Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. Заложить основы целостной, гармонично развитой личности — главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности… Читать ещё >

Введение. Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме развития навыков общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет навыками и культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и развивать навыки общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Заложить основы целостной, гармонично развитой личности — главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.

Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Каждый ребенок уникален, неповторим, и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило — «быть рядом, но чуть-чуть впереди» — общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не мы опускаемся до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаем до своего).

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования — выявление наиболее эффективных приемов развития навыков общения дошкольников.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста» .

Цель исследования — выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т. е. развивать навыки общения детей, и это возможно через игровую деятельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2. Выявить особенности развития навыков общения у детей.
  • 3. Проверить эффективность использования методов развития навыков общения у детей посредством игровой деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. Это Коломинский Я. А., Эльконин Д. Б., Репина Т. А. и другие.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

  • — теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
  • — эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Организация и база исследования.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад — № 15» города Ставрополя и включало три этапа:

  • 1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень культуры общения детей в старшей группе детского сада.
  • 2. На втором этапе была организована работа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности.
  • 3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.

В результате исследований:

  • 1) Выявлены особенности навыков общения у детей старшей группы детского сада.
  • 2) Разработана методическая система развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем исследования составляет 39 страниц.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой