Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Организация научно-исследовательской работы студентов педагогического ВУЗа в условиях перехода на новые стандарты обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую значимость обретает необходимость формирования поколения специалистов, способных работать в условиях высокого уровня наукоёмкости профессиональной деятельности, когда постоянно ускоряются процессы получения и развития знания, процесс накопления научной информации. Очевидно, что обозначенные тенденции оказывают прямое влияние на постановку образовательных целей и требуют новых подходов… Читать ещё >

Введение. Организация научно-исследовательской работы студентов педагогического ВУЗа в условиях перехода на новые стандарты обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активные процессы, происходящие практически во всех сферах современного российского общества, неизбежно затрагивают и образование. Анализ основных направлений общественного развития показывает, что переход к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях, обусловил необходимость поливекторного процесса обновления системы высшего образования в России. Столь глобальное реформирование высшей школы определяется прежде всего тем, что в настоящее время рынок труда нуждается в конкурентоспособных выпускниках, способных самостоятельно выстраивать и координировать траекторию своей профессиональной деятельности, умеющих работать с возрастающим объемом информации, нестандартно мыслящих, с высоким уровнем адаптивности к быстро меняющимся социальным условиям.

В данном контексте мы находимся на качественно новой стадии социально-экономического развития, характерном для ведущих стран мира, ориентированных на создание так называемой экономики знаний, основанной на генерации, распространении и рациональном использовании получаемых знаний. Природа знания ориентирована на бесконечный процесс обновления, что в свою очередь порождает инновации. Всё это направлено на возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития и повышению роли знаний как основного ресурса экономики.

Особую значимость обретает необходимость формирования поколения специалистов, способных работать в условиях высокого уровня наукоёмкости профессиональной деятельности, когда постоянно ускоряются процессы получения и развития знания, процесс накопления научной информации. Очевидно, что обозначенные тенденции оказывают прямое влияние на постановку образовательных целей и требуют новых подходов ко всем направлениям образовательной деятельности, основанной на внедрении федеральных государственных образовательных стандартов.

В современной психолого-педагогической литературе активно изучаются проблемы внедрения компетентностного подхода к обучению, получившего свое развитие после присоединения России к Болонскому процессу В. И. Байденко, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др. [10, 33, 37, 104]. Предметом обсуждения являются сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность», предлагается перечень базовых универсальных компетенций, в число которых входит научно-исследовательская компетентность, формирование которой призвано вносить вклад в создание Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства.

Данная тенденция имеет не декларативный характер, но находит свое отражение в значительном количестве различных правительственных программ, призванных обеспечить условия для подготовки современных кадров, что неизбежно меняет представление о традиционном образовательном процессе в вузе.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют студентов на активное занятие научно-исследовательской деятельностью, и это является обязательной составной частью модели подготовки выпускника с высшим образованием. Именно поэтому процесс обучения в высшей школе сегодня переориентирован с учебно-образовательного на научно-образовательный. Очевидно, что при таком подходе подготовка современных кадров невозможна без формирования исследовательской компетентности у студентов в период их обучения в вузе.

В связи с этим вновь становится актуальной проблема организации исследовательской работы. Её актуальность обусловлена также недостаточно ясной содержательной стороной механизмов научно-исследовательской подготовки студентов вуза, определенной федеральным государственным образовательным стандартом, и отсутствием разработанных методических концепций и подходов к формированию исследовательской компетентности обучающихся.

Рассматриваемая нами проблема не является новой. Потребность современного общества в людях, способных быстро переориентироваться на актуальные сферы производства, обладающих установкой к самосовершенствованию и самоорганизации, меняет отношение к образовательному процессу в направлении слияния науки с процессом обучения. Изучению данного направления посвящены работы З. Н. Апазаовой, М. В. Беняш, С. И. Брызгаловой, В.А. Григорьевой-Голубевой, В. С. Елагиной, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, А. А. Орлова, М. М. Поух, П. В. Середенко, И. Ю. Степановой, А. В. Хуторского и др. [5, 13, 21, 28, 31, 33, 37, 58, 68, 84, 90, 104].

Вместе с тем анализ работ показал, что в вузах не в полной мере создаются условия для формирования необходимого уровня готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности.

Разделяя взгляды А. В. Хуторского, считаем, что исследовательская компетенция носит метапредметный (универсальный) характер по отношению к образовательному процессу. Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в определенной совокупности обобщенных знаний и умений, которые позволяют им перенести сформированные исследовательские умения на различные виды профессиональной деятельности [104, с. 56], и формируется на основе системного подхода в организации образовательного процесса в вузе.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил обнаружить следующие противоречия:

  • · между потребностью общества в педагоге, способном осуществлять исследовательский подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе и низком уровне готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности;
  • · между необходимостью формирования готовности студентов к исследовательской деятельности в рамках образовательного процесса, определенного учебным планом, и неразработанностью педагогических условий его реализации.
  • · между заложенными в содержании изучаемых дисциплин возможностями для развития исследовательской компетентности студентов и отсутствии соответствующих механизмов их формирования.

Названные противоречия актуализировали проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных путей формирования исследовательской компетентности студентов как основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в период обучения в педагогическом вузе.

Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в процессе обучения.

Цель исследования — теоретическое обоснование педагогических условий формирования исследовательской компетентности студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования исследовательской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если:

  • — в его основу будет положен всесторонний анализ сущности понятия «исследовательская компетентность», позволяющий выработать методические подходы к процессу ее формирования;
  • — будут созданы соответствующие педагогические условия, способствующие формированию и развитию исследовательского потенциала студентов педагогического вуза в границах учебных занятий;
  • — в процессе формирования исследовательской компетентности будет использоваться комплекс исследовательских заданий, объединяющий целевые, содержательные и технологические аспекты исследовательской деятельности.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы формирования исследовательской компетентности студентов в педагогической науке и практике, выявить пути ее решения.
  • 2. Выявить сущность и структуру исследовательской компетентности студентов педагогического вуза.
  • 3. Обосновать требования к образовательной среде, позволяющей эффективно формировать исследовательскую компетентность студентов педагогических вузов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта;
  • — эмпирические: изучение опыта работы кафедр филиала по организации НИРС; психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение опыта преподавания, анализ результатов деятельности студентов и преподавателей, диагностические методики);
  • — статистические: статистический анализ и интерпретация результатов исследования. научно-исследовательский педагог компетентность

Методологическую основу исследования составили: общенаучный принцип системного подхода к изучению личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластенин, П. Г. Щедровицкий и др.); концепции моделирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур, Ю. К. Чернова, В. И. Щеголь и др.); современные концепции субъект-субъектного взаимодействия: индивидуализации, личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, М. А. Викулина, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, В. А. Ситаров, Е. А. Крюкова, И. С. Якиманская и др.); концепция компетентностно-ориентированного образования (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, М. В. Лагунова, А. А. Пинский, Дж. Равен, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской и др.).

Теоретической базой исследования являются: теории, освещающие различные аспекты профессиональной подготовки студентов (В.Л. Бенин, Г. Д. Бухарова, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, А. Я. Наин и др.); работы, посвященные вопросам реализации исследовательского метода обучения (А.Н. Поддьяков, П. Ю. Романов, Н. В. Сычкова, Т. Н. Шепилова и др.).

Опытно-поисковой базой исследования явился филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани. В проведении исследования принимали участие 65 студентов 2−3 курсов бакалавриата различных профилей подготовки. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного, деятельностного и индивидуального подходов сформулированы требования к образовательной среде, позволяющей эффективно формировать исследовательскую компетентность студентов педагогического вуза.

Практическая значимость работы: материалы курсовой работы могут быть использованы в практике организации научной работы студентов педагогического вуза. Обоснованность и достоверность результатов исследований обеспечивались привлечением достаточных эмпирических материалов; адекватными методами исследования.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждены и получили поддержку на региональной научно-практической конференции молодых ученых в краснодарском государственном институте культуры.

Результаты исследования представлены в четырех публикациях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой