Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование предпосылок развития речи в первый год жизни ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя… Читать ещё >

Формирование предпосылок развития речи в первый год жизни ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый год жизни является подготовительным периодом и для развития у ребенка активной речи. Наряду с развитием речевого слуха и понимания речи благодаря произнесению звуков, слогов упражняется его артикуляционный аппарат. Вначале малыш еще не умеет им управлять, и произносимые певучие звуки являются лишь выражением хорошего настроения.

Двух-трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.

Задача взрослых — развивать у малыша умение прислушиваться к звукам. С этой целью его внимание привлекают звучащей игрушкой, пением, разговором, произнесением отдельных слов. Благодаря «озвученной среде» младенец приобщается к внешнему миру, у него шлифуется слух, вырабатывается способность реагировать на звук, а затем и на слово. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации. Все это стимулирует голосовые реакции ребенка: сначала появляются гортанные звуки, затем гуление, а в 5−6 месяцев — лепет.

В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого.

На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша, но имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая его тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

К 5−6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т. п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.

Взрослые, чтобы поддержать лепет малыша, подхватывают произнесенные им звуки, а ребенок вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.

В этот период развития ребенка в связи с расширением его двигательных возможностей, совершенствованием ориентировки в окружающем, а также развитием действий с предметами возникает задача особой важности — развивать способность малыша понимать речь взрослого — учат понимать отдельные слова, действовать по словесному указанию: дай, возьми, брось, где мяч…

К 8 месяцам малыш подражает лишь тем звукам, которые имеются в его собственном лепете, а в 9 — 10 месяцев и таким, которых он сам еще не произносил: «Кошка, кис-кис!» — говорит мама, показывая Алешеньке плюшевую кошку. Мальчик повторяет, надувая щечки: «Кс-кс». Трудно, но зато как интересно. «Кс-с-с…» — лепечет Алешенька, увидев издали знакомый ему предмет, и мама подает ему кошку. Вот это открытие. Значит, можно получить игрушку таким способом.

Так малыш овладевает первыми осмысленными словами и начинает пользоваться ими как средством выражения своих желаний, средством общения с окружающими, в первую очередь, конечно, с родными, близкими.

К концу года ребенка учат осмысленно произносить 8—10 слов (мама, папа, баба, дай, на и др.), но в этом возрасте он еще слабо владеет органами речи, ему трудно воспроизвести даже те слова, которые он давно понимает. Поэтому, обучая ребенка активной речи, надо называть предметы полным словом и вместе с тем облегченным (кошка — киса, бабушка — баба, кукла — ляля и т. п.). Этим приемом придется пользоваться и в первые месяцы второго года жизни малыша.

Хотя первые слова, произносимые ребенком, далеко не совершенны, но мать и другие близкие люди понимают, что он хочет выразить. Это его первые попытки общаться с людьми посредством речи. Эти попытки надо всячески поддерживать.

Надо стараться сопровождать словом все, с чем сталкивается ребенок в процессе воспитания тех или иных умений.

За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек, назвать различные действия.

В активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Ребенок часто обращается к взрослым с помощью мимики и жестов.

Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но постепенно малыш учится, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять разнообразные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги. Его речь приближается к речи взрослых и приобретает все большее значение в его жизни. Теперь она становится основным средством общения со взрослым и регулирует поведение малыша. Но этому предшествует кропотливая работа.

Рассматривая, например, с ребенком картинки, имеющие сюжетное содержание, необходимо побуждать его строить предложения. Для этого следует задавать вопросы, например: «Что делает девочка?» (Ест, бежит, играет, прыгает.), «Куда она идет?», «Кого она увидела?» и т. п.; показывать картинки, которые знакомят ребенка с размером (большой и маленький), названием цвета. Развитию обобщающей функции слова способствуют картинки, изображающие один и тот же предмет, но разного размера или цвета (одно и то же действие выполняет то мальчик, то девочка) или разных животных (кошка, собака едят; гусь, утка плавают и т. п.).

В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Общение взрослого и ребенка, возникающее в игре, полезно использовать как средство развития речи: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт со взрослыми, охотно откликаются на их предложение повторять слова, обозначающие предметы и действия.

Приглашением к игре может служить своеобразный сюрпризный момент. Таким образом, взрослый постоянно должен помнить о важности речевого общения в первый год жизни ребенка, хотя ему может казаться, что ребенок все равно ничего не понимает, такого эмоционального и сильного по количеству впечатлений общению, потом уже не будет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой