из таких опросов всего 22% работодателей считали, что недавно принятые на работу выпускники средних школ имели достаточные познания в математике, лишь 30% были удовлетворены их умением читать. Выпускники школы выходят на рынок труда совершенно не подготовленными к глобальной конкуренции [1].

Главная задача казахстанской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сегодня перед школой стоит задача внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

В современном быстро изменяющемся мире учащимся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, собирать информацию в единое целое, уметь выражать свое отношение к новым идеям и знаниям. Учащимся нужно делать свои критические, творческие умозаключения. Анализ, синтез, сравнение, классификация — это и есть конкретные мыслительные операции, уровень развития которых определяет интеллектуальные способности личности. Развитие конкретных мыслительных операций в результате применения стратегий метода критического мышления формирует «ученика думающего».

Метод критического мышления относится к интерактивным методам обучения. В основе интерактивных форм работы лежит деятельностный подход. Это обучение действием или через действие. Интерактивные формы предполагают не рассказ о том, как надо учить детей или как детям надо воспринимать информацию. Интерактивные формы и методы, и в частности критическое мышление, дают возможность и подводят учащихся к тому, что они самостоятельно воспринимают информацию, прорабатывают и апробируют (применяют) ее сами и зачастую по собственному желанию. Для осуществления этого имеются продуманные и побуждающие к поиску вопросы и некоторые приемы или, как они называются в рамках метода критического мышления, стратегии.

Метод критического мышления включает использование нескольких стратегий, которые выбираются исходя из тех или иных целей урока, направленных на их достижение. Среди стратегий метода критического мышления «мозговой штурм», «чтение с пометками», «пятистишие», «кубики», «дневник двойной записи», «чтение с остановками», «ключевые слова», «круглый стол», «мозаика» и другие. Использование стратегий предполагает, что именно ученики будут «добывать» знания, задавать вопросы, строить предположения, высказывать свое мнение, т. е. будут активными участниками процесса познания, будут учиться критически мыслить. Для конкурентоспособной личности большое значение имеет актуальное владение логикой исследовательской деятельности. Сегодня уже в начальных классах учат детей самостоятельному исследованию, прививают исследовательскую культуру. Из приведенной ниже таблицы можно узнать о совместимости метода критического мышления и исследовательской деятельности.

Сравнение данных таблицы позволяет сделать вывод, что трехфазная структура метода критического мышления соответствует этапам исследования. Таким образом, можно использовать метод критического мышления для формирования исследовательской культуры и создания среды поиска в исследованиях как постоянно сопутствующий аудиторному обучению процесс. А это отвечает требованиям современного образования по воспитанию конкурентоспособной личности.

Совместимость метода критического мышления и исследовательской деятельности.

Структура урока в критическом мышлении (3 стадии).

Этапы исследования.

1-я стадия. Вызов или побуждение. Создание интереса, побуждение к активной учебно-познавательной деятельности. Вовлечение в воспоминание того, что уже известно по данной теме.

1. Определение проблемы, постановка проблемного вопроса. Формулирование темы исследования, цели и задач.

2-я стадия. Реализация. Поиск ответов из опыта личной работы с новой информацией. Работа с учебником, с новой информацией.

2. Реализация задач, т. е. собственно исследование, теоретическая и практическая его часть.

3-я стадия. Рефлексия (размышления). Закрепление знаний, понимание нового.

3. Выводы исследования.

В сложном динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач. Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности; предназначена для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Часто учебник выступает в качестве основного источника построения урока. В последнее время много нареканий вызывают учебники по отечественной истории и истории мира, изданные у нас, — сложный текст, составленный без учета возрастных особенностей, разночтения в именах, датах, отсутствие карт, иллюстраций, грамотных заданий и т. п. Учебник теряет свои функциональные роли как средство самостоятельного изучения истории и эффективного воздействия на формирование и развитие личности. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского: «При хорошем учебнике и благоразумной методе посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого лучший преподаватель. долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу». Перед учителем стоит задача адаптировать текст учебника для изучения изложенного в нем содержания. Учитель берет на себя многие функции, которые мог бы выполнить учебник: является зачастую носителем, источником информации, интегрирует знания и умения школьников и др. [2, 3].

Таким образом, рассмотрев лишь некоторые современные проблемы школьного преподавания истории, можно сделать два основных вывода. Во-первых, продуманный выбор и применение современных методик преподавания позволяют решать одну из важнейших задач образования — формирование конкурентоспособной личности, востребованной социально и профессионально. Во-вторых, в отсутствие «хороших» учебников возрастает роль учителя как носителя и транслятора информации. Учитель был и остается одной из главных фигур образовательного процесса, который, профессионально владея методами педагогической деятельности, ставит цели, прогнозирует результат и принимает обоснованные решения. Личность учителя имеет большое значение в обучении тому, что важно в жизни.

познавательный обучение история учитель.

  • 1 Боуз Дэвид. Либертарианство: История, принципы, политика. — Челябинск: Социум, 2009.
  • 2 Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. — М.: ВЛАДОС, 1999.
  • 3 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой